12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алена Валерьевна161
Россия, Красноярский край, Норильск

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

(МБУ ДО «ДДТ»)




ПРИНЯТА

в новой редакции

на методическом совете

МБУ ДО «ДДТ»

06.05.2022г., протокол №7



УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МБУ ДО «ДДТ»

от 11.05.2022г.,

01-05-58






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Северные узоры»
















Направленность: художественная

Уровень: продвинутый

Возраст учащихся: 7 - 14 лет

Срок реализации: 3 года










Составитель: педагог



дополнительного образования



Ильина Алена Валерьевна













Норильск

2022



ОГЛАВЛЕНИЕ


КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1.

Пояснительная записка……………………………………………

3

31.2.

Цель и задачи программы…………………………………………

7

1.3.

Содержание программы…………………………………………....

8


Учебный план - 1 год обучения……………………………………

8


Содержание учебного плана 1 года обучения…………………....

9


Учебный план - 2 год обучения……………………………………

10


Содержание учебного плана 2 года обучения…………………....

11


Учебный план - 3 год обучения……………………………………

13


Содержание учебного плана 3 года обучения…………………....

14

1.4.

Планируемые результаты на 1, 2, 3 году обучения………………

16

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1.

Календарный учебный график……………………………………

17

2.2.

Условия реализации программы......................................................

18

2.3.

Формы аттестации.............................................................................

19

2.4.

Оценочные материалы......................................................................

19

2.5.

Методические материалы.................................................................

20

2.6.

Список литературы............................................................................

23

ПРИЛОЖЕНИЕ

3.1.

Рабочая программа............................................................................

24

3.2.

Протокол результатов промежуточной аттестации учащихся......

24

3.3.

Диагностическая карта....................................................................

25

3.4.

Контрольные срезы: 1, 2, 3 год обучения........................................

26


























РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


1.1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база программы

Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции дополнительного образования детей до 2030 года».

Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в редакции от 30.09.2020 № 533).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел 6) «Гигиенические нормативы по устройству содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».

Национальный проект «Образование». Утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16).

Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018 (протокол № 3).

Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».

Приказ министерства образования Красноярского края от 30.12.2021 № 746-11-05 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Красноярском крае».

Устав МБУ ДО «ДДТ», и другие локальные акты, регламентирующие осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.


Методические рекомендации по проектированию и разработке

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:


Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016).

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Региональный модельный центр Красноярского края, 2021).

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (муниципальный опорный центр дополнительного образования, Норильск, 2021).

Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерство просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 №ДГ-245/06).

Направленность (профиль) программы - дополнительная общеразвивающая программа «Северные узоры» имеет художественную направленность (декоративно-прикладное творчество) и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей, с учетом возрастных возможностей и мотивации, эстетического и нравственного становления. Программа направлена на сохранение, изучение, возрождение культуры прошлого, ознакомление учащихся с этнокультурными традициями, видами искусства и ремесел народов Севера.

Актуальность программы обусловлена возрастающим интересом к прошлому и настоящему родного края, необходимостью привлечения внимания к охране природы и национальной культуре России, формированию у школьников гражданской позиции. В условиях современных техногенных цивилизаций особенную ценность приобретает опыт коренных народов мира. Опыт каждого этноса уникален и неповторим. Культура, традиции и быт народов Крайнего Севера становится ближе для многих проживающих на данной территории людей. По результатам опроса многие из родителей-норильчан отметили, что хотели, чтобы их дети знали историю, культуру и традиции народов Таймыра. Актуальность программы заключается в естественной передаче и сохранении национальных ценностей, через популяризацию и пропаганду северной национальной культуры среди обучающихся творческого объединения.

Новизна программы - определяется её содержанием и целевыми установками, среди которых-создание благоприятных условий для интеллектуального и духовного воспитания личности обучающегося, их социально - культурное и профессиональное самоопределение, развитие познавательной активности и творческая самореализация.

Педагогическая целесообразность заключается в раскрытии творческого потенциала, развитии способностей и возможностей ребёнка; воспитании адекватной самооценки, так как работа на занятиях в рамках программы, дает возможность видеть результаты своего труда и получать эмоциональное удовлетворение.

Художественное творчество вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка. Обучение детей видению прекрасного в жизни и творчестве, благотворно воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. На занятиях по программе «Северные узоры» любой ребенок, будучи носителем любого языка и самых разнообразных культурных традиций, может раскрыть свой творческий потенциал, применить свою фантазию на практике и открыть для себя что-то новое, потому что творчество доступно всем детям без ограничений. Не зависимо от образовательного, интеллектуального уровня и национально-культурной принадлежности, каждый ребенок может создавать свои неповторимые работы, в силу своих способностей и сил. Ручная работа способствует согласованности в работе глаз, рук и деятельности центральной нервной системы, что, в свою очередь, совершенствует координацию движений, совершенствуется моторика рук, образное мышление, речевой аппарат, усидчивость, терпение, ребенок учится анализировать, сравнивать и сопоставлять. В процессе систематического труда, руки приобретают уверенность, движения становятся точными, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для самоактуализации творческого потенциала и самореализации ребенка в учебно-творческой деятельности.

Отличительные особенности

Образовательная программа «Северные узоры» является модифицированной, созданной на основе образовательной программы декоративно - прикладного творчества народов Севера «Северная мозаика», разработанной автором Шереяздановой Г.А. Модификация программы заключается в инновационном подходе к достижению цели: внедрение инновационных технологий обучения и воспитания (организация образовательного процесса с использованием ИКТ – технологий, активных методов обучения), построение обучения на принципах гуманистического подхода к каждому воспитаннику. также составлена из собственного педагогического опыта и адаптирована к условиям учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Образовательная программа «Северные узоры» акцентирует внимание не только на овладение системой дополнительных знаний, но и на воспитательный и нравственный аспекты в работе с учащимися.

Содержание программы нацелено на развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Адресат программы - программа рассчитана на детей 7-14 лет, ориентирована на выявление способностей каждого ребёнка, активное включение его в новое для него образовательное пространство.

Состав группы - постоянный, наполняемость в группе - 10-13 человек.

При наборе детей в творческое объединение принимаются все желающие дети на основе заявления родителей, без предварительного отбора и экзаменов. Допускается прием детей на второй или третий год обучения при наличии необходимых навыков и умений ребенка (минуя предыдущие года обучения).

Срок освоения и объем программы - 3 года обучения. Общее количество часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы - 684 учебных часа.

Уровень программы - продвинутый.

Форма обучения - очная форма, с применением дистанционных технологий (в онлайн и офлайн режиме). Основная форма организации учебной деятельности - занятие (групповое, индивидуальное).

Основные формы занятий: традиционная, занятия с использованием игровых технологий, творческое занятие, занятие-путешествие, практическая работа, практическое задание, исследование, выставка, дискуссия, презентация, конкурсы и т.д.

Программа реализуется в соответствии с психофизическими особенностями школьников. Дети организуются в учебную группу постоянного состава. Форма обучения очная. Возможно проведение занятий с элементами проектной деятельности или видео - уроков. Формы проведения занятий могут быть различными: рассказ, беседа, самостоятельная работа, практический тренинг, путешествие, «фантазии на заданную тему», игра, защита проектов, экскурсии.

Возможна организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в учебной группе (инклюзия). Зачисление учащихся данной категории осуществляется на основании заключения ПМПК (психолого- медико- педагогическая комиссия) или справки МСЭ (медикосоциальная экспертиза). Для таких учащихся на основе данной программы может быть разработан индивидуальный учебный план, позволяющий освоить программный материал в ином учебном темпе и формате.

Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы. Учебные занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

Режим занятий

Последовательность и количество занятий определяется календарным учебным графиком и расписанием. Продолжительность учебного года - 36 учебных недель.

Первый год обучения – 144 часа занятий (2 раза в неделю по 2 часа). Режим занятий: в неделю 4 часа (периодичность занятий - 2 раза в неделю, продолжительность занятий по 2 часа). Продолжительность академического часа - 45 минут, перерыв между занятиями - 10 минут.

Второй – 216 часов (2 раза в неделю по 3 часа). Режим занятий: в неделю 6 часов (периодичность занятий - 2 раза в неделю, продолжительность занятий по 3 часа). Продолжительность академического часа - 45 минут, перерыв между занятиями - 10 минут.

Третий -324 часа (3 раза в неделю по 3 часа). Режим занятий: в неделю 9 часов (периодичность занятий - 3 раза в неделю, продолжительность занятий по 3 часа). Продолжительность академического часа - 45 минут, перерыв между занятиями - 10 минут.


1.2. Цель и задачи программы

Цель: развитие художественно- творческих способностей учащихся посредством приобщения их к культуре и искусству народов Севера.

Задачи:

Образовательные:

формировать знания основ в области декоративно-прикладного творчества народов Севера;

обучить учащихся традиционным приёмам художественного ремесла;

развивать цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое воображение.

Развивающие (метапредметные):

развивать творческую активность и познавательные навыки через включение обучающихся в проектную деятельность;

формировать менталитет обучающихся средствами региональной культуры.

Личностные:

воспитывать усидчивость, аккуратность, ответственность;

повышать работоспособность, исполнительность, внимательность, приобщать к самостоятельности.

1.3. Содержание программы

1 год обучения предполагает выявление интереса и творческих возможностей обучающегося. Ребёнок приобщается к творчеству, открывает в себе прежде скрытый потенциал образного восприятия мира, у него пробуждаются и развиваются интеллектуальные способности, которые, возможно, он еще не успел открыть.

2 год обучения предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Направлен на постепенное усложнение знаний и умений в области декоративно- прикладного творчества и направленно на развитие художественно творческой активности. Увеличивается часовая нагрузка, что обусловлено более углубленному изучению и закреплению основ, полученных ранее. Обучающиеся овладевают более сложными приемами творческих заданий, на данном этапе проявляется творческая активность, способность мыслить, создавать оригинальные творческие работы, на основе полученных знаний.

3 год обучения предусматривает углубленное изучение материала. Данный уровень по образовательной программе направлен на формирование устойчивых знаний, умений и навыков по выполнению творческих проектных работ. Задания в программе выстроены по принципу возрастания сложности. В процессе обучения учащиеся знакомятся с терминологией, приобретают и осваивают практические навыки работы в различных техниках изобразительного и декоративно- прикладного творчества, выполняют творческие проекты.


Учебный план

1 год обучения

п/п


Раздел / тема

Кол-во часов

Формы аттестации, контроля

Всего


Теория

Практика


I

Введение в предмет.

Вводное занятие. Правила ТБ и ППБ

2

1

1

Опрос

II

Декоративно-прикладное творчество


8



2


6


Контрольный

опрос

III

Бисерные фантазии

36

9

27


3.2

Цветоведение и композиция

2

1

1

Опрос

3.3

Бисерная азбука

4

1

3

Опрос

3.4

Низание на проволочной основе

8

3

5

Выставка

3.5

Цепочка «в крестик» две нити

4

1

3

Выставка

3.6

Полотно «в крестик»

4

1

3

Выставка

3.7

Ткачество

4

1

3

Выставка

3.8

Сувениры

10

1

9

Выставка

IV

Северные узоры

42

9

33


4.1

Орнаменты малочисленных народов Таймыра

8

2

6

Опрос

4.2

Вышивка бисером

6

2

4

Педагогическое наблюдение

4.3

Плоские контурные игрушки из ткани

4

1

3

Выставка

4.4

Орнаментальные розетки

10

2

8

Выставка

4.5

Сувениры

14

2

12

Выставка

V

Кожаные превращения

28

9

19


5.1

История развития кожевенного ремесла

2

1

1

Педагогическое наблюдение

5.2

Приемы декоративной обработки кожи

10

4

6

Педагогическое наблюдение

5.3

Виды и приёмы художественных отделок

4

2

2

Педагогическое наблюдение

5.4

Сувениры из кожи

12

2

10

Выставка

VI

Традиции и современность

26

8

18


5.1

Одежда народов Таймыра

6

2

4

Опрос

5.2

Детская обувь

8

2

6

Педагогическое наблюдение

5.3

Объемная композиция

6

2

4

Педагогическое наблюдение

5.4

Меховой коврик

6

2

4

Выставка

VII

Подведение итогов.

Промежуточная аттестация

2

1

1

Опрос, тест, выставка


Итого

144

39

105



Содержание учебного плана - 1 год обучения

Введение в предмет (2 часа)

Теория (1 час): План работы на год. Знакомство с программой обучения. Цель и задачи творческого объединения на учебный год. Инструктаж о правилах поведения на занятиях, правила безопасной работы с инструментами и материалами. Правила ППБ. Знакомство детей друг с другом.

Практическая работа (1 час): игра-знакомство.

Формы контроля: опрос.

Декоративно - прикладное творчество(8 часов)

Теория (2 часа): Роль ДПИ в жизни человека. Виды декоративно- прикладного творчества, народные промыслы. Народные промыслы Таймыра. История зарождения народных промыслов. Современные художественные промыслы. Взаимосвязь различных видов искусства. Выставка образцов изделий народного творчества, просмотр видеофильмов, слайд- презентаций о народном искусстве и художественных промыслах Таймыра.

Практическая работа (6 часов): Зарисовка изделий образцов декоративно- прикладного искусства народов Севера, создание памятки (народное творчество).

Формы контроля: контрольный опрос.

Бисерные фантазии (36 часов)

Теория (9 часов): Основы цветоведения (понятие о цвете, свойства цвета: тон, цветовой оттенок, насыщенность, тёплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета, цветовой спектр). Раздел основан на освоении различных техник бисероплетения, с учетом колористических решений, цветовой гармонии.

Правила ТБ и ППБ.

Практическая работа (27 часов): «низание на проволочной основе», цепочка «в крестик» две нити, полотно «в крестик», ткачество, сувениры.

Формы контроля: опрос, выставка.

Северные узоры (42 часа)

Теория (9 часов): Сувениры в местных национальных традициях. Виды вышивки. Историческая справка. Способы и техника вышивки бисером. Материалы и инструменты. Понятие о плоской и объемной игрушке. Свойства различных материалов (растяжимость, осыпаемость, плотность). Определение направления долевой нити. Орнаментальные фигуры – треугольники, ромб, круг, крест. Орнаментальные розетки – кулоны. Понятие орнамента. Типы орнамента. Композиция, ритм. Область применения орнамента, их назначение. Данный раздел содержит тематические задания, в которых ребёнок максимально свободен. Одна из главных задач - вызвать ребёнка на творческий диалог.

Практическая работа (42 часа): Приемы вышивки бисером, в орнаментальных фигурах: треугольник, ромб, круг, крест. Выполнение орнаментальных полосок.

Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, выставка.

Кожаные превращения (28 часов)

Теория (9 часов): Что такое кожа. Виды кожи. Кожевенное ремесло. Изделия из кожи, область применения художественных отделок. Виды и приёмы художественных отделок. Особенности кожевенного ремесла различных частей России. Выставка работ мастеров Таймыра. Просмотр иллюстраций.

Классификация материалов по происхождению. Эстетика материала. Сочетание меха и кожи. Свойства различных видов материалов.

Практическая работа (19 часов):Декоративное панно (животные, птицы), изображение людей в картинах из кожи, абстракция.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, выставка.

Традиции и современность (26 часов)

Теория (8 часов): Одежда северных народов. Традиционная одежда долган, нганасан, ненцев, энцев, эвенов. Праздничная и повседневная одежда. Мужская, женская, детская одежда. Разновидности кроя одежды. Понятия «парка», «малица», «унты». Виды и типы детской обуви. Технология изготовления детской обуви (унтайки) Выкройка, смётка деталей. Орнаментальное украшение обуви. Меховая отделка изделия. Понятие и особенности объёмной композиции. Выделение зрительного центра в композиции. Цветовая гамма. Виды художественных отделок. Мех нерпы, песца, лисы, собаки. Художественные принципы объединения меха различных цветов и фактуры.

Практическая работа (18 часов): оформление изделия, с учетом знаний об орнаменте долган, нганасан, ненцев и др.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос.

Подведение итогов (2 часа)

Теория (1 час): Повторение пройденного материала. Обобщение и систематизация полученных знаний и умений. Подведение итогов за год. Промежуточная аттестация.

Практическая работа (1 час): Презентация своих лучших работ, саморефлексия

Формы контроля: Опрос, тестирование, выставка.


Учебный план

2 год обучения


п/п


Раздел / тема


Кол-во часов



Формы аттестации,

контроля

Всего

Теория

Практика

I

Введение в предмет.

Вводное занятие. Правила ТБ и ППБ

3

1

2

Опрос

II

Декоративно - прикладное творчество

9

3

6


2.1

Геометрический орнамент в полосе

3

1

2

Педагогическое наблюдение

2.2

Орнамент в одежде

3

1

2

Педагогическое наблюдение

2.3

Куклы народов Таймыра

3

1

2

Педагогическое наблюдение

III

Бисерные фантазии

36

9

27


3.1

Сувениры

9

3

6

Опрос

3.2

Украшение на голову

9

2

7

Педагогическое наблюдение

3.3

Нагрудное украшение

9

2

7

Выставка

3.4

Браслеты

9

2

7

Выставка

IV

Северные узоры

78

25

53


4.1

Вышивка - как вид декоративного искусства

6

2

4

Педагогическое наблюдение

4.2

Коренные народы Севера

6

3

3

Опрос

4.3

Долганские орнаменты

6

2

4

Опрос

4.4

Сувенирные изделия «вышивка бисером»

12

3

9

Выставка

4.5

Нганасанские орнаменты в технике «аппликация»

6

2

4

Опрос

4.6

Сувенирные изделия «аппликация»

12

3

9

Выставка

4.7

Ненецкие орнаменты

6

2

4

Опрос

4.8

Сувенирные изделия «меховая мозаика»

12

3

9

Выставка

4.9

Сказки северных народов

12

5

7

Опрос

V

Кожаные превращения

36

8

28


5.1

Кожевенное дело

3

1

2

Педагогическое наблюдение

5.2

Панно в технике драпировки «жмурки»

6

1

5

Выставка

5.3

Композиция в технике «аппликация»

6

1

5

Выставка

5.4

Декоративное панно в технике «роспись по коже»

6

1

5

Выставка

5.5

Отделочные материалы

3

1

2

Педагогическое наблюдение

5.6

Сувенирные миниатюры в смешанной технике

12

3

9

Выставка

VI

Традиции и современность

51

12

39


6.1

Панно в смешанной технике

12

3

9

Выставка

6.3

Нагрудное украшение в технике «аппликации»

12

3

9

Педагогическое наблюдение

6.4

Объёмная композиция в смешанной технике

12

3

9

Педагогическое наблюдение

6.5

Сувенирные миниатюры в современном стиле

15

3

12

Педагогическое наблюдение

VII

Подведение итогов

Промежуточная аттестация

3

1

2

Опрос, тестирование


Итого

216

59

157



Содержание учебного плана - 2 год обучения

Введение в предмет (3 часа)

Теория (1 час): Вводное занятие. Введение в предмет. Знакомство с программой. Цель задачи творческого объединения на учебный год. Виды занятий по ИЗО и ДПИ. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности. Правила поведения учащихся в учреждении.

Практическая работа(2часа): создание плаката ТБ и ППБ.

Формы контроля: Педагогическое наблюдение, опрос.

Декоративно - прикладное творчество (9 часов)

Теория (3 часа): Введение в предмет, беседа о композиции: гармония цвета, организация пространства, принципы композиции. Основные принципы организации декоративной композиции, сюжетной композиции. Стилизация, трансформация изображения на плоскости, через эскиз. Виды и типы орнаментов. Цветовая гамма. Эмоциональное восприятие цвета. Понятие «контраст», «монохром», «яркость», цветовые сочетания. Композиция из геометрических элементов: полос, квадратов и т.д. Композиция в квадрате, круге, полосе.

Особенности расположения орнамента в женском костюме, мужском, детском.

Какие были куклы в далеком прошлом? Историческая справка. Особенности северной куклы, куклы из утиных носов. Куклы детей Таймыра

Практическая работа (6 часов): Композиция из геометрических элементов: полос, квадратов и т.д. Композиция в квадрате, круге, полосе.

Формы контроля: Педагогическое наблюдение, опрос, выставка.

Бисерные фантазии (36 часов)

Теория (9 часов): Виды украшений на голову, особенности детализации, способы плетения, вышивки головных уборов, нагрудных украшений. Бисерное рукоделие. Технологический процесс: цветы из бисера в технике низание на проволочной основе, цепочка «в крестик», «соты», полотно «в крестик», ткачество и др.

Практическая работа (27 часов): «Северное сияние», «Бараксан», «Современное украшение с элементами этники».

Формы контроля: Педагогическое наблюдение, опрос, выставка.

Северные узоры (78 часов)

Теория (25 часов): История вышивки на Руси. Центры вышивки в России. Виды вышивки. Особенности северной вышивки. Понятие «орнамент». Геометрический, цветочный орнамент. Инструменты и материалы.

Виды вышивки. Особенности северной вышивки. Понятие «орнамент». Геометрический, цветочный орнамент. Особенности кроя одежды коренных малочисленных народов Таймыра. Фольклор Севера, поучительные сказки и рассказы с участием животных, людей, природных явлений.

Практическая работа (53 часа): «Шаман», «Сказки и легенды Севера», «Орнамент и его значение», «Сувенирная лавка».

Формы контроля: Педагогическое наблюдение, опрос, выставка.

Кожаные превращения (36 часов)

Теория (8 часов): История развития кожевенного мастерства. Толщина, цвет,

текстура кожи. Область применения. Материалы и инструменты, необходимые для работы с кожей. Художественная обработка. Виды и типы декоративного панно. Объёмная, полуобъёмная картина. Особенности изделий в технике драпировки «жмурки» из кожи. Приемы работы с кожей. Материалы и инструменты. Способы соединения деталей. Художественные принципы объединения в одном изделии различных цветов и фактур меха. Назначение материалов. Кожа, сукно, бисер, металл, рог, их согласованность между собой, отношение к основному отделочному материалу.

Практическая работа (28 часов): «Таймыр- край удивительный», «Северные просторы», «Флора и фауна Родного края».

Формы контроля: Педагогическое наблюдение, выставка.

Традиции и современность (51 час)

Теория (12 часов): От истоков к современности. Панно, картина - украшение интерьера. Традиционные образы в современном мире. Виды и типы нагрудных украшений. Современные украшения в этническом стиле. Стилизация орнамента. Просмотр образцов. Понятие «объём», «полуобъём». Смешанная техника выполнения композиции. Цветовая гамма. Зрительный центр.

Миниатюры с использованием различных техник исполнения в местных национальных традициях на основе варьирования традиционных орнаментов и способов изготовления.

Практическая работа (39 часов): роспись по коже «природа Родного края», «Животные северных земель», драпировка кожи «волны», «Северное сияние».

Формы контроля: Педагогическое наблюдение, выставка.

Подведение итогов (3 часа):

Теория (1 час): Анализ работы за учебный год. Промежуточная аттестация.

Практическая работа (2 часа): Тестирование, опрос, выставка.



Учебный план - 3 год обучения



Раздел / тема


Кол-во

часов

Формы аттестации, контроля

Всего


Теория

Практика



I.


Введение в предмет.

Вводное занятие. Правила ТБ и ППБ

3

2

1

Опрос

II.


Декоративно - прикладное творчество


15

6

9

Педагогическое

наблюдение

III.


Бисерные фантазии

30

6

24


3.1

Сувенирная мастерская «Бисерные

фантазии»

15

3

12

Опрос

3.2

Композиции с геометрическим и цветочным орнаментом

15

3

12

Педагогическое наблюдение

IV.


Северные узоры

24

7

17


4.1

Орнаментальные розетки


6

3

3

Выставка

4.2

Легенды и сказки полярной ночи

12

3

9

Опрос

4.3

Сувенирная мастерская «Северные узоры»

6

1

5

Выставка

V.


Кожаные превращения

57

18

39



5.1

Художественный прием «Перфорация»

9

3

6

Педагогическое

наблюдение

5.2

Художественный прием «Кожегравюра»

9

3

6

Педагогическое

наблюдение

5.3

Художественный прием «Тиснение»

9

3

6

Педагогическое

наблюдение

5.4

Художественный прием «Мозаика»

9

3

6

Педагогическое

наблюдение

5.5

Художественный прием «Аппликация»

9

3

6

Педагогическое

наблюдение

5.6

Сувенирная мастерская

12

3

9

Выставка

VI.


Традиции и современность

84

20

64

Педагогическое

наблюдение

6.1

Элементы одежды этносов Таймыра

3

2

1

Педагогическое

наблюдение

6.2

Национальный костюм нганасан

12

3

9

Педагогическое

наблюдение

6.3

Национальный костюм ненцев

12

3

9

Педагогическое

наблюдение

6.4

Национальный костюм долган

12

3

9

Педагогическое

наблюдение

6.5

Творческий проект «Панно»

15

3

12

Выставка. Опрос

6.6

Творческий проект «Кукла» в смешанной технике

15

3

12

Выставка

6.7

Творческий проект «Сувенирная лавка»

15

3

12

Выставка

VII.

Творческая работа

108

36

72


VIII

Подведение итогов.

Итоговая аттестация


3

2

1

Опрос. Тест

Итого

324

97

227




Содержание учебного плана - 3 год обучения


Введение в предмет (3 часа)

Теория (2 часа): Вводное занятие. Правила ТБ и ППБ. Знакомство с программой. Цель и задачи творческого объединения на учебный год. Виды занятий по ДПИ. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Практическая работа (1 час): Создание плаката « Правила ППБ и ТБ на занятиях в творческом объединении.

Формы контроля: Педагогическое наблюдение, опрос.

Декоративно - прикладное творчество (15 часов)

Теория (6 часов): Декоративно - прикладное творчество, народное искусство. Современное искусство. Народные промыслы коренных малочисленных народов Таймыра в современном мире. Демонстрация изделий таймырских мастериц.

Практическая работа (9 часов): «Орнаментальная композиция», «Север – край удивительный», «Красоты Таймыра»

Формы контроля: Педагогическое наблюдение, опрос, выставка

Бисерные фантазии (30 часов)

Теория (6 часов): Сувенирные изделия в технике «бисероплетение», с применением знаний, основанных на ДПИ народов Севера. Виды и типы сувениров. Изготовление сувенирной продукции. Разнообразие форм и типов орнаментов. Формирование элементов орнамента в единую композицию. Сочетание орнаментов в цветовой гамме, по типу и форме. Классификация розеточных орнаментов. Цветовая гамма и значение каждого орнамента. Зона применения, оформление декоративных элементов.

Практическая работа (24часа): «Сувенирная лавка».


Северные узоры (24 часа)

Теория (7 часов): В этом разделе предоставлены задания, упражнения, формирующие умения и навыки восприятия и использования полученных знаний умений и навыков ранее. Данный раздел содержит тематические задания, в которых ребёнок максимально свободен, создает изделия, основываясь на правилах композиции, стилизации. Фантазии на тему «орнамент в геометрических формах», создание иллюстраций в техниках ДПИ, опираясь на сказки и легенды севера, выполнение сувенирной продукции.

Практическая работа (17 часов): «Северный сувенир», «Сказочные фантазии».

Формы контроля: Педагогическое наблюдение, опрос, выставка.

Кожаные превращения (57 часов)

Теория (18 часов): В данном разделе осваиваются различные техники работы с кожей. Знакомство с материалами и инструментами, правила безопасной работы с ними. После ознакомления с видами и техниками кожаного ремесла, предлагается создать изделия, на основании полученных знаний, умений и навыков, в целях закрепления результата.

Практическая работа (17 часов): «Чудеса своими руками», «Эко-лаборатория», «Вторая жизнь бросового материала».

Формы контроля: Педагогическое наблюдение, опрос, выставка.

Традиции и современность (84 часа)

Теория (20 часов): Одежда коренных народов Таймыра. Типы, виды элементов одежды коренных народов Таймыра. Особенности кроя. Декоративная отделка и оформление готовых изделий. Северная мода в условиях современности. Стилизованные костюмы и творческий подход в оформлении.

Практическая работа (39 часов): Проектная деятельность, творческие проекты. Формы контроля: Педагогическое наблюдение, опрос, выставка.

Творческая мастерская (108 часов)

Теория (36 часов): Правила оформления творческих работ. Паспарту, композиции в рамах. Ассиметрия в геометрических формах. Особенности крепления для выставочных работ.

Практическая работа (72 часа): Подготовка, организация и проведение тематических, персональных и итоговых выставок. Участие в выставках и конкурсах по изобразительному искусству и декоративно–прикладному творчеству различного уровня (городского, регионального, всероссийского, международного и т.п.)

Формы контроля: Педагогическое наблюдение, опрос, выставка.

Подведение итогов (3 часа)

Теория (2 часа): Итоговая аттестация. Подведение итогов. Анализ работы за учебный год.

Практическая работа (1 час): Тестирование, опрос.

Формы контроля: Опрос, тестирование. Выставка.


1.4. Планируемые результаты

1 год обучения

Предметные

Учащиеся освоят основные приёмы и способы бисероплетения, шитья и аппликации.

Основы композиции и цветоведения;

понятие симметрии;

контрасты форм;

свойства материалов;

работа со схемами и шаблонами.

Личностные:

учащиеся разовьют образное и пространственное мышление;

фантазию и творческую активность;

правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

разовьют внимание, дисциплинированность, самостоятельность, художественный вкус.

Метапредметные:

познакомятся с образцами народного творчества русской и зарубежной культуры, художественным и декоративным творчеством народов Севера.

станут более трудолюбивыми, аккуратными, усидчивыми;

создадут атмосферу дружбы и коллективного сотворчества;

научатся организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

работать самостоятельно и в коллективе;

грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

дети будут уважительно относиться к педагогу и всем учащимся творческого объединения, смогут самостоятельно организовать рабочее место, бережно и аккуратно относиться к изделиям ручной работы.

2 год обучения

Предметные

Учащиеся освоят различные способы и приёмы декоративно- прикладном творчестве:

основные и дополнительные материалы;

чувствовать и определять холодные и тёплые цвета, применять их в декоративных композициях;

передавать в композиции простейшие формы, общее пространственное положение;

последовательно работать в техниках, согласно теме, анализировать предполагаемый результат в работе.

Личностные:

рефлексировать (грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки);

планировать (организовывать и содержать в порядке своё рабочее место);

проявлять инициативу при поиске способа решения задачи (объединять различные техники в одном изделии);

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задач);

организовывать и содержать в порядке своё рабочее место.


Метапредметные:

познакомятся с современным искусством малочисленных этнических групп;

станут более трудолюбивыми, аккуратными, усидчивыми;

создадут атмосферу дружбы и коллективного сотворчества.

научатся организовывать и содержать в порядке своё рабочее место.

работать самостоятельно и в коллективе;

грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки

3 год обучения

Предметные:

особенности сочетания различных материалов и техник в одном изделии;

передавать в композиции, формы, общее пространственное положение;

свойства материалов, используемых в творческом процессе.

Личностные:

создавать изделие, согласно задуманной идее.

рефлексировать (грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки);

правильно использовать материалы в соответствии со своим замыслом;

проявлять инициативу при поиске способа решения творческой задачи;

организовывать и содержать в порядке своё рабочее место.

Метапредметные:

разовьют творческую активность;

целеустремленность и потребность в творческом развитии и самореализации;

моторику, гибкость рук и точность глазомера, внимание, память, фантазию, воображение.

Приобретут опыт в проектно-творческой деятельности.


РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график


Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Сроки проведения промежуточной аттестации

1

19.09.22

31.05.23

36

(Iпг-15,

IIпг-19)

72

144

По 2 часа \ 2 раза в неделю

22-25.04.23

2

19.09.22

31.05.23

36

(Iпг-15,

IIпг-19)

72

216

По 3 часа \ 2 раза в неделю

22-25.04.23

2

19.09.22

31.05.23

36

(Iпг-15,

IIпг-19)

108

324

По 3 часа \ 3 раза в неделю

22-25.04.23


2.2. Условия реализации программы


Материально - техническое обеспечение

Успешная реализация программы и достижения, учащихся во многом зависят от правильной организации рабочего места пространства в учебном кабинете. Для этого необходимо хорошее естественное и искусственное освящение, просторное, привлекающее своим оформлением помещение.

Оборудование кабинета включает:

комплект мебели для хранения наглядных пособий;

столы и стулья для работы, планшеты;

учебная доска.

Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала. Для хранения фонда лучших детских работ разных лет желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по ДПИ, а так же современные технические средства – компьютер.

Перечень инструментов и материалов для занятий художественным творчеством необходимы материалы и инструменты:

просторное, светлое помещение;

подсобное помещение для хранения реквизита, наглядных пособий;

стеллажи и шкафы для учебной и методической литературы, пособий;

столы и стулья для учащихся;

учебная и методическая литература, наглядные пособия, технологические карты, методические рекомендации.

бисер, рубка, стеклярус, бусинки и бусины, стразы;

фурнитура (замки, карабины, наконечники для кулонов, колье и ожерелий, швензы и пуссеты для серег, булавки для брошей);

основы для оплетения бисером;

мягкая ворсистая салфетка для работы с бисером;

иглы для бисера, ножницы;

цветные нитки, леска, проволока;

канва и ткань для вышивки бисером, пяльцы;

станки для бисероплетения;

кожа, мех, замша различных цветов и фактур;

инструменты для работы с кожей, замшей. – расписать инструменты и материалы

Сукно, драп, тонкий войлок.

Клей

Дидактические пособия:

Раздаточный материал по темам «Основы материаловедения» из раздела «Кожаные превращения», «Отделочные материалы», «Куклы народов Севера», «Орнамент и его предназначение», «Композиция в цвете»

Планы-конспекты занятий: занятие-исследование «Коренные народы Севера», «Нганасанские орнаменты в технике «аппликация», «Сказки северных народов».

Сборники технологических карт «Изготовление куклы», «Изготовление орнаментального кулона», «Кукла «нхууко», «Параллельное низание», «Нганасаны. Аппликация».

4. Дидактические пособия: «Долганы», «Нганасаны», «Ненцы», «Коренные народы Севера», «Флора и фауна Таймыра», «Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края».

5. Ряд обучающих мультимедийных презентаций по программе «Нганасаны. Малочисленные народы Севера», «Декоративное панно», «Куклы Таймыра» «Таймырские шаманы», «Сувенирная мастерская», электронная версия «Северная энциклопедия».

При анализе деятельности учащихся обращается внимание на уровень познавательной активности, наличие интереса к занятию, степень самостоятельности, аналитические умения и навыки (умение выделить основное, выбор оптимальных действий и т.д.), уровень коллективных действий, результативность практических работ.

Информационное обеспечение (стендовая информация, аудио-, видео-, фото-, интернет источники).

Информационное обеспечение

Стендовая информация, аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

Кадровое обеспечение. Программа реализуется (может реализовываться) педагогом дополнительного образования, имеющим опыт работы с детьми в образовательных учреждениях не менее года, образование – не ниже средне-профессионального, профильное или педагогическое.

2.3. Формы аттестации

Программа предполагает получение знаний и умений в области теории и практики изобразительного искусства и прикладного творчества.

Главным результатом реализации программы является создание каждым учащимся творческих продуктов (по разделам программы), а главным критерием оценки учащегося является не столько его талант, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок. Отслеживание результатов реализации программы происходит в процессе анализа и оценки творческих работ, в ходе наблюдения за деятельностью детей; участие в выставках. Основными критериями оценки являются: оригинальность, способность в овладении материалом в творческой работе, аккуратность, точность в передаче художественного образа и смыслового замысла.

Формы проведения аттестации: в конце обучения проходит промежуточная в форме теста и выставка (просмотр творческих работ) по итогам освоения образовательной программы согласно «Положению об аттестации учащихся творческих объединений «Дома детского творчества». Аттестация может проходить как в очной форме, так и в заочной (по результатам творческих достижений учащихся).

Формы отслеживания и фиксации: мониторинговая карта, дипломы, сертификаты, портфолио, перечень готовых работ, отзыв детей и родителей.

2.4. Оценочные материалы

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

промежуточные (проверяется уровень освоения обучающими программы за установленный период);

итоговый (в конце курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

через устный фронтальный опрос по отдельным разделам/темам пройденного материала;

через контрольные срезы;

через выставки, конкурсы и фестивали.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения, и фиксируются в диагностических картах.

Для итогового контроля по каждому году обучения в соответствии с образовательной программой разработаны контрольные срезы (тестирование). Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приемами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса учащих к знаниям.

Оценка осуществляется по 10- бальной системе:

0 – 1 баллов выставляется за «неверный ответ»;

2 – 7 баллов – за «частично верный ответ»;

8 – 10 баллов – за «правильный ответ».


2.5. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса:

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

системность организации учебно-воспитательного процесса;

раскрытие способностей и поддержка мотивированных детей и детей с выдающимися способностями.

Методы обучения:

погружение (эмоционально-образное проживание художественного шедевра, проникновение в его суть);

постижение (освоение, личностное переосмысление произведений искусства);

сравнение (эмоциональное, аналитическое сопоставление художественных образов, стилеобразующих черт);

наглядный (педагог поэтапно демонстрирует приёмы работы);

репродуктивный (воспроизводящий);

иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения);

исследовательский;

частично-поисковый;

проектный. Проектная деятельность включает проведение опытов, исследований, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, игр, практических упражнений, реализации проектов и т.д.; предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.

Формы обучения на занятиях:

фронтальная,

групповая,

индивидуальная,

практические мастер-классы,

конкурсы и др.

Формы занятий

занятия–вариации;

занятия–загадки, разгадки;

занятия–творческие портреты, импровизации;

занятия–образы по сценарию со специальной подготовкой детей;

занятия–праздники;

занятия–эксперименты;

занятия–фантазии, сказки, сюрпризы;

занятия–путешествия, прогулки, экскурсии; занятия с электронными наглядными материалами.

Педагогические технологии

Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между детьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения - развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Технология проблемного обучения - организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.

Игровые педагогические технологии - это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, воспитательные, продуктивные, диагностические, контролирующие, развивающие, творческие, обобщающие.

Здоровьесберегающие технологии (реализуются на основе личностно-ориентированного подхода) - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.

Алгоритм проведения занятий

Организационный: подготовка детей к работе на занятии, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Подготовительный: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.

Основной этап:

усвоение новых знаний и способов действий: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

первичная проверка понимания.

закрепление знаний и способов действий.

обобщение и систематизация знаний.

Практическая работа - самостоятельное выполнение практического задания.

Рефлексия: мобилизация детей на самооценку. Оценивается результативность выполненной работы.

Теоретическая часть даётся в форме бесед и рассказов с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Необходимо, чтобы занятия побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

вести устный диалог на заданную тему;

участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

участвовать в работе конференций, чтений.

Дидактический материал и раздаточный материал: инструкционно-технологические карты, схемы, раздаточный материал, тесты, практические задания, упражнения и др.

Раздаточный материал по темам «Основы материаловедения» из раздела «Кожаные превращения», «Отделочные материалы», «Куклы народов Севера», «Орнамент и его предназначение», «Композиция в цвете»

Планы-конспекты занятий: занятие-исследование «Коренные народы Севера», «Нганасанские орнаменты в технике «аппликация», «Сказки северных народов».

Сборники технологических карт «Изготовление куклы», «Изготовление орнаментального кулона», «Кукла «нхууко», «Параллельное низание», «Нганасаны. Аппликация».

Пособия по декоративно-прикладному искусству:

«Долганы», «Нганасаны», «Ненцы»,

«Коренные народы Севера»,

«Флора и фауна Таймыра»,

«Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края».

Ряд обучающих мультимедийных презентаций по программе

«Нганасаны. Малочисленные народы Севера»,

«Декоративное панно»,

«Куклы Таймыра»

«Таймырские шаманы»,

«Сувенирная мастерская»,

электронная версия «Северная энциклопедия».

Разработки игр, бесед, экскурсий и т.д.

Комплект методической и теоретической литературы;

Разработка тем занятий;

Инструкции по технике безопасности и охране труда;

Физкультминутки, разминки;

Наглядные пособия: образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися;

Рисунки, открытки и эскизы;

Специальная и дополнительная литература. Фотографии детских работ и профессиональных работ;

Разработки открытых занятий, планы-конспекты занятий.

Медиа-презентации.

Список методических рекомендаций;

Материалы для проверки уровня освоения программы;

Материалы по результативности освоения программы: портфолио учащихся с творческими достижениями и результатом участия в конкурсах, портфолио педагога, работы детей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагогов

Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.

Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.,1981

Немов Р.С. Психология в 3 кн. – 4-е издание – М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова 2002 – кн.2 Психология образования.

Никологорская О.А. Природа и творчество. – М., 1990.

Паславский А. Природа, фантазия, творчество. Альбом самоделок. – Киев, 1989

Попова М.И., Батаева Л.В. Основы этнопедагогики и этнопсихологии коренных народов Таймыра- СПб, 2008.

Романова Л.А., Магия бисера - Феникс 2005

Рукоделие. – Харьков, 1997.

Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. – М., 2000

Сластенин В.А., Педагогика: учебное пособие для студентов пед. учебных заведений./

Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001.

Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника:

Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004

http://www.it-n.ru/

http://www.rusnations.ru/

http://nsportal.ru/

Литература для учащихся и родителей

Азбука цветов. Сост. Рошаль И.В. – СПб, 1998.

Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997.

Божко Л. Бисер. – М., 2000

Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002

Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000

Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. - М, 2003.

Вильчевская Е. Азбука Бисероплетения, 2007

Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.

Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.

Гадаева Ю. Фенечки из бисера. – СПб., 2000.

Ефимова А. Сделаем игрушки сами. – М., 1983.

Соколова Ю., Сидорова Ю. Мягкая игрушка. – СПБ.: Литеро, 1999

Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.

Моисеенко Ю.Е., Бичукова Е.В., Бичукова Т.В. Волшебный стежок. – Минск, 2000.

Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.





















25


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.