Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наглядная геометрия»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 г. Михайловска»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Наглядная геометрия»
Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Матвеева М.П.,
учитель математики
г. Михайловск
2024 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наглядная геометрия» технической направленности.
Данная программа направлена на оказание учащимся квалифицированной помощи в расширении, углублении, систематизации и обобщении их знаний по геометрии, развитие творческих и технических способностей, логического мышления и пространственных представлений обучающихся.
Актуальность. Данная программа является актуальной, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности обучающегося и выражается в соответствие государственному социальному заказу и запросам родителей и детей. Кроме того, программа «Наглядная геометрия» направлена на помощь школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания в изучении геометрии, подготовки к успешной сдачи модуля «геометрии» на ОГЭ по математике, что актуально, т.к. в настоящее время обучающиеся 9 и 11 классов испытывают затруднения при изучении геометрии. Развитое пространственное воображение является основным при решении геометрических задач.
Отличительная особенность данной Программы заключается в том, что она рассчитана на обучение учащихся только 9 класса; в процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий, исходя из опыта обучающихся и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение наглядной геометрии, но и создание индивидуальных и коллективных работ, в которых используются фигуры, рисунки и чертежи, выполненные самими обучающимися.
Многие задачи описывают ситуации, с которыми обучающиеся встречаются в реальной жизни, но на уроках в основном их успевают решать обучающиеся с высоким уровнем подготовки. Важность практических задач описывающих реальные ситуации, ориентация на выбор профессии, связанной со знанием геометрических формул и законов, обусловила выбор данной программы для обучающиеся 9 классов.
Занятия по Программе обеспечат путь к овладению детьми техническими специальностями, востребованными в жизни человека, развитию их интереса к инженерным наукам, конструкторской мысли. Занятия дают возможность обучающимся участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их практического применения.
Содержание программы представлено в виде 7 разделов, в каждом из которого рассматриваются разные типы задач наглядной геометрии.
Адресат программы - Программа направлена на обучение детей от 15 лет до 16 лет (обучающиеся 9 классов), желающих расширить и углубить знания и умения в области наглядной геометрии, сформировать практические навыки по измерению и построению геометрических фигур с использованием чертёжных и измерительных инструментов и без них.
Содержание Программы разработано с учётом психолого-педагогических особенностей данного возраста.
Наполняемость группы: 20 человек.
Объем программы – 1 учебный год, 34 учебные недели, 68 часов, 2 часа в неделю.
Срок освоения программы - Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наглядная геометрия» рассчитана на 1 год обучения, 68 часов (2 часа в неделю). Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Форма обучения – очная.
Форма организации учебного процесса - при проведении учебных занятий используются следующие формы организации обучения: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные занятия.
Форма проведения занятий: комбинированное тематическое занятие.
Примерная структура занятий:
- объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия;
-решение задач для формирования прочных знаний, умений и навыков по изучаемой теме;
- подведение итогов занятия (ответы на вопросы учащихся, обсуждение математической газеты, следующей встречи, сценки, домашнее задание).
Виды занятий: эвристическая беседа, практикум, интеллектуальная игра, дискуссия, творческая работа. Домашнее задание в разумных пределах и носить творческий характер.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы. Оценивание учебных достижений на занятиях кружка отличается от привычной системы оценивания на уроках. Это могут быть следующие формы контроля:
- игровые занятия на повторение теоретических понятий,
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- сообщения и мини-доклады;
- презентации;
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
В конце занятия можно провести анкетирование о прошедшем занятии (проведение рефлексии самими учащимися).
Цель общеразвивающей программы: развитие у обучающихся пространственного воображения через расширение и углубление знаний и умений в области наглядной геометрии.
Задачи общеразвивающей программы:
Обучающие (предметные):
- вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности;
- формировать навыки измерения геометрических величин;
- формировать умения решать простые геометрические задачи;
- создать целостную систему геометрических представлений, включающую изображения геометрических фигур, их элементов, отношения между фигурами и их элементами;
- углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.
- формировать навыки к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей;
- формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Развивающие (метапредметные):
- развивать общеучебные умения учащихся, логическое мышление, алгоритмическую культуру, математическое мышление и интуицию, повысить их уровень обученности;
- развивать творческие способности школьников, готовить их к продолжению образования и к сознательному выбору профессии.
Воспитательные (личностные):
- воспитывать ответственность, самостоятельность, настойчивость, критичное отношение к себе, культуру умственного труда;
- формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни в обществе;
- воспитывать навыки общения со сверстниками, навыки работы в команде, навыки осознания своего вклада в общий проект.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля;
- сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Познавательные:
- уметь видеть в окружающей среде математическую задачу;
- уметь понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- уметь осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет. Коммуникативные:
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
Предметные результаты:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Учащиеся должны знать: простейшие геометрические фигуры, свойства геометрических фигур.
Уметь строить простейшие геометрические фигуры. Находить площади многоугольников, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; «оживлять» геометрические чертежи; строить фигуры симметричные данным; применять основные приемы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Учебный (тематический) план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Простейшие геометрические фигуры | 10 | 2 | 8 | Тест | |
1.1 |
| 1 | 1 | |||
1.2 | Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
1.3 | Провешивание прямой на местности | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа | |
1.4 | Углы, их построение и измерение. Биссектриса угла. Измерение углов на местности. Построение прямых углов на местности. Вертикальные и смежные углы | 5 | 1 | 4 | Опрос | |
2 | Треугольник | 8 | 2 | 6 | Представление буклетов | |
2.1 | Жесткая фигура - треугольник. Виды треугольников. Четыре замечательных точки треугольника | 4 | 1 | 3 | Создание буклетов | |
2.2 | Сумма углов треугольника. | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест | |
2.3 | Свойства прямоугольных треугольников | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
3 | Многоугольники | 6 | 6 | |||
3.1 | Параллелограмм и трапеция | 3 | 3 | |||
3.2 | Прямоугольник, ромб квадрат. Свойства и признаки | 3 | 3 | |||
4 | Преобразования плоскости | 4 | 2,5 | 1,5 | Защита презентаций | |
4.1 | Симметрия и ассиметрия в природе | 2 | 1 | 1 | ||
4.2 | Симметричные фигуры | 1 | 1 | |||
4.3 | Зеркальное отражение. Опыты с зеркалами | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
5 | Площадь | 18 | 1 | 17 | Комплексная работа | |
5.1 | Площадь параллелограмма, ромба, трапеции | 3 | 3 | |||
5.2 | Площадь треугольников | 2 | 2 | |||
5.3 | Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практически задач | 5 | 5 | |||
5.4 | Площадь круга и его частей | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
5.5 | Площади на квадратной решетке | 4 | 0,5 | 3,5 | ||
5.6 | Геометрия в быту | 2 | 2 | |||
6 | Практические задачи на местности | 13 | 2 | 11 | Создание буклетов | |
6.1 | Решение прямоугольных треугольников | 2 | 2 | |||
6.2 | Различные методы измерения, инструменты измерения | 1 | 1 | |||
6.3 | Применение подобия к решению практических задач на местности. Применение подобия к измерению дальних расстояний | 2 | 2 | |||
6.4 | Применение подобия к измерению высоких предметов | 1 | 1 | Практическая работа на местности | ||
6.5 | Связь геометрии с другими науками. | 1 | 1 | |||
6.6 | Применение тригонометрии к решению практических задач. Измерение высоты предмета | 2 | 1 | 1 | Практическая работа на местности | |
6.7 | Измерение расстояния до недоступной точки | 1 | 1 | |||
6.8 | Решение треугольников | 3 | 3 | Создание буклетов | ||
7 | Чертежная графика | 7 | 1 | 6 | Выставка моделей | |
7.1 | Геометрия на клетчатой бумаге. Построение углов 45 и 135 | 2 | 2 | |||
7.2 | Проекции на плоскость. Элементы геометрического черчения. Построение объемных фигур и их сечений | 2 | 1 | 1 | ||
7.3 | Использование геометрических форм животными. Моделирование из проволоки | 1 | 1 | |||
7.4 | Природные творения в виде геометрических фигур. Моделирование из проволоки и бумаги; создание объёмных фигур из развёрток | 2 | 2 | Выставка моделей | ||
Итоговые занятия. Задачи на выбор верных утверждений из нескольких предложенных | 2 | 2 | Анкетирование | |||
Итого | 68 | 9,5 | 58,5 |
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Простейшие геометрические фигуры
1.1. Введение. Геометрия вокруг нас
Теория: Знакомство обучающихся с целью и задачами кружка. Вводная беседа о наглядной геометрии.
Практика: Экскурсия на местности.
1.2. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок.
Теория: Повторение геометрических понятий: точка, прямая, отрезок, луч.
Практика: Построение простейших геометрических фигур. Решение задач на нахождении длин отрезков, задач, связанных с серединой отрезка.
1.3. Провешивание прямой на местности
Теория: Объяснение решения задачи как с помощью линейки построить отрезок, длиннее данной линейки.
Практика: «Проведение» длинных отрезков на местности.
1.4. Углы, их построение и измерение. Биссектриса угла. Измерение углов на местности. Построение прямых углов на местности. Вертикальные и смежные углы.
Теория: Виды углов: острый, прямой, тупой, развёрнутый. Рассматриваем виды углов: вертикальные и смежные углы.
Практика: Работа с чертежными инструментами. Измерение углов с помощью астролябии. Решение задач.
Раздел 2. Треугольник
2.1. Жесткая фигура - треугольник. Виды треугольников. Четыре замечательных точки треугольника
Теория: Повторение элементов треугольника, видов треугольников по сторонам и углам, признаков равенства треугольников, что за замечательные точки треугольника. Повторение свойств равнобедренного треугольника.
Практика: Решение задач.
2.2. Сумма углов треугольника
Теория: Повторение теоремы о сумме углов треугольника.
Практика: Решение задач.
2.3. Свойства прямоугольных треугольников
Теория: Повторение определения прямоугольного треугольника, его свойств.
Практика: Решение задач.
Раздел 3. Многоугольники
3.1. Параллелограмм и трапеция. Повторение свойств фигур.
Теория: Фигуры планиметрии. Повторение определений фигур. Повторение свойств фигур. Сходство и отличия.
Практика: Решение задач.
3.2. Прямоугольник, ромб квадрат. Свойства и признаки
Теория: Фигуры планиметрии. Повторение определений фигур.
Практика: Решение задач.
Раздел 4. Преобразования плоскости
4.1. Симметрия и ассиметрия в природе
Теория: Симметрия – это понятие, отражающее существующий в природе порядок, пропорциональность и соразмерность между элементами какой‑либо системы или объекта природы, упорядоченность, равновесие системы, устойчивость, то есть некий элемент гармонии. Асимметрия – понятие, противоположное симметрии, отражающее разупорядочение системы, нарушение равновесия, что связано с изменением и развитием системы.
Практика: Создание буклета.
4.2. Симметричные фигуры
Теория: Осевая и центральная симметрия. Свойства осевой симметрии.
Практика: Построение симметричных фигур, рисование техникой монотипия
4.3. Зеркальное отражение. Опыты с зеркалами
Теория: Зеркальная симметрия – не только прямое отражение в зеркале. Если воспользоваться не одним, а двумя или более зеркалами, можно получить изображения, связанные между собой поворотной симметрией.
Практика: Игра.
Раздел 5. Площадь
5.1. Площадь параллелограмма, ромба, трапеции
Теория: Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах, формулы площади параллелограмма, ромба и трапеции.
Практика: Решение задач
5.2. Площадь треугольников
Теория: Повторение формул площади треугольника.
Практика: Решение задач на применение разнообразных формул площади треугольника.
5.3. Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практически задач
Теория: Повторение теоремы Пифагора.
Практика: Решение задач.
5.4. Площадь круга и его частей
Теория: Понятие «площадь», формула площади круга и кругового сектора.
Практика: Решение задач.
5.5. Площади на квадратной решетке
Теория: Понятие «площадь», формула, способ нахождения площади многоугольника, формула Пика.
Практика: Решение задач на нахождение площади.
5.6. Геометрия в быт
Теория: Основные геометрические фигуры; площади и объемы.
Практика: Измерения и необходимые расчеты при планировании ремонта квартиры.
Раздел 6. Практические задачи на местности
6.1. - 6.4. Решение прямоугольных треугольников. Различные методы измерения, инструменты измерения. Применение подобия к решению практических задач на местности. Применение подобия к измерению дальних расстояний. Применение подобия к измерению высоких предметов.
Теория: Повторение признаков подобия треугольников, решение прямоугольных треугольников, приближенных вычислений и прикидок. Используя подобие треугольников, решение задач по вычислению высоты предмета, определению расстояний на местности.
Практика: Решение поставленных практических задач на выбранной местности, различными способами. Оформление отчета о проделанной практической работе.
6.5. Связь геометрии с другими науками.
Теория: Связь астрономических величин с тригонометрией. Применение геометрии в геодезии.
Практика: Вычисление размеров небесных светил, расстояний между ними, до Земли по фотографии.
6.6. - 6.8. Применение тригонометрии к решению практических задач. Измерение высоты предмета. Измерение расстояния до недоступной точки. Решение треугольников.
Теория: Повторение тригонометрических формул, теорем синусов и косинусов, значений тригонометрических функций, решения треугольников.
Практика: Решение задач на вычисление углов в климатических задачах (высота солнца, угол над горизонтом, высота в атмосфере) с использованием тригонометрии. Решение задач на вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений.
Раздел 7. Чертежная графика
7.1. Геометрия на клетчатой бумаге. Построение углов 45 и 135
Теория: Треугольники и четырехугольники на клетчатой бумаге: диагонали и высоты в параллелограмме, ромбе, прямоугольнике, квадрате, трапеции. Средняя линия трапеции и треугольника.
Практика: Решение задач на клетчатой бумаге.
7.2. Проекции на плоскость. Элементы геометрического черчения. Построение объемных фигур и их сечений
Теория: Проекции на плоскость. Элементы геометрического черчения, проекционного черчения, машиностроительного черчения, архитектурно-строительного черчения.
Практика: Построение объемных фигур, деталей.
7.3. - 7.4. Использование геометрических форм животными. Природные творения в виде геометрических фигур.
Теория: Цилиндр, конус, пирамида, шар, куб, развёртка.
Практика: Моделирование из проволоки и бумаги; создание объёмных фигур из развёрток.
Итоговые занятия.
Практика: Задачи на выбор верных утверждений из нескольких предложенных.
Календарный учебный график
№ п/п | Основные характеристики образовательного процесса | |
1 | Количество учебных недель | 34 |
2 | Количество учебных дней | 34 |
3 | Количество часов в неделю | 2 |
4 | Количество часов | 68 |
5 | Недель в I полугодии | 16 |
6 | Недель в I I полугодии | 18 |
7 | Начало занятий | 5 сентября |
8 | Каникулы | 28 октября – 4 ноября 30 декабря – 8 января 24 марта – 30 марта |
9 | Окончание учебного года | 23 мая |
Условия реализации программы
Реализация Программы проходит в следующих формах организации образовательной деятельности: аудиторные и внеаудиторные групповые теоретические и практические занятия.
Программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с использованием систем дистанционного обучения.
В целях качественной подготовки обучающихся к промежуточной аттестации предусмотрено участие в конкурсных мероприятиях.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СанПиН 2.4.3648-20, правилам техники безопасности и пожарной безопасности.
Материально-техническая база
Технические средства
Программа реализуется в учебном кабинете с возможностью зонирования пространства как для индивидуальной, так и для групповой работы.
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Проектор, экран, звуковое оборудование;.
3. Персональный компьютер или ноутбук для педагога с принтером и сканером.
Требования к мебели: количество стульев должно соответствовать количеству обучающихся; мобильные парты должны обеспечивать возможность как индивидуальной работы, так и работы в микрогруппах и коллективной работе.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Набор геометрических фигур.
2. Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, конус, пирамиду, прямоугольный параллелепипед.
3. Чертёжная линейка, угольник, циркуль, ножницы.
4. Демонстрационная оцифрованная линейка.
5. Демонстрационный чертёжный треугольник, демонстрационный циркуль.
Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
Результативность освоения программного материала отслеживается систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений учащихся на начальном этапе обучения, а также индивидуальных и возрастных особенностей каждого обучающегося.
Формы контроля и оценочные материалы служат для определения результативности освоения обучающимися Программы. Текущий контроль проводится по окончании изучения каждой темы – выполнение обучающимися практических заданий, решений задач.
Промежуточный контроль проходит в конце учебного года в форме открытого занятия.
Для проверки эффективности усвоения знаний могут быть применены следующие диагностические методы:
- анкетирование и тестирование;
- опрос;
- презентация проекта, презентаций, буклетов.
Виды контроля включают:
Входной контроль: проводится первичное тестирование (сентябрь) с целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки общего кругозора ребёнка.
Текущий контроль: проводится в середине учебного года (январь). По его результатам, при необходимости, осуществляется коррекция учебно-тематического плана.
Итоговый контроль: проводится в конце учебного года (май). Позволяет оценить результативность работы учащихся и педагога.
Форма представления результатов:
- открытые занятия для педагогов и родителей обучающихся;
- выставки работ;
- конкурсы, соревнования, фестивали;
- защита творческих проектов
Список литературы
Нормативные документы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов и методических рекомендаций:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р)
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
7. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Примерные требования к программам дополнительного образования детей в приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844.
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
11. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016).
Список литературы, используемой при написании Программы
1. И. Смирнова, В. Смирнов «Геометрические задачи с практическим содержанием», 2010г.
2. И.Ф. Шарыгин, JI. Н. Ерганжиева Наглядная геометрия. М 1995
3. Г. И. Саранцев Сборник задач на геометрические преобразования. – М., 1981.
4. Л. В. Тарасов Этот удивительный симметричный мир. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1982.
5. В. С., Тюхтин, Ю. А. Урманцев Система. Симметрия. Гармония. – М.: 1988.
Литература
Для учащихся и родителей:
1. А.Гайштут, Г. Литвиненко Планиметрия: задачник к школьному курсу.- М,: АСТ-ПРЕСС:Магистр –С, 2009.
2. В.С. Крамор Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии.- М,: Прсвещение, 2013.