12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Погодина Надежда Владимировна34

Организация исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС
через реализацию программы дополнительного образования
«
Terra incognita» («Земля неизведанная»)

Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения?

Исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском 

Школьный уровень  позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая, а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.

Учащиеся работают с  документами, таблицами и схемами, картами, дополнительной литературой, картинами. При этом обязательно использовать алгоритм - предписание пошаговой последовательности действий, точное выполнение которой позволяет решать учебные задачи определенного типа работы. Важно  проговаривать его с учащимися. В дальнейшем алгоритмы позволяют учащимся организовать работу и добиваться  необходимого результата самостоятельно.

Обоснованным здесь является  использование проблемных ситуаций, исследовательских задач, моделирование эксперимента, дискуссии, проблемный анализ текста, написание творческих работ, докладов, сообщений, создание презентаций по выбранной учеником тематике.

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм, умения работать с респондентами, проводить опрос по значимым вопросам.

На данных этапах во время проведения уроков можно использовать методику исследовательской деятельности в группах. Очевидны преимущества использования тех форм и методов обучения, которые побуждают каждого ученика ощутить себя аналитиком и критиком, синтезировать идеи, формулировать гипотезы, аргументировать и опровергать их.

Третий уровень предполагает не только практическую значимость выбранной темы, но и новизну ее разработки, т.е. построение своих логических умозаключений, собственных предложений, трактовку их результатов и т.п. И если на ранних этапах учащиеся осваивают отдельные элементы исследовательской деятельности, то на данном этапе учащиеся создают исследовательские работы (проекты).

Сам процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя, который  выступает преимущественно как организатор и руководитель самостоятельной работы учащихся.

Исследование ученическое, может носить как учебный характер, так и научный. Может быть организована как во время урока, так и во внеурочное время.


Предлагаем организовать работу в системе дополнительного образования по разработанной нами программе дополнительного образования «Terra incognita» («Земля неизведанная»)

I. Учебно-тематический план

 

Тема

Всего

Теория

Практика

1

Организационный период: формирование состава группы - до 15 сентября

     

2

Вводное занятие

1

1

-

3

Распределение заданий в микрогруппах

1

-

1

4

Практическая деятельность учащихся в рамках исследования

8

2

6

5

Промежуточный контроль

6

3

3

6

Способы оформления материалов исследования

8

2

6

7

Документирование результатов исследования

6

2

4

8

Презентация результатов исследования

2

-

2

9

Подведение итогов исследования

2

-

2

10

Практическое использование результатов исследования

2

-

2

 

Итого

36

10

26


 


 

II. Содержание программы

Организационный период: формирование состава группы

Вводное занятие. Знакомство с планом работы объединения. Введение в программу. Вводный инструктаж.

Распределение заданий в микрогруппах. Установка на проблему, не имеющую однозначного решения, интересующую в первую очередь самих учащихся, ее актуальность.

Практическая деятельность учащихся в рамках исследования. Информационное обеспечение: работа в библиотеке, в сети Интернет. Первичный анализ материала согласно опыту, знаниям, интересам учащихся. Система частично-поисковых задач, способствующих приобретению новой информации и способов решения.

Промежуточный контроль. Обмен мнениями, идеями по проблеме исследования. Постановка и формулирование цели работы. Устранение противоречий между поставленной целью и имеющейся информацией. Выделение темы и подтемы, формулирование основных мыслей на уровне гипотезы, составление первоначального плана работы. Самостоятельное конструирование проблемных ситуаций. Выявление противоречий в содержании работы. Обмен информацией по изучаемой проблеме. Корректировка плана. Уточнение темы. Изучения объекта исследования под углом нерешенных вопросов.

Способы оформления материалов исследования. Общие требования: объем работы, рецензия, защита. Структура исследовательской работы. Стилистические особенности исследовательской работы. Порядок оформления ссылок на авторов и литературу в тексте. Некоторые особенности пунктуации в исследовательской работе. Приложение 1

Документирование результатов исследования. Составление обобщающих таблиц, тезисов работы, подготовка наглядности и практической части исследования. Оформление титульного листа и списка литературы (библиографии).

Презентация результатов исследования. Работа над эмоциональностью и грамотностью защиты.

Подведение итогов исследования. Осмысление, сравнение, анализ и коррекция материалов исследования: отстаивание своей точки зрения, признание ошибок, исправление их и выработка своего понимания проблемы.

Практическое использование результатов исследования. Выступление на гимназической, городской и областной учебно-исследовательских конференциях.

III. Основные формы, приемы и методы организации учебного процесса

Тема занятия

Формы проведения

Приемы / Методы

Вводное занятие

Инструктаж

Объяснение

Распределение заданий в микрогруппах

Групповой практикум

«Мозговой штурм»

Практическая деятельность учащихся в рамках исследования

Экскурсия.Творческая мастерская

Объяснительно-иллюстративный, поисковый

Промежуточный контроль

«Круглый стол»

«Мозговая атака»

Способы оформления материалов исследования

Лекция

Практико-ориентированный

Документирование результатов исследования

Практическая работа, интерактивное занятие

Исследовательский, проблемный

Презентация результатов исследования

Ролевая игра

Проектный

Подведение итогов исследования

Конкурс мини-проектов

Сравнение, сопоставление, анализ. Соревнование

Практическое использование результатов исследования

Конференция

Творческий отчет (защита)


 

Каждое занятие специфично по своей конкретной цели и по структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося в соответствии с учебной задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка.

Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных дидактических целей, содержания материала, уровня подготовки учащихся.

Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка. Индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом возможностей и способностей.

В процессе занятий главная роль отводится технологии проблемного обучения: проблемный практикум, проблемное изучение темы, конструирование проблемных ситуаций через постановку проблемных вопросов.

Широко используется исследовательский метод усвоения знаний и формирования умений посредством мотивированного решения проблем в ходе лекций, дифференцированной и индивидуальной работы, практических занятий.

Большое внимание уделяется обучению детей приемам умственной деятельности: изучение, сравнение, сопоставление, анализ, обобщение, абстрагирование.

Одну из ключевых позиций образования занимает метод проектов, который предполагает:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

- практической, теоретической значимости предполагаемых результатов

-самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей)

- использование исследовательских методов в процессе работы

Все это позволяет формировать устойчивый познавательный интерес к предмету изучения, развивать у учащихся аналитические и исследовательские навыки, добиваться успешного выполнения творческих работ, развивать творческое, критическое мышление, формировать умение отбирать материал, вычленять главное, самостоятельно оперировать полученными знаниями.

Дидактическое и техническое оснащение занятий

В решении основных задач программы большую роль играет учебно-материальная база. Соблюдаются световой и тепловой режимы, создаются необходимые условия для работы.

Развитие новых обучающих технологий идет одновременно с процессом внедрения мультимедийной составляющей в процесс обучения. Формирование мультимедиакомпетенции становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Способность к поиску необходимой информации и обмену ею через глобальную сеть Интернет расширяет общую информационную картину мира и обогащает познавательную компетенцию и социальный опыт учащихся, что способствует повышению эффективности и интерактивности обучения.

Для проведения занятий в классе необходимо иметь: компьютер с выходом в Интернет, мультимедиа проектор, интерактивную доску, словари, справочные материалы.

IV. Список литературы

Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. М.: Айрис – пресс, 2013

2. Мыркин В. Я. Дипломная работа. Методические рекомендации. Поморский государственный университет. Архангельск, 2002

3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 2.

4. Щукина Н.М. Опыт работы гимназии по вовлечению старших школьников в выполнение иноязычных интегративных проектов // Иностранные языки в школе. – 2012. № 4.

5. Культуроведческие аспекты языкового образования: Сб. науч. трудов. - Еврошкола, 2015. – с. 27 – 36

6. СанПиН 2.4.4.1251-03 (санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям)) Постановление Минздрава России от 3 апреля 2003. № 27

7. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования // Письмо Минобразования России от 18 июня 2003. № 28-02-484/16

8. Требования к оформлению учебно-исследовательской работы // Положение о проведении городских конференции «Юность Архангельска». Приказ директора департамента образования от 29.12.2014. № 749

9. ЦОР:

http://www.abitu.ru

http://www.den-za-dnem.ru

Приложение 1. Исследовательская работа (общие требования, структура)

Общие требования:

Объем работы – не более 10 страниц машинописного текста, не считая титульного листа и оглавления. Листы с текстом работы в файлы не вкладываются

Рецензия - написана специалистом или учителем высшей квалификационной категории другого учреждения

Защита - владение вниманием аудитории, грамотная устная речь и логика изложения, эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы, наглядные пособия и умение ими пользоваться

Структура исследовательской работы.

Титульный лист - является первой страницей работы, не нумеруется. Содержит наименование конференции, направление работы/ исследования, сведения об авторе и научном руководителе, место и год проведения конференции.

Оглавление / содержание - указываются основные разделы работы (введение, основная часть с названием глав, заключение, библиографический список, названия приложений) с указанием страниц. С оглавления начинается нумерация страниц.

Введение – краткая формулировка проблемы, актуальность темы, четкая постановка цели и задач, указание на предмет и объект исследования описание методов исследования, определение значимости полученных результатов, анализ литературы по теме, региональный компонент, новизна.

Основная часть - соответствие содержания основной части теме исследования и раскрытие темы, логика и грамотность изложения, использование источников и знакомство с современным состоянием проблемы, наличие собственных взглядов и выводов по проблеме, наличие в тексте ссылок на используемую литературу

Заключение – лаконичная формулировка основных выводов, теоретическая и практическая значимость результатов работы, перспективы исследования

Список литературы /библиография - полнота и разнообразие перечня, использование специализированной литературы, источников,

Приложение /приложения - таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, карты, фотографии (не более 5 дополнительных страниц) пронумерованы и озаглавлены, в тексте работы на них содержатся ссылки (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в библиографическом списке).

На конференцию предоставляются, помимо самой работы, ее тезисы на электронном носителе для публикации.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.