Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Квиллинг»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
Алнашский Дом детского творчества
Утверждаю
Директор ДДТ
_____ Князев А.Л.
____ ________2020г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Квиллинг»
Срок реализации 3 года
Возраст обучающихся 9 – 12 лет
Составитель:
Зиновьева Анна Александровна,
педагог дополнительного образования,
Алнаши, 2020год.
Пояснительная записка.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идет тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» писал В.А. Сухомлинский.
Данная дополнительная общеразвивающая программа относится к художественной направленности, которая является важным направлением в развитии и воспитании.
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. При составлении программы были изучены следующие работы по данному направлению А.А. Зайцева «Квиллинг», Зайцева А.А. «Бумажное кружево», Васина Н.С. «Бумажная симфония», А.А. Зайцева «Искусство квиллинга», А.А.Зайцева «Цветы из гофрированной бумаги», К.Моргунова «Цветы в технике квиллинг».
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается еще и тем, что данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. Цветная и белая, бархатная и глянцевая – она доступна всем. Обычный материал – бумага – приобретает новое современное направление, им можно работать в различных техниках. Квиллинг – старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время. Квиллинг – открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена от простого к сложному, для детей 9 – 12 лет и рассчитана на 3 года обучения. Количество обучающихся в группе первого года обучения 10 – 15 человек, в группе второго и третьего года обучения 8 – 12 человек. За этот период учащиеся осваивают различные техники работы, начиная от простых к более сложным, набираются опыта, оттачивают мастерство, что позволяет им на втором и третьем году обучения участвовать в конкурсах и выставках различного уровня. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги, гофрированного картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручения, конструирования, аппликации и т.д.) Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего мира. Наличие в одной группе детей разного возраста и разного уровня подготовки определяет выбор дифференцированного подхода на занятиях и использование не только групповой, но и мелкогрупповой работы, различных форм индивидуального сопровождения и взаимообучения.
Программа предусматривает три уровня освоения: начальный, базовый и продвинутый.
Начальный уровень предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, приобретение умений и навыков по овладению технологиями квиллинга.
Базовый уровень предполагает углубленное изучение техник квиллинга, умение самостоятельно применять и комбинировать при выполнении творческих заданий.
Продвинутый уровень предполагает сотворчество педагога и ребенка на основе индивидуальных образовательных планов.
Программа соответствует нормативно правовым актам: Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г., Санитарно – эпидемиологическим требованиям к содержанию организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, осваивая различные техники работы с бумагой, развивают моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном.
Новизна программы заключается в том, что программа нацелена не только на обучение азам квиллинга, но и на достижение ребенком такого уровня, который позволит ему создавать высокохудожественные изделия. В одну общую программу объединены сразу несколько различных технологий. В данной программе присутствует много совершенно новых техник и технологий ручного труда такие как: квиллинг, квиллинг 3D, бумагопластика, бумажная филигрань, работа с гофрированной бумагой и гофрокартоном, при этом дети получают знания по основам дизайна интерьера.
Цель программы: развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы в технике квиллинг. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить.
Задачи:
– расширение и углубление знаний в области бумагокручения, формирование знаний по основам композиции;
– развитие творческих способностей, образного мышления, внимания, фантазии, формирование мелкой координаций движений и глазомера, формирование эстетического вкуса;
– привитие интереса к искусству квиллинга, совершенствовать трудовые навыки: аккуратности, экономичного отношения к используемым материалам.
Развитию творческой активности способствуют выставки, проводимые в течение года. Организация выставок, оформление различных композиций рассматривается в программе, как форма текущего контроля результатов обучения и как важнейший элемент воспитательного процесса, дающий возможность сформировать ценностное отношение к результатам своей деятельности.
Способы проверки знаний:
Промежуточный контроль в виде: викторин, контрольных заданий и тестирований.
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за все время обучения в творческом объединении.
Ожидаемые результаты:
В конце курса «Квиллинга» обучающиеся должны знать:
основные виды квиллинга, основные понятия, последовательность изготовления композиций; должны уметь сочетать цвета, уметь составлять композицию по правилам, уметь работать с шаблонами.
Формами и методами контроля является участие в различных районных и республиканских выставках, конкурсах, участие в конкурсах Дома детского творчества, а также промежуточное и итоговое тестирование.
Учебный план 1 года обучения.
№ | Название | Всего часов | теория | Практ. | Формы контроля |
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | |
I. | Бумагопластика. | 10 | 2 | 8 | |
II. | Квиллинг. | 24 | 6 | 18 | |
1. | Способы вырезания и основные элементы в технике квиллинг | 10 | 2 | 8 | |
2. | Ягодная композиция. | 6 | - | 6 | |
3. | Изготовление фигур животных. | 8 | 2 | 6 | |
III. | Изготовление бахромчатых цветов. | 14 | 2 | 10 | |
IV. | Квиллинг 3D. | 12 | 2 | 10 | Выставочная деятельность |
V. | Изделия из гофрированного картона | 20 | 2 | 20 | |
1. | Изготовление смешариков. | 10 | 2 | 8 | |
2. | Изготовление подсвечника. | 10 | 1 | 9 | |
VI. | Работа с Крепированной и гофрированной бумагой | 4 | 2 | 1 | |
VII. | Техника «Свит – дизайн». | 14 | 2 | 12 | |
VIII. | Квиллинг. | 40 | | | |
1. | Изготовление пасхального яйца. | 10 | 1 | 9 | |
2. | Изготовление сложных цветов. | 10 | 1 | 9 | |
3. | Изготовление подарочных композиций. | 20 | 2 | 18 | |
IX | Тестирование. | 2 | - | 2 | Тест |
X. | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | |
| Всего | 144 | 32 | 112 | |
Содержание программы 1 года обучения.
Введение.
Теоретическая часть: виды бумаги: обычная, гофрированная, картон, гофрированный картон. Бумагокручение. Инструктаж по ТБ.
Демонстрация композиций из бумаги.
Практическая часть: подбор необходимых инструментов и материалов.
Раздел I. Бумагопластика.
Теоретическая часть: способы работы с бумагой, основы композиции (симметричная, асимметричная).
Практическая часть: работа с обычной бумагой, работа с помощью шаблонов, трафаретов.
Базовый уровень: изготовление композиции «Цветы» с помощью педагога.
Продвинутый уровень: самостоятельное составление композиции.
Раздел II. Квиллинг.
Теоретическая часть: история, технология, способы вырезания бумаги. Основной элемент – ролл. Элемент «капля» и «глаз».
Практическая часть: изготовление элемента ролл с помощью специальной линейки. Изготовление плотного ролла. Изготовление элементов «капля» и «изогнутая капля». Изготовление элементов «глаз» и «изогнутый глаз». Составление ягодной композиции с помощью педагога. Изготовление ролла со смещенным центром.
Базовый уровень: самостоятельное составление ягодной композиции.
Продвинутый уровень: изготовление фигур животных в данной технике.
Раздел III. Изготовление бахромчатых цветов.
Теоретическая часть: техника изготовления бахромчатых цветов на примере одуванчиков. Варианты идей с интернета.
Практическая часть: вырезание бумажных полос для соцветий. Изготовление соцветий, листьев. Составление объемной композиции из готовых деталей с помощью педагога.
Базовый уровень: самостоятельное составление объемной композиции из готовых деталей.
Продвинутый уровень: самостоятельное составление и декорирование композиции.
Раздел IV. Квиллинг 3D.
Теоретическая часть: техника квиллинг 3D или объемный квиллинг. Варианты идей с интернета.
Практическая часть: Подбор узора для объемной снежинки. Изготовление и соединение элементов по схеме. Изготовление елочной игрушки «Шар» с помощью педагога. Изготовление и соединение элементов.
Базовый уровень: самостоятельное изготовление елочной игрушки.
Продвинутый уровень: изготовление иной елочной игрушки.
Раздел V: Изделия из гофрированного картона
Теоретическая часть: виды гофрированного картона, способы вырезания.
Практическая часть: Изготовление объемных фигур «смешариков» из полос гофрированного картона. Изготовление новогоднего подсвечника из полос гофрированного картона.
Раздел VI. Работа с крепированной и гофрированной бумагой
Теоретическая часть: виды гофрированной и крепированной бумаги, способы работы по шаблонам.
Практическая часть: изготовление роз из крепированной бумаги с помощью шаблонов с помощью педагога.
Базовый уровень: изготовление лилий из гофрированной бумаги с помощью педагога.
Продвинутый уровень: самостоятельное составление композиции из роз или лилий.
Раздел VII. Техника «Свит - дизайн».
Теоретическая часть: техника «свит - дизайн» и особенности работы в данной технике. Основы составления объемной композиции.
Практическая часть: изготовление цветов из крепированной и гофрированной бумаги с помощью педагога.
Базовый уровень: составление объемной композиции с помощью педагога.
Продвинутый уровень: самостоятельное составление объемной композиции.
Раздел VIII. Квиллинг.
Теоретическая часть: повторение пройденного материала.
Практическая часть: Изготовление пасхального яйца. Виды декорирования яиц, выбор узора, подготовка элементов с помощью педагога. Оформление композиции. Изготовление сложных цветов из нескольких деталей. Изготовление подарочных композиций к различным праздникам.
Базовый уровень: изготовление сложных цветов с помощью педагога.
Продвинутый уровень: самостоятельное изготовление открытки к 9 мая.
Промежуточное тестирование за год.
Выполнение теста.
Подведение итогов. Поощрение талантливых и активных кружковцев. Планирование работы на второй год обучения.
Учебный план 2 года обучения.
№ | Наименование | Всего | Теоретич. | Практич. | Формы контроля |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
I. | Квиллинг | 22 | 4 | 18 | |
1. | Панно в технике квиллинг | 10 | 1 | 9 | |
2. | Объемная композиция в технике квиллинг | 12 | 2 | 10 | |
3. | Изготовление сложных многоэтажных цветов. | 10 | 2 | 8 | |
II. | Петельный квиллинг | 44 | 8 | 36 | |
1. | Изготовление панно «Рыбка». | 22 | 4 | 18 | |
2. | Изготовление панно «Тюльпаны» | 22 | 4 | 18 | Выставочная деятельность |
III. | Изделия из гофрированного картона | 10 | 2 | 8 | |
IV. | Работа с крепированной и гофрированной бумагой в технике «свит - дизайн» | 8 | 1 | 7 | |
V. | Объемный квиллинг | 16 | 2 | 14 | |
VI. | Работа над творческим проектом | 18 | 4 | 14 | |
VII. | Изготовление сложных бахромчатых цветов | 20 | 3 | 17 | |
IX. | Тестирование | 2 | - | 2 | Тест |
X. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | |
| Всего | 144 | 39 | 105 | |
Содержание программы 2 года обучения:
Вводное занятие.
Теоретическая часть: Повторение пройденного материала. Подготовка инструментов и материалов для работы.
Практическая часть: работа с идеями с интернета, создание эскизов для композиций.
Раздел I. Квиллинг.
Теоретическая часть: Повторение пройденного материала. Цветосочетание в композиции. Виды панно.
Практическая часть: Подготовка полос для работы из тонированной бумаги. Изготовление цветочной композиции и объемной композиции «Птичка в клетке». Изготовление элементов. Составление композиции.
Раздел II. Петельный квиллинг.
Теоретическая часть: техника петельного квиллинга. Приемы работы. Правила наклеивания на ребро.
Практическая часть: Изготовление сложной композиции «Рыбка». Подготовка эскиза. Наклеивание полос на ребро с помощью педагога. Продвинутый уровень: самостоятельное декорирование композиции.
Раздел III. Изделия из гофрированного картона
Теоретическая часть: повторение пройденного материала. Приемы работы с объемными композициями.
Практическая часть: Изготовление сложной шкатулки. Изготовление элементов, сборка изделия с помощью педагога.
Продвинутый уровень: самостоятельное декорирование шкатулки.
Раздел IV. Работа с крепированной и гофрированной бумагой.
Теоретическая часть: основы составления сложных композиций.
Практическая часть: «Корзина с цветами» из крепированной бумаги в технике «свит - дизайн». Изготовление цветов с помощью педагога. Продвинутый уровень: самостоятельное оформление композиции с добавлением других видов цветов.
Раздел V. Объемный квиллинг.
Теоретическая часть: повторение и закрепление пройденного материала.
Практическая часть: изготовление колокольчиков и ангелов.
Базовый уровень: Оформление венка. Работа с объемными элементами с помощью педагога.
Продвинутый уровень: самостоятельное декорирование венка, с добавлением различных элементов.
Раздел VI. Работа над творческим проектом.
Теоретическая часть: творческий проект, этапы выполнения, банк идей, выбор идеи.
Практическая часть: зарисовка эскиза, подготовка материала, изготовление объемных цветов. Оформление композиции. Оформление проекта.
Раздел VII. Изготовление сложных бахромчатых цветов. Теоретическая часть: повторение и закрепление пройденного материала.
Практическая часть: Изготовление сложных бахромчатых цветов хризантем. Изготовление соцветий.
Базовый уровень: соединение элементов в единую композицию с помощью педагога.
Продвинутый уровень: изготовление сложных и простых бахромчатых цветов, соединение их в единую композицию.
Промежуточное тестирование.
Выполнение теста.
Итоговое занятие.
Подведение итогов за 2 года обучения. Планирование на 3 год обучения. Поощрение талантливых и активных учащихся.
Учебный план 3 года обучения
№ | Наименование | Всего | Теоретич. | Практич. | Формы контроля |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
I. | Квиллинг | 26 | 1 | 25 | |
1. | Совмещение петельного традиционного квиллинга одновременно | 16 | 1 | 15 | |
2. | Самостоятельная работа в технике квиллинг | 10 | - | 10 | |
II. | Петельный квиллинг | 20 | 3 | 17 | |
1. | Изготовление панно | 8 | 1 | 7 | |
2. | Декорирование объемных изделий | 12 | 2 | 10 | |
III. | Пейп - арт | 26 | 4 | 22 | Выставочная деятельность |
1. | Изготовление панно | 10 | 2 | 8 | |
2. | Декорирование объемных изделий | 16 | 2 | 12 | |
IV. | Туннельная открытка | 30 | 4 | 26 | |
1. | Изготовление простой туннельной открытки | 10 | 2 | 8 | |
2. | Изготовление сложной туннельной открытки | 20 | 2 | 18 | |
V. | Работа над творческим проектом | 16 | 4 | 12 | |
VI. | Витраж | 20 | 3 | 16 | |
1. | Изготовление панно | 8 | 2 | 6 | |
2. | Изготовление объемной композиции | 12 | 1 | 11 | |
VII. | Итоговое тестирование | 2 | - | 2 | тест |
VIII. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | |
| | 144 | 36 | 108 | |
Вводное занятие.
Теоретическая часть: Повторение пройденного материала. Подготовка инструментов и материалов для работы.
Практическая часть: работа с идеями с интернета, создание эскизов для композиций.
Раздел I. Квиллинг.
Теоретическая часть: Повторение пройденного материала. Работа с идеями с интернета.
Практическая часть: Вырезание полос для работы. Составление эскиза композиции. Изготовление деталей для композиции. Самостоятельная работа. Составление сложной композиции на выбор учащихся.
Раздел II. Петельный квиллинг.
Теоретическая часть: Повторение пройденного материала по технике петельного квиллинга. Приемы работы.
Практическая часть: Декорирование объемных изделий в технике петельного квиллинга. Изготовление панно в технике петельного квиллинга.
Раздел III. Пейп – арт.
Теоретическая часть: техника «пейп - арт», история возникновения, приемы работы.
Практическая часть: подготовка материала для работы в данной технике. Изготовление цветочного панно. Нанесение эскиза на основу. Окрашивание. Лакирование. Изготовление карандашницы в данной технике с помощью педагога.
Базовый уровень: изготовление панно с помощью педагога. Продвинутый уровень: самостоятельное декорирование карандашницы.
Раздел IV. Туннельная открытка.
Теоретическая часть: виды тоннельных открыток, способы вырезания, идеи с интернета.
Практическая часть: Подготовка материала для работы.
Базовый уровень: изготовление простой туннельной открытки с помощью педагога.
Продвинутый уровень: изготовление сложной туннельной открытки.
Раздел V. Работа над творческим проектом.
Теоретическая часть: творческий проект, этапы творческого проекта, банк идей, выбор идеи.
Практическая часть: зарисовка эскиза, подготовка материала, изготовление объемных элементов. Оформление композиции. Оформление проекта.
Раздел VI. Витраж.
Теоретическая часть: Техника витраж. Способы рисования витража. Идеи с интернета. Необходимые материалы для работы.
Практическая часть: Подготовка к работе. Изготовление панно в данной технике с помощью педагога.
Базовый уровень: изготовление сложной композиции в данной технике с помощью педагога.
Продвинутый уровень: самостоятельное декорирование композиции.
Раздел VII. Итоговое тестирование. Теоретические и практические задания.
Раздел VIII. Итоговое занятие. Итоговое тестирование за год. Подведение итогов за весь курс обучения. Награждение талантливых и активных учащихся.
Ожидаемые результаты к концу 1 года обучения:
Предметные:
Должны знать:
- основные виды бумаги;
- основные виды квиллинга;
- основные техники;
- значение различных терминов таких как: базовый ролл, свободный ролл, бахрома и т.д.;
- свойства цветов и оформление композиций;
- правила безопасной работы при работе с ручными инструментами;
- названия материалов, используемых в композициях;
- правила работы с шаблонами.
Должны уметь:
- владеть основными видами квиллинга;
- самостоятельно изготавливать элементы композиции;
- самостоятельно собирать несложные композиции;
- работать с шаблонами;
- правильно пользоваться инструментами;
- соблюдать правила безопасной работы.
Личностные:
- проявление познавательного интереса в области квиллинга или бумагокручения;
-способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием;
- способность к самооценке на основе успешной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации на занятиях совместно с педагогом;
- оценивать свою работу на занятии совместно с педагогом;
- правильно организовать свое рабочее место и поддерживать порядок во время работы совместно с педагогом.
Познавательные:
- извлекать информацию из различных источников с помощью педагога;
- перерабатывать информацию для получения необходимого результата с помощью педагога.
Коммуникативные:
- высказывать собственное мнение при обсуждении композиций совместно с педагогом;
- слышать других и обмениваться мнениями;
- приходить к общему решению совместно с педагогом.
Ожидаемые результаты 2 года обучения.
Предметные:
Должны знать:
- все технологические приемы области бумагокручения или квиллинга;
- основы композиции;
- основные понятия и термины.
Должны уметь:
- качественно выполнять работы на выставки и конкурсы;
- свободно работать по различным шаблонам;
- самостоятельно составлять сложные композиции;
- уметь составлять творческие проекты к своим изделиям с помощью педагога.
Личностные:
- проявление познавательного интереса к новым технологиям в области квиллинга или бумагокручения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Метапредметные:
Коммуникативные:
- формировать собственное мнение и позицию;
- приходить к общему решению;
- высказывать собственное мнение совместно с педагогом.
Регулятивные:
- планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации совместно с педагогом;
- оценивать свою работу на занятиях, осуществлять пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать предложения и оценку педагога и товарищей.
Познавательные:
- осуществлять поиск информации из различных источников самостоятельно;
- перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания новой работы или нового проекта с помощью педагога;
- применять на практике свои знания в области бумагокручения с помощью педагога.
Ожидаемые результаты 3 года обучения.
Предметные:
Должны знать:
- все технологические приемы технологий квиллинга, пейп – арта, свит – дизайна, туннельной открытки, витража;
- основы композиции и основы цвета;
- основные понятия и термины.
Должны уметь:
- качественно выполнять работы на выставки и конкурсы;
- свободно работать по различным шаблонам;
- самостоятельно составлять сложные композиции;
- уметь составлять творческие проекты к своим изделиям с помощью педагога.
Личностные:
- проявление познавательного интереса к новым технологиям в области квиллинга, пейп – арта, свит – дизайна, туннельной открытки, витража;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- самостоятельно приходить к общему решению;
-самостоятельно высказывать собственное мнение;
- принимать мнение других.
Регулятивные:
- планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации самостоятельно;
- самостоятельно оценивать свою работу на занятиях, осуществлять пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать предложения и оценку педагога и товарищей.
Познавательные:
- перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания новой работы или нового проекта самостоятельно;
- самостоятельно применять на практике свои знания в области различных изученных технологий.
Условия реализации программы:
Занятия по квиллингу проходят в оборудованном кабинете с мебелью для учащихся, имеются шкафы для размещения материалов, наглядных пособий, инструментов, литературы, с режимом занятий 2 раза в неделю по 2 часа.
Имеется ноутбук. Необходимые материалы и инструменты для занятий: бумага, ножницы, клей, чертежные инструменты.
Календарный учебный график.
Полу годие | Месяц | Недели обучения | Год обучения | ||
I-ый год обучения | II-ой год обучения | III-ий год обучения | |||
Первое полугодие | Сентябрь | 1 | У | У | У |
2 | У | У | У | ||
3 | У | У | У | ||
4 | У | У | У | ||
Октябрь | 5 | У | У | У | |
6 | У | У | У | ||
7 | У | У | У | ||
8 | У | У | У | ||
Ноябрь | 9 | У | У | У | |
10 | У | У | У | ||
11 | У | У | У | ||
12 | У | У | У | ||
Декабрь | 13 | У | У | У | |
14 | У | У | У | ||
15 | У | У | У | ||
16 | У | У | У | ||
Второе полугодие | Январь | 17 | П | П | П |
18 | У | У | У | ||
19 | У | У | У | ||
20 | У | У | У | ||
Февраль | 21 | У | У | У | |
22 | У | У | У | ||
23 | У | У | У | ||
24 | У | У | У | ||
Март | 25 | У | У | У | |
26 | У | У | У | ||
27 | У | У | У | ||
28 | У | У | У | ||
Апрель | 29 | У | У | У | |
30 | У | У | У | ||
31 | У | У | У | ||
32 | У | У | У | ||
Май | 33 | У | У | У | |
34 | У | У | У | ||
35 | У | У | У | ||
36 | У, ПА | У, ПА | У, ИА | ||
| Всего учебных недель | | 36 | 36 | 36 |
| Всего часов по программе | | 144 | 144 | 144 |
Условные обозначения: У – учебная неделя, П – праздничная неделя, ПА – промежуточная аттестация, ИА – итоговая аттестация,
Методическое обеспечение программы
Разработки учебных занятий.
Дидактический материал: схемы, шаблоны, стенд с видами квиллинга и базовыми элементами.
Образцы изделий в технике традиционного квиллинга, петельного и объемного квиллинга, изделия в технике свит – дизайн, витража, туннельной открытки и т.д.
Контрольно-измерительные материалы
Промежуточное тестирование в конце 1 года обучения. Начальный уровень.
1.Квиллинг – это …
А) бумагопластика
Б) бумагокручение
В) оригами
2. Как называется основной тугоскрученный элемент в квиллинге?
А) бахрома
Б) свободный ролл
В) ролл
3. Укажите, какие элементы можно сделать из элемента ролл?
А) глаз
Б) капля
В) изогнутый глаз
Г) все варианты верны
4. Какой основной инструмент используется при скручивании ролла?
А) иголка
Б) крючок
В) крутилка
5. Как называется технология изготовления цветов из гофрированной бумаги с добавлением конфет?
А) фитодизайн
Б) свит – дизайн
В) конфетный дизайн
6. Укажите, какие инструменты вы используйте при скручивании элемента ролл?
А) клей
Б) линейка с круглыми отверстиями
В) полоски бумаги
Г) крючок
Практические задания:
Подготовь необходимые инструменты для работы в технике квиллинг.
Изготовь традиционный плотный ролл, капля, лапка.
Изготовь свободный ролл со смещенным центром.
Изготовь ягоду из традиционного плотного ролла.
Критерии оценивания для начального уровня 1 года обучающихся:
Высокий уровень: 5 – 6 правильных ответов, 4 правильно выполненных практических задания;
Средний уровень: 3 – 4 правильных ответа, 2 – 3 правильно выполненных практических задания;
Низкий уровень: 1 – 2 правильных ответа, 1 правильно выполненное практическое задание.
Промежуточное тестирование в конце 2 года обучения. Базовый уровень.
Петельный квиллинг – это один из видов квиллинга, где используются?
А) петельки
Б) бахрома
В) картонные шаблоны
2. Какие виды бумаги можно использовать в технике «свит - дизайн»?
А) крепированную бумагу
Б) гофрированную бумагу
В) кальку
Г) тонированную бумагу
3. В какой технике изготавливаются хризантемы?
А) изготовление сложных многоэтажных цветов
Б) изготовление сложных бахромчатых цветов
В) изготовление сложных петельчатых цветов
Г) изготовление сложных игольчатых цветов
4. В петельном квиллинге элементы приклеиваются?
А) на стекло
Б) на ребро
В) наискосок
5. Какой подручный инструмент можно использовать в технике петельного квиллинга?
А) расческа или прямой гребешок
Б) проволока
В) булавки
6. Какие элементы квиллинга можно использовать в композиции для листьев?
А) глаз
Б) капля
В) ромб
Г) полумесяц
Практические задания 2 года обучения. Базовый уровень.
1. Изготовь элементы лапка, тюльпан и стрела.
2. Подготовь инструменты для работы в технике петельного квиллинга.
3. Изготовь лепесток любого цветка в технике петельного квиллинга.
4. Подготовь необходимые инструменты для работы в технике свит – дизайн.
5. Изготовь один сложный многоэтажный цветок.
6. Изготовь объемный цветок в технике квиллинг.
Критерии оценивания для базового уровня 2 года обучающихся:
Высокий уровень: 5 – 6 правильных ответов, 5 - 6 правильно выполненных практических задания;
Средний уровень: 3 – 4 правильных ответа, 3 правильно выполненных практических задания;
Низкий уровень: 1 – 2 правильных ответа, 1 - 2 правильно выполненных практических задания.
Итоговое тестирование в конце 3 года обучения. Продвинутый уровень.
Пейп – арт – это?
А) техника декорирования посуды
Б) техника декорирования украшений
В) техника декорирования предметов
2. Основной материал при работе в технике пейп – арт?
А) калька
Б) салфетки
В) вата
Г) бумажные полоски
3. Туннельная открытка – это?
А) сюжетное объемное изображение из бумаги
Б) сюжетное изображение из бумаги
В) объемное изображение из бумаги
4. В технике витраж используется?
А) наклеивание на ребро
Б) наклеивание на стекло
В) наклеивание одновременно нескольких полос бумаги.
5. Можно ли сочетать в одной композиции одновременно петельный квиллинг и традиционный квиллинг?
А) да
Б) нет
В) можно, но только некоторые элементы
6. В технике витраж используется метод?
А) наклеивание на ребро
Б) наклеивание на стекло
В) наклеивание одновременно нескольких полос бумаги.
7. Какая более подходящая бумага используется для чайных роз в технике свит – дизайн?
А) крепированная
Б) тонированная
В) гофрированная
Г) покрашенная
Практические задания для учащихся
Подготовь инструменты для работы в технике пейп – арт.
Изготовь жгут в технике пейп – арт.
Вырежи элемент туннельной открытки по шаблону.
Изготовь элемент витража по шаблону.
Подготовь инструменты для работы в технике пейп – арт.
Изготовь жгут в технике пейп – арт.
Критерии оценивания для продвинутого уровня 3 года обучающихся:
Высокий уровень: 6 – 7 правильных ответов, 5 – 6 правильно выполненных практических задания;
Средний уровень: 4 – 5 правильных ответа, 3 - 4 правильно выполненных практических задания;
Низкий уровень: 1 – 3 правильных ответа, 1 - 2 правильно выполненных практических задания.
Карта оценки личностного развития
Оцениваемые параметры | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества |
1. Организационно-волевые качества: | ||
Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. | Высокий уровень: терпения хватает на все занятие -10. Средний уровень: терпения хватает больше чем на 0,5 занятия – 5. Низкий уровень: терпения хватает меньше чем на 0,5 занятия – 1. |
Воля | Способность активно побуждать себя к практическим занятиям | Волевые усилия ребенка побуждаются из вне - 1 Иногда – самим ребенком - 5 Всегда – самим ребенком - 10 |
Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) | Высокий уровень: постоянно контролирует себя сам – 10. Средний уровень: периодически контролирует себя сам – 5. Низкий уровень: постоянно находится под воздействием контроля извне – 1. |
Вывод: | Уровень сформированности организационно-волевых качеств | Низкий до 3. Средний 4 – 15. Высокий 16 – 30. |
2. Ориентационные качества: | ||
Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям | Высокий уровень: нормальная. Средний уровень: заниженная. Низкий уровень: завышенная. |
Интерес к занятиям в детском объединении | Осознанное участие учащегося в освоении образовательной программы | Высокий уровень: интерес постоянно поддерживается учащимся самостоятельно – 10. Средний уровень: интерес периодически поддерживается самим учащимся – 5. Низкий уровень: интерес к занятиям продиктован учащемуся извне – 1. |
Вывод: | | Низкий до 2. Средний 3 – 10. Высокий 11 – 20. |
3. Поведенческие качества: | ||
Конфликтность (отношение учащегося к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации | Высокий уровень: пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты – 10. Средний уровень: сам в конфликтах не участвует, старается их избежать – 5. Низкий уровень: периодически провоцирует конфликты – 1. |
Тип сотрудничества (отношение учащегося к общим делам детского объединения) | Умение воспринимать общие дела, как свои собственные | Высокий уровень: инициативен в общих делах – 10. Средний уровень: участвует при побуждении извне – 5. Низкий уровень: избегает участия в общих делах – 1. |
Вывод: | Уровень сформированности поведенческих качеств | Низкий до 2. Средний 3 – 10 Высокий 11 – 20 |
Заключение | Результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы | Низкий 0 - 7 Средний 8 - 37 Высокий 38 - 70 |
Карта оценки развития метапредметных результатов учащихся 1 года обучения
Фамилия, имя учащегося | Регулятивные умения: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации на занятиях совместно с педагогом; - оценивать свою работу на занятии с помощью педагога; - правильно организовать свое рабочее место и поддерживать порядок во время работы совместно с педагогом. | коммуникативные умения: - высказывать собственное мнение при обсуждении композиций совместно с педагогом; - приходить к общему решению совместно с педагогом. | познавательные умения: - извлекать информацию из различных источников с помощью педагога; - перерабатывать информацию для получения необходимого результата с помощью педагога. |
| Н С В | Н С В | Н С В |
Инструкция: опросник является вариантом экспертной оценки, заполняется педагогом на
каждого ребенка по трем видам умений. Необходимо отметить степень выраженности каждого качества, с помощью уровней, где: Н (низкий уровень) – качество отсутствует у учащегося или выражено слабо и проявляется редко, С (средний уровень) – качество выражено сильно и проявляется часто, В (высокий уровень) – выражено сильно и проявляется постоянно. Нужную букву обвести в каждой графе.
Карта оценки развития метапредметных результатов учащихся 2 года обучения
Фамилия, имя учащегося | Регулятивные умения: - планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации совместно с педагогом; - оценивать свою работу на занятиях, осуществлять пошаговый контроль; - адекватно воспринимать предложения и оценку педагога и товарищей. | Коммуникативные умения: - формировать собственное мнение и позицию; - приходить к общему решению; - высказывать собственное мнение при обсуждении композиций совместно с педагогом. | Познавательные умения: - осуществлять поиск информации из различных источников самостоятельно; - перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания новой работы или нового проекта с помощью педагога; - применять на практике свои знания в области бумагокручения с помощью педагога. |
| Н С В | Н С В | Н С В |
Инструкция: опросник является вариантом экспертной оценки, заполняется педагогом на
каждого ребенка по трем видам умений. Необходимо отметить степень выраженности каждого качества, с помощью уровней, где: Н (низкий уровень) – качество отсутствует у учащегося или выражено слабо и проявляется редко, С (средний уровень) – качество выражено сильно и проявляется часто, В (высокий уровень) – выражено сильно и проявляется постоянно. Нужную букву обвести в каждой графе.
Карта оценки развития метапредметных результатов учащихся 3 года обучения
Фамилия, имя учащегося | Регулятивные умения: - планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации самостоятельно; - самостоятельно оценивать свою работу на занятиях, осуществлять пошаговый контроль; - адекватно воспринимать предложения и оценку педагога и товарищей. | Коммуникативные умения: - самостоятельно приходить к общему решению; - самостоятельно высказывать собственное мнение; - принимать мнение других. | познавательные умения: - перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания новой работы или нового проекта самостоятельно; - самостоятельно применять на практике свои знания в области различных изученных технологий. |
| Н С В | Н С В | Н С В |
Инструкция: опросник является вариантом экспертной оценки, заполняется педагогом на
каждого ребенка по трем видам умений. Необходимо отметить степень выраженности каждого качества, с помощью уровней, где: Н (низкий уровень) – качество отсутствует у учащегося или выражено слабо и проявляется редко, С (средний уровень) – качество выражено сильно и проявляется часто, В (высокий уровень) – выражено сильно и проявляется постоянно. Нужную букву обвести в каждой графе.
Литература для педагога
Быстрицкая А. “Бумажная филигрань”. М.: Айрис-пресс,2006.
Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-Дону,2011.
Букина С. Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – «Феникс», Ростов-на-Дону, 2011.
Зайцева А.А. Искусство квиллинга: магия бумажных лент.- М.: Эксмо,2009
Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.: «Юный
художник»,2001
Литература для учащихся
Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984
Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 1998
Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996
Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”, 2007.
Чиотти Д. “Оригинальные поделки из бумаги” 2009.
Кияйкина Наталья Федоровна