Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Домашний стадион с ОВЗ»
М униципальное казенное учреждение Управление образования и молодежной политики Златоустовского городского округа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского творчества»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
«Домашний стадион с ОВЗ»
Возраст обучающихся: 7 – 14 лет
Срок реализации: 1 год
Год разработки программы: 2024 г.
Авторы-составители:
Солдатенкова В.А.,
Педагог дополнительного образования
г. Златоуст, 2024 г.
Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 3
1.2. Цель и задачи программы 6
Практика: Самомассаж биологически активных точек, спины, рук, ног. Самомассаж кистей рук и стоп ног. Массаж спины. Вибромассаж конечностей. Комплекс упражнений на растяжку. 15
Теория: Беседа: «Что такое диагностика?» Измерение длины тела. Измерение массы тела. Диагностика состояния позвоночного столба; работы органов дыхания; сердечно-сосудистой системы; гибкости в суставах и позвоночнике. 16
1.4. Планируемые результаты 16
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 18
2.1. Календарный учебный график 18
2.2. Условия реализации программы 18
Вибромассажёр Васильева «Тонус – 2» электрический 18
Дорожка беговая механическая 18
Палки гимнастические пластмассовые 19
Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей- инвалидов, с учетом из особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. №ВК-641/09);
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных организаций, реализующие образовательные программы в субъектах Российской Федерации (письмо Министерства проcвещения Российской Федерации ль 30 декабря 2022 года №АБ-3924/06);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания, 2021 год);
Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» // Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;
Устав и локальные акты учреждения.
Данная программа дополнительного образования относится к программам физкультурно-спортивной направленности.
Уровень освоения содержания образования: углубленный.
Актуальность программы
Образовательный процесс, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в связи с модернизацией образования.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся задачи создания условий для сохранения и укрепления здоровья и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
По оценкам экспертов ООН, инвалидность уже захватила 10% населения планеты.
В России в настоящее время 4,5 процента детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим в современной политике нашего государства одной из первоочередных задач является решение проблемы интеграции людей с ОВЗ в общество и создание предпосылок к их полноценной и независимой жизни.
В решении поставленной задачи, относительно детей с ОВЗ, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, в которой он воспитывается, т. к. социальная изоляция отрицательно сказывается на развитии и самореализации личности человека.
Физическая культура является одним из важнейших направлений реабилитации инвалидов и их интеграции в обществе, также как интеграция через образование и трудовую деятельность. Занятие детей-инвалидов физической культурой во многих случаях можно рассматривать не только как средство, но и как постоянную форму жизненной активности - социальной занятости и достижений. Систематические занятия инвалидов физической культурой не только расширяют их функциональные возможности, оздоравливают организм, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, но и благоприятно воздействует на психику, мобилизуют волю, возвращают людям с ограниченными физическими возможностями чувство социальной защищённости и полезности.
Вопрос развития физической культуры среди инвалидов является актуальной задачей всего гражданского общества. Участие в физкультурных мероприятиях, спортивные тренировки предъявляют повышенные требования к организму человека, функционированию всех его систем.
Отличительные особенности программы
Отличием данной программы является то, что большое внимание уделяется отслеживанию состояния здоровья обучающихся, профилактическим упражнениям, нравственному воспитанию. Важным моментом в деятельности педагога является постоянный контроль взаимодействия с врачебно-физкультурным диспансером. Базой данной программы является программа опыт работы Т.В. Каштановой.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 14 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
Возрастные особенности обучающихся
Возрастные особенности детей 7 – 10 лет.
В младшем школьном возрасте наблюдается завершение ростового скачка, снижение относительного содержания подкожного жира. Отслеживаются индивидуально-типологические особенности телосложения, пропорции тела становятся похожими на взрослого человека, позвоночник продолжает расти. Подходит к завершению формирование физиологических изгибов, мышцы эластичны и богаты водой, но беднее, чем у взрослых, белковыми веществами, жирами и неорганическими соединениями, морфофункциональные изменения в органах и системах (сердечно-сосудистая, дыхательная) создают благоприятные условия для физического воспитания и тренировки.
Возрастные особенности детей 11 – 14 лет.
Возрастные особенности среднего школьного возраста состоят в том, что значительно увеличиваются темпы роста скелета. Ещё не закончен процесс окостенения. Изменяются состояние натяжения мышц и пропорции тела. К 14 годам структура мышечных волокон приближается к морфологической зрелости. Сердце интенсивно растёт. Рост кровеносных сосудов отстаёт от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Увеличивается жизненная ёмкость лёгких. При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат.
Для успешной реализации программы целесообразно объединениеобучающихся в учебные группы численностью не более 8 человек.
Форма обучения: очная, групповая 8 человек.
Методы обучения: разговор, объяснение, диалог, рассказ, эвристическая беседа, показ, пример, демонстрация иллюстраций, рефлексия, образовательная и оздоровительная деятельность под руководством педагога, формирование убеждения в значимости учения, создание ситуации успеха, тренировочные приёмы, самостоятельная работа обучающихся, стимулирование активности личности, реализация воспитательного потенциала, массаж и самомассаж.
Тип занятий: комбинированное.
Формы проведения занятий: практическое занятие, традиционное учебное и практическое занятие, занятие по типу круговой тренировки, открытое занятие, занятие здоровья, викторина, аутотренинг, соревнование, музыкально-ритмическая гимнастика.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий. По программе планируется по 40 минут 2 раза в неделю.
Цель программы - Основной целью данной программы является оказание комплексной физкультурно-спортивной, психолого-педагогической поддержки детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья для последующей интеграции в общество, раскрытие и реализация человеческого потенциала; развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей; достижение уровня успехов сообразно способностям и возможностям в формирование здорового образа жизни.
Задачи программы
Выявление творческого потенциала обучающихся-инвалидов, путём включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми (посещение мероприятий, викторины, тренинги, беседы).
Приобретение занимающимися разносторонней физической подготовленности: развитие выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей.
Организация индивидуального маршрута в объединении по программе дополнительного образования, ориентированным на интересы и возможности ребёнка.
Личностные:
1. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления.
2. Привлечение максимально возможного числа детей с ограниченными возможностями к спортивно-оздоровительным занятиям.
3. Формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями и к здоровому образу жизни.
Метапредметные:
1. Взаимодействие со сверстниками.
2. Помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью.
3. Оказание психологической помощи детям, их родителям в развитии навыков общения для психологической ориентации инвалидов на выход из пассивного социального состояния.
1 год обучения
№ | Наименование разделов | Наименование тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | |||
всего | Теория | практика | |||||
1 | Вводное занятие | 1.1. Начало пути здоровья. Правила поведения в ДвДТ. Поведение в ЧС. Техника безопасности. | 1 | 1 | - | Карточки с заданиями; индивидуальный опрос | |
2 | Пульс и давление | | 2 | 1 | 1 | Наблюдение и самонаблюдение | |
2.1 | 2.1. Живой секундомер. Артериальное давление | | 1 | 1 | - | Самонаблюдение | |
2.2 | 2.2. Подсчёт пульса. Измерение артериального давления | | 1 | - | 1 | Наблюдение | |
3 | Значение физических упражнений | Для чего нужны физические упражнения. Виды физических упражнений | 1 | 1 | - | Самоконтроль; самоанализ | |
4 | Правильное дыхание | | 2 | 1 | 1 | Контроль дыхательной паузы; измерение частоты дыхания; фронтальная беседа | |
4.1 | Путешествие в лёгкие. Система дыхания по К.П. Бутейко | | 1 | 1 | - | Контроль дыхательной паузы | |
4.2 | Диафрагмальное дыхание. Самомассаж передней поверхности шеи | | 1 | - | 1 | Измерение частоты дыхания; фронтальная беседа | |
5 | Аутогенная тренировка | | 2 | 1 | 1 | Собеседование; самоанализ; тетрадь наблюдений | |
5.1 | Как можно сохранить своё здоровье в неблагополучной среде. | | 1 | 1 | - | Собеседование | |
5.2 | Тренировка мышц тела в способности расслабляться | | 1 | - | 1 | Самоанализ; тетрадь наблюдений | |
6 | Здоровое питание | | 1 | 1 | - | Индивидуальный опрос; творческое задание «Моё меню на день» | |
7 | Фитобар | | 2 | 1 | 1 | Устный самоконтроль; самостоятельная деятельность обучающихся под руководством педагога | |
7.1 | Лекари в зелёных халатах. Лекарственные растения Урала | | 1 | 1 | - | Устный самоконтроль | |
7.2 | Заваривание зверобоя, душицы, листьев смородины и малины | | 1 | - | 1 | Самостоятельная деятельность обучающихся под руководством педагога | |
8. | Опыт сохранения здоровья | | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос; контрольное занятие; тест | |
8.1 | Собственная оздоровительная система (СОС). Закаливание | | 1 | 1 | - | Фронтальный опрос | |
8.2 | Массаж лица, ушей, шеи по методике Толкачёва для предупреждения простудных заболеваний. Восстановительный массаж | | 1 | - | 1 | Контрольное занятие «Массаж Толкачёва» | |
8.3 | Массаж по методике Уманской «Волшебные точки» | | 1 | - | 1 | Тест «Волшебные точки» | |
9 | Обучение правильной осанке | | 1 | - | 1 | Диагностика состояния позвоночного столба; наблюдения; собеседование; самоконтроль | |
10 | Специальные комплексы упражнений | | 45 | 1 | 44 | Диагностика на состояние гибкости в суставах и позвоночника; социометрия; наблюдение | |
10.1 | Позвоночник – антенна организма человека | | 1 | 1 | - | Диагностика на состояние гибкости позвоночника | |
10.2 | Контроль осанки возле зеркала и у стены | | 1 | - | 1 | Социометрия | |
10.3 | Комплекс упражнений на выработку правильной осанки | | 1 | - | 1 | Диагностика на состояние гибкости в суставах | |
10.4 | Комплексы упражнений для разных отделов позвоночника | | 6 | - | 6 | Диагностика на состояние гибкости в позвоночнике | |
10.5 | Комплексы упражнений для суставов рук, ног, кистей, стоп | | 2 | - | 2 | Диагностика на состояние гибкости в суставах | |
10.6 | Комплексы упражнений для укрепления мышц поясницы | | 2 | - | 2 | Диагностика на состояние гибкости в позвоночнике | |
10.7 | Комплексы упражнений для снятия усталости с разных отделов позвоночника | | 6 | - | 6 | Наблюдение | |
10.8 | Комплексы упражнений при нарушении осанки | | 6 | - | 6 | Социометрия | |
10.9 | Комплексы упражнений на совершенствование навыка правильной осанки | | 6 | - | 6 | Диагностика на состояние гибкости в суставах и позвоночника | |
10.10 | Комплексы упражнений на совершенствование координации движений | | 4 | - | 4 | Социометрия; наблюдение | |
10.11 | Комплексы упражнений на тренировку силовой выносливости мышц | | 5 | - | 5 | Социометрия; наблюдение | |
10.12 | Комплексы упражнений на овладение навыка «мягкого» бега | | 2 | - | 2 | Социометрия; наблюдение | |
10.13 | Комплексы упражнений на сопротивление | | 2 | - | 2 | Социометрия; наблюдение | |
10.14 | Работа над осанкой возле зеркала и у стены | | 1 | - | 1 | Диагностика на состояние гибкости в суставах и позвоночника; социометрия | |
11 | Промежуточная аттестация | | 1 | - | 1 | Тесты на проверку ранее полученных знаний о здоровом образе жизни | |
12 | Тренажёры и массажёры | | 4 | 1 | 3 | Самоанализ; обсуждение; наблюдение | |
12.1 | Виды тренажёров и массажёров. Правила пользования | | 1 | 1 | - | Самоанализ | |
12.2 | Самомассаж биологически активных точек спины, рук, ног | | 1 | - | 1 | Обсуждение | |
12.3 | Вибромассаж спины и конечностей | | 1 | - | 1 | Наблюдение | |
12.4 | Комплекс упражнений на растяжку | | 1 | - | 1 | Обсуждение | |
13 | Подвижные оздоравливающие игры (ПОИ) | | 4 | - | 4 | Наблюдение; самоконтроль; самоанализ; карточки - задания | |
13.1 | ПОИ при плоскостопии | | 1 | - | 1 | Наблюдение | |
13.2 | ПОИ при нарушении осанки | | 1 | - | 1 | Самоконтроль | |
13.3 | ПОИ для часто болеющих обучающихся | | 1 | - | 1 | Самоанализ | |
13.4 | Комплекс упражнений игрового характера с круговой верёвкой | | 1 | - | 1 | Карточки - задания | |
14 | Диагностика состояния здоровья | | 1 | - | 1 | Измерение длины и массы тела; диагностика состояния позвоночного столба; работы органов дыхания; сердечно-сосудистой системы; гибкости в суставах и позвоночнике; контроль осанки у стены и возле зеркала; самоконтроль | |
15 | Аттестация по итогам освоения программы | | 1 | - | 1 | Тесты на проверку полученных знаний о здоровом образе жизни | |
16 | Итоговое занятие | | 1 | - | 1 | Наблюдение; самоанализ; обсуждение | |
| Итого: | | 72 | 10 | 62 | |
Описание каждой темы/раздела в соответствии с учебным планом
Теория: Цели и задачи занятий. Требования к занятиям. Техника безопасности при выполнении упражнений. Безопасный путь в ДДТ. Правила поведения во Дворце детского творчества. Поведение при пожаре и чрезвычайных ситуациях. Разговор: «Начало пути здоровья».
Практика: Экскурсия по ДвДТ. Учебная тренировка на случай пожара и чрезвычайных ситуаций.
Раздел 2. Пульс и артериальное давление
Теория: Беседа: Живой секундомер. Что не любит сердце? О чем говорит пульс? Понятие о давление. Измерение давления. Прибор для измерения давления. Правила измерения давления тонометром. Лечение повышенного и пониженного давления с помощью «зелёной аптеки».
Практика: Подсчет пульса. Измерение артериального давления.
Раздел 3. Значение физических упражнений
Теория: Диалог: «Для чего нужны физические упражнения». Что способствует тренировке мышц. Гиподинамия – недостаточная физическая активность. Виды физических упражнений.
Практика: Комплексы упражнений: дыхательные, для снятия стресса, для укрепления «мышечного» корсета, для улучшения деятельности внутренних органов: пищеварения, кровообращения, дыхания.
Раздел 4. Правильное дыхание
Теория: Беседа: «Путешествие» в лёгкие. Что такое личный газопровод? Органы дыхания. Что происходит в организме во время дыхания. Воздушный и пищевой тоннели. Как сохранить дыхательные пути здоровыми. Рациональное использование органов дыхания. Гигиена дыхания во время прогулок. Почему нужно дышать носом, а не ртом. Переохлаждение организма. Инфекционные болезни. Пневмония – наиболее опасное заболевание. Кожное дыхание. Гигиена кожных покровов. Типы дыхания. Система дыхания по К.П. Бутейко. Выработка глубокого дыхания.
Практика: Контроль дыхательной паузы. Диагностика работы органов дыхания. Измерение частоты дыхания за 1 минуту. Влияние физической нагрузки на работу легких. Диафрагмальное дыхание. Самомассаж передней поверхности шеи. Воздушный массаж слизистой оболочки носа. Комплекс упражнений для правильного дыхания. Смешанное дыхание. Тренировка по использованию ВЛГД.
Раздел 5. Аутогенная тренировка
Теория: Беседа: «Как можно сохранить свое здоровье в неблагополучной окружающей среде?» Спад психофизических сил. Аутотренинг. Формулы для проговаривания. Расслабление тела. Значение диафрагмального дыхания.
Практика: Тренировка организма ребенка в способности расслабляться.
Раздел 6. Здоровое питание
Теория: Беседа: «Конвейер наоборот». Что такое пищеварение? Уход за зубами. Правила приема пищи. Беседа: «Меню из трёх блюд на всю жизнь». Жиры, белки, углеводы. Целебное питание. Рецепты Г. Шаталовой. Диалог: «Какие продукты необходимо ежедневно употреблять для укрепления сердечной мышцы?»
Практика: Творческое задание «Моё меню на день».
Раздел 7. Фитобар
Теория: Беседа: «Лекари» в зелёных халатах». Травы и коренья, успокаивающие нервную систему. Без воды нет жизни. Как можно избежать простуды? Травяной чай. Заготовка трав. Способ применения. Лекарственные травы: мать-и-мачеха, крапива, спорыш, лопух. Лекарственные травы Урала.
Практика: Заваривание травяного чая (зверобой, душица, листья смородины и малины).
Раздел 8. Опыт сохранения здоровья
Теория: Беседа: «Как приучить организм приспосабливаться к воздействию окружающей среды». Что ослабляет организм человека? Собственная оздоровительная система (СОС). Беседа: «Роль солнечных лучей и водных процедур в создании мощной нервной силы». Закаливающие процедуры. Виды водных процедур. Правила приема солнечных ванн. Правила безопасности во время купания.
Практика: Самомассаж лица, ушей, шеи по методике Б. Толкачева для предупреждения простудных заболеваний. Массаж по методике Уманской А. «Волшебные точки».
Раздел 9. Обучение правильной осанке
Теория: Беседа: «Главный энергетический канал». Сложная конструкция позвоночника. Зависимость здоровья человека от функционального состояния позвоночника – вместилища спинного мозга. Осанка – привычная поза человека. Как правильно сидеть, стоять, лежать, поднимать тяжести? Физические упражнения для позвоночника. Профессиональные болезни детей (нарушения осанки, сколиоз). Профилактика нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия.
Практика: Комплекс упражнений на улучшение и сохранение правильной осанки. Комплекс упражнений на формирование правильной осанки. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Массаж при плоскостопии.
Раздел 10. Специальные комплексы упражнений
Теория: Беседа: «Антенна» организма». Позвоночник – вместилище спинного мозга. Диагностика на состояние гибкости в суставах и позвоночника. Основные движения, позволяющие улучшить гибкость в суставах и позвоночнике. Мышцы – помощники движения. Три вида движений: сгибание – разгибание, компрессия – декомпрессия (сжатие – разжатие), скручивание – раскручивание. Назначение специальных упражнений. Виды физических упражнений: для снятия стресса, для укрепления мышечного «корсета», для улучшения деятельности внутренних органов, для улучшения деятельности органов пищеварения, кровообращения, дыхания.
Практика: Разучивание специальных комплексов упражнений для шейного отдела позвоночника, для верхне-грудного отдела позвоночника, для поясничного отдела позвоночника, для развития гибкости, для исправления нарушения осанки, укрепления мышц, суставов (кистей рук и стоп ног).
Раздел 11. Промежуточная аттестация
Теория: Тесты на проверку ранее полученных знаний о здоровом образе жизни.
Практика: Подсчёт пульса. Измерение давления. Контроль осанки.
Раздел 12. Тренажёры и массажёры
Теория: Виды тренажёров и массажёров. Цели использования тренажёров и массажёров. Правила по технике безопасности. Важные факторы успешной тренировки – достаточный отдых и правильная диета. Самомассаж биологически активных точек. Массажёр для ног «Тонус» (самомассаж БАТ). Вибромассажёр Васильева «Тонус – 2». Польза вибромассажа. Правила работы на беговых дорожках и «круге здоровья». Массажёры для всего тела. Ручные и ножные массажёры.
Практика: Самомассаж биологически активных точек, спины, рук, ног. Самомассаж кистей рук и стоп ног. Массаж спины. Вибромассаж конечностей. Комплекс упражнений на растяжку.
Раздел 13. Подвижные оздоравливающие игры
Теория: Беседа: «Польза двигательной активности». Подвижные игры – средство коррекционного воздействия на организм. Вред гипокинезии. Активная физическая деятельность. Посильная помощь друг другу.
Практика: Проведение подвижных игр при различных заболеваниях: при плоскостопии – «Веселая маршировка», «Мы такие футболисты», «Пройди по ребристой доске», «Комплекс упражнений игрового характера», «Воздушный шарик пролетел в ворота», «Кто быстрее спрячет простынку под стопу»; при нарушении осанки – «Покати мяч ко мне», «Школа мяча», «Между булавами», «Где ноги?», «Ель, елка, елочка», «Ласточка», «Лягушонок», «Метание мяча»; тренировка правильного дыхания – «Гуси-лебеди», «Бульканье», «Шарик», «Кто громче»; укрепление мышечного «корсета» - «Воздушный шарик полетел», «Из класса в класс», «Передал – садись», «Переложи мяч»; укрепление мышц конечностей и туловища – «Бегущая скакалка», «Кач-кач», «Ель, елка, елочка», «Веселая зарядка»; улучшение функции зрительного анализатора – «Зоопарк», «Зайка серый умывается», «Умей слушать».
Раздел 14. Диагностика состояния здоровья
Теория: Беседа: «Что такое диагностика?» Измерение длины тела. Измерение массы тела. Диагностика состояния позвоночного столба; работы органов дыхания; сердечно-сосудистой системы; гибкости в суставах и позвоночнике.
Практика: Измерение длины и массы тела. Диагностика состояния позвоночного столба; работы органов дыхания; сердечно-сосудистой системы; гибкости в суставах и позвоночнике. Контроль осанки у стены и у зеркала.
Раздел 15. Аттестация по итогам освоения программы
Теория: Тесты на проверку полученных знаний о здоровом образе жизни «Системы организма», «Вред гиподинамии», «Аутотренинг», «Опыт сохранения здоровья», «Позвоночник», «Самомассаж БАТ», «Подвижные оздоравливающие игры».
Практика: Тесты на проверку полученных знаний о здоровом образе жизни.
Раздел 16. Итоговое занятие
Теория: Повторение пройденного материала.
Практика: Игровая программа.
1 год обучения
Образовательные (предметные):
1. Создание мотивации, способствующей формированию навыков здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью.
2. Формирование и укрепление растущего детского скелета и мышечного корсета, укрепления всего организма, предотвращения изменений в развитии основных функций опорно-двигательного аппарата, а также коррекция уже полученных изменений у детского населения.
3. Формирование навыков личной и общественной гигиены, самоконтроля функционального состояния организма.
Личностные:
1.Укрепление здоровья и улучшение физического развития.
2. Понимание связи занятий физических упражнений с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности.
3. Развитие умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели.
Метапредметные:
1.Развитие устойчивого интереса к оздоровительным занятиям.
2. Наличие доступных знаний в области физической культуры, гигиены, физиологии, анатомии.
3. Умение отслеживать влияние на обучающегося факторов окружающей среды, учебно-воспитательной и двигательной деятельности.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Начало учебных занятий для обучающихся: 4 г.
Окончание: 5 г.
Продолжительность учебного года: 36 недель
Количество часов в год: 72 часа
Продолжительность и периодичность занятий: по 40 минут 2 раза в неделю
Промежуточная аттестация: декабрь
Аттестация по итогам освоения программы: май
Выходные дни: суббота, воскресенье
Объем программы: 72 часа
Срок освоения программы: 9 месяцев
2.2. Условия реализации программы
Образовательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования обучающихся в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на прогулочных площадках с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Принципы работы:
Принцип проектирования программно-методического обеспечения;
Принцип инновационной составляющей;
Принцип интеграции;
Принцип предоставления и распространения практического опыта.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование основного оборудования | Количество |
Стенка гимнастическая | 1 шт. | |
2 шт. | ||
1 шт. | ||
1 шт. | ||
| 1 шт. | |
2 шт. | ||
2 шт. | ||
Дорожки массажные роликовые | 2 шт. | |
3 шт. | ||
3 шт. | ||
Массажёр-скалка пластмассовая | 1 шт. | |
Коврики гимнастические | 15 шт. | |
15 шт. | ||
Скакалки | 15 шт. | |
15 шт. | ||
3шт. | ||
Эспандеры резиновые | 3 шт. | |
3 шт. | ||
15 шт. | ||
15 шт. | ||
2 шт. | ||
3 шт. | ||
2 шт. | ||
5 шт. | ||
1 шт. | ||
1 шт. |
Согласно положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец детского творчества» принятого на заседании Педагогического Совета МАУ ДО «ДвДТ». Протокол №1 от 16.06.2023г.
Карточки с заданиями
Индивидуальный опрос
Наблюдение и самонаблюдение
Самоконтроль
Самоанализ
Контроль дыхательной паузы
Измерение длины и массы тела
Измерение частоты дыхания
Фронтальная беседа
Тетрадь наблюдений
Творческое задание «Моё меню на день»
Устный самоконтроль
Контрольное занятие
Диагностика состояния позвоночного столба
Диагностика работы органов дыхания
Диагностика сердечно-сосудистой системы
Диагностика на состояние гибкости в суставах и позвоночника
Социометрия
Тесты на проверку ранее полученных знаний о здоровом образе жизни
Контроль осанки у стены и возле зеркала
2.4. Оценочные материалы
Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеразвивающей программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан мониторинг на основе опыта работы Т.В. Каштановой, методических разработок Н.И. Дереклеевой, Г.К. Зайцевой, В.Л. Страковской Т.В.
Диагностические тесты на определение состояния здоровья обучающихся.
Тесты на проверку ранее полученных знаний о здоровом образе жизни.
Ростомер.
Весы напольные.
Секундомер.
Правила по технике безопасности
Комплексы утренней гигиенической гимнастики
Комплекс утренней психогигиенической гимнастики
Комплексы упражнений с отягощением
Комплекс упражнений на выработку правильной осанки
Комплексы упражнений с предметами и на гимнастической скамейке
Комплекс дыхательных упражнений
Комплекс точечного массажа
Методические рекомендации по проведению аутотренинга
Карточки с описанием игр
Рекомендации при некоторых заболеваниях
Сценарий спортивного мероприятия «Ваша детская игра завтра станет былью»
В содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Домашний стадион» включён воспитательный компонент, направленный на формирование у обучающихся общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, что предусматривается Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» нацпроектом «Образование», проектом Концепции развития дополнительного образования до 2030 года.
Цель воспитательного компонента – ценностно-смысловое развитие обучающихся.
Воспитание в дополнительном образовании рассматривается, прежде всего, как организация педагогических условий и возможностей для осознания обучающимся собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, проявляющегося в форме переживаний, смыслотворчества, саморазвития.
Задачи воспитательного компонента:
Нравственное самоопределение обучающегося. Реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с обучающимся, ориентированных на идеальное представление о нравственном облике современного человека, на формирование гражданской идентичности и патриотических чувств.
Педагогическое сопровождение социального выбора и помощь обучающемуся с ответом на следующие вопросы: с кем быть, как строить свои отношения с людьми, как обеспечить свое участие в улучшении окружающей жизни? Занятия предоставляют обучающемуся возможности приобретения для него нового социального опыта.
Педагогическое сопровождение профессионального выбора, которое помогает ответить обучающемуся на вопрос: «Кем быть?»
Педагогическое сопровождение овладения обучающимся нормами общественной жизни и культуры, формирование представления о том, что такое красота жизни и искусства.
Формы воспитательного компонента:
Беседа, медиа беседа, мастер-класс, интерактивная игра, танцевально-развлекательное мероприятие.
Методы воспитания:
В воспитательной деятельности с обучающимися по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, обучающихся); метод упражнений (приучения); методы одобрения и корректировки поведения обучающихся, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание обучающихся их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки обучающихся в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания:
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования обучающихся в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением обучающихся, их общением, отношениями друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросы.
Календарный план воспитательной работы представлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе воспитания учреждения (таблица).
№ п/п | Наименование мероприятия по программе воспитания | Дата проведения | Форма проведения мероприятия | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели |
1 | Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правилам поведения во Дворце. | сентябрь | беседа | Усвоение правил техники безопасности, пожарной безопасности, правил поведения во Дворце |
2 | Составление карты «Мой безопасный путь в школу, Дворец, домой» | сентябрь | беседа | Выбор наиболее безопасного пути передвижения во Дворец, повышение грамотности по ПДД |
3 | «Электричество мой друг» | сентябрь | беседа | Усвоение правил безопасности при использовании электричества |
4 | День открытых дверей | сентябрь | Концертная программа | Праздничное открытие учебного года |
5 | День пожилого человека | сентябрь | Концертная программа | Воспитание уважения и почтения к старшему поколению |
6 | Режим дня – это важно! | октябрь | Медиа беседа | Составление чек-листа и распорядка дня для наибольшей продуктивности и сохранения здоровья |
7 | Осенние опасности на дороге | октябрь | беседа | Усвоение правил поведения на дороге в осенний период, повышение грамотности по ПДД |
8 | Твое гордое имя - Отец | октябрь | Концертная программа | Поддержание семейных ценностей и традиций, повышение роли семьи |
9 | Осенние приключения | октябрь | Танцевально-развлекательная программа | Организация досуга для обучающихся в школьное каникулярное время, повышение сплоченности коллективов |
10 | Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правилам поведения во Дворце. | ноябрь | беседа | Повторение правил техники безопасности, пожарной безопасности, правил поведения во Дворце |
11 | Правила безопасности в осенне-зимний период | ноябрь | беседа | Усвоение правил безопасности в осенне-зимний период |
12 | ЗОЖ – это здорово | ноябрь | Медиа беседа | Знакомство с принципами здорового образа жизни |
13 | Мы вместе – мы едины | ноябрь | Интерактивная игра | Знакомство с историей появления праздника «День народного единства», воспитание патриотического чувства |
14 | Мама – главное слово | ноябрь | Концертная программа | Поддержание семейных ценностей и традиций, повышение роли семьи |
15 | Зимние опасности | декабрь | беседа | Усвоение техники безопасности в зимний период |
16 | Правила движения пешеходов по улицам и дорогам | декабрь | беседа | Изучение правил безопасности на дорогах, повышение грамотности по ПДД |
17 | День героев Отечества | декабрь | Интерактивная игра | Знакомство с историей праздника "День героев Отечества", с биографией златоустовского героя Зяблова С.В. |
18 | И снова здравствуй, Новый Год! | декабрь | Танцевально-развлекательная программа | Организация досуга для обучающихся, повышение сплоченности коллективов |
19 | Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правилам поведения во Дворце. | январь | беседа | Повторение правил техники безопасности, пожарной безопасности, правил поведения во Дворце |
20 | Опасности у дома | январь | беседа | Изучение правил безопасности на прогулке |
21 | Телефон – друг или враг | январь | Медиа беседа | Изучение влияния телефонов на здоровье обучающихся |
22 | Терроризм – угроза обществу | февраль | беседа | Усвоение правил поведения при террористической атаке |
23 | День воинов-интернационалистов | февраль | Медиа беседа | Знакомство с историей памятной даты «День воинов-интернационалистов», с историей Афганского конфликта. Воспитание патриотического чувства, чувства гордости за нашу страну |
24 | Широкая Масленица | февраль | Игровая программа квест | Изучение народных обычаев, знакомство с историей народных праздников |
25 | Знаки на дорогах нам в пути помогут | март | беседа | Изучение дорожных знаков, повышение грамотности по ПДД |
26 | Осторожно, тонкий лед! | март | беседа | Изучение правил безопасности в весенний период |
27 | Мероприятие, приуроченное к праздничным датам 23 февраля и 8 марта «23+8» | март | Танцевально-развлекательная программа | Организация досуга для обучающихся в школьное каникулярное время, повышение сплоченности коллективов |
28 | Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правилам поведения во Дворце. | апрель | беседа | Повторение правил техники безопасности, пожарной безопасности, правил поведения во Дворце |
29 | Мы пассажиры | апрель | беседа | Изучение правил поведения в транспорте |
30 | День космонавтики | апрель | Интерактивная игра | Знакомство с историей развития космонавтики в России |
31 | Что такое правильное питание | апрель | Медиа беседа | Изучение принципов правильного питания, оценка качества своего рациона |
32 | День Победы | май | Медиа беседа | Патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание уважения и признания к ветеранам и труженикам тыла, монтаж поздравительного видео с участием обучающихся |
33 | Как провести каникулы с пользой | май | беседа | Составление чек-листа на летнее каникулярное время с целью продуктивного времяпрепровождения |
34 | Отчетный концерт коллективов МАУДО «ДвДТ» | май | Концертная программа | Подведение итогов учебного года, сплочение коллективов |
35 | Ура, каникулы! | май | Танцевально-развлекательная программа | Организация досуга для обучающихся, сплочение коллективов |
Список литературы для педагогов
Аксельрод, А.Ю. Скорее скорой / А.Ю. Аксельрод. – М.: Медицина, 2018. - 80 с.
Буцинская, П.П. Общеразвивающие упражнения / П.П. Буцинская, В.И. Васюкова, Г.П. Лескова; Под ред. П.П. Буцинской. – М.: Просвещение, 2018. – 175 с.
Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 2018. – 128 с.
Величковский, Б.Т. Здоровье и окружающая среда / Б.Т. Величковский, И.Т. Суравегина, Т.Т. Цыплёнкова; Под ред. Б.Т. Величковского. – М.: НПЦ Экология и образование, 2020. – 160 с.
Верхлин, В.Н. Физическая культура: входные и итоговые проверочные работы: 1-4 кл. [Текст]: Контрольно измерительные материалы / В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов. – М.: ВАКО, 2022. – 48 с.
Всё о лекарственных растениях. Атлас-справочник / Гл. ред. С.Ю. Раделов. – СПб.: ООО СЗКЭО, 2018. – 192 с.
Гальцова, Е.А. Спортивный серпантин: сценарии спортивных мероприятий для младших школьников / Е.А. Гальцова, О.П. Власенко; Под ред. Е.А. Гальцовой. – Волгоград: Учитель, 2019. – 191 с.
Гитун, Т.В. Лечение стрессов и нервных заболеваний / Т.В. Гитун. – М.: РИПОЛ классик, 2018. - 64 с.
Дейл, К. Гидротерапия / К. Дейл, Ч. Томас; Под ред. К. Дейл. – п. Заокский: Источник жизни, 2018. – 160 с.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: Вако, 2018. – 152 с.
Динейка, К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка / К.В. Динейка. – М.: Физкультура и спорт, 2018. – 360 с.
Долженков, А.В. Здоровье вашего позвоночника / А.В. Долженков. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2019. – 208 с.
Дорошкевич, М.П. Основы валеологии и школьной гигиены [Текст]: Учеб. пособие / М.П. Дорошкевич, М.А. Нашкевич, Д.М. Муравьева, В.Ф. Черпик; Под ред. М.П. Дорошкевич. – Минск: Вышайшая школа, 2018. – 238 с.
Елизарова, Е.М. Физическая культура. 2-4 классы: уроки двигательной активности / Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2018. – 95 с.
Зайцев, Г.К. Валеология [Текст]: Методическое пособие / Г.К. Зайцев. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 235 с.
Качашкин, В.М. Методика физического воспитания [Текст]: Методическое пособие / В.М. Качашкин. – М.: Просвещение, 2019. – 304 с.
Каштанова, Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении / Т.В. Каштанова. – М.: Аркти, 2018. – 116 с.
Кенеман, А.В. Детские подвижные игры / А.В. Кенеман. – М.: Просвещение, 2019. – 239 с.
Кирпичёв, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника 1-4 классов [Текст]: Учеб. пособие для учителя / В.И. Кирпичёв. – М: Гуманитарный издательский центр Владос, 2020. – 144 с.
Котешева, И.А. Симфония для позвоночника / И.А. Котешева. – М.: РИПОЛ классик, 2020. – 64 с.
Макаров, К.М. Управление стрессом / К.М. Макаров. – Челябинск: Глобал, 2018. – 15 с.
Манойлов, А.Е. Больной в доме / А.Е. Манойлов. – Челябинск: Форум – издат, 2018. – 42 с.
Меньшикова, Г.В. Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья / Г.В. Меньшикова. – М.: АСТ, 2018. – 61 с.
Минскин, Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня / Е.М. Минскин. – М.: Просвещение, 2019,. – 160 с.
Недовесова, Н.П. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей / Н.П. Недовесова. – СПб.: ООО Детство-Пресс, 2019. – 96 с.
Патрикеев, А.Ю. Поурочные разработки по физической культуре в 1 классе [Текст]: Методическое пособие для школьного учителя / А.Ю. Патрикеев. - М.: ВАКО, 2019. – 256 с.
Патрикеев, А.Ю. Поурочные разработки по физической культуре в 4 классе [Текст]: Методическое пособие для школьного учителя / А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2019. – 240 с.
Петленко, В.П. Валеология человека. Здоровье – Любовь – Красота. В 5 томах. Т.3. Физическое и психическое здоровье / В.П. Петленко. – СПб.: ООО Оракул, 2020. – 350 с.
Петленко, В.П. Валеология человека. Здоровье – Любовь – Красота. В 5 томах. Т.2. Экологическая Валеология и Питание / В.П. Петленко. – СПб.: ООО Оракул, 2020. – 360 с.
Рубцов, А.Т. Группы здоровья / А.Т. Рубцов. – М.: Физкультура и спорт, 2021. – 191 с.
Русланов, Д.В. Здоровье физического тела (руководство для ищущих) / Д.В. Русланов. – М.: ИД Гелиос, 2022. – 128 с.
Сергиенко, Ю.В. Лечение болезней позвоночника и спины методом Поля Брегга / Ю.В. Сергиенко. – М.: РИПОЛ классик, 2018. – 64 с.
Ситель, А.Б. Соло для позвоночника / А.Б. Ситель. – М.: Метафора, 2019. – 240 с.
Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В.И. Смирнов. – М.: Педагогическое общество России, 2020. – 416 с.
Страковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. / В.Л. Страковская – М.: Новая школа, 2021. – 288 с.
Сулим, Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей / Е.В. Сулим. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 224 с.
Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М.: Политиздат, 2018. – 272 с.
Тараканова, Л.А. Здоровьесберегающие технологии [Текст] / Л.А. Тараканова // Завуч. – 2022. - № 2. – С. 120-128.
Тель, Л.З. Валеология: учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3 томах. Т.1. Общие положения в валеологии / Л.З. Тель. – М.: ООО Издательство АСТ; Астрель, 2021. – 432 с.
Тель, Л.З. Валеология: учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3 томах. Т.2. Валеология питания / Л.З. Тель. – М.: ООО Издательство АСТ; Астрель, 2021. – 480 с.
Тель, Л.З. Валеология: учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3 томах. Т.3. Валеология онтогенеза. Частная валеология / Л.З. Тель. – М.: ООО Издательство АСТ; Астрель, 2021. – 416 с.
Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста / - М.: Просвещение, 2021. – 67 с.
Чепурных, Е.Е. Методические рекомендации по проведению в образовательных учреждениях ежегодного «Всероссийского урока здоровья» [Текст] / Е.Е. Чепурных // Вестник образования России. – 2021. - № 8. – С. 16-31.
Шилов, Д.С. Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений [Текст] / Д.С. Шилов // Вестник образования России. – 2021. - № 11. – С. 22-74.
Шульц, Я. Лекарства из божьей аптеки / Я. Шульц, Э. Уберхубер; Под ред. Я. Шульц. – пос. Заокский: Источник жизни, 2019. – 167 с.
Список литературы для обучающихся
Афонькин, С.Ю. Когда, зачем и почему? / С.Ю. Афонькин. – Петрозаводск: Карелия, 2022. – 31 с.
Воронов, С.Л. Легко ли стать закаленным? [Текст] Брошюра / С.Л. Воронов. - Челябинск: Форум – издат, 2021. – 4 с.
Зайцев, Г.К. Твоё здоровье. Укрепление организма / Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев; Под ред. Г.К. Зайцев. – СПб.: Детство – пресс, 2021. – 216 с.
Кильпио, Н.Н. 80 игр для детского сада / Н.Н. Кильпио. – М.: Просвещение, 2020. – 94 с.
Литвинов, Е.Н. Как стать сильным и выносливым / Е.Н. Литвинов, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон; Под ред. Е.Н. Литвинов. – М.: Просвещение, 2021. – 62 с.
Лях, В.И. Физическая культура. 1-4 классы [Текст]: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2022. – 190 с.
Полиевский, С.А. Физкультура и закаливание в семье / С.А. Полиевский, Е.П. Гук; Под ред. С.А. Полиевского. – М.: Медицина, 2018. – 80 с.
Усков, Г.В. Ни дня без движения [Текст]: Брошюра / Г.В. Усков, Н.И. Гулевич; Под ред. Г.В. Ускова. – Челябинск: Глобал, 2018. – 4 с.
Шибкова, Д.З. Наука быть здоровым. / Д.З. Шибкова. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2018. – 244 с.
Шибкова, Д.З. Основы здорового образа жизни / Д.З. Шибкова – Челябинск: Издательство ЧГПУ: Факел, 2018. – 257 с.
Список интернет-ресурсов
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. – 2 электрон. опт. диска (CD-ROM): зв., цв. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2023. – Загл. с этикетки.
Infourok [Электронный ресурс]. – Режим доступа: infourok.ru/fizkulturahtml. (Дата обращения 19.01.18).
Современный учительский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: easyen.ru/load/fizkultura/426. (Дата обращения 19.01.19).
Учительский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.uchportal.ru/load/104/. (Дата обращения 19.01.18).
Физкультурный досуг на улице [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.maam.ru /. (Дата обращения 19.0