ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования»

0
0
Материал опубликован 1 November

Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики

«Центр образования и комплексного сопровождения детей»

Министерства образования Чувашской Республики



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Профилактика употребления психоактивных веществ

среди студентов организаций среднего профессионального образования»

Возраст обучающихся: 15-18 лет

Количество часов: 20

1

Автор-составитель: педагог-психолог высшей квалификационной категории Петрова З.Н.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основой реализации программы «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» является личностно - ориентированный подход.

Теоретическая часть программы «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» направлена на создание обстановки морально-психологического климата защищенности личности, формирование профессиональных качеств личности детей.

Практическая часть программы «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» предусматривает формирование социально-ориентированной, социально-активной и гармонически развитой личности, формирование коммуникативных умений и навыков, развитие социальных навыков и повышение самооценки студентов.

Программа дополнительного образования «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» имеет психолого-педагогическую направленность.

На занятиях у студентов есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а так же выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе со студентами принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях, где учитываются все пожелания участников. Используемые на занятиях диагностические процедуры служат для студентов инструментом самопознания.

На занятиях студенты получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Опыт показывает, что эффективность подобных занятий выше, когда студенты ощущают полную безопасность и доверие к ведущему.

Нетрадиционная форма проведения занятий, разнообразное содержание, отсутствие напряженности, дружелюбная атмосфера, - все это создает положительный эмоциональный фон и вызывает желание посещать занятия. На занятиях студенты имеют возможность снять напряжение, получить эмоциональную разрядку. В процессе занятий ведущий следит за отношениями студентов, старается предупреждать конфликты. В конце занятия студенты получают задания, позволяющие проанализировать собственные поступки и отработать полученные навыки.

Дополнительность программы «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» по отношению к программам общего образования заключается в том, что в основе содержания представленной программы лежит совместная деятельность детей и взрослого, направленная на формирование конструктивных навыков общения.

Педагогическая целесообразность. Программа способствует формированию положительных межличностных отношений, духовно-нравственных качеств личности студентов, улучшению морально-психологического состояния молодежи, и как следствие – всестороннему развитию личности студентов.

Занятия становятся своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте. Программа «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» позволяет выстроить действенный воспитывающий диалог, пробуждающий желание самосовершенствоваться; развивает коммуникабельность и толерантность.

Углубление студентов в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, задуматься о нравственной ценности совершённого поступка, подводя каждого к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» выражается в том, что тренинги, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании студентов, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у студентов навыков общения.

Новизна программы заключается в организации эффективного межличностного взаимодействия студентов – в целях их нравственного развития и воспитания. Современное общество нуждается в возрождении и развитии нравственно-этической культуры. Обострение социально-экономических отношений, расслоение общества, нестабильность экономики вызывают как социальные, так и психологические проблемы, меняя внутренние ощущения и поведение современного человека.

Вследствие этого меняется и мир детства, который в настоящее время нельзя назвать благополучным.

Большинство студентов имеют психологические проблемы, связанные с социальными условиями, семейными неурядицами, школьными перегрузками, сложностями в общении.

Цель и задачи программы

Цель программы: Предотвращение употребления подростками ПАВ; развитие жизненных навыков, мотивации личностного и социального самоутверждения, гармонизация эмоционального состояния.

Задачи:

- формирование жизненных навыков, повышающих адаптивность в социуме;

  1. - представление информации о влиянии вредных привычек на человека;

  2. - формирование умения четко формулировать аргумент против вредных привычек;

  3. - формирование умения противостоять давлению сверстников;

  4. - обсуждение влияния СМИ на приобщение к вредным привычкам;

  5. - формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению.

Особенности построения программы

Определение цели, задач и содержания обучения по данной программе строится на основе следующих важнейших принципов: сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности; учёта возрастных психолого-физиологических особенностей студентов; системности и последовательности; связи теории с практикой; доступности; наглядности; добровольности; многообразия форм образовательно-воспитательного процесса; межпредметных связей.

При реализации программы «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» используется спиральный принцип построения программы, который предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков студентов от одной ступени к другой.

Программа «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» имеет психолого-педагогическую направленность. Она направлена на формирование основ нравственности и этической культуры студентов.

Возраст студентов – 15-18 лет. По программе занимается группа из 10-15 человек.

Объём и срок освоения программы

Срок реализации программы: 1 год.

Рабочая программа рассчитана на 20 часов.

Виды деятельности

Занятия проводятся как теоретические, так и практические. Основными формами организации занятий по программе «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» являются: групповая, коллективная, индивидуальная.

Методы реализации программы:

Профилактические занятия проводятся в виде социально- психологического тренинга, посвящены в основном причинам приобщения к вредным привычкам и формированию навыков социальной и личностной компетентности в контексте про- блемы ПАВ. Тренинги направлены на формирование навыков, которые определяют поведение в пользу здорового образа жизни:

  1. умение принимать решение

  2. критически оценивать информацию

  3. сопротивляться групповому давлению

  4. конструктивно решать конфликтные ситуации

  5. регулировать свое эмоциональное состояние в стрессо- вых ситуациях.


Формы проведения занятий со студентами:

-круглый стол

-экскурсия

-беседа

-диспут

-открытый микрофон

-конкурс

-коллективное творческое дело

-ролевая игра

-элементы тренинга

-тестирование

-массовое мероприятие

-видео-занятия и др.

Условия реализации программы

Программа «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» предназначена для студентов (15-18 лет), проявляющих интерес к знаниям хорошего тона.

Объединение комплектуется на основании заявлений законных представителей студентов. Наполняемость группы: до 10-15 человек.

Особенность набора: на основе выбора.

Состав группы: постоянный.

Особенности организации образовательного процесса

Построение образовательного процесса опирается на следующие принципы:

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей студентов, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видео-, аудиозаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе студентов. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Принцип сознательности, активности, самостоятельности студентов под руководством ведущего. Структура образовательной деятельности включает в себя двух участников: педагога и подростка. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования, состоит в том, что она ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ


В результате прохождения программы «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» предполагается достичь следующих результатов:

  1. уменьшение факторов риска злоупотребления ПАВ;

  2. усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

  3. формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у старших подростков;

  4. повышение адаптационных возможностей.

  5. формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов

  6. перестройка личности и ее взглядов на собственные психические процессы, состояния и образования.

  7. переструктурирование личности на морально – нравственные качества и социально – психологические ценности.

  8. переформирование отношений в семье и микросоциальной среде.

  9. научение «новым» формам поведения и общения.

Критерии эффективности:

Уменьшение факторов риска злоупотребления алкоголем

  • Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

  • Наличие навыков противодействия ПАВ, решения жизненных проблем, принятие ответственности за собственное поведение, эффективное общение;

  • Наличие навыков нового поведения, общения в микро – социальной среде;

До и после программы предполагается проведение экспериментально – психологического обследования.

Формы учета оценки планируемых результатов:

  1. Опрос

  2. Наблюдение

  3. Диагностика:

  • нравственной самооценки;

  • этики поведения;

  • отношения к жизненным ценностям;

  • нравственной мотивации.

4. Анкетирование детей и родителей



Тематический план занятий

Тема

Цель

Содержание

Примечание

Познаем себя.


Здравствуй, это я

Создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы в группе, первичное освоение приемов самодиагностики.

Участники группы знакомятся друг с другом и вместе с ведущим принимают правила группы.



Какой я на самом деле?

Установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям. Закреплять навыки самоанализа.

Диагностика индивидуально – типологических особенностей



Мои ресурсы

Способствовать дальнейшему сплочению группы. Учить находить в себе индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Диагностика познавательной сферы и обучаемости



Моя индивидуальность

Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние

Диагностика эмоционально-личностной сферы



Мотивы моих поступков

Помощь в осознании мотивов своих поступков, осознание влияния на других людей; устранение барьеров между членами группы

Диагностика мотивационно волевой сферы



Я и мой характер

Расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения; развитие базовых коммуникативных умений.

Диагностика особенностей характера.



Итоговое занятие «Ай да я»

Обобщение полученных знаний.

Участники группы получают возможность вспомнить о своих способностях и особенностях, чтобы поделиться своими представлениями о себе с другими; на этом занятии они могут заметить, что у людей есть разные стороны, и это в порядке вещей


Грани моего я. (Занятия с элементами артттерапии)


Я и моя жизнь

Актуализация наиболее значимых событий в жизни подростка

Выполнение коллажа



Я и Я

Выявление способности подростка принимать себя, и наиболее значимых проблем

Рисунок автопортрет



Я и моя семья

Выявить чувства гнева и депрессии, бессилия и страха

Кинетический рисунок семьи



Я и общество

Актуализация знаний подростка своего положения в обществе

Мой герб



Жизнь по собственному выбору

Расширение самосознания подростка, личностный рост

Выполнение мандалы



Праздничное настроение

Создание праздничной предновогодней атмосферы. Повышение самооценки.

Изготовление новогодней открытки


Уроки профилактики ПАВ


Мы снова вместе.

Продолжать развивать навыки общения. Напомнить о нормы поведения и взаимоотношений друг с другом.

Знакомство в разные времена и у разных народов (первобытные времена, средние века, наше время). Правила поведения в группе, принципы ее работы. Понятие безопасности в группе. Определение структуры группы по полу, возрасту, привязанностям и по ролевым функциям.



Умеем ли мы слушать?

Дать понятие, что значит слушать. Сформировать у учащихся способность выслушивать друг друга. Выяснить, как сделать так, чтобы тебя услышали и слушали.

Умение слушать как важное коммуникативное качество лично­сти. Условия эффективного слушания: визуальный контакт, соот­ветствующая поза, максимальное внимание со стороны партнера, одобрение, поддержка



Почему мы конфликтуем?

Дать представление о конфликте. Выявить основные причины возникновения конфликта.

Показать роль конфликта в человеческих взаимоотношениях и развитии человеческой личности.

Понятие конфликта, причины его возникновения. Роль конфлик­та в развитии человеческих взаимоотношений.




Что я ищу в дружбе?

Познакомить учащихся с понятием «дружба».

Сформировать у учащихся представление о ценностях дружбы.

Понятие «дружба», «друг». Качества личности, необходимые в дружбе. Мотивы дружбы. Ценности дружбы



Как воздействует табак на организм чело­века?

Выявить причины употребления табака.

Познакомить с немедленными и отдаленными последствиями курения. Разъяснить вред пассивного курения для человека. Выработать негативное отношение к курению

Компоненты и свойства табачного дыма. Причины употребления табака. Активное и пассивное курение. Медицинские последствия табакокурения: поражение сердечно-сосудистой, дыхтельной сис­тем, развитие онкологических заболеваний. Опасность курения в подростковом возрасте. Влияние курения на внешний вид и лич­ность человека. Реклама табака и ее социальные последствия. Способы отказа от предложения закурить.



Как воздействует алкоголь на организм че­ловека?

Сформировать представление о вредном воздействии алко­голя на организм человека.

Выработать у учеников отрицательное отношение к попытке попробовать алкоголь.


Понятие «алкоголь», причины его употребления. Мифы алкого­лизма. Влияние алкоголя на организм человека: поражение сер­дечно-сосудистой и центральной нервной систем, желудочно-кишечного тракта, нарушение функций коры головного мозга, раз­витие онкологических заболеваний.

Способы отказа от предложения выпить.



Как воздействует марихуана на организм человека

Познакомить с последствиями принятия марихуаны, выработать негативное отношение к принятию ПАВ

Описание марихуаны; Причины, по которым подростки могут использовать марихуану; Реальное воздействие марихуаны на организм: что может и чего не может марихуана;



ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Режим занятий:

Занятия проводятся по расписанию, утверждённому директором БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии, продолжительность занятий 1 час.

Продолжительность для отдыха студентовмежду каждым занятием не менее 10-15 мин (Сан Пин 2.4.4.31 72-14 – санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования.)

Кадровые условия реализации программы

Руководитель объединения – Педагог-психолог Петрова Зоя Николаевна. Образование высшее – ЧГПУ им. И.Яковлева, специальность: Учитель. Педагог-психолог., 1999 год.

Материально-технические условия реализации программы

Занятия программы проходят на базе БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения» Минобразования Чувашии.

Для реализации программы имеется: учебно-методическая литература, мультимедийные материалы, проектор, принтер.

Учебно-методическое обеспечение

Методическое обеспечение программы предполагает наличие;

  • Методических рекомендаций по организации и проведению тренингов;

  • Методических рекомендаций по проведению обучающих семинаров;

  • Методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий в различных формах;

  • Методических рекомендаций по оформлению фотоотчётов;

  • Практический метод обучения. Он создает условия для творческой самостоятельной деятельности студентов

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб., 2004.

  2. Волков Б.С. Психология подростка.- М., 2002

  3. Гедзь Е. Середенко Н. Профилактика девиантного поведения подростков.- //газета Школьный психолог - 29, 2004

  4. Горбатенко Л.С. и др. Родителям и педагогам: все о наркомании. Эффективные програм­мы профилактики, сценарии и материалы для классных занятий.- Ростов н/Д., 2003.

  5. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков.- СПб., 2005.

Автор-составитель: педагог-психолог высшей квалификационной категории Петрова З.Н.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основой реализации программы «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» является личностно - ориентированный подход.

Теоретическая часть программы «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» направлена на создание обстановки морально-психологического климата защищенности личности, формирование профессиональных качеств личности детей.

Практическая часть программы «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» предусматривает формирование социально-ориентированной, социально-активной и гармонически развитой личности, формирование коммуникативных умений и навыков, развитие социальных навыков и повышение самооценки студентов.

Программа дополнительного образования «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» имеет психолого-педагогическую направленность.

На занятиях у студентов есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а так же выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе со студентами принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях, где учитываются все пожелания участников. Используемые на занятиях диагностические процедуры служат для студентов инструментом самопознания.

На занятиях студенты получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Опыт показывает, что эффективность подобных занятий выше, когда студенты ощущают полную безопасность и доверие к ведущему.

Нетрадиционная форма проведения занятий, разнообразное содержание, отсутствие напряженности, дружелюбная атмосфера, - все это создает положительный эмоциональный фон и вызывает желание посещать занятия. На занятиях студенты имеют возможность снять напряжение, получить эмоциональную разрядку. В процессе занятий ведущий следит за отношениями студентов, старается предупреждать конфликты. В конце занятия студенты получают задания, позволяющие проанализировать собственные поступки и отработать полученные навыки.

Дополнительность программы «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» по отношению к программам общего образования заключается в том, что в основе содержания представленной программы лежит совместная деятельность детей и взрослого, направленная на формирование конструктивных навыков общения.

Педагогическая целесообразность. Программа способствует формированию положительных межличностных отношений, духовно-нравственных качеств личности студентов, улучшению морально-психологического состояния молодежи, и как следствие – всестороннему развитию личности студентов.

Занятия становятся своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте. Программа «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» позволяет выстроить действенный воспитывающий диалог, пробуждающий желание самосовершенствоваться; развивает коммуникабельность и толерантность.

Углубление студентов в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, задуматься о нравственной ценности совершённого поступка, подводя каждого к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» выражается в том, что тренинги, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании студентов, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у студентов навыков общения.

Новизна программы заключается в организации эффективного межличностного взаимодействия студентов – в целях их нравственного развития и воспитания. Современное общество нуждается в возрождении и развитии нравственно-этической культуры. Обострение социально-экономических отношений, расслоение общества, нестабильность экономики вызывают как социальные, так и психологические проблемы, меняя внутренние ощущения и поведение современного человека.

Вследствие этого меняется и мир детства, который в настоящее время нельзя назвать благополучным.

Большинство студентов имеют психологические проблемы, связанные с социальными условиями, семейными неурядицами, школьными перегрузками, сложностями в общении.

Цель и задачи программы

Цель программы: Предотвращение употребления подростками ПАВ; развитие жизненных навыков, мотивации личностного и социального самоутверждения, гармонизация эмоционального состояния.

Задачи:

- формирование жизненных навыков, повышающих адаптивность в социуме;

  1. - представление информации о влиянии вредных привычек на человека;

  2. - формирование умения четко формулировать аргумент против вредных привычек;

  3. - формирование умения противостоять давлению сверстников;

  4. - обсуждение влияния СМИ на приобщение к вредным привычкам;

  5. - формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению.

Особенности построения программы

Определение цели, задач и содержания обучения по данной программе строится на основе следующих важнейших принципов: сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности; учёта возрастных психолого-физиологических особенностей студентов; системности и последовательности; связи теории с практикой; доступности; наглядности; добровольности; многообразия форм образовательно-воспитательного процесса; межпредметных связей.

При реализации программы «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» используется спиральный принцип построения программы, который предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков студентов от одной ступени к другой.

Программа «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» имеет психолого-педагогическую направленность. Она направлена на формирование основ нравственности и этической культуры студентов.

Возраст студентов – 15-18 лет. По программе занимается группа из 10-15 человек.

Объём и срок освоения программы

Срок реализации программы: 1 год.

Рабочая программа рассчитана на 20 часов.

Виды деятельности

Занятия проводятся как теоретические, так и практические. Основными формами организации занятий по программе «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» являются: групповая, коллективная, индивидуальная.

Методы реализации программы:

Профилактические занятия проводятся в виде социально- психологического тренинга, посвящены в основном причинам приобщения к вредным привычкам и формированию навыков социальной и личностной компетентности в контексте про- блемы ПАВ. Тренинги направлены на формирование навыков, которые определяют поведение в пользу здорового образа жизни:

  1. умение принимать решение

  2. критически оценивать информацию

  3. сопротивляться групповому давлению

  4. конструктивно решать конфликтные ситуации

  5. регулировать свое эмоциональное состояние в стрессо- вых ситуациях.


Формы проведения занятий со студентами:

-круглый стол

-экскурсия

-беседа

-диспут

-открытый микрофон

-конкурс

-коллективное творческое дело

-ролевая игра

-элементы тренинга

-тестирование

-массовое мероприятие

-видео-занятия и др.

Условия реализации программы

Программа «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» предназначена для студентов (15-18 лет), проявляющих интерес к знаниям хорошего тона.

Объединение комплектуется на основании заявлений законных представителей студентов. Наполняемость группы: до 10-15 человек.

Особенность набора: на основе выбора.

Состав группы: постоянный.

Особенности организации образовательного процесса

Построение образовательного процесса опирается на следующие принципы:

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей студентов, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видео-, аудиозаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе студентов. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Принцип сознательности, активности, самостоятельности студентов под руководством ведущего. Структура образовательной деятельности включает в себя двух участников: педагога и подростка. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования, состоит в том, что она ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ


В результате прохождения программы «Профилактика употребления психоактивных веществ среди студентов организаций среднего профессионального образования» предполагается достичь следующих результатов:

  1. уменьшение факторов риска злоупотребления ПАВ;

  2. усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

  3. формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у старших подростков;

  4. повышение адаптационных возможностей.

  5. формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов

  6. перестройка личности и ее взглядов на собственные психические процессы, состояния и образования.

  7. переструктурирование личности на морально – нравственные качества и социально – психологические ценности.

  8. переформирование отношений в семье и микросоциальной среде.

  9. научение «новым» формам поведения и общения.

Критерии эффективности:

Уменьшение факторов риска злоупотребления алкоголем

  • Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

  • Наличие навыков противодействия ПАВ, решения жизненных проблем, принятие ответственности за собственное поведение, эффективное общение;

  • Наличие навыков нового поведения, общения в микро – социальной среде;

До и после программы предполагается проведение экспериментально – психологического обследования.

Формы учета оценки планируемых результатов:

  1. Опрос

  2. Наблюдение

  3. Диагностика:

  • нравственной самооценки;

  • этики поведения;

  • отношения к жизненным ценностям;

  • нравственной мотивации.

4. Анкетирование детей и родителей



Тематический план занятий

Тема

Цель

Содержание

Примечание

Познаем себя.


Здравствуй, это я

Создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы в группе, первичное освоение приемов самодиагностики.

Участники группы знакомятся друг с другом и вместе с ведущим принимают правила группы.



Какой я на самом деле?

Установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям. Закреплять навыки самоанализа.

Диагностика индивидуально – типологических особенностей



Мои ресурсы

Способствовать дальнейшему сплочению группы. Учить находить в себе индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Диагностика познавательной сферы и обучаемости



Моя индивидуальность

Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние

Диагностика эмоционально-личностной сферы



Мотивы моих поступков

Помощь в осознании мотивов своих поступков, осознание влияния на других людей; устранение барьеров между членами группы

Диагностика мотивационно волевой сферы



Я и мой характер

Расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения; развитие базовых коммуникативных умений.

Диагностика особенностей характера.



Итоговое занятие «Ай да я»

Обобщение полученных знаний.

Участники группы получают возможность вспомнить о своих способностях и особенностях, чтобы поделиться своими представлениями о себе с другими; на этом занятии они могут заметить, что у людей есть разные стороны, и это в порядке вещей


Грани моего я. (Занятия с элементами артттерапии)


Я и моя жизнь

Актуализация наиболее значимых событий в жизни подростка

Выполнение коллажа



Я и Я

Выявление способности подростка принимать себя, и наиболее значимых проблем

Рисунок автопортрет



Я и моя семья

Выявить чувства гнева и депрессии, бессилия и страха

Кинетический рисунок семьи



Я и общество

Актуализация знаний подростка своего положения в обществе

Мой герб



Жизнь по собственному выбору

Расширение самосознания подростка, личностный рост

Выполнение мандалы



Праздничное настроение

Создание праздничной предновогодней атмосферы. Повышение самооценки.

Изготовление новогодней открытки


Уроки профилактики ПАВ


Мы снова вместе.

Продолжать развивать навыки общения. Напомнить о нормы поведения и взаимоотношений друг с другом.

Знакомство в разные времена и у разных народов (первобытные времена, средние века, наше время). Правила поведения в группе, принципы ее работы. Понятие безопасности в группе. Определение структуры группы по полу, возрасту, привязанностям и по ролевым функциям.



Умеем ли мы слушать?

Дать понятие, что значит слушать. Сформировать у учащихся способность выслушивать друг друга. Выяснить, как сделать так, чтобы тебя услышали и слушали.

Умение слушать как важное коммуникативное качество лично­сти. Условия эффективного слушания: визуальный контакт, соот­ветствующая поза, максимальное внимание со стороны партнера, одобрение, поддержка



Почему мы конфликтуем?

Дать представление о конфликте. Выявить основные причины возникновения конфликта.

Показать роль конфликта в человеческих взаимоотношениях и развитии человеческой личности.

Понятие конфликта, причины его возникновения. Роль конфлик­та в развитии человеческих взаимоотношений.




Что я ищу в дружбе?

Познакомить учащихся с понятием «дружба».

Сформировать у учащихся представление о ценностях дружбы.

Понятие «дружба», «друг». Качества личности, необходимые в дружбе. Мотивы дружбы. Ценности дружбы



Как воздействует табак на организм чело­века?

Выявить причины употребления табака.

Познакомить с немедленными и отдаленными последствиями курения. Разъяснить вред пассивного курения для человека. Выработать негативное отношение к курению

Компоненты и свойства табачного дыма. Причины употребления табака. Активное и пассивное курение. Медицинские последствия табакокурения: поражение сердечно-сосудистой, дыхтельной сис­тем, развитие онкологических заболеваний. Опасность курения в подростковом возрасте. Влияние курения на внешний вид и лич­ность человека. Реклама табака и ее социальные последствия. Способы отказа от предложения закурить.



Как воздействует алкоголь на организм че­ловека?

Сформировать представление о вредном воздействии алко­голя на организм человека.

Выработать у учеников отрицательное отношение к попытке попробовать алкоголь.


Понятие «алкоголь», причины его употребления. Мифы алкого­лизма. Влияние алкоголя на организм человека: поражение сер­дечно-сосудистой и центральной нервной систем, желудочно-кишечного тракта, нарушение функций коры головного мозга, раз­витие онкологических заболеваний.

Способы отказа от предложения выпить.



Как воздействует марихуана на организм человека

Познакомить с последствиями принятия марихуаны, выработать негативное отношение к принятию ПАВ

Описание марихуаны; Причины, по которым подростки могут использовать марихуану; Реальное воздействие марихуаны на организм: что может и чего не может марихуана;



ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Режим занятий:

Занятия проводятся по расписанию, утверждённому директором БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии, продолжительность занятий 1 час.

Продолжительность для отдыха студентовмежду каждым занятием не менее 10-15 мин (Сан Пин 2.4.4.31 72-14 – санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования.)

Кадровые условия реализации программы

Руководитель объединения – Педагог-психолог Петрова Зоя Николаевна. Образование высшее – ЧГПУ им. И.Яковлева, специальность: Учитель. Педагог-психолог., 1999 год.

Материально-технические условия реализации программы

Занятия программы проходят на базе БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения» Минобразования Чувашии.

Для реализации программы имеется: учебно-методическая литература, мультимедийные материалы, проектор, принтер.

Учебно-методическое обеспечение

Методическое обеспечение программы предполагает наличие;

  • Методических рекомендаций по организации и проведению тренингов;

  • Методических рекомендаций по проведению обучающих семинаров;

  • Методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий в различных формах;

  • Методических рекомендаций по оформлению фотоотчётов;

  • Практический метод обучения. Он создает условия для творческой самостоятельной деятельности студентов

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб., 2004.

  2. Волков Б.С. Психология подростка.- М., 2002

  3. Гедзь Е. Середенко Н. Профилактика девиантного поведения подростков.- //газета Школьный психолог - 29, 2004

  4. Горбатенко Л.С. и др. Родителям и педагогам: все о наркомании. Эффективные програм­мы профилактики, сценарии и материалы для классных занятий.- Ростов н/Д., 2003.

  5. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков.- СПб., 2005.


Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации