Дополнительная программа «Волонтёрство как средство становления духовно-нравственных качеств обучающихся»
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска»
Утверждаю:
директор ГОКУ СКШ №2 г. Ангарска
_______________ И.В. Черепанова
Приказ №______ от 01.09.2019 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Волонтёрство, как средство становления духовно-нравственных качеств обучающихся.
ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска»
Возрастная категория обучающихся:
12-14 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор-составитель:
Кукарина Юлия Игоревна,
воспитатель
Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 9
Отличительная особенность программы 11
Формы обучения и виды занятий по программе 11
1.2. Цель и задачи программы 12
Содержание учебного плана первого года обучения 14
Календарно-тематическое планирование первого года обучения 16
Содержание учебного плана второго года обучения 17
Календарно-тематическое планирование второго года обучения 19
Содержание учебного плана третьего года обучения 21
Календарно-тематическое планирование третьего года обучения 23
1.4. Планируемые результаты освоения программы 23
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 26
2.1. Календарный учебный график 26
2.2. Условия реализации программы 26
2.3. Этапы и формы контроля 26
Название программы | «Волонтёрство как средство становления духовно-нравственных качеств обучающихся» |
Автор-составитель | Кукарина Юлия Игоревна |
Адрес | Иркутская область, г. Ангарск, 12 микрорайон, дом 18 |
Возраст обучающихся | 12-14 лет |
Срок реализации программы | 3 года |
Направленность | социально-гуманитарная |
Вид программы | модифицированная |
Уровень освоения | общеразвивающий |
Год разработки программы | 2019 г. |
Нормативно-правовое обеспечение программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа изостудия «Палитра» разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. Постановление Главного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»; Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №09-3242). Концепцией развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р). Требованиями к структуре и содержанию программы дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844). Федеральной целевой программой «Успех каждого ребенка» национального проекта образования до 2024 года. (01.11.2018 – 30.12.2024 г.). |
Цель | духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся посредством включения их в волонтерскую деятельность |
Задачи | Образовательные: обучить учащихся знаниям основ реалистического рисунка, формированию навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению в различных техниках; познакомить учащихся (в соответствии с их возрастными особенностями) с историей благотворительности, добровольчества; сформировать у школьников базовые представления об основах российского добровольчества (волонтёрства) и особенностях его развития; изложить на основе системного подхода идейные принципы добровольчества и показать связь с различными формами патриотического воспитания; обучить школьников основам социального проектирования на примере создания и реализации добровольческих проектов в школе. Развивающие: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; способствовать формированию активной жизненной позиции и стремления заниматься волонтерской (добровольческой) работой; способствовать формированию сплоченного детского коллектива. Воспитательные: способствовать формированию уважительного отношение к ветеранам, старшему поколению; способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; воспитание ответственной, здоровой, общественно-активной личности; воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни; содействовать развитию системы совместной деятельности детей и взрослых; способствовать формированию у детей личностной ответственности за выполняемую работу; воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости; способствовать формированию у обучающихся высоких нравственных, морально-психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга. |
Планируемые результаты освоения программы | К концу обучения, обучающиеся овладевают следующими компетентностями: Образовательные (предметные): выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; осознанно содействовать защите природы; раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; оценивать социальную значимость здорового образа жизни; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; описывать основные социальные роли подростка; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи; формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; раскрывать достижения российского народа; использовать знания и умения для формирования способности уважительно относиться к правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование уважительного отношения к труду и развитие опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном соуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. |
Количество часов | 3 года – 102 часа |
Форма обучения | групповая, подгрупповая, индивидуальная. |
Методическое обеспечение | Арович, Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. – М.: Карапуз, 2004. - С. 8–9, 75–85. Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. – М.: Изд-во АСОПиР, 2005.с. 56. Важдаева, Н. Дело добровольное / Н. Важдаева // Новые известия. – 2007. – 24 авг. Волонтерское движение: организационные, целевые, ценностно-смысловые, информационно-методические основы / Е.В. Мартынова, Е.Г. Попова. – Екатеренбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2004.-111 с. Волонтерство // Mama.ru: Сообщество родителей [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. Режим доступа: // http://www.mama.ru/club/inomama/2453/92569/ «Детские и молодежные социальные инициативы», общероссийская, общественная организация. Документы и материалы ДИМСИ – М.: Academia, 2008. - 75 с. Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания / А. Н. Евсеева // Работник социальной службы. – 2004. - №1. С. 10-13. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения). Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011 |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Стенды для постоянных и временных экспозиций. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения: аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации; компьютер; мультимедиа-проектор; интерактивная доска; магнитная доска; коллекция медиаресурсов. |
Вспомним слова широко известной песни «С чего начинается Родина?», которые сохраняют свою значимость и актуальность по нынешний день, являясь своеобразным поэтическим выражением любви к своему Отечеству, особенно когда мы говорим о добровольчестве (волонтерстве). Именно в детстве, среди «хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе», у развивающейся личности формируется потребность в созидательной активности, реализации своего потенциала, определении смысла и ценности собственных поступков и заслуженном признании со стороны друзей и окружающих.
Тимуровцами нашего времени называют сегодня школьников-волонтёров, для которых потребность в улучшении окружающего мира, стремление заботиться о тех, кто меньше и слабее, оказывать помощь тем, кто остро в ней нуждается, становится осознанной необходимостью. Они готовы помогать людям и при этом не требовать вознаграждения за свой, порой нелёгкий, труд.
Развитие добровольческого движения в коррекционной школе, вовлечение обучающихся с интеллектуальными нарушениями в проекты социальной направленности (экологические, гражданско-патриотические, краеведческие, культурные, а также нацеленные на здоровьесбережение, помощь малообеспеченным слоям населения и т.д.) формируют такие качества личности, как любовь к Родине, трудолюбие, чувство долга, целеустремлённость, стремление к самосовершенствованию. В условиях ХХI в. именно различные формы добровольчества формируют систему ценностей человека с её специфическим содержанием и иерархической структурой.
В современной школе развитие добровольчества (волонтёрства) является показателем социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, обучающихся и родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в жизни местного сообщества, а волонтёрские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтёрство, как средство становления духовно-нравственных качеств обучающихся» имеет социально-гуманитарную направленность.
Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности. В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.
Программа «Волонтёрство, как средство становления духовно-нравственных качеств обучающихся» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
Актуальность программы
Актуальность программы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Волонтёрство, как средство становления духовно-нравственных качеств обучающихся» выражается в том, что «Волонтерство», как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у обучающихся социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Отличительная особенность программы заключается в развитие молодежного добровольческого движения, получении молодежью новых знаний, развитии навыков общественной деятельности, формировании нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
Развитие молодежного добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики.
Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
Адресат программыОбразовательный процесс организуется с учетом особенностей психофизического и физического развития обучающихся. Реализация программы «Волонтёрство, как средство становления духовно-нравственных качеств обучающихся» исходит из возможностей детей, и ежегодно корректируется в зависимости от особенностей обучающихся.
Программа разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 12-14 лет. Программа предполагает, групповую работу, численностью до 15 человек. Организация обучения по данной программе осуществляется на базе ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска».
Объём программыОбъём дополнительной общеобразовательной программы «Волонтёрство, как средство становления духовно-нравственных качеств обучающихся» составляет 102 часа, 34 часа в год.
Формы обучения и виды занятий по программеНа занятиях используются разнообразные формы, методы и приемы работы при реализации программы:
индивидуальная;
подгрупповая;
коллективная;
фронтальная.
Методы, используемые в ходе реализации программы: свободные дискуссии, беседа, игра, мастер-класс, творческая мастерская, конференция, встреча, тренинг, практикум, трудовая акция, уличная акция, информационная акция, встреча, экскурсия в краеведческий музей, «трудовой десант», практикум, лекция.
Срок освоения программыСрок освоения дополнительной общеобразовательной программы «Волонтёрство, как средство становления духовно-нравственных качеств обучающихся» составляет 3 года.
Программа очной формы обучения рассчитана на обучающихся 12-14 лет в условиях учреждения дополнительного образования. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу, продолжительностью 45 минут каждое.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных особенностей обучающихся и порядка проведения занятий.
Организация обучения по программе осуществляется на базе ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска».
1.2. Цель и задачи программыЦель программы: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся посредством включения их в волонтерскую деятельность.
Задачи программы:
Образовательные:
обучить учащихся знаниям основ реалистического рисунка, формированию навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению в различных техниках;
познакомить учащихся (в соответствии с их возрастными особенностями) с историей благотворительности, добровольчества;
сформировать у школьников базовые представления об основах российского добровольчества (волонтёрства) и особенностях его развития;
изложить на основе системного подхода идейные принципы добровольчества и показать связь с различными формами патриотического воспитания;
обучить школьников основам социального проектирования на примере создания и реализации добровольческих проектов в школе.
Развивающие:
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
способствовать формированию активной жизненной позиции и стремления заниматься волонтерской (добровольческой) работой;
способствовать формированию сплоченного детского коллектива.
Воспитательные:
способствовать формированию уважительного отношение к ветеранам, старшему поколению;
способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
воспитание ответственной, здоровой, общественно-активной личности;
воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;
содействовать развитию системы совместной деятельности детей и взрослых;
способствовать формированию у детей личностной ответственности за выполняемую работу;
воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
способствовать формированию у обучающихся высоких нравственных, морально-психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга.
1.3. Содержание программы Учебный план «Волонтёрство, как средство становления духовно-нравственных качеств обучающихся» первого года обучения№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | в том числе | Форма промежуточной итоговой аттестации | |
Теория | Практика | ||||
1 | 2 | 2 | - | теория | |
2 | 2 | 2 | - | теория | |
3 | 1 | 1 | - | теория | |
4 | 4 | 2 | 2 | теория и практическое задание | |
5 | 4 | 3 | 1 | Изучение материала выполнение задания | |
6 | 2 | 1 | 1 | Изучение материала выполнение задания | |
7 | 3 | 2 | 1 | Изучение материала выполнение практического задания. | |
8 | 2 | 1 | 1 | Изучение материала выполняют задания | |
9 | Выбираем лидера | 2 | 1 | 1 | Знакомятся с материалом выполнение практического задания |
10 | Выбираем направление работы объединения | 2 | 1 | 1 | Изучение материала выполнение задания |
11 | Формируем имидж волонтёрского объединения | 2 | 1 | 1 | Знакомятся с материалом выполнение практического задания |
12 | 2 | - | 2 | Выполнение практического задания | |
13 | 3 | 2 | 1 | Теория Практическое задание | |
14 | Дружим с другими организациями | 3 | 1 | 2 | Изучение материала выполнение задания |
| Итого: | 34 | 20 | 14 | |
1. Техника безопасности. (2 часа)
Теория. Санитарно-гигиенические требования. Вводный инструктаж, Инструкция по охране труда для обучающихся. Инструкция по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах. Инструкция по пожарной безопасности. Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий. Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте. Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшему.
2. История развития волонтёрства. (1 час)
Теория: Знакомство с понятиями «волонтёр», «доброволец». Обсуждение примеров того, почему люди занимаются волонтёрством.
3. История развития волонтёрства (добровольчества). (1 час)
Теория: Историческая справка о развитии волонтёрства (добровольчества). Развитие волонтёрства в мире. Развитие волонтёрства в России.
4.Направления волонтёрской (добровольческой) деятельности. (4 часа)
Теория: Знакомство учащихся с направлениями волонтерской деятельности. Волонтёрство (добровольчество) в социальной сфере. Волонтёрство (добровольчество) в сфере физической культуры и спорта. Волонтёрство (добровольчество) в сфере культуры. Волонтёрство (добровольчество) в сфере охраны природы. Волонтёрство (добровольчество) в сфере здравоохранения. Волонтёрство (добровольчество) в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Медиаволонтёрство. Киберволонтёрство (интернет-волонтёрство, е-волонтёрство).
Практика: Формулируют определение видов волонтёрской деятельности. Выбирают и выполняют практические задания по видам волонтёрской деятельности.
5. Основные принципы добровольческого труда. (4 часа)
Теория: Беседа на тему принцип добровольности. Принцип безвозмездности. Принцип добросовестности. Принцип законности. Принцип вежливой активности. Какие личные качества нужно развивать волонтёрам?
Практика: Изучают основные принципы добровольного труда. На основе изученного материала выполняют задания.
6. Разнообразие форм участия в волонтёрской деятельности. (2 часа)
Теория: Как можно разнообразить проведение акций? (Тренировка перед выполнением домашнего задания.)
Практика: Изучение форм участия в волонтёрских акциях. На основе изученного материала выполняют задания.
7. Как волонтёры преодолевают трудности? (3 часа)
Теория: Общение с незнакомыми и малознакомыми людьми. Самооценка в вопросах того, что ты хочешь, и того, что можешь. Выстраивание приоритетов по отношению к тому, что важно и срочно, и к тому, что может подождать. Правильные представления о содержании порученной работы и её результатах. Умение работать сообща (в команде).
Практика: Изучают способы преодоления трудностей волонтёрской деятельности. Выполняют практические задания.
8. Школьное волонтёрское объединение. (2 часа)
Теория: Примерные виды добровольческих (волонтёрских) объединений: волонтёрская группа (звено), волонтёрский отряд, волонтёрский центр (движение). Поиск того, кто нуждается в поддержке, помощи, защите. Что делать, если объединения в школе нет? Что делать, если школьные объединения уже есть?
Практика: Изучают понятие волонтёрского объединения. Отвечают на вопросы.
9. Выбираем лидера. (2 часа)
Теория: Кто такой руководитель волонтёрского объединения? Тест Качества лидера.
Практика: Знакомятся с понятием «руководитель волонтёрского объединения».
10. Выбираем направление работы объединения. (2 часа)
Теория: Повторение направлений волонтёрской деятельности.
Практика: Изучают, как выбрать направление работы объединения и научиться составлять план.
11. Формируем имидж волонтёрского объединения. (2 часа)
Теория: Понятие «имидж». Миссия деятельности. Общественное мнение. Бренд. Внутренняя культура. Организационная культура.
Практика: Формируют понимание правильного отношения волонтёров своего объединения к чужому. Выполняют задания на создание имиджа волонтёрского объединения.
12. Привлекаем новых волонтёров. (2 часа)
Практика: Изучают приёмы привлечения новых волонтёров. Проведение занятия по волонтёрству.
13. Деловая игра «Проводим волонтёрское мероприятие». (3 часа)
Теория: Беседа о проблеме, которую вы хотите решить. Кто будет помогать вам создавать и проводить мероприятие? О тех, для кого вы делаете мероприятие. С кем вы будете договариваться, чтобы вам разрешили его провести? Место, где вы будете проводить мероприятие (например, в актовом зале, на детской площадке или в парке). Необходимый реквизит (вещи, которые вам понадобятся для проведения мероприятия и награждения победителей) и где вы его возьмёте. День и время, в которые вы планируете проводить мероприятие. Как и когда вы будете приглашать участников? Последовательность всех этапов события.
Практика: Организация и проведение мероприятия.
13. Дружим с другими организациями. (3 часа)
Теория: Обсуждаем основные задачи установления партнёрских отношений с другими объединениями.
Практика. Изучают основные понятия партнёрских отношений. Выполняют задания на взаимодействие.
(20___/20___ учебный год)
Количество часов в год 34/1 час в неделю
Дата | № урока | Тема урока |
| 1-2 | |
| 3-4 | |
| 5 | |
| 6-9 | |
| 10-13 | |
| 14-15 | |
| 16-18 | |
| 19-20 | |
| 21-22 | Выбираем лидера |
| 23-24 | Выбираем направление работы объединения |
| 25-26 | Формируем имидж волонтёрского объединения |
| 27-28 | |
| 29-31 | |
| 32-34 | Дружим с другими организациями |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | в том числе | Форма промежуточной итоговой аттестации | |
Теория | Практика | ||||
1 | 2 | 2 | - | теория | |
2 | 2 | 1 | 1 | Теория практическое задание | |
3 | 2 | - | 2 | практическое задание | |
4 | 1 | - | 1 | выполнение задания | |
5 | 3 | 1 | 2 | Изучение материала выполнение задания | |
6 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | 3 | 1 | 2 | Изучение материала выполнение практического задания. |
7 | Эко-волонтеры | 3 | 2 | 1 | Изучение материала выполняют задания |
8 | Семейное добровольчество. Социальное волонтерство | 4 | 2 | 2 | Знакомятся с материалом выполнение практического задания |
9 | Волонтеры Победы | 4 | 2 | 2 | Изучение материала выполняют задания |
10 | Настольная игра «Мы команда добрых дел» | 2 | - | 2 | выполнение практического задания |
11 | 3 | 1 | 2 | беседа и коллективная практическая работа | |
12 | 3 | 2 | 1 | Теория Практическое задание | |
13 | Портфолио волонтера. Презентация. | 2 | - | 2 | Изучение материала выполнение задания |
| Итого: | 34 | 14 | 20 | |
1. Техника безопасности. (2 часа)
Санитарно-гигиенические требования. Вводный инструктаж, Инструкция по охране труда для обучающихся. Инструкция по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах. Инструкция по пожарной безопасности. Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий. Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте. Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшему.
2. Возникновение и развитие волонтёрского движения в России. (2 часа)
Теория: История волонтерского движения, волонтерские организации в прошлом и настоящем. Направления деятельности волонтеров. Социальное служение и социальная работа. Волонтерство в России. Понятие о добровольческой (волонтёрской) деятельности. Добровольчество в современной России. Качества необходимые волонтёру.
Практика: Распределение поручений. Совместное составление плана работы на год.
3. Настольная игра «Путешествие в мир добровольчества». (2 часа)
Практика: В игровой форме повторение изученного материала. Обсуждение после игры.
4. Социальный квест «Не умеешь — научись». (1 час)
Теория: Что такое квест? Краткая история тимуровского движения. Приложение 2.
Практика: Участие в социальном квесте.
5. Информационные технологии в работе волонтера. (3 часа)
Теория: Информационные технологии в работе волонтера. Информационный буклет. Листовка. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Новостная статья. Структура новостной статьи. Деловое письмо. Структура делового письма. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в технологии создания видеоролика.
Практика: Показ видеороликов. Написание новостных заметок. Самостоятельное выполнение задания после показа или объяснения педагога. Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о прошедшем мероприятии. Работа над созданием видеоролика
6. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ. (3 часа)
Теория: Вредные привычки, что это такое. Психологические особенности работы с людьми, имеющими зависимость.
Практика: тренинги на сопротивление групповому давлению.
7. Эко-волонтеры. (3 часа)
Теория: Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с основными экологическими понятиями и терминами, знакомство с экологическими акциями города
Практика: Помощь эко волонтерам, участие в экологических акциях и проектах.
8. Семейное добровольчество. Социальное волонтерство. (4 часа)
Теория: Понятие «Семейное добровольчество», особенности данного вида добровольчества. Моя семья – мое богатство. Мои родители – моя поддержка. Мы вместе делаем добро. Знакомство с движением, особенности направления, встреча с представителями направления, специфика общения с пожилыми людьми, специфика общения с детьми.
Практика: Открытое занятие совместно с родителями; творческие задания для семей и их презентация; проведение совместной, семейной акции. Помощь социальным волонтерам, разработка и реализация социальных проектов, проведение акций для детей. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
9. Волонтеры Победы. (4 часа)
Теория: Знакомство с движением, особенности направления, специфика общения с пожилыми людьми, история ВОВ.
Практика: Помощь «Волонтерам Победы», помощь ветеранам и детям войны, участие в патриотических акциях: «Георгиевская лента», «Спасибо деду за Победу» и других. Помощь в проведении муниципальных мероприятий. Экскурсия в музейную комнату. Подготовка классных часов. Просмотр видеороликов «Перерыв на войну». Обсуждение. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
10. Настольная игра «Мы команда добрых дел». (2 часа)
Практика: В игровой форме повторяют изученный материал. Обсуждение после игры.
11. Лидерство в волонтерском объединении. (3 часа)
Теория: Доброволец – это лидер. Что значит быть лидером. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство.
Практика: Мини-сочинение «Кто такой Лидер».
12. Базовые права волонтера. (3 часа)
Теория: Понятие «Базовые права волонтера»; знакомство с основными правами ребенка, человека, волонтера.
Практика: Упражнение «Я имею право…»
13. Портфолио волонтера. (2 часа)
Практика: Подведение итогов и результатов работы подготовки волонтеров. На занятиях обучающимся необходимо подготовить самопрезентацию своего портфолио.
Календарно-тематическое планирование второго года обучения
(20___/20___ учебный год)
Количество часов в год 34/1 час в неделю
Дата | № урока | Тема урока |
| 1-2 | |
| 3-4 | |
| 5-6 | |
| 7 | |
| 8-10 | |
| 11-13 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ |
| 14-16 | Эко-волонтеры |
| 17-20 | Семейное добровольчество. Социальное волонтерство |
| 21-24 | Волонтеры Победы |
| 25-26 | Настольная игра «Мы команда добрых дел» |
| 27-29 | |
| 30-32 | |
| 33-34 | Портфолио волонтера. Самопрезентация. |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | в том числе | Форма промежуточной итоговой аттестации | |
Теория | Практика | ||||
1 | 2 | 2 | - | теория | |
2 | 3 | 2 | 1 | Теория практическое задание | |
3 | 3 | 1 | 2 | Теория практическое задание | |
4 | 3 | 2 | 1 | Теория выполнение задания | |
5 | 3 | 2 | 1 | Изучение материала выполнение задания | |
6 | Событийные волонтёры | 2 | 1 | 1 | Изучение материала выполнение практического задания. |
7 | Медиаволонтеры | 2 | 1 | 1 | Изучение материала выполняют задания |
8 | 3 | 2 | 1 | Изучение материала выполняют задания | |
9 | Волонтёры в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций | 3 | 2 | 1 | Знакомятся с материалом выполнение практического задания |
10 | Доверяй, но проверяй | 2 | 1 | 1 | Изучение материала выполняют задания |
11 | Продумываем свой социальный проект | 3 | 2 | 1 | теория выполнение практического задания |
12 | 3 | 1 | 2 | беседа и коллективная практическая работа | |
13 | 2 | - | 2 | Практическое задание | |
| Итого: | 34 | 19 | 15 | |
1. Вводное занятие. (2 часа)
Теория: Санитарно-гигиенические требования. Вводный инструктаж, Инструкция по охране труда для обучающихся. Инструкция по профилактике негативных ситуаций во двор я на дорогах и на транспорте. Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшему.
2. Волонтёры в социальной сфере. (3 часа)
Теория: Пример проекта «Компьютерный ликбез». Рекомендации по работе с пожилыми людьми. Помощь ученикам младших классов. Рекомендации по работе с учениками младших классов.
Практика: Обсуждают, чем занимаются волонтёры в социальной сфере. Изучают советы социальному волонтёру. Проводят социальный квест на одну из тем.
3. Волонтёры в сфере физической культуры и спорта. (3 часа)
Теория: Требования к волонтёру в сфере физической культуры и спорта. Примеры направлений участия в волонтёрстве.
Практика: Изучают полезные советы для волонтёров в сфере физической культуры и спорта. Выполняют практические задания с использованием изученного материала.
4. Волонтёры в сфере культуры (3 часа)
Теория: Требования к волонтёру в сфере культуры. Участие в восстановлении памятников культурного и исторического наследия, археологических исследованиях.
Практика: Обсуждают и изучают, чем могут заниматься волонтёры в сфере культуры. Организовывают и показывают театральную постановку.
5. Эковолонтёры. (3 часа)
Теория: Изучают, какие есть экологические проекты. Акция «Чистый двор». Проект «ЭкоГТО». Юные добровольцы РДШ.
Практика: Выполняют практические задания с использованием изученного материала.
6. Событийные волонтёры. (2 часа)
Теория: Пять ключевых умений событийного волонтёра. Как стать событийным волонтёром?
Практика: Узнают о ключевых умениях событийного волонтёра. Выполняют практические задания с использованием изученного материала.
7. Медиаволонтёры. (2 часа)
Теория: Почему новости интересно читать? Особенности создания и редактирования новостей.
Практика: Изучают, чем может заниматься медиаволонтёр. Выполняют практические задания с использованием изученного материала.
8. Волонтёры в сфере здравоохранения. (3 часа)
Теория: Особенности допуска волонтёров к работе с пациентами. Направления работы: досуговая работа, обучающая работа, хозяйственная и организационная помощь, поддержка родителей и родственников пациентов не на территории лечебных отделений медицинского учреждения в рамках программ, реализуемых медицинским учреждением, информационная помощь.
Практика: Изучают проекты добровольчества в сфере здравоохранения. Выполняют практические задания с использованием изученного материала. В игровой форме учатся оказывать первую медицинскую помощь. Проводят добрый урок на одну из тем.
9. Волонтёры в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. (3 часа)
Теория: Требования к волонтёрам в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Возможности участия несовершеннолетних.
Практика: Знакомятся с содержанием работы волонтёров в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполняют практические задания с использованием изученного материала. Учатся взаимодействовать в условиях игровой ЧС. Организуют школьный патруль для обеспечения контроля безопасности школьников на переменах.
10. Доверяй, но проверяй. (2 часа)
Теория: Как не попасться на удочку мошенников в ходе волонтёрской деятельности. Как выглядит предложение мошенников. Типичная история пострадавшего от мошенников. Что делать, если вы оказались обманутым.
Практика: Узнают о правилах, соблюдение которых позволяет не стать жертвой мошенников. Выполняют практические задания с использованием изученного материала.
11. Продумываем свой социальный проект. (3 часа)
Теория: Что такое квест? проект? Понятие социального проекта. Что нужно знать, чтобы продумать социальный проект? Как реализовать проект?
Практика: Узнают о понятиях «квест» и «социальный квест». Изучают технологию организации и проведения квестов. Выполняют практические задания с использованием изученного материала.
12. Квест, как форма социального проекта. (3 часа)
Теория: Изучение содержания квеста. Планирование работы по организации и проведению квеста. Распределение ролей. Проведение квеста «Потерянные ценности».
Практика: Организовывают проведение квеста, знакомящего с ценностями волонтёрского движения. Изучают понятия «проект» и «волонтёрский проект». Придумывают социальный волонтёрский проект.
13.Итоговое занятие. Защита проектов. (2 часа)
Практика: Выполняют итоговые задания по всему изученному материалу курса. Обсуждение мифов о волонтерстве. Придумывают и презентуют свой социальный проект.
(20___/20___ учебный год)
Количество часов в год 34/1 час в неделю
Дата | № урока | Тема урока |
| 1-2 | |
| 3-5 | |
| 6-8 | |
| 9-11 | |
| 12-14 | |
| 15-16 | Событийные волонтёры |
| 17-18 | Медиаволонтеры |
| 19-21 | |
| 22-24 | Волонтёры в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций |
| 25-26 | Доверяй, но проверяй |
| 27-29 | Продумываем свой социальный проект |
| 30-32 | |
| 33-34 |
К концу обучения, обучающиеся овладевают следующими компетентностями:
Образовательные (предметные):
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
осознанно содействовать защите природы;
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
описывать основные социальные роли подростка;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни;
корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
раскрывать достижения российского народа;
использовать знания и умения для формирования способности уважительно относиться к правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование уважительного отношения к труду и развитие опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном соуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется Календарным учебным графиком, который разрабатывается до начала каждого учебного года.
№ п/п | Год обучения | Объем учебных часов | Всего учебных недель | Режим работы | Количество учебных дней |
1 | 1-й год обучения | 34 часа | 34 недели | 1 раз в неделю по 1 академическому часу | 34 дня |
2 | 2-й год обучения | 34 часа | 34 недели | 1 раз в неделю по 1 академическому часу | 34 дня |
3 | 3-й год обучения | 34 часа | 34 недели | 1 раз в неделю по 1 академическому часу | 34 дня |
Для реализации программы «Волонтёрство, как средство становления духовно-нравственных качеств обучающихся» имеет классный кабинет (кабинет 318), актовый зал для проведения занятий, соответствующий санитарным нормам.
Имеются средства обучения: ноутбук; магнитная доска; учебные столы и стулья. Дидактические материалы: сценарии и методические разработки мероприятий; волонтерские книжки; кодекс и памятка волонтера; учебно- наглядные пособия. Канцелярия: бумага, бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки, папки. Символика и атрибутика: футболки, бейджи.
По результатам деятельности в течение года проводится диагностика освоения программы:
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный или входной контроль | ||
Начало учебного года | Выявление заинтересованности детей в сфере добровольчества. | Собеседование |
Текущий контроль | ||
В течение учебного года | Соблюдение техники безопасности, оценка знаний, практических умений и навыков. | наблюдение, контрольный опрос (устный или письменный), собеседование (индивидуальное или групповое), тестирование, анкетирование, самостоятельная практическая работа. |
Промежуточный контроль | ||
По окончании изучения темы или раздела. В конце четверти, полугодия. | Освоение теоретических знаний. Активность участия. Умение планировать работу волонтёров. Самостоятельность | мероприятия, соревнования, конкурсы, акции, конференции, выступление агитбригады; |
Итоговый контроль | ||
В конце учебного года | Выявление уровня знаний, умений и навыков. | творческие отчеты, фотовыставки о проделанной работе за год и их презентация; изготовление буклетов, листовок, выпуск стенгазеты; реализация проектов; видеоролики; статьи и фотоматериалы на сайте учреждения; публикации в СМИ о результатах работы; портфолио, обучающихся объединения; карты оценки результатов освоения программы; награждение благодарственными письмами самых активных волонтёров. |
Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся.
Методики:
Определение направленности личности (ориентационная анкета). Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности;
позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской деятельности.
реальный вклад в социально-значимую деятельность (участие в мероприятиях)
тестирование обучающихся «Я- волонтер!»
контрольные упражнения «Я- волонтер!»
диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
тест «Лидеры бывают разные»
стена гласности
экран соревнования (Пирамида личностного роста).
тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2)
опросник «Определение направленности личности»
анкетирование: «Я- волонтер!», «Этапы развития волонтерского движения в
России», характеристика социально-значимых проблем. Практические навыки, которыми обладает волонтер.
При работе с детьми, образовательный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения:
игровые методы;
наглядно-словесные методы;
методы диагностики: метод упражнения, работа с методической литературой, самостоятельная работа;
приемы актуализации субъективного опыта обучающихся.
С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов молодежи, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения занятий:
занятие-экскурсия;
занятие-путешествие;
занятие-исследование;
занятие-лекция;
занятие-игра.
Для педагога:
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие. - М., 2005
Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества. - Киров, 2012
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005
Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / воспитание школьников – 2008 - № 3
Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011
Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
Для обучающихся:
Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200-144 с.
Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития-3-е изд.-Казань: Центр инновационных технологий, 2003-608с.
Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб: Лениздат, 1992. -400 с.
Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма. - М., 2004
Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003
Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб. Питер, 2006 – 160 с.: - (Серия «Практическая психология»).
Материалы для настольной игры «Путешествие в мир добровольчества»
Для проведения командной настольной игры можно:
использовать готовые карточки с заданиями (см. ниже);
придумать собственные задания;
попросить школьников придумать задания и сдать на проверку, чтобы выбрать самые подходящие.
Доверяй, но проверяй
Организация N объявляет набор волонтёров для проведения мероприятий за городом. Волонтёрам предоставляются: много интересной работы на свежем воздухе, вода и бутерброды. Проезд за свой счёт. Всем желающим помочь обращаться по телефону 8-800123-45 или написав на страничку в социальной сети: vc.com/id123
Доверяй, но проверяй
Благотворительный фонд N в следующее воскресенье проводит «Марафон здоровых привычек» с 10 до 15 ч и приглашает волонтёров помочь провести творческие площадки для детей. Добровольцам предоставляется кофе-брейк и горячий обед. Наши сотрудники всегда готовы проинструктировать добровольцев. Заявки принимаются на e-mail: pochta@ pochta.ru или по телефону 12-34-56
Доверяй, но проверяй
Патриотическая организация ищет активных, позитивных и ответственных волонтёров для помощи в раскопках захоронений. Волонтёрам предоставляются проживание в палатках и лопаты. Для обеспечения горячим питанием просим перечислить символическую сумму 500 р. на счёт 1 1 1222333444555. Чтобы зарегистрироваться, необходимо заполнить анкету на сайте patrioty.ru
Реши задачу
Оля всегда была стеснительной девочкой. Она пошла в волонтёры, чтобы научиться общаться с незнакомыми и малознакомыми людьми. Руководитель волонтёрского объединения попросил ребят провести опрос жителей дворов о работе детских площадок.
Посоветуйте Оле, как побороть свой страх.
Реши задачу
Вася испытывал проблемы в обращении с компьютерной техникой, но очень хотел сделать что-нибудь полезное в графическом редакторе или с помощью средств программирования. Он узнал, что идёт набор волонтёров для создания и ведения интернет-галереи.
Какое решение посоветуете принять Василию и почему?
Реши задачу
Школьнику Максиму предложили быть волонтёром на спортивном мероприятии района, которое должно состояться через 3 дня, при этом обещали выдать официальное освобождение от уроков. Через 4 дня у его класса контрольные за первую четверть по математике, русскому языку и химии. Какое решение посоветуете принять Максиму?
Доверяй, но проверяй | Реши задачу | Бонусное задание + |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Доверяй, но проверяй Бабушка Глаша приглашает волонтёров помочь прополоть грядки на участке в 3 сотки. Обещает выдать вёдра и грабли, напоит чаем. | Доверяй, но проверяй Пенсионер Игнатий просит помочь волонтёров оформить документы на надбавку к пенсии. Для этого добровольцу нужно просто написать заявление о согласии регулярно ему помогать. | Доверяй, но проверяй Клуб «ДоброПут» набирает волонтёров для участия в благотворительной стройке общежития. Запись в бригаду производится после предварительного собеседования. По вопросам обращаться к Олегу по телефону 8-900-123-45-67 |
Реши задачу | Реши задачу | Реши задачу |
Волонтёр Коля пришёл к ветерану ВОВ перед праздником, чтобы помыть окна. Когда он начал выполнять поручение, пожилой человек постоянно его критиковал, был недоволен его работой и на прощание даже не поблагодарил. В результате Коля обиделся и больше не соглашался участвовать в акциях, в которых нужно помогать пожилым. Что вы посоветуете Коле, чтобы он снова занялся этим направлением добровольчества? | Ирина согласилась на волонтёрских началах работать в школьном лагере вожатой, так как мечтала стать учителем, когда закончит обучение в педагогическом колледже. Однако местные работники всё время просили её сортировать какие-то книги, засекать, сколько времени в среднем каждый ребёнок бывает на улице, давали другую, не относящуюся к профессии работу. О чём нужно задуматься Ирине, чтобы не потерять интерес к волонтёрской работе? | Марина и Вика работали волонтёрами на школьной конференции. Они договорились, что будут помогать друг другу в гардеробе принимать и выдавать одежду гостям. Очень скоро Вика сильно устала, а Марина проголодалась. До конца их смены остаётся ещё больше 3 часов, а гости приходят в раздевалку, чтобы сдать или получить свою одежду. Как поступить девочкам, чтобы работа не прерывалась, Вика не уснула, а Марина дотянула до обеда? |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Добровольчество в социальной сфере +1 шаг Назовите вслух определение социального волонтёрства. | Добровольчество в социальной сфере +2 шага Скажите вслух, какие 3 добрых дела можно совершить, занимаясь социальным волонтёрством. | Добровольчество в социальной сфере +3 шага Объясните участникам своей команды в течение 1 мин без произнесения и написания слов (но можно использовать жесты или рисунки), что волонтёр помогает инвалидам и пожилым. Если команда угадала высказывание за отведённое время, то передвиньте фишку на указанное количество шагов вперёд. |
Волонтёрство в сфере физической культуры и спорта +1 шаг Назовите вслух определение спортивного волонтёрства. | Волонтёрство в сфере физической культуры и спорта +2 шага Скажите вслух, какие 3 добрых дела можно совершить, занимаясь спортивным волонтёрством. | Волонтёрство в сфере физической культуры и спорта +3 шага Объясните участникам своей команды в течение 1 мин без произнесения и написания слов (но можно использовать жесты или рисунки), что волонтёр помогает биатлонисту. Если команда угадала высказывание за отведённое время, то передвиньте фишку на указанное количество шагов вперёд. |
Методические рекомендации по проведению социального квеста
«Не умеешь — научись»
Цель: на примере игры познакомить школьников с такой формой работы, как социальный квест.
Время проведения: 90 мин
Необходимые материалы и оборудование: 6 кабинетов со столами (это станции) или 6 столов (в случае проведения квеста в актовом зале), на каждой станции должен быть один ведущий, на станции «Яблоневый сад» может быть 5 помощников, 25 карточек с написанными на них буквами, листы А4 по количеству команд, 5 маршрутных листов (на которых указана последовательность посещения станций каждой командой), шариковая ручка, набор конструктора «Lego» (или 26 карандашей), пластиковая бутылка объёмом 1,5 л, 2 стакана, ведро стандартного размера с водой, шахматная доска, 6 бумажных яблок (диаметр зависит от размера клетки поля шахматной доски), 5 белых шахматных фигур (король, конь, ладья, слон, пешка), 5 чёрных шахматных фигур (король, конь, ладья, слон, пешка), классная доска.
Педагог говорит; «Друзья, выполняя задания части I, вы уже познакомились с книгой А. П. Гайдара «Клятва Тимура», являющейся продолжением повести «Тимур и его команда».
Предлагаю вместе с Тимуром пройти все испытания, поучаствовав в специальном квесте, созданном на основе этой повести, и собрать тайное послание, оставленное этим литературным героем.
В ходе успешного выполнения заданий на каждой станции вы будете получать часть послания, состоящего из 25 карточек (по одной карточке на станции). Одна карточка с буквой намеренно сделана лишней. Побеждает та команда, которая выполнит все задания правильно».
В начале квеста можно показать детям отрывок из кинофильма «Тимур и его команда».
Старт
Школьникам необходимо разделиться на 5 равных по количеству участников команд и выбрать в каждой из них того, кто будет играть роль Тимура - лидера группы. Что ж, будет 5 Тимуров!
В задачи Тимура будет входить руководство командой, принятие окончательных решений и организация преодоления трудностей.
Команда Тимура совершает добрые дела в деревне, взяв на себя шефство над семьями, чьи мужчины ушли на фронт.
На старте команды сидят и изучают карту деревни, на которой специальными значками отмечена последовательность посещения каждой командой 5 станций: «Штаб на чердаке», «Поленница Нюркиной бабушки», «Дом, бочка воды и бабушка-молочница», «Яблоневый сад», «Переговоры с Квакиным».
Станция 1. Штаб на чердаке.
Определите, кому из жителей вашего двора нужна помощь и в чём им нужно помочь. Составьте список и распределите задания между участниками вашей команды. На задание даётся 10 мин.
Выдать одну карточку команде.
Станция 2. Поленница Нюркиной бабушки.
За 10 мин команде нужно успеть сложить из всех деталей конструктора «Lego» или карандашей осмысленную конструкцию (например, колодец) высотой 10 см. При этом брать и класть деталь/карандаш должен каждый участник команды по очереди (соответственно, одному школьнику разрешается брать только одну деталь/карандаш за раз), называя при этом добрые слова (повторяться нельзя).
Детали/карандаши лежат на одном столе, стоящем у одной стены комнаты, а конструкцию нужно складывать на другом - у противоположной стены.
Выдать одну карточку команде.
Станция 3. Дом, бочка воды и бабушка-молочница.
За 10 мин команде нужно успеть налить целую пластиковую бутылку воды объёмом 1,5 л. Для этого каждому участнику команды по очереди нужно наливать двумя стаканами воду из ведра в горлышко бутылки, не пролив ни капли. В случае если вода проливается мимо горлышка, то задание выполняется заново (для этого успевшую набраться воду из бутылки нужно вылить обратно в ведро).
Выдать одну карточку команде.
Станция 4. Яблоневый сад.
Шайка Мишки Квакина собирается своровать все яблоки из сада дома № 24. Тимуру необходимо не только помешать ей это сделать, но и поймать всех хулиганов. Шайку представляют 5 волонтёров-ведущих станции, команду Тимура - школьники, участвующие в квесте.
Конечно, в реальности никого ловить не нужно. Ситуация обыгрывается символически по правилам шахматной игры (необходимо предварительно объяснить их, если школьники не знают) на шахматной доске. На ней с одного края расположены 5 белых фигур (представляют команду Тимура: король, конь, ладья, слон, пешка), с противоположного - 5 чёрных (представляют шайку Мишки Квакина: король, конь, ладья, слон, пешка). Посередине доски лежат 6 яблок.
Каждый волонтёр-ведущий станции отвечает за передвижение только той чёрной фигуры, которую он себе выбрал в начале игры, а каждый школьник команды Тимура отвечает за передвижение одной белой фигуры, которую выберет. Перед совершением хода командам разрешается советоваться друг с другом внутри своей команды. В случае если школьников и ведущих станции меньше, чем фигур соответствующего цвета, фигуры не закрепляются за конкретным человеком.
Если шахматная фигура встаёт на клетку с яблоком, то его забирает команда-владелец этой фигуры. Выигрывает та команда, которая собрала больше всего яблок и при этом «съела» 4 фигуры противника. В случае, если у одной команды больше всего яблок, но осталась одна фигура, то побеждает та, у которой фигур на игровом поле осталось больше. В случае, если команда не собрала ни одного яблока, её победа над другой не засчитывается.
Изначальное расположение фигур и яблок на доске смотрите в учебном пособии на с. 69.
Выдать одну карточку команде.
Станция 5. Переговоры с Мишкой Квакиным.
Убедите хулигана Мишку Квакина в том, что делать добрые дела намного интереснее, чем злые. Для этого каждый участник команды должен назвать по две причины, из-за которых нужно помогать людям.
Выдать одну карточку команде.
Финиш. Тайное послание
Всем командам за 5 мин необходимо собрать тайное послание из букв, полученных при успешном выполнении заданий на каждой станции (так как у каждой команды нет всех букв послания, то придётся всем пяти командам работать сообща, ведь набор каточек всего один):
Ведущий обязательно даёт подсказку, которую пишет на доске: «В..., у...й и д...!» Карточки лучше сделать разноцветными.
В случае если во время прохождения станций, не все задания были выполнены правильно или вовремя, то у команд будет не полный комплект карточек. Чтобы заслужить недостающие карточки, команды сообща должны ответить на вопросы ведущего (за один правильный ответ на вопрос выдаётся одна карточка). Вопросы должны касаться пройденного ранее материала и придумываются педагогом заранее.
После того как послание удаётся сложить, ведущий спрашивает у всех команд: «Что же вы, как волонтёры, должны усвоить, чтобы действовать?»
После ответов команды ведущий говорит: «Вы должны усвоить содержание этого курса обучения, представленного в учебном пособии «Школа волонтёра»!».
Материалы для настольной игры «Мы команда добрых дел»
Для проведения командной настольной игры можно:
использовать готовые карточки с заданиями (см. ниже);
придумать собственные задания;
попросить школьников придумать задания и сдать на проверку, чтобы выбрать самые подходящие.
Реши задачу | Реши задачу | Реши задачу |
Алина, Костя и Илья были единственными волонтёрами в гимназии. Однажды они захотели проводить ежегодный общешкольный фестиваль искусств. На нём волонтёрам необходимо будет привлекать и регистрировать участников, ориентировать их в помещениях, оборудовать актовый зал и три кабинета, фотографировать происходящее, вести церемонии торжественного открытия и закрытия. Кроме того, нужно будет сначала получить разрешение у администрации гимназии. Какой вид волонтёрского объединения нужно создать ребятам, чтобы их идею получилось осуществить? | София с радостью присоединилась к волонтёрскому отряду «Скворец», помогающему в проведении спортивных мероприятий. Её привлёк его яркий логотип и интересный красивый сайт с отзывами. Но уже на первом мероприятии она разочаровалась в местных волонтёрах и захотела побыстрее уйти из отряда, потому что никто из них не отвечал на её просьбы помочь разобраться в сложных ситуациях с посетителями. Чего не учли при создании своего имиджа волонтёры «Скворца»? Что вы им посоветуете? | Волонтёрское объединение «Волонтёры Радужной СОШ» привлекли в свои ряды 30 новых участников. В течение сентября-октября они собирали их на дружеские встречи, на которых проводили игры-знакомства. Количество новичков с каждым таким собранием уменьшалось. А в ноябре к ребятам никто не пришёл. Почему это произошло? Что нужно сделать «Волонтёрам Радужной СОШ», чтобы такая ситуация с новенькими не повторилась снова? |
Марина и Никита решили создать школьное волонтёрское объединение, но не знают, с чего начать. Что вы им посоветуете сделать в первую очередь? | Для проведения добрых уроков вашему добровольческому отряду необходимы волонтёры Олимпийских игр или Чемпионата мира по футболу, чтобы они поделились своим опытом со школьниками. Где вы будете их искать и как убедите участвовать в проведении добрых уроков? (На выполнение задания даётся 3 мин) | Вас пригласили на волонтёрский урок в другую школу, чтобы вы рассказали школьникам о своём опыте. Вам нужно заинтересовать ребят добровольческой деятельностью и, возможно, привлечь в своё волонтёрское объединение. О чём вы расскажете? |
1 июня — Международный день защиты детей.
Какую акцию вы предложите провести в этот день?
Вы играли в настольные игры с учениками младших классов. Вдруг два из них заплакали — мальчик и девочка.
Как вы успокоите каждого из них?
Покажите вместе со школьниками своей команды небольшую сценку, в которой продемонстрируйте, как вы
вместе помогали пожилым. На подготовку сценки вам даётся 5 мин, на демонстрацию — 2. Итого 7 мин на выполнение задания.
Волонтёрство в сфере физической культуры и спорта+1 шаг
7 февраля в России празднуется День зимних видов спорта.
Что вы предложите организовать в этот день для школьников вашего населённого пункта?
Волонтёрство в сфере физической культуры и спорта+2 шага
Вы являетесь руководителем волонтёрского объединения. На школьное соревнование по хоккею объединение набирало волонтёров. Для помощи в переключении табло счёта матча нужен один волонтёр, а очень хотят выполнять такую работу Никита и Толя. Они обладают примерно одинаковыми личностными качествами и умениями.
Как взять на эту работу одного волонтёра, но не обидеть другого?
Волонтёрство в сфере физической культуры и спорта+3 шага
Покажите вместе со школьниками своей команды небольшую сценку, в которой продемонстрируйте, как вы вместе помогали проводить спортивное мероприятие. На подготовку сценки вам даётся 5 мин, на демонстрацию — 2. Итого 7 мин на выполнение задания.
Добровольчество в сфере культуры+1 шаг
18 мая в посёлке пройдёт акция, приуроченная к Международному дню музеев в России.
Что ты будешь делать, чтобы участвовать в ней в качестве волонтёра?
Добровольчество в сфере культуры+2 шага
В ваше объединение пришли ребята, которые хотят заниматься культурным волонтёрством.
В чём вы можете предложить им поучаствовать?
Добровольчество в сфере культуры+3 шага
Покажите вместе со школьниками своей команды небольшую сценку, в которой продемонстрируйте, как вы вместе провели выставку.
На подготовку сценки вам даётся 5 мин, на демонстрацию — 2. Итого 7 мин на выполнение задания.
Волонтёрство в сфере охраны природы+1 шаг
20 марта празднуется День Земли. В рамках него в местном парке проводится волонтёрская акция по очистке пруда и посадке зелёных насаждений. Что вы сделаете, чтобы участвовать?
Волонтёрство сфере охраны природы+2 шага
Во время подготовки к проведению акции по сбору использованных батареек в волонтёрском объединении возникли разногласия. Одни считают это глупой затеей, другие хотят смастерить специальные урны, третьи предлагают, как обычно, провести субботник и не напрягаться.
Что вы как руководитель объединения будете делать, чтобы волонтёры не поссорились, а мероприятие по сбору батареек состоялось?
Волонтёрство в сфере охраны природы+3 шага
Покажите вместе со школьниками своей команды небольшую сценку, в которой продемонстрируйте, как вы вместе провели раздельный сбор мусора. На подготовку сценки вам даётся 5 мин, на демонстрацию — 2. Итого 7 мин на выполнение задания.