12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Морозова Надежда675
Работаю в коррекционной школе учителем трудового обучения, учу девочек навыкам шитья, во внеклассной работе, занимаюсь с детьми изготовлением панно в технике "Канзаши", шьем и вяжем разнообразные игрушки крючком. Дети участвуют в конкурсах
Россия, Хабаровский край, г. Бикин
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Пояснительная записка.

Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» художественной направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, УО (ИН) разработана на основе типовых программ с учетом учебных стандартов и требований следующих нормативно-правых документов :

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26).

Конвенция о правах ребенка.

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Федеральный закон от 24.07. 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 года № АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами»;

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, разработанные государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет".




Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов умственно отсталого ребенка, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, коррекции познавательных процессов, ориентации на личный успех. Обеспечивает оказание досуговых услуг в области декоративно-прикладного творчества, которые пользуются все большим спросом у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и у их родителей (законных представителей).

Программа обеспечивает включение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в новые формы организации социальной жизни, тем самым обеспечивая их социализацию и адаптацию к жизни в существующей социальной среде.

Содержание деятельности направлено на овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарными приёмами ручного труда, развитие пространственных представлений, мышления, самостоятельности и творчества.

Актуальность программыиздавна ручной труд использовался для развития интеллекта и психики детей. Основанием для этого является практическая деятельность. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ручной труд является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, творческого потенциала, приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Шитье является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Данная программа позволяет расширить знания и совершенствовать навыки в области материаловедения, машиноведения, конструирования, моделирования и изготовления швейных изделий, приобретённые на уроках технологии. Одновременно осуществляется развитие опыта в сфере швейного дела, развитие интереса к профессиям швейного производства.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская», разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Швейное дело» (художественное направление), Зарыковской Ирины Владимировны, педагога дополнительного образования, Илекского района, Оренбургской области, г. Димитрово, 2018 год. особенностью программы является использование на занятиях различные виды деятельности, направленных на: сохранение народных традиций; изучение современного дизайна костюма. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Тип программы Программа «Творческая мастерская» создана с учётом возрастных и психофизических особенностей обучающихся КГКОУ ШИ 10, ориентированные на детей разного уровня развития и предполагающие реализацию освоения содержания на тех уровнях сложности, которые соответствуют возможностям каждого участника учебной группы. Это дает возможность каждому овладевать программным материалом по конкретному виду деятельности на своем уровне (стартовом, базовом или продвинутом), но не ниже стартового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей ребенка с УО (ИН).

Форма организации образовательной деятельности основанная на комплексном принципе, который представляет собой соединение отдельных направлений, видов деятельности в некое целое, но в рамках одной направленности. Формами организации познавательной деятельности на занятиях является: индивидуальная, парная, групповая. Каждое занятие направлено на развитие личности и познавательного интереса к видам декоративно-прикладного творчества, приобретение определённых знаний, умений, навыков, на формирование культуры общения и поведения в социуме.

В рамках реализации программы «Творческая мастерская» предполагается активное участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества. По мере изучения курса происходит переход от простых изделий к сложным, от выполнения по образцу к разработке собственных проектов.

Адресат программы.  Программа рассчитана для обучающихся 9-14 лет с ограниченными возможностями здоровья УО(ИН) имеющих статус «ребенок-инвалид». Формирование речевой области таких детей, совершается под влиянием импульсов, идущих от рук, а точнее от пальцев, поэтому стимулирование речевого развития ребенка путем тренировки движений пальцев рук особенно важно в тех случаях, когда у детей имеется задержка развития речи.

Набор обучающихся в объединение – свободный. Длительность занятий – 40 минут.

Объем программы 144 час. Продолжительность учебного года – 36 недель.

Сроки освоения программы составляет 1 год.

Продолжительность занятий: 4 раз по1часу в неделю, при этом один час занятия составляет 40 минут активного обучения.

Приоритет отдается активным формам преподавания:

- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

- Наглядным: рисунков, моделей, образцов.​​​​​​​

Цель программы.

Формирование у обучающихся с УО (ИН) теоретических знаний и практических умений, изготовления различных комплектов и модных аксессуаров на куклу; подготовка участников школьного и регионального этапов конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» по компетенции «Портной»

Задачи.

Метапредметные.

формировать у обучающихся представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

расширить культурный кругозор, обогатить знания о культурно- исторических традициях в мире вещей;

формировать практические умения и навыки использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

формировать интерес к разнообразным видам труда;

Личностные:

воспитывать общую культуру личности и активной жизненной позиции;

воспитывать общую трудовую культуру, взаимопонимания, умение работать в коллективе;

формировать коммуникативную культуру, развивать активность, целенаправленность, инициативность;

воспитывать духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Коррекционные:

развивать познавательные психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление);

развивать умственную деятельность (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);

развивать сенсомоторные процессы, руки, глазомера через формирование практических умений;

Учебный план.


Название разделов, модулей

Тео

рия

Прак

тика

Форм аттестации/ контроля

1

Введение. Вводный инструктаж.

1

1

беседа

2

Сведения о швейном производстве

1

1

беседа

3

Сведения о швейных материалах

1

2


3.1

Классификация текстильных волокон. Технологические свойства материалов.

1

1

Беседа, наблюдение

3.2

Выбор ткани будущего изделия.

-

1

Лабораторный практикум

4

Основы моделирования и художественного оформления одежды.

2

2


4.1

Композиция костюма.

1

-

Беседа, наблюдение

4.2

Техническое моделирование будущего изделия.

1

2

Лабораторный практикум

5

Технология ручных работ

4

3


5.1

Материалы и инструменты для выполнения. Правила безопасной работы.

1

-

Беседа, наблюдение

5.2

Стежки и строчки

1

1

Лабораторный практикум

5.3

Петельные и специальные стежки для отделочных работ

1

1

Лабораторный практикум

5.4

Пришивание фурнитуры.

1

1

Лабораторный практикум

6

Устройство и работа швейной машины.

3

3


6.1

Эксплуатация и ремонт швейных машин. Правила ТБ при работе в швейной мастерской, на швейной машине.

1

-

Беседа, наблюдение

6.2

Заправка швейной машины.

1

2

Лабораторный практикум

6.3

Чистка и регулировка машин.

1

1

Лабораторный практикум

7

Технология машинных работ.

4

4


7.1

Виды строчек и область их применения. Виды швов.

1

-

Беседа, наблюдение

7.2

Выполнение соединительных швов.

1

1

Лабораторный практикум

7.3

Выполнение краевых швов.

1

1

Лабораторный практикум

7.4

Выполнение отделочных швов.

1

2

Лабораторный практикум

8

Технология обработки деталей и узлов швейных изделий.

6

10


8.1

Название деталей изделия.

1

-

Беседа, наблюдение

8.2

Последовательность поузловой обработки изделия. Обработка срезов.

1

2

Лабораторный практикум

8.3

Выполнение образцов поузловой обработки кармана.

1

2

Лабораторный практикум

8.4

Выполнение образцов поузловой обработки застёжки.

1

2

Лабораторный практикум

8.5

Выполнение образцов поузловой обработки манжета.

1

2

Лабораторный практикум

8.6

Выполнение образцов поузловой обработки воротника.

1

2

Лабораторный практикум

9

Изготовление мягких игрушек

10

32


9.1

Изготовление мягкой игрушки по одной выкройки» Сведения о ткани для пошива игрушек.

Раскрой деталей игрушки.

1

2

Творческая работа

9.2

Соединение деталей туловища и набивка игрушки ватой.

1

2

Творческая работа

9.3

Изготовление накладки для носа и выполнение отделки игрушки.

1

2

Творческая работа Выставка(конкурс)

9.4

Изготовление игрушки «Медвежонок» Раскрой деталей игрушки.

1

2

Творческая работа

9.5

Соединение деталей туловища и набивка игрушки ватой.

1

2

Творческая работа

9.6

Соединение деталей туловища и набивка игрушки ватой.

1

3

Творческая работа

9.7

Изготовление накладки для носа и выполнение отделки игрушки

1

2

Творческая работа

9.8

Изготовление игрушки «Собачка» Раскрой деталей игрушки

1

2

Творческая работа

9.9

Соединение деталей туловища и набивка игрушки ватой.

-

2

Творческая работа

9.10

Изготовление накладки для носа и выполнение отделки игрушки

-

2

Творческая работа Выставка(конкурс)

9.11

Изготовление игрушки «Котенок» Раскрой деталей игрушки

1

2

Творческая работа

9.12

Соединение деталей туловища и набивка игрушки ватой.

-

2

Творческая работа

9.13

Изготовление накладки для носа и выполнение отделки игрушки

-

2

Творческая работа Выставка(конкурс)

9.14

Изготовление игрушки «Зайчик» Раскрой деталей игрушки

1

2

Творческая работа

9.15

Соединение деталей туловища и набивка игрушки ватой.

-

2

Творческая работа

9.16

Изготовление накладки для носа и выполнение отделки игрушки.

-

1

Творческая работа Выставка(конкурс)

10

Изготовление тканевой куклы.

3

9


10.1

Название деталей кроя куклы.

1

-

Беседа, наблюдение

10.2

Последовательность обработки куклы, выбранной обучающим по уровню сложности.

1

-

Беседа, наблюдение

10.3

Пошив тканевой куклы.

1

9

Творческая работа

11

Изготовление комплекта одежды на куклу.

10

30


11.1

Уточнение деталей кроя. Раскрой.

1

5

Лабораторный практикум.

11.2

Последовательность поузловой обработки изделия, выбранной обучающим по уровню сложности

3

6

Лабораторный практикум.

11.3

Пошив изделий на куклу.

4

21

Лабораторный практикум.

12

Итоговое занятие.

1

1

Творческая работа Выставка(конкурс)

итого

44

100


Всего 144



Содержание учебного плана .

1.Введение. Вводный инструктаж.

Теория. Классификация текстильных волокон. Технологические свойства материалов. Практическое занятие. Выбор ткани будущего изделия.

2.Сведения о швейном производстве.

Теория. Ассортимент швейных изделий. Основные этапы изготовления швейных изделий. Практическое занятие. Выполнение эскиза будущего изделия.

3.Сведения о швейных материалах.

Теория. Классификация текстильных волокон. Технологические свойства материалов. Практическое занятие. Выбор ткани будущего изделия.

4.Основы моделирования и художественного оформления одежды.

Теория. Композиция костюма.

Практическое занятие. Техническое моделирование будущего изделия.

5.Технология ручных работ.

Теория. Материалы и инструменты для выполнения. Правила безопасной работы. Практическое занятие. Стежки и строчки. Петельные и специальные стежки для отделочных работ. Пришивание фурнитуры.

6.Устройство и работа швейной машины.

Теория. Эксплуатация и ремонт швейных машин. Правила ТБ при работе в швейной мастерской, на швейной машине. Практическое занятие. Чистка и регулировка машин.

7.Технология машинных работ.

Теория. Виды строчек и область их применения. Виды швов. Практическое занятие. Выполнение соединительных, краевых и отделочных швов.

8.Технология обработки деталей и узлов швейных изделий.

Теория. Название деталей изделия. Обработка срезов. Последовательность поузловой обработки мелких деталей изделия.

Практическое занятие. Выполнение образцов поузловой обработки кармана, застёжки, манжета, воротника.

9. Изготовление мягких игрушек.

Теория. Изготовление мягкой игрушки по одной выкройки» Сведения о ткани для пошива игрушек. Раскрой деталей игрушки. Последовательность обработки игрушки, выбранной обучающим по уровню сложности.

Практическое занятие. Выполнение мягких игрушек.

10.Изготовление тканевой куклы.

Теория. Название деталей кроя куклы. Последовательность обработки куклы, выбранной обучающим по уровню сложности.

Практическое занятие. Пошив тканевой куклы.

11. Изготовление комплекта одежды на куклу.

Теория. Уточнение деталей кроя. Последовательность поузловой обработки изделия, выбранной обучающим по уровню сложности.

Практическое занятие .Пошив изделий на куклу.

12. Итоговое занятие.

Подводятся итоги работы объединения. Оформляется выставка

работ. Отмечаются лучшие работы, поощряются обучающиеся, которые проявили творческую активность.

Планируемые результаты.

Предметные:

обучающиеся научатся:

- правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями);

- соблюдать технику безопасности и гигиену труда при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, игла…),

- различать виды материалов по их свойствам и структуре;

- определять детали кроя;

- устанавливать последовательность изготовления игрушек, одежды;

- понимать назначение шаблона, выкройки;

- правильно работать ручными инструментами( ножницы, игла) и на швейной машинке под контролем преподавателя, с соблюдением техники безопасности;

- различать материалы и инструменты по их назначению;

- эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку;

- выполнять комбинированные работы из разных материалов;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом;

Метапредметные:

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

- понимать цель выполняемых действий;

- понимать важность планирования работы;

- с помощью педагога анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;

- выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией педагога;

- осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в технологической карте последовательностью или образцом;

- осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

- анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

- решать практическую творческую задачу, используя известные средства;

- осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.

- правильно находить способы устранения ошибок при выполнении различных операций.

Обучающиеся получат возможность получить навыки:

- продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

- включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче и предлагать способы его практического воплощения;

- вносить изменения и дополнения в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или с новыми условиями использования вещи;

- продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

- различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, способы соединения деталей;

- характеризовать материалы по их свойствам;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- анализировать образец, работать с простыми схемами и инструкциями.

Коммуникативные:

обучающиеся научатся:

- выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством педагога).

Учащиеся получат возможность научиться:

- выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при посещении выставок декоративно-прикладного творчества;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

- задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приёмам изготовления изделий.

Личностные:

У обучающихся будут сформированы качества:

- положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;

- эмоционально-ценностное отношение к результатам труда.
обучающиеся получат возможность для формирования качеств:

- чувства сопричастности к культуре своего народа;

- адекватной оценки правильности выполнения задания.

-доброжелательного относиться к замечанию учителя при объявлению ошибок.

Формы обучения- очная, занятия проводятся под руководством педагога дополнительного образования, осуществляющего организацию индивидуальной и коллективной работы обучающихся, в том числе с использованием возможностей информационной среды. Педагог организует и поддерживает учебное взаимодействие, учит фиксировать важнейшие шаги в пространстве освоения программы.

Технологии и методы обучения.

Для реализации данной Программы используются элементы следующих педагогических технологий:

личностно-ориентированного обучения;

технологии индивидуального обучения;

проблемного обучение;

здоровьезберегающие технологии;

технологии развивающего обучения;

информационно-коммуникативные технологии;

игровые технологии.

Методы организации занятий.

По источникам и способам передачи информации:

словесные;

наглядные;

практические;

информационно-коммуникативные.

 По характеру методов познавательной деятельности:

репродуктивный;

объяснительно-иллюстративный

проблемный, частично-поисковый.

По характеру деятельности обучающихся:

активные;

творческие.

В зависимости от характера дидактических задач:

методы повторения;

методы закрепления;

методы контроля;

методы самостоятельной работы;

методы организации и осуществления познавательной деятельности;

методы стимулирования и мотивации деятельности;

-методы контроля и самоконтроля за эффективностью деятельности.

Для активизации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, УО (ИН) на занятиях используется:

- сигнальные карточки при выполнении заданий (карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале);

- использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная, что позволяет сформировать устойчивые визуально - кинестетические, визуально-аудиальные и условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.

- использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса.

Формы проведения занятий- беседа, практическое занятие, защита проектов.

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

Материалы: ткань(хлопок, лѐн, трикотаж), синтепон; инструменты: ножницы, напѐрсток, иглы, швейная машинка, обметочная машинка. линейка, тетрадь

Компьютер,

помещение, соответствующее требованиям СанПиН 2.4.2.3286-15;

мебель (количество столов и стульев должно соответствовать количеству детей в группе; шкаф для хранения материального оснащения и т.д.);

стенды для демонстрации образцов.




Методические материалы.

-методические рекомендации для осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

-рекомендации к практическим занятиям: комплекс физминуток (упражнения для глаз, упражнения на расслабление всего организма, дыхательная гимнастика, релаксация мышц рук, релаксация мышц ног, релаксация мышц туловища, релаксация мышц глаз);

-фото-каталоги творческих работ, фотоальбомы, иллюстрации;

-видео каталог выставочных работ обучающихся и педагога;

-раздаточный материал (схемы, шаблоны, выкройки).

Формы аттестации и оценочные материалы.

Согласно учебному плану, результативность освоения программы отслеживается и фиксируется в форме:

-участия в культурно-массовых и творческих мероприятиях;

- участие в школьном и региональном этапов конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абалимпикс» по компетенции «Портной» и всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества; практические и творческие работы, наблюдение, устный опрос.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, УО (ИН) обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений развития вместе с нормально развивающимися обучающимися в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.


Литература:


Закон «Об образовании РФ».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 /

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (кружки по прикладному искусству и технологии)// под ред. Листовой Г.С. М.: «Просвещение», 1982.

Основы швейного производства. Пробное учебное пособие.//под ред. Трухановой А.Т. М.:« Просвещение», 1989.

Журналы мод.

Интернет - ресурсы.








Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.