Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Бизнес-школа для дошколят»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Жемчужинка»
Программа
дополнительного образования
по экономическому воспитанию
«Бизнес-школа для дошколят»
для детей 5-7 лет
(срок реализации программы 2 года)
Автор: Светлана Рашитовна Гарькуша
воспитатель высшей кв. к.
г. Полярный
2018 – 2020 уч.г.
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 3 |
1.1.Пояснительная записка | 3 |
1.1.1.Цели и задачи Программы | 4 |
1.1.2.Принципы формирования Программы | 5 |
1.2.Планируемые результаты освоения Программы | 6 |
1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики | 6 |
1.4.Внутренняя система оценки (развивающее оценивание) качества образовательной деятельности по Программе | 7 |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 8 |
2.1.Содержание тематических блоков | 8 |
2.2.Формы, методы и приемы работы по Программе | 11 |
2.3.Способы и направления поддержки детской инициативы | 11 |
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами | 12 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 13 |
3.1.Кадровые условия | 13 |
3.2.Материально-техническое обеспечение | 13 |
3.3.Планирование образовательной деятельности | 14 |
3.3.1. Учебный план | 14 |
3.3.2.Тематическое планирование | 14 |
3.4.Диагностические материалы | 19 |
3.5.Методические материалы | 21 |
Дополнительная общеобразовательная программа
социально-педагогической направленности
«Бизнес-школа для дошколят»
Возрастная направленность: дети дошкольного возраста 6-7 лет
Срок реализации – 1 год
Целевой раздел Программы
I.I. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Бизнес-школа для дошколят» (далее – Программа) имеет социально-педагогическую направленность, разработана для муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 «Жемчужинка» (далее – ДОО). Программа предназначена для обучения азам экономики, формирование экономических представлений детей старшего дошкольного возраста. Обучение детей направлено на полноценное овладение основам финансовой грамотности.
Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), детей-инвалидов, образовательный процесс по Программе организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий воспитанников. Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является приобщение детей к основным сферам жизнедеятельности человека, в том числе к формированию знаний в области экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми уровнями образовательной системы — дошкольным обучением и школой. Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
Дополнительная общеобразовательная программа «Бизнес-школа для дошколят» составлена с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста.
Нормативной базой разработки Программы являются:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196;
Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 «Жемчужинка»,
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»;
- Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ, разработанная с учётом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ, разработанная с учётом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
1.1.1.Цели и задачи реализации Программы
Цель программы:
Формирование у детей дошкольного возраста элементарных экономических представлений в современной жизни.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют: - забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
- максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.
- креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения.
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
- обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения.
- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
Формировать основы экономической культуры. Формирование знаний о жизни современного общества путем знакомства с основами экономики. Формировать осознанное и бережное отношения к окружающему миру.
Воспитательные задачи :
Воспитывать самостоятельность. Воспитывать чувство коллективизма, дружбы, сопереживания. Воспитывать самоорганизующуюся личность, с чувством собственного достоинства.
Развивающие задачи:
Развивать интерес к экономике. Развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета. Развивать воображение.
Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, устанавливать причинно- следственные связи, анализировать, сравнивать, делать умозаключения.
Вступивший в силу ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов дошкольного образовательного учреждения является – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
научности, систематичности и последовательности;
доступности и посильности;
наглядности;
сознательности и активности, развитие творческой инициативы;
прочности, осознанности и действенности результатов обучения;
учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации;
дифференцированного подхода;
параллельного обучения всем видам речевой деятельности;
сотрудничества;
цикличности (повторяемости) материала.
Принцип результативности
Принцип пересечения.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
5. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд - деньги”, понимание факта купли-продажи.
1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между уровнями образования - детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на уровне дошкольного образования– один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Данная программа базируется на основе авторской программы А. Д. Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А. А. Смоленцевой, а также Экономического сказочного словаря Смирновой Т.В.
Новизна программы.
Предлагаемые занятия с детьми старшего дошкольного возраста носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
В основу данной работы заложена идея А. В. Запорожца об амплификации детского опыта различными впечатлениями.
В формировании основ экономической культуры большое внимание в данной программе уделено нравственному аспекту воспитания, соответствующему принципу Н.А.Бердяева: «Экономика для человека, а не человек для экономики».
Программа предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.
Внутренняя система оценки (развивающее оценивание) качества образовательной деятельности по Программе
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности:
Коммуникации со сверстниками и взрослыми.
Игровой деятельности.
Познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности).
Проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность).
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) Оптимизация работы с группой детей.
Методика проведения педагогического мониторинга, критерии диагностики
Диагностика детского развития проводится два раза в год: октябрь, апрель.
Результаты диагностики фиксируются в тестовом листе.
Программа состоит из пяти связанных между собой блоков: “Моя семья”, “Мир денег”, “Мой город”, «Мир товаров», «Моя страна».
Название блока | цель | задачи | Используемые игры |
Моя семья. | Ознакомление детей с семейной экономикой. . | - формировать понятия о бюджете семьи (доход и расходы); - дать представление о труде взрослых: каждый человек должен работать на работе - почему нужны все виды труда; - научить выделять первоочередные потребности своей семьи, делать выбор; - объяснить причину существования ограниченности; сравнивать и оценивать товары (качество, цена), соотносить с этим потребности и возможности семьи; | «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники». В играх дети знакомятся с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, искусством, ведением домашнего хозяйства |
Мир денег. | Ознакомление с деньгами, ценами. Получают представление о производстве денежных знаков, их покупательской силы. | -формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости; -воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами; - дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением. | «Банк», «Банкомат», «Золотая денежка», «Монетный двор», «Универсам», «Пункт обмена валюты». В играх устанавливаются зависимость между качеством товара и прибылью при продаже, узнают, что деньги служат средством обмена товара между людьми |
Мой город | Познакомить детей с экономикой города (населённого пункта проживания обучаемых детей), установление цен, производство товаров, основные и современные профессии. | - формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий; -учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; -поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; - стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности. | «Кондитерская фабрика», «Завод», «Ателье «Маленькая красавица»», «Фермер», «Шофёр» Это учит детей уважать людей, которые честно трудятся и зарабатывают деньги. |
Мир товаров | Познакомить детей с азами маркетинга и рекламы. | - сформировать представление о рекламе, о ее назначении; - учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”); - воспитывать разумные потребности. развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе; | «Рынок», «Аукцион», «Ярмарка», «Реклама», «Агентство», «Магазин», «Дом книги», «Детская лотерея». Дети узнают о разных формах сбыта продукции: рынки, магазины, ярмарки, аукционы. А также узнают о специфике купли – продажи, учатся бережно относиться к вещам. |
Моя страна | Познакомить детей с ресурсами своей страны, края. | - сформулировать представление о первоочередных потребностях человека (еда, вода, жилье, безопасность и т.д.); личных потребностях самого ребенка, окружающих людей, растений, животных, птиц; - познакомить с основными ресурсы и их ограниченностью; | «Путешествие товаров», «Мастерская гнома эконома», «Почта гнома Эконома», «Строительство дома». Дети получат знания о разнообразии и ограниченности природных ресурсов. Это позволяет осознать зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационально и экономически использовать природные богатства (отношение к воде, газу, нефти), ориентироваться в экономических явлениях. |
2.2. Формы, методы и приемы работы по Программе
1. Коллективная;
2. Индивидуальная.
Методы и приемы:
1. Наглядные;
2. Словесные;
3. Практические.
Форма реализации:
1. Беседа;
2. Занятия;
3. Прописи;
4. Игры дидактические и сюжетно-ролевые;
5. Викторины;
6. Конкурсы.
Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении Программы
Приоритетной сферой проявления инициативы для воспитанников является внеситуативно-личностное общение.
Педагог осуществляет следующую деятельность по поддержке детской инициативы: создает положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
уважает индивидуальные вкусы детей, их позитивные привычки;
поощряет созидание по собственному замыслу, обращает внимание на полезность будущего продукта для других, доставленную радость окружающим.
Педагог так же:
вводит адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования навыков чтения;
спокойно реагирует на неуспех ребенка и предлагает несколько вариантов исправления допущенных ошибок: повторное исполнение спустя некоторое время и т.п.; рассказывает детям о трудностях, которые педагог сам испытал;
создает условия (ситуации), позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретя уважение и одобрение со стороны взрослых и сверстников;
обращается к воспитанникам с просьбой научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого из них;
помогает при необходимости в решении возникших проблем;
привлекает к планированию деятельности детского коллектива на день и более отдаленную перспективу, учитывая и реализуя их пожелания и предложения;
создает условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности детей по интересам.
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
Осуществление полноценного образовательного процесса по обучению азам экономики, формирование экономических представлений детей старшего дошкольного возраста невозможно без включения и активного участия родителей (законных представителей) дошкольников. Овладение основами экономических знаний особенно в дошкольном возрасте требует актуализации и закрепления знаний, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей (законных представителей) дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение знаниями. На протяжении всей реализации содержания Программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения по Программе; осведомлены о выполнения рекомендаций и постоянного закрепления, и упрочения материала, изученного с педагогом.
Взаимодействие с родителями происходит по следующим направлениям сотрудничества:
1. Информационно-просветительское;
2. Консультационное;
3. Интеграционное – объединение усилий по экономическому воспитанию детей (организация экономических ярмарок, праздников, конкурсов и т. п.).
Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи программа предлагает организовать в начале работы родительское собрание и подробно обсудить учебную программу, условия её реализации. При организации учебного процесса необходимо учитывать условия жизни, интересы, увлечения детей и родителей. Основное условие продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно–доверительные и искренние отношения. Программа предусматривает совместные занятия с родителями, организацию выставок, ярмарок, КВНов, экономических праздников.
III. Организационный раздел Программы
3.1. Кадровые условия
В ДОО созданы необходимые кадровые условия для реализации Программы
№ п/п | Ф.И.О. | Образование | Педагогический стаж |
1. | Гарькуша Светлана Рашитовна | Высшее профессиональное | 20 лет |
3.2. Материально-техническое обеспечение
Условия реализации задач:
программа может быть реализована при условии достаточно высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском саду;
необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды: пособия, литература, иллюстрации, игры и игрушки, имеющие экономическое содержание, рекламные листки;
внедрение программы необходимо согласовать с родителями, чтобы заручиться их поддержкой и помощью;
Успешной реализации программы способствуют:
• чтение художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок;
• решение логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций, кроссвордов, ресурсов;
• создание зоны “экономического игрового пространства” с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала.
Занятия проводятся в групповом помещении, включающем демонстрационную доску, столы, стулья. Реализация содержания Программы предусматривает наличие
демонстрационной доски, демонстрационных букв на магнитах, настольных дидактических пособий по количеству воспитанников – потребителей услуги. Из технических средств обучения и воспитания имеется телевизор, магнитофон, Для успешной реализации содержания программы имеется оборудование и атрибуты, представленные в таблице.
Демонстрационная доска с комплектом магнитных букв; настольные дидактические пособия; наглядные пособия (иллюстрации, схемы); обучающие презентации, простые и цветные карандаши; атрибуты для игр, костюмы.
Технические средства обучения: телевизор, экран, мультимедийный проектор.
3.3.Планирование образовательной деятельности
3.3.1. Учебный план
Форма занятия | Количество занятий | всего теоретических | практических | комбинированных |
Групповое занятие | 52 | 16 | 24 | 12 |
Месяц | В неделю | В месяц | Год |
Октябрь | 2 | 9 | 52 |
Ноябрь | 2 | 7 | |
Декабрь | 2 | 6 | |
Январь | 2 | 7 | |
Февраль | 2 | 7 | |
Март | 2 | 7 | |
апрель | 2 | 9 |
3.3.2. Тематическое планирование
Тема | Цель | Формы, методы | Месяц | ||||
1 | Путешествие в страну экономика | Познакомить со страной экономики, семьей гнома Эконома, его сказочными друзьями, понятием Экономика. | Путешествие, использование сказочных героев, сказки Т.В. Смирновой, дид. игр. | Сентябрь | |||
2 | Профессии моей семьи | Проверить знания детей профессий своих близких, их специфику. | Игра – занятие, использование загадок, проблемных ситуаций, дид. игр, творческих заданий. | Сентябрь. | |||
3 | Викторина профессий | Обобщить имеющиеся знания детей о профессиях | Викторина, использование дид. игр, загадок, ребусов, кроссвордов. | Октябрь | |||
4 | Деньги | Ознакомить детей с понятием деньги, Почему, как они появились, видоизменялись. | Тематическое занятие, использование исторических сведений, рассказ, сказки, рассматривание альбомов | Октябрь | |||
5 | Бумажные купюры | Ознакомить с разнообразием бумажных купюр. | Тематическое занятие, рассматривание альбомов, творческие задания. | Октябрь | |||
6 | Монеты. Монетный двор | Дать сведения о производстве монет | Сюжетно- дидактическая игра, рассказ, рассматривание альбомов, карточки | Октябрь | |||
7 | Валюта | Познакомить с валютой как денежной единицей других стран | Путешествие, использование игровых ситуаций, использование сказочных героев, кроссворд. Словарь. | Ноябрь | |||
8 | Зачем нужны деньги?
| Выявить значение денег в нашей жизни, дать адекватную оценку деньгам. | Игра – занятие, проблемные ситуации, пословицы, поговорки, дид. игры. | Ноябрь | |||
9 | Покупательная сила денежных знаков
| Раскрыть детям покупательную силу денежных знаков. | Игра- занятие, проблемные ситуации, стихотворения, сказка, словарь, дид. игра | ноябрь | |||
10 |
Бюджет семьи гнома Эконома | Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета. Воспитать уважительное отношение к людям, честно зарабатывающим деньги. | Игра – занятие, использование схем, словаря, сказки, дид. игры. | Ноябрь | |||
11 | Доход Семьи Крокодила Гены | Закрепить представления детей о доходах | Игра – занятие, проблемные ситуации, словарь, сказка, схема, задачи. | Декабрь | |||
12 | Расходы семьи дяди Федора из Простоквашина | Дать представление о сущности и видах расходов. | Игра – занятие, схемы, проблемные ситуации, задачи, карточки | Декабрь | |||
13 | «Я – дорогой ребенок» | Дать представление о расходах на ребенке в семье. | Сюжетно- ролевая игра «Семья», проблемные ситуации. | Декабрь. | |||
14 | Игра – соревнование «Поле – Чудес» | Развивать быстроту реакции, смекалку, сообразительность, умение соблюдать правила игры. | Развлечение, загадки, ребусы, кроссворды. | Декабрь | |||
15
| Для чего руки нужны | Подвести детей к пониманию и осознанию того, что руки нужны для труда. | Развлечение, стихи, пословицы, беседа ребусы. | Январь | |||
16 | Что такое труд? | Познакомить детей с разнообразием труда, результатом труда. | Игра – занятие, рассматривание иллюстраций, пословицы, поговорки, высказывания, стихи, проблемные ситуации. |
Январь | |||
17 | Кому, что нужно для работы | Закрепить знания об орудиях труда повара, шофера, столяра, кассира, выделить их роль в изготовлении товара | Игра- занятие, дид. игры, ребусы, загадки, игра «кто больше назовет»… | Январь | |||
18 | Материалы (ресурсы). Экономия. | Сформировать умение рационально использовать материал, развивать воображение, фантазию. | Сюжетно- ролевая игра «Ателье» | Февраль | |||
19
| Количество и качество результатов труда | Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции и ее пользы для человека. | Мастерская гнома Эконома
| Февраль
| |||
20 | Совместный труд | Показать детям, что совместный труд и использование рациональных его способов уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. | Игра- занятие, пословицы, проблемные ситуации, изготовление коллективной поделки, инсценировка «Репки» | Февраль | |||
21 | Товар – продукт труда | Дать представление о многообразии товаров, раскрыть процесс их изготовления, развивать познавательный интерес. | Игра – занятие, стихи, проблемные ситуации, схемы, путешествие. |
Март | |||
22 | Производство товаров | Сформировать понятие о производстве товаров (на заводах- название, продукция). | Игра - занятие, дид. игра, карта, фотографии предприятий. | Март. | |||
23 | Товары нашего города | Сформировать у детей первичные представления о предприятиях города, выпускающих продукцию. | Занятие – игра, карта города, дид.игра. Рассматривание иллюстраций, фотографий. |
Март | |||
24 | Совместный труд | Показать детям производственный цикл изготовления товара | Сюжетно- ролевая игра «Откуда пришла книга». |
Март. | |||
25 |
Товар и цена | Развивать умение производить операции купли- продажи, уточнить представление о цене товара в магазине. | Сюжетно- ролевая игра «Магазин», проблемные ситуации, задания. |
Март | |||
26 | Товар и изделие | Познакомить детей с нескорыми видами народных промыслов, вызвать интерес к талантам народных умельцев. | Игра – занятие, рассказ, рассматривание иллюстраций, произведений народных умельцев, изготовление изделий. | Апрель | |||
27 | Ярмарка | Показать значение произведений Умельцев, показать специфику ярмарки прошлого. | Праздник- ярмарка. | Апрель | |||
28 | Путешествие в страну товаров | Обратить внимание детей на то, что есть много необходимых товаров и есть, товары, украшающие наш быт, рассказать о них, обратив внимание детей на их красоту. | Путешествие – игра, задания, проблемные ситуации, творческие задания. | Апрель | |||
29
| Путешествие товаров в разные страны | Дать детям первичные представления об экспорте, импорте. | Игра- занятие, схемы, дид. игра, задания, проблемные ситуации. | Апрель
Май. | |||
30 | Товар и бережное отношение к нему | Воспитывать бережное отношение к вещам, природе.
| Игра- занятие, сказка, проблемные ситуации, пословицы, стихи. | ||||
31 |
К.В.Н. | Развивать у детей сообразительность и самостоятельность, доставить им радость и удовольствие от игр. | Развлечение. |
Май. | |||
32 | Диагностика | | | |
Расписание занятий по Программе
День недели | Время |
понедельник | 15.45.- 16.20. |
четверг | 15.45.- 16.20. |
Организация процесса обучения
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия. Продолжительность занятий:
25- 30 минут – подготовительная группа.
3.4. Диагностические материалы
Тестовый лист
№ п/п | Фамилия имя ребёнка | Потреб-ности | Труд | Товар | Деньги | Итоговый показатель | |||||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | | |||||||
1 | | | | | | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | | | | | |||||
Всего детей с высоким уровнем | | | |||||||||||||||||
Всего детей со средним уровнем | | | |||||||||||||||||
Всего детей с низким уровнем | | |
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
ПОТРЕБНОСТИ | Владеет понятием потребности |
Умеет различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные) | |
ТРУД | Имеет представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т.д.) |
Умеет выделять последовательность трудовых действий | |
Имеет представление о роли труда взрослых в жизни людей | |
Имеет представление об орудиях труда, о роли машин и механизмов в труде человека | |
ТОВАР | Имеет представление о производственном цикле изготовления товара |
Может объяснить зависимость цены товара от его качества и количества | |
Имеет представление о формах сбыта продукции | |
ДЕНЬГИ | Различает достоинства купюр, умеет считать в пределах 10 |
Может объяснить понятие слов «бюджет» и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия) | |
Имеет представление о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии |
Предметная среда
К теме “Труд-продукт-товар”
1. Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
2. Посуда, книги разного качества (сорта).
3. Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
4. Мелкие игрушки из киндерсюрпризов (для магазина детских товаров).
5. Ценники.
6. Книга для детей “Профессии” Безруких М. Н., Филипповой Т. А.
К теме “Реклама”
1. Рекламные газеты “Клиент”, “Экстра-М” и др.
2. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
3. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
К теме “Деньги”
1. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
2. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства).
3. “Портреты” членов семьи.
4. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
5. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
6. Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
7. Книга для детей “Деньги” (А. Д. Шатова, Ювента, 2003).
Диагностические задания
1. Потребности
Цель: выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи.
Дидактические игры «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь!»
Материал: таблицы, иллюстрации с изображением растений, животных, человека, потребностей в свете, воде, пищи.
Цель: выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях
Дидактические игры «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Заветное желание»
Материал: карточки с изображением материальных потребностей (игрушки, духовных (книги, муз. инструменты и т. д., социальных.
2. Труд
Цель: выявить знания детей о труде и его видах.
Дидактические игры «Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта гнома Эконома», «Кто лучше знает инструменты», «Чудесный мешочек»
Материал: набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и различных профессий, орудия сельскохозяйственного, домашнего и т. д. труда.
Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий
Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».
Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.
Цель: выявить знания детей о роли труда в жизни людей
Беседа: «Труд в жизни людей»
Материал: иллюстрации с изображением трудовых действий, орудия труда, изделия, товары, вещи.
3. Товар
Цель: выявить знания детей о производственном цикле товаров
Дидактическая игра «Путешествие в страну товаров», «угадай товар».
Материал: народные игрушки, подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые игрушки.
Цель: выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и количества
Дидактическая игра и беседа «Как сделать лучше и быстрее»
Материал для изготовления книжек – малюток разными способами
Вопросы к детям: Какой способ лучше, почему? Оцените свой товар в зависимости от его качества.
Цель: выявить знания детей о сбыте товара
Дидактические игры «Где продается товар», «Путешествие товара», «Где продают и покупают?»
Материал: карточки – картинки с изображением разных вещей, продуктов питания и схемы его доставки до покупателей, план района, где продают и покупают (рынок, супермаркет, магазин)
4. Деньги
Цель: выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать, сравнивать.
Дидактические игры «Магазин», «сберкасса»
Материал: деньги различного достоинства.
Цель: выявить знания детей о семейном бюджете и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)
Модель «семейный бюджет»
Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, деньги.
Цель: выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии
Дидактические игры «Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Федора из Простоквашино»
Материал: модель семейного бюджета, картинки с изображением сказочных героев и их деятельности, карточки-схемы с изображением доходов и расходов.
3.5. Методические материалы
Список литературы для детей и родителей.
1. Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
2. Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
3. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
4. Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.
Библиографический список
1.Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. М.- 1989.-159с.
2. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26
3. Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16
4. Казакова Н. В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31.
5. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.- 65с.
6. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом [Текст] / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128
7. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
8.Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
9.Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
10.Максимов А., Усова Л. Чудеса в кошельке. ИИЦ «Деловая жизнь» 1994.-88с.
11.Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Т. А. Маркова. – М. Педагогика-Пресс, 1998. – с. 163
12.Меньшиков, О. И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О. И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – с. 127
13. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь.М.- 1997.- 78с.
14. Рыжова, Н. А. Играем в рекламу [Текст]/ Н. А. Рыжова // Обруч. - 1998. - №3.- с. 26-29
15.Савкусанова Л., Парфенова Т., Клюшина Н. Экономика и человек // Обруч. 1999. №1. с.27.
16. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М.- 1989.-137с.
17.Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
18. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2006.-88с.
19.Смоленцева, А.А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А.А. Смоленцева, М.А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с.12-16.
20. Шатова, А.Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с.21-23.
21.Шатова, А.Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240с.
22. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
23. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
24.Эльконинова,Л.Л. Роль сказки в психическом развитии дошкольников/ Л.Л. Эльконинова // Мир психологии.- 1998.-№3.- с.42-51
25. Я. Корчак «Маленький бизнесмен»
22