Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Букварёнок»
Управление образования администрации муниципального образования
Кувандыкский городской округ Оренбургской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского
городского округа Оренбургской области»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Букварёнок»
социально-гуманитарной направленности
(Клуб «Тропинка», для детей-инвалидов)
Возраст: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
Берникова Светлана Геннадьевна, педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Кувандык, 2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
| | Стр. | ||
I. | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | 3 | ||
1.1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 | ||
| 1.1.1 | Направленность программы | 3 | |
| 1.1.2 | Уровень освоения программы | 3 | |
| 1.1.3 | Актуальность программы | 3 | |
| 1.1.4 | Отличительные особенности программы | 4 | |
| 1.1.5 | Адресат программы | 4 | |
| 1.1.6 | Объем и срок освоения программы | 4 | |
| 1.1.7 | Формы обучения и реализации программы | 4 | |
| 1.1.8 | Особенности организации образовательного процесса | 4 | |
| 1.1.9 | Состав группы | 4 | |
| 1.1.10 | Режим занятий | 5 | |
1.2 | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | 5 | ||
1.3 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 6 | ||
| 1.3.1 | Учебный план программы | 6-8 | |
| 1.3.2. | Содержание учебного плана | 9-13 | |
1.4 | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 13-14 | ||
II. | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | 15 | ||
2.1 | КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | 15-21 | ||
2.2 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 22 | ||
2.3 | ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ | 22-23 | ||
2.4 | ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 23 | ||
2.5 | МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ | 23-24 | ||
2.6 | БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 25 |
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С. Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников правильному чтению и рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Букварёнок» разработана с учётом современных теорий, технологий, возрастных и психофизиологических особенностей детей 6-7 лет. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, так как читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
1.1.1 Направленность программы
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Букварёнок» имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на содействие социализации детей-инвалидов посредством подготовки к школьному обучению. Программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения анализировать, самостоятельно мыслить, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Программа разработана с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, умственного, речевого, социально-личностного развития детей-инвалидов; ведущих мотивов и потребностей, характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития детей-инвалидов.
Реализуется в Детском клубе «Тропинка» на базе МБУДО «ДПШ» г. Кувандыка Оренбургской области. Программа реализуется первый год. Язык реализации программы – русский.
1.1.2 Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – общекультурный (стартовый). Предполагает развитие познавательных способностей детей-инвалидов, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, подготовку к школьному обучению
1.1.3 Актуальность программы
Актуальность программы определяется её направленностью на создание
условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков, а также для социализации детей-инвалидов дошкольного возраста, их подготовки к школьному обучению. Занятия готовят ребенка не только к обучению в общеобразовательной школе, но и закладывают основу для развития качеств личности: активность, самоорганизованность, самодисциплина, ответственность, умение находить правильные ответы, тем самым сохранить свою индивидуальность.
1.1.4 Отличительная особенность
Отличительной особенностью общеобразовательной общеразвивающей программы «Букварёнок» от имеющихся программ по данному направлению: Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе», Н. А. Федосовой, Коваленко Е.В. является:
- подготовка к обучению в школе детей-инвалидов, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
1.1.5 Адресат программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана для детей-инвалидов, не посещающих дошкольное учреждение. Возраст учащихся –6-7 лет. Программа реализуется с учётом возрастных и физиологических особенностей данной категории детей.
1.1.6 Объем и срок освоения программы
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Букварёнок» рассчитана на 1 год обучения для детей-инвалидов.
Программа реализуется в объеме:
1-йгод обучения–72 часа
1.1.7 Формы обучения и реализации программы
Форма обучения: очная, очно-заочная, очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий.
Основной формой организации образовательного процесса является индивидуальное занятие.
Используются следующие формы аудиторных занятий:
учебное занятие по ознакомлению учащихся с новым материалом;
учебное занятие закрепления и повторения знаний, умений и навыков;
учебное занятие обобщения и систематизации изученного;
учебное занятие выработки и закрепления умений и навыков;
комбинированное учебное занятие.
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс осуществляется с учащимися в малых группах. В объединение принимаются дети-инвалиды по желанию на основании справки, выданной педиатром о возможности ребенка заниматься предусмотренным программой видом деятельности.
1.1.9 Состав группы
Занятия проводятся индивидуально:
1-й год – 1 учащийся
1.1.10 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год:
1-й год -72 часа. Занятия 2 раза в неделю по 1 часу (25 минут);
Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией, динамическими паузами.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: подготовка к обучению чтению, грамоте и письму, успешная адаптация детей-инвалидов дошкольного возраста к новым образовательным условиям.
Задачи:
образовательные:
познакомить с понятиями звук, буква, слог, предложение, ударение;
учить чисто и правильно произносить все звуки;
научить ориентироваться на странице в книге и тетради;
учить передавать буквы графически;
учить различать понятия «звук» и «буква»;
учить правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
развивающие:
способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;
способствовать развитию слуховой и зрительной памяти, мелкой моторики рук, грамотной речи;
способствовать формированию и развитию психических функций познавательной сферы;
содействовать развитию познавательной активности дошкольников;
способствовать развитию эмоционально-волевой сферы;
способствовать успешной адаптации ребенка к новой социальной среде;
способствовать формированию положительной мотивации к обучению;
воспитательные:
прививать интерес и уважение к книге, к самостоятельному чтению;
воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие и старательность;
приобщение к нормам социальной жизнедеятельности;
оказание помощи в снятии физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план программы
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2 | Учимся читать | 70 | 13,8 | 56,2 | |
2.1 | Речь письменная и устная. Звуки речи | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.2 | Письмо элементов букв | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.3 | Звук и буква А, а | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.4 | Звук и буква У, у | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.5 | Звук и буква О, о | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.6 | Звук и буква М, м | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.7 | Звук и буква С, с | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.8 | Соединение буквы А и У | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.9 | Читаем буквы, читаем слоги | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.10 | Соединяем буквы, читаем слоги | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.11 | Читаем слоги | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.12 | Учимся соединять буквы | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.13 | Читаем слитно | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.14 | Звуковой анализ слогов | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.15 | Деление слов на слоги | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.16 | Звук и буква Х, х | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.17 | Слоги из трёх букв | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.18 | Звук и буква Р, р | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.19 | Звук и буква Ш, ш | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.20 | Звук и буква ы | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.21 | Звук и буква Л, л | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.22 | Звук и буква Н, н | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.23 | Звук и буква К, к | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.24 | Звук и буква Т, т | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.25 | Звук и буква И, и | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.26 | Звук и буква П, п | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.27 | Звук и буква З, з | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.28 | Звук и буква Й, й | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.29 | Звук и буква Г, г | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.30 | Звук и буква В, в | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.31 | Звук и буква Д, д | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.32 | Звук и буква Б, б | 3 | 0,6 | 2,4 | Наблюдение Практическое задание |
2.33 | Звук и буква Ж, ж | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.34 | Буква Е, е | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.35 | Буква ь | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.36 | Буква Я, я | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.37 | Буква Ю, ю | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.38 | Буква Ё, ё | 3 | 0,6 | 2,4 | Наблюдение Практическое задание |
2.39 | Звук и буква Ч, ч | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.40 | Звук и буква Э, э | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.41 | Звук и буква Ц, ц | 3 | 0,6 | 2,4 | Наблюдение Практическое задание |
2.42 | Звук и буква Ф, ф | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.43 | Звук и буква Щ, щ | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.44 | Буква ъ | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.45 | Я умею читать | 1 | - | 1 | Наблюдение Практическое задание |
3 | Итоговое занятие «Путешествие в страну Читалию» | 1 | - | 1 | Наблюдение Игра |
| ИТОГО: | 72 | 14 | 58 | |
1.3.2 Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Теория. Инструктаж по охране труда, правила поведения на занятии, организация рабочего места. Знакомство с пособиями и рабочими тетрадями для занятий
Практика. Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №1» (стр. 2-5)
2. Учимся читать
2.1. Речь письменная и устная. Звуки речи
Теория. Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка
Практика. Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №1» (стр. 5-8)
2.2. Письмо элементов букв
Теория. Основные элементы букв
Практика. Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №1» (стр. 9-11)
2.3. Звук и буква А, а
Теория. Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков; умение ориентироваться на странице книги; выкладывание букв из палочек
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 4). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №1» (стр. 14)
2.4. Звук и буква У, у
Теория. Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков; умение ориентироваться на странице книги; выкладывание букв из палочек
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 5). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №1» (стр. 15)
2.5. Звук и буква О, о
Теория. Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков; умение ориентироваться на странице книги; выкладывание букв из палочек
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 6). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №1» (стр. 17)
2.6. Звук и буква М, м
Теория. Звук и буква М, м
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 7). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №1» (стр. 18)
2.7. Звук и буква С, с
Теория. Звук и буква С, с
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 8). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №1» (стр. 19)
2.8. Соединение буквы А и У
Теория. Обучение соединению букв; развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 9). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №1» (стр. 16)
2.9. Читаем буквы, читаем слоги
Теория. Обучение соединению букв; развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 10). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №1» (стр. 16)
2.10. Соединяем буквы, читаем слоги
Теория. Обучение соединению букв; развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 11-13)
2.11. Читаем слоги
Теория. Обучение соединению букв; развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 14-15)
2.12. Учимся соединять буквы
Теория. Обучение соединению букв; развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 15)
2.13. Читаем слитно
Теория. Обучение соединению букв; развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 16)
2.14. Звуковой анализ слогов
Теория. Обучение соединению букв; развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 17)
2.15. Деление слов на слоги
Теория. Навыки звукового анализа слогов, деления слов на слоги
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 17)
2.16. Звук и буква Х, х
Теория. Звук и буква Х, х
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 18). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №1» (стр. 24)
2.17. Слоги из трёх букв
Теория. Обучение соединению букв; развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 19). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №1» (стр. 25)
2.18. Звук и буква Р, р
Теория. Звук и буква Р, р
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 20-21). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №1» (стр. 26-27)
2.19. Звук и буква Ш, ш
Теория. Звук и буква Ш, ш
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 22-23). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №1» (стр. 30)
2.20. Звук и буква Ы, ы
Теория. Звук и буква Ы, ы
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 24). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №1» (стр. 21-22)
2.21. Звук и буква Л, л
Теория. Звук и буква Л, л
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 25-27). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №2» (стр. 1-3)
2.22. Звук и буква Н, н
Теория. Звук и буква Н, н
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 28-30). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №2» (стр. 4-6)
2.23. Звук и буква К, к
Теория. Звук и буква К, к
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 31-32). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №2» (стр. 7-8,10)
2.24. Звук и буква Т, т
Теория. Звук и буква Т, т
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 33). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №2» (стр. 11)
2.25. Звук и буква И, и
Теория. Звук и буква И, и
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 34-36). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №2» (стр. 14-15)
2.26. Звук и буква П, п
Теория. Звук и буква П, п
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 37-38). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №2» (стр. 19-20)
2.27. Звук и буква З, з
Теория. Звук и буква З, з
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 39-41). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №2» (стр. 21-22)
2.28. Звук и буква Й, й
Теория. Звук и буква Й, й
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 42-44). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №2» (стр. 25-26)
2.29. Звук и буква Г, г
Теория. Звук и буква Г, г
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 45-46). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №2» (стр. 28-29)
2.30. Звук и буква В, в
Теория. Звук и буква В, в
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 47-50). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №2» (стр. 30,32)
2.31. Звук и буква Д, д
Теория. Звук и буква Д, д
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 51-52). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №2» (стр. 34-35)
2.32. Звук и буква Б, б
Теория. Звук и буква Б, б
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 53-57). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №2» (стр. 37-39)
2.33. Звук и буква Ж, ж
Теория. Звук и буква Ж, ж
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 58-60). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №2» (стр. 40-41)
2.34. Буква Е, е
Теория. Звук и буква Е, е
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 61-63). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №2» (стр. 43-44)
2.35. Буква ь
Теория. Буква ь
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 65-67). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №3» (стр. 2)
2.36. Буква Я, я
Теория. Звук и буква Я, я
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 68-71). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №3» (стр. 4-5)
2.37. Буква Ю, ю
Теория. Звук и буква Ю, ю
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 72-73). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №3» (стр. 6)
2.38. Буква Ё, ё
Теория. Звук и буква Ё, ё
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 74-79). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №3» (стр. 8-10)
2.39. Звук и буква Ч, ч
Теория. Звук и буква Ч, ч
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр.80-83). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №3» (стр. 15,17)
2.40. Звук и буква Э, э
Теория. Звук и буква Э, э
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 84). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №3» (стр. 20)
2.41. Звук и буква Ц, ц
Теория. Звук и буква Ц, ц
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 85-87). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №3» (стр. 21-23)
2.42. Звук и буква Ф, ф
Теория. Звук и буква Ф, ф
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 88-89). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №3» (стр. 26-27)
2.43. Звук и буква Щ, щ
Теория. Звук и буква Щ, щ
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 90-92). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №3» (стр. 29-30)
2.44. Буква ъ
Теория. Буква ъ
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 93-94). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №3» (стр. 36)
2.45. Я умею читать
Практика. Н.С. Жукова «Букварь» (стр. 94-95). Выполнение практических заданий Н.С. Жукова «Пропись №3» (стр. 35)
3. Итоговое занятие «Путешествие в страну Читалию»
Практика. Игра (выполнение практических заданий по изученному материалу).
Подведение итогов за год.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты освоения данной общеобразовательной общеразвивающей программы отслеживаются по трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамику интеллектуального и творческого развития каждого ребёнка. Данная работа ведётся с учётом требований по ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
| Ожидаемый результат | Метод | Методика |
Предметный результат | - Умеет чисто и правильно произносить все звуки; - знает все буквы русского алфавита, умеет передавать их графически; - умеет различать понятия «звук» и «буква»; - умеет перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; - умеет ориентироваться в пространстве и на плоскости листа; - знает теоретический программный материал; - умеет правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами. | Наблюдение Развивающие карточки Опрос Анализ работ Беседа | Выполнение практических заданий |
Метапредметный результат | - Знает правила поведения на занятии; - соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения; - умеет содержать в порядке рабочее место; - умеет слушать педагога и выполнять его задания; - умеет работать по образцу; - может самостоятельно выполнить задание. | Наблюдение Беседа | |
Личностный результат | - Проявляет интерес к занятиям и чтению; - стремится к установлению позитивных отношений; - старается доводить начатое дело до конца; - аккуратен при выполнении работы; - испытывает потребность в познании нового. | Наблюдение Беседа | |
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 16 | 12.20-12.45 | Беседа-практикум | 1 | Вводное занятие | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
2 | Сентябрь | 17 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Речь письменная и устная. Звуки речи | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
3 | Сентябрь | 23 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Письмо элементов букв | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
4 | Сентябрь | 24 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква А, а | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
5 | Сентябрь | 30 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква У, у | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
6 | Октябрь | 1 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква О, о | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
7 | Октябрь | 7 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква М, м | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
8 | Октябрь | 8 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква С, с | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
9 | Октябрь | 14 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Соединение буквы А и У | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
10 | Октябрь | 15 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Читаем буквы, читаем слоги | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
11 | Октябрь | 21 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Соединяем буквы, читаем слоги | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
12 | Октябрь | 22 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Соединяем буквы, читаем слоги | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
13 | Октябрь | 28 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Читаем слоги | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
14 | Октябрь | 29 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Учимся соединять буквы | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
15 | Ноябрь | 5 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Читаем слитно | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
16,17 | Ноябрь (упл.за 04.11.20) | 11 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звуковой анализ слогов Деление слов на слоги | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
18 | Ноябрь | 12 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Х, х | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
19 | Ноябрь | 18 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Слоги из трёх букв | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
20 | Ноябрь | 19 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Р, р | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
21 | Ноябрь | 25 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Р, р | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
22 | Ноябрь | 26 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Ш, ш | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
23 | Декабрь | 2 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква ы | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
24 | Декабрь | 3 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Л, л | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
25 | Декабрь | 9 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Л, л | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
26 | Декабрь | 10 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Н, н | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
27 | Декабрь | 16 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Н, н | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
28 | Декабрь | 17 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква К, к | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
29 | Декабрь | 23 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква К, к | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
30 | Декабрь | 24 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Т, т | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
31 | Декабрь | 30 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква И, и | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
32 | Декабрь | 31 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква И, и | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
33,34 | Январь (упл.за 06.01.21) | 13 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква П, п Звук и буква П, п | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
35,36 | Январь (упл.за 07.01.21) | 14 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква З, з Звук и буква З, з | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
37 | Январь | 20 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Й, й | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
38 | Январь | 21 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Й, й | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
39 | Январь | 27 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Г, г | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
40 | Январь | 28 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Г, г | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
41 | Февраль | 3 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук буква В, в | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
42 | Февраль | 4 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква В, в | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
43 | Февраль | 10 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Д, д | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
44 | Февраль | 11 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Д, д | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
45 | Февраль | 17 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Б, б | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
46 | Февраль | 18 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Б, б | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
47 | Февраль | 24 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Б, б | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
48 | Февраль | 25 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Ж, ж | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
49 | Март | 3 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Ж, ж | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
50 | Март | 4 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Буква Е, е | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
51 | Март | 10 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Буква Е, е | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
52 | Март | 11 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Буква ь | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
53 | Март | 17 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Буква ь | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
54 | Март | 18 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Буква Я, я | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
55 | Март | 24 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Буква Я, я | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
56 | Март | 25 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Буква Ю, ю | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
57 | Март | 31 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Буква Ё, ё | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
58 | Апрель | 1 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Буква Ё, ё | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
59 | Апрель | 7 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Буква Ё, ё | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
60 | Апрель | 8 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Ч, ч | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
61 | Апрель | 14 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Ч, ч | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
62 | Апрель | 15 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Э, э | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
63 | Апрель | 21 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Ц, ц | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
64 | Апрель | 22 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Ц, ц | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
65 | Апрель | 28 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Ц, ц | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
66 | Апрель | 29 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Ф, ф | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
67 | Май | 5 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Ф, ф | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
68 | Май | 6 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Щ, щ | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
69 | Май | 12 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Звук и буква Щ, щ | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
70 | Май | 13 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Буква ъ | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
71 | Май | 19 | 12.20-12.45 | Учебное | 1 | Я умею читать | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
72 | Май | 20 | 12.20-12.45 | Путешествие | 1 | Итоговое занятие «Путешествие в страну Читалию» | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Путешествие |
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое и информационное обеспечение:
- учебный кабинет;
- оборудование (стол, стул) по возрасту и росту ребёнка;
- доска, магниты;
- аудио и видеоаппаратура;
- шариковая ручка, простой карандаш, раздаточные карточки, цветные карандаши;
- бумага А4 (белая);
- плакат «Алфавит русского языка»;
- Букварь. Надежда Жукова. – Москва: Эксмодетство, 2017
- Прописи №1, №2, №3: для детей 6-8 лет/ Надежда Жукова. – Москва: Эксмо, 2019
Интернет источники:
1. Методические рекомендации по объяснению написания букв и элементов //https://studopedia.su/19_158013_metodicheskie-rekomendatsii-po-ob-yasneniyu-napisaniya-bukv-i-elementov.html
2. К урокам письма «Правила написания букв» https://infourok.ru/k-urokam-pisma-pravila-napisaniya-bukv-2225927
3.https://ok.ru/group/55785966075952/topic/152183471487024 – Учим буквы
4. https://ok.ru/group/54074991182004/topic/152082634094772 – Готовим руку к письму
5. https://ok.ru/group/54074991182004/topic/152080883300532 – Подготовка к письму
6. https://vk.com/wall-52757335_95194 – Развиваем графомоторику
7. https://vk.com/wall-52757335_95508 – Игры со звуками и буквами
8. https://vk.com/wall-52757335_92739 – Чтение дошкольникам
9.https://vk.com/wall-75104505_196761 – Алфавит для детей
Кадровое обеспечение:
педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное образование в области дошкольной педагогики и психологии, коррекционной педагогики и психологии, начального образования или прошедший профессиональную подготовку.
2.3 Формы аттестации и контроля
Формы подведения итогов реализации программы
Результаты работы представляются в форме отслеживания результатов диагностических данных, практических работ учащихся.
Формы аттестации
Для эффективности реализации программы проводится мониторинг знаний, умений, навыков учащихся (сентябрь, январь, май).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический материал, анализ практических работ учащихся.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитический материал
практические задания
диплом
журнал посещаемости
портфолио
фото
отзыв детей и родителей
свидетельство (сертификат)
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики
аналитическая справка
открытое занятие
отчет итоговый
портфолио
2.4 Оценочные материалы
Результативность работы по программе отслеживается на протяжении всего процесса обучения:
входная диагностика - проводится в начале обучения, при поступлении ребёнка в творческое объединение. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и личностных качеств;
текущая диагностика - проводится в середине учебного года.Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и личностных качеств к середине учебного года.
итоговая диагностика - проводится в конце учебного года. По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время обучения.
2.5 Методические материалы
Формы организации образовательного процесса:
- по дидактической цели: вводное занятие, занятие по учёту знаний, практическое занятие, по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений, навыков, комбинированные занятия;
Формы организации учебного занятия:
При организации деятельности учащихся на занятиях программой предусмотрена индивидуальная форма.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения: педагог должен четко сформулировать тему и цель занятия, каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим. Необходимо подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей, а также учитывать то, что усвоение учебного материала необходимо осуществлять на занятии с применением здоровьесберегающих технологий. Непременным условием каждого занятия является физкультурная пауза, проводимая в разнообразных, занимательных формах.
Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития ребёнка могут быть пальчиковые игры.
Методы обучения и воспитания:
по внешним признакам деятельности педагога и учащихся:
беседа;
рассказ;
инструктаж;
демонстрация;
упражнения;
по источнику получения знаний:
словесные;
наглядные:
демонстрация плакатов, схем, таблиц;
использование технических средств;
практические:
практические задания;
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительный;
иллюстративный;
проблемный;
частично-поисковый
Разнообразие форм применяется в соответствии с основными этапами обучения.
На этапе изучения нового материала используется объяснение, рассказ, показ, демонстрация.
На этапе закрепления изученного материала используется беседа, практическая работа, игра.
На этапе повторения изученного материала – наблюдение, устный контроль, тестирование.
На этапе проверки полученных знаний – выполнение практического задания.
2.6 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1). Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
2).Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
. Преемственность: программа по подготовке детей 5-7 лет / Н. А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дедюкова. / М.: Просвещение, 2016
. Букварь. Надежда Жукова. – Москва: Эксмодетство, 2017
. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение».– М.:«Просвещение», 1991
. К урокам письма «Правила написания букв» https://infourok.ru/k-urokam-pisma-pravila-napisaniya-bukv-2225927
. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста.- Волгоград: Учитель, 2006
. Методические рекомендации по объяснению написания букв и элементов //https://studopedia.su/19_158013_metodicheskie-rekomendatsii-po-ob-yasneniyu-napisaniya-bukv-i-elementov.html
. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. – Ярославль: Академия развития, 1997
. Прописи №1, №2, №3: для детей 6-8 лет/ Надежда Жукова. – Москва: Эксмо, 2019