Статья на тему «Сказка как средство воспитания нравственных качеств детей с РАС»
Статья на тему «Сказка как средство воспитания нравственных качеств детей с РАС»
Хавина Е,А
Воспитатель ГПД ГБОУ школа №755 «Региональный центр аутизма»
Мой опыт использования сказки как средства воспитания нравственных качеств у детей с РАС.
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для развития ребёнка, раскрытия его творческого потенциала остаётся одним из актуальных и обсуждаемых. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой. В сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития нравственных качеств ребёнка. Нравственные качества у человека приобретаются и закладываются в сознание в детстве путем нравственного воспитания. Формирование нравственных качеств опирается на собственный опыт ребенка, на практику его взаимоотношений с окружающими, и происходит это с самого раннего возраста ребенка, но в большей степени усвоение нравственных норм происходит в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте, когда ребенок начинает активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Умственное развитие школьника способствует формированию у него основных нравственных качеств. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок приобретает первые навыки культуры поведения, поведения в коллективе, отношения к чужим вещам и другому мнению, у него формируются первоначальные нравственные представления и понятия, формируется свое мировоззрение, определяются ценности и ориентиры, дети учатся быть самостоятельными.
Особое внимание по формированию нравственных качеств нужно уделять детям с ОВЗ, в том числе и детям с задержкой психического развития и с расстройством аутистического спектра.
В силу своего дефекта далеко не все дети могут усвоить те или иные нравственные качества. Каким-то детям нужна помощь в ориентировке своих действий, кому-то нужна помощь, чтобы более четко объяснить те или иные нравственные поступки и выбор определенного линии поведения. Для некоторых детей важна оценка выбранного поведения, помощь в регуляции поведения и в выражении социальных эмоций.
Ход занятий.
Непосредственную работу с школьниками предполагается осуществлять в групповой форме и индивидуальной форме. Я провела несколько занятий, направленных на формирование нравственных качеств посредством художественной литературы- сказки. На каждом занятии дети знакомятся со сказками, происходит формирование и закрепление нравственных качеств.
По окончании каждого занятия я рекомендую отметить похвалой каждого ребенка, обсудить прочитанное, выполненное, выслушать каждого ребенка.
На первом занятии мы прочитали сказку «Лиса и медведь» ,затем поразмышлять над ней, обсудить ее с детьми.
Схема размышления:
1. Выделение основной темы – важно помочь детям понять
основную идею сказки, так как через основную тему детям передаются
общие нравственные ценности, стили поведения, правильное взаимодействие
со сверстниками и взрослыми. Для определения основной темы детям
задаются вопросы: О чем эта сказка? Чему она нас учит?
2. Обсуждение героев сказки. Мотивы их поступков – нужно понять
видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Проводится обсуждение по
отдельному герою и как они взаимодействуют друг с другом. Вопросы:
Какие герои присутствуют в сказке? Как поступил главный герой? Почему
герой совершает данный поступок? Как герои взаимодействуют друг с
другом? Чем заканчивается сказка? Как герои решают проблему? В каких
ситуациях мы можем встретиться с данной проблемой в жизни?
3. Актуализированные чувства – важно понять, какие эмоции
вызывает у героя определенная ситуация и какие эмоции вызвала у детей
данная сказка. Вопросы: Почему герои реагируют именно так? Поступок
героя вызывает у вас положительные или отрицательные чувства?
На втором занятии мы продолжили работать со сказкой «Лиса и медведь». Мы попробовали ее творчески переделать. Благодаря этому, дети учатся правильному подбору антонимов и связному рассказыванию. Детям предлагается переделать сказку так, чтобы лиса стала положительным героем, с правильными моральными нормами (честная,
щедрая). Далее подбирается новое название сказки. Это делается в подгруппе детей, все дети по очереди высказывают свое мнение, затем происходит само обсуждение.(У нас это было индивидуально, и не все дети смогли это сделать в силу своих индивидуальных особенностях)
На третьем занятии мы прочили сказку «Лиса и серый волк», обсудили ее.
Схема размышления:
1. Выделение основной темы – важно помочь детям понять
основную идею сказки, так как через основную тему детям передаются
общие нравственные ценности, стили поведения, правильное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Для определения основной темы детям
задаются вопросы: О чем эта сказка? Чему она нас учит?
2. Осуждение героев сказки. Мотивы их поступков – нужно понять
видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Проводится обсуждение по
отдельному герою и как они взаимодействуют друг с другом.
Вопросы:
Какие герои присутствуют в сказке? Как поступил главный герой? Почему
герой совершает данный поступок? Как герои взаимодействуют друг с
другом? Чем заканчивается сказка? Как герои решают проблему? В каких
ситуациях мы можем встретиться с данной проблемой в жизни?
3. Актуализированные чувства – важно понять, какие эмоции
вызывает у героя определенная ситуация и какие эмоции вызвала у детей
данная сказка. Вопросы: Почему герои реагируют именно так? Поступок
героя вызывает у вас положительные или отрицательные чувства?
На следующем занятии мы прочитали сказку «Сказка о равнодушии», а также обсудили ее с детьми
Схема размышления:
1. Выделение основной темы – важно помочь детям понять основную идею сказки, так как через основную тему детям передаются общие нравственные ценности, стили поведения, правильное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Для определения основной темы детям задаются вопросы: О чем эта сказка? Чему она нас учит?
2. Осуждение героев сказки. Мотивы их поступков – нужно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Проводится обсуждение по отдельному герою и как они взаимодействуют друг с другом. Вопросы: Какие герои присутствуют в сказке? Как поступил главный герой? Почему герой совершает данный поступок? Как герои взаимодействуют друг с другом? Чем заканчивается сказка? Как герои решают проблему? В каких ситуациях мы можем встретиться с данной проблемой в жизни?
3. Актуализированные чувства – важно понять, какие эмоции вызывает у героя определенная ситуация и какие эмоции вызвала у детей данная сказка. Вопросы: Почему герои реагируют именно так? Поступок героя вызывает у вас положительные или отрицательные чувства?
Дальше детям можно предложить пересказать эту сказку.
На следующем занятии мы вспомнили и повторили усвоенные нравственные качества путем разгадывания загадок. Загадываются люди, обладающие определенными нравственными качествами. Проводить рекомендуется в подгруппе, также необходимо объяснить детям определенные правила, если знаешь ответ, следует поднять руку, не выкрикивать с места.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При реализации подобранных мероприятий возможно повышение уровня нравственных качеств. У школьников могут наблюдаться более явные проявление таких качеств, как доброта, честность, самостоятельность, умение анализировать и здраво оценивать ситуацию.
Также, школьников с изначально низким уровнем нравственных качеств, может повысятся результаты.
Для большей эффективности формирования нравственных качеств, необходимо проводить работу в данном направлении на протяжении всего года.
Работа данного направления может быть актуальной для работы в различных дошкольных и школьных образовательных организациях, а не только комбинированного вида, но обязательно с учетом индивидуальных особенностей детей.
На мой взгляд, общий итог запланированной практической работы может оказаться достаточно эффективным. Спланированная работа показывает, что формирование нравственных качеств школьников может протекать более успешно при использовании художественной литературы, а именно сказок.
Литература.
Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С. 14-19
Кутовая, М.С. Сказки от слез: бережем нервы родителей / М.С. Кутовая. – СПб.: Речь, 2007. – 116 с.
Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 2002. – 273 с.
Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики / Отв. ред. А.К. Уледов. – М.: Просвещение, 2009. – 178 с.