Дополнительная образовательная программа в рамках сенсорного развития «Калейдоскоп»

2
0
Материал опубликован 22 February 2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 104 «Гуси-лебеди»



Принята на Совете педагогов детского сада

104 «Гуси-лебеди»

Протокол

___ от ___________


Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

детского сада № 104 «Гуси-лебеди»

_____________ М.И.Трач

Приказ № ____ от __________












Дополнительная образовательная программа

в рамках сенсорного развития

«Калейдоскоп»












Составил

педагог дополнительного образования

Каткова Л.А.













Ульяновск,2019г

Содержание программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп»


Содержание


стр.

Введение

4

I

Целевой раздел

5

1.1.

Пояснительная записка

5

1.1.1.

Цели и задачи реализации программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп»

5

1.1.2.

Принципы разработки программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп»

6

1.2.

Предполагаемые результаты реализации программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп»

7


1.2.1.

Планируемые результаты освоения программы

7


1.2.2.

Система оценки результатов освоения программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп»

8

II

Содержательный раздел

9

2.1.

Образовательная деятельность в соответствии с направлением развития ребенка.

9

2.2.

Основные формы работы

10


2.3.

Взаимодействие с педагогическим коллективом

10


2.4.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

11

III

Организационный раздел

13

3.1.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

13

3.2.

Материально-техническое обеспечение программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп»

13

3.3.

Кадровые и методическо-информационные ресурсы реализации содержания программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп»

14

3.4.

Финансовые условия реализации программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп»

15

3.5.

Планирование образовательной деятельности в рамках программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп»

16

Литература

17

Приложение

18

Перспективный план

18

Диагностический инструментарий

29

Сводная таблица

30












































Введение

Программа дополнительного образования – нормативный документ МБДОУ детский сад № 104 «Гуси-лебеди», определяющий объём, порядок, содержание курса клуба, секции, студии и требования к реализации содержания дополнительного образования в условиях ДОУ.

Программа разработана педагогами на основе примерной основной образовательной программы дошкольного, основной образовательной программы МБДОУ детский сад № 104 «Гуси-лебеди » и парциальных программ, соответствующего содержания курсу дополнительного образования.

Программа дополнительного образования обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывает интересы и потребности детей и родителей воспитанников, приоритетные направления, сложившиеся в практике детского сада и культурно-образовательные традиции.


Сроки реализации:

Дети 2-3 года (январь – май), 3-4 года(октябрь- ноябрь) .



Участники: воспитанники, посещающие ОУ, педагоги и родители.





I.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп» для детей 2-4 лет направлена на формирование эталонных представлений о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развивает все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности; создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. направлена на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий.

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2- 4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка младшего дошкольного возраста, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Работа актуальна и поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию в «Калейдоскоп» направлена на гармоничное познавательное развитие дошкольников. Содержание составлено согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), с учётом содержания примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой , парциальной программы И. Помораевой, В. Позиной «Занятия по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе детского сада», «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада», требований СанПиН (2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г.).


Тип программы:

Развивающая.

1.1.1.Цели и задачи реализации программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп»

Цель: Повышение качества и эффективности образовательной работы в рамках образовательной области: познавательное развитие. Создание и развитие комплекса педагогических условий, направленных на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.





Задачи обучения:

I.Образовательная: формировать представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: цвет, форма, величина, учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
II.Развивающая: развивать психофизические качества: внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение)

III.Воспитательная: воспитывать отзывчивость, желание помогать другим, самостоятельность, творчество, фантазию. Поддерживать познавательный интерес.

IV.Организация консультативной помощи родителям по вопросам познавательного развития детей.



1.1.2.Принципы разработки программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп»


Основные компоненты реализации программы

Принципы реализации программы

Задачи реализации программы

Принцип направленности методики программы на решение во взаимосвязи задач индивидуального характера по познавательному компоненту и общего развития воспитанника.

Содержание программы

Принципы научной обоснованности и практической применимости мероприятий, направленных на развитие познавательной, активности дошкольников, с подкреплением вышеизложенного научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

Методы реализации программы и соответствующие им средства

Принцип развивающего образования, а также средств работы с детьми в зависимости от задач и содержания совместной организованной образовательной деятельности.

Формы организации

Принцип сочетания различных форм работы с детьми в зависимости от задач, содержания и методов совместной организованной образовательной деятельности.

Условия для организации и проведения

Принцип создания необходимых условий для организации и проведения совместной организованной образовательной деятельности.

Участники

Принцип сознательности и активности в процессе взаимодействия педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по повышению познавательной активности детей.

Интеграция

Принцип комплексности и интегративности через решение воспитательно - образовательных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности по всем образовательным областям.

Результативность

Принцип прочности, осознанности и действенности.


1.2.Предполагаемые результаты реализации программы дополнительного образования по сенсорному развитию в «Калейдоскоп»

1.2.1.Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп»

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения содержания рабочей программы дополнительного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из рабочих программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры программы дополнительного образования базируются на ФГОС ДО.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение содержания рабочей программы дополнительного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевой ориентир на этапе завершения освоения содержания секционного курса:

Дети 2-3 лет:

-ребенок интересуется окружающими предметами и активно дейс­твует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результа­та своих действий, проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами.

Дети 3-4 лет:

-проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами.

1.2.2.Система оценки результатов освоения программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп»

Цикличность:

2 раза в учебный год (октябрь/май)

Содержание:

Содержание программы дополнительного образования в соответствии с образовательной областью и разделом

Разработчик диагностического инструментария

Примечания

1

2

3

4


Познавательное развитие (Развитие познавательно -исследовательской деятельности )

Помораева Ирина Александровна

 Позина Вера Арнольдовна


Основа диагностического комплекса (см. приложение 2)




Основа: оценка эффективности педагогических действий с целью корректировки дальнейшего планирования.



II. Содержательный раздел.

2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлением развития ребенка. Образовательная область «Познавательное развитие».

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность. Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера

Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).

Формирование элементарных математических представлений:

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина)









Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Сенсорное развитие:

Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств).

Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).

Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).


2.2.Основные формы работы.



ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

Совместная организованная образовательная деятельность с детьми Индивидуальная работа

Диагностические мероприятия

Организация работы с родителями

Организация работы с педагогическим коллективом

Отчетная демонстрационная

2.3.Взаимодействие с педагогическим коллективом



Формы работы

Кратность

Содержание

Консультации

1 раз в квартал

Сенсорное воспитание дошкольников

Дидактические игры с цветом

Формирование интеллектуальной познавательной деятельности детей через развитие сенсорного воспитания

Семинар-практикум

1 раз в год

Мастер- класс «Игры своими руками»

Презентация

1 раз в год в конце учебного года

Работа кружка «Калейдоскоп»

Круглый стол

1 раз в год

«Игра и речь дошкольников»

2.4.Взаимодействие с родителями (законными представителями)



Формы работы

Кратность

Содержание

Анкетирование родителей

1 раз в год в начале учебного года

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Наглядная информация (стенд, папка-передвижка)

1 раз в квартал

«Что такое « сенсорика» и почему так важно её развивать»

«Игры с песком – лучшее развлечение для детей»

Консультации

1 раз в месяц

1. «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

2. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

3. «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?»

4. «Мелкая моторика: игры для самых маленьких ручек»

5. «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет»

Мастер-класс

1 раз в год


«Игры своими руками»

Фотовыставка, выставка рисунков, поделок

1 раз в год


«Калейдоскоп»

Совместное развлечение родителей и детей

1 раз в год

в конце учебного года

«Путешествие в страну

Сенсорику »

День открытых дверей

1 раз в год


«Приглашает детский сад!»


Индивидуальная работа с детьми

Процесс психофизического развития у каждого ребенка имеет свои особенности. Он оказывает влияние на усвоение навыков и умений, на отношение ребенка к окружающему миру. Именно поэтому обучение и воспитание детей должно основываться на принципе индивидуального подхода, который обеспечивает максимальное развитие всех способностей. Эффективность воспитательного и педагогического воздействия определяется не только объективными, но и субъективными особенностями личности, поэтому оно должно соответствовать психологическим и физическим особенностям ребенка.



Содержание работы

Кратность

Состав детей

В соответствии с перспективно-тематическим планом работы

2 раза в неделю

Дети с низким уровнем познавательного развития



Совместная организованная образовательная деятельность с детьми

специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков (см. перспективный план СООД в приложении 1)

Диагностические мероприятия (см. приложение 2)

III.Организационный раздел.

3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.

Пространство развития ДОУ


Пространство развития ребёнка

Пространство развития педагогов


Пространство развития родителей


Условия функционирования пространств развития ДОУ:

Кадровой и информационное обеспечение;

Материально-техническая база, ресурсы;

Управляющая система


Предметно-развивающая среда;

Интеграция специалистов;

Образовательное пространство;

Дополнительное образовательное пространство;

Социальная ситуация развития;

Психолого-медико-социальное сопровождение;

Детское сообщество.


Система стимулирования и мотивации;

Мастерство и профессионализм;

Сотрудничество и сотворчество;

Педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплочённость).


Включённость семьи в ДОУ (степень интегрированности);

Преемственность и единство требований ДОУ и семьи;

Взаимоотношения родителей в семье;

Стиль воспитания в семье;

Родительское сообщество



3.2.Материально-техническое обеспечение программы дополнительного образования по сенсорному развитию в рамках кружка «Калейдоскоп». Развивающая предметно-пространственная среда.

Специальное помещение (группа) для проведения совместной организованной образовательной деятельности по сенсорному развитию «Калейдоскоп», оборудованное по всем необходимым требованиям СанПиН(2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. Демонстрационный и раздаточный материал, муз.центр для проведения физминуток.



3.3. Кадровые и методическо-информационные ресурсы реализации содержания программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп»

Кадровые ресурсы:


Специалист

МБДОУ №104 «Гуси- лебеди»

Функция

Область решения поставленных задач

Заведующий

Трач М.И.

Управленческая

Разработка и внедрение комплексной системы управления по художественно-эстетическому развитию детей.

Создание нормативно – правовой базы.

Создание материальной базы.

Заместитель заведующей по УВР

Корсакова Е.А.

Контрольно-кураторская

Разработка методических рекомендаций по проведению с детьми совместной организованной образовательной деятельности.

Ознакомление педагогического коллектива с методическими рекомендациями.

Осуществление контроля за полнотой и качеством реализации методического комплекса

Медсестра

.

Контрольно-консультативная

Осуществление контроля за санитарным состоянием помещения (согласно СанПиН).

Воспитатель

Каткова Л.А.

Реализующая

Подбор специальных упражнений.

Внедрение методических рекомендаций в работу.

Проведение мониторинг - исследований.

Проведение совместной организованной образовательной деятельности.





Методическо- информационные ресурсы:

Интернет – ресурсы

http://www.firo.ru/

http://nsportal.ru/ (сайт для обмена педагогическим опытом в рамках ВОП)




3.4.Финансовые условия реализации дополнительной образовательной программы по сенсорному развитию «Калейдоскоп»

Финансовые условия реализации программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп» соответствуют требованиям ФГОС ДО (далее — Стандарт). Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию рабочей программы дополнительного образования по сенсорному развитию в рамках кружка «Калейдоскоп» в соответствии со Стандартом (п. 3.6.1.).

Примерный расчет нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 104 «Гуси-лебеди» составляется на основании «Письма Министерства образования и науки РФ от 01.02.2013 N 081408 «О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования».



3.5.Планирование совместной организованной образовательной деятельности в рамках программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп»

Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

СООД в рамках дополнительного образования по сенсорному развитию «Калейдоскоп» проводится 2 раза в неделю (с детьми первой младшей группы в течении 15 минут; с детьми второй младшей-средней групп в течении 20-25 минут).


Планирование образовательной деятельности


Учебный план


Студия, с реализацией дополнительных образовательных услуг

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего занятий

Количество недель/ занятий


4/8

4/8

4/8

4/8

4/8

4/8

4/8

4/8

4/8

72

Календарный учебный график

Содержание

Продолжительность обучение

Начало проведения

Октябрь 2019г.

Окончание проведения

Май 2020г.




Сроки реализации программы: продолжительность курса составляет 8 месяцев.










Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

2.Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 104 «Гуси-лебеди» г.Ульяновска.

3.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.:Мозаика-Синтез,2014.

4.Сенсорное развитие детей 2-4 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста. ФГОС ДО.; Кудрявцева Е.А., изд-во « Учитель»,2016

5.Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М Хохрякова: Изд-во «ТЦ Сфера», 2014.-128с.

6.Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторики рук.- // Дошкольное воспитание.-2014.-№8.-С 76-80.

7.Круглова Н.Б. Создание условий для сенсорного развития, как важнейшего звена в системе познавательной деятельности ребенка- дошкольника.// Современные дети, – какие они?: материалы Всероссийской научно – практической конференции 22-24 декабря 2012/.- Мурманск.- 2014.

8. Боброва Н.Г. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие.- Н. Боброва.- СПб (и др.).- Питер.- 2016.

9. Интернет - ресурсы: nsportal.ru, maam.ru,vospitateljam.ru, fizinstruktor.ru



Список литературы для родителей


Детские забавы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.planeta-baby.ru

Занятия с детьми раннего возраста [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://detsad-kitty.ru

Сенсорное развитие детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kindereducation.com

Фролова, А.Н. Игры - занятия с малышами / А.Н.Фролова, - К., Рад. школа, 1997. - 197 с.

Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей / Л.В. Волубцева, - М.: Изд- во «Карапуз», 2001. - 128 с

Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. поп. пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с.





Приложение 1

Перспективное планирование работы по дополнительным платным услугам с детьми 2-3 лет

на 2019-2020 уч.год.



Январь

Диагностика ( 1-2 занятие) по сенсорному развитию.

Цель: выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало курса. Итоги полученных знаний фиксируются в диагностическую таблицу.

1. «Игра с матрёшками». Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много -один.(Матрешка большая и маленькие по количеству детей).

2. «Большой-маленький». Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.

(1 маленькая и 1 большая кукла и соответ­ствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая ко­робки; другой дидактический материал, который можно исполь­зовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.)

3. «В какую коробку?» Продолжать знакомить с величиной предметов. (Пять видов игрушек разных размеров и пять коробок в зависимости от размера игрушек.)

4.«Угости маленького и большого зайца морковкой». Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. (Игрушечные зайцы и морковки разных размеров.)


5.«Бусы для куклы Кати». Закреплять представления о величине предметов, учитывать её при выполнении действий с предметами; упражнять в умении правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький». (Листы бумаги с нарисованной нитью, круги большие и маленькие одного цвета)


Февраль

1. «Птичка в клетке». Знакомить детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник). Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы. (Демонстрационный: большие картонные круг, квадрат, треугольник, с нарисованными «лицами» - фигурки – человечки. Раздаточный: комплекты игры «Птички в клетке» - листы с окошками – геометрическими формами, в которых изображена птичка и отдельные «дверцы» в форме треугольника, круга и квадрата)

2. «Кто где спит». Продолжать знакомить детей с тремя геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу. (Демонстрационный: большие круг, квадрат, треугольник (фигурки-человечки). Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с «лицами по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.)

3. «Разложи в коробки». Закреплять знание и название геометрических фигур. (Коробки, на которых даны контурные изображения фигур, разные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.)


4. «Чудесный мешочек. Что катится, что не катится?» Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить. Развивать навыки подбора фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. (Чудесный мешочек, в нем пластмассовые кубики и шарики разного цвета.)

5. «Найди игрушку красного цвета». Развивать у детей зрительную ориентировку при восприятии цвета. Учить узнавать и называть красный цвет. Упражнять в выделении красного цвета из множества разноцветных (синих, желтых, зеленых). (Демонстрационный : игрушки четырех цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого). Раздаточный : игрушки красного цвета.)

6. «Наряди куклу». Развивать практические действия: пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного предмета на другой, умение осуществлять зрительный контроль за выполнением собственных действий. Закреплять знания о желтом цвете. (Куклы в платьях желтого цвета, набор бантов красного, синего, желтого, зеленого цвета.)

7. «Дождик, дождик, пуще!» Формировать представление о синем цвете, узнавать его в окружающем мире. Формировать умение наносить пальцем ритмичные мазки под словесное сопровождение.( листы бумаги А4, гуашь синего цвета, влажные салфетки).

8. «Найди цветок для бабочки». Формировать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность иди неоднородность при наложении и приложении. Обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета». (Демонстрационный: четыре крупных цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый, зеленый), - для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы. Раздаточный : такой же, но меньшего размера.)

Март

1. «Спрячь мышку». Уточнить знание основных цветов и их называние. Формирование умения индикации цвета. (Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20/15см), посередине белый квадрат (8/8см), на котором нарисована мышка (Мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10/10см), игрушка – кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10/8см), белые квадраты на них (5/5см), цветные квадраты (6/6см); по три домика и шесть «дверей» на каждого ребенка.)

2.«Почини одежду зайчатам». Формировать умение детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.(Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.)

3. «Прыг – скок по дорожке». Закреплять знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. (Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки.)

4. «Где спрятались игрушки». Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, под, здесь, там, тут). (Игрушка «Петрушка»).

5. «Башня из кубов». Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. (Деревянные кубики.)

6. «Какого цвета не стало?» Продолжать формировать интерес к игре с цветом, ориентировку на цвет, запоминать цвет, активизировать внимание, употребление знакомых названий цветов.( Наборное полотно, крупные цветные карточки, лист белой бумаги.)

7. «Найди машинке гараж». Формировать умение определять местоположение объектов заданного цвета «относительно себя». Показать, что пространственное положение предметов изменяется в связи с изменением местоположения ориентирующегося в пространстве. Упражнять в дифференцировке объектов красного, желтого, зеленого и синего цвета. Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет». Развивать умение подбирать одинаковые по цвету предметы. (Демонстрационный : «гаражи» - детские стульчики с обозначениями красного, синего, желтого и зеленого цвета. Раздаточный : эмблемы с изображением машинок и руля от машинок такого же цвета).

8. «Огоньки ночью». Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету ,как важному свойству предметов. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования « ватными палочками». (Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, ватные палочки, влакжные салфетки.)



Апрель

1. «Сухие материалы». развивать мелкую моторику.( разные виды круп (рис, пшено, горох) смешать на подносе)

2. «Пересыпание ложкой». Формировать умение детей пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. (Горох, ложки, глубокие емкости.)

3. «Юный кулинар». Развивать умения работать с пластичными материалами, выполнять из них простые фигурки. ( тесто (глина, пластилин), формочки для теста, пластиковый нож)

4.«Кисло, сладко…» Упражнять в развитии эталонов вкуса. (Яблоко, лимон, виноград, банан.)


5. «Узнай на вкус». Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус. ( Платок, яблоко, лимон, виноград, банан, помидор, морковь.)


6. «Прозрачность воды». Познакомить со свойствами воды. (Тазик с водой, гравий, сахар-рафинад, одноразовые стаканчики, ложка).


7. «Теплый – холодный». Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная. (Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики).


8. «Шумящие коробочки». Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. (Парные шумящие коробочки).



Май

1. «Накорми мишек». Знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Развивать умение выделять параметры величины предметов. (Три разных по величине игрушки – медведей, соответственно три стульчика, три тарелки, три чашки, три ложки).

2. «Построим башню». Формировать понимание отношений по величине между объемными и плоскими предметами, соотнесению 2-3 рядов величин между собой. (Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. Кубы разной величины (большой, поменьше, самый маленький). Раздаточный: по три квадрата разной величины на каждого ребенка).

3. «Игровые поручения». Развивать умение различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение. (Большая и маленькая игрушечная собака (или медвежата), машинка, красный или синий мяч, большая и маленькая чашки, матрешки)

4. «Соберем фрукты». Закреплять умение различать и называть величину предметов (фруктов). Развивать слуховое восприятие. (Демонстрационный: Объемные муляжи фруктов 2-х величин (крупные и мелкие), две корзинки (большая и маленькая). Раздаточный: комплекты игры «Соберем фрукты» для каждого ребенка в плоскостном варианте (фрукты крупные и мелкие и корзинки большие и маленькие).

Диагностика ( 3-4 неделя месяца) по сенсорному развитию.

Цель: выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец курса. Итоги полученных знаний фиксируются в диагностическую таблицу.











Перспективное планирование работы по дополнительным платным услугам с детьми 3-4 лет

На 2019- 2020 уч. год.



Октябрь

Диагностика ( 1-2 неделя месяца) по сенсорному развитию.

Цель: выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало курса. Итоги полученных знаний фиксируются в диагностическую таблицу.

1. «Большой-маленький». Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.

(1 маленькая и 1 большая кукла и соответ­ствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая ко­робки; другой дидактический материал, который можно исполь­зовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.)

2. «В какую коробку?» Продолжать знакомить с величиной предметов. (Пять видов игрушек разных размеров и пять коробок в зависимости от размера игрушек.)

3.«Бусы для куклы Кати». Закреплять представления о величине предметов, учитывать её при выполнении действий с предметами; упражнять в умении правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький». (Листы бумаги с нарисованной нитью, круги большие и маленькие одного цвета)


4. «Разложи в коробки». Закреплять знание и название геометрических фигур. (Коробки, на которых даны контурные изображения фигур, разные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.)


5. «Чудесный мешочек. Что катится, что не катится?» Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить. Развивать навыки подбора фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. (Чудесный мешочек, в нем пластмассовые кубики и шарики разного цвета.)

6. «Найди игрушку красного цвета». Развивать у детей зрительную ориентировку при восприятии цвета. Учить узнавать и называть красный цвет. Упражнять в выделении красного цвета из множества разноцветных (синих, желтых, зеленых). (Демонстрационный : игрушки четырех цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого). Раздаточный : игрушки красного цвета.)

Ноябрь.

1. «Наряди куклу». Развивать практические действия: пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного предмета на другой, умение осуществлять зрительный контроль за выполнением собственных действий. Закреплять знания о желтом цвете. (Куклы в платьях желтого цвета, набор бантов красного, синего, желтого, зеленого цвета.)

2. «Дождик, дождик, пуще!» Формировать представление о синем цвете, узнавать его в окружающем мире. Формировать умение наносить пальцем ритмичные мазки под словесное сопровождение.( листы бумаги А4, гуашь синего цвета, влажные салфетки).

3. «Найди цветок для бабочки». Формировать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность иди неоднородность при наложении и приложении. Обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета». (Демонстрационный: четыре крупных цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый, зеленый), - для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы. Раздаточный : такой же, но меньшего размера.)

4. «Прозрачность воды». Познакомить со свойствами воды. (Тазик с водой, гравий, сахар-рафинад, одноразовые стаканчики, ложка).

5. «Горячий – холодный» Развивать способности к восприятию температурных различий.( Емкости с горячей и холодной водой)

6. «Окраска воды». Знакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». (Демонстрационный: 14 прозрачных стаканчиков, 2из них с наклейками – светло – красной и темно – красной, гуашевые краски, отдельная емкость с водой. Раздаточный: красная гуашь, по 2стаканчика с водой на каждого ребенка, кисточки).

7. «Кисло, сладко…» Упражнять в развитии эталонов вкуса. (Яблоко, лимон, виноград, банан.)


8. «Узнай на вкус». Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус. (Платок, яблоко, лимон, виноград, банан, помидор, морковь.)



 Декабрь

1. «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах. Формировать умение определять поверхности окружающих предметов, находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых предметах, давать детям возможность упражняться в различении этих признаков в реальной обстановке. (предметы, выполненные из разных материалов, с разной структурой поверхности).

2. «Юный кулинар». Развивать умения работать с пластичными материалами, выполнять из них простые фигурки. ( тесто (глина, пластилин), формочки для теста, пластиковый нож)

3.«Сухие материалы». развивать мелкую моторику.( разные виды круп (рис, пшено, горох) смешать на подносе)

4.. «Пересыпание ложкой». Формировать умение детей пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. (Горох, ложки, глубокие емкости.)

5. «Наши ручки». Формирование представлений о строении и возможностях рук. Познакомить с расположением, названием и назначением пальцев.

6. «Шумящие коробочки». Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. (Парные шумящие коробочки).



7. «Украшение для ёлочки». Закрепление представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке. (Демонстрационный: фланелеграф, плоскостные фигуры елочки и елочных шаров одной величины и шести основных цветов. Раздаточный: на каждого ребенка по комплекту плоскостных фигурок елочки и разноцветных елочных шариков).

8. «Новогодние елочки». Формировать умение детей использовать мерки для определения параметров величины. (Три комплекта елочек: в каждом комплекте по три елочки с различием в высоте в пять сантиметров. Такие же комплекты комнат (прямоугольные листы бумаги), узкие картонные полоски (мерки), соответствующие высоте елок и комнат).

Январь.

1. «Спрячь мышонка». Знакомство детей с шестью цветами спектра и их называние. Формирование умения индикации цвета. (Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20/15см), посередине белый квадрат (8/8см), на котором нарисована мышка (Мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10/10см), игрушка – кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10/8см), белые квадраты на них (5/5см), цветные квадраты (6/6см); по три домика и шесть «дверей» на каждого ребенка).

2. «Птичка в клетке». Знакомство детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник). Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы. Формирование умения индификации формы. (Демонстрационный: большие картонные круг, квадрат, треугольник, с нарисованными «лицами» - фигурки – человечки. Раздаточный: комплекты игры «Птички в клетки» - листы с окошками – геометрическими формами, в которых изображена птичка и отдельные «дверцы» в форме треугольника, круга).

3. «Накорми мишек». Знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Развивать умение выделять параметры величины предметов. (Три разных по величине игрушки – медведей, соответственно три стульчика, три тарелки, три чашки, три ложки. Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мости через речки).

4. «Найди такой же по цвету и форме». Развивать навыки сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам, сопоставлению формы предметов с эталонами формы. (По цвету – обруч, квадраты шести цветов, по 3-4 предмета (цветные кубики) каждого из этих шести цветов. По форме – геометрические фигуры трех форм, по 2 предмета каждой из этих форм. Обруч).

5. «Спрячь зайку от лисы. Формировать умение соотносить предметы с учетом цвета и формы. (Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20/15см), посередине белые «окошки» разные по форме (3 вида) (8/8см), на которых нарисованы зайцы (зайки домик), «дверцы» разной формы и соответствующего (10/10). Игрушка лиса. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветовые листы (10/8см), а «дверцы» (6/6см), а «окошки» (5/5см). По три домика и шесть дверей для каждого ребенка).

6. «Кто где спит». Продолжаем знакомство детей с тремя геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу. (Демонстрационный: большие круг, квадрат, треугольник (фигурки-человечки). Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с «лицами по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины).

7. «Огоньки ночью». Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету ,как важному свойству предметов. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования « ватными палочками». (Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, ватные палочки, влакжные салфетки.)

8. «Найди пару». Способствовать формированию у детей тактильных ощущений. (Несколько пар образцов, разных на ощупь. Будут нужны различные кусочки ткани, губки и т.п.)



Февраль

1. «Игра с мячами». Формировать умение выделять параметры величины предметов. (Мяч. Раздаточный: для каждого ребенка комплекты для игры «Найди мячику свое место» - разрезные мячики разного диаметра и цвета и картонная карточка с изображением мячиков тех же цветов и размеров).

2. «Чудесный мешочек». Развивать навыки подбора фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Закрепление знания цветовых оттенков. (Чудесный мешочек, в нем пластмассовые кубики и шарики разного цвета).

3. «Окраска воды». Знакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». (Демонстрационный: 14 прозрачных стаканчиков, 2из них с наклейками – светло – красной и темно – красной, гуашевые краски, отдельная емкость с водой. Раздаточный: красная гуашь, по 2стаканчика с водой на каждого ребенка, кисточки).

4. «Какой формы предметы в нашей группе». Развивать навык зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.( Предметы, находящиеся в групповой комнате).

5. «Построим башню». Формировать понимание отношений по величине между объемными и плоскими предметами, соотнесению 2-3 рядов величин между собой. (Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. Кубы разной величины (большой, поменьше, самый маленький). Раздаточный: по три квадрата разной величины на каждого ребенка).

6. «Салют солдатам на параде» (нетрадиционная техника рисования пальцами). Развивать мелкую моторику рук, фантазию, творчество; пополнять словарь детей (салют); вызвать интерес к рисованию.( гуашь 3-х цветов, листы бумаги А4, влажные салфетки).


7. «Разноцветные комнаты». Закрепление знания основных цветов. Развивать навыки выделения цвета с отвлечением от других признаков предмета. (У каждого ребенка карточка (30/20см), разделенная на 6 клеток (10/10см )разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета).

8. «Рыболов». Развивать координацию движений рук, умение зрительно контролировать их; воспитывать сообразительность, ловкость, быстроту реакции.( магнитный набор: удочка и рыбки, емкость с водой).

Март

1. «Составные картинки». Формировать умение расчленять изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей. (Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: елочка, домик, ракета. Раздаточный: комплекты геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники для составления картинок).

2. «Платочек для мамы». Развивать умение выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве. Развивать восприятие формы. (Для каждого ребенка лист бумаги квадратной формы с нарисованными контурами фигур, одинакового размера (5штук), клей карандаш, разрезные геометрические фигуры. Образец готового «платочка».

3. «Хвост у петуха». Закрепление представлений об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины. (Демонстрационный: фланелеграф, 2 петушка – один с красивым ярким хвостом, второй без хвоста; перышки(6шт. разной величины, разница в 5см) от его хвоста в отдельном комплекте. Раздаточный: на каждого ребенка по петушку и по комплекту перышек разной величины и разного цвета).

4. «Магазин». Закреплять умение сопоставлять цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков. (Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки»).

5. «Кто выше». Познакомить с правилами соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. (Куклы – девочки разного роста, куб).

6. «Живое домино». Закрепление знания основных цветов, умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предметов. (У каждого ребенка карточка (30/20см), разделенная на шесть клеток (10/10см) в которых наклеены силуэты животных и птиц разного цвета. И мелкие силуэты на разрезных карточках).

7. «Кто быстрее свернет ленту». Закреплять навыки выделения параметров величины предметов. (2ленты, закрепленных на палочках, одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета: красная – 1м, синяя – 50см).

8. «Отгадай, чей голосок». Развивать слух, коммуникативные способности.



Апрель

1. «Построим башню». Формировать понимание отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить 2-3 ряда величин между собой. (Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, волк, лиса, заяц, мышь. Пять кубов разной величины. Раздаточный: 5 квадратов разной величины).

2. «Радуга». Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет. (Демонстрационный: картинка «Радуга», фланелеграф, комплект из отдельных полос «Радуги». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной радугой, комплекты полосок для каждого ребенка для завершения «Радуги»).

3. «Игровые поручения». Развивать умение различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение. (Большая и маленькая игрушечная собака (или медвежата), машинка, красный или синий мяч, большая и маленькая чашки, матрешки).

4. «Соберем фрукты». Закреплять умение различать и называть величину предметов (фруктов). Развивать слуховое восприятие. (Демонстрационный: Объемные муляжи фруктов 2-х величин (крупные и мелкие), две корзинки (большая и маленькая). Раздаточный: комплекты игры «Соберем фрукты» для каждого ребенка в плоскостном варианте (фрукты крупные и мелкие и корзинки большие и маленькие).

5. «Найди свой домик» Продолжать знакомство с предметами различной формы и величины. Формировать умение соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Действовать по словесной инструкции, наблюдать за действиями других детей. («занимательная коробочка», имеющая прорези трех размеров: квадратные (7, 5, 3см) и круглые (диаметром 7, 5, 3см); кубики (2, 4, 6см) и шарики (2, 4, 6см) для каждого ребенка. Или использование дидактического пособия – вкладышей по форме на каждого ребенка).

6. «Лото «Цвет и форма». Развивать навыки ориентировки на два признака одновременно (цвет и форма) с отвлечением от третьего (величина). (Шесть карт лото с расположенными в разном порядке тремя геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного цвета; тридцать вырезанных фигур трех форм, шести цветов).

7. «Разноцветные флажки». Формировать умение различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие. Приучать точно и старательно выполнять поручения группы. (Цветные флажки четырех основных цветов – по 4 комплекта).

8. «Принеси и покажи». продолжать формировать умение приемам зрительного обследования формы в усложненных условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения; пополнять опыт дружного игрового партнерства. (Маленькие карточки (6/8см) с изображением геометрических фигур: круга, треугольника, квадрата, прямоугольника по количеству детей; большие карты с изображением этих же фигур).

Май

1. «Найди свою полянку». Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов. (Большие цветные листы бумаги, силуэты игрушек разного цвета).

2. «Как звери выбирали себе место». Формировать умение различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слова «рядом», «впереди», «позади». (Игрушки средних размеров).

3. «Пришла весна». Закрепление пройденного материала.

4. «Коллективное рисование «Цветы весны». Закрепление пройденного материала.

5. «Коллективная аппликация «Весенняя капель». Закрепление пройденного материала.

Диагностика ( 3-4 неделя месяца) по сенсорному развитию.

Цель: выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец курса. Итоги полученных знаний фиксируются в диагностическую таблицу.

Приложение2


ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


Ранний возраст


Формирование элементарных математических представлений


1. Количество

Умеет различать количество предметов (один – много).

2. Величина

Умеет различать предметы контрастных размеров (большой – маленький).

3. Форма

Умеет различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

4. Ориентировка в пространстве

Ориентируется в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Ориентируется в помещении группы, участка детского сада.


Познавательно-исследовательская деятельность


1. Познавательно-исследовательская деятельность

Проявляет любознательность. Включается в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера.

2. Сенсорное развитие

Выделяет цвет, форму, величину объектов. Обследует предметы с помощью рук.

3. Дидактические игры

Складывает пирамидку из 5-8 колец. Складывает разрезные картинки (кубики) из 2-4 частей. Умеет сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина).



Оценка результатов:

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (баллах):

1 балл – знания, умения, навыки слабо сформированы.

2 балла – знания, умения, навыки сформированы частично.

3 балла – знания, умения, навыки хорошо сформированы.


Результаты обследования заносятся в таблицу (Приложение 3), подсчитывается общее количество баллов.


Интерпретация полученных данных:

Низкий уровень – от 1 до 7 балла

Средний уровень – от 8 до 15 баллов

Высокий уровень – от 16 до 21 баллов













ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ



Младший возраст

Формирование элементарных математических представлений

Количество

1. Раскрась все флажки синим цветом. Обведи (зачеркни) флажок, который не похож на остальные.

2. Раскрась вазу, в которой один цветок зеленым цветом, где много цветов – голубым, а где ни одного цветка – розовым.

3. Всем ли девочкам хватит сока? Сравни количество человек и количество стаканов, соединив линией.

4. Найди одинаковые кораблики и раскрась их.

Величина

1. Раскрась длинный карандаш красным цветом, а короткий – синим.

2. Раскрась длинную полоску желтым цветом, а короткую – зеленым.

3. Рядом с высоким стулом нарисуй мячик, а рядом с низким – кубик.

4. Большой кубик раскрась синим цветом, а маленький оранжевым.

Форма

1. Раскрась квадраты желтым цветом, круги - коричневым, треугольники – оранжевым.

Ориентировка в пространстве

1. Раскрась клетку сверху от квадрата красным цветом, снизу – зеленым, справа – желтым, слева – синим.

2. Обведи картинку с изображением дня синим карандашом, с изображением ночи – красным.



Познавательно-исследовательская деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

Проявляет любознательность. Включается в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера.

Сенсорное развитие

Выделяет цвет, форму, величину объектов. Группирует однородные предметы по нескольким сенсорным признакам, устанавливает тождества и различия. Воспринимает информацию с помощью разных органов чувств (слух, осязание, обоняние).

Дидактические игры

Складывает пирамидку из 5-8 колец. Складывает разрезные картинки (кубики) из 4-6 частей. Выполняет правила дидактической игры.



Оценка результатов:

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (баллах):

1 балл – знания, умения, навыки слабо сформированы.

2 балла – знания, умения, навыки сформированы частично.

3 балла – знания, умения, навыки хорошо сформированы.



Результаты обследования заносятся в таблицу), подсчитывается общее количество баллов.

Интерпретация полученных данных:

Низкий уровень – от 8 до 13 баллов

Средний уровень – от 14 до 19 баллов

Высокий уровень – от 20 до 24 баллов





Ф.И. ребенка ________________________________________________________________

Раскрась все флажки синим цветом. Обведи (зачеркни) флажок, который не похож на остальные.

t1582347584aa.png

2. Раскрась вазу, в которой один цветок зеленым цветом, где много цветов – голубым, а где ни одного цветка – розовым.

t1582347584ab.pngt1582347584ac.pngt1582347584ad.png

Всем ли девочкам хватит сока? Сравни количество человек и количество стаканов, соединив линией.

t1582347584ae.pngt1582347584af.png

4. Найди одинаковые кораблики и раскрась их.

t1582347584ag.png

5. Раскрась длинный карандаш красным цветом, а короткий – синим.

t1582347584ah.png

Раскрась длинную полоску желтым цветом, а короткую – зеленым.

t1582347584ai.png




Рядом с высоким стулом нарисуй мячик, а рядом с низким – кубик.

t1582347584aj.pngt1582347584ak.png


Большой кубик раскрась синим цветом, а маленький оранжевым.


t1582347584al.png



6. Раскрась квадраты желтым цветом, круги - коричневым, треугольники – оранжевым.

t1582347584am.png

7. Раскрась клетку сверху от квадрата красным цветом, снизу – зеленым, справа – желтым, слева – синим.

t1582347584an.png

8. Обведи картинку с изображением дня синим карандашом, с изображением ночи – красным.

t1582347584ao.pngt1582347584ap.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.