Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Возвращение к истокам»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ерлинская основная школа» муниципального образования Кораблинский муниципальный район Рязанская область
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программ художественной направленности
«ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ»
Возраст детей: 11-15 лет.
Продолжительность освоения программы: 3 года.
Автор-составитель: Мачигина И.Л.,
руководитель творческого объединения.
Пояснительная записка
Программа дополнительная общеобразовательная общеразвивающая, является составной частью единой системы образования и предназначена для дополнительного образования и развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их творческих потребностей. Данная программа построена по принципу повторения и расширения объема знаний. Таким образом, создается больше возможностей для применения полученных знаний в практической деятельности, краеведческой работе, более устойчивым становится интерес к тому, что нас окружает, и что было почти утрачено, т.е. к нашим истокам. Программа составлена с учетом возрастных, психологических особенностей учащихся в возрасте от 11 до 15лет. В процессе практических занятий к концу курса получаются замечательные изделия – куклы, сделанные как своими руками, так и совместно с руководителем, с родителями. Сам процесс работы по данной программе предусматривает работу в комплексе с краеведами, работниками музея С.Н.Худекова. Данная программа достаточно гибка и применима для ведения ее как в группах одного возраста, так и разновозрастных коллективах, что особенно актуально для небольших сельских школ. Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в: принципах обучения (доступность, преемственность, систематичность, последовательность, результативность); формах и методах обучения (личностно ориентированное обучение, дифференцированное обучение, проблемное обучение, индивидуальное обучение, проектная деятельность, выставки, экскурсии); методах контроля и управления образовательным процессом (мониторинг, тестирование, анализ результатов выставок, конкурсов); средствах обучения (оборудование и инструменты).
Цель программы.
Создать условия для приобщения детей к русской национальной культуре через традиционные виды народного творчества. Развитие творческих способностей и формирование практических навыков.
Задачи.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, воображение. Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, внимание. Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Организация процесса обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Образовательная программа реализуется в двух формах организации деятельности детей: теоретическая часть (вопросы, ответы, чтение, рассказ, рассматривание пособий, экскурсии, беседы по технике безопасности и т.д.) в виде информационных бесед дается на каждом занятии в объеме, определенном тематическим планированием. Практическая часть – основная составляющая, которая содержит набор разнообразных приемов изготовления кукол, вышивки и шитья. Выставки, ярмарки и конкурсы проводятся в соответствии с календарным планом учреждения. С учащимися, которые проявляют профессиональный интерес и показывают наиболее высокие достижения, проводятся дополнительные занятия (индивидуальные и групповые). Цель таких занятий – достижение высокого мастерства в овладении ремеслом. Программа рассчитана на 3 года по 68 часов в год и включает в себя три этапа.
1 год обучения- 10-11 лет (ознакомительный).
2 год обучения- 11-12 лет (углубленный).
Это этап освоения более сложных приемов изготовления кукол. Знакомство с национальным русским костюмом. Погружение в фольклор и обрядовые традиции народа.
На этом этапе обучения формируются важнейшие социальные потребности: познание, самостоятельность, адекватное общение с людьми и, появляются самоконтроль и самооценка.
3 год обучения- 12-13 лет (проектная деятельность).
Система выполнения проектов дает возможность работать совместно педагогу, ученику, родителям; разнообразить формы, методы и средства обучения.
Выпускники объединения самостоятельно выбирают индивидуальный образовательный маршрут (экскурсовод, наставник).
Программный материал построен по принципу усложнения с учетом возрастных, психических и физиологических особенностей обучающихся. Программа универсальна и интересна тем, что возможна ее реализация как последовательно по годам обучения, так и содержание каждого года обучения можно реализовывать самостоятельно, независимо друг от друга.
Программа предусматривает использование различных педагогических технологий. Здоровье сберегающие технологии, технологии развивающего обучения, игровые технологии, технологии КТД, ТРИЗ, информационно-коммуникативные технологии.
Способы контроля результатов. Мониторинг, тестирование, работа наставником, подготовка к выставкам и конкурсам. Самостоятельное изготовление народной куклы.
Ожидаемые результаты усвоения программы.
По итогам первого года обучения учащиеся должны знать: технику безопасности при работе с инструментами; виды тканей и набивки, используемые для изготовления традиционных тряпичных кукол; правила подбора цветовой гаммы тканей для изготовления куклы; основные элементы народного костюма; историю традиционной народной тряпичной куклы; технику изготовления простейших тряпичных кукол. Уметь: правильно организовать рабочее место; работать со специальной учебно-методической литературой; самостоятельно подбирать цветовую гамму тканей; изготавливать куклу в соответствии с программой обучения; работать индивидуально и в коллективе.
По итогам второго года обучения учащиеся должны знать: исторические названия деталей народного костюма; виды тряпичных кукол, которые соответствуют различным возрастным переходам; основные календарные праздники, народные традиции, в которых используется тряпичная кукла; правила работы по инструкционным картам. Уметь: разбираться в схемах и изготавливать по ним разные виды кукол; самостоятельно украшать готовое изделие; собирать этнографический материал для народных обрядов и праздников. Обучающиеся осваивают новые навыки, умения и совершенствуют полученные в 1-ый год обучения. Знакомятся с фольклорными праздниками и обрядами. Воспитанник способен самостоятельно ставить творческую задачу и искать пути ее решения, овладевает навыками адекватного общения с окружающими.
По итогам третьего года обучения учащиеся должны знать: устройство русской избы, правила поведения и воспитания в традиционной русской семье; народный костюм и его детали; основные обрядовые и календарные праздники древней Руси. Уметь: самостоятельно изготавливать обереговые, обрядовые, игровые и авторские куклы; самостоятельно ставить творческую задачу и искать пути ее решения. К концу обучения по программе обучающиеся должны знать: различные виды кукол; отличительные особенности русского костюма; традиционные праздники; традиционные устои русской семьи. Уметь: самостоятельно ставить творческую задачу и искать пути ее решения; изготавливать индивидуально и в коллективе кукол и композиции из них, используя разные техники; самостоятельно готовиться к защите проекта, к конкурсам и выставкам. Выпускник имеет устойчивый интерес к выбранному виду деятельности, чувствует потребность к саморазвитию, самообразованию.
Педагогический мониторинг позволяет отслеживать результативность образовательного процесса, раскрывать творческий потенциал каждого воспитанника. Система мониторинга включает в себя три этапа контроля. Диагностический - проводится в начале цикла обучения и позволяет определить уровень подготовки обучающихся. Текущий - осуществляется регулярно, заключается в проверке уровня усвоения теоретических знаний, практических умений и навыков. Промежуточный - проводится в конце каждого года, позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня. Итоговый мониторинг - оценка качества усвоения программы за три года обучения с организацией выставки, предполагается участие обучающихся в конкурсах
Учебно-тематический план
№ п.п. |
Разделы программы |
1-ый год |
2-ой год |
3-ий год |
|||
теория |
практ. |
теория |
практ. |
теория |
практ. |
||
1. |
Вводный урок. ТБ. |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
2. |
История кукол. |
3 |
5 |
- |
- |
- |
- |
3. |
Тряпичные куклы. |
11.5 |
45.5 |
- |
- |
- |
- |
4. |
Коллективная работа. |
- |
- |
3 |
27 |
- |
- |
5. |
Фольклор. |
- |
- |
3 |
27 |
- |
- |
6. |
Вовлечение в прошлое. |
- |
- |
- |
- |
1 |
2 |
7. |
Проектная деятельность. |
- |
- |
- |
- |
10 |
40 |
8. |
Виртуальный музей. |
- |
- |
- |
- |
2 |
8 |
9. |
Мониторинг. Выставка. |
0.5 |
1.5 |
0.5 |
6.5 |
0.5 |
3.5 |
Итого: |
68 |
68 |
68 |
Содержание программы 1-го года обучения
№ п.п |
Содержание занятия |
1 |
Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ. Диагностический мониторинг. |
2-4 |
Куклы в культуре и традициях народов России. История возникнвения куклы Андропушка. Изготовление куклы Андропушка |
5-8 |
История возникновения кукол из талаша. Раздел экспозиции музея «Народная тряпичная кукла». Изготовление Берегини из талаша. |
9 |
Типы и виды кукол. |
10-14 |
История возникновения кукол оберегов. Изготовление скрутки. Изготовление куклы Берегиня. |
15-18 |
История возникновения куклы Зернушка. Кукольные казки. Изготовление куклы. Вышивание фартука для куклы. Оформление куклы. |
19-22 |
История возникновения куклы Кубышка-травница. Презентация «Кубышкины сказки». Свойства лечебных трав. Изготовление куклы. Оформление куклы. |
23-26 |
История возникновения куклы Вепская. Изготовление куклы. Оформление куклы. |
27-30 |
История возникновения обрядовых кукол. Изготовление куклы Невеста. Изготовление куклы Жених. Оформление куклы Мировое дерево. |
31-34 |
История возникновения праздника и куклы Масленица. Изготовление основы куклы. Изготовление повойника. Оформление куклы. |
35-38 |
История возникновения куклы Веснянка. Изготовление скрутки. Изготовление сарафана. Оформление куклы. |
39-44 |
История возникновения игровых кукол. Изготовление основы куклы Перевертыш. Изготовление костюма куклы. Оформление куклы. |
45-46 |
История возникновения куклы Куклак. Изготовление основы куклы. Оформление куклы. |
47-50 |
Подарок к Рождеству «Рождественский ангел». История возникновения праздника и куклы. Изготовление куклы. |
51 |
История русского народного костюма. Презентация «Русский народный костюм». |
52-56 |
Кукла в народном костюме. Изготовление скрутки. Вышивание фартука. Изготовление сарафана. Оформление куклы. |
57 |
История рязанского народного костюма. |
58-60 |
Изготовление куклы Рязаночка. Изготовление «сороки». Изготовление поневы. |
61 |
Эскиз авторской куклы. |
62-66 |
Изготовление авторской куклы. |
67 |
Промежуточный мониторинг. |
68 |
Смена экспозиции в музее. |
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п.п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
В том числе |
||
теория |
практика |
||||
1 |
Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ. Диагностический мониторинг. |
1 |
1 |
- |
|
Куклы в культуре и традициях народов |
8 |
3 |
5 |
||
2-4 |
Куклы в культуре и традициях народов России «Андропушка». |
3 |
1 |
2 |
|
5-8 |
История кукол. Раздел экспозиции мини-музея «Народная тряпичная кукла». Берегиня из талаша. |
4 |
1 |
3 |
|
9 |
Типы и виды кукол. |
1 |
1 |
- |
|
Куклы обереги |
17 |
3.5 |
13.5 |
||
10-14 |
«Берегиня» |
5 |
1 |
4 |
|
15-18 |
«Зернушка» |
4 |
1 |
3 |
|
19-22 |
«Кубышка-травница» |
4 |
1 |
3 |
|
23-26 |
«Вепская» |
4 |
0.5 |
3.5 |
|
Обрядовые куклы |
12 |
2 |
7 |
||
27-30 |
«Мировое дерево» |
4 |
1 |
3 |
|
31-34 |
«Домашняя Масленица» |
4 |
0.5 |
3.5 |
|
35-38 |
«Веснянка» |
4 |
0.5 |
3.5 |
|
Игровые куклы |
12 |
2.5 |
9.5 |
||
39-44 |
«Перевертыш» |
6 |
1 |
5 |
|
45-46 |
«Куклак» |
2 |
0.5 |
1.5 |
|
47-50 |
Подарок к Рождеству. |
4 |
1 |
3 |
|
Русский народный костюм |
10 |
2.5 |
7.5 |
||
51 |
Русский народный костюм. |
1 |
1 |
- |
|
52-56 |
Кукла в народном костюме. |
5 |
0,5 |
4,5 |
|
57 |
Рязанский народный костюм. |
1 |
1 |
||
58-60 |
«Рязаночка» |
3 |
- |
3 |
|
Авторская кукла |
6 |
- |
6 |
||
61 |
Эскиз авторской куклы. |
1 |
- |
1 |
|
62-66 |
Изготовление авторской куклы. |
5 |
- |
5 |
|
Подведение итогов |
2 |
0.5 |
1.5 |
||
67 |
Промежуточный мониторинг. |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
68 |
Смена экспозиции в музее. |
1 |
- |
1 |
|
Итого: |
68 ч. |
Содержание программы 2-го года обучения
№ п.п |
Содержание занятий |
2-11 |
История русской свадьбы. Презентация «Убор невесты». Коллективная работа «Русская свадьба». Изготовление персонажей русской свадьбы. Оформление коллективной работы. |
12-21 |
Фольклорный обряд «Убор невесты». |
22-31 |
История праздника Коляда. Коллективная работа «Коляда». Изготовление персонажей коллективной работы. Оформление работы. |
32-41 |
Фольклорный обряд «Васильевский вечер». |
42-46 |
Роль потешек в русском фольклоре. Коллективная работа «Потешный двор». Выбор персонажа. Изготовление кукол. Оформление работы. |
47-56 |
История возникновения обряда. Коллективная работа «Чистый четверг». Изготовление персонажей. Оформление работы. |
57-66 |
Фольклорный обряд «Первая борозда». |
67 |
Промежуточный мониторинг. |
68 |
Составление экспозиции в музее. |
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п.п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
В том числе |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
- |
Русская свадьба |
20 |
2 |
18 |
|
2-11 |
Коллективная работа «Русская свадьба». |
10 |
1 |
9 |
12-21 |
Фольклорный обряд «Убор невесты». |
10 |
1 |
9 |
Коляда |
20 |
2 |
18 |
|
22-31 |
Коллективная работа «Коляда». |
10 |
1 |
9 |
32-41 |
Фольклорный обряд «Васильевский вечер». |
10 |
1 |
9 |
Весенние праздники |
25 |
3 |
22 |
|
42-46 |
Коллективная работа «Потешный двор». |
5 |
1 |
4 |
47-56 |
Коллективная работа «Чистый четверг». |
10 |
1 |
9 |
57-66 |
Фольклорный обряд «Первая борозда». |
10 |
1 |
9 |
Подведение итогов |
2 |
0,5 |
1.5 |
|
67 |
Промежуточный мониторинг. |
0.5 |
0.5 |
- |
68 |
Составление экспозиции в музее. |
1.5 |
- |
1.5 |
Итого: |
68 ч. |
Содержание программы 3-го года обучения.
№ п.п |
Содержание занятий |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. |
2-4 |
Уклад традиционной русской семьи. Вовлечение в прошлое: инсценировки, ролевые игры с «погружением» в музее. |
5-14 |
Проект «Русская изба». Проект «Семь особых мест в избе». Защита проектов. |
15-24 |
Проект «Кубышкины травки». Защита проектов. |
25-34 |
Виртуальный музей. Разделы экспозиции: проект «Орудия труда», проект «Предметы быта», проект «Домашний текстиль», проект «Народная тряпичная кукла». Защита проектов. |
35-44 |
Проект «Русский народный костюм в образе традиционной куклы». Защита проектов. |
45-54 |
Проект «Тряпичные куклы разных народов». Экспозиция в музее. Защита проектов. |
55-64 |
Проект «Кукольные сказки». «Убоженька», «Параскева Пятница», «Зернушка», «Мамушка». Защита проектов. |
65-68 |
Итоговый мониторинг. Подготовка отчетной выставки. |
Учебно-тематический план 3-го года обучения.
№ п.п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
В том числе |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
- |
Досуговая программа |
3 |
1 |
2 |
|
2-4 |
Уклад традиционной русской семьи. Вовлечение в прошлое: инсценировки, ролевые игры с «погружением» в музее. |
3 |
1 |
2 |
Проектная деятельность |
60 |
12 |
48 |
|
5-14 |
Проект «Русская изба», «Семь особых мест в избе». Защита проектов. |
10 |
2 |
8 |
15-24 |
Проект «Кубышкины травки». Защита проектов. |
10 |
2 |
8 |
25-34 |
Проект виртуальный музей. Разделы экспозиции: «Орудия труда», «Предметы быта», «Домашний текстиль», «Народная тряпичная кукла». |
10 |
2 |
8 |
35-44 |
Проект «Русский народный костюм в образе традиционной куклы». Защита проектов. |
10 |
2 |
8 |
45-54 |
Проект «Тряпичные куклы разных народов». Экспозиция в музее. Защита проектов. |
10 |
2 |
8 |
55-64 |
Проект «Кукольные сказки» «Убоженька», «Параскева Пятница», «Зернушка», «Мамушка». |
10 |
2 |
8 |
Подведение итогов |
4 |
0.5 |
3.5 |
|
65 |
Итоговый мониторинг. |
0.5 |
0.5 |
- |
66-68 |
Подготовка отчетной выставки. |
3.5 |
- |
3.5 |
Итого: |
68 ч. |
Для успешной реализации программы «Возвращение к истокам» необходимо иметь соответствующую материально-техническую базу: кабинет с экспозицией народного быта; материалы и инструменты соответствующие гигиеническим и техническим требованиям; подборку схем, шаблонов, литературу, видеоматериалы о тряпичной кукле; коллекцию тряпичных кукол, образцы народного костюма.
erlinochkola.edusite.ru
Список литературы.
Войдинова М.Н. Куклы в моем доме. – М.:Профиздат , 1998.
Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. - М.: Культура и традиции, 2007.
Котова И.Н. Русские обряды и традиции. - Санкт-Петербург, Паритет, 2003.
Птушкина О. Русский праздничный народный костюм. – М.:Мозаика-синтез, 1999.
Интернет-ресурсы.
http:// www.10ruk.ru/index.htm -Мастерская женских ремесел.
http://www.nashqorod.ru/qazeta/news_872.html -И вновь ожили русские куклы.
http://www.RUKUKLA.ru
Дементьева Ирина Михайловна