Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Психология мира эмоций» для детей 12-16 лет
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № -------»
Принята на педагогическом совете Протокол № | Утверждаю Директор МАОУ СОШ №38 --------------------------- Приказ № |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Психология мира эмоций»
Направленность: социально-психологическая
Возраст обучающихся: 12-16 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: педагог-психолог
г. Златоуст, 2022 год
Календарный учебный график
на 2022-2023 учебный год.
Определить дату начала 2022-2023 учебного года - 1 сентября 2022 года.
Установить продолжительность рабочей недели по программам дополнительного образования для 6-9 классов - пятидневная учебная неделя.
Установить количество учебных недель 37.
про гра мма | Порядок номера недель учебного года | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | |
6 кл. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
8 кл. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
9 кл. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Планируемые результаты освоения программы
Итогом работы по данной программе является сохранение психологического здоровья школьников, приобретение чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое, приобретение навыков успешного взаимодействия с ровесниками и взрослыми. В результате обучающийся будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный жизненный путь будет более успешным и радостным.
Предметные результаты:
По окончании курса дети должны знать/понимать:
- нормы и правила, существующие в мире
- начальные понятия психологии
- начальные понятия конфликтологии
- свои качества и повышать самооценку
- свое эмоциональное состояние, адекватно выражать свои эмоции
-ответственность человека за свои чувства и мысли
- свои возрастные изменения
- различия между агрессией и агрессивностью
-собственное агрессивное поведение
- роль конфликтов в жизни человека
- как конструктивно разрешать конфликтные ситуации
- собственные жизненные ценности
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах психологической деятельности;
- освоение способов решения проблем психологического характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания самого себя; определять наиболее эффективные способы достижения результата в творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных психологических задач на уроках психологии, во внеурочной и внешкольной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания текстов в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о психологии и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе учебной деятельности;
Личностные УУД:
усваивать нравственно-этические нормы и школьные нормы поведения
учиться контролировать свои эмоции, быть эмоционально благополучным
повышать уровень мотивации к учебной деятельности, понимать личную ответственность за результат учебной деятельности
формировать адекватную самооценку
учиться делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
развивать рефлексию
Познавательные УУД:
учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
адекватно воспринимать оценки учителей;
уметь распознавать чувства других людей;
обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
уметь формулировать собственные проблемы
Регулятивные УУД:
осознавать свои личные качества, способности и возможности;
осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Коммуникативные УУД:
учиться строить взаимоотношения с окружающими;
учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
формулировать свое собственное мнение и позицию;
учиться толерантному отношению к другому человеку.
Содержание курса «ПСИХОЛОГИЯ МИРА ЭМОЦИЙ»
Раздел 1. Введение в мир психологии (8 часов)
Зачем человеку нужны занятия психологией? Чем занимается психология? Зачем человеку психология?
Кто я, какой я? Какими я обладаю качествами, способностями, возможностями. Развитие представления о многогранности человеческой индивидуальности, умения анализировать и обобщать свой опыт. Сравнение собственных представлений о себе с представлениями других.
Я могу. Я нужен! Какие роли бывают у человека? Почему для человека так важно быть нужным окружающим людям?
Я мечтаю. Я – это мои цели. Мои мечты и мои цели. Отличие цели от мечты. План достижения цели.
Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. Я сейчас, я в будущем. Роль взрослых и роль детей. Как необходимо воспитывать детей.
Каждый видит мир и чувствует по-своему. Каждый имеет право на собственную точку зрения. Каждый человек несет ответственность за свои чувства, мысли и поступки.
Любой внутренний мир ценен и уникален. Подчеркивается ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека. В любом событии есть и плюсы, и минусы. В любом возрасте человек может оказаться в трудной ситуации. Любая трудная ситуация имеет обучающий эффект.
Нужно ли человеку меняться? Осознание изменений, которые происходят с нами. Мотивировка для позитивного самоизменения. Самое важное – захотеть меняться. Будущее каждого находится в его руках.
Раздел 2. Встречи с самим собой. (17 часов)
Что я знаю о себе. Создание условий для самоанализа учащимися собственного «Я – образа». Какой я? Каким хочу стать? Оценка своих качеств.
Мои достоинства и недостатки. Создание условий для самоанализа подростками собственных достоинств и недостатков. Что бы я хотел изменить в себе?
Качества людей. Мои качества. Какими качествами люди отличаются друг от друга. Оценка своих качеств (ум, трудолюбие, самостоятельность, общительность, физическая сила)
Эмоциональный ли я человек? Способствовать осознанию подростками своей эмоциональной сферы. Ознакомление с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использования этого приема для рефлексии своего состояния.
Какой у меня темперамент? Определение типа темперамента. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Влияние темперамента на нашу жизнь.
Мой характер. Самовоспитание. Создать условия для изучения своего характера. Показать разницу между чувствами и чертами характера (последние отвечают на вопрос «какой?»). Один человек может сочетать в себе различные черты характера.
Я – «сова» или «жаворонок». Актуализация представлений учащихся о биоритмах человека и связанных с ними индивидуальных особенностях людей. Знакомство участников с особенностями собственной работоспособности на основе темпинг-теста. Отработка умения учитывать индивидуальные особенности при планировании своей деятельности.
Я – уверенный, неуверенный или грубый. Развитие умения дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей. Формирование убеждения в преимуществах уверенного поведения, стремление избегать грубого поведения, с пониманием относиться к проявлениям неуверенности, оказывать поддержку более слабым. Развитие умения осмыслить полученный опыт.
Самооценка. Отношение к успехам и неудачам. Определение своей самооценки. Влияние самооценки на нашу жизнь.
Притязания. Мои способности и возможности. Создание условий для анализа собственных способностей и возможностей.
Что значит быть личностью. Развитие представления о понятии личности. Что делает человека личностью.
Раздел 3. Эмоции в нашей жизни. (30 часов)
Что такое эмоции и чувства? Знакомство с определениями. Чем эмоция отличается от чувства. Объективные и субъективные стороны эмоций. Обучение распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Мои эмоции и чувства. Знакомство подростков со своим внутренним миром - эмоциями, способами их управления. Описание своих эмоций, психологический разбор. Контроль эмоционального состояния в повседневной жизни.
Как узнать эмоцию? Проявление эмоционального состояния человека в позах, мимике, жестах. Развитие умения «читать» невербальную информацию.
Основные законы психологии эмоций. Углубление знаний о эмоциональной сфере человека. Закон «прорыва плотины», заключается в том, что чувства нельзя удерживать бесконечно долго. Они сначала просачиваются потихоньку, и человек может их контролировать, а потом он теряет над ними контроль.
Классификация эмоций. Знакомство с классификацией эмоций.
Эмоциональный словарь. Развитие умения грамотно описывать свои эмоции.
Маска эмоций. Создание условий для приобретения подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме.
Нужно ли управлять своими эмоциями? Создание условий для анализа подростками необходимости управления собственными эмоциями.
Страна чувств. Анализ особенностей эмоционального мира. Создание «Словаря чувств».
Чувства «полезные» и «вредные». Показ участникам амбивалентности чувств. Анализ чувств и определение отрицательных и положительных сторон их проявления.
Почему нам нужно изучать чувства? Значение умения понимать свои чувства.
Что такое «запретные чувства». Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме.
Какие чувства мы скрываем? Развитие навыков рефлексии подростками скрываемых чувств и последующего их выражения с помощью невербальных и вербальных средств. Определение причин, по которым люди скрывают свои чувства.
Передача чувств по наследству. Создание условий для углубленного изучения своей эмоциональной жизни.
Эмоциональный интеллект. Знакомство с понятием эмоционального интеллекта. Его роль в повседневной жизни и трудовой деятельности. Подросткам предлагается определить, влияет ли на эффективность работы эмоциональный интеллект, и обосновать свое мнение.
Раздел 4. Психология переживания «вредных» чувств. (19 часов)
Что такое страх. Страхи и страшилки. Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении. Анализ психологической природы страха.
Побеждаем все тревоги. Проективная проработка и разрядка тревоги.
Злость и агрессия. Возможность несоответствия испытываемых отрицательных эмоций впечатлению, которое они могут производить на окружающих. Опасность гневных, агрессивных реакций и необходимость умения контролировать себя. Элементы самоконтроля внешнего проявления эмоций.
Как справиться со злостью. Лист гнева. Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии. Диагностика агрессивности подростка. Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии.
Обида. Как простить обиду. Создание условий для понимания подростками психологического чувства обиды. Способы проективной проработки и разрядки чувства вины.
Конфликты и мои эмоции. Роль эмоций в возникновении конфликтов. Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации.
Стили поведения в конфликте. Изучение стилей поведения в конфликте.
Что такое эмпатия. Развиваем эмпатию. Экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций. Создание условий для тренинга эмпатических навыков учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия. Формирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий. Закрепление у подростков навыков формулирования «Я-высказываний».
Умейте властвовать собою. Создание условий для анализа подростками необходимости управления собственными эмоциями. Обучение приёмам самоконтроля и саморегуляции.
Заключение. Расскажи мне обо мне. Подведение итогов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ПСИХОЛОГИЯ МИРА ЭМОЦИЙ»
№ | Наименование темы занятия | Количество часов |
1 | Введение в мир психологии | 8 |
1.1 | Зачем человеку нужны занятия психологией? | 1 |
1.2 | Кто я, какой я? | 1 |
1.3 | Я могу. Я нужен! | 1 |
1.4 | Я мечтаю. Я – это мои цели. | 1 |
1.5 | Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. | 1 |
1.6 | Каждый видит мир и чувствует по-своему. | 1 |
1.7 | Любой внутренний мир ценен и уникален. | 1 |
1.8 | Нужно ли человеку меняться? | 1 |
2 | Встречи с самим собой | 17 |
2.1. | Что я знаю о себе. | 1 |
2.2 | Мои достоинства и недостатки. | 1 |
2.3 | Качества людей. Мои качества. | 1 |
2.4 | Эмоциональный ли я человек? | 2 |
2.5 | Какой у меня темперамент? | 2 |
2.6 | Мой характер. Самовоспитание. | 2 |
2.7 | Я- «сова» или «жаворонок». | 2 |
2.8 | Я- уверенный, неуверенный, грубый? | 2 |
2.9 | Самооценка. Отношение к успехам и неудачам. | 2 |
2.10 | Притязания. Мои способности и возможности. | 1 |
2.11 | Что значит быть личностью. | 1 |
3 | Эмоции в нашей жизни | 30 |
3.1 | Что такое эмоции и чувства? | 2 |
3.2 | Мои эмоции и чувства. | 2 |
3.3 | Как узнать эмоцию? | 2 |
3.4 | Основные законы психологии эмоций. | 2 |
3.5 | Классификация эмоций. | 2 |
3.6 | Эмоциональный словарь. | 2 |
3.7 | Маска эмоций. | 2 |
3.8 | Нужно ли управлять своими эмоциями? | 2 |
3.9 | Страна чувств. | 2 |
3.10 | Чувства «полезные» и «вредные». | 2 |
3.11 | Почему нам нужно изучать чувства? | 2 |
3.12 | Что такое «запретные чувства». | 2 |
3.13 | Какие чувства мы скрываем? | 2 |
3.14 | Передача чувств по наследству. | 2 |
3.15 | Эмоциональный интеллект | 2 |
4 | Психология переживания «вредных» чувств | 19 |
4.1 | Что такое страх. Страхи и страшилки. | 2 |
4.2 | Побеждаем все тревоги. | 2 |
4.3 | Злость и агрессия. | 2 |
4.4 | Как справиться со злостью. Лист гнева. | 2 |
4.5 | Обида. Как простить обиду. | 2 |
4.6 | Конфликты и мои эмоции. | 2 |
4.7 | Стили поведения в конфликте. | 2 |
4.8 | Что такое эмпатия. Развиваем эмпатию. | 2 |
4.9 | Умейте властвовать собою. | 2 |
4.10 | Заключение. Расскажи мне обо мне. | 1 |
Итого | | 74 |
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Психология мира эмоций.»
№ заня тия | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Примечание |
1 | | Зачем человеку нужны занятия психологией? | 1ч | Чем занимается психология? Зачем человеку психология? | |
2 | | Кто я, какой я? | 1ч | Развитие навыков самопрезентации. Знакомство с миром увлечений и достижений обучающихся. | |
3 | | Я могу. Я нужен! | 1ч | Какие роли бывают у человека? Почему для человека так важно быть нужным окружающим людям? | |
4 | | Я мечтаю. Я – это мои цели. | 1ч | Мои мечты и мои цели. Отличие цели от мечты. План достижения цели. | |
5 | | Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. | 1ч | Я сейчас, я в будущем. Роль взрослых и роль детей. Как необходимо воспитывать детей. | |
6 | | Каждый видит мир и чувствует по-своему. | 1ч | Развитие представления о многогранности человеческой индивидуальности. Каждый имеет право на собственную точку зрения. Каждый человек несет ответственность за свои чувства, мысли и поступки. | |
7 | | Любой внутренний мир ценен и уникален. | 1ч | Подчеркивается ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека. В любом событии есть и плюсы, и минусы. В любом возрасте человек может оказаться в трудной ситуации. Любая трудная ситуация имеет обучающий эффект. | |
8 | | Нужно ли человеку меняться? | 1ч | Осознание изменений, которые происходят с нами. Мотивировка для позитивного самоизменения. Самое важное – захотеть меняться. Будущее каждого находится в его руках. | |
9 | | Что я знаю о себе. | 1ч | Создание условий для самоанализа учащимися собственного «Я – образа». Какими я обладаю качествами, способностями, возможностями. Какой я? Каким хочу стать? Оценка своих качеств. | |
10 | | Мои достоинства и недостатки. | 1ч | Создание условий для самоанализа подростками собственных достоинств и недостатков. Что бы я хотел изменить в себе? | |
11 | | Качества людей. Мои качества. | 1ч | Какими качествами люди отличаются друг от друга. Оценка своих качеств (ум, трудолюбие, самостоятельность, общительность, физическая сила) | |
12,13 | | Эмоциональный ли я человек? | 2ч | Способствовать осознанию подростками своей эмоциональной сферы. Ознакомление с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использования этого приема для рефлексии своего состояния. | |
14,15 | | Какой у меня темперамент? | 2ч | Определение типа темперамента. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Влияние темперамента на нашу жизнь. | |
16,17 | | Мой характер. Самовоспитание. | 2ч | Анализ понятия «характер». Показать разницу между чувствами и чертами характера. Создать условия для изучения своего характера. Формирование стремления к развитию характера. Знакомство с различными способами развития характера. | |
18,19 | | Я- «сова» или «жаворонок». | 2ч | Актуализация представлений учащихся о биоритмах человека и связанных с ними индивидуальных особенностях людей. Знакомство участников с особенностями собственной работоспособности на основе темпинг-теста. Отработка умения учитывать индивидуальные особенности при планировании своей деятельности. | |
20,21 | | Я- уверенный, неуверенный, грубый? | 2ч | Развитие умения дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей. Формирование убеждения в преимуществах уверенного поведения, стремление избегать грубого поведения, с пониманием относиться к проявлениям неуверенности, оказывать поддержку более слабым. Развитие умения осмыслить полученный опыт. | |
22,23 | | Самооценка. Отношение к успехам и неудачам. | 2ч | Определение своей самооценки. Влияние самооценки на нашу жизнь. | |
24 | | Притязания. Мои способности и возможности. | 1ч | Создание условий для анализа собственных способностей и возможностей. | |
25 | | Что значит быть личностью. | 1ч | Развитие представления о понятии личности. Что делает человека личностью. | |
26,27 | | Что такое эмоции и чувства? | 2ч | Знакомство с определениями. Чем эмоция отличается от чувства. Объективные и субъективные стороны эмоций. Обучение распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. | |
28,29 | | Мои эмоции и чувства. | 2ч | Знакомство подростков со своим внутренним миром - эмоциями, способами их управления. Описание своих эмоций, психологический разбор. Контроль эмоционального состояния в повседневной жизни. | |
30,31 | | Как узнать эмоцию? | 2ч | Проявление эмоционального состояния человека в позах, мимике, жестах. Развитие умения «читать» невербальную информацию. | |
32,33 | | Основные законы психологии эмоций. | 2ч | Углубление знаний о эмоциональной сфере человека. Закон «прорыва плотины», заключается в том, что чувства нельзя удерживать бесконечно долго. Они сначала просачиваются потихоньку, и человек может их контролировать, а потом он теряет над ними контроль. | |
34,35 | | Классификация эмоций. | 2ч | Знакомство с классификацией эмоций. | |
36,37 | | Эмоциональный словарь. | 2ч | Развитие умения грамотно описывать свои эмоции. | |
38,39 | | Маска эмоций. | 2ч | Создание условий для приобретения подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме. | |
40,41 | | Нужно ли управлять своими эмоциями? | 2ч | Прояснение позитивного и негативного влияния эмоций на развитие жизненных ситуаций. Обучение определению своих эмоций и управлению ими. | |
42,43 | | Страна чувств. | 2ч | Анализ особенностей эмоционального мира. Создание «Словаря чувств». | |
44,45 | | Чувства «полезные» и «вредные». | 2ч | Показ участникам амбивалентности чувств. Анализ чувств и определение отрицательных и положительных сторон их проявления. | |
46,47 | | Почему нам нужно изучать чувства? | 2ч | Значение умения понимать свои чувства. | |
48,49 | | Что такое «запретные чувства». | 2ч | Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме. | |
50,51 | | Какие чувства мы скрываем? | 2ч | Развитие навыков рефлексии подростками скрываемых чувств и последующего их выражения с помощью невербальных и вербальных средств. Определение причин, по которым люди скрывают свои чувства. | |
52,53 | | Передача чувств по наследству. | 2ч | Создание условий для углубленного изучения своей эмоциональной жизни. | |
54,55 | | Эмоциональный интеллект | 2ч | Знакомство с понятием эмоционального интеллекта. Его роль в повседневной жизни и трудовой деятельности. Подросткам предлагается определить, влияет ли на эффективность работы эмоциональный интеллект, и обосновать свое мнение. | |
56,57 | | Что такое страх. Страхи и страшилки. | 2ч | Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении. Анализ психологической природы страха. | |
58,59 | | Побеждаем все тревоги. | 2ч | Проективная проработка и разрядка тревоги. | |
60,61 | | Злость и агрессия. | 2ч | Опасность гневных, агрессивных реакций и необходимость умения контролировать себя. Элементы самоконтроля внешнего проявления эмоций. | |
62,63 | | Как справиться со злостью. Лист гнева. | 2ч | Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии. Диагностика агрессивности подростка. Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии. | |
64,65 | | Обида. Как простить обиду. | 2ч | Создание условий для понимания подростками психологического чувства обиды. Способы проективной проработки и разрядки чувства вины. | |
66,67 | | Конфликты и мои эмоции. | 2ч | Знакомство с понятием «конфликт». Роль эмоций в возникновении конфликтов. Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации. | |
68,69 | | Стили поведения в конфликте. | 2ч | Изучение стилей поведения в конфликте. Формирование у подростков стремления к позитивному выходу из конфликта. Проигрывание стратегий поведения в конфликте. | |
70,71 | | Что такое эмпатия. Развиваем эмпатию. | 2ч | Понятие эмпатии. Виды эмпатии. Создание условий для тренинга эмпатических навыков учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия. | |
72,73 | | Умейте властвовать собою. | 2ч | Создание условий для анализа подростками необходимости управления собственными эмоциями. Обучение приёмам самоконтроля и саморегуляции. Формирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий. Закрепление у подростков навыков формулирования «Я-высказываний». | |
74 | | Заключение. Расскажи мне обо мне. | 1ч | Подведение итогов. Какими подростки выглядят в глазах одноклассников. Сравнение собственных представлений о себе с представлениями других. | |
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
кабинет педагога – психолога;
столы;
стулья;
компьютер;
Инструменты и приспособления
листы для рисования;
цветные карандаши, краски, фломастеры.
Информационное обеспечение
интернет – источники;
видеоролики;
мультфильмы;
презентации к учебным занятиям.
Формы аттестации
Наблюдение;
Тренинг;
Собеседование;
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
журнал посещаемости;
фото;
Методы обучения и воспитания
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (беседа, объяснение, рассказ);
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения);
- практический (тренинг);
- игровой.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы) и др.
Методы воспитания
- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Формы организации учебного занятия
Основными формами проведения занятий являются: беседа, игра, «мозговой штурм», наблюдение, тренинг, презентация.
Педагогические технологии
На занятиях используются следующие современные педагогические технологии:
Личностно – ориентированные технологии:
Технология полного усвоения знаний, основанная на общей установке: все учащиеся способны полностью усвоить необходимый материал при условии рациональной организации учебно–тренировочного процесса;
Технология игровой деятельности:
Данные технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе;
Коммуникативная технология обучения:
Сущность коммуникативных технологий – в создании ситуации комфортного и безопасного личностно-значимого общения и взаимодействия, на основе которой происходят все процессы обучения/понимания/усвоения.
Здоровьесберегающие технологии:
Целью здоровьесберегающих технологий должно выступать обеспечение условий физического, психологического и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся, их продуктивной учебно – познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
Пояснительная записка
Состояние психологического здоровья детей и подростков имеет большое значение для обеспечения и поддержания устойчивого развития общества. Наряду с этим, в настоящее время становится ясно, что система образования должна быть важным фактором здравоохранения, обеспечивающим безопасность для развития ребенка в образовательной среде. На сегодняшний день в образовательной среде подросток испытывает информационный и эмоциональный стресс. Поэтому, основной задачей образовательного процесса должно быть развитие личности и создание безопасной для подростков школьной среды.
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Тем самым, влияя на психологическое здоровье подростков. Навыки обладания своими эмоциями, развитием личностных качеств, а также, устойчивости к стрессам, помогут избежать тех или иных ситуаций. Данная программа разработана в соответствии с основными требованиями к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы и нормативных документов.
Актуальность настоящей программы соответствует основным направлениям современного развития страны и общества, она обусловлена необходимостью изучения подростками себя, своих эмоций, черт характера. Обучение подростков грамотно выходить из неприятных ситуаций, психологически помогая себе и обучать этому других.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она даёт возможность подростку больше узнать о своем внутреннем мире, эмоциях, о способах управления ими, и сохранении своего психологического здоровья, а также, научиться бесконфликтному решению проблем. Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Дети приобретут навыки эффективного взаимодействия с окружающими.
Цель и задачи программы
Цель: Профилактика нарушений психологического здоровья детей, создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Формирование социально-эмоционального благополучия подростков, сохранение психологического здоровья, обучение навыкам контроля над раздражительностью, агрессией, застенчивостью, неуверенностью в себе и т.п.
Задачи:
предметные (обучающие)
Способствовать знакомству учащихся с эмоциями человека и чертами характера;
Обучить навыкам управления своими эмоциями в различных ситуациях;
Обучить подростков приемам и методам, способствующим сохранению своего психологического здоровья.
метапредметные (развивающие)
1. Развивать умения контролировать свои эмоции, высказывать свое мнение, работать над самооценкой;
2. Развивать личностные качества.
3. Развивать коммуникативные навыки.
личностные (воспитательные)
1. Раскрыть творческий потенциал ребенка, высвобождение его скрытых, энергетических резервов;
2. Обучить детей приемлемым способам выражения своих эмоций в различных ситуациях;
3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).
Образовательная программа рассчитана на 1 год.
Программа составлена таким образом, чтобы подростки смогли не только уяснить и прослушать материал, но и на практике его отработать и закрепить.
Возраст детей: с 12 лет.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
В данной образовательной программе используются следующие формы занятий.
1. Психологические игры и упражнения:
большие ролевые игры;
игры-переживания;
деловые игры;
психогимнастика;
упражнения на отработку различных навыков.
2. Различные методы тренинга:
ролевая игра;
мозговой штурм;
моделирование практических ситуаций;
работа в малых группах;
метод кейсов и т.д.
3. Групповые дискуссии, беседы.
4. Информационные блоки.
5. Психологические тесты.
6. Элементы арт-терапии.
7. Элементы сказкотерапии.
8. Элементы телесно-ориентированной терапии.
Структура занятия
I этап. Психологическое вхождение обучающихся в занятие: ритуал приветствия.
II этап. Разминка: вхождение в эмоциональный контакт/ Актуализация проблемы.
III этап. Основной этап работы: информационный блок, отработка и развитие навыков.
IV этап. Завершающий этап: рефлексия, ритуал прощания.
Используемая литература
Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. Гущина Т.Н. М., «Аркти», 2008.
Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер». Под редакцией Емельяновой Е.В. С-Петербург, «Речь», 2010.
Научи себя учиться. Селевко Г.К., М., «Народное образование», 2006.
Наедине с собой. Прутченков А.С., М., 1996.
На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Фопель К. М., «Генезис», 2008.
Познаю себя и учусь управлять собой. Смирнова Е.Е., СПб., «Речь», 2007.
Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. Микляева А.В. С-Петербург, «Речь», 2006.