Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Академия социального общения»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 5
2. Комплекс организационно - педагогических условий 18
2.1. Календарный учебный график 18
2.2. Условия реализации программы 19
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196, г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Актуальность:
Человеческое общество немыслимо вне общения. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы. В процессе общения у ребенка происходит формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств, но и личности в целом. У ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.
Школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Зачастую школьники испытывают существенные проблемы в ходе общения.
Именно поэтому и возникла необходимость создания программы, направленной на развитие коммуникативных навыков у детей 9-12 лет - основной возрастной категории обучающихся ЦНТТУ. Главное назначение данной программы заключается в том, чтобы научить ребенка общаться. Ребенок, который не умеет организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Программа «Академия социального общения» включает в себя освоение знаний и формирование навыков по следующим направлениям: командное взаимодействие, понимание окружающих, этика и этикет, эмоции и чувства, уверенность и навыки общения.
Занятия проходят с использование таких форм, как диспут, игра, тренинг, беседа, практикум и др. Успешное освоение программы позволит учащимся лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность и страх, наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:Академия социального общения
Вид ДООП:Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов..
Направленность ДООП: социально-педагогическая Адресат ДООП:Программа рассчитана на учащихся 9 - 12 лет.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. В этом возрасте учебная деятельность становится ведущей, активно развивается внимание, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Особенностями данного возраста является активное формирование личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в систему коллективов. В это время закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Срок и объем освоения ДООП:1 год, 144 педагогических часа, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часа;
«Базовый уровень» - 0 лет, 0 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» - 0 лет, 0 педагогических часов.
Форма обучения: очная Особенности организации образовательной деятельности:разновозрастная группа
Режим занятий:Таблица 1.1.1
Режим занятий
Предмет | Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень |
Академия социального общения | 4 часа в неделю; 144 часа в год. | 0 часов в неделю; 0 часов в год. | 0 часов в неделю; 0 часов в год. |
создание условий для развития у детей навыков эффективного межличностного взаимодействия с окружающими людьми
Задачи: Личностные:формировать стремление к самопознанию, принятию собственной индивидуальности;
формировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;
формировать взаимное доверие в группе;
развивать чувство уверенности в себе;
формировать способность к адекватной самооценке.
Метапредметные:развивать навыки эффективного общения и адаптивного социального поведения;
учить детей осуществлять самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
развивать умение слушать, высказывать свою точку зрения;
развивать умение приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию;
формировать умение принимать решения и нести за них ответственность.
Образовательные (предметные):обучать детей пониманию своего "Я" и умению «быть в мире с собой»;
расширять знания детей о мире эмоциональных состояний, о себе и своих особенностях и способностях в этом мире;
отрабатывать навыки понимания других людей, распознавания их чувств и мотивов поведения;
обучать стратегиям поведения в конфликтных ситуациях;
обучать навыкам снятия физического и психического напряжения, способам выражения сочувствия;
обучать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами.
Ожидаемые результаты:Таблица 1.2.1
Ожидаемые результаты
| Стартовый уровень |
Знать | приемы конструктивного общения; способы поведения в проблемных ситуациях; основные правила этикета; приемы саморегуляции и самоконтроля. |
Уметь | слушать собеседника и вести диалог; аргументировано излагать свое мнение; признавать возможность существования точек зрения отличных от собственных; объективно оценивать свои и чужие достоинства и недостатки; прогнозировать собственное и чужое поведение и реакции; давать объективную оценку событиям. |
Владеть | навыками публичного выступления; навыками произвольной регуляции поведения; навыками активного слушания; навыками снятия напряжения. |
«Академия социального общения»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Я и моя команда | 22 | 8 | 14 | творческий проект |
1.1 | Инструктаж по ТБ и ПБ. Давайте познакомимся. Игры и упражнения на знакомство | 2 | 1 | 1 | анкетирование обратной связи "Ожидаемые результаты" |
1.2 | Сплочение группы. Правила и ритуалы группы. | 4 | 1 | 3 | практикум |
1.3 | Сплочение группы. Упражнения на снятие тактильного барьера. | 4 | 1 | 3 | практикум |
1.4 | Кто я? Упражнения и игры на самоидентификацию. | 2 | 1 | 1 | практикум |
1.5 | Что я знаю о себе | 2 | 1 | 1 | практикум |
1.6 | Мои ценности | 2 | 1 | 1 | творческая работа |
1.7 | Мои сильные стороны | 2 | 1 | 1 | практикум |
1.8 | Мои слабые стороны | 2 | 1 | 1 | практикум |
1.9 | Мы разные, но мы похожи. Совместный творческий проект "Коллаж моей группы" | 2 | 0 | 2 | творческий проект |
2 | Понимая других, понимаю себя | 8 | 4 | 4 | игра |
2.11 | Волшебные средства понимания. Интонация | 2 | 1 | 1 | тренинг |
2.12 | Волшебные средства понимания. Мимика. | 2 | 1 | 1 | практикум |
2.13 | Волшебные средства понимания. Пантомимика. | 2 | 1 | 1 | практикум |
2.14 | Ты мой друг. Я твой друг. Игра "Пойми меня" | 2 | 1 | 1 | игра |
3 | Этика и этикет | 20 | 8 | 12 | зачет |
3.16 | О чем наука Этика? | 2 | 1 | 1 | собеседование |
3.17 | Этика вне времени | 2 | 1 | 1 | диспут |
3.18 | Со своим уставом или этика в народной мудрости | 2 | 1 | 1 | практикум |
3.19 | Что такое Этикет? | 2 | 1 | 1 | практикум |
3.20 | Этикет в общественных местах. Итоговая аттестация. Тренинг "Мы вместе" | 2 | 1 | 1 | тренинг |
3.21 | Национальный этикет | 2 | 1 | 1 | практикум |
3.22 | Деловой этикет | 2 | 1 | 1 | практикум |
3.23 | Этикет за столом | 2 | 1 | 1 | практикум |
3.24 | Приглашение на званный вечер. Подготовка к совместному с родителями занятию. | 2 | 0 | 2 | анкетирование |
3.25 | Совместное занятие с родителями "Добро пожаловать!" | 2 | 0 | 2 | зачет |
4 | Мир эмоций | 12 | 3 | 9 | тренинг |
4.27 | Настроение и эмоции | 4 | 1 | 3 | практикум |
4.28 | Для чего нужны негативные эмоции? | 4 | 1 | 3 | практикум |
4.29 | Как управлять своими эмоциями? | 4 | 1 | 3 | тренинг |
5 | Мои чувства | 22 | 11 | 11 | творческая работа |
5.31 | Мир чувств | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.32 | Какие чувства мы скрываем | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.33 | Маски, роли, игры... | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.34 | Что такое страх? | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.35 | Чувство тревоги | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.36 | Страх оценки | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.37 | Агрессия | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.38 | Как справиться со злостью | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.39 | Обида | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.40 | Чувство вины | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.41 | Чувства всякие нужны! Творческая мастерская "Рисуем чувства" | 2 | 1 | 1 | творческая работа |
6 | Уверенность в себе | 12 | 4 | 8 | тренинг |
6.43 | Я в себе уверен! (?) | 2 | 1 | 1 | практикум |
6.44 | Развитие уверенности в себе. Повышение самооценки. | 4 | 1 | 3 | практикум |
6.45 | Отличие уверенности от самоуверенности | 2 | 1 | 1 | практикум |
6.46 | Умение сказать "Нет!" | 2 | 1 | 1 | практикум |
6.47 | Тренинг "Повышение самооценки". | 2 | 0 | 2 | тренинг наблюдение |
7 | Навыки общения | 16 | 8 | 8 | эссе |
7.49 | Общение - умение говорить и слушать | 2 | 1 | 1 | практикум |
7.50 | Проблемы в общении | 2 | 1 | 1 | практикум |
7.51 | Барьеры общения. Барьеры общения, которые я создаю сам | 2 | 1 | 1 | практикум |
7.52 | Стереотипы в общении | 2 | 1 | 1 | практикум |
7.53 | Влияет ли критика на общение. | 2 | 1 | 1 | практикум |
7.54 | Эффективные приемы общения | 2 | 1 | 1 | практикум |
7.55 | Формируем навыки общения | 2 | 1 | 1 | практикум |
7.56 | Доверие в общении.Эссе "Что помогает мне в общении". | 2 | 1 | 1 | эссе |
8 | Конфликт | 8 | 4 | 4 | тренинг |
8.58 | Что такое конфликт? Причины конфликта. | 2 | 1 | 1 | практикум |
8.59 | Как разрешить конфликт | 2 | 1 | 1 | практикум |
8.60 | Стили поведения в конфликте | 2 | 1 | 1 | практикум |
8.61 | Учимся пониманию. Тренинг "Без конфликтов" | 2 | 1 | 1 | тренинг |
9 | Важные вопросы | 24 | 8 | 16 | тренинг |
9.63 | Эмпатия - основа взаимодействия. | 2 | 1 | 1 | практикум |
9.64 | Разговор без слов | 2 | 1 | 1 | практикум |
9.65 | Навыки публичного выступления | 4 | 1 | 3 | тренинг |
9.66 | Итоговая аттестация. Защита творческого проекта "Академия социального общения" | 2 | 0 | 2 | защита проекта |
9.67 | Мальчишки... Девчонки... | 2 | 1 | 1 | практикум |
9.68 | Моя семья - мое богатство | 2 | 1 | 1 | гостиная |
9.69 | Как я выгляжу | 6 | 1 | 5 | практикум |
9.70 | Время взрослеть или Если бы я был волшебником | 2 | 1 | 1 | игра |
9.71 | Открытые вопросы. Трек Джеффа. | 2 | 1 | 1 | тренинг |
| Итого: | 144 | 58 | 86 | |
Содержание учебного плана
1. Я и моя команда 1.1. Инструктаж по ТЮ и ПБ. Давайте познакомимся. Игры и упражнения на знакомство Теория: Знакомство с инструкциями, правилами поведения в ЦНТТУ. Практика: Игры на знакомство. Анкетирование обратной связи «Ожидаемые результаты» 1.2. Сплочение группы. Правила и ритуалы группы. Теория: Разработка правил и ритуалов малой группы Практика: Игры на сплочение. Практикум по отработке ритуалов, закреплению правил работы в группе 1.3. Сплочение группы. Упражнения на снятие тактильного барьера Теория: Беседа «Наша группа – это..» Практика: Упражнения на снятие тактильного барьера в парах, малых группах, общей группе 1.4. Кто я? Упражнения и игры на самоидентификацию. Теория: Беседа «Главный вопрос самоидентефикации» Практика: Тренинг «Кто я?». Упражнения и игры на самоидентификацию. 1.5. Что я знаю о себе Теория: Час размышления «Знакомьтесь, это я!» Практика: Упражнения «Интервью», «Письмо себе» 1.6. Мои ценности Теория: Понятие «ценность». Личные ценности. Общечеловеческие ценности. Практика: Творческий проект по созданию коллажа «Мои ценности» 1.7. Мои сильные стороны Теория: Дискуссия «В чем сила, брат?» Практика: Упражнения «Без маски», «Какой он», «Мои сильные стороны», «Восковая палочка» 1.8. Мои слабые стороны Теория: Беседа «Развитие слабых сторон» Практика: Упражнения «Рисунок себя», «Мои слабые стороны», «Если бы я был…», «Цепочка следствий» 1.9. Мы разные, но мы похожи. Совместный творческий проект "Коллаж моей группы" Теория: Беседа «Такие одинаковые разные люди» Практика: Совместный творческий проект "Коллаж моей группы" 2. Понимая других, понимаю себя 2.1. Волшебные средства понимания. Интонация Теория: Понятие «Интонация». Владение интонацией при общении Практика: игра «Чувства в интонациях», коммуникационное упражнение «Передача интонации». 2.2. Волшебные средства понимания. Мимика. Теория: Невербальное общение. Понятие «Мимика». Роль мимики в общении. Практика: игра «Зеркало», упражнение «Обмани меня», упражнение «Чувства в мимике» 2.3. Волшебные средства понимания. Пантомимика. Теория: Невербальное общение. Понятие «Пантомимика». Практика: игра «Крокодильчик», игра «Аукцион скульптур», упражнение «Видеокамера» 2.4. Ты мой друг. Я твой друг. Игра "Пойми меня" Теория: Дискуссионный час «друг - это». Притча о викинге Практика: Игра "Пойми меня" 3. Этика и этикет 3.1. О чем наука Этика? Теория: Понятие «Этика». Этика в общении Практика: Интерактивная беседа «Мир без этики», упражнение «Лицом к лицу», упражнение «Первое знакомство», игра «Ассоциации» 3.2. Этика вне времени Теория: Роль этики в мировой истории. Диспут «Может ли этика изменяться?» Практика: упражнение «Чудное приветствие», упражнение «Разожми кулак», упражнение «Прорвись в круг», упражнение «Живые руки» 3.3. Со своим уставом или этика в народной мудрости Теория: Презентация «Со своим уставом или этика в народной мудрости» Практика: игра «Продолжи пословицу», игра «Сказочная этика», практикум «Ситуация-с» 3.4. Что такое Этикет? Теория: Понятие «Этикет». Этикет и этика – в чем различие. Практика: практикум «Этикет в моей жизни» 3.5. Этикет в общественных местах. Итоговая аттестация. Тренинг "Мы вместе" Теория: Правила этикета в общественных местах Практика: ситуационные игры «Дело было так…», Тренинг "Мы вместе" 3.6. Национальный этикет Теория: Понятие «Национальный этикет». Ошибки, которые нельзя допустить. Этикет моего народа. Практика: ситуационные игры, упражнение «Прощение» 3.7. Деловой этикет Теория: Понятие «Деловой этикет». Этикет в школе. Практика: упражнение «Здравствуй, друг!», ситуационные игры 3.8. Этикет за столом Теория: Правила этикета за столом. Сервировка стола. Практика: викторина «Как это едят?», игра-практикум «приятного аппетита», упражнение «Званый ужин» 3.9. Приглашение на званый вечер. Подготовка к совместному с родителями занятию. Теория: Традиции званых вечеров. Современный званый вечер. Правила устроения приема. Практика: анкетирование «Лучший прием для любимых гостей», изготовление пригласительных билетов, декора для приема. 3.10. Совместное занятие с родителями "Добро пожаловать!" Практика: Встреча гостей, проведение вечера, игры, развлечения, чаепитие 4. Мир эмоций 4.1. Настроение и эмоции Теория: Отличие настроения и эмоции. Контроль эмоций. Что влияет на настроение. Практика: игра «Смешинки и злючки», техника «Разрывание бумаги», упражнение «Два зеркала», игра «Гаражи» 4.2. Для чего нужны негативные эмоции? Теория: Эмоции позитивные и негативные. Роль негативных эмоций. Практика: упражнения «Заземление», «Два барана», «Ругаемся овощами», «Уменьшение роста оппонента», «Лучевая пушка», «Гора с плеч» 4.3. Как управлять своими эмоциями? Теория: Скрытые эмоции. Управление эмоциями. Практика: упражнение «Презентация эмоций», упражнение «Сидячий круг», упражнение «Сбрось усталость», тренинг «Властелин своих эмоций» 5. Мои чувства 5.1. Мир чувств Теория: Что такое чувство. Отличие чувства от эмоции. Практика: игра «Передача чувств», упражнение «Подарок», упражнение «Пальцы» 5.2. Какие чувства мы скрываем Теория: Почему скрывают свои чувства. Какие чувства мы скрываем. Практика: упражнения «Имена чувств», «Пиктограмма», «Скульптор - глина» 5.3. Маски, роли, игры... Теория: Игры, в которые играют люди. Социальные роли. Практика: упражнения «Камушек», «Сними маску», игра «Примеряем маски», игра «Маска, я тебя знаю» 5.4. Что такое страх? Теория: Откуда берется страх. Чего я боюсь. Можно ли побороть страх. Практика: тест на выявление фобий, упражнение «Волшебная надпись», игра «Песчаная фигура», упражнение «Заводящий жест», игра «Сурдоперевод» 5.5. Чувство тревоги Теория: Когда я испытываю тревогу. Практика: упражнение «Дыхание», анкетирование «Шкала тревожности», упражнение «Как понять самого себя», упражнение «Проблема», упражнение «Даже если…В любом случае», упражнение «Мусорное ведро» 5.6. Страх оценки Теория: Оценка в широком смысле. Причины страха внешней оценки. Методы работы со страхом оценки. Практика: игра «Ассоциации», игра «Горячий стул», упражнение «Корона уверенности», упражнения для саморегуляции «Домик», «Кнопка», «Продумай заранее» 5.7. Агрессия Теория: Почему возникает гнев и агрессия. Как победить агрессию. Правила общения с агрессивным человеком. Агрессия как ресурс Практика: упражнения на снятие агрессии «Качели», «Воздушный шарик», «Улыбка Будды», отработка технологий «Я разозлился», «Стоп на 10 секунд», «На месте другого», упражнение «ДА, НЕТ», игровое упражнение «Снежки» 5.8. Как справиться со злостью Теория: Почему я злюсь. Злость плохая или хорошая. Как можно справиться со злостью. Практика: упражнение «Оживи камень», упражнение «Пара ласковых», упражнение «Сникерс» 5.9. Обида Теория: Детские обиды. Как научиться прощать. Практика: упражнения «Антоним», «Футболка с надписью», «Копилка обид», «Куда уходит обида?» 5.10. Чувство вины Теория: Как рождается вина. Практика: заполнение «Карты чувств», упражнение «Разбитая статуэтка», упражнение «Письмо», «Пустой стул», «Работа над ошибками» 5.11. Чувства всякие нужны! Творческая мастерская "Рисуем чувства" Практика: игра «Истина, ложь», упражнения «Добрый день», «10 способов использования предметов», «Маленькое приведение», творческий проект «Рисуем чувства» 6. Уверенность в себе 6.1. Я в себе уверен! (?) Теория: Что нам дает уверенность. Когда я уверен. Практика: упражнения «Ступеньки», «Великий мастер», «Я сильный, я слабый», «Кто я?», «Уверен на все 100»6.2. Развитие уверенности в себе. Повышение самооценки. Объективность самооценивания Теория: Что мешает быть уверенным. Можно ли развить уверенность Практика: упражнение «Контраргументы», «Красавчик!», изготовление «Коллажа достоинств» 6.3. Отличие уверенности от самоуверенности Теория: Понятия «Уверенность», «Самоуверенность». Видеоряд «Просто супер!» Практика: упражнения «Рисунок по кругу», «Откровенно говоря», «Разборка имени», «Круг уверенности», обсуждение видеоролика «Просто супер!» 6.4. Умение сказать "Нет!" Теория: Опасности, которые тебя подстерегают. Как сделать выбор. ЗОЖ Практика: Упражнение «Степной огонь», игра «Откажись по-разному», ситуативные игры 6.5. Тренинг "Повышение самооценки" Практика: упражнения «Тимуровцы», «Доброе слово», «Автопилот», «Формула успеха», «Я ценю себя за…» 7. Навыки общения 7.1. Общение - умение говорить и слушать. Теория: Понятие «Общение». Круг общения. Эффективное слушание. Правила эффективного слушания Практика: упражнение «Трибуна», игра «Пересадка сердца» 7.2. Проблемы в общении Теория: Важность общения. Когда в общении возникают проблемы. Практика: игра «Кораблекрушение» 7.3. Барьеры общения. Барьеры общения, которые я создаю сам Теория: Какие барьеры общения существуют. Внутренние и внешние барьеры. Практика: игра «Слепой и поводырь», упражнение «Просьба», упражнение «Разговор через стекло», 7.4. Стереотипы в общении Теория: Понятие стереотипа в общении. Самые распространенные стереотипы, затрудняющие общение Практика: упражнения на снятие тактильной напряженности «Атомы», «Построение», «Все на борт!», игра «Восточный базар», игра «10 секунд» 7.5. Влияет ли критика на общение. Теория: Польза и вред критики. Критика и общение – плюсы и минусы. Золотые правила критики. Как реагировать на критику Практика: упражнение «Кнут и пряник», упражнение «Спасибо за критику…», игра «Воздушный шар» 7.6. Эффективные приемы общения Теория: Общение – это просто? Приемы общения Практика: игра «Испорченный телефон», тест «Какой я в общении», упражнение «Передай предмет», упражнение «Пересказ текста» 7.7. Формируем навыки общения Теория: Можно ли научиться общаться. Навыки общения Практика: упражнение «Спина к спине», составление «Кодекса общения», упражнение «Разговор в парах на разных дистанциях», «Захват инициативы в диалоге» 7.8. Доверие в общении. Эссе "Что помогает мне в общении". Теория: Как заслужить доверие. Как сохранить доверие. Практика: упражнения «Сквозь игольное ушко», «Доверие», «Опасения», игры «Небольшое путешествие», «Артобстрел», написание эссе 8. Конфликт 8.1. Что такое конфликт? Причины конфликта. Теория: Понятие «Конфликт». Как зарождается конфликт. Практика: упражнения «Пульс», «Кошка, собака», «Уход от конфликта» 8.2. Как разрешить конфликт Теория: Конструктивные и деструктивные конфликты. Четыре способа решения конфликта Практика: упражнения «Руки», «Другими словами», «Согласие», 8.3. Стили поведения в конфликте Теория: Конфронтация или сотрудничество в конфликте. Уход от конфликта Практика: упражнения «Швейцар», «Линия», «Смена акцентов» 8.4. Учимся пониманию. Тренинг "Без конфликтов" Теория: Понимание как основа безконфликтного общения. Толерантность. Практика: упражнение «Дружественная ладошка», тренинг «Без конфликтов» 9. Важные вопросы 9.1. Эмпатия - основа взаимодействия. Теория: Понятие «эмпатия». Преимущества эмпатии Практика: упражнения «Перестановка ролей», «Дублирование», «Эмпатичное слушание», «Эмоции исторических прсонажей», «Эмпатия и злость» 9.2. Разговор без слов Теория: Можно ли общаться без слов. Учимся «тихому» общению Практика: упражнения «Сбор по голосам», «Стеклянная дверь», «Властелины кольца» 9.3. Навыки публичного выступления Теория: виды публичных выступлений. Как побороть страх публичного выступления. Подготовка к выступлению Практика: упражнение «Здравствуй, друг!», практикум «Публичное вступление» 9.4. Итоговая аттестация. Защита творческого проекта "Академия социального общения" Практика: защита творческого проекта 9.5. Мальчишки... Девчонки... Теория: Взаимоотношения девочек и мальчиков. Учимся общению Практика: игра «И я тоже», создание коллажа «Два мира», упражнение «Солнечные зайчики», «Магнит», «Почта» 9.6. Моя семья - мое богатство Теория: Семья как главная ценность человека. Функции семьи. Традиции Практика: упражнение «Что обо мне никто не знает», «Какой будет моя семья», задание в группах «Дерево семейных ценностей», 9.7. Как я выгляжу Теория: Уникальность человека. Что значит «Встречают по одежке». Значение гигиены Практика: упражнение «Все лучшее о себе», 9.8. Время взрослеть или Если бы я был волшебником Теория: Практика: 9.9. Открытые вопросы. Трек Джеффа. Теория: Вопросы, которые волнуют нас. Дискуссия «Возможности, которые предлагает нам жизнь» Практика: упражнение «Комплимент», упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на «черный день», трек Джеффа. 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1
Календарный учебный график
Позиции | Заполнить с учетом срока реализации ДООП |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 72 |
Продолжительность каникул | 01.01.2021 - 08.01.2021 |
Даты начала и окончания учебного года | 15.09.2020 - 31.05.2021 |
Сроки промежуточной аттестации | 15.12.2020 - 25.12.2020 |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | 20.04.2021 - 20.05.2021 |
Таблица 2.2.1
Условия реализации программы
Аспекты | Характеристика |
Материально-техническое обеспечение | Отдельное помещение, оборудованное мультимедийным комплексом (ПК, проектор, цветной принтер, аудиоколонки, экран), Доска маркерная на ножках Магнитно-меловой доской, Магниты, маркеры, бумага для принтера Пиктограммы с эмоциями Репродукции с различными эмоциональными сюжетами Наборы художественных материалов для творческой работы |
Информационное обеспечение | Коллекции аудиозаписей по темам "Классическая музыка" видеотека по темам тематические презентации аудиосаписи «Звуки природы» |
Кадровое обеспечение | Педагог первой или высшей квалификационной категории |
Творческая работа
Игра
Тренинг
Эссе
2.4. Оценочные материалыТаблица 2.4.1
Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Методика «Креативность личности» Д. Джонсона |
Уровень развития социального опыта учащихся | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
Уровень теоретической подготовки учащихся | Разрабатываются ПДО самостоятельно |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) |
Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации) | Анкеты, творческие работы, эссе, опросники для собеседования |
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Игровой
Дискуссионный
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Беседа
Выставка
Гостиная
Диспут
Защита проекта
Игра
Тренинг
Педагогические технологии:Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Тип учебного занятия:Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактические материалы:Раздаточные материалы
Инструкции
Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 379 с.;
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. Пособие. М., Ось-89, 1999 г. 176 с.;
Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж.: НПО "МОДЭК", 1993. 208 с.;
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль.: Академия развития, 1997 г. 240 с.;
Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003 г. 320 с.;
Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его решения. СПб.: Союз, 2009. 248 с.;
Усов В.В. Деловой этикет. М.: Академия, 2013 г. 400 с.;
Фопель К. Как научить ребенка сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. М.: Генезис, 1998 г. 160 с, ил.;
Шмидт Р. Искусство общения, М.: Интерэксперт, 2009 г. 177 с.
22