Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Психология мира эмоций» для детей 12-16 лет

0
0
Материал опубликован 8 November 2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № -------»


Принята

на педагогическом совете

Протокол №

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ №38

---------------------------

Приказ №





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Психология мира эмоций»

Направленность: социально-психологическая

Возраст обучающихся: 12-16 лет

Срок реализации: 1 год





Составитель: педагог-психолог

-----------------------





г. Златоуст, 2022 год






Календарный учебный график

на 2022-2023 учебный год.


Определить дату начала 2022-2023 учебного года - 1 сентября 2022 года.

Установить продолжительность рабочей недели по программам дополнительного образования для 6-9 классов - пятидневная учебная неделя.

Установить количество учебных недель 37.


про гра мма

Порядок номера недель учебного года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

6 кл.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8 кл.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

9 кл.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2





Планируемые результаты освоения программы


Итогом работы по данной программе является сохранение психологического здоровья школьников, приобретение чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое, приобретение навыков успешного взаимодействия с ровесниками и взрослыми. В результате обучающийся будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный жизненный путь будет более успешным и радостным.


Предметные результаты:

По окончании курса дети должны знать/понимать:

- нормы и правила, существующие в мире

- начальные понятия психологии

- начальные понятия конфликтологии

- свои качества и повышать самооценку

- свое эмоциональное состояние, адекватно выражать свои эмоции

-ответственность человека за свои чувства и мысли

- свои возрастные изменения

- различия между агрессией и агрессивностью

-собственное агрессивное поведение

- роль конфликтов в жизни человека

- как конструктивно разрешать конфликтные ситуации

- собственные жизненные ценности

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах психологической деятельности;

- освоение способов решения проблем психологического характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания самого себя; определять наиболее эффективные способы достижения результата в творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных психологических задач на уроках психологии, во внеурочной и внешкольной деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания текстов  в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания   в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о психологии  и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе учебной деятельности;


Личностные УУД:

усваивать нравственно-этические нормы и школьные нормы поведения

учиться контролировать свои эмоции, быть эмоционально благополучным

повышать уровень мотивации к учебной деятельности, понимать личную ответственность за результат учебной деятельности

формировать адекватную самооценку

учиться делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

развивать рефлексию


Познавательные УУД:

учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;

планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;

адекватно воспринимать оценки учителей;

уметь распознавать чувства других людей;

обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;

уметь формулировать собственные проблемы


Регулятивные УУД:

осознавать свои личные качества, способности и возможности;

осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;

овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;

научиться контролировать собственное агрессивное поведение;

осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;

учиться прогнозировать последствия собственных поступков.


Коммуникативные УУД:

учиться строить взаимоотношения с окружающими;

учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;

учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;

формулировать свое собственное мнение и позицию;

учиться толерантному отношению к другому человеку.




Содержание курса «ПСИХОЛОГИЯ МИРА ЭМОЦИЙ»

Раздел 1. Введение в мир психологии (8 часов)

Зачем человеку нужны занятия психологией? Чем занимается психология? Зачем человеку психология?

Кто я, какой я? Какими я обладаю качествами, способностями, возможностями. Развитие представления о многогранности человеческой индивидуальности, умения анализировать и обобщать свой опыт. Сравнение собственных представлений о себе с представлениями других. 

Я могу. Я нужен! Какие роли бывают у человека? Почему для человека так важно быть нужным окружающим людям?

Я мечтаю. Я – это мои цели. Мои мечты и мои цели. Отличие цели от мечты. План достижения цели.

Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. Я сейчас, я в будущем. Роль взрослых и роль детей. Как необходимо воспитывать детей.

Каждый видит мир и чувствует по-своему. Каждый имеет право на собственную точку зрения. Каждый человек несет ответственность за свои чувства, мысли и поступки.

Любой внутренний мир ценен и уникален. Подчеркивается ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека. В любом событии есть и плюсы, и минусы. В любом возрасте человек может оказаться в трудной ситуации. Любая трудная ситуация имеет обучающий эффект.

Нужно ли человеку меняться? Осознание изменений, которые происходят с нами. Мотивировка для позитивного самоизменения. Самое важное – захотеть меняться. Будущее каждого находится в его руках.

Раздел 2. Встречи с самим собой. (17 часов)

Что я знаю о себе. Создание условий для самоанализа учащимися собственного «Я – образа». Какой я? Каким хочу стать? Оценка своих качеств.

Мои достоинства и недостатки. Создание условий для самоанализа подростками собственных достоинств и недостатков. Что бы я хотел изменить в себе?

Качества людей. Мои качества. Какими качествами люди отличаются друг от друга. Оценка своих качеств (ум, трудолюбие, самостоятельность, общительность, физическая сила)

Эмоциональный ли я человек? Способствовать осознанию подростками своей эмоциональной сферы. Ознакомление с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использования этого приема для рефлексии своего состояния.

Какой у меня темперамент? Определение типа темперамента. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Влияние темперамента на нашу жизнь.

Мой характер. Самовоспитание. Создать условия для изучения своего характера. Показать разницу между чувствами и чертами характера (последние отвечают на вопрос «какой?»). Один человек может сочетать в себе различные черты характера.

Я – «сова» или «жаворонок». Актуализация представлений учащихся о биоритмах человека и связанных с ними индивидуальных особенностях людей. Знакомство участников с особенностями собственной работоспособности на основе темпинг-теста. Отработка умения учитывать индивидуальные особенности при планировании своей деятельности. 

Я – уверенный, неуверенный или грубый. Развитие умения дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей. Формирование убеждения в преимуществах уверенного поведения, стремление избегать грубого поведения, с пониманием относиться к проявлениям неуверенности, оказывать поддержку более слабым. Развитие умения осмыслить полученный опыт.

Самооценка. Отношение к успехам и неудачам. Определение своей самооценки. Влияние самооценки на нашу жизнь.

Притязания. Мои способности и возможности. Создание условий для анализа собственных способностей и возможностей.

Что значит быть личностью. Развитие представления о понятии личности. Что делает человека личностью.

Раздел 3. Эмоции в нашей жизни. (30 часов)

Что такое эмоции и чувства? Знакомство с определениями. Чем эмоция отличается от чувства. Объективные и субъективные стороны эмоций. Обучение распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

Мои эмоции и чувства. Знакомство подростков со своим внутренним миром - эмоциями, способами их управления. Описание своих эмоций, психологический разбор. Контроль эмоционального состояния в повседневной жизни.

Как узнать эмоцию? Проявление эмоционального состояния человека в позах, мимике, жестах. Развитие умения «читать» невербальную информацию.

Основные законы психологии эмоций. Углубление знаний о эмоциональной сфере человека. Закон «прорыва плотины», заключается в том, что чувства нельзя удерживать бесконечно долго. Они сначала просачиваются потихоньку, и человек может их контролировать, а потом он теряет над ними контроль.

Классификация эмоций. Знакомство с классификацией эмоций.

Эмоциональный словарь. Развитие умения грамотно описывать свои эмоции.

Маска эмоций. Создание условий для приобретения подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме.

Нужно ли управлять своими эмоциями? Создание условий для анализа подростками необходимости управления собственными эмоциями.

Страна чувств. Анализ особенностей эмоционального мира. Создание «Словаря чувств».

Чувства «полезные» и «вредные». Показ участникам амбивалентности чувств. Анализ чувств и определение отрицательных и положительных сторон их проявления.

Почему нам нужно изучать чувства? Значение умения понимать свои чувства.

Что такое «запретные чувства». Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме.

Какие чувства мы скрываем? Развитие навыков рефлексии подростками скрываемых чувств и последующего их выражения с помощью невербальных и вербальных средств. Определение причин, по которым люди скрывают свои чувства.

Передача чувств по наследству. Создание условий для углубленного изучения своей эмоциональной жизни.

Эмоциональный интеллект. Знакомство с понятием эмоционального интеллекта. Его роль в повседневной жизни и трудовой деятельности. Подросткам предлагается определить, влияет ли на эффективность работы эмоциональный интеллект, и обосновать свое мнение.

Раздел 4. Психология переживания «вредных» чувств. (19 часов)

Что такое страх. Страхи и страшилки. Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении. Анализ психологической природы страха.

Побеждаем все тревоги. Проективная проработка и разрядка тревоги.

Злость и агрессия. Возможность несоответствия испытываемых отрицательных эмоций впечатлению, которое они могут производить на окружающих. Опасность гневных, агрессивных реакций и необходимость умения контролировать себя. Элементы самоконтроля внешнего проявления эмоций.

Как справиться со злостью. Лист гнева. Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии. Диагностика агрессивности подростка. Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

Обида. Как простить обиду. Создание условий для понимания подростками психологического чувства обиды. Способы проективной проработки и разрядки чувства вины.

Конфликты и мои эмоции. Роль эмоций в возникновении конфликтов. Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации.

Стили поведения в конфликте. Изучение стилей поведения в конфликте.

Что такое эмпатия. Развиваем эмпатию. Экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций. Создание условий для тренинга эмпатических навыков учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия. Формирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий. Закрепление у подростков навыков формулирования «Я-высказываний».

Умейте властвовать собою. Создание условий для анализа подростками необходимости управления собственными эмоциями. Обучение приёмам самоконтроля и саморегуляции.

Заключение. Расскажи мне обо мне. Подведение итогов.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ПСИХОЛОГИЯ МИРА ЭМОЦИЙ»



Наименование темы занятия

Количество часов

1

Введение в мир психологии

8

1.1

Зачем человеку нужны занятия психологией?

1

1.2

Кто я, какой я?

1

1.3

Я могу. Я нужен!

1

1.4

Я мечтаю. Я – это мои цели.

1

1.5

Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.

1

1.6

Каждый видит мир и чувствует по-своему.

1

1.7

Любой внутренний мир ценен и уникален.

1

1.8

Нужно ли человеку меняться?

1

2

Встречи с самим собой

17

2.1.

Что я знаю о себе.

1

2.2

Мои достоинства и недостатки.

1

2.3

Качества людей. Мои качества.

1

2.4

Эмоциональный ли я человек?

2

2.5

Какой у меня темперамент?

2

2.6

Мой характер. Самовоспитание.

2

2.7

Я- «сова» или «жаворонок».

2

2.8

Я- уверенный, неуверенный, грубый?

2

2.9

Самооценка. Отношение к успехам и неудачам.

2

2.10

Притязания. Мои способности и возможности.

1

2.11

Что значит быть личностью.

1

3

Эмоции в нашей жизни

30

3.1

Что такое эмоции и чувства?

2

3.2

Мои эмоции и чувства.

2

3.3

Как узнать эмоцию?

2

3.4

Основные законы психологии эмоций.

2

3.5

Классификация эмоций.

2

3.6

Эмоциональный словарь.

2

3.7

Маска эмоций.

2

3.8

Нужно ли управлять своими эмоциями?

2

3.9

Страна чувств.

2

3.10

Чувства «полезные» и «вредные».

2

3.11

Почему нам нужно изучать чувства?

2

3.12

Что такое «запретные чувства».

2

3.13

Какие чувства мы скрываем?

2

3.14

Передача чувств по наследству.

2

3.15

Эмоциональный интеллект

2

4

Психология переживания «вредных» чувств

19

4.1

Что такое страх. Страхи и страшилки.

2

4.2

Побеждаем все тревоги.

2

4.3

Злость и агрессия.

2

4.4

Как справиться со злостью. Лист гнева.

2

4.5

Обида. Как простить обиду.

2

4.6

Конфликты и мои эмоции.

2

4.7

Стили поведения в конфликте.

2

4.8

Что такое эмпатия. Развиваем эмпатию.

2

4.9

Умейте властвовать собою.

2

4.10

Заключение. Расскажи мне обо мне.

1

Итого


74





Календарно-тематическое планирование

по курсу «Психология мира эмоций.»



заня

тия

Дата


Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Примечание

1


Зачем человеку нужны занятия психологией?

Чем занимается психология? Зачем человеку психология?


2


Кто я, какой я?

Развитие навыков самопрезентации. Знакомство с миром увлечений и достижений обучающихся.


3


Я могу. Я нужен!

Какие роли бывают у человека? Почему для человека так важно быть нужным окружающим людям?


4


Я мечтаю. Я – это мои цели.

Мои мечты и мои цели. Отличие цели от мечты. План достижения цели.


5


Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.

Я сейчас, я в будущем. Роль взрослых и роль детей. Как необходимо воспитывать детей.


6


Каждый видит мир и чувствует по-своему.

Развитие представления о многогранности человеческой индивидуальности. Каждый имеет право на собственную точку зрения. Каждый человек несет ответственность за свои чувства, мысли и поступки.


7


Любой внутренний мир ценен и уникален.

Подчеркивается ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека. В любом событии есть и плюсы, и минусы. В любом возрасте человек может оказаться в трудной ситуации. Любая трудная ситуация имеет обучающий эффект.


8


Нужно ли человеку меняться?

Осознание изменений, которые происходят с нами. Мотивировка для позитивного самоизменения. Самое важное – захотеть меняться. Будущее каждого находится в его руках.


9


Что я знаю о себе.

Создание условий для самоанализа учащимися собственного «Я – образа». Какими я обладаю качествами, способностями, возможностями. Какой я? Каким хочу стать? Оценка своих качеств.


10


Мои достоинства и недостатки.

Создание условий для самоанализа подростками собственных достоинств и недостатков. Что бы я хотел изменить в себе?


11


Качества людей. Мои качества.

Какими качествами люди отличаются друг от друга. Оценка своих качеств (ум, трудолюбие, самостоятельность, общительность, физическая сила)


12,13


Эмоциональный ли я человек?

Способствовать осознанию подростками своей эмоциональной сферы. Ознакомление с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использования этого приема для рефлексии своего состояния.


14,15


Какой у меня темперамент?

Определение типа темперамента. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Влияние темперамента на нашу жизнь.


16,17


Мой характер. Самовоспитание.

Анализ понятия «характер». Показать разницу между чувствами и чертами характера. Создать условия для изучения своего характера. Формирование стремления к развитию характера. Знакомство с различными способами развития характера.


18,19


Я- «сова» или «жаворонок».

Актуализация представлений учащихся о биоритмах человека и связанных с ними индивидуальных особенностях людей. Знакомство участников с особенностями собственной работоспособности на основе темпинг-теста. Отработка умения учитывать индивидуальные особенности при планировании своей деятельности.


20,21


Я- уверенный, неуверенный, грубый?

Развитие умения дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей. Формирование убеждения в преимуществах уверенного поведения, стремление избегать грубого поведения, с пониманием относиться к проявлениям неуверенности, оказывать поддержку более слабым. Развитие умения осмыслить полученный опыт.


22,23


Самооценка. Отношение к успехам и неудачам.

Определение своей самооценки. Влияние самооценки на нашу жизнь.


24


Притязания. Мои способности и возможности.

Создание условий для анализа собственных способностей и возможностей.


25


Что значит быть личностью.

Развитие представления о понятии личности. Что делает человека личностью.



26,27


Что такое эмоции и чувства?

Знакомство с определениями. Чем эмоция отличается от чувства. Объективные и субъективные стороны эмоций. Обучение распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.


28,29


Мои эмоции и чувства.

Знакомство подростков со своим внутренним миром - эмоциями, способами их управления. Описание своих эмоций, психологический разбор. Контроль эмоционального состояния в повседневной жизни.


30,31


Как узнать эмоцию?

Проявление эмоционального состояния человека в позах, мимике, жестах. Развитие умения «читать» невербальную информацию.


32,33


Основные законы психологии эмоций.

Углубление знаний о эмоциональной сфере человека. Закон «прорыва плотины», заключается в том, что чувства нельзя удерживать бесконечно долго. Они сначала просачиваются потихоньку, и человек может их контролировать, а потом он теряет над ними контроль.


34,35


Классификация эмоций.

Знакомство с классификацией эмоций.


36,37


Эмоциональный словарь.

Развитие умения грамотно описывать свои эмоции.


38,39


Маска эмоций.

Создание условий для приобретения подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме.


40,41


Нужно ли управлять своими эмоциями?

Прояснение позитивного и негативного влияния эмоций на развитие жизненных ситуаций. Обучение определению своих эмоций и управлению ими.


42,43


Страна чувств.

Анализ особенностей эмоционального мира. Создание «Словаря чувств».


44,45


Чувства «полезные» и «вредные».

Показ участникам амбивалентности чувств. Анализ чувств и определение отрицательных и положительных сторон их проявления.


46,47


Почему нам нужно изучать чувства?

Значение умения понимать свои чувства.


48,49


Что такое «запретные чувства».

Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме.


50,51


Какие чувства мы скрываем?

Развитие навыков рефлексии подростками скрываемых чувств и последующего их выражения с помощью невербальных и вербальных средств. Определение причин, по которым люди скрывают свои чувства.


52,53


Передача чувств по наследству.

Создание условий для углубленного изучения своей эмоциональной жизни.


54,55


Эмоциональный интеллект

Знакомство с понятием эмоционального интеллекта. Его роль в повседневной жизни и трудовой деятельности. Подросткам предлагается определить, влияет ли на эффективность работы эмоциональный интеллект, и обосновать свое мнение.


56,57


Что такое страх. Страхи и страшилки.

Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении. Анализ психологической природы страха.


58,59


Побеждаем все тревоги.

Проективная проработка и разрядка тревоги.


60,61


Злость и агрессия.

Опасность гневных, агрессивных реакций и необходимость умения контролировать себя. Элементы самоконтроля внешнего проявления эмоций.


62,63


Как справиться со злостью. Лист гнева.

Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии. Диагностика агрессивности подростка. Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии.


64,65


Обида. Как простить обиду.

Создание условий для понимания подростками психологического чувства обиды. Способы проективной проработки и разрядки чувства вины.


66,67


Конфликты и мои эмоции.

Знакомство с понятием «конфликт». Роль эмоций в возникновении конфликтов. Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации.


68,69


Стили поведения в конфликте.

Изучение стилей поведения в конфликте. Формирование у подростков стремления к позитивному выходу из конфликта. Проигрывание стратегий поведения в конфликте.


70,71


Что такое эмпатия. Развиваем эмпатию.

Понятие эмпатии. Виды эмпатии. Создание условий для тренинга эмпатических навыков учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.


72,73


Умейте властвовать собою.

Создание условий для анализа подростками необходимости управления собственными эмоциями. Обучение приёмам самоконтроля и саморегуляции. Формирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий. Закрепление у подростков навыков формулирования «Я-высказываний».


74


Заключение. Расскажи мне обо мне.

Подведение итогов. Какими подростки выглядят в глазах одноклассников. Сравнение собственных представлений о себе с представлениями других.






Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение

кабинет педагога – психолога;

столы;

стулья;

компьютер;


Инструменты и приспособления

листы для рисования;

цветные карандаши, краски, фломастеры.


Информационное обеспечение

интернет – источники;

видеоролики;

мультфильмы;

презентации к учебным занятиям.


Формы аттестации

Наблюдение;

Тренинг;

Собеседование;


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

журнал посещаемости;

фото;

Методы обучения и воспитания

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (беседа, объяснение, рассказ);

- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения);

- практический (тренинг);

- игровой.


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию);

- репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят по­лученные знания и освоенные способы деятельности);

- частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллектив­ном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);

- исследовательские методы обучения (овладение детьми метода­ми научного познания, самостоятельной творческой работы) и др.


Методы воспитания

- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, пример;

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

-    методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).


Формы организации учебного занятия

Основными формами проведения занятий являются: беседа, игра, «мозговой штурм», наблюдение, тренинг, презентация.


Педагогические технологии

На занятиях используются следующие современные педагогические технологии:

Личностно – ориентированные технологии:

Технология полного усвоения знаний, основанная на общей установке: все учащиеся способны полностью усвоить необходимый материал при условии рациональной организации учебно–тренировочного процесса;


Технология игровой деятельности:

Данные технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе;


Коммуникативная технология обучения:

Сущность коммуникативных технологий – в создании ситуации комфортного и безопасного личностно-значимого общения и взаимодействия, на основе которой происходят все процессы обучения/понимания/усвоения.


Здоровьесберегающие технологии:

Целью здоровьесберегающих технологий должно выступать обеспечение условий физического, психологического и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся, их продуктивной учебно – познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.


Пояснительная записка


Состояние психологического здоровья детей и подростков имеет большое значение для обеспечения и поддержания устойчивого развития общества. Наряду с этим, в настоящее время становится ясно, что система образования должна быть важным фактором здравоохранения, обеспечивающим безопасность для развития ребенка в образовательной среде. На сегодняшний день в образовательной среде подросток испытывает информационный и эмоциональный стресс. Поэтому, основной задачей образовательного процесса должно быть развитие личности и создание безопасной для подростков школьной среды.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Тем самым, влияя на психологическое здоровье подростков. Навыки обладания своими эмоциями, развитием личностных качеств, а также, устойчивости к стрессам, помогут избежать тех или иных ситуаций. Данная программа разработана в соответствии с основными требованиями к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы и нормативных документов.

Актуаль­ность настоящей программы соответствует основным направлениям современного развития страны и общества, она обусловлена необходимостью изучения подростками себя, своих эмоций, черт характера. Обучение подростков грамотно выходить из неприятных ситуаций, психологически помогая себе и обучать этому других.

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она даёт возможность подростку больше узнать о своем внутреннем мире, эмоциях, о способах управления ими, и сохранении своего психологического здоровья, а также, научиться бесконфликтному решению проблем. Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Дети приобретут навыки эффективного взаимодействия с окружающими.


Цель и задачи программы

Цель: Профилактика нарушений психологического здоровья детей, создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Формирование социально-эмоционального благополучия подростков, сохранение психологического здоровья, обучение навыкам контроля над раздражительностью, агрессией, застенчивостью, неуверенностью в себе и т.п.

Задачи:

предметные (обучающие)

Способствовать знакомству учащихся с эмоциями человека и чертами характера;

Обучить навыкам управления своими эмоциями в различных ситуациях;

Обучить подростков приемам и методам, способствующим сохранению своего психологического здоровья.

метапредметные (развивающие)

1. Развивать умения контролировать свои эмоции, высказывать свое мнение, работать над самооценкой;

2. Развивать личностные качества.

3. Развивать коммуникативные навыки.

личностные (воспитательные)

1. Раскрыть творческий потенциал ребенка, высвобождение его скрытых, энергетических резервов;

2. Обучить детей приемлемым способам выражения своих эмоций в различных ситуациях;

3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружаю­щим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).


Образовательная программа рассчитана на 1 год.

Программа составлена таким образом, чтобы подростки смогли не только уяснить и прослушать материал, но и на практике его отработать и закрепить.

Возраст детей: с 12 лет.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

В данной образовательной программе используются следующие формы занятий.
1. Психологические игры и упражнения:

большие ролевые игры;

игры-переживания;

деловые игры;

психогимнастика;

упражнения на отработку различных навыков.

2. Различные методы тренинга:

ролевая игра;

мозговой штурм;

моделирование практических ситуаций;

работа в малых группах;

метод кейсов и т.д.
3. Групповые дискуссии, беседы.

4. Информационные блоки.

5. Психологические тесты.

6. Элементы арт-терапии.

7. Элементы сказкотерапии.

8. Элементы телесно-ориентированной терапии. 

Структура занятия

I этап. Психологическое вхождение обучающихся в занятие: ритуал приветствия.

II этап. Разминка: вхождение в эмоциональный контакт/ Актуализация проблемы.

III этап. Основной этап работы: информационный блок, отработка и развитие навыков.

IV этап. Завершающий этап: рефлексия, ритуал прощания.

Используемая литература

Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. Гущина Т.Н. М., «Аркти», 2008.

Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер». Под редакцией Емельяновой Е.В. С-Петербург, «Речь», 2010.

Научи себя учиться. Селевко Г.К., М., «Народное образование», 2006.

Наедине с собой. Прутченков А.С., М., 1996.

На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Фопель К. М., «Генезис», 2008.

Познаю себя и учусь управлять собой. Смирнова Е.Е., СПб., «Речь», 2007.

Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. Микляева А.В. С-Петербург, «Речь», 2006.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации