Дополнительная общеобразовательная программа «Школа социального успеха»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ХАБАРОВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ВОСХОЖДЕНИЕ»
Принята
на заседании
педагогического совета
от «01» сентября 2020 г.
Протокол № 1
Утверждаю
Директор
ДЮЦ «Восхождение»
________Зыкова Е.Н.
от «01» сентября 2020 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА»
Направленность программы: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 14 - 17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Ваниватова Александра Станиславовна,
педагог дополнительного образования
г. Хабаровск
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Чтобы быть, нужно сначала
принять на себя ответственность!»
Антуан де Сент Экзюпери
Классификация программы и её направленность
«Школа социального успеха» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности направление – социальная практика, направленная на личностное саморазвитие и воспитание у подростка ответственности и самостоятельности в деятельности.
При разработке данной программы были учтены нормативно - правовые документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Санитарно- эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14).
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996).
Концепция развития дополнительного образования детей Российской Федерации 2015-2020 гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (утверждено приказом КГАОУДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» от 26 сентября 2019 г. №383П).
Постановление администрации г. Хабаровска от.25.10.2019г. №3501» Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории городского округа «Город Хабаровск».
Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Восхождение» от 21.03.2020.
Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Восхождение» от 12.11.2018 г.
Программа составлена в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы, где указано что «особенно актуальным становится повышение доступности программ социализации учащихся для успешного их вовлечения в социальную практику», и способствует включению подготовленных ребят к активной деятельности, созданию системы совместной деятельности детей и взрослых (ДВС), формированию у учащихся личностной ответственности за выполняемую работу.
Актуальность программы
В современных условиях модернизации Российского государства, одной из первостепенных задач современной педагогики и общества в целом становится содействие самореализации ребёнка и развитие качеств, способствующих его социальному становлению и формированию активной гражданской позиции.
Отличительные особенности программы
Данная программа была создана в результате творческого переосмысления и переработки развивающей психолого-педагогической программы «Дар», дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа креативного мышления» и программы деятельности трудового отряда «Штурм».
На основе опыта реализации программы деятельности трудового отряда «Штурм», данной программой предусмотрено многообразие видов социально-значимой деятельности, включая участие в конкурсах детских и молодежных общественных объединений и их лидеров, социальных акциях и проектах, добровольческих и творческих мероприятиях, массовых мероприятиях на жилмассиве. Это помогает учащимся не только осознать свое место и назначение в жизни, но и расширить свой кругозор, повысить уровень культуры и образованности, формируя правильную систему ценностей, развивая духовность и нравственность.
На основе опыта реализации психолого-педагогической программы «Дар» содержание данной программы богато на современные, более эффективные формы образовательной деятельности (тренинги, ролевые и деловые игры, квесты, творческие мастерские, защита пробных проектов, моделирование ситуаций и т.д.), что способствует развитию лидерских и организаторских качеств, навыков осознанного принятия решений, эффективной работы в группе, умения управлять собой в различных жизненных ситуациях, и других навыков, которые будут полезны им в программировании своего будущего.
На основе опыта реализации программы «Школа креативного мышления» в данной программе апробируются ТРИЗ-технология, что дает специальные знания о методах решения творческих задач, составляющих теоретическую базу, а также вырабатывает определенные практические навыки решения изобретательских задач с помощью приемов ТРИЗ.
Программа педагогически целесообразна, так как ориентирована на освоение подростками положительного социального опыта, формирование и развитие способности к рефлексии, навыков творческого решения любых жизненных задач, формирование потребности в социально-значимой деятельности, через активное взаимодействие с социальной средой.
Категория обучающихся: 14 – 17 лет. Набор в объединение ведется на принципах добровольности, с учетом интересов подростков к социально-значимой деятельности.
В возрасте 14-17 лет у подростков появляется стремление к независимости, проявление самостоятельности. Им свойственны ориентация на мир взрослых: стремление утвердится в их мире, желание поставить себя в роль взрослого; у подростков возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности, они могут воздействовать на сверстников. В этом возрасте происходит изменение поведения: у подростков выстраивается система ценностей и взглядов, заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние мировоззренческие этажи. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Ярко выражено желание выяснить для себя свои собственные способности, особенности. Все эти потребности могут быть реализованы только в процессе активного опробования себя во взаимодействии с окружающими, в различных видах деятельности, поступках, действиях.
Поэтому данная программа разработана на основе личностных особенностей и потребностей учащихся с учетом специфики психологии подросткового периода, фактом того, что ведущим мотивом поведения и деятельности подростков в детском объединении является их стремление найти своё место среди товарищей в коллективе, а затем и в обществе.
Цель программы: формирование социально-активной позиции личности через вовлечение подростков в социально-значимую деятельность.
Задачи программы
Предметные:
формирование знаний и умений, необходимых для участия и организации социально-значимой деятельности;
способствовать приобретению подростками собственного опыта организации общественно-полезной деятельности.
Метапредметные:
формирование активной гражданской позиции и готовности осознанного участия в социально-значимой деятельности;
способствовать творческой самореализации, развитию коммуникативной культуры и основных личностных качеств учащихся через обогащение их социального опыта.
Личностные:
формирование интереса к социально-значимой деятельности, положительное отношение к базовым общественным ценностям;
воспитание чувства коллективизма, личной ответственности и значимости за общее дело.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий: 2 раза по 3 часа, всего 6 часов в неделю, 216 часов в год.Формы организации образовательной деятельности: групповые занятия в разновозрастной группе. Учебные занятия проходят в следующих формах: беседа, дискуссия, психологический тренинг, ролевые и деловые игры, практические занятия, творческая мастерская, творческий отчет, разработка и защита проектов, конкурс, акция и другая социально-значимая деятельность.
Форма обучения: очная.
Планируемые результаты
По окончании обучения по программе обучающиеся овладеют следующими компетенциями:
Предметные:
- владеют знаниями из области социальной деятельности и социального проектирования;
- имеют собственный опыт организаторской деятельности, могут сами организовать и провести социально-значимое дело.
Метапредметные:
- выбирают активную социальную роль и проявляют инициативу при участии и организации социально-значимого мероприятия;
- умеют выступать на публике, обмениваться информацией, дискутировать и договариваться, учитывая разные мнения, приходя к общему решению работая в команде;
- проявляют упорство в достижении поставленных целей, стремясь к личностному развитию и самосовершенствованию, адекватно оценивают собственные способности и свои реальные достижения.
Личностные:
- имеют установку на активный образ жизни и самостоятельному осознанному участию в общественных делах в свободное время;
- умеют эффективно взаимодействовать в коллективе при творческом сотрудничестве, распределяют обязанности в зависимости от индивидуальных особенностей и ответственно подходят к их выполнению.
Главным результатом реализации программы станет сплоченный коллектив учащихся, способный решать творческие и организационные задачи, и личность ребёнка, осознающая свою ответственность и подготовленная к жизни.
Оценка образовательных результатов
Традиционно проводится три вида диагностики, позволяющие проследить динамику личностного роста и достижения планируемых результатов.
Входящая (в начале года) определяет уровень знаний, умений, навыков на начало учебного года и осуществляется при комплектовании групп (беседа, анкетирование).
Текущий контроль и диагностика результатов обучения определяет степень усвоения обучающимся программного материала и осуществляется систематически при освоении отдельных разделов посредством тестирования, наблюдения, анализа выполненных практических заданий и творческих работ.
Итоговая проводится в формате ключевого события «Я – лидер!», который показывает достижения и результаты обучения каждого учащегося.
Форма фиксации результатов: карта результатов мониторинга обучения по программе, в которой отражается динамика образовательной деятельности и личностного развития, фиксируются стартовые возможности и творческая результативность в течение года.
Формы демонстрации образовательных результатов: конкурсы, открытые занятия, коллективные творческие дела и другие социально-значимые дела.
Оценка результативности программы
Критерии оценки | Показатели оценки | Методы и методики отслеживания |
Предметные компетенции | Наличие знаний, соответствующих содержанию программы и их реализация в практической деятельности | Беседа, опрос, наблюдение, Анализ карты результатов мониторинга обучения по программе |
Социализация учащихся | Уровень социализированности личности Изменение социальных статусов учащихся | Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня социализированности личности» Анализ социальных статусов |
Коммуникативные и организаторские способности | Уровень развития коммуникативных и организаторских навыков | Методика Фетискина Н.П. и др. «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)» |
Творческая активность и самореализация учащихся | Выявление потребности и направленности мотивации изучения предмета Выявление уровня самодеятельности и вовлеченности учащихся | Методика Т.Д. Дубовицкой «Диагностика потребности и направленности мотивации изучения предмета» Анализ качества и количества созданных учащимися творческих продуктов, результатов участия в конкурсных и социально-значимых мероприятиях различного уровня |
Удовлетворённость субъектов содержанием и организацией образовательного процесса в коллективе | Удовлетворенность учащихся и родителей Стабильность состава занимающихся | Опросник «Удовлетворенность учащихся/родителей содержанием и организацией образовательного процесса» Внутренний мониторинг сохранности контингента обучающихся |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ | Раздел | Часы | Формы аттестации/ контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 2 | 3 | Анкетирование |
2 | Знакомьтесь, самоуправление | 4 | 8 | 12 | Опрос |
3 | Организаторская техника | 4 | 8 | 12 | Тестирование |
4 | Социальное проектирование | 4 | 8 | 12 | Презентация проектов |
5 | Социализация: принятие и признание | 5 | 10 | 15 | Тестирование. Рефлексия |
6 | Самосознание и Я-концепция | 5 | 10 | 15 | П. наблюдение. Рефлексия |
7 | Личностный рост | 5 | 10 | 15 | П. наблюдение. Рефлексия |
8 | Развитие творческого мышления | 5 | 10 | 15 | Творческая работа. Рефлексия |
9 | Познавательные способности и интеллект | 5 | 10 | 15 | П. наблюдение. Рефлексия |
10 | Групповое поведение | 5 | 10 | 15 | П. наблюдение. Рефлексия |
11 | Эмоции и конфликты | 5 | 10 | 15 | Тестирование. Рефлексия |
12 | Перспективы и достижения | 5 | 10 | 15 | Презентация портфолио |
13 | Мероприятия учебно-воспитательного характера | - | 54 | 54 | Рефлексия |
14 | Итоговое занятие | - | 3 | 3 | Творческая аттестация. Отчётное мероприятие |
Итого | 53 | 163 | 216 |
Раздел 1. Вводное занятие (3 ч.)
Теория. Знакомство с работой объединения, правилами техники безопасности, правила поведения в аудитории, знакомство с расписанием.
Практика. Упражнения на знакомство. Анкетирование.
Раздел 2. Знакомьтесь, самоуправление (12 ч.)
Теория. Что такое самоуправление? Этапы развития и модели самоуправления. Практика. Работа над созданием пробной модели самоуправления. Выявление положительных и отрицательных сторон в системе самоуправления.
Раздел 3. Организаторская техника (12 ч.)
Теория. Общие понятия лидерства. Общие и специфические качества лидера. Организаторские знания и умения. Как организовать дело. Стиль работы и оригинальность организатора.
Практика. Алгоритм проведения КТД. Обсуждение КТД. Организаторские игры. Решение организаторских задач. Тренинги общения. Ролевые игры.
Раздел 4. Социальное проектирование (12 ч.)
Теория. Социальная инициатива. Методики реализации социальных инициатив. Социальный проект как форма социально значимой деятельности. История и существующая практика реализации социально значимых проектов.
Практика. Создание и защита пробных социально значимых проектов.
Раздел 5. Социализация: принятие и признание (15 ч.)
Теория. Общение и умение слушать. Психологический климат в социуме. Условия формирования позитивных отношений. Секреты успешного общения. Способы ведения переговоров. Разные позиции в диалоге. Я - глазами других людей. Развитие умения видеть себя глазами других и понимать окружающих. Как строится благоприятный имидж (впечатление от внешнего вида, характера, поведения). Что делать, чтобы произвести «правильное» впечатление.
Практика. Снятие психологических барьеров в общении через коммуникативные игры. Упражнение - инсценирование «Слушание в различных позах». Упражнение «Психологический контакт». Упражнение «Сколько меня?». Упражнение «Каким я выгляжу с глазах других?».
Раздел 6. Самосознание и Я-концепция (15 ч.)
Теория. Познаю себя. Понятия «Я-концепции», «сценарное поведение», «самооценка». Обсуждение условий, влияющих на формирование самооценки. Обсуждение проблемных ситуаций «Как добиться успеха в жизни?».
Практика. Упражнение «Мой портрет». Самоанализ: «Сильные и слабые стороны моей «Я-концепции». Выполнение теста «Моя самооценка», интерпретация результатов, рекомендации по коррекции самооценки. Рефлексия: «Как я чаще себя оцениваю и почему?», «Как я реагирую на свои успехи и поражения».
Раздел 7. Личностный рост (15 ч.)
Теория. Структура личности, её формирование и развитие. Понятия «личность», «темперамент», «характер». Типология поведения и характера. Выводы о достоинствах и недостатках каждого типа. Факторы, влияющие на личностное развитие. Ответственное поведение как условие успешной самореализации личности. Формирование ответственного поведения.
Практика. Тест «Айзенка», рисуночные тесты, интерпретация. Самоанализ по схеме «могу, хочу, должен». Групповая дискуссия «Как не допустить ситуацию риска». Психодраматические сценки на тему. Упражнение «За и против» (разбор проблемных ситуаций). Игра «День рождения».
Раздел 8. Развитие творческого мышления (15 ч.)
Теория. Креативность. Творческое решение проблем. Способы нестандартного подхода к применению простых вещей. Приёмы ТРИЗ. Искусство творчески мыслить. Секреты и приёмы творческого мышления.
Практика. Интеллектуальные скачки (на основе упражнений из ТРИЗ-педагогики). Упражнения, развивающие гибкость мышления и творческое воображение. Решение «Да-неток». Креатив-бой. Рефлексия.
Раздел 9. Познавательные способности и интеллект (15 ч.)
Теория. Что такое познавательные способности. Понятия «мотивация», «развивающая среда», «задатки». Принципы грамотного мышления. Понятие «критического мышления». Самоорганизация и её значение для развития личности.
Практика. Исследование (диагностика) памяти, внимания, мышление. Упражнения, развивающие память, внимание, логику мышления. Составление собственного оптимального режима дня (упражнение). Рефлексия: «Что способствует лучшему результату?».
Раздел 10. Групповое поведение (15 ч.)
Теория. Личность и коллектив. Какое влияние оказывает коллектив на отдельного человека и наоборот. Рассмотреть свою позицию (место) в разных коллективах (школа, класс, объединения). Влияние стереотипного поведения на общий результат. Основы групповой сплочённости. Правила взаимодействия в группе единомышленников. Личный выбор и последовательность поведения, умение найти свою нишу в коллективе, гибкость поведения в сложившейся ситуации.
Практика. Игра: «Давайте сбежим!». Рефлексия: «Группа, в которой мне интересно». Групповая игра «Необитаемый остров». Рефлексия: «Что я понял о себе».
Раздел 11. Эмоции и конфликты (15 ч.)
Теория. Эмоции и настроение. Беседа «Мир чувств и эмоций». Типы эмоциональных состояний. Понимание эмоциональных состояний в целях расположения к себе партнёра. Способы психоэмоциональной саморегуляции. Понятие «релаксация». Конфликт. Понятие о конфликте и причинах его возникновения. Обмен жизненными впечатлениями. Характеристика состояния конфликтующих сторон. Правила, позволяющие понять позицию другого человека. Алгоритм разрешения конфликта. Психологические приёмы разрешения внутренних конфликтов.
Практика. Упражнение «Какой я бываю». Упражнения на отработку понимания эмоциональных состояний «Почувствуй состояние другого», «Пантомима», «Отражение». Обмен «опытом»: «Как я беру себя в руки». Упражнения на снятие агрессии, обиды, угнетённого состояния. Релаксирующее упражнение «Скала». Психодрама: разыгрывание конфликтных ситуаций из жизни. Анализ конфликта. Ролевые игры. Упражнение «Как стать толерантным к себе?». Рефлексия.
Раздел 12. Перспективы и достижения (15 ч.)
Теория. Мои достижения и цели. Технология создания собственного творческого портфолио. Отбор материалов для портфолио.
Практика. Психологический тест «Лестница успеха», интерпретация. Рефлексия на тему «Мои достижения». Упражнение «Стратегия жизни». Создание своего «перспективного» психологического портрета (методика Рокича). Письмо «Послание себе – в будущее...». Рефлексия: «Каково мне там, в будущем?..». Выставка портфолио.
Раздел 13. Мероприятия учебно-воспитательного характера (54 ч.)
Участие в социально-значимой деятельности, акциях, конкурсах, тематических праздниках на жилмассиве, конференциях, районных и городских мероприятиях. Посещение тематических выставок, экспозиций, экскурсии в музеи города.
Раздел 14. Итоговое занятие (3 ч.)
Подведение итогов работы по программе, итоговая аттестация, награждение.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- создание условий диалога между педагогом и учащимися для самоорганизации и самоуправления;
- тесное взаимодействие педагога с каждым участником через сотрудничество, соуправление и сотворчество;
- возможность выбора поля деятельности;
- творческий характер деятельности, её продуктивность;
- наличие практического выхода деятельности.
Методические рекомендации к организации занятий
Для достижения максимального результата по освоению обучающимися программного материала необходимо, чтобы во время занятий всем обучающимся было психологически комфортно, для этого соблюдаются следующие правила:
- новый материал объясняется в доступной аудитории форме, с учётом возраста и полученных ранее знаний;
- новый материал и недавно приобретённые учащимися навыки закрепляются с помощью практической деятельности;
- сложность заданий не превышает реальных возможностей обучающихся, в зависимости от уровня подготовки и возраста;
- выполненные учащимися задания обязательно анализируются и комментируются педагогом, замечания чередуются с похвалой;
- предлагаемые задания отличаются разнообразием, повторное выполнение того или иного задания чётко обосновано;
- во время занятий задействованы в работе все учащиеся;
- педагог учитывает эмоционально-психологические особенности каждого учащегося и группы в целом.
На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: упражнения-разминки для создания позитивной атмосферы, упражнения, развивающие воображение и фантазию, на взаимодействия и общение. Заканчивается занятие анализом: Что было самым сложным для тебя на занятии? Что нового открыл в себе? Что нового узнал?
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий используется просторный кабинет со столами и стульями, кабинет оснащен необходимыми техническими и электронными ресурсами и средствами обучения:
многофункциональные устройства (принтер, копир, сканер);
мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, колонки);
музыкальная аппаратура;
фото и видео аппараты;
брошюратор и ламинатор.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Методическая копилка, включающая учебные пособия, публикации, рекомендации, разработки и т.п. по теме «Социально-значимая деятельность».
Разработки план-конспектов конкретных занятий и сценариев тренингов и мероприятий.
Подбор фото, аудио и видео материалов, презентации к занятиям.
Диагностические материалы: методики, анкеты, опросники.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое или специальное образование, владеющий современными образовательными технологиями и методиками, умеющий создать безопасную образовательную среду, обладающий специальными личностными качествами и профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления учебно-воспитательной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
Голованов В. П. Развитие социальной одаренности в сфере дополнительного образования детей // Материалы международной научно-практической заочной интернет-конференции «Технология развития социальной одаренности детей и молодежи» (г. Ярославль, 2012 год) – Ярославль: Технология развития социальной одаренности детей и молодежи, 2012. – С. 32-39.
Григорова В.К., Дудкина Н.И., Зыкова Е.Н. Активизация воспитательного потенциала детского движения в системе дополнительного образования детей: монография / под общ. ред. В.К. Григоровой. – Биробиджан: Издательский центр ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2016. – 143 с.
Григорова В.К., Дудкина Н.И., Зыкова Е.Н. Воспитательная система детского объединения как основа становления субъектности подростков: монография / под общ. ред. В.К. Григоровой. – Биробиджан: Издательский центр ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2015. – 136 с.
Новикова Т.Г, Прутченков А.С. Ролевая игра «Портфолио, или Папка личных достижений ученика» // Методист, 2005. - № 2. - С. 11-19.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 2010.
Для обучающихся и родителей
Белянская. Хочу на сцену. Л. – Донецк, 1997.
Казанский О. Игры в самих себя. – М., 1995.
Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. – М., 2003.
Степанов С.С. Психологический словарь для родителей - М., 1996.
Энциклопедия для детей. -М.: Искусство.
Интернет-ресурсы
Сайт Интеллектуального клуба http://4brain.ru/ - изучение новых современных технологий и приёмов, разработка тренингов и занятий по развитию творческого мышления.
Портал Детская психология http://childpsy.ru/ - тематические материалы и информация по детской психологии, диагностические методики и тесты, персональные страницы деятелей в области психологии и педагогики.
Международное сообщество педагогов «Я – учитель!» http://ya-uchitel.ru/ - общение и обмен опытом, обсуждение новостей и педагогических вопросов, поиск методических материалов, ведения своего электронного портфолио.
Анализ результативности программы
«Школа социального успеха»
за 2019-20 уч. год
Для всесторонней оценки результативности программы «Школа социального успеха» были определены критерии оценки и в соответствии с ними подобраны различные методы, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Диагностический блок
№ | Критерии оценки | Методики оценивания |
1 | Потребность и направленность мотивации изучения предмета | - Методика диагностики направленности мотивации изучения предмета Т.Д. Дубовицкой |
2 | Уровень проявления профессионально значимых черт личности педагога | - Модифицированная методика «Опросник «Учитель – Ученик» Т.Н. Клюевой |
3 | Удовлетворённость учащихся и родителей содержанием и организацией образовательного процесса в коллективе | - Опросник «Удовлетворенность учащихся содержанием и организацией образовательного процесса» - Опросник «Удовлетворенность родителей организацией и содержанием образовательного процесса» |
4 | Стабильность состава занимающихся | - Внутренний мониторинг сохранности контингента обучающихся |
5 | Динамика роста личностных результатов обучающихся | - Внутренний мониторинг достижений обучающихся - Внутренний мониторинг участия в социально-значимых мероприятиях различного уровня - Результаты участия в конкурсных мероприятиях |
В исследовании приняли участие 15 учащихся лидер-клуба «Единение» и 15 родителей учащихся.
Результаты измерения результативности
Для изучения направленности и уровня мотивации учащихся использую методику Т.Д. Дубовицкой. По результатам анкетирования у всех ребят наблюдается высокий уровень внутренней мотивации к деятельности.
С целью выявления уровня проявления профессионально значимых черт личности педагога (эмпатии, толерантности и конфликтности) в условиях образовательного процесса используется модифицированная методика Т.Н. Клюевой «Учитель - Ученик». Результаты анкетирования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Качества личности | Средняя оценка респондентов | Уровень проявления |
эмпатийность | 2,81 | Высокий |
толерантность | 2,86 | Высокий |
конфликтность | 2,94 | Низкий |
С целью изучения удовлетворённости субъектов образовательного процесса его организацией и содержанием были запущены соответствующие опросники для обучающихся и их родителей. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Изучение удовлетворённости субъектов образовательного процесса его организацией и содержанием | ||||
Критерии оценки удовлетворенности | Уровни удовлетворенности | |||
максимальная удовл-сть | удовл-сть | низкая удовл-сть | неудовл-сть | |
Обучающиеся | ||||
1. Я удовлетворен(а) состоянием учебного помещения (кабинета), в котором проводятся уроки (учебные занятия) | 84,5% | 15,5% | 0% | 0% |
2. Я удовлетворен(а) организацией образовательного процесса | 75% | 25% | 0% | 0% |
3. Я удовлетворен(а) психологическим климатом на уроках/учебных занятиях | 76,5% | 23,5% | 0% | 0% |
4. Я удовлетворен(а) системой оценивания, поощрений, требований к участникам образовательного процесса | 80% | 20% | 0% | 0% |
В среднем по критериям | 79% | 21% | 0% | 0% |
Родители | ||||
1. Я удовлетворен(а) состоянием учебного помещения (кабинета), в котором проводятся уроки (учебные занятия) | 86% | 14% | 0% | 0% |
2. Я удовлетворен(а) профессионализмом педагога | 95% | 5% | 0% | 0% |
3. Я удовлетворен(а) развитием ребенка | 92% | 8% | 0% | 0% |
4. Я удовлетворен(а) взаимодействием педагога с родителями | 91% | 9% | 0% | 0% |
В среднем по критериям | 91% | 9% | 0% | 0% |
Таким образом, высокий уровень удовлетворенности наблюдается у 79% учащихся и 91% родителей, остальные в целом удовлетворены организацией и содержанием образовательного процесса.
В течении года проводился мониторинг сохранности контингента. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Сохранность контингента обучающихся на 2018-19 учебный год
Количество обучающихся на начало года | Количество обучающихся на конец года | Количество одних и тех же обучающихся на начало и конец года |
15 чел. | 15 чел. | 15 чел. |
Сохранность и стабильность коллектива высокие, составляет 100%, что в свою очередь способствует высокой результативности обучающихся.
Для отслеживания личностного роста учащихся в течении года ведется «Карта результатов мониторинга личного роста обучающихся».
Сводные результаты диагностики представлены в таблице 5.
Таблица 5
Динамика личностных результатов учащихся
за 2018-19 учебный год
Критерии (показатели) | Доля обучающихся (в %) с высоким, средним и низким уровнем личностных результатов | ||||||||
Начало года | Середина года | Конец года | |||||||
в | с | н | в | с | н | в | с | н | |
Уровень теоретической подготовки | 55% | 35% | 10% | 65% | 35% | 0% | 98% | 2% | 0% |
Уровень практической подготовки | 50% | 40% | 10% | 70% | 25% | 5% | 95% | 5% | 0% |
Уровень развития метапредметных компетенций | 50% | 35% | 15% | 70% | 20% | 10% | 90% | 10% | 0% |
Уровень развития предметных компетенций | 55% | 30% | 15% | 75% | 20% | 5% | 98% | 2% | 0% |
Уровень сформированности организационно-волевых качеств (терпение, воля, самоконтроль) | 60% | 30% | 10% | 75% | 15% | 10% | 92% | 8% | 0% |
Уровень сформированности ориентационных качеств (самооценка, интерес к занятиям) | 70% | 25% | 5% | 85% | 15% | 0% | 100% | 0% | 0% |
Уровень сформированности поведенческих качеств (тип сотрудничества, конфликтность) | 70% | 25% | 5% | 80% | 15% | 5% | 95% | 5% | 0% |
Наблюдается рост личностных результатов обучающихся по всем показателям. Отмечается положительная динамика доли обучающихся, достигших прогнозируемых результатов от 85 до 100%.
Учащиеся лидер-клуба «Единение» - активные участники благотворительных акций и социально-образовательных проектов различного уровня. Более 25% учебно-тематического плана программы «Школа социального успеха» определено для непосредственного участия и реализации учащимися социально-значимых дел и социально-образовательных проектах различного уровня. Мониторинг участия в социально-значимых мероприятиях различного уровня представлен в таблице 6.
Таблица 6
Наименование социально-значимых дел, социально-образовательных проектов | Уровень | Доля вовлечения обучающихся |
Праздник для учащихся первого года обучения «Дом с волшебными окнами» | Центр | 30% |
Праздник «Улица Ленинградская – ниточка в ткани твоего города» | Центр | 54% |
Тематическое мероприятие «Когда мы едины, мы непобедимы» | Центр | 77% |
Праздник «Поговори со мною мама», посвященный Дню матери | Центр | 77% |
Новогодние утренники для школьников города и учащихся Центра «Новогоднее желание» | Центр | 77% |
Игровая программа «Зимние забавы» | Центр | 54% |
Праздник проводов зимы «Семья по лавкам – каждому блин» | Центр | 62% |
Проведение креатив-боя «Защитники», посвященного Дню защитника Отечества | Центр | 62% |
Культурно-массовое мероприятие «Весна идет! Весне дорогу!» | Центр | 38% |
Литературная гостиная «Михалков и все, все, все…» | Центр | 23% |
Праздничный концерт «Истоки» | Центр | 77% |
Акция «Ветеран живет рядом» | Район | 46% |
Акция-флешмоб «Вдоль Амура белым парусом» | Район | 23% |
Городская акция «Субботник во дворе дома, где живёт моя семья» | Город | 38% |
Фестиваль бизнес-проектов «Хабаровск.НАШ» (ГДК) | Город | 23% |
Организация игровой площадки на новогоднем представлении в «Платинум Арена» | Город | 38% |
Городская «Неделя психологии» | Город | 77% |
Городская акция «Дети детям» | Город | 100% |
Муниципальный этап Краевого молодёжного фестиваля «Конструкторы будущего» | Город | 38% |
Городская акция «Бессмертный полк» | Город | 23% |
Праздничное шествие в честь г. Хабаровска | Город | 23% |
Итого в среднем доля учащихся, вовлечённых в социально-значимые дела, социально-образовательные проекты за 2018-19 уч. г. | 50% |
Участие в подобных мероприятиях создает реальные условия для практического включения и адаптации детей в постоянно изменяющейся среде, т.е. для развития активной социальной личности. О высоком уровне проводимых социально-значимых мероприятий свидетельствуют отзывы и благодарности учреждений и организаций. В летнее время обучающиеся участвуют в социально-значимых делах и проектах в рамках трудового отряда «Штурм». Все учащиеся лидер-клуба «Единение» имеют благодарности за активное участие в социально-значимой деятельности ДЮЦ «Восхождение» в 2018-19 уч. году.
Учащиеся лидер-клуба «Единение» также являются победителями и призёрами конкурсов различных уровней, среди них:
- Городской конкурс на лучшую организацию работы по пропаганде здорового образа жизни «Живи здорово!» (3 место);
- Краевой конкурс плакатов «Инфографика ЗОЖ» (Победитель);
- Краевой конкурс социальной рекламы «Мы и наше будущее» (Победитель);
- IV Всероссийский конкурс творческих работ имени Ю.М. Иконникова (Спецприз).
Таким образом, можно сказать, что программа «Школа социального успеха» результативна и может представлять интерес для педагогов дополнительного образования, реализующих социально-педагогическое направление.
Пролубщикова Наталья Владимировна
Ваниватова Александра Станиславовна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ваниватова Александра Станиславовна