12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Боранова Анна Михайловна130
Я работаю педагогом дополнительного образования . Веду занятия в творческом объединении ,, Палитра,, Очень люблю своё дело и своих талантливых детей. Увлекаюсь сухим валянием, ватной игрушкой и работой с эпоксидной смолой.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

г. ВЛАДИКАВКАЗА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

Структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»



«Принята» «Утверждаю»

на заседании И.о директора

методического совета МАУДО ЦДО г.Владикавказ

МАУДО ЦДО г.Владикавказа ___________ Буклов С.С.

______ ___________ 2021г «__» __________2021г









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ПАЛИТРА»

Возраст обучающихся 6-14 лет

Срок реализации 4 года





Составитель:

педагог дополнительного образования

Боранова А.М.












Владикавказ, 2020г


Аннотация


Дополнительная общеобразовательная программа «Палитра» имеет художественную направленность и предполагает обучение изобразительному искусству. Актуальность программы базируется на анализе современных социальных проблем, проблем воспитания и становления личности ребенка. У сегодняшнего ребенка заметно сокращаются возможности для эмоционального восприятия окружающего мира, снижаются способности к анализу получаемой информации, развивается привычка к пассивному ее усвоению. «Компьютерно грамотный» ребенок очень часто оказывается неразвитым в культурном отношении, «эмоционально глухой» и творчески безынициативной личностью. Создание программы как раз обусловлено потребностью компенсировать недостаток эмоциональной, творчески активной и продуктивной деятельности у наших детей. Как и общеобразовательные программы, данный курс доступен для каждого желающего ребенка и не требует наличия у него хорошо развитых художественных способностей (как в специализированной школе). Вместе с тем, курс предлагает достаточно широкий круг видов изобразительной деятельности, что во многом отличает его от общеобразовательных программ и сближает с программами художественных школ. Программа охватывает целый комплекс дисциплин («Рисунок», «Живопись», «Декоративно-прикладное искусство»). Предусмотрено применение широкого комплекса различного материала по изобразительному искусству. Наличие разных заданий и техник позволяет значительно расширить знания учащихся о возможностях изобразительного материала и в дальнейшем самостоятельно использовать на практике. Программный материал рассчитан на 4 года обучения, предполагаемый возраст обучающихся – 6 – 14 лет.


Паспорт программы

Название программы Дополнительная общеобразовательная программа «Палитра»
Составитель Боранова Анна Михайловна, ПДО
Рецензент Каряева М.Ц., преподаватель кафедры ИЗО факультета искусств СОГУ
Организация-исполнитель МАУДО ЦРТДЮ «Нарт»
Адрес РСО-Алания , г. Владикавказ, пр. Доватора 11 «а»
Возраст обучающихся 6-14 лет
Срок реализации программы 4 года
Год разработки программы 2015
Год обновления 2020
Цель программы Развитие художественно – творческих способностей обучающихся посредством изобразительного и декоративно – прикладного искусства с учётом индивидуальности .
Направленность Художественная
Тип программы Модифицированная
Уровень реализации Общеразвивающая
Уровень освоения программы Общекультурный
Способ освоения Креативный
Форма обучения Групповая , очная



Пояснительная записка


Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Палитра» разработана в соответствии с:

Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 )

Требованиями к структуре и содержанию программы дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. №28-02-484/16);

Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844);

Сан ПиНом 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Уставом МАУДО ЦДО г.Владикавказа

Данная программа имеет художественную направленность, по уровню освоения общеразвивающая. Программа является модифицированнной и разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по изобразительному искусству Гридасовой О.В., педагога дополнительного образования МБОУДО «Камбарский дом детства и юношества».


Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Актуальность программы базируется на анализе современных социальных проблем, проблем воспитания и становления личности ребенка. Современные дети много времени проводят за компьютером или перед телевизором - для них это одно из основных средств познания мира. Информация, которую ребенок получает из этих источников, обычно предлагается в готовом, легком для восприятия виде. Поэтому у сегодняшнего ребенка заметно сокращаются возможности для эмоционального восприятия окружающего мира, снижаются способности к анализу получаемой информации, развивается привычка к пассивному ее усвоению. При этом виртуальная реальность, окружающая ребенка, не только существенно отличается от настоящей действительности, но и нередко носит агрессивный и опасный для детской психики характер. В результате «компьютерно грамотный» ребенок очень часто оказывается неразвитым в культурном отношении, «эмоционально глухой» и творчески пассивной личностью. Приоритетная задача педагога - создание системы контактов детей с культурой. Важно, чтобы увиденное и услышанное ребёнком прошло через его душу, сформировало мир его эмоций. Таким образом, создание программы как раз обусловлено потребностью компенсировать недостаток эмоциональной, творчески активной и продуктивной деятельности у наших детей.

Новизна программы заключается в том, что она занимает промежуточное положение между программами обучения изобразительной деятельности в общеобразовательных школах и учебными программами специализированных художественных школ. Как и общеобразовательные программы, данный курс доступен для каждого желающего ребенка и не требует наличия у него хорошо развитых художественных способностей (как в специализированной школе). Вместе с тем, курс предлагает достаточно широкий круг видов изобразительной деятельности, что во многом отличает его от общеобразовательных программ и сближает с программами художественных школ. Программа охватывает целый комплекс дисциплин («Рисунок», «Живопись», «Декоративно-прикладное искусство»). Предусмотрено применение широкого комплекса различного материала по изобразительному искусству. Наличие разных заданий и техник позволяет значительно расширить знания учащихся о возможностях изобразительного материала и в дальнейшем самостоятельно использовать на практике. Окончив полный курс обучения по данной программе, обучающийся будет готов к продолжению обучения в специализированной школе.

Отличительная особенность программы в том, что она ориентирована на то, чтобы дать обучающимся базовое систематизированное образование по изобразительному искусству, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, графика и декоративно – прикладное искусство. В программу внесен национально – региональный компонент в виде ознакомления с прикладным творчеством осетинского народа.

Педагогическая целесообразность особенность программы заключается в том, что она построена «по спирали»: темы занятий повторяются из года в год, а техники усложняются, добавляются все новые и новые элементы. Материал дается по кругу, но с каждым годом этот круг объема знаний становится больше, охват технических приемов шире.

Необходимо уделить внимание каждому ребёнку, подходить к работе с учётом его личных способностей и возрастных возможностей. Соблюдать возрастную педагогику, помнить, что игра - самый верный путь к сердцу ребёнка. С помощью игровых моментов в общении с ребёнком педагог развивает образное мышление и фантазию. Не допускается установка чётких рамок, дети должны на занятиях чувствовать себя мастерами живописи, графики, ДПИ, архитекторами.

Необходимо познакомить детей с основными возможностями самых разнообразных материалов, заметить, к каким из них более расположен ребёнок (гуашь, акварель, карандаш, фломастеры, тушь, сангина, пастель).

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.


Цель программы - развитие художественно – творческих способностей обучающихся посредством обучения изобразительному и декоративно – прикладному искусству с учетом индивидуальности.

Задачи программы

1. Обучающие

Знакомство с видами изобразительного искусства;

Знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительного искусства.

Обучение организации композиционного пространства

Формирование живописных навыков

2. Развивающие

Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

Развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

Улучшение моторики, пластичности, гибкости рук, точности глазомера;

Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение.

3.Воспитательные

Формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

Воспитание терпения, внимания, воли, усидчивости, трудолюбия.


Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа рассчитана на 4 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 640 часов, по 160 часов за каждый год обучения. Возраст обучающихся: первого года обучения – 6-8 лет, второго года обучения – 8-10 лет, третьего года обучения – 10-12 лет, четвертого года обучения – 12-14 лет

Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения насчитывается, как правило, 15-20 чел., второго года обучения – 13-17, третьего и четвертого года обучения – до 12 человек. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.


Формы и режим занятий

Дети набираются в студию без учета художественных способностей. После чего обучающиеся делятся на группы по возрасту. При формировании групп также учитывается год обучения и личные успехи ребенка. При этом ребенок даже первого года обучения, но прекрасно проявивший свои художественные способности, может быть переведен в более старшую группу.

Форма проведения занятий – групповая, с учетом подготовки обучающихся к различным выставкам и конкурсам.

Занятия в группах 1, 2 , 3, 4 годов обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 мин (в соответствии с нормами САНПиН 2.4.4.3172 – 14).

На каждом занятии используется здоровьесберегающие технологии (обсуждение организационных моментов в начале и конце занятия, короткий перерыв в середине занятия с проветриванием помещения, использование игровой деятельности с целью переключения ребенка с одного вида работы на другой).

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Планируется участие в фестивалях, конкурсах и выставках. Предполагается посещение творческих мастерских профессиональных художников, выходы и выезды на пленер, экскурсии в музеи и на выставки.


Ожидаемые результаты:

Воспитательные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:

сформированность эмоционально-ценностного отношения к природе, человеку, обществу;

сформированность чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу других обучающихся.

Развивающие результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих работ, отдельных упражнений по живописи, графике, нетрадиционного изображения и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Образовательные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы:

знание видов художественной деятельности: изобразительной и декоративно - прикладной;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать, анализировать и эмоционально оценивать произведения изобразительного искусства;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения и графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, и навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.

создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.



Способы определения результативности

Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр готовых работ обучающихся, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

Выставки-просмотры, на которые приглашаются родители обучающихся проводятся по завершению учебного полугодия, т.е. 2 раза в год.

Уровень освоения теоретического материала выявляется в беседах, в опросе, тестировании по заданным темам, уровень формирования практических навыков - в выполнении практических упражнений и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.

Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию.

Важными показателями успешности освоения программы является участие обучающихся в конкурсных мероприятиях, выставках, мастер – классах. Интересной формой контроля результативности обучения является также портфолио творческих достижений (фото работ, грамоты, дипломы, сертификаты и др.).


Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе


Результаты

Критерий

Показатель

Форма отслеживания результата

Образовательные результаты

Уровень владения терминологией в области изобразительного искусства

Степень знания терминологии

тестирование

Степень понимания и осознанности применения в своей речи терминов и понятий

наблюдение

Уровень сформированности навыков в области изобразительного творчества

Степень владения на практике техниками и приемами

наблюдение

Степень целесообразности применения приемов и техник

наблюдение

Развивающие результаты

Уровень развития фантазии, образного мышления, воображения.

Количество рисунков и поделок, выполненных по собственному замыслу и для выставок

журнал, раздел «Творческие достижения»

Степень развития фантазии, мышления, воображения

наблюдение

Уровень устойчивости интереса к занятиям

Количество посещенных занятий

журнал

Степень участия в выставках и конкурсах

портфолио

Воспитательные результаты

Уровень сформированности личностных качеств

Степень аккуратности и внимательности при работе

наблюдение

Степень увлеченности и заинтересованности работой

наблюдение

Уровень сформированности навыков коллективного взаимодействия

Количество посещенных культурно-массовых мероприятий

журнал, раздел «Массовые мероприятия»

Степень взаимодействия, сотрудничества с обучающимися

наблюдение


Мониторинг результатов, оцениваемых методом наблюдения


Оцениваемые показатели

Степень выраженности оцениваемого показателя

Степень понимания и осознанности применения в своей речи терминов, понятий и определений

«―» (Обучающийся овладел минимальным набором понятий и определений, не испытывает затруднений в понимании и применении специальной терминологии) «+» (учащийся осознанно употребляет специальную терминологию в построении речевых формулировок с последующим обоснованием примененного определения)

Степень владения на практике различными техниками и приемами

«―» (учащийся усвоил минимальный набор приемов, методов работы с различными материалами) «+» (учащийся свободно владеет широким диапазоном различных приемов и методов)

Степень целесообразности применения приемов и техник в работе

«―» (учащийся затрудняется в выборе техник и приемов в работе с различными материалами или использует одни и те же приемы) «+» (учащийся не испытывает затруднений при выборе оптимальных техник, свободно комбинирует их между собой под свойства конкретного материала)

Степень развития фантазии, образного мышления и воображения

«―» (учащийся постоянно нуждается в помощи педагога при составлении композиции, находит одно рациональное решение) «+» (учащийся проявляет креативность, вариативность и самостоятельность в выполнении задания)

Степень участия в выставках и конкурсах

«―» (учащийся нуждается в побуждении со стороны педагога для создания поделок на выставку, конкурс или не проявляет желания изначально участвовать в конкурсных мероприятиях) «+» (учащийся проявляет творческую и публичную активность в плане участия в выставках)

Степень аккуратности при работе

«―» (учащийся умеет организовать свое рабочее место, но менее усидчив и менее организован) «+» (учащийся проявляет усидчивость, терпение)

Степень увлеченности работой и заинтересованности в результате

«―» (Маршрут действий диктуется педагогом, учащийся мало проявляет инициативу) «+» (учащийся ведет творческий самостоятельный поиск, нацелен на результат)

Степень взаимодействия, сотрудничества с другими учащимися в объединении

«―» (Коммуникативная культура не развита, учащийся не испытывает потребности в тесном творческом общении с другими учащийся, не участвует в массовых мероприятиях в объединении) «+» (учащийся обладает хорошими коммуникативными способностями, легко идет на контакт, активно участвует в массовых мероприятиях объединения, готов помогать и работать совместно с другими обучающимися)

Степень выраженности оцениваемого показателя:

«» — не наблюдается;

«+» — наблюдается.

Формы оценки качества знаний


Форма подведения итогов


Сроки


1.

Беседа

конец темы


Тестирование

конец темы

2.

Проверка и анализ практических работ

конец темы

3.


Выставка работ учащихся


декабрь, май


5

Итоговые занятия

декабрь, май

6

Участие в творческих конкурсах

в течение года



Модуль «Стартовый» 1-й год обучения

Учебно-тематический план

Темы программы

Общее количество часов

В том числе

теория

Практика

1

Введение



-


Вводное занятие. Введение в образовательную программу «Палитра» Диагностика обучающихся (входной контроль).

2

2



Материалы и инструменты.

Организация рабочего места. Правила техники безопасности

2

2

-

2

Живопись и рисунок





Три основных цвета. Цветовой спектр.

2

1

1


Основные и дополнительные цвета. Смешивание красок.

4

1

1


Монотипия

4

1

3


Живописные эксперименты с акварелью и восковыми мелками

2

1

1


Изображение деревьев и листьев

10

2

8


Изображение птиц , животных,морской фауны

20

4

16


Изображение фигуры человека

8

2

6


Портрет

6

2

4


Графика. Линии и ритмика

6

2

4


Теплая и холодная гаммы

8

2

6


Монохромная живопись

6

1

5

3

Композиция





Понятие о композиции

2

1

1


Рисование на заданную тему по представлению

22

4

18

4

Декоративно-прикладное искусство





Бумагопластика

4

1

3


Аппликация

22

4

20

5

Лепка





Лепка из соленого теста, пластилина

8

2

6


Декоративная роспись

3

1

3

6

Беседы об искусстве

4

4

-

7

Пленэр

8

1

7

8

Итоговая выставка

4

4

-


ИТОГО

160

43

117





Содержание программы 1 года обучения:


Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Вводное занятие. Цели, задачи и содержание программы обучения. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Аттестация обучающихся (входной контроль). Игры на знакомство.


Тема 1.2. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения обучающихся в Центре.


Раздел 2. Живопись и рисунок

Тема 2.1. «3 основных цвета, цветовой спектр».

Теория: Основные и составные цвета. Знакомство с палитрой. Положение руки, виды линий.

Практическая часть: Выполнение практических упражнений с использованием разных линий: главные (широкие) и второстепенные (тонкие), сплошные (контурные) и прерывистые (пунктирные). Упражнение «Фиксация руки на запястье», «Нарисуй радугу».


Тема2.2 «Основные и дополнительные цвета. Смешивание красок.»

Теория: Понятие цветового круга. Спектр. Ахроматические цвета: черный, белый, серый. Чтение « Сказки о красках» П. Корчмароша.

Практическая часть: Выполнение упражнения на смешивание красок « Волшебные цветы» («Генеалогическое древо красок»)


Тема 2.3 «Бабочка»

Теория: Закрепление знаний о получении дополнительных цветов путем смешивания 3 основных красок. Компоновка на листе крупного (главного) объекта

Практическая часть: Создание композиции «Бабочка» («Стрекоза») с применением навыков смешивания красок.


Тема 2.4 «Монотипия»

Теория :Знакомство с техникой отпечатков (оттисков)

Практическая часть: Выполнение пробных монотипий с помощью осенних листьев, мятой бумаги, ниток и т.д. Создание простой композиции с

использованием опавших листьев разного размера, формы .

Тема 2.5. «Ночное небо».

Теория: Эксперименты с акварельными красками , солью и восковыми мелками ( тонкими восковыми свечами) Наблюдение за тем, ведет себя краска , накладываемая поверх восковых линий и посыпанная солью. Задача: как можно использовать полученные эффекты? Нанесение разных видов линий, точек, штрихов воском и заливка поверхности акварельными колерами. «Солевые» эффекты.

Практическая часть: Выполнение практической работы «Ночное небо»(по мотивам работы Ван Гога «Звездная ночь» с использованием полученных фактурных эффектов. Материалы: восковые мелки, акварельные краски, соль.


Тема 2.6«Осеннее дерево»

Теория: Знакомство с техникой нанесения мазков. Знакомство с колоритом.

Практическая часть: Изображение осеннего дерева с помощью мазков в многообразии их цвета. Создание колорита в работе.


Тема 2.7 «Попугай»

Теория: Компоновка на листе. Выделение главных и подчинение им второстепенных объектов при помощи композиции, размера, цветового решения.

Практическая часть: Изображение попугая или нескольких птиц в среде . Закрепление знаний о композиции, цветовых акцентах.


Тема 2.8 Теплая гамма. «Солнышко» («Черепаха»)

Теория: Знакомство с теплыми цветами и теплой гаммой.

Практическая часть: Создание простой композиции в круге в теплой гамме. Использование в ней «теплых» красок и их сочетаний.


Тема 2.9 Холодная гамма. « Рыбка» («Улитка»)

Теория: Знакомство с холодными цветами и холодной гаммой.

Практическая часть: Изображение рыбы (улитки) с использованием «холодных» красок и их сочетания.


Тема 2.10 «Снегири» («Синицы»)

Теория: Знакомство с понятиями контраста и ритмов в живописи.

Практическая часть: Изображение снегирей в зимнем пейзаже с применением приемов контрастной живописи и ритмических пятен.


Тема 2.11 «Кошка»

Теория :Анималистический жанр. Беседа о диких и домашних животных, их пропорции, внешний облик, характер, повадки и поведение. Соотношение размера изображения с размером листа.

Практическая часть: Рисование кошки в цвете с использованием всех знакомых приемов живописи.


Тема 2.12 «Жираф»

Теория: Продолжение «анималистической» темы. Пропорции животного, правильная композиция.

Практическая часть: Изображение жирафа в среде.


Тема.2.13. Рисование морской фауны «Медуза»

Теория: Рассматривание фото морских обитателей. Акцент на необычности окраса и колористики объектов.

Практическая часть: Выполнение живописного рисунка медузы с экспрессией, пастозностью мазка и использованием монотипии. Техника – гуашь.



Тема 2.14. «Деревья проснулись»

Теория: Колорит в пейзаже как способ передачи погодных условий, эмоций и ощущений. Весенние явления

(дождь, солнце, сход снега, распускание деревьев, первые цветы).

Практическая часть: Рисование весеннего пейзажа с изображением разных погодных условий.


Тема 2.15 Графика. «Порыв ветра»

Теоретическая часть: Знакомство с графикой, ее средствами . Свойства простого карандаша. Горизонтальные , вертикальные и диагональные линии.

Практическая Часть: Изображение простым карандашом деревьев в пластике.


Тема 2.16. Декоративная графика. «Кактусы»

Теоретическая часть: Знакомство с декоративной графикой.

Практическая часть: Создание графической декоративной композиции «Кактусы». Материалы: черный маркер, гелевая ручка.


Тема 2.17. Монохромный тематический натюрморт.

Теория: Знакомство с жанром натюрморта, понятием «тематический натюрморт» Монохромность как средство выражения. Компоновка предметов на листе.

Практическая часть: Выполнение тематического натюрморта («Комнатные цветы» или «Бабулино вязание») в монохромной гамме. Решение композиционные задач с помощью размера объектов , их контрастности, с использованием ритмики пятен. Материалы: тонированная бумага,черная и белая гуашь


Раздел 3. Композиция

Тема 3.1. Понятие «композиция».

Теория: Основные понятия и правила композиции. Тоновой и цветовой контраст. Сближение цвета в композиции. Выделение композиционного центра. Соотношение размеров листа с изображаемым предметом.

Практическая часть: Изображение насекомых различных по форме и размеру

Тема 3.2. «Зимний пейзаж»

Теория: Понятие о пейзаже. Природные явления и их признаки. Цвет снега в пейзаже (на освещенном солнцем местах и в тени). Колорит зимнего пейзажа в разное время суток. Отличительные особенности деревьев зимой.

Практическая часть: Выполнение композиционной творческой работы. Определение положения листа бумаги (горизонтальное, вертикальное).

Составление эскиза (отметка линии горизонта, основных элементов композиции).

Выполнение в цвете, прорисовка и детализация.

Тема 3.3. «Цветущий сад»

Теория: Красота весенней природы ( цветущих деревьев, кустарников).  Явления и сезонные изменения в природе. Цветовое состояние природы, колорит в пейзаже, передача настроения. Композиционное и цветовое решение.

Практическая часть :Создание композиции с цветущими деревьями.

Определение положения листа бумаги (горизонтальное, вертикальное).

Составление эскиза (отметка линии горизонта, основных элементов композиции).

Выполнение в цвете, прорисовка и детализация.


Тема 3.4 «Мой город»

Теория: Теория: Линия горизонта. Родной город – дома, архитектурные сооружения, скверы. Штриховка и тушевка.

Практическая часть: Определение положения листа бумаги (горизонтальное, вертикальное). Составление эскиза (отметка линии горизонта, основных элементов пейзажа). Нанесение штриховки цветными карандашами, прорисовка и детализация. Фигура человека.


Тема: 3.5. «Фигура человека»».

Теория: Пропорции человеческого тела. Отличительные особенности детской и взрослой фигуры. Человек в движении. Беседа на тему «Труд людей». Особенности разных профессий.

Практическая часть: Рисование людей разных профессий.


Тема 3.6 «Портрет мамы».

Теория: Знакомство с жанром портрета. Женский образ в работах художников. Формы и пропорции лица человека. Типы лица. Симметрия и асимметрия. Понятия в «анфас», «профиль», «в пол оборота».

Практическая часть: Выполнение творческой работы.


Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.


Тема 4.1. Обрывная аппликация. «Осенний листочек»

Теория: Понятие «аппликация». Знакомство с разными видами аппликации (объемная, плоскостная, обрывная, из геометрических форм, из комочков и жгутиков гофрированной бумаги.) Материалы для аппликации. Правила техники безопасности при работе с клеем. История появления аппликации как одного из видов декоративного оформления. Чтение сказки « Путешествие осеннего листочка»

Практическая часть: Создание творческой работы в технике обрывной аппликации.


Тема 4.2. Аппликация геометрическая «Коврик»

Теория: Виды орнаментальной композиции (замкнутая, угловая, по центру) . Беседа о геометрическом орнаменте и композиции в квадрате. Приемы вырезания.

Практическая часть: Выполнение композиции из геометрических фигур в формате квадрата.


Тема 4.3. Открытка-аппликация «Бабочки»

Теория: Знакомство с понятием симметрии в аппликации. Отработка навыков вырезания из бумаги, сложенной вдвое.

Практическая часть: Создание открытки с объемным изображением бабочки. Бабочку декорируем симметрично с помощью фломастеров.


Тема 4.4 Изготовление елочных украшений. Бумагопластика.

Теория: Способы вырезания (по контуру, симметричное, "гармошка"). Приемы обработки бумаги "скручивание" и "надрезание". Цветовое и композиционное решение.

Практическая часть: Выполнение творческой работы.


Тема 4.5 Изготовление елочных игрушек из бросовых материалов.

Теория :Беседа о том, что из ненужных вещей с помощью фантазии и воображения можно создать интересные творческие решения.

Практическая часть: Создание елочных игрушек из ниток, бумаги и картона, шишек, металлических крышек и т.д.

Тема 4.6. Карнавальные маски.

Теория: История создания карнавальных масок. Виды карнавальных масок.

Практическая часть: Создание карнавальной маски в техниках бумагопластики и аппликации.


Тема 4.7. «Поздравительная открытка, посвященная 23 февраля».

Теория: Беседа о празднике День Защитников Отечества. История появления поздравительной открытки. Виды и формы открыток. Приемы работы с бумагой. Свойства картона. Композиционное и цветовое решение.

Практическая часть: Выполнение открытки в технике аппликация.


Тема 4.8. «Поздравительная открытка, посвященная 8 марта».

Теория: Беседа о празднике Международном женском дне 8 марта. Варианты художественного оформления открыток. Способы и приемы вырезания. Композиционное и цветовое решение.

Практическая часть: Выполнение открытки в технике аппликация.


Тема 4.9. Пасхальная открытка.

Теория: Беседа о пасхальном празднике. Традиции и обычаи народа. Способы и приемы вырезания. Композиционное и цветовое решение.

Практическая часть: Выполнение открытки в технике аппликация.


Тема 4.10. Поздравительная открытка « День Победы»

Теория: Беседа о Великой Победе. Варианты художественного оформления открыток. Способы и приемы вырезания. Композиционное и цветовое решение.

Практическая часть: Выполнение открытки в технике аппликации.


Раздел 5. Лепка.

Тема 5.1. Лепка из соленого теста. «Птица»

Теория: Знакомство с техникой лепки из соленого теста и ее применении. Пластические приемы работы с соленым тестом. Рецепт теста.

Практическая часть: Предшествующая работа над эскизами птиц. Приготовление теста. Лепка птиц. Их запекание ( в домашних условиях). Роспись поделки на последующем занятии.


Тема 5.2. Кукла из флакона и пластилина.

Теория: Материалы для лепки – пластилин, глина, соленое тесто. Особенности работы с пластилином. Инструменты – доска для лепки, стек. Приемы работы с пластилином: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, разрезание, соединение. Беседа о формах и использовании их в качестве вспомогательных элементов для создания творческого замысла.

Практическая часть: Создание эскиза, подбор подходящей формы для воплощения ( бутылка, флакон ) Выполнение творческой работы.


Раздел 6 .Беседы об искусстве.

Тема 6.1. Беседа «Что такое искусство?»

Теория: Понятие «искусство». Значение искусства для мира и человека.


Раздел 7. Пленэр.

Теория: Понятие «пленэр». Его появление и художники-создатели пленэра как направления живописи. Задачи пленэрной живописи.

Практическая часть: Пленэр на территории Центра. Выполнение рисунков и этюдов деревьев, кустарников.


Раздел 8. Практическая часть: Итоговая выставка.

Основная цель этого этапа – вызвать у детей интерес к занятиям изобразительным искусством через использование ряда нетрадиционных техник, познакомить с многообразием художественной деятельности, с основными художественными материалами и правилами работы с ними, развить наглядно-образное мышление, творческое воображение, воспитать аккуратность, трудолюбие, чувство коллективизма. Это начальный этап в процессе приобретения знаний, привитии умений и навыков. На первом году обучения детей необходимо научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности.


К концу первого года обучения по программе обучающиеся должны:

Знать: законы цветоведения; цвета дополнительные и основные, тёплые и холодные; терминологию слов: палитра, мольберт, натюрморт, пейзаж, фон, линия, мазок, свет, тень, портрет, пейзаж, натюрморт.

Уметь: смешивать краски; владеть организацией рабочего листа, рабочим материалом; изображать отдельные объекты и группы предметов, убирать рабочее место.


Модуль «Базовый 1» 2-й год обучения

Учебно-тематический план

Темы программы

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

1

Введение



-


Вводное занятие. Введение в образовательную программу «Палитра» Диагностика обучающихся (входной контроль).

2

2



Материалы и инструменты.

Организация рабочего места. Правила техники безопасности

2

2

-

2

Живопись и рисунок.





Знакомство с линией. Линейные композиции

3

1

2


Знакомство с пятном. Использование пятна в композиции.

3

1

2


Знакомство с масштабом и понятиями «легкий» и «тяжелый».

6

2

4


«Граттаж».

6

2

4


Знакомство с тоном в графике.

6

2

4


Упражнения на изучение материальности и фактуры предметов.

4

1

3


«Натюрморт в контражуре»

6

2

4


Декоративная графика

4

1

3


Развитие образного мышления. Рисование под музыку.

4

1

3


Живопись . Общий колорит работы

4

1

3


Живопись. Этюд «Фламинго»

4

1

3

3

Композиция





Рисование на заданную тему по представлению.

44

8

36


Знакомство с осетинским национальным костюмом. Композиция «Танец»

6

2

4

4

Декоративно-прикладное искусство.





Знакомство с осетинским орнаментом.

4

1

3


«Новогодние маски» Папье –маше. Моделирование, декорирование.

8

2

6


Бумагопластика

10

2

8


Аппликация

12

2

10


Коллаж-аппликация

4

1

3


Коллективный коллаж

4

1

3


Лепка из соленого теста

4

1

3

5

Беседы





Виды изобразительного искусства

2

2

-

6

Пленэр

4

1

3

7

Итоговая выставка

4

4

-


ИТОГО:

160

48

112


Содержание программы 2 года обучения:


Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Вводное занятие. Цели, задачи и содержание программы обучения. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Аттестация обучающихся (входной контроль).


Тема 1.2. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения обучающихся в Центре.


Раздел 2. Живопись и рисунок.

Тема 2.1. Знакомство с линией. Линейные композиции .

Теория: Знакомство с характерами линий. Ритмическая организация с помощью линий.

Практическая часть: Выполнение линейной композиции «Бабочка» («Улитка», «Гусеница», «Паутинка») Заполнить пространство листа разнообразными линиями.


Тема 2.2. Знакомство с пятном. Использование пятна в композиции.

Теория: Дать знания о композиции, где ритм пятен является главным выразительным средством.

Практическая часть: Создание композиции « Страшный зверь» («Дом», «Листик») Активное использование пятна как средства выражения.

Тема 2.3. Знакомство с масштабом и понятиями « легкий» и «тяжелый».

Теория: Беседа о масштабе в рисунке и необходимости рисования в соразмерности.

Практическая часть: Изображение простого натюрморта с 3-мя разными по размеру предметами.


Тема 2.4. Графика. Декоративное рисование «Черепаха».

Теория: Дать знания о композиции, где ритм пятен и линий является главным выразительным средством. Использование акцентных пятен и ритмических связок в композиции.

Практическая часть: Создание декоративной графики «Черепаха» Активное использование ритмов пятен и линий, как средства выражения.


Тема 2.5. Техника «Граттаж».

Теория: Знакомство с техникой граттажа. Материалы и инструменты. Подготовка основы для граттажа: нанесение воска, черной гуаши. Белая и цветная основы. Свойства бумаги покрытой воском, парафином или свечой. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания.

Практическая работа: Выполнение творческой работы в технике процарапывания «Ночной город».



Тема 2.6.Знакомство с тоном в графике.

Теория: Беседа о тоне, как средстве графики. Сила тона , разница в тоне.

Практическая часть: Выполнение творческой работы « Крыши» Работа чернографитным карандашом.


Тема2.7. Материальность и фактура.

Теория: Знакомство с понятием « материальность», «фактура». Изучение материальности и фактуры различных окружающих предметов. Способы изображения материальности графическими средствами.

Практическая работа: Выполнение упражнений на передачу материальности предметов, используя различные фактуры.


Тема 2.8. Натюрморт с комнатными цветами в контражуре. « Цветы на фоне окна».

Теория: Понятие «контражур». Освещенность и тональность. Характерные особенности цветов: форма, строение, величина. Пропорциональное соотношение вазы и цветов. Цветовое решение.

Практическая часть: Составление эскиза, работа в цвете.


Тема 2.9. Рисование под музыку.

Теория: Беседа о воздействии музыки на чувства человека. Музыка и цвет как средство выражения

Практическая работа: Создание творческой работы , мышление образами. Соотношение музыки и цвета


Тема 2. 10 Живопись «Фламинго».

Теория: Рассмотреть пластику фламинго. Выбрать острое композиционное решение. Определить пропорции и последовательность изображения. Подумать над колоритом и техникой исполнения.

Практическая часть: Выполнение живописной работы «Фламинго» с помощью гуаши.


Раздел 3. Композиция.

Тема 3.1. Многофигурная композиция «Праздник»

Теория: Беседа о праздниках. Обратить внимание на композиционное решение листа, его главных акцентных и второстепенных фигур. Передача настроения с помощью цветового решения.

Практическая часть: Создание многофигурной композиции . Изображение людей в соответствии с пропорциями. Фигуры в движении. Передать общее настроение.


Тема 3.2. «Народный танец»

Теория : Знакомство с осетинским костюмом и орнаментом , используемом в нем.

Беседа о культуре и танцевальном искусстве осетин.

Практическая часть: Выполнение композиции из 2-5 фигур на тему «Осетинский танец»


Тема 3.3. «Зимний лес»

Теория: Природные явления и их признаки. Цвет снега в пейзаже (на освещенном солнцем местах и в тени). Отличительные особенности деревьев зимой.

Практическая часть: Выполнение творческой работы. Ближний и дальний план. Особенности рисования сугробов, заснеженных деревьев.


Тема 3.4. «Зимние забавы».

Теория: Беседа о зимних играх и забавах детей. Пропорции детской фигуры. Средства художественной выразительности (форма, пропорции, композиция, цвет). Соотношение ближних и дальних предметов, их расположение в рисунке.

Практическая часть: Выполнение творческой работы в цвете.


Тема3.4. «Весенние мотивы».

Теория: Колорит в пейзаже как способ передачи погодных условий, эмоций и ощущений. Весенние явления (дождь, солнце, сход снега, распускание деревьев, первые цветы).

Практическая часть: Рисование весеннего пейзажа с изображением разных погодных условий.


Тема 3.5. «Межгалактическое путешествие».

Теория: Беседа об освоении космоса, солнечной системе. Побуждение учащихся к фантазии и воображению.

Практическая часть: Рисование по представлению. Создание композиции на комическую тему. Рисунок-фантазия с использованием традиционных и нетрадиционных приемов живописи. (Набрызг, оттиск, монотипия, кляксография)


Тема 3.6. «У бабушки»

Теория: Беседа о пожилых родственниках. Воспитательный момент: внимание и бережное отношение к своим бабушкам и дедушкам.

Практическая часть: Выполнение композиции на тему « У бабушки». Использование всех известных приемов выразительности (колорит, тоновое решение, композиция листа).


Тема 3.7. «Иллюстрация к народным сказкам».

Теория: Беседа о народных сказках. Народная мудрость в легкой и доступной форме. Задачи иллюстратора. Знакомство с творчеством самых известных иллюстраторов.

Практическая часть: Создание иллюстрации к любой народной сказке. Выразительность и соответствие тексту.


Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Тема 4.1.Знакомство с осетинским орнаментом. Аппликация «Коврик»

Теория: Знакомство с орнаментальным искусством Осетии. Композиция орнамента. Смыслы орнамента. Возможности цветовых решений.

Практическая часть: Выполнение орнаментальной аппликации в формате квадрата или прямоугольника (на выбор) .


Тема 4.2. Карнавальные маски. Техника «Папье- маше».

Теория: Знакомство с техникой папье-маше. Создание маски с этапа художественного замысла до декорирования готовой формы. Способы папье-маше (послойный и из массы)

Практическая часть: Создание эскиза будущей маски. Поэтапное изготовление маски путем послойного папье-маше на готовую пластилиновую форму.

Роспись просушенной формы. Ее декорирование.


Тема 4.3. « Новогодняя открытка».

Теория: Беседа о празднике Новый Год. Варианты художественного оформления открыток. Способы и приемы вырезания. Композиционное и цветовое решение.

Практическая часть: Выполнение открытки в технике аппликация.


Тема 4.4. «Елочные игрушки».

Теория: История Новогодней игрушки. Елочные украшения (форма, материал, цвет). Бумагопластика (приемы обработки бумаги: Гармошка», «Чашечка», «Зигзаг», «Волна», «Спиралька», «Яйцо», «Косички», «Крылья»).

Практическая часть: Выполнение новогодних украшений в технике бумагопластика.


Тема 4.5. «Открытка ко Дню Защитника Отечества».

Теория: Беседа о празднике День Защитника Отечества, воспитание патриотических качеств в обучающихся. Варианты художественного оформления открыток. Способы и приемы вырезания. Композиционное и цветовое решение.

Практическая часть: Выполнение открытки в технике аппликация.


Тема 4.6. Бумагопластика. «Кукла»

Теория: Закрепление знаний о приемах обработки бумаги: Гармошка», «Чашечка», «Зигзаг», «Волна», «Спиралька», «Яйцо», «Косички», «Крылья». Образность куклы.

Практическая часть: Создание авторской куклы в технике бумагопластики.


Тема 4.7. «Открытка к 8 марта».

Теория: Беседа о празднике «8 марта». Воспитание уважения и заботы о женщинах семьи. Варианты художественного оформления открыток. Способы и приемы вырезания. Композиционное и цветовое решение.

Практическая часть: Выполнение открытки в технике аппликация.


Тема 4.8. Аппликация -коллаж «Садовая лейка с цветами».

Теория: Эксперименты с техникой монотипии, восковыми мелками и акварелью, создание разных фактурных эффектов с помощью оттисков ниток, мятой бумаги и т.д. Свойства бумаги покрытой восковыми мелками. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера.

Практическая работа: С помощью полученных «экспериментальных кусочков» выполнение творческой работы в технике аппликации «Садовая лейка с цветами»». Материалы: бумага, акварель восковые мелки, гелевая ручка, ножницы, клей.


Тема 4.8. «Доисторический мир» Коллективнаяработа. Коллаж.

Теория: Беседа о доисторических животных- динозаврах, их видах, образе жизни т.д. Принципы коллективной работы.

Практическая часть: Создание коллективной работы-коллажа. Выбор композиции, ее согласованность и развитие навыков работы в коллективе.


Тема 4.9. Лепка из соленого теста . Декоративное панно « Пасхальная корзинка».

Теория: Беседа о пасхальном празднике. Традиции и обычаи народа. Пластические приемы работы с соленым тестом.

Практическая часть: Создание декоративного панно из соленого теста с последующей его росписью. Декоративность цветового решения.


Тема 4.10. Открытки ко «Дню Победы»

Теория: Беседа о Великой Победе. Варианты художественного оформления открыток. Способы и приемы вырезания. Композиционное и цветовое решение.

Практическая часть: Выполнение открытки в технике аппликации.


Раздел 5. Беседы.

Тема 5.1. Виды изобразительного искусства

Теория: Знакомство с видами изобразительного искусства: архитектурой, живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, театрально-декорационным искусством и дизайном.


Раздел 6. Пленэр.

Тема 6.1 Работа на пленэре.

Теория: Условия пленэра. Задачи пленэрной живописи.

Практическая часть: Пленэр на территории Центра. Выполнение рисунков и этюдов.


Раздел 7. Итоговая выставка.


Основная цель этого этапа – закрепить и расширить знания, полученные на первом году обучения, познакомить детей с новыми видами и жанрами изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. На данном этапе учащиеся на основе приобретенных ранее знаний, умений и навыков стараются осознанно рисовать, творчески мыслить, самостоятельно обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное. Вводится изображение человека, частей тела, умение составить композицию, понятие о пространстве.


К концу второго года обучения по программе обучающиеся должны:

Знать: виды искусства;

основные средства и техники изобразительного искусства; пропорции человека;

русское и осетинское декоративно – прикладное искусство;

термины: искусство, коллаж, тон, масштаб, фактура, орнамент, граттаж, контражур

Уметь: работать коллективно, на пленере, с пластичным материалом;

расписывать малые объемные формы, изображать фигуру человека согласно пропорциям.

Модуль «Базовый 2» 3 год обучения.

Учебно – тематический план


Темы программы

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

1

Введение



-


Вводное занятие. Введение в образовательную программу «Палитра» Диагностика обучающихся (входной контроль).

2

2



Материалы и инструменты.

Организация рабочего места. Правила техники безопасности

2

2

-

2

Живопись и рисунок.





Изображение птиц и животных

12

2

10


Портрет

6

1

5


Натюрморт

12

2

10


Пейзаж

20

4

16


«Граттаж»

8

1

7


Стилизация

6

2

4

3

Композиция





Рисование на заданную тему по представлению.

28

5

23

4

Декоративно-прикладное искусство





Бумагопластика

8

2

6


Аппликация

8

2

6


Коллаж

6

1

5


Папье-маше

14

2

12

5

Лепка

6

2

4


Декоративная роспись

8

2

6

6

Беседы об искусстве

2

2

-

7

Пленэр

4

1

3

8

Итоговая выставка

4

4

-


ИТОГО:

160

39

121


Содержание программы 3 года обучения


Раздел 1. Введение.

Тема 1.1. Вводное занятие. Цели, задачи и содержание программы обучения. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Аттестация обучающихся (входной контроль).


Тема 1.2. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения обучающихся в Центре.


Раздел 2. Живопись и рисунок.

Тема 2.1. Натюрморт «Дары осени»

Теория: Жанр изобразительного искусства «Натюрморт». Виды натюрморта. Компоновка предметов на плоскости.

Практическая часть: Поэтапное рисование натюрморта. Передача объема предметов красками. Передача настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен.


Тема 2.2. Натюрморт с цветущими ветвями.

Теория: Компоновка предметов на плоскости, общий колорит.

Практическая часть: Поэтапное рисование натюрморта. Передача нежности и и зыбкой красоты весенних цветущих ветвей с помощью сближенных красок. Передача настроения с помощью колорита.


Тема2.3. «Осенний пейзаж»

Теория: Жанр изобразительного искусства «Пейзаж». Виды пейзажей. Последовательность рисования пейзажа. Особенности осенней природы. Пространство в природе (теплые и холодные цвета). Воздушная перспектива.

Практическая часть: Выполнение творческой работы гуашью.


Тема 2.4. Пейзаж «Закат в хвойном лесу»

Теория: Жанр изобразительного искусства «Пейзаж»

Практическая часть: Поэтапное рисование заката в лесу. Передача плана с помощью интенсивности тона и контрастности.


Тема 2.5. Этюд «Маки в поле».

Теория: Общий колорит и акцентные пятна.

Практическая часть: Поэтапное рисование. Быстрый экспрессивный этюд с акцентными контрастными пятнами (цветами)


Тема 2.6. «Городской пейзаж»

Теория: Перспектива в пейзаже. Линейная перспектива. Ближний и дальний план.

Практическая часть: Создание творческой работы.


Тема2.7. Графика. Стилизованный «морской натюрморт»

Теория: Жанр изобразительного искусства «Натюрморт». Тематические декоративные натюрморты. Графическое стилизованное исполнение.

Практическая часть: Выполнение творческой работы тонким черным маркером.


Раздел 3. Композиция.

Тема 3.1. Композиция с животными «Гармония природы».

Теория: Анималистический жанр. Беседа о диких и домашних животных, их пропорции, внешний облик, характер, повадки и поведение. Соотношение размера изображения с размером листа.

Практическая часть: Рисование домашних и диких животных в цвете.


Тема 3.2. Иллюстрация «Алиса в стране Чудес».

Теория: Беседа о книге Л. Кэролла «Алиса в стране Чудес.» Поиск сюжетов для иллюстрации. Выбор материала для оптимального раскрытия творческого замысла иллюстратора.

Практическая часть: Выполнение иллюстрации к книге. Материал на выбор.


Тема 3.3. Композиция «Мир древних рептилий»

Теория: Беседа о динозаврах. Просмотр научного видеофильма.

Практическая часть: Создание композиции с 2-3 видами животных.


Тема 3.4. Композиция «Защитники Отечества»

Теория: Беседа о празднике, Родине, патриотизме.

Практическая часть: Создание копозиционного портрета .


Тема 3.5. «Потрет бабушки»

Теория: Особенности рисования портрета человека: в профиль, анфас, в пол – оборота. Характерные черты лица взрослого человека и ребенка. Особенности лица пожилого человека. Пропорции лица , мимика и выражение .

Практическая часть: Поэтапное рисование портрета простым карандашом.


Тема 3.6. Стилизация «Морская раковина» («Цветы»)

Теория: Знакомство с понятием «Стилизация» Способы стилизации. Работа гелиевой ручкой, ее особенности и возможности.

Практическая работа: Стилизация объекта, выполняется гелиевой черной ручкой.


Тема 3.7. Композиция «Великая Победа»

Теория: Беседа о Великой Победе.. Военная техника и форма ВОВ. Помощь в выборе сюжета композиции.

Практическая часть: Компоновка на листе. Создание живописной композиции .


Тема 3.8.Композиция « Пикник»

Теория: Беседа о приближающемся лете и каникулах, предвкушении отдыха.

Практическая работа: Выполнение фигуративной композиции . 3-4 фигуры в движении. Использование в работе всех известных методов и приемов.


Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Тема 4.1. Рельеф из цветного пластилина на плоскости «Любимый край».

Теория: Знакомство с понятием «рельеф». Описание этапов работы над рельефным панно.

Практическая часть: Выполнение эскиза. Работа по созданию рельефа на плоскости (картон). Изготовление рельефного панно.


Тема 4.2. Лепка из соленого теста. Декоративное панно «Тихий час»

Теория: Материалы для лепки и способ приготовления соленого теста. Этапы работы над панно.

Практическая часть: Создание эскиза, поэтапное создание панно. Просушка. Роспись.


Тема 4.3. Папье-маше. «Карнавальные маски».

Теория: Беседа о создании художественного образа маски. Венецианские маски. Способы пластического решения. Работа со скульптурным пластилином. Варианты декорирования.

Практическая часть: Создание эскиза будущей маски. Лепка формы из скульптурного пластилина. Поэтапное изготовление маски путем послойного папье-маше на пластилиновую форму.

Роспись просушенной формы. Декорирование.


Тема3.4. Новогодние открытки

Теория: История появления поздравительной открытки. Виды и формы открыток. Приемы работы с бумагой. Свойства картона. Композиционное и цветовое решение.

Практическая часть: Выполнение открытки в технике аппликация.


Тема 4.5. «Елочные игрушки»

Теория: Беседа о символах Нового года. Работа с шаблонами, расположение на листе бумаги. Поделки на основе конуса и цилиндра. Приемы обработки бумаги.

Практическая часть: Изготовление поделок из цветного картона и бумаги.


Тема 4.6. Коллаж «Павлин» («Фламинго»)

Теория: Виды коллажа. Материалы коллажа. Принцип подбора и сочетания материала .Работа над коллажем.

Практическая часть: Выполнение эскиза. Создание коллажа из глянцевых журнала с помощью обрывной и обрезной аппликации.


Тема: 4.7. «Подарок маме» Сувенир из бумаги и картона.

Теория: Роль сувениров в жизни человека. Виды сувениров (форма, материал). Объемные и плоскостные сувениры из бумаги.

Практическая часть: Выполнение работ по образцу, с применением творческого замысла.


Тема 4.8. «Кукла в образе» Папье-маше.

Теория: Беседа о искусстве создания кукол. Виды кукол. «Мокрое» папье-маше. Способ его приготовления. Куклы из папье-маше. Образ куклы и методы его выражения.

Практическая часть: Создание эскиза. Поэтапная работа над формой (лепка из массы папье-маше). Роспись.

Раздел 5.Лепка

Тема 5.1. Лепка из соленого теста. Декоративное панно «Тихий час»

Теория: Правила работы с тестом. Рецепт соленого теста. Основные приёмы работы с тестом с помощью различных предметов( скалка, стек, зубочистка)

Практическая часть: Лепка отдельных частей композиции. Создание из них рельефного панно.

Тема 5.2. Декоративная роспись поделки.

Теория: Замысел цветового решения. Знакомство со свойсвами акриловых красок.

Практическая часть: Декоративная роспись панно, согласно самостоятельному творческому замыслу.


Тема 5.3. Декоративная роспись камня «Сова»

Теория: Анималистические стилизованные изображения на камнях. Рассматривание примеров. Стилизация совы. Выбор цветовой гаммы. Подбор природного материала (камня) согласно творческому замыслу.

Практическая часть: Создание цветного эскиза. Декоративная роспись камня.




Раздел 6.Беседы об искусстве.

Тема 6.1. «В мастерской художника»

Теория: Беседа о профессии художника и её значении. Виды искусств, которыми занимаются художники и их направления. Материалы, используемые художниками разных направлении и видов творчества.



Раздел 7. Пленэр.

Тема 7.1. Пленэр

Теория: Пленэр и его задачи. Материалы.

Практическая часть: Выполнение этюда с передачей настроения с помощью живописных приемов и средств выражения.




Раздел 8. Итоговая выставка.

Тема 8.1. Итоговая выставка.

Теория: Проведение выставки обучающихся объединения за второе полугодие. Анализ и характеристика работ. Постановка задач на следующий учебный год.




Основная цель этого этапа – развить творческую индивидуальность в каждом ребёнке, сориентировать обучающихся на самостоятельное экспериментирование, самопознание, самовыражение и создание авторских работ. Учащиеся развивают свои умения, учатся работать в разных техниках .

У обучающихся формируется умение «защитить» свою работу, оправдать выбор художественных приемов и образов, передать свои мысли и переживания в работе, развиваются и совершенствуются чувство передачи цвета, форм и структуры предметов, величины и соотношение частей.


К концу третьего года обучения по программе обучающиеся должны:

Знать: термины: колорит, рельеф, панно, стилизация, папье-маше

виды живописи;

особенности русских народных промыслов.

Уметь: создавать выразительный образ, используя варианты формы,

цвета, и т.д.; самостоятельно находить способ изображения предметов, применять полученные знания и умения в изобразительной деятельности; изображать предмет с натуры; многофигурные композиции.




Модуль «Продвинутый» 4 год обучения.

Учебно – тематический план


Темы программы

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

1

Введение



-


Вводное занятие. Введение в образовательную программу «Палитра» Диагностика обучающихся (входной контроль).

2

2



Материалы и инструменты.

Организация рабочего места. Правила техники безопасности

2

2

-

2

Живопись и рисунок.





Рисование с натуры

4

1

3


Построение предметов

8

2

6


Изображение птиц и животных

14

2

12


Портрет

6

1

5


Натюрморт

6

1

5


Пейзаж

10

2

8

3

Композиция





Рисование на заданную тему по представлению.

48

8

40

4

Декоративно-прикладное искусство





Бумагопластика

8

2

6


Аппликация

4

2

2


Папье-маше

16

3

13

5

Лепка

6

1

5


Декоративная роспись

8

2

6

6

Ассоциативное рисование

2

1

1

7

Беседы о искусстве

4

4


8

Пленэр

10

2

8

9

Итоговая выставка

4

4

-


ИТОГО:

160




Содержание программы 4 года обучения


Раздел 1. Введение.

Тема 1.1. Вводное занятие. Цели, задачи и содержание программы обучения. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Аттестация обучающихся (входной контроль).


Тема 1.2. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения обучающихся в Центре.


Раздел 2. Живопись и рисунок.

Тема 2.1. Рисование с натуры осенних листьев

Теория: Наблюдение, анализ формы, цвета осенних листьев.

Практическая часть: Компоновка листьев на плоскости листа бумаги. Поэтапное рисование 3-4 листьев разной формы, размера, цветовой гаммы. Передача основного колорита и особенностей каждого листа красками. Формат А3


Тема 2.2.Построение предметов.

Теория: Знакомство с понятиями: осевая линия, эллипс, пропорции.

Практическая часть: Поэтапное построение цилиндра и простых предметов цилиндрической формы. Передача основных пропорций.

.

Тема 2.3. Изображение птиц. .Графика «Птички весны».

Теория: Графическое стилизованное изображение птиц. Понятия стилизации и декоративности Знакомство с цветной графикой.

Практическая часть: Создание графической декоративной стилизованной композиции с помощью 4 цветов (черный, белый, + два цвета на выбор.


Тема 2.4. Изображение животных. «Мои питомцы»

Теория: Знакомство с понятиями «предварительная зарисовка» и «набросок». Выяснить, с помощью каких средств и приемов художник может выразить характер и особенности животного.

Практическая часть: Создание композиции в цвете с животными. С предварительными набросками, обязательным эскизом.


Тема 2.5. «Потрет солдата»

Теория: Беседа о подвиге людей в годы ВОВ. Особенности рисования портрета человека, соблюдение пропорций Характерные черты лица и особенности в изображении портрета солдата ВОВ.

Практическая часть: Поэтапное рисование портрета Материал - на выбор..


Тема 2.6. «Графический национальный натюрморт»

Теория: Компоновка предметов национального осетинского быта.

Практическая часть: Построение предметов натюрморта в соответствии с пропорциями. Передача материальности и фактуры с помощью графических материалов.


Тема2.7. Пейзаж «Волшебница-осень».

Теория: Создание осенней композиции (пейзаж+ фигуры) гуашью. Передача колорита и воздушной перспективы.

Практическая часть: Выполнение творческой работы с передачей настроения с помощью композиции и цветового решения..


Тема 2.8. Городской пейзаж «Мой Владикавказ»

Теория: Найти для изображения характерные уголки любимого города для композиции. В композиции применить все полученные ранее навыки и умения. Использовать перспективу, воздушную перспективу. Материал на выбор.

Практическая часть: Создание композиции с узнаваемыми городскими мотивами и фигурами людей. Приветствуются предварительные зарисовки с натуры в городе ( самостоятельно)


Тема 2.8. Пейзаж «Вечер».

Теория: Наблюдение. Использование воздушной перспективы, выбор общего колорита работы.

Практическая часть: Выполнение вечернего пейзажа. (В горах, в лесу, на речке)


Раздел 3. Композиция. Рисование на заданную тему по представлению.

Тема 3.1. Иллюстрация к произведениям А.С. Пушкина

Теория: Особенности иллюстрации. Знакомство с творчеством иллюстраторов детской книги. Изучение материала ( произведения А.С. Пушкина). Выбор интересного сюжета.

Практическая часть: Выполнение иллюстрации, техника- гуашь.


Тема 3.2. Иллюстрация «Щелкунчик»».

Теория: Поиск способов решения интересной композиции. Статичная, динамичная, острая композиции.

Практическая часть:. Выполнение композиции по мотивам произведения .

Техника- гуашь.


Тема 3.3. Композиция «Каникулы у бабушки»

Теория: Выбор интересного сюжета. Построение композиции. Выбор материала.

Практическая часть: Создание композиции. Материал – на выбор.


Тема 3.4. Композиция «У портнихи» («В парикмахерской»)

Теория: Беседа о выборе профессии. Развитие уважения к труду человека.

Практическая часть: Создание композиции «У портнихи, либо «В парикмахерской» ( либо другой)


Тема 3.6. Декоративная композиция «Яблоня Нартов»

Теория: Изучение материала «Нартский эпос». Декоративность, стилизация и реализм композиций, их отличия Способы стилизации. Выбор материала для передачи декоративности работы, их особенности и возможности.

Практическая работа: Выполнение декоративной композиции «Яблоня Нартов» по мотивам Нартского эпоса.


Тема 3.7.Композиция «Край родной»

Теория: Построение сюжетной композиции с фигурами. Передача общего настроения работы с помощью правильно выбранной технике и материалов.

Практическая работа: Выполнение фигуративной композиции. 3-4 фигурами людей или животных. Использование в работе всех известных методов и приемов. Материал - на выбор.

Тема 3.8. Композиция «На пленэре»

Теория: После наблюдения и выполнения набросков фигур одноклассников за работой на пленере компоновка композиции. Соединение отдельных набросков в формат А2 Уравновешивание частей композиции, поиск удачных вариантов ракурсов.Работа с предварительными набросками.

Практическая часть:Создание композиции с 3-4 фигурами.

Тема: 3.9 «На рынке»

Теория: Поск сюжета, масштаба, формата, техники рисования многофигурной композиции.

Практическая часть: Создание композиции «На рынке»

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Тема 4.1. Бумагопластика. Поздравительная открытка «С днем защитника Отечества».

Теория: Беседа о патриотизме и воинском долге. Самостоятельное создание замысла объемной открытки.

Практическая часть: Работа по созданию рельефной композиции (картон, цветная бумага).


Тема 4.2. Бумагопластика. Поздравительная объемная открытка «С Днем Победы!»

Теория: Беседа о важности этой даты в жизни нашего и будущих поколений.

Практическая часть: Создание самостоятельной работы.


Тема.4.3.Аппликация «Новогодние открытки»

Теория: Разнообразие материала, его выбор. Творческий замысел. Возможно совмещение также с техниками коллажа и декупажа.

Практическая работа: Воплощение замысла в создании поздравительной

открытки.

Тема 4.4. Аппликация. Открытка к 8 марта «Подарок маме»

Теория: Разнообразие материала, его выбор. Творческий замысел. Возможно совмещение также с техниками коллажа и декупажа.

Практическая работа: Воплощение замысла в создании поздравительной

открытки.

Тема 4.5. «Елочая игрушка» Папье-маше.

Теория: Беседа об искусстве создания ёлочных игрушек в технике папье- маше. «Мокрое» папье-маше. Способ его приготовления. Каркас. Образ игрушки и методы его выражения.

Практическая часть: Создание эскиза. Поэтапная работа над формой (каркас, лепка из массы папье-маше). Роспись.


Тема 4.6. Папье-маше. «Карнавальные маски».

Теория: Беседа о создании художественного образа маски. Венецианские маски. Способы пластического решения. Работа со скульптурным пластилином. Варианты декорирования.

Практическая часть: Создание эскиза будущей маски. Лепка формы из скульптурного пластилина. Поэтапное изготовление маски путем послойного папье-маше на пластилиновую форму.

Роспись просушенной формы. Декорирование.


Тема 4.7. Папье-маше. «Пасхальные яйца».

Теория: Беседа о празднике Пасха и пасхальных традициях. Этапы создания формы из папье - маше. Варианты декорирования пасхальных яиц.

Практическая часть: Создание эскиза будущего яйца. Лепка формы из скульптурного пластилина или поиск подходящей пластиковой формы. Поэтапное изготовление маски путем послойного папье-маше на пластилиновую или иную форму.

Роспись просушенной формы. Декорирование.


Раздел 5. Лепка.

Тема 5.1. Лепка из соленого теста. «Подсвечник»

Теория: Материалы для лепки и способ приготовления соленого теста. Этапы работы.

Практическая часть: Создание эскиза, поэтапная лепка подсвечника. Просушка.


Тема 5.2. Декоративная роспись подсвечника.


Теория: Правильный выбор материалов для росписи и покрытия для долговечности поделки.

Практическая часть: декоративная роспись подсвечника.


Раздел 6. Ассоциативное рисование.

Тема 6.1.Рисование под музыку.

Теория: Как показать эмоции с помощью звуков? С помощью музыки? С помощью мазка? С помощью цвета?

Практическая часть: Под разную эмоционально окрашенную классическую музыку (Моцарт, Шопен) дети создают абстрактную цветовую композицию.


Раздел 7. Беседы об искусстве.

Тема 7.1 Направления в изобразительном искусстве.

Теория: Знакомство с направлениями в живописи: импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, модернизм, неоклассицизм, поп-арт, романтизм, реализм.

Раздел 8. Пленер.

Тема 8.1. Пленэр

Теория: Воздушня перспектива, способы ее передачи.

Практическая часть:Выполнение этюда.

Раздел 9.Итоговая выставка.

Тема 9.1. Итоговая выставка.

Теория: Проведение итоговой выставки по итогам полугодия. Анализ работ и характеристика обучающихся.


Основная цель этого этапа – научить способности адекватной самооценки, восприятию конструктивной критики, воспитать трудолюбие и упорство в достижении цели, привить чувство эмпатии, взаимопомощи.


К концу третьего года обучения по программе обучающиеся должны:

Знать: термины: осевая линия, эллипс, зарисовка, набросок, воздушная

перспектива, статичная композиция, динамичная композиция;

основные законы композиции;

пропорции головы человека;

направления в живописи

Уметь: работать в различных жанрах; выделять главное в композиции;

передавать движение человека и животных в рисунках;

строить предметы цилиндрической формы; сознательно выбирать художественные материалы для; выражения своего художественного замысла; работать в колорите;

показать воздушную перспективу



Методическое обеспечение программы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми воспитанниками;

в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий (наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия);

создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

словесные (рассказ, беседа),

наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),

практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)

2) По характеру познавательной деятельности:

репродуктивные (воспроизводящий)

частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);

творческие (творческие задания по видам деятельности).

3) По степени самостоятельности:

работа под непосредственным руководством педагога;

совместная работа;

самостоятельная работа.

приёмов:

- самооценка;

- открытый показ результатов (выставки);

- импровизация.

Для реализации программы используются несколько видов занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Пленэр -- Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Материально – техническое обеспечение

Для реализации программы необходимы:

светлый и просторный класс,

стулья и столы, мольберты, соответствующие росту детей,

магнитно – маркерная доска, магниты,

стул и стол для педагога,

компьютер, проектор, экран,

методические пособия, репродукции картин известных художников,

художественные материалы: гуашь «Мастер-класс» (12 цветов), кисти (№3, 8, 12).

бумага A3 и А2, кнопки, палитра, пастель, цветные карандаши, черная гелевая ручка, тушь, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, ластик.


Список используемой литературы.


Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1989 г. – 192с

Баррингтон Барбер. Секреты мастерства. 7 простых уроков рисования. - СПб.: Питер, 2014. — 128 с.

Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. - Москва : Сов. Россия, 1961. - 231 с.

Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1983. — 191 с.

Бакиева О.А. Методика преподавания изобразительного искусства: учебное пособие. - Тюмень. Издательство Тюменского государственного университета, 2012 - 200 стр.

Неменский Б.М. Фомина Н.Н., Гросул Н.В., Коротеева Е.И., Михайлова Н.М. Изобразительное искусство и художественный труд – М.: Просвещение, 1991. – 192с

Рутковская А.А Рисование в начальной школе . – Нева : Олма-Пресс, 2001 – 250с.

Ращупкина С.А. Декупаж . Лучшая книга о декорировании - М.: Рипол Классик, 2011. — 250 с. 

Сергеев А. Учебный натюрморт. – М.: Искусство, 1955. – 200с.

Селевко.Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие . - М.: Народное образование, 1998. - 256 с

Севостьянова Н.Н. Декупаж. Лучшие советы. – М.: АСТ, Астрель, 2011. – 32с.

Смирнов Г.Б. Соловьев А.М. Начинающему художнику. Л.: Художник, 1962 – 108с.

Скворцова В.О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей. - М.: Феникс, 2009. – 150с.

Соколова С.В. Оригами для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - «Детство – пресс», 2001. – 64с.

Соколова С.В. Театр оригами: игрушки из бумаги. - М.: Изд –во Эксмо, 2001. – 90с.

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. - М. : Просвещение, 1981. – 132с.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс. - М.: Просвещение, 2002. - 130с.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 3 класс. - М.: Просвещение, 2006. – 145с.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 4 класс. - М.: Просвещение, 2006 г. – 154с.

Чарнецкий Я.Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня. - М.: Просвещение, 1991 г. – 250с.


Интернет – ресурсы:


http://scrapnews.net

http://scrapbookingschool.ru

http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/podarki-na-den-rozhdenija-svoimi-rukami/topiarii-svoimi-rukami-master-klas.html

http://studbooks.net/1101281/kulturologiya/vvedenie



Список литературы для обучающихся.

Ветрова Г. Е., Сказка о русском импрессионисте. К.Коровин. - М.: Белый город,, 2001. – 11с.

.Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1987. – 168с.

Скребцова М.Лопатина А. Краски рассказывают сказки. – М.: Философская книга, 2014. 208с.

Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. – М.: Айрис Пресс, 2003. – 184с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.