Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные клавиши»

3
0
Материал опубликован 28 April 2022

t1651137512aa.jpg

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные клавиши» художественной направленности, разработана в рамках реализации Национального проекта «Образование», Федерального проекта «Успех каждого ребенка», проекта «Школа возможностей» Программы развития системы образования в Невском районе Санкт-Петербурга, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в государственных бюджетных образовательных учреждениях, в поддержку конкурсного движения.

Уровень освоения: общекультурный.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - 273-ФЗ);

- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р);

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

- Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации № 196 от 09 ноября 2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

- Постановление правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные клавиши» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Актуальность программы: современное общество в условиях технократического развития остро нуждается в художественном образовании, так как эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитии всегда являлись и являются неотъемлемой составляющей гармонично сформированной личности.

Данная программа расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки, позволяет приобрести опыт творческой деятельности, знакомит с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Занятия на фортепиано развивают музыкальные способности, координацию движений, концентрацию внимания, художественно-образное мышление. Кроме этого, учащийся знакомится со всем многообразием музыкальных стилей, жанров и форм. Важное место в процессе освоения игры на фортепиано занимает чтение нотного текста с листа, что позволяет закладывать пианистические основы для любительского музицирования, именно эти ключевые позиции и определяют актуальность программы.

Адресат программы: программа предназначена для учащихся 7-15 лет.

Цель программы: удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся в области исполнительского искусства посредством обучения игре на фортепиано.

Задачи программы:

обучающие:

формировать знания умения и навыки владения инструментом;

формировать навык самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

развивающие:

развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, координацию движений;

развивать воображение, музыкальное мышление;

воспитательные:

воспитывать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру;

воспитывать трудолюбие, целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса;

воспитывать устойчивую потребность в творческой деятельности и в систематических занятиях на инструменте.

Условия реализации программы

Зачисление на обучение по программе осуществляется по желанию детей, на основании личных заявлений их родителей (законных представителей).

Срок реализации: 1 год.

Объем учебного времени составляет 64 часа в год, 32 учебных недели. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу, продолжительностью 30 минут.

Форма организации деятельности учащихся: программа предусматривает аудиторные, внеаудиторные и самостоятельные занятия.

Аудиторные занятия проходят индивидуально с педагогом. Индивидуальная форма занятий позволяет педагогу построить содержание программы с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития каждого учащегося.

Внеаудиторная работа включает в себя участие детей в различных творческих, конкурсных и концертных мероприятиях, посещение выставок, экскурсии в музеи.

Самостоятельная работа учащихся заключается в выполнении домашнего задания, прослушивании видео-аудио записей, рекомендованных педагогом. Для регулярной подготовки к занятиям необходимо наличие дома фортепиано.

Формы проведения занятий: традиционные занятия (урок, подготовка к выступлениям, работа в ансамбле, как с педагогом, так и с учащимися), комбинированные занятия, торжественное занятие (конкурс, фестиваль, репетиция, концерт, праздник, творческая встреча), могут использоваться методы презентаций, прослушивания и просмотра видео-аудио записей.

Основные типы уроков: урок усвоения новых знаний; урок закрепления, комплексного применения знаний и умений; урок повторения, актуализации знаний и умений, урок систематизации и обобщения знаний и умений; урок контроля и оценки знаний и умений; урок коррекции знаний, умений и навыков; комбинированный урок.

Материально-техническое обеспечение: для реализации образовательной программы необходимы учебная аудитория с акустическим пианино, банкетка, концертный зал с роялем, методические пособия, нотная и методическая литература.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

Система оценки результатов освоения программы

Оценки качества знаний охватывают следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости, зачетные мероприятия.

Текущий контроль (опрос, наблюдение, прослушивание) направлен на поддержание учебной дисциплины, имеет воспитательные цели и носит стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется преподавателем регулярно, оценки выставляются в дневник учащегося. При оценивании учитывается:

отношение ученика к занятиям, его старание и прилежность;

качество выполнения предложенных заданий;

инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

темпы продвижения.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится педагогом в конце четверти. На основании результатов текущего контроля педагог отслеживает качество усвоения учебного материала.

Зачетные мероприятия проходят в конце каждого полугодия в форме концерта для родителей. Учащиеся исполняют по два разнохарактерных произведения сольно или в ансамбле с педагогом.

Методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

практический (работа на инструменте, упражнения);

аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Планируемые результаты:

Учащиеся овладевают:

основами музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах данной программы;

основными навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в ансамбле;

приобретают:

навык самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

опыт творческой деятельности и концертных выступлений;

проявляют:

интерес к классической музыке, музыкальному творчеству, любительскому музицированию.

Метапредметные результаты:

воспитание целеустремленности, самодисциплины, трудолюбия;

воспитание доброжелательности, уважения к взрослым;

воспитание инициативности, самостоятельности.

Личностные результаты:

потребность в творческой деятельности, в регулярных занятиях на фортепиано;

стремление развивать музыкальные способности, личностные качества, ориентированные на общепризнанные идеалы в музыкально-исполнительском искусстве.





Календарный учебный график

Год

обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год


13 сентября


31 мая


32


64

2 раза в неделю по

1 часу


Учебный план


Название раздела

Кол-во часов

Всего

Форма контроля

Теория

Практика


Вводное занятие

1

-

1



Донотный период

2

3

5

текущий


Освоение нотной грамоты

2

4

6

текущий


Постановка игрового аппарата

2

4

6

текущий


Работа над звукоизвлечением, артикуляцией пальцев

2

4

6

текущий


Работа над репертуаром

2

4

6

текущий


Работа над фразировкой, динамикой

2

4

6

текущий


Подготовительные упражнения к гаммам, изучение гамм.

2

6

8

текущий


Работа над художественным образом, выразительностью

2

6

8

текущий


Работа над подвижностью пальцев, координацией рук

2

6

8

текущий


Подготовка к выступлениям

Концертная деятельность

-

4

4

зачетные мероприятия


Итого:

19

45

64



Содержание программы

1. Вводные занятия. Вводный инструктаж по техники безопасности.

2. Донотный период. Знакомство с инструментом, устройством инструмента, историей его создания. Ориентация на клавиатуре: название клавиш, регистров, октав. Подбор по слуху простейших мелодий, попевок, транспонирование их во всех октавах отдельно каждой рукой.

3. Освоение нотной грамоты. Знать нотный стан, размер, длительности нот, текстовые обозначения, уметь записывать их в нотной тетрадке. Различать темповые особенности произведения, структуру его построения. Уметь работать с музыкальным текстом, читать ноты с листа. Изучить музыкальные термины: forte, piano, mezzo forte, mezzo piano, crescendo, diminuendo, ritenuto, legato, non legato, staccato, adagio, moderato, allegro.

4. Постановка игрового аппарата. Правильная посадка за инструментом. Пальчиковые упражнения для формирования свода кисти и округлости пальцев Упражнения для ощущения работы всей руки и каждой ее части (запястья, локтя, плеча, лопатки). Овладение навыком весовой игры с опорой на кончик пальца.

5. Работа над звукоизвлечением, артикуляцией пальцев. Освоение способов взятия звука, основных штрихов legato, non legato, staccato в различных комбинациях. Работать над самостоятельностью и артикуляцией пальцев в сочетании работы всех звеньев игрового аппарата. Знать выразительные и изобразительные средства в музыке. Уметь эмоционально откликаться на интонационно-образный строй музыкального произведения.

6. Работа над репертуаром. Овладение основными принципами чтения нот с листа. Изучение разнохарактерных произведений, освоение произведений различных форм, жанров и стилей: пьес, пьес с элементами полифонии, этюдов, крупной формы (вариации, сонатины), ансамблей. Работа над художественным исполнением произведений: овладение средствами выразительности в сольном музицировании. Знакомство с правилами интонирования, фразировки, выучивание произведений наизусть, работа над метроритмической организацией материала, динамической, тембровой и штриховой дифференциации, гармонической структурой и формой произведений.

7. Работа над фразировкой, динамикой. Освоение принципов развития голосов, умения одновременно слышать и развивать несколько мелодических линий. Знать основные формы построения музыкальных произведений. Научиться: понимать и разбирать структуру музыкального произведения (такты, мотивы, музыкальные фразы, предложения, крупные части произведения). Знать динамические оттенки: f, mf, ff, p, mp, pp, diminuendo, crescendo. Развивать метроритмическую устойчивость.

8. Подготовительные упражнения к гаммам, изучение гамм. Освоение гаммового комплекса, технических приемов, аппликатурных навыков игры. Закрепление ориентации на инструменте, координации движений на материале упражнений, гамм, аккордов и арпеджио. Знать: построение мажорной и минорной гаммы, три вида минора, особенности аппликатуры, динамику звучания в гаммах. Научиться работать над преодолением технических трудностей.

9. Работа над художественным образом, выразительностью. Беседа о музыке. Игра преподавателя. Работа над активизацией творческого воображения учащегося, работа над художественным исполнением произведений разных форм и жанров. Работа над грамотным применением средств музыкальной выразительности: ритма, штрихов, динамических оттенков, гармонических красок. Выработка и закрепление навыков интонирования, правильного дыхания, фразировки, ведения мелодической линии,

10. Работа над подвижностью пальцев, координацией рук. Работа над инструментальной техникой, развитие координационных и слуходвигательных способностей. Выучивание пьес в подвижных темпах, работа над техническими приемами на материале этюдов, упражнений, гамм, аккордов, арпеджио.

11. Подготовка к выступлениям. Работа над развитием навыков публичных выступлений, приобретения навыка сценической выдержки. Прослушивание видео-аудио записей, репетиции концертных программ, беседа с преподавателем об особенностях подготовки к концертным выступлениям.


Примерный репертуарный список

Вариант 1

I полугодие

Учебник Геталовой О., Визной И. «В музыку с радостью»

Н. Соколова «Кукушка»

Ф. Лещинский «Лошадки»

Н. Ионеску «Дед Андрей»

Н. Соколова «В облачные перышки»

Ж. Металлиди «Кот-мореход»

В. Витлина «Серенькая кошечка»

О. Геталова «Добрый гном»

II полугодие

Учебник Геталовой О., Визной И. «В музыку с радостью»

Г. Читчан «Наш котенок»

О. Геталова «Поли разливает чай»

Е. Гнесина. Этюд №81

Е. Гнесина. Этюд №82

В.А. Моцарт. Тема и вариации.

М. Красев «Ёлочка»

Н. Соколова «Земляника и лягушки»

Р.н.п. «Тень-тень» обр. В. Калинникова

Р.н.п. «Козлик» пер. В. Игнатьева

С. Сперонтез. Менуэт

Е. Гнесина. Этюд №130


Вариант 2

I полугодие

Учебник Геталовой О., Визной И. «В музыку с радостью»

В. Благ «Чудак»

О. Геталова «Рыжий кот»

А. Гретри «Кукушка и осел»

Е. Гнесина. Этюд №81

Е. Гнесина. Этюд №82

Н. Соколова «Земляника и лягушки»

Ю. Абелев «Осенняя песенка»

II полугодие

Учебник Геталовой О., Визной И. «В музыку с радостью»

Чеш.н.п. «Маленькая Юлька» обр. Е. Туманян

К. Лоншан-Друшкевич «Полька»

И. Визная. Этюд№107

Е. Гнесина. Этюд №117

В. А. Моцарт. Тема и вариации

М. Кочурбина «Мишка с куклой»

Укр.н.п. «Ой ты, дивчина» пер. С. Ляховицкой

Бел. н.п. «Янка» пер. С. Ляховицкой

И. Филипп «Колыбельная»

Л. Моцарт. Менуэт

В. Калинников. Вариации «Тень-тень»

И. Иордан «Охота за бабочкой»

И. Беркович. Этюд №156

Г. Кингстей «Золотые зерна кукурузы»


Список рекомендуемой нотной и методической литературы

1. Альтерман С.С., Кузнецова Е.Л. Учимся играть на рояле. Учебное пособие для начинающих в двух томах. Том 1. Пьесы. Ансамбли – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2006. – 160 с.

2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2005. – 88 с.

3. Геталова О.А., Визная И.В. В музыку с радостью. Для начального музыкального образования. Издание второе, исправленное и дополненное – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2016. – 176 с.

4. Гриффина И.И., Тарасова Н.А. Я учусь играть с листа на фортепиано. Учебное пособие для детских музыкальных школ, школ искусств и других учреждений дополнительного образования. Тетрадь 1 – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2017. – 54 с.

5. Катаргина О.И. Фортепианная техника в удовольствие. Сборник этюдов и пьес, 1 часть – Челябинск: Издательство MPI, 2006. – 40 с.

6. Соколова Н.С. Ребёнок за роялем. Для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: Музыка, 2013. – 80 с.

7. Черни К. 50 этюдов: из соч. 261, 821, 599, 139/Ред. Г. Гермер – СПб: Композитор* Санкт-Петербург, 2019. – 40 с.

8. Шелухина Н.Г. Музыкальные жемчужинки. Учебное пособие. Выпуск 1. Пьесы и ансамбли для фортепиано. Начальные классы детских музыкальных школ и школ искусств – СПб: Композитор* Санкт-Петербург, 2006. – 188 с.

9. Юдовина-Гальперина Т.Б. Большая музыка - маленькому музыканту. Легкие переложения для фортепиано. Альбом 1 (1-й и 2-й годы обучения) /Ред. О.А. Геталовой – СПб: Композитор* Санкт-Петербург, 2005. – 44 с.



























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации