12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Веремеенко Марина Николаевна176 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Академия социального общения"
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 5
2. Комплекс организационно - педагогических условий 18
2.1. Календарный учебный график 18
2.2. Условия реализации программы 19
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196, г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Актуальность:
Человеческое общество немыслимо вне общения. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы. В процессе общения у ребенка происходит формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств, но и личности в целом. У ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.
Школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Зачастую школьники испытывают существенные проблемы в ходе общения.
Именно поэтому и возникла необходимость создания программы, направленной на развитие коммуникативных навыков у детей 9-12 лет - основной возрастной категории обучающихся ЦНТТУ. Главное назначение данной программы заключается в том, чтобы научить ребенка общаться. Ребенок, который не умеет организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Программа «Академия социального общения» включает в себя освоение знаний и формирование навыков по следующим направлениям: командное взаимодействие, понимание окружающих, этика и этикет, эмоции и чувства, уверенность и навыки общения.
Занятия проходят с использование таких форм, как диспут, игра, тренинг, беседа, практикум и др. Успешное освоение программы позволит учащимся лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность и страх, наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности.
Академия социального общения
Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов..
Программа рассчитана на учащихся 9 - 12 лет.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. В этом возрасте учебная деятельность становится ведущей, активно развивается внимание, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Особенностями данного возраста является активное формирование личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в систему коллективов. В это время закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
1 год, 144 педагогических часа, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часа;
«Базовый уровень» - 0 лет, 0 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» - 0 лет, 0 педагогических часов.
разновозрастная группа
Таблица 1.1.1
Режим занятий
Предмет | Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень |
Академия социального общения | 4 часа в неделю; 144 часа в год. | 0 часов в неделю; 0 часов в год. | 0 часов в неделю; 0 часов в год. |
создание условий для развития у детей навыков эффективного межличностного взаимодействия с окружающими людьми
формировать стремление к самопознанию, принятию собственной индивидуальности;
формировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;
формировать взаимное доверие в группе;
развивать чувство уверенности в себе;
формировать способность к адекватной самооценке.
развивать навыки эффективного общения и адаптивного социального поведения;
учить детей осуществлять самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
развивать умение слушать, высказывать свою точку зрения;
развивать умение приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию;
формировать умение принимать решения и нести за них ответственность.
обучать детей пониманию своего "Я" и умению «быть в мире с собой»;
расширять знания детей о мире эмоциональных состояний, о себе и своих особенностях и способностях в этом мире;
отрабатывать навыки понимания других людей, распознавания их чувств и мотивов поведения;
обучать стратегиям поведения в конфликтных ситуациях;
обучать навыкам снятия физического и психического напряжения, способам выражения сочувствия;
обучать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами.
Таблица 1.2.1
Ожидаемые результаты
| Стартовый уровень |
Знать | приемы конструктивного общения; способы поведения в проблемных ситуациях; основные правила этикета; приемы саморегуляции и самоконтроля. |
Уметь | слушать собеседника и вести диалог; аргументировано излагать свое мнение; признавать возможность существования точек зрения отличных от собственных; объективно оценивать свои и чужие достоинства и недостатки; прогнозировать собственное и чужое поведение и реакции; давать объективную оценку событиям. |
Владеть | навыками публичного выступления; навыками произвольной регуляции поведения; навыками активного слушания; навыками снятия напряжения. |
«Академия социального общения»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Я и моя команда | 22 | 8 | 14 | творческий проект |
1.1 | Инструктаж по ТБ и ПБ. Давайте познакомимся. Игры и упражнения на знакомство | 2 | 1 | 1 | анкетирование обратной связи "Ожидаемые результаты" |
1.2 | Сплочение группы. Правила и ритуалы группы. | 4 | 1 | 3 | практикум |
1.3 | Сплочение группы. Упражнения на снятие тактильного барьера. | 4 | 1 | 3 | практикум |
1.4 | Кто я? Упражнения и игры на самоидентификацию. | 2 | 1 | 1 | практикум |
1.5 | Что я знаю о себе | 2 | 1 | 1 | практикум |
1.6 | Мои ценности | 2 | 1 | 1 | творческая работа |
1.7 | Мои сильные стороны | 2 | 1 | 1 | практикум |
1.8 | Мои слабые стороны | 2 | 1 | 1 | практикум |
1.9 | Мы разные, но мы похожи. Совместный творческий проект "Коллаж моей группы" | 2 | 0 | 2 | творческий проект |
2 | Понимая других, понимаю себя | 8 | 4 | 4 | игра |
2.11 | Волшебные средства понимания. Интонация | 2 | 1 | 1 | тренинг |
2.12 | Волшебные средства понимания. Мимика. | 2 | 1 | 1 | практикум |
2.13 | Волшебные средства понимания. Пантомимика. | 2 | 1 | 1 | практикум |
2.14 | Ты мой друг. Я твой друг. Игра "Пойми меня" | 2 | 1 | 1 | игра |
3 | Этика и этикет | 20 | 8 | 12 | зачет |
3.16 | О чем наука Этика? | 2 | 1 | 1 | собеседование |
3.17 | Этика вне времени | 2 | 1 | 1 | диспут |
3.18 | Со своим уставом или этика в народной мудрости | 2 | 1 | 1 | практикум |
3.19 | Что такое Этикет? | 2 | 1 | 1 | практикум |
3.20 | Этикет в общественных местах. Итоговая аттестация. Тренинг "Мы вместе" | 2 | 1 | 1 | тренинг |
3.21 | Национальный этикет | 2 | 1 | 1 | практикум |
3.22 | Деловой этикет | 2 | 1 | 1 | практикум |
3.23 | Этикет за столом | 2 | 1 | 1 | практикум |
3.24 | Приглашение на званный вечер. Подготовка к совместному с родителями занятию. | 2 | 0 | 2 | анкетирование |
3.25 | Совместное занятие с родителями "Добро пожаловать!" | 2 | 0 | 2 | зачет |
4 | Мир эмоций | 12 | 3 | 9 | тренинг |
4.27 | Настроение и эмоции | 4 | 1 | 3 | практикум |
4.28 | Для чего нужны негативные эмоции? | 4 | 1 | 3 | практикум |
4.29 | Как управлять своими эмоциями? | 4 | 1 | 3 | тренинг |
5 | Мои чувства | 22 | 11 | 11 | творческая работа |
5.31 | Мир чувств | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.32 | Какие чувства мы скрываем | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.33 | Маски, роли, игры... | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.34 | Что такое страх? | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.35 | Чувство тревоги | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.36 | Страх оценки | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.37 | Агрессия | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.38 | Как справиться со злостью | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.39 | Обида | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.40 | Чувство вины | 2 | 1 | 1 | практикум |
5.41 | Чувства всякие нужны! Творческая мастерская "Рисуем чувства" | 2 | 1 | 1 | творческая работа |
6 | Уверенность в себе | 12 | 4 | 8 | тренинг |
6.43 | Я в себе уверен! (?) | 2 | 1 | 1 | практикум |
6.44 | Развитие уверенности в себе. Повышение самооценки. | 4 | 1 | 3 | практикум |
6.45 | Отличие уверенности от самоуверенности | 2 | 1 | 1 | практикум |
6.46 | Умение сказать "Нет!" | 2 | 1 | 1 | практикум |
6.47 | Тренинг "Повышение самооценки". | 2 | 0 | 2 | тренинг наблюдение |
7 | Навыки общения | 16 | 8 | 8 | эссе |
7.49 | Общение - умение говорить и слушать | 2 | 1 | 1 | практикум |
7.50 | Проблемы в общении | 2 | 1 | 1 | практикум |
7.51 | Барьеры общения. Барьеры общения, которые я создаю сам | 2 | 1 | 1 | практикум |
7.52 | Стереотипы в общении | 2 | 1 | 1 | практикум |
7.53 | Влияет ли критика на общение. | 2 | 1 | 1 | практикум |
7.54 | Эффективные приемы общения | 2 | 1 | 1 | практикум |
7.55 | Формируем навыки общения | 2 | 1 | 1 | практикум |
7.56 | Доверие в общении.Эссе "Что помогает мне в общении". | 2 | 1 | 1 | эссе |
8 | Конфликт | 8 | 4 | 4 | тренинг |
8.58 | Что такое конфликт? Причины конфликта. | 2 | 1 | 1 | практикум |
8.59 | Как разрешить конфликт | 2 | 1 | 1 | практикум |
8.60 | Стили поведения в конфликте | 2 | 1 | 1 | практикум |
8.61 | Учимся пониманию. Тренинг "Без конфликтов" | 2 | 1 | 1 | тренинг |
9 | Важные вопросы | 24 | 8 | 16 | тренинг |
9.63 | Эмпатия - основа взаимодействия. | 2 | 1 | 1 | практикум |
9.64 | Разговор без слов | 2 | 1 | 1 | практикум |
9.65 | Навыки публичного выступления | 4 | 1 | 3 | тренинг |
9.66 | Итоговая аттестация. Защита творческого проекта "Академия социального общения" | 2 | 0 | 2 | защита проекта |
9.67 | Мальчишки... Девчонки... | 2 | 1 | 1 | практикум |
9.68 | Моя семья - мое богатство | 2 | 1 | 1 | гостиная |
9.69 | Как я выгляжу | 6 | 1 | 5 | практикум |
9.70 | Время взрослеть или Если бы я был волшебником | 2 | 1 | 1 | игра |
9.71 | Открытые вопросы. Трек Джеффа. | 2 | 1 | 1 | тренинг |
| Итого: | 144 | 58 | 86 | |
Содержание учебного плана
Таблица 2.1.1
Календарный учебный график
Позиции | Заполнить с учетом срока реализации ДООП |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 72 |
Продолжительность каникул | 01.01.2021 - 08.01.2021 |
Даты начала и окончания учебного года | 15.09.2020 - 31.05.2021 |
Сроки промежуточной аттестации | 15.12.2020 - 25.12.2020 |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | 20.04.2021 - 20.05.2021 |
Таблица 2.2.1
Условия реализации программы
Аспекты | Характеристика |
Материально-техническое обеспечение | Отдельное помещение, оборудованное мультимедийным комплексом (ПК, проектор, цветной принтер, аудиоколонки, экран), Доска маркерная на ножках Магнитно-меловой доской, Магниты, маркеры, бумага для принтера Пиктограммы с эмоциями Репродукции с различными эмоциональными сюжетами Наборы художественных материалов для творческой работы |
Информационное обеспечение | Коллекции аудиозаписей по темам "Классическая музыка" видеотека по темам тематические презентации аудиосаписи «Звуки природы» |
Кадровое обеспечение | Педагог первой или высшей квалификационной категории |
Творческая работа
Игра
Тренинг
Эссе
Таблица 2.4.1
Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Методика «Креативность личности» Д. Джонсона |
Уровень развития социального опыта учащихся | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
Уровень теоретической подготовки учащихся | Разрабатываются ПДО самостоятельно |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) |
Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации) | Анкеты, творческие работы, эссе, опросники для собеседования |
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Игровой
Дискуссионный
Проектный
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Беседа
Выставка
Гостиная
Диспут
Защита проекта
Игра
Тренинг
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Раздаточные материалы
Инструкции
Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 379 с.;
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. Пособие. М., Ось-89, 1999 г. 176 с.;
Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж.: НПО "МОДЭК", 1993. 208 с.;
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль.: Академия развития, 1997 г. 240 с.;
Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003 г. 320 с.;
Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его решения. СПб.: Союз, 2009. 248 с.;
Усов В.В. Деловой этикет. М.: Академия, 2013 г. 400 с.;
Фопель К. Как научить ребенка сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. М.: Генезис, 1998 г. 160 с, ил.;
Шмидт Р. Искусство общения, М.: Интерэксперт, 2009 г. 177 с.
22