12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лавренева Оксана Евгеньевана335
педагог- организатор дополнительного образования, высшая категория, стаж работы 27 лет
Россия, Мурманская обл., г.Оленегорск


Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»




Рассмотрена на заседании

методического совета

27.04.2020 г.

Протокол № 6

Утверждена

приказом директора ЦВР

179 от 27.04.2020 г.







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«ЮНЫЙ АРТИСТ»





Возраст учащихся: 9-17 лет

Срок реализации: 1 год





Автор-составитель:

Лавренева Оксана Евгеньевна,

педагог дополнительного

образования











г. Оленегорск


2020 год

Пояснительная записка


Развитие творческой личности, самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей к сценическому искусству, которое доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способность сопереживать происходящему, создаёт соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребёнка, повышает уверенность в себе, способствует в целом развитию ребенка и формированию его культуры.

У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрально-сценическая деятельность. Сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой на эмоциональный мир ребёнка. Само театрально-сценическое искусство по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Эмоции способны вложить в душу ребенка все самое доброе, светлое, прекрасное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если учить видеть, воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство.

Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно игра-драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями, эмоциями и приобретенным жизненным опытом. Следует учитывать индивидуальные способности и возможности детей (согласно исследователям А.Г. Гогоберидзе и С.Г. Машевской), классификацию (характеристику) их игровых позиций:

Ребенок-«режиссер» - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет «сцену» и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).

Ребенок-«актер» - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).

Ребенок - «зритель» - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче «участвовать в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).

Ребенок-«декоратор» - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

С самых ранних лет ребёнок стремится проявить творчество. Поэтому так важно создать в любом детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожими на других, попытаться максимально реализовать их способности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный артист» художественной направленности (далее – программа) предполагает создание условий для раскрытия таланта учащегося и преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, а также создание ситуаций, обеспечивающих развитие навыков общения и коммуникации. В ходе освоения программы дети овладевают основами театральной культуры, актерского мастерства, сценической речи, сценического движения.

Программа может использоваться в любом образовательном учреждении классными руководителями, педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования при подготовке внеклассных мероприятий или при организации летнего отдыха.

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»), примерными требованиями к программе дополнительного образования детей (Письмо Министерства Образования и науки Российской Федерации, Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 года № 06-1844), «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (письмо Министерства и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242), «Концепцией развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р), «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05. 2015 г. № 996-р), требованиями и нормами СанПиН 2.4.4.3172-14 и другими законодательными актами Российской Федерации.

Программа модифицированная, составлена на основе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности: «Артист» (МБОУ «Пучежская гимназия»), «Театральная студия» (Авторы-составители: Талагаева Л.Ф., педагог дополнительного образования; Миннуллина Ю.Ф., педагог дополнительного образования, МАУДО «Центр детского творчества», г. Нижневартовск).


Цель: Развитие творческой активной личности учащегося средствами театрально-сценической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- расширение, обогащение художественного кругозора;

- знакомство с элементами сценической грамоты;

- знакомство со словарем театральных терминов;

- освоение техники актёрского мастерства;

- освоение навыков сценической речи, движения;

- развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

Развивающие:

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие воображения, фантазии;

- развитие речевого аппарата, выразительности речи;

- развитие пластической выразительности;

- развитие образного, ассоциативного мышления.

Воспитательные:

- формирование нравственных качеств личности;

- воспитание эмоциональной культуры личности;

- формирование волевых качеств личности;

- воспитание трудолюбия, чувство коллективизма, взаимозависимости, опыта партнёрства.


Данная программа способствует развитию и совершенствованию основных психических процессов ребенка, наблюдательности, фантазии, мышечной свободы, смелости публичного выступления. Программа содержит в себе элементы этики, эстетики, риторики, пластики, музыки и литературы. Театр - искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой. Привлечение детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Занятия по данной программе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (декламации, инсценировки, композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Это способствует формированию у воспитанников адекватных идейно-эстетических оценок, доступных их пониманию.

Театрально-сценические занятия воспитывают у детей такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Занятия театральным искусством это не только удовлетворение, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями.

Развитие такого широкого комплекса способностей открывает перед ребёнком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности и социальных ролях.

Программа «Юный артист» не замыкается в рамках занятий, а способствует оживлению внеурочной работы с опорой на самостоятельное творчество воспитанников. Основной принцип реализации программы - дифференциация воспитательно-образовательного процесса. При сохранении преимущественно коллективных форм организации процесса обучения программа предусматривает учет индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого воспитанника.


Программа стартового уровня освоения ориентирована на детей и подростков в возрасте 9 –17 лет. Срок реализации программы 1 год обучения (72 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.


Новизна программы:

- смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности;

- программа обучения представляет целостную систему взаимосвязанных между собою разделов: «Актерское мастерство», «Сценическая культура речи», «Ритмопластика», «История театра»;

- изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования.

Педагогическая целесообразность программы:

В основу воспитательной и обучающей деятельности программы «Юный артист» положены следующие принципы:

- принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому ребенку;

- принципы системности и последовательности, обеспечивающие взаимосвязь всех компонентов программы, а также определяющие соблюдение установок «от простого к сложному» в процессе обучения;

- принцип использования игры как педагогического фактора развития личности ребенка, способствующего созданию ситуации успеха для каждого учащегося;

- принцип творческого самовыражения, способствующий реализации потребности ребенка в самовыражении, стимулирующий стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности;

- принцип «антиканонов», способствующий развитию у детей фантазии, выдумки. У детей обычно энергия не стабилизирована, разбросана, несвоевременна, часто базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры. Принцип «антиканонов» ориентирован на то, чтобы дети учились выходить за стереотипы, и выводит их на пробуждение социального, психологического, творческого воображения.


Комплексно-целевой подход к образовательному процессу предполагает:

- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;

- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося;

- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров.


Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса:

- педагогика сотрудничества;

педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса:

- групповые технологии;

- технологии индивидуального обучения;

педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся:

- игровые технологии;

- проблемное обучение.


Формы и методы обучения

- игра;

- диалог;

- различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.);

- слушание;

- созерцание;

- импровизация;

- метод демонстрации;

- метод ступенчатого повышения нагрузок;

- упражнения, репетиции;

- самостоятельная работа;

- декламация произведений;

- театрализованные сценки и мини-постановки;

- коллективно-творческая работа;

- творческие задания и т.д.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трёх основных методов – наглядный, словесный и практический – должен применяться с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).


Ожидаемые результаты

По окончании обучения по программе учащиеся должны

знать:

- театральные термины: театр, актер, зритель, аплодисменты, сцена, декорации, кулисы, костюмер, гример режиссер, декоратор, осветитель, бутафория, реквизит, премьера;

- понятие об ускорении и замедлении речи;

- 5 произведений русского фольклора (поговорки, пословицы, потешки и т.д.);

- 5 русских народных сказок;

- 3 стихотворения.

уметь:

- активно участвовать в упражнениях по актерскому мастерству (навыки актерской смелости);

- выполнять упражнения с воображаемыми предметами, уметь придумать и исполнить;

- уверенно действовать в предлагаемых обстоятельствах;

- иметь навыки пластического решения образов;

- выполнять упражнения по сценическому движению, пространственному передвижению;

- представлять движения в воображении и мыслить образами;

- применять в сценической речи навыки силы звука, эмоциональности, интонирования (3,4 интонации в паре с партнером)

- совмещать сценическую речь и движения, эмоционально декламировать стихи.


Методы отслеживания успешности освоения программы

При освоении программы предусмотрена итоговая диагностика (Приложение 1), целью которой является определение:

- состояния двигательных и телесно-ориентированных техник;

- способности к импровизации;

- артистических способностей;

- художественно-словесной выразительности.


Критерии и формы оценки качества знаний

Педагог оценивает успешность усвоения программного материала, наблюдая за учащимися на занятиях и в их свободной деятельности (по 10-бальной системе); по индивидуальным выступлениям (этюды на заданную тему), уровню проведения организационно-массовых мероприятий, тестированию и результатам участия в итоговой творческой игре. (Приложение 1, 2)


Направление

Критерии

Баллы

Актерское мастерство

Ребенок способен к свободному творческому процессу, быстро переключается на новое задание, легко преодолевает эмоциональную инерцию, эмоционально подвижен, впечатлителен, органичен при выполнении творческого задания.

Ребенок обладает широким диапазоном сценической выразительности, обаятелен, способен передать, изобразить многое (различные характеры, настроения, чувства). Меняет интонацию и манеру говорить, когда изображает животного, человека. Действует в предлагаемых обстоятельствах убедительно, приковывает внимание зрителя, эмоционален, органичен. Обладает развитым воображением, образным мышлением, в творческом задании проявляет веру в сценический вымысел, условность

1-10

Сценическая речь

При выполнении задания использует все известные ему составляющие выразительности речи, органичен. Выдерживает все требования к исполнительской речи. Совмещает сценическую речь и движения.

1-10

Сценическое движение

Ребенок способен воплотить в движениях тела жизнь сценического героя.

Выразителен в исполнении движений, жестов, поз, составляющих физическое действие.

Часто проявляет инициативу при выполнении задания (использует при выполнении какого-либо физического действия дополнительные оригинальные элементы (хореография, клоунада и т.д.).

Ребенок легко достигает мышечной свободы, раскован. Творческое задание выполняет в логике. Органично реагирует на меняющиеся условия при выполнении сценических этюдов (смена партнеров, музыкального сопровождения, появления зрителей, усложнение задания и т.д.)

1-10


Оценочная шкала:

1-3 балла – низкий уровень;

4-7 баллов – средний уровень;

8-10 баллов – высокий уровень.


Материально-техническое обеспечение

актовый зал;

аудио-видеоаппаратура;

компьютер, медиа проектор;

канцтовары, реквизит.


Учебный план

п/п

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика


Вводное занятие.

Введение в программу «Юный артист»

2

1

1

наблюдение

1.

Актерское мастерство

32

4

28

беседа, диалог, демонстрация, наблюдение, показ, выполнение заданий, упражнения

1.1

Сценическое внимание в репетиционном процессе

4

1

3

наблюдение, упражнения,

выполнение заданий

1.2

Фантазия и воображение

5

-

5

наблюдение, упражнения,

выполнение заданий

1.3

Раскрепощение мышц

4

-

4

наблюдение, упражнения

1.4

Сценическое общение, эмоциональная память

5

1

4

беседа, наблюдение, диалог, упражнения

1.5

Предлагаемые обстоятельства

2

-

2

беседа, наблюдение, показ

1.6

Сценическое событие

4

1

3

наблюдение,

упражнения

1.7

Действия с воображаемыми предметами

4

-

4

наблюдение,

показ,

выполнение заданий

1.8

Этюд – сценическое произведение с одним событием

4

1

3

наблюдение, беседа,

показ

2.

Техника и культура речи

16

1

15

беседа, диалог, демонстрация, наблюдение, показ, выполнение заданий, упражнения

2.1

Техника речи и ее значение

2

-

2

наблюдение, беседа, диалог

2.2

Работа над дикцией

4

-

4

наблюдение, беседа, диалог, упражнения

2.3

Понятие об интонировании и тембрировании

3

1

2

наблюдение, беседа, диалог, упражнения

2.4

Совмещение речи и движения

4

-

4

наблюдение, беседа, диалог, упражнения, показ

2.5

Сила звука и эмоциональная выразительность

1

-

1

наблюдение, беседа, диалог, упражнения, показ, демонстрация

2.6

Работа над стихотворным текстом

2

-

2

наблюдение, беседа, диалог, демонстрация

3.

Ритмопластика

14

-

14

наблюдение, упражнения, показ, демонстрация

3.1

Игры-этюды на пластическую выразительность

4

-

4

наблюдение, упражнения, показ, демонстрация

3.2

Пластические особенности персонажа

4

-

4

наблюдение, упражнения, показ, демонстрация

3.3

Возрастные походки. «Хаотичное» движение в пространстве

4

-

4

наблюдение, упражнения, показ, демонстрация

3.4

Сценические драки

2

-

2

наблюдение, упражнения, показ, демонстрация

4.

История театра

6

4

2

наблюдение, беседа, показ

4.1

Театр Древней Греции

1

1

-

наблюдение, беседа

4.2

Театральные профессии

1

1

-

наблюдение, беседа

4.3

Художник в театре. Искусство костюма

2

1

1

наблюдение, беседа, показ

4.4

Знакомство с искусством грима

2

1

1

наблюдение, беседа, показ


Заключительное занятие

2

-

2

индивидуальные выступления (этюды на заданную тему)


Итого:

72

10

62



Сокращенный учебный план


раздела

Название темы

Количество часов

Формы аттестации /контроля

всего

теория

практика


Вводное занятие.

Введение в программу «Юный артист»

2

1

1

наблюдение

1.

Актерское мастерство

30

4

26

беседа, диалог, демонстрация, наблюдение, показ, выполнение заданий, упражнения

1.1

Сценическое внимание в репетиционном процессе

2

1

1

наблюдение, упражнения,

выполнение заданий

1.2

Фантазия и воображение

5

-

5

наблюдение, упражнения,

выполнение заданий

1.3

Раскрепощение мышц

4

-

4

наблюдение, упражнения

1.4

Сценическое общение, эмоциональная память

5

1

4

беседа, наблюдение, диалог, упражнения

1.5

Предлагаемые обстоятельства

2

-

2

беседа, наблюдение, показ

1.6

Сценическое событие

4

1

3

наблюдение,

упражнения

1.7

Действия с воображаемыми предметами

4

-

4

наблюдение,

показ,

выполнение заданий

1.8

Этюд – сценическое произведение с одним событием

4

1

3

наблюдение, беседа,

показ

2.

Техника и культура речи

14

1

13

беседа, диалог, демонстрация, наблюдение, показ, выполнение заданий, упражнения

2.1

Техника речи и ее значение

2

-

2

наблюдение, беседа, диалог

2.2

Работа над дикцией

4

-

4

наблюдение, беседа, диалог, упражнения

2.3

Понятие об интонировании и тембрировании

1

1

-

наблюдение, беседа, диалог, упражнения

2.4

Совмещение речи и движения

4

-

4

наблюдение, беседа, диалог, упражнения, показ

2.5

Сила звука и эмоциональная выразительность

1

-

1

наблюдение, беседа, диалог, упражнения, показ, демонстрация

2.6

Работа над стихотворным текстом

2

-

2

наблюдение, беседа, диалог, демонстрация

3.

Ритмопластика

14

-

14

наблюдение, упражнения, показ, демонстрация

3.1

Игры-этюды на пластическую выразительность

4

-

4

наблюдение, упражнения, показ, демонстрация

3.2

Пластические особенности персонажа

4

-

4

наблюдение, упражнения, показ, демонстрация

3.3

Возрастные походки. «Хаотичное» движение в пространстве

4

-

4

наблюдение, упражнения, показ, демонстрация

3.4

Сценические драки

2

-

2

наблюдение, упражнения, показ, демонстрация

4.

История театра

4

2

2

наблюдение, беседа, показ

4.1

Театр Древней Греции

1

1

-

наблюдение, беседа

4.2

Театральные профессии

1

1

-

наблюдение, беседа

4.3

Художник в театре. Искусство костюма

1

-

1

наблюдение, беседа, показ

4.4

Знакомство с искусством грима

1

-

1

наблюдение, беседа, показ


Заключительное занятие

2

-

2

индивидуальные выступления (этюды на заданную тему)


Итого:

66

8

58





Содержание учебного плана


Вводное занятие. Введение в программу «Юный артист»

Теория: Ознакомление с программой, ее целями и задачами.

Практика: Социо-игровые упражнения для снятия психологического напряжения и установления дружественно-деловой атмосферы.


Раздел 1. Актерское мастерство

Тема 1.1. Сценическое внимание в репетиционном процессе

Теория: Отличительные особенности внимания в жизни и на сцене.

Практика: Специальные упражнения для выработки сценического внимания: «Точка», «Рисуем» цифры», «Тень», «Зеркало» и т.д.


Тема 1.2. Фантазия и воображение

Практика: Фантазия и воображение необходимы актеру для создания образа. Для развития этих качеств используются упражнения, где обычные предметы, благодаря фантазии ребенка совершают невероятные превращения («Что общего?», «Хамелеон», «Обратная сторона медали», «Дорисуй картину»). Использование небольших этюдов помогает развивать воображение и смоделировать жизненные ситуации.


Тема 1.3. Раскрепощение мышц

Практика: Ряд упражнений помогает снять физиологический зажим мышц, который происходит из-за психоэмоционального состояния актеров – новичков, впервые попавших на сцену, способствуют раскрепощению упражнения с воображаемыми предметами. («Напряжение-расслабление», «Огонь-лёд», «Пластилиновые фигурки», «Потянулись-сломались» и т.д.).


Тема 1.4. Сценическое общение, эмоциональная память

Теория: знакомство с понятием «сценическое общение» или взаимодействие с партнером; «эмоциональная память». Виды общения на сцене.

Практика: Необходимо научить актера общаться на сцене «глаза в глаза». Для этого используются упражнения на взаимодействие партнеров («Цифра-группа», «Сад скульптур», «По одному!» и т.п.). Упражнения в парах: «Учитель и ученик». «Сборы в школу» «В зоопарке» «Магазин игрушек», «Качели», «Бег в резинке», «Поводырь» и т.д.

Эмоциональная память. Память присуща всем людям. Лишь необходимо в процессе небольших этюдов помочь ребенку вспомнить то или иное состояние в конкретной жизненной ситуации. Упражнения «Утро», «Вечерний взгляд назад», «Тренировка памяти», «Медитация» и т.д..


Тема 1.5. Предлагаемые обстоятельства

Практика: Ставя актера в предлагаемые обстоятельства, добиваемся достоверных, органичных действий в ситуации, например вы – человек гранитный, стеклянный или ватный. Или как вы поведете себя в ситуации «холодная погода в горах», «земляничная поляна» и др.

Упражнения «Вход», «Выход», «Стоп, вмешиваюсь!» и т.д.


Тема 1.6. Сценическое событие

Теория: Навыки построения этюда.

Практика: Придумывание различных ситуаций с событием и развязкой.


Тема 1.7. Действия с воображаемыми предметами

Практика: Действия с воображаемыми предметами помогают снять мышечный зажим, напряжение, развивают фантазию, включают эмоциональную память. Игры «Король», «Пальма», «Муравьи» и т.д.


Тема 1.8. Этюд – сценическое произведение с одним событием

Теория: Придумывая этюды и воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию, учится грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в предлагаемые обстоятельства.

Практика: Игры-этюды «Снежная бабка», «Дерево», «Корабль», «Рисунки на заборе» и т.д.


Раздел 2. Техника и культура речи

Тема 2.1. Техника речи и ее значение

Практика: Знакомство с техникой речи как основой хорошей дикции.

Использование упражнений для речевого аппарата: «Свеча – 1», «Свеча – 2», «Свеча – 3», «33 Егорки» и т.д.


Тема 2.2. Работа над дикцией

Практика: Дикция. Четкое произношение всех звуков речи – неотъемлемая часть спектакля. Для выработки хорошей дикции используются чистоговорки, скороговорки, целый ряд упражнений: артикуляция звуков Ж-Ш, К-Г, Х, Ц. Тренировка произношения согласных, сложных слов и т.д.


Тема 2.3. Понятие об интонировании и тембрировании

Теория: Понятие об интонировании. Знакомство детей с разнообразием подтекстов. Тембрирование.

Практика: Первые навыки отрабатываются в скороговорках и небольших упражнениях. Тренировка тембрирования происходит в произношении текстов, требующих морально-эстетических и других оценок: «Угадай, кто позвал», «Повтори так же», «В гостях у сказки», «Измени звуки» и т.д.


Тема 2.4. Совмещение речи и движения

Практика: Используя специальные упражнения, добиваться легкости текста при различных физических действиях: «Ежик и барабан», «Где вы были?», «Золотая рожь» и т.д.


Тема 2.5. Сила звука и эмоциональная выразительность

Практика: Стараться сохранить выразительную «линию звучания», при большой силе звука, уметь удержать звук от повышения. Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи используются упражнения «Сони», «Добьюсь цели», «Шутка» и т.д.


Тема 2.6. Работа над стихотворным текстом.

Практика: Отработка навыков чтения стихотворного текста. Внимание уделяется «видению» происходящего, своего отношения к произносимому тексту.


Раздел 3. Ритмопластика

Тема 3.1. Игры-этюды на пластическую выразительность

Практика: Игры-этюды на пластическую выразительность помогают научиться владеть своим телом. Это – «скульптуры», «живая фотография» домашние и дикие животные, деревья, цветы и другие задания: «Что случилось?», «Герои сказок оживают», «Угадай, что я делаю?», «Одно и то же по-разному», «Кругосветное путешествие» и т.д.


Тема 3.2. Пластические особенности персонажа

Практика: Используя предыдущие знания о пластическом решении образа, вводится понятие пластической особенности. Учащиеся придумывают внешнюю, характерную черту персонажа и пытаются воссоздать ее в образе.


Тема 3.3. Возрастные походки. «Хаотичное» движение в пространстве

Практика: Возрастные походки. Одной из самых сложных задач для актера, тем более для ребенка является возрастная роль. В основе этого образа лежит ее пластическое воплощение. На занятиях воспитанники учатся быть «бабушками» и «дедушками», «толстыми» и «худыми», «великанами» и «карликами».

«Хаотичное» движение в пространстве. Цель занятия научить актера движению, не задевая партнера, не меняя скорости упражнения. Упражнение «Я хрустальный», различные перестановки со стульями и перемещение групповое и парное.


Тема 3.4. Сценические драки

Практика: Научить актера использованию приема сценических драк. Главная задача имитировать достоверно драку, не причиняя вреда партнеру. Научиться «отыгрывать» удар.


Раздел 4. История театра

Тема 4.1. Театр Древней Греции

Теория: Учащиеся узнают о построении театра в Древней Греции, о праздниках Дионисиях, о комедии и драме.


Тема 4.2. Театральные профессии

Теория: Знакомство с профессиями: костюмер, гример, режиссер, декоратор, осветитель, бутафория, реквизит, премьера.


Тема 4.3. Художник в театре. Искусство костюма

Теория: Учащиеся узнают о роли художника в театре: художник – постановщик, художник – создатель костюмов, художник – гример.

Практика: Практическая работа – создание костюма к определенной тематике.


Тема 4.4. Знакомство с искусством грима

Теория: Искусство грима. Понятие о гриме. Понятие об аквагриме. Наиболее распространенные виды грима.

Практика: Практическая работа – создание грима на заданную тему.


Заключительное занятие

Практика: Индивидуальные выступления (этюды на заданную тему)


Список литературы для педагогов

Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.

Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.

Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.

Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.

Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.

Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.

Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.

Бондаренко, Т.А. Развитие творческих способностей ребёнка посредством театрального искусства / Т.А. Бондаренко, Е.Н. Бондаренко, Г.Я. Потапова, А.Г. Сорока. - Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. - 2014. - № 5 (64). - С. 485-488. https://moluch.ru/archive/64/10290/ (Дата обращения: 13.04.2020).

Калинина Г.В. Давайте устроим театр! Домашний театр, как средство воспитания – М.: Эксмо, 2007.

Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М.: Самокат, 2013.

Фейгенов С.Р. Педагогическая драматизация. 200 этюдных приемов воспитания. – Ярославль: Академия развития, 2004.


Список литературы для учащихся

Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.

Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь» М.: ГИТИС, 2004.

Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.

Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.

Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.

Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение,1994.

Шильгави В.П. Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.

Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.






Программу составила

педагог дополнительного образования

Центра внешкольной работы О.Е. Лавренева









Приложение 1


Тест


Методика изучения мотивов участия воспитанников в театрально-сценической деятельности.

Цель: выявление мотивов участия в театральной деятельности.

Ход проведения:

Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Для ответа на вопрос используется следующая шкала:

3 – привлекает очень сильно;

2 – привлекает в значительной степени;

1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем.


Что тебя привлекает в театральной деятельности?

Интересное дело.

Общение.

Помочь товарищам.

Возможность показать свои способности.

Творчество.

Приобретение новых знаний, умений.

Возможность проявить организаторские качества.

Участие в делах своего коллектива.

Вероятность заслужить уважение.

Сделать доброе дело для других.

Выделиться среди других.

Выработать у себя определенные черты характера.


Обработка и интерпретация результатов:

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);

в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.








Приложение 2


Командная конкурсная игра «Театральный ринг»


В игре принимают участие две команды.

Цель игры: в соревновательной форме выявить творческие способности детей, их знания и умения по сценической речи, сценическому движению, актерскому мастерству.

Педагог оценивает команды по результатам участия в турах. Игра проводится в три тура (1 тур – сценическая речь, 2 тур – сценическое движение, 3 тур - актерское мастерство).


I тур – Сценическая речь

Задание № 1. Скороговорки.

Вызывается по одному представителю от каждой команды.

В течение 1 минуты необходимо проговорить несколько раз скороговорку, написанную на карточке (карточки прилагаются).


Задание № 2. Аукцион скороговорок.

Команды по очереди произносят скороговорки. Выигрывает та, которая назовёт больше (для сложности можно давать определённые буквы, например: скороговорки на отработку звука «С» или «Р»).


Задание № 3. Воздушный футбол.

На воздушный шарик нужно дуть так, чтобы он летел на нужную территорию.

Жюри подводит итоги трех конкурсов.


II тур – Сценическое движение

Задание № 1. Мимикой и жестами загадать сопернику пословицы, поговорки, крылатые фразы и т д. (фразы тоже на карточках)

Например:

- Посади свинью за стол, она и ноги на стол;

- Семеро одного не ждут;

- На чужой каравай рот не разевай;

- Москва слезам не верит.

- Семь раз отмерь, один отрежь


Задание № 2. Мимикой и жестами показать сопернику предметы (предметы изображены на карточках).

Например:

- будильник;

- утюг;

- вентилятор;

- мясорубка;

- холодильник.


Задание № 3. Угадать, какую профессию изображает соперник:

- стоматолог;

- медсестра;

- повар;

- плотник.


Задание № 4. Показать сопернику ситуацию:

- Я получил двойку;

- Я потерял ключ от квартиры.

Жюри подводит итоги после каждого конкурса.


III тур – Актерское мастерство

Задание № 1. «Играем сказку».

Командам необходимо поставить сказку на 3-5 минут (название и жанр указывается в карточке)

Например: «Колобок» - жанр - ужасы или «Теремок» - детектив.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.