ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВА"
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Новосибирской области
Администрация Краснозерского района Новосибирской области
МКОУ Полойская СОШ имени В.И.Шумихина
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
"ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВА"
Уровень программы: базовый
Сроки реализации программы 2 года: 102 часа (1 год-34 часа, 2 год- 68 часов)
Возрастная категория 10-11 лет
Форма обучения: очная
Программа реализуется на бюджетной основе
Автор-составитель: Болдырева Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы
с. Полойка, 202
Содержание
№ п/п | Наименование | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Цель и задачи | 5 |
3 | Содержание программы | 6 |
4 | Планируемые результаты | 9 |
5 | Календарный учебный график | 10 |
6 | Условия реализации программы | 14 |
7 | Формы аттестации | 14 |
8 | Оценочные материалы | 14 |
9 | Тесты | 15 |
10 | Методические материалы | 18 |
11 | Список литературы | 19 |
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный мир слова» (далее - Программа) реализуется в художественной направленности, так как способствует раскрытию творческого потенциала детей.
Формирование личности и ее нравственных ориентиров происходит в значительной мере через взаимодействие с языком. «Живое слово» оказывает существенное влияние на социальную адаптацию молодежи и становление их мировоззрения. В современную эпоху, характеризующуюся преобладанием экранного времени и упрощенной коммуникацией, особенно важно стимулировать интерес к литературному языку.
Программа "Занимательный мир слова" разработана для того, чтобы учащиеся стремились к творчеству, проявляли интерес к художественному слову и более глубоко познавали богатство родной речи, в противовес обедненному словарному запасу, распространенному в цифровой среде.
Программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г.;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2026 г.;
- Постановлением от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.2.4.3172-14»;
- Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период режима «повышенной готовности»;
- Письмом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.05.2020 № 4701-13-8936/20 «Об особенностях окончания учебного года в организациях дополнительного образования».
Актуальность.
Речь выступает как способ взаимодействия между людьми, инструмент для оформления и передачи мыслей и эмоций, а также как способ получения новых сведений и знаний. Умение пользоваться словом – ключом к общению и мышлению – является фундаментом интеллектуального развития ребенка. Мыслительная деятельность невозможна без языковой базы.
Предлагаемая программа будет способствовать расширению словарного запаса учащихся, обогащению их кругозора, совершенствованию навыков устной и письменной коммуникации. Кроме того, она направлена на развитие позитивных черт характера, необходимых для формирования гражданской позиции. Программа оптимально приспособлена для реализации в формате дистанционного обучения при возникновении временных ограничений.
Новизна Программы.
Новизна данной Программы заключается в том, что образовательная деятельность частично проходит с применением дистанционного обучения (мессенджер МАХ). Программа является базовой и тесно связана с программой ознакомительного уровня «Язык родной, дружи со мной», так как является её продолжением. Учащиеся продолжают знакомиться с основными понятиями языка и речи, формулировать развернутые ответы, учатся правильно говорить, задавать вопросы, адекватно воспринимать адресата общения, осваивать приёмы публичного выступления.
Педагогическая целесообразность.
Данная Программа стимулирует креативность, расширяет словарный запас, совершенствует навыки устной и письменной речи, поощряет оригинальность мышления и помогает раскрыть творческий потенциал. Интеграция разнообразных инструментов, ресурсов и подходов, адаптированных для удалённого формата обучения, в рамках данной структуры способствует всестороннему творческому росту школьников, отвечая задачам и основным целям программы.
Программа является модифицированной, разработана на основе дополнительных образовательных программ «Художественное слово» Бивойна С.А., «Художественное слово» Тимофеевой О.В., «Живое слово» Шайдуллиной Р.Х.
Адресат Программы. Возраст детей, участвующих в реализации Программы – 10-11 лет.
Зачисление в объединение производится по заявлению родителей. Численный состав учебных групп, а также продолжительность групповых занятий определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям СанПиН.
Уровень Программы – базовый. Программа составлена на основе программы ознакомительного уровня «Язык родной, дружи со мной».
Объем – 102 часа.
Сроки реализации – 2 года.
Общий объем Программы – 102 часа.
1 год обучения - 34 часа.
2 год обучения – 68 часов.
Форма обучения - очная.
Форма организации деятельности детей на занятии - групповая и индивидуально-групповая.
Формы проведения занятия - беседа, мастер-класс, игра, самостоятельная работа, видеолекция, конкурс, творческое задание, видеопрезентация.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю в первый год обучения и 2 раза в неделю во 2 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс осуществляется в одновозрастных группах учащихся. Занятия с индивидуальным подходом к каждому учащемуся.
Цель Программы - приобщение детей к искусству слова, формирование навыков выразительного чтения и декламации, развитие творческих способностей учащихся.
Цель Программы второго года обучения – создание оптимальных условий для последовательного совершенствования речевой деятельности учащихся через овладение основами грамотного говорения, чтения, слушания.
Задачи Программы.
Образовательные (предметные):
Содействие развитию устной речи у детей и расширение их лексикона;
Совершенствование умений коммуницировать посредством взаимодействия с окружающими;
Приобретение навыков использования образовательных технологий и соответствующего программного обеспечения.
Личностные:
Повышение заинтересованности в самостоятельном познании родной речи и литературного творчества;
Формирование оригинального, креативного подхода к решению задач и раскрытие творческого потенциала учеников;
Совершенствование навыков удаленной работы как в составе группы, так и самостоятельно, с акцентом на выполнение задач индивидуально и в коллективе в дистанционном формате.
Метапредметные:
Развитие способности к проектированию, мониторингу и анализу учебно-познавательной деятельности, соотнесению её с поставленной целью и заданными обстоятельствами, а также к выбору оптимальных путей для достижения намеченного результата;
Совершенствование компетенции в самостоятельном поиске необходимых сведений, используя предложенный список онлайн-ресурсов, включая информационные платформы, цифровой контент, веб-сайты, блоги и другие источники;
Углубление навыков применения социальных медиа для решения образовательных задач.
Содержание Программы первого года обучения
Учебный план
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации и контроля |
1 | Голосоведение | 16 | 4 | 12 | Домашнее задание. Текущий контроль. |
1.1 | Артикуляционная гимнастика. | 10 | 2 | 8 | |
1.2 | Дыхательные упражнения. | 6 | 2 | 4 | |
2 | Расширение словарного запаса. | 16 | 4 | 12 | Работа с текстом. |
2.1 | В мире текстов. | 6 | 2 | 4 | |
2.2 | Оратор и аудитория. | 10 | 2 | 8 | |
3 | Итоговое занятие. | 2 | 0 | 2 | Творческое задание. Промежуточный контроль. |
| Итого: | 34 | 8 | 26 | |
Содержание Программы второго года обучения
Учебный план
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации и контроля |
1 | Техника речи. | 26 | 12 | 14 | Домашнее задание. Текущий контроль. |
1.1 | Дикция. | 14 | 4 | 10 | |
1.2 | Развитие техники речи. | 12 | 8 | 4 | |
2 | Текст. | 40 | 6 | 34 | Работа с текстом. |
2.1 | В мире текстов. | 10 | 2 | 8 | |
2.2 | Проба пера. | 30 | 4 | 26 | |
3 | Итоговое занятие. | 2 | 0 | 2 | Творческое задание. Промежуточный контроль. |
| Итого: | 68 | 18 | 50 | |
Содержание учебного плана Программы первого года обучения
1 Голосоведение (16 часов)
1.1 Артикуляционная гимнастика(10 часов)
Теория (2 часа): Упражнения для тренировки дикции.
Практика (8 часов): Разучивание чистоговорок. Скороговорки на отработку звуков б,п,в,ф,г,к. Сонорные звуки р,н,м,л. Упражнение йогов.
1.2 Дыхательные упражнения (6 часов)
Теория (2 часа): Упражнения для тренировки дыхания. Понятие "Гимнастики вдоха"
Практика (4 часа): Упражнения "Кью-икс", "Зевок", "Выдох-стон", "Три улыбки", "Длинный язык", мычание и рычание. Составление звуков из букв.
2.Расширение словарного запаса (16 часов)
2.1 В мире текстов ( 6 часов)
Теория (2 часа):Роль интереса к овладению словом.
Практика (4 часа):Систематическаясловарная работа,головоломки со словами, шарады, ребусы, кроссворды.
2.2Оратор и аудитория (10 часов)
Теория (2 часа): Особенности аудитории. Невербальный: язык тела, внешний вид, мимика, жесты.Практика (8 часов): Игры "Глухой телефон", "Крокодил", "Пойми меня".Чтение классической русской литературы вслух. Выступление перед публикой.
Практика (2 часа): Подведение итогов курса. Творческое задание – исполнение литературного произведения по выбору.
Содержание учебного плана Программы второго года обучения
1 Техника речи(26 часов)
1.1 Дикция (14 часов)
Теория (4 часа): Упражнения для тренировки дикции.
Практика (10 часов): Конкурс «Самая длинная скороговорка». Игры «Логорифм», «Сочини анаграмму».
1.2 Развитие техники речи (12 часов)
Теория (8 часов): Что такое техника речи? Игры и упражнения на развитие речи. Подготовка к публичному выступлению. Выбор темы.
Практика (4 часа): Написание речи. Выступление.
2. Текст (40 часов)
2.1 В мире текстов (10 часов)
Теория (2 часа): Тема текста. Авторская позиция. Развитие мысли в тексте.
Практика (8 часов): Выразительное чтение и обсуждение различных текстов. Творческие задания «Продолжи текст», «Сочини текст из данных слов». Игра «Восстанови невидимое».
2.2 Проба пера (30 часов)
Теория (4 часа): Повторение алгоритма написания текста.
Практика (26 часов): Составляем текст по рисунку. Творческие задания «Письмо другу», «Статья в газету», «Интервью», «Сочини рассказ про одну букву». Сочинение мини-пьесы. Распределение ролей и разучивание текста. Разучивание текста. Разыгрывание сценки. Игра «Подбери рифму». Сочиняем стихотворение на свободную тему. Конкурс чтецов. Пишем сценарий концерта.
3. Итоговое занятие (2 часа)
Практика (2 часа): Подведение итогов курса. Творческое задание – исполнение литературного произведения по выбору.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты освоения учащимися Программы базового уровня:
Предметные:
- использование различных выразительных средств исполнения;
- умение владеть техническими средствами обучения и необходимыми для этого программами.
Личностные:
- появлениестремления к самостоятельному изучению родного языка;
- формирование умения работать самостоятельно, дистанционно изучая материал;
- раскрытие творческого потенциала учащихся.
Метапредметные:
- освоениенавыков решения вопросов творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Планируемые результаты Программы второго года обучения
Предметные:
- повышение общего языкового развития учащихся;
- приобретение навыков актерского мастерства;
- формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами.
Личностные:
- развитие у учащихся творческой инициативы;
- повышение художественного вкуса;
- формирование умения работать дистанционно.
Метапредметные:
- умение работать с информацией, представленной на различных онлайн-платформах, сайтах и т.д.;
- применение полученных знаний в различных сферах повседневной жизни.
Календарный учебный график
Первый год обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол-во ча сов | Форма занятия | Дата проведения | Форма контроля |
1 | Упражнения для тренировки дикции. | 2 | Лекция | | Наблюдение |
2 | Разучивание чистоговорок. Изучение языка. https://www.argument-studio.ru/exercise/tridcatoe.html | 2 | Беседа. Самостоятельные практические упражнения | | Наблюдение |
3 | Скороговорки на отработку звуков б,п,в | 2 | Лекция. Практическое занятие | | Наблюдение |
4 | Скороговорки на отработку звуков ф,г,к | 2 | Лекция. Практическое занятие | | Наблюдение |
5 | Сонорные звуки р,л,й,м,н | 2 | Изучение нового материала с использованием электронных ресурсов | | Собеседо вание |
6 | Упражнения йогов. Понятие дыхания. Конкурс "Рыбки" | 2 | Игра. | | Наблюдение |
7 | Дыхательные упражнения. Гимнастика вдоха" | 2 | Самостоятельное практическое занятие | | Зачет |
8 | Упражнения"Кью-икс", "Зевок", "Выдох-стон""Три улыбки", "Длинный язык" | 2 | Дискуссия, беседа, игра | | Собеседо вание, тестирование |
9 | Мычание и рычание. Составление звуков из букв. | 2 | Рассказ с использованием электронных ресурсов | | Творческое задание |
10 | Роль интереса к овладению словом. | 2 | Самостоятельное практическое занятие | | Наблюдение |
11 | Головоломки со словами, ребусы,шарады | 2 | Дистанционное выступление с помощью видеосвязи | | Собеседо вание, тестирование |
12 | РСЗ Как же здорово говорить красиво! | 2 | Лекция | | Наблюдение, видеосвязь МАХ |
13 | Особенности аудитории. Перед кем выступаю? | 2 | Дискуссия, беседа, игра | | Наблюдение |
14 | Невербальный язык тела. Мимика, жесты | 2 | Дистанционное практическое занятие | | Наблюдение |
15 | Игры "Глухой телефон", "Крокодил", "Пойми меня" | 2 | Игра | | Наблюдение |
16 | Чтение классической русской литературы вслух. Выступление перед публикой. | 2 | Практическое занятие | | Наблюдение |
17 | Творческое задание – исполнение литературного произведения по выбору. | 2 | Подведение итогов | | Наблюдение |
Второй год обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол-во ча сов | Форма занятия | Дата проведения | Форма контроля |
1 | Упражнения для тренировки дикции. | 2 | Лекция | | Наблюдение |
2 | Разучивание чистоговорок. https://www.argument-studio.ru/exercise/tridcatoe.html | 2 | Самостоятельные практические упражнения | | Наблюдение |
3 | Конкурс «Самая длинная скороговорка» | 2 | Дистанционный конкурс | | Наблюдение |
4 | Игры «Логориф», «Сочини анаграмму» | 2 | Игра | | Наблюдение |
5 | Что такое техника речи? | 2 | Изучение нового материала с использованием электронных ресурсов | | Собеседова-ние |
6 | Творческое задание «Сочини рассказ про одну букву» | 2 | Самостоятельное практическое занятие | | Наблюдение |
7 | Игры и упражнения на развитие речи. | 2 | Дискуссия, беседа, игра | | Зачет |
8 | Подготовка к публичному выступлению. Выбор темы. | 2 | Рассказ с использованием электронных ресурсов | | Собеседова-ние, тестирование |
9 | Написание речи. | 2 | Самостоятельное практическое занятие | | Творческое задание |
10 | Выступление. | 2 | Дистанционное выступление с помощью видеосвязи | | Наблюдение |
11 | Тема текста. Авторская позиция. Развитие мысли в тексте. | 2 | Лекция | | Собеседо- вание, тестирование |
12 | Выразительное чтение и обсуждение различных текстов. | 2 | Дискуссия, беседа, игра | | Наблюдение, видеосвязь МАХ |
13 | Творческие задания «Продолжи текст», «Сочини текст из данных слов» | 2 | Дистанционное практическое занятие | | Наблюдение |
14 | Игра «Восстанови невидимое» | 2 | Игра | | Наблюдение |
15 | Повторение алгоритма написания текста. | 2 | Лекция, беседа, игра | | Наблюдение |
16 | Составляем текст по рисунку. | 2 | Самостоятельное практическое занятие | | Наблюдение |
17 | Творческое задание «Письмо другу» | 2 | Игровое занятие | | Наблюдение |
18 | Творческое задание «Статья в газету» | 2 | Самостоятельное практическое занятие | | Наблюдение |
19 | Конкурс «Самая длинная скороговорка» | 2 | Дискуссия, беседа, игра | | Наблюдение |
20 | Творческое задание «Интервью» | 2 | Самостоятельное практическое занятие | | Наблюдение |
21 | Творческое задание «Сочини рассказ про одну букву» | 2 | Самостоятельное практическое занятие | | Наблюдение |
22 | Подбор мини-пьесы для разыгрывания в дистанционном режиме. | 2 | Практическое занятие | | Наблюдение, видеосвязь МАХ |
23 | Распределение ролей и разучивание текста. | 2 | Практическое занятие, беседа, игра | | Наблюдение |
24 | Разучивание текста. | 2 | Дистанционное практическое занятие | | Наблюдение |
25 | Разыгрывание сценки. | 2 | Практическое занятие | | Наблюдение |
26 | Игра «Подбери рифму» | 2 | Игра с использованием группового чата МАХ | | Наблюдение |
27 | Игра «Восстанови невидимое» | 2 | Игра | | Наблюдение |
28 | Сочиняем стихотворение на свободную тему. | 2 | Практическое занятие | | Наблюдение |
29 | Конкурс чтецов. | 2 | Конкурс очно | | Зачет |
30 | Составляем текст по рисунку. | 2 | Самостоятельное практическое занятие | | Наблюдение |
31 | Пишем сценарий концерта. | 2 | Дистанционное практическое занятие | | Наблюдение |
32 | Написание речи. | 2 | Практическое занятие | | Творческое задание |
33 | Распределение ролей, репетиция | 2 | Практическое занятие | | Наблюдение |
34 | Выступление. | 2 | Выступление | | Наблюдение |
Условия реализации Программы.
Материально-техническое обеспечение:
- стол - 1 шт., стул для педагога - 1 шт.;
- компьютер с выходом в интернет;
- проектор;
- принтер.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:
- компьютер;
- дидактические материалы;
- обруч;
- мячи;
- канцелярские принадлежности.
Информационное обеспечение:
- методическая и художественная литература.
Формы аттестации.
В процессе реализации Программы осуществляется контроль уровня знаний и умений учащихся. Главным критерием в оценке деятельности учащихся является их творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания. Промежуточные формы аттестации: исполнение литературного произведения, участие в литературно-поэтической композиции или выступление в качестве ведущего концертной программы. Своеобразной формой контроля является участие в различных конкурсах.
Итоговая аттестация проводится в форме опроса.
Оценочные материалы.
Уровень усвоения материала:
Низкий: учащийся не знает нормы литературного языка, не владеет культурой речи, имеет бедный словарный запас, не может конкретно выразить свою мысль, испытывает значительные трудности при написании собственного текста; не умеет выступать перед публикой, плохо находит общий язык с коллективом.
Средний: учащийся испытывает сложности в изучении родного языка; имеет достаточный словарный запас, но плохо пользуется им; может фантазировать, но с трудом выражает мысли; испытывает некоторые сложности при выступлении на публике.
Высокий: учащийся знает много художественных произведений; умеет составлять текст своего выступления; размышляет на заданную тему; имеет широкий словарный запас и умеет правильно его применять; легко изъясняет свои мысли и находит общий язык в коллективе.
Тест «Публичная речь»
1. Какую речь называют публичной?
а) Ту, которая публикуется в печати.
б) Ту, которая рассчитана на значительное количество слушателей.
в) Любую устную речь.
г) Нет правильного ответа.
2. Какие черты устной речи присущи публичной речи?
а) Использование большого количества жаргонных и просторечных выражений.
б) Спонтанность.
в) Использование невербальных средств (мимика, жесты и т.п.)
г) Все ответы верны.
3. Какие черты письменной речи присущи публичной речи?
а) Продуманность, отсутствие спонтанности.
б) Использование широкой палитры стилистических средств.
в) Использование литературного языка.
г) Все ответы верны.
4. Какие психологические факторы влияют на качество и результативность публичной речи?
а) Заинтересованность докладчика и слушателей.
б) Наличие в речи стихов и анекдотов.
в) Отсутствие других докладчиков.
5. Как правильно подобрать тему публичной речи?
а) Она должна быть интересна и хорошо знакома докладчику.
б) Она должна быть связанас профессиональной деятельностью.
в) Она должна быть связана с политикой.
г) Все ответы верны.
6. Какие лингвистические факторы влияют на качество публичной речи?
а) Построение речи в соответствии с коммуникативным замыслом.
б) Владение широкой палитрой изобразительных средств языка.
в) Умение говорить интонационно выразительно.
г) Все ответы верны.
7. Укажите жанры речи общественно-политической тематики.
а) Выступление на партийном съезде.
б) Речь в рамках предвыборной кампании.
в) Политические дебаты.
г) Верны все ответы.
8. Какой из перечисленных жанров свойственен речи с торжественной тематикой?
а) Выступление на научной конференции.
б) Поздравительная речь.
в) Политический обзор.
г) Нет правильного ответа.
9. К какой группе можно отнести лекцию в вузе?
а) Общественно-политическая.
б) Торжественная.
в) Научная.
г) Нет правильного ответа.
10. Какой из перечисленных элементов обязательно должен входить в структуру публичной речи?
а) Вступление.
б) Основная часть.
в) Заключение.
г) Все ответы верны.
Тест «Текст. Тема текста»
1. Определите, в каком из предложенных вариантов дан текст.
а) Осень пришла и завладела землёй. Поляны она устелила золотым ковром, всполошила в саду перелётных птиц. Эти пассажиры неба суетятся, каркают. Коварная, загнала в заросли зверей, опустошила улицы.
б) Осень пришла и завладела землёй.
в) Осень пришла и завладела землёй. Всполошились перелётные птицы. Барсук прячет свой обожжённый нос в пень. Люблю осенние вечера.
г) Эти пассажиры неба суетятся, каркают. Поляны она устелила золотым ковром, всполошила в саду перелётных птиц. Осень пришла и завладела землёй. Коварная, загнала в заросли зверей, опустошила улицы.
2. Укажите вид темы.
1) широкая тема
2) узкая тема
а) Книги
б) Первая книга в моей жизни
в) Любимые книги
г) Книги — лучшие наставники
3. Выясните: тема или основная мысль отражается в заголовке.
1) тема
2) основная мысль
а) Классическая литература воспитывает
б) Как я научился читать
в) Чтение - процесс познания себя и мира
г) Почему надо читать художественную литературу?
4. Подберите микротемы к одной из тем.
а) Мой питомец
б) Памятный день в жизни
в) Замечательное время года
5. Восстановите последовательность предложений в тексте, показав цифрами их верный порядок и отметив знаком Z абзацы. Определите тему высказывания, основную мысль автора.
Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек. Друзья эти — книги. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими людьми… Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. Всего не перечислишь, не расскажешь. Огромный мир — заманчивый и разнообразный — врывается к нам в комнату со страниц любимых книг … Что скрыто в них? Поэтому каждый из нас волнуется, когда видит стопку новых книг. Какие прекрасные мысли и новые события? Какие интересные люди и увлекательные познания? (По К. Паустовскому)
6. Устраните лексический повтор.
Малышок — это озорной пуделёк, которого мне подарили бабушка с дедушкой. Пуделёк небольшого роста, шерсть у Малышка снежно-белая, завивающаяся на боках, как у барашка. Уши и хвостик Малышка крошечные. Мордочка у пуделька смешная: вызывают улыбку у всех его приплюснутый носик и глаза-бусинки. Длинная шерсть закрывает глаза пуделька, поэтому я её подвязываю лентой.
Ответы на тест
1-а
2-а1, б2, в2, г1
3-а2, б1, в2, г1
5.
Z 1) Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек. 2) Он окружён множеством умных, добрых и вер
ных друзей. 3) Друзья эти - книги.
Z 4) Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. 5) Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими людьми…
Z 6) Огромный мир — заманчивый и разнообразный - врывается к нам в комнату со страниц любимых книг…
Z 7) Всего не перечислишь, не расскажешь. 8) Поэтому каждый из нас волнуется, когда видит стопку новых книг. 9) Что скрыто в них? 10) Какие прекрасные мысли и новые события? 11) Какие интересные люди и увлекательные познания? (По К. Паустовскому)
Методические материалы.
В данной Программе запланированы следующие формы организации деятельности детей: беседа, рассказ, игра, заучивание наизусть, презентация, участие в дистанционных конкурсах.
Методы реализации Программы:
Наглядный метод - демонстрация видеоматериалов.
Словесный метод - объяснение теоретической части выполнения различных заданий.
Практический метод - выполнение практических упражнений.
Метод контроля - собеседование, выполнение самостоятельных работ.
Технологии:
- технология группового обучения,
- технология игровой деятельности,
- коммуникативная технология обучения,
- технология образа и мысли,
- технология дистанционного обучения.
Формы организации учебного занятия:
- видеолекция,
- показ видеопрезентации;
- игра,
-самостоятельная работа,
- презентация,
- творческое задание.
Дидактические материалы:
- методическая и художественная литература;
- задания.
Список литературы для педагога.
1. Бирючева Е.С. Учимся писать сочинение [Текст] / Е.С. Бирючева. – М.: Экзамен, 2019. – 96 с.
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению [Текст] / С.В. Кутявина. – М.: ВАКО, 2018. – 432 с.
3. Масалыгина П. Могучий русский [Текст] / П. Масалыгина. – М.: АСТ, 2018. – 192 с.
4. Узорова О.В. Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению [Текст] / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ, 2018. – 254 с.
Список литературы для учащихся.
1. Былины [Текст] / В обработке для детей И.В. Карнауховой; А.Н. Нечаева. – М.: РОСМЭН, 2017. – 96 с.
2. Лаптева Е.В. Лучшие скороговорки для развития речи [Текст] / Е.В. Лаптева. – М.: АСТ, 2018. – 223 с.
3. 1000 пословиц и поговорок [Текст] / сост. В.Г. Дмитриева. – М.: АСТ, 2017. – 319 с.
Список электронных ресурсов.
1. Дикция. Упражнения для формирования ясной и четкой речи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80apbfbbsitl.xn--p1ai/faq-items/%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/
2 . Текст. Заголовок текста. Части текста. Видеоурок. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/nasha-rech/tekst-zagolovok-teksta-chasti-teksta
3. Как написать сценарий концерта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kakprosto.ru/kak-119414-kak-napisat-scenariy-koncerta
4. Как писать стихи – несколько полезных упражнений и советов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stihi.ru/2007/06/11-494
5. Как улучшить дикцию без усилий. Искусство речи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=r22CRFp1-Yc
6. Логическая головоломка со словами. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.com/media/razvivatel/logicheskaia-golovolomka-so-slovami-sdelaite-tolko-odno-deistvie-chtoby-poiavilos-novoe-slovo-5ea83ec57ec4dd6df469bb4c
7. Однобуквенные истории-тавтограммы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.liveinternet.ru/users/lara_rimmer/post233885012/comments
8. Подготовка к публичному выступлению. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sibkursy.ru/stati/oratorskoe-iskusstvo1/podgotovka-k-publichnomu-vystupleniyu.html
9. Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/polnaya-enciklopediya-sovremennyh-razvivayushhih-igr-dlya-detej-ot-rozhdeniya-do-12-let-nataliya-voznyuk
10. Презентация на тему «Интервью. Как правильно брать интервью». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temuintervyu-kak-pravilno-brat-intervyu-1877655.html
11. Публичное выступление. Секреты успешных ораторов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yourspeech.ru/eloquence/performance/podgotovka-k-publichnomu-vystupleniyu.html
12. Речевая разминка для юного чтеца. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ZzBGUBq3iMw
13. Рифма – что это такое, виды и способы рифмовки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/rifma-chto-ehto-takoe-vidy-sposoby-rifmovki.html
14. Русский язык. Азбука вежливости. Как писать письмо. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=LnzgUxQ_ehI
15. Скороговорки и чистоговорки для детей и взрослых. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/irina-aleksandrovna-podolskaja/-skorogovorki-i-chistogovorki-dlja-detei-i-vzroslyh.html
16. Скороговорки и чистоговорки: улучшаем дикцию и артикуляцию. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://miraman.ru/posts/1285
17. Словесные игры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://arzamas.academy/materials/1211