12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мачигина Ирина Львовна77
Россия, Рязанская обл., Кораблино
 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ерлинская основная школа» муниципального образования Кораблинский муниципальный район Рязанская область

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

                                     Дополнительная общеобразовательная

 

                     общеразвивающая программ художественной направленности

 

                                              

 

 

                                           «ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ»

 

                                              Возраст детей: 11-15 лет.

 

Продолжительность освоения программы: 3 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: Мачигина И.Л.,

 

                                                         руководитель творческого объединения.

 

Пояснительная записка

Актуальность темы.
Дом не устоит без фундамента, дерево не растет без корней. Так и человек должен иметь стержень, опору - это его истоки, его дом, его земля, народные обычаи и традиции. Обращение к истокам – один из способов сохранения нравственных ценностей у молодого поколения. 
Современная система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Народная художественная культура выступает базисом в воспитании нового человека, формирует его социальный опыт. Поэтому актуально приобщение обучающихся к традиционной русской культуре, национальному своеобразию обрядов, фольклору, декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам не только на уроках в школе, но и во внеурочное время. Приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности. Великие русские педагоги отмечали воспитательную силу народных традиций. А.С.Макаренко был убежден, "Народная педагогика опирается на жизненную мудрость, которая существовала испокон веков, которая жива и сегодня как часть бессмертной народной мудрости ». Формировать представления о культурных традициях, о воспитании в русской семье можно через образы народной куклы, народного быта, народных праздников и обрядов. При подготовке обрядов, виртуальных экскурсий, занятий с наставниками предоставляются широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся.   В связи с актуальностью данной проблемы возникла необходимость в написании программы художественной направленности, которая  знакомит детей с традициями и бытом русского народа, приоткрывает кладезь народного творчества, знакомит с изделиями народных промыслов, являющихся гордостью нашей национальной культуры, воспитывает в детях чувство национального уважения и гордости за свой народ.
Новизна данной программы заключается в том, что каждому обучающемуся даётся возможность не только научиться изготавливать народную тряпичную куклу, но и окунуться в традиции русского народа, прикоснуться к подлинным предметам старины в школьно музее, особенно детям, для которых русская культура не является родной. Занятия по данной программе помогают социализироваться детям других национальностей. В кабинете технологии организована особого рода среда, визуальный ряд, приобщающий школьников к народному быту, к традиционным ремеслам.

Программа дополнительная общеобразовательная общеразвивающая, является составной частью единой системы образования и предназначена для дополнительного образования и развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их творческих потребностей. Данная программа построена по принципу повторения и расширения объема знаний. Таким образом, создается больше возможностей для применения полученных знаний в практической деятельности, краеведческой работе, более устойчивым становится интерес к тому, что нас окружает, и что было почти утрачено, т.е. к нашим истокам. Программа составлена с учетом возрастных, психологических особенностей учащихся в возрасте от 11 до 15лет. В процессе практических занятий к концу курса получаются замечательные изделия – куклы, сделанные как своими руками, так и совместно с руководителем, с родителями. Сам процесс работы по данной программе предусматривает работу в комплексе с краеведами, работниками музея С.Н.Худекова. Данная программа достаточно гибка и применима для ведения ее как в группах одного возраста, так и разновозрастных коллективах, что особенно актуально для небольших сельских школ. Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в: принципах обучения (доступность, преемственность, систематичность, последовательность, результативность); формах и методах обучения (личностно ориентированное обучение, дифференцированное обучение, проблемное обучение, индивидуальное обучение, проектная деятельность, выставки, экскурсии); методах контроля и управления образовательным процессом (мониторинг, тестирование, анализ результатов выставок, конкурсов); средствах обучения (оборудование и инструменты).

 

Цель программы.

 

Создать условия для приобщения детей к русской национальной культуре через традиционные виды народного творчества. Развитие творческих способностей и формирование практических навыков.

 

Задачи.

Образовательные.
Создать условия для творческой самореализации личности. Раскрыть истоки народного искусства и роль декоративно-прикладного творчества в жизни общества. Познакомить с технологией обработки ткани, оборудованием для шитья. Обучить разным технологиям изготовления текстильной куклы. Способствовать жизненному самоопределению обучающихся, профессиональной ориентации.
Развивающие.

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, воображение. Развивать мелкую  моторику рук, зрительное восприятие, внимание. Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные. Формировать чувство гражданственности и любви к Родине путем изучения народного творчества. Способствовать формированию культурно-исторической памяти. Воспитывать эстетический вкус, художественно-творческие способности учащихся. Воспитывать толерантность.
 

Организация процесса обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Образовательная программа реализуется в двух формах организации деятельности детей: теоретическая часть (вопросы, ответы, чтение, рассказ, рассматривание пособий, экскурсии, беседы по технике безопасности и т.д.) в виде информационных бесед дается на каждом занятии в объеме, определенном тематическим планированием. Практическая часть – основная составляющая, которая содержит набор разнообразных приемов изготовления кукол, вышивки и шитья. Выставки, ярмарки и конкурсы проводятся в соответствии с календарным планом учреждения. С учащимися, которые проявляют профессиональный интерес и показывают наиболее высокие достижения, проводятся дополнительные занятия (индивидуальные и групповые). Цель таких занятий – достижение высокого мастерства в овладении ремеслом. Программа рассчитана на 3 года по 68 часов в год и включает в себя три этапа.

 

1 год обучения- 10-11 лет (ознакомительный).

На этом этапе воспитанники осваивают простейшие теоретические знания и приемы изготовления кукол. Это этап вхождения детей в коллектив, развитие способностей к сопереживанию, сочувствию.
 

2 год обучения- 11-12 лет (углубленный).

Это этап освоения более сложных приемов изготовления кукол. Знакомство с национальным русским костюмом. Погружение в фольклор и обрядовые традиции народа.

На этом этапе обучения формируются важнейшие социальные потребности: познание, самостоятельность, адекватное общение с людьми и, появляются самоконтроль и самооценка.

3 год обучения- 12-13 лет (проектная деятельность).

Система выполнения проектов дает возможность работать совместно педагогу, ученику, родителям; разнообразить формы, методы и средства обучения.

Выпускники объединения самостоятельно выбирают индивидуальный образовательный маршрут (экскурсовод, наставник).

Программный материал построен по принципу усложнения с учетом возрастных, психических и физиологических особенностей обучающихся. Программа универсальна и интересна тем, что возможна ее реализация как последовательно по годам обучения, так и содержание каждого года обучения можно реализовывать самостоятельно, независимо друг от друга.

Программа предусматривает использование различных педагогических технологий. Здоровье сберегающие технологии, технологии развивающего обучения, игровые технологии, технологии КТД, ТРИЗ, информационно-коммуникативные технологии.

Способы контроля результатов. Мониторинг, тестирование, работа наставником, подготовка к выставкам и конкурсам. Самостоятельное изготовление народной куклы.

Ожидаемые результаты усвоения программы. 

По итогам первого года обучения учащиеся должны знать: технику безопасности при работе с инструментами; виды тканей и набивки, используемые для изготовления традиционных тряпичных кукол; правила подбора цветовой гаммы тканей для изготовления куклы; основные элементы народного костюма; историю традиционной народной тряпичной куклы; технику изготовления простейших тряпичных кукол. Уметь: правильно организовать рабочее место; работать со специальной учебно-методической литературой; самостоятельно подбирать цветовую гамму тканей; изготавливать куклу в соответствии с программой обучения; работать индивидуально и в коллективе.

По итогам второго года обучения учащиеся должны знать: исторические названия деталей народного костюма; виды тряпичных кукол, которые соответствуют различным возрастным переходам; основные календарные праздники, народные традиции, в которых используется тряпичная кукла; правила работы по инструкционным картам. Уметь: разбираться в схемах и изготавливать по ним разные виды кукол; самостоятельно украшать готовое изделие; собирать этнографический материал для народных обрядов и праздников. Обучающиеся осваивают новые навыки, умения и совершенствуют полученные в 1-ый год обучения. Знакомятся с фольклорными праздниками и обрядами. Воспитанник способен самостоятельно ставить творческую задачу и искать пути ее решения, овладевает навыками адекватного общения с окружающими.

    По итогам третьего года обучения учащиеся должны знать: устройство русской избы, правила поведения и воспитания в традиционной русской семье; народный костюм и его детали; основные обрядовые и календарные праздники древней Руси. Уметь: самостоятельно изготавливать обереговые, обрядовые, игровые и авторские куклы; самостоятельно ставить творческую задачу и искать пути ее решения. К концу обучения по программе обучающиеся должны знать: различные виды кукол; отличительные особенности русского костюма; традиционные праздники; традиционные устои русской семьи. Уметь: самостоятельно ставить творческую задачу и искать пути ее решения; изготавливать индивидуально и в коллективе кукол и композиции из них, используя разные техники; самостоятельно готовиться к защите проекта, к конкурсам и выставкам. Выпускник имеет устойчивый интерес к выбранному виду деятельности, чувствует потребность к саморазвитию, самообразованию.

        Педагогический мониторинг позволяет отслеживать результативность образовательного процесса, раскрывать творческий потенциал каждого воспитанника. Система мониторинга включает в себя три этапа контроля. Диагностический - проводится в начале цикла обучения и позволяет определить уровень подготовки обучающихся. Текущий - осуществляется регулярно, заключается в проверке уровня усвоения теоретических знаний, практических умений и навыков. Промежуточный - проводится в конце каждого года, позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня. Итоговый мониторинг - оценка качества усвоения программы за три года обучения с организацией выставки, предполагается участие обучающихся в конкурсах

Учебно-тематический план

п.п.

Разделы программы

1-ый год

2-ой год

3-ий год

теория

практ.

теория

практ.

теория

практ.

1.

Вводный урок. ТБ.

1

-

1

-

1

-

2.

История кукол.

3

5

-

-

-

-

3.

Тряпичные куклы.

11.5

45.5

-

-

-

-

4.

Коллективная работа.

-

-

3

27

-

-

5.

Фольклор.

-

-

3

27

-

-

6.

Вовлечение в прошлое.

-

-

-

-

1

2

7.

Проектная деятельность.

-

-

-

-

10

40

8.

Виртуальный музей.

-

-

-

-

2

8

9.

Мониторинг. Выставка.

0.5

1.5

0.5

6.5

0.5

3.5

     Итого:

68

68

68

                           Содержание программы 1-го года обучения

 

№ п.п

Содержание занятия

1

Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ. Диагностический мониторинг.

2-4

Куклы в культуре и традициях народов России. История возникнвения куклы Андропушка. Изготовление куклы Андропушка

5-8

История возникновения кукол из талаша. Раздел экспозиции музея «Народная тряпичная кукла». Изготовление Берегини из талаша.

9

Типы и виды кукол.

10-14

История возникновения кукол оберегов. Изготовление скрутки. Изготовление куклы Берегиня.

15-18

История возникновения куклы Зернушка. Кукольные казки. Изготовление куклы. Вышивание фартука для куклы. Оформление куклы.

19-22

История возникновения куклы Кубышка-травница. Презентация «Кубышкины сказки». Свойства лечебных трав. Изготовление куклы. Оформление куклы.

23-26

История возникновения куклы Вепская. Изготовление куклы. Оформление куклы.

27-30

История возникновения обрядовых кукол. Изготовление куклы Невеста. Изготовление куклы Жених. Оформление куклы Мировое дерево.

31-34

История возникновения праздника и куклы Масленица. Изготовление основы куклы. Изготовление повойника. Оформление куклы.

35-38

История возникновения куклы Веснянка. Изготовление скрутки. Изготовление сарафана. Оформление куклы.

39-44

История возникновения игровых кукол. Изготовление основы куклы Перевертыш. Изготовление костюма куклы. Оформление куклы.

45-46

История возникновения куклы Куклак. Изготовление основы куклы. Оформление куклы.

47-50

Подарок к Рождеству «Рождественский ангел». История возникновения праздника и куклы. Изготовление куклы.

51

История русского народного костюма. Презентация «Русский народный костюм».

52-56

Кукла в народном костюме. Изготовление скрутки. Вышивание фартука. Изготовление сарафана. Оформление куклы.

57

История рязанского народного костюма.

58-60

Изготовление куклы Рязаночка. Изготовление «сороки». Изготовление поневы.

61

Эскиз авторской куклы.

62-66

Изготовление авторской куклы.

67

Промежуточный мониторинг.

68

Смена экспозиции в музее.

 

 

 

 

 

                 Учебно-тематический план 1-го года обучения

 

№ п.п

Тема занятия

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ. Диагностический мониторинг.

        1

      1

          -

Куклы в культуре и традициях народов  

      8

      3

         5

2-4

Куклы в культуре и традициях народов России «Андропушка».

3

1

2

5-8

История кукол. Раздел экспозиции мини-музея «Народная тряпичная кукла». Берегиня из талаша.

4

1

3

9

Типы и виды кукол.

1

1

-

Куклы обереги

17

3.5

13.5

10-14

«Берегиня»

5

1

4

15-18

«Зернушка»

4

1

3

19-22

«Кубышка-травница»

4

1

3

23-26

«Вепская»

4

0.5

3.5

Обрядовые куклы

12

2

7

27-30

«Мировое дерево»

4

1

3

31-34

«Домашняя Масленица»

4

0.5

3.5

35-38

«Веснянка»

4

0.5

3.5

Игровые куклы

12

2.5

9.5

39-44

«Перевертыш»

6

1

5

45-46

«Куклак»

2

0.5

1.5

47-50

Подарок к Рождеству.

4

1

3

Русский народный костюм

10

2.5

7.5

51

Русский народный костюм.

1

1

-

52-56

Кукла в народном костюме.

5

0,5

4,5

57

Рязанский народный костюм.

1

1

 

58-60

«Рязаночка»

3

-

3

Авторская кукла

6

-

6

61

Эскиз авторской куклы.

1

-

1

62-66

Изготовление авторской куклы.

5

-

5

Подведение итогов

2

0.5

1.5

67

Промежуточный мониторинг.

1

0.5

0.5

68

Смена экспозиции в музее.

1

-

1

Итого:

68 ч.

   
 

 

 

                    Содержание программы 2-го года обучения

 

 

 

№ п.п

Содержание занятий

2-11

История русской свадьбы. Презентация «Убор невесты». Коллективная работа «Русская свадьба». Изготовление персонажей русской свадьбы. Оформление коллективной работы.

12-21

Фольклорный обряд «Убор невесты».

22-31

История праздника Коляда. Коллективная работа «Коляда». Изготовление персонажей коллективной работы. Оформление работы.

32-41

Фольклорный обряд «Васильевский вечер».

42-46

Роль потешек в русском фольклоре. Коллективная работа «Потешный двор». Выбор персонажа. Изготовление кукол. Оформление работы.

47-56

История возникновения обряда. Коллективная работа «Чистый четверг». Изготовление персонажей. Оформление работы.

57-66

Фольклорный обряд «Первая борозда».

67

Промежуточный мониторинг.

68

Составление экспозиции в музее.

 

                   Учебно-тематический план 2-го года обучения

 

п.п


 

Тема занятия

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

1

-

Русская свадьба

20

2

18

2-11

Коллективная работа «Русская свадьба».

10

1

9

12-21

Фольклорный обряд «Убор невесты».

10

1

9

Коляда

20

2

18

22-31

Коллективная работа «Коляда».

10

1

9

32-41

Фольклорный обряд «Васильевский вечер».

10

1

9

Весенние праздники

25

3

22

42-46

Коллективная работа «Потешный двор».

5

1

4

47-56

Коллективная работа «Чистый четверг».

10

1

9

57-66

Фольклорный обряд «Первая борозда».

10

1

9

Подведение итогов

2

0,5

1.5

67

Промежуточный мониторинг.

0.5

0.5

-

68

Составление экспозиции в музее.

1.5

-

1.5

Итого:

68 ч.

   
 

                  Содержание программы 3-го года обучения.

 

№ п.п

Содержание занятий

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2-4

Уклад традиционной русской семьи. Вовлечение в прошлое: инсценировки, ролевые игры с «погружением» в музее.

5-14

Проект «Русская изба». Проект «Семь особых мест в избе». Защита проектов.

15-24

Проект «Кубышкины травки». Защита проектов.

25-34

Виртуальный музей. Разделы экспозиции: проект «Орудия труда», проект «Предметы быта», проект «Домашний текстиль», проект «Народная тряпичная кукла». Защита проектов.

35-44

Проект «Русский народный костюм в образе традиционной куклы». Защита проектов.

45-54

Проект «Тряпичные куклы разных народов». Экспозиция в музее. Защита проектов.

55-64

Проект «Кукольные сказки». «Убоженька», «Параскева Пятница», «Зернушка», «Мамушка». Защита проектов.

65-68

Итоговый мониторинг. Подготовка отчетной выставки.

 

              Учебно-тематический план 3-го года обучения.

 

п.п

 

Тема занятия

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

1

-

Досуговая программа

3

1

2

2-4

Уклад традиционной русской семьи. Вовлечение в прошлое: инсценировки, ролевые игры с «погружением» в музее.

3

1

2

Проектная деятельность

60

12

48

5-14

Проект «Русская изба», «Семь особых мест в избе». Защита проектов.

10

2

8

15-24

Проект «Кубышкины травки». Защита проектов.

10

2

8

25-34

Проект виртуальный музей. Разделы экспозиции: «Орудия труда», «Предметы быта», «Домашний текстиль», «Народная тряпичная кукла».

10

2

8

35-44

Проект «Русский народный костюм в образе традиционной куклы». Защита проектов.

10

2

8

45-54

Проект «Тряпичные куклы разных народов». Экспозиция в музее. Защита проектов.

10

2

8

55-64

Проект «Кукольные сказки» «Убоженька», «Параскева Пятница», «Зернушка», «Мамушка».

10

2

8

Подведение итогов

4

0.5

3.5

65

Итоговый мониторинг.

0.5

0.5

-

66-68

Подготовка отчетной выставки.

3.5

-

3.5

Итого:

68 ч.

   
 

Для успешной реализации программы «Возвращение к истокам» необходимо иметь соответствующую материально-техническую базу: кабинет с экспозицией народного быта; материалы и инструменты соответствующие гигиеническим и техническим требованиям; подборку схем, шаблонов, литературу, видеоматериалы о тряпичной кукле; коллекцию тряпичных кукол, образцы народного костюма.

www.prodlenka.org;Методические разработки по программе : infourok.ru ;

erlinochkola.edusite.ru

Список литературы.

 

Войдинова М.Н. Куклы в моем доме. – М.:Профиздат , 1998.

Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. - М.: Культура и традиции, 2007.

Котова И.Н. Русские обряды и традиции. - Санкт-Петербург, Паритет, 2003.

Птушкина О. Русский праздничный народный костюм. – М.:Мозаика-синтез, 1999.

 

Интернет-ресурсы.

http:// www.10ruk.ru/index.htm -Мастерская женских ремесел.

http://www.nashqorod.ru/qazeta/news_872.html -И вновь ожили русские куклы.

http://www.RUKUKLA.ru

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.