Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я — исследователь»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
| |
| |
| |
| |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Я - исследователь»
(направленность - интеллектуальная)
Программа рассчитана на 68 часов
Разработала: учитель технологии Саитова И.А.
Мирный
2020
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Федеральным законом от 29.122012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 № 1726-р;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196).
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;
Методическми рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей от 29.03.2016 года № ВК- 641/09;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189).
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);
Программа модифицирована.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я - исследователь» рассчитана на 1 год обучения, носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – общекультурный уровень.
В реализации программы участвуют
Дети в возрасте 12-16 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима для обучающихся среднего звена.
Срок реализации программы - 1 год.
Форма и режим занятий:
Обучение рассчитано на детей 12-16 лет, 68 часов в год (2 часа в неделю).
Цель программы:
создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
• формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
• обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
• формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
• развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Программой реализуются принципы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнёрство, творчество и успех.
Кроме того, программа предусматривает реализацию и таких принципов, как:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одарённости детей.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по технологии, ИЗО, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся учёных – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Формы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, миниконференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
•уровневая дифференциация;
•проблемное обучение;
•моделирующая деятельность;
•поисковая деятельность;
•информационно-коммуникационные технологии;
•здоровьесберегающие технологии.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Одно занятие рассчитано на 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете и в кабинете «Точка Роста», музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлечённые люди, а также другие дети. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом или исследовательской работой предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой обучающимся предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1.Знакомство группы обучающихся с темой.
2.Выбор подтем (областей знания).
3.Сбор информации.
4.Выбор проектов.
5.Работа над проектами.
6.Презентация проектов.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки
Обучающиеся получат возможность научиться:
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ составлять тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы способности:
■ рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
■ целеполагать (ставить и удерживать цели);
■ планировать (составлять план своей деятельности);
■ моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
■ проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
■ вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
По окончании программы обучающиеся смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
• задавать вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначить границы исследования;
• разработку гипотез или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
• деятельность по самостоятельному исследованию;
• выбор методов исследования;
• полученные знания по сбору и обработки информации;
• умение анализировать и обобщать полученные материалы;
• подготовить отчёт – сообщение по результатам исследования;
• организацию публичного выступления и защиту с доказательством своей идеи;
• написание исследовательских работ;
•организацию экспресс – исследования, коллективного и индивидуального исследования; • свои результаты на мини-конференциях и семинарах;
• «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
• формирование представлений об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
• интерес к приобретаемым знаниям, полученным обучающимися в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Общая характеристика курса
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить обучающегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность обучающегося является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Это актуально для обучающихся 5-8 классов, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребёнка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, учителей), создаёт условия для работы с семьёй, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности. Программа «Я – исследователь» – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательных систем, использующихся в основной школе. Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции учёных, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Её актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей.
Содержание занятий
Раздел «Я - исследователь»
Что можно исследовать? Формулирование темы. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы. Как задавать вопросы? Банк идей - Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей». Тема, предмет, объект исследования. Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования. Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы. Цели и задачи исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования. Учимся выдвигать гипотезы – Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Как строить гипотезы? Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… . Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Раздел 2. Организация исследования.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать: методы исследования. Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и другое). Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: метод исследования – наблюдение. Уметь: проводить наблюдения над объектом и т.д. Коллекционирование. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать: понятия – коллекционирование, коллекционер, коллекция. Уметь: выбирать тему для коллекционирования, собирать материал. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Сообщение о своих коллекциях. Выступления учащихся о своих коллекциях. Что такое эксперимент? Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что знаем об эксперименте и экспериментировании? Как узнать новое с помощью экспериментов? Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа. Знать: понятия – эксперимент и экспериментирование. Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. Проведение эксперимента на моделях. Эксперименты на заданную тематику. Сбор материала для исследования. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и другое). Знать: правила и способы сбора материала. Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. Обобщение полученных данных.
Раздел 3. Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала. Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите. Составление плана подготовки к защите проекта. Как подготовить сообщение. Сообщение, доклад. Что такое доклад? Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании? Как выделить главное и второстепенное? Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и другое. Подготовка к защите. Защита. Вопросы для рассмотрения (коллективное обсуждение проблем): Что такое защита? Как правильно делать доклад? Как отвечать на вопросы? Индивидуальные консультации. Консультации проводятся педагогом для обучающихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка работ к публичной защите. Подведение итогов работы. Анализ своей проектной деятельности.
Литература
Для учителя: 1.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
2.Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для школьников. Издательство дом «Фёдоров», 2008.
3.М.В. Дубова Организация проектной деятельности школьников. Практическое пособие для учителей. – М.: БАЛЛАС, 2008.
Для обучающихся:
1.Энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
2.Интернет – ресурсы.
Программу разработала:
Саитова И.А., учитель технологии МКОУ СОШ № 4,
высшая квалификационная категория по должности "учитель"
Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
Раздел 1. Я – исследователь. | | ||
1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? Что можно исследовать? | 1 | |
2 | Выбор темы исследования. Характер исследовательских работ. Банк идей. | 1 | |
3 | Основные виды исследовательских работ. Актуальность выбора темы для исследования. | 2 | |
4 | Тема, предмет, объект исследования. Выбор литературы (работа в библиотеке) | 2 | |
5 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | 1 | |
6 | Выбор темы и обоснование ее актуальности. | 1 | |
7 | Цели и задачи исследования. Коллективная игра-исследование. | 2 | |
Раздел 2. Организация исследования | | ||
8 | Организация исследования (практическое занятие). | 2 | |
9 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 4 | |
10 | Экскурсия в виртуальный музей Науки | 2 | |
11 | Решение изобретательских задач. | 2 | |
12 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 | |
13 | Развитие наблюдательности. Выводы из наблюдений и экспериментов | 1 | |
14 | Коллекционирование Виды коллекций, их цели и назначение. | 2 | |
15 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» Сообщение о своих коллекциях. | 2 | |
16 | Эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | 4 | |
17 | Сбор материала для исследования. | 4 | |
18 | Изготовление слайдов. Слайдовая презентация. | 4 | |
19 | Секреты и методы творчества Логические цепочки. Причинно– следственные связи | 2 | |
Раздел 3. Анализ, обобщение, главное, второстепенное. | | ||
20 | Обобщение полученных данных. Подготовка результатов исследования. | 8 | |
21 | Требования к созданию компьютерной презентации. 3D-моделирование. | 6 | |
22 | Стендовый доклад. Требования к оформлению. | 4 | |
23 | Анализ работы над исследованием. Требования к оформлению, публичным выступлениям | 2 | |
24 | Логическое построение текстового материала в работе | 2 | |
25 | Подготовка к защите (практическое занятие) Индивидуальная консультация. | 4 | |
26 | Подведение итогов. Защита исследовательских работ и творческих проектов. | 2 | |
| | 68 | |