ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Занимательная математика»

0
0
Материал опубликован 9 January

Управление образования Администрации города Вологды

Муниципальное учреждение

дополнительного образования

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ и МОЛОДЕЖИ»



Методический совет

Протокол № 6 от 16.05.2024

Утверждаю: Директор МУДО «ДТДиМ»

____________В.Н. Митрофанова





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-гуманитарной направленности

«Занимательная математика»


Возраст участников: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года



                                                                                    Собанина Людмила Анатольевна,

                                                                            педагог дополнительного образования





Вологда

2024

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Программа является общеобразовательной общеразвивающей и имеет социально-гуманитарную направленность.

Программа «Занимательная математика» реализуется в комплексе с другими программами в Центре дошкольного развития «Ромашка».

Программа обучения математике в современной науке приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.
Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируется представления – образы предметов, их свойств, отношений.
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста даёт не только непосредственный практический результат (навыки счёта, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект. Рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счётом и измерениями линейных и объёмных объектов, с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями. Программа предусматривает овладение детьми специальной терминологией: названиями чисел, геометрических фигур, элементов фигур и др.

   Практическая направленность программы. Содержание занятий направлено на освоение элементарных математических представлений, решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребенку легче усвоить школьный материал.

Первый год обучения включает в себя 2 раздела:

- «Веселая логика»,

- «Занимательная математика».

Второй год обучения включает в себя 1 раздел – «Занимательную математику».

  Педагогическая целесообразность. Занятия помогают развивать у дошкольников умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи. Содержание занятий по математике представляет собой введение в мир элементарных математических представлений. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Занятия содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, правильному применению математических терминов и т. д.

Программа написана в соответствие с нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от 31.03.2022)

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27.07.2022);

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";

5. Устав МУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».

И Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.

Уровень освоения программы – базовый.

Цель программы: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, подготовка детей к школе.

Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:

Образовательные:

-дать детям дошкольного возраста знания о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития.

-сформировать навыки и умения в счёте, вычислениях, измерениях, моделировании

Развивающие:

-развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память. .

Воспитательные:

- воспитывать интерес к математике,

- воспитывать аккуратность и самостоятельность. Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Первый год обучения - 72 часа в год,

второй год обучения - 36 часов в год.

Режим, формы занятий

Форма обучения - очная.

Основная форма организации обучения – занятие.

В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу, второй год обучения - один раз в неделю, продолжительностью один академический час.

Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. В занятия включены физкультминутки, представляющие собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации, а также на закрепление математических понятий.

Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Программный материал даётся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактический принцип развивающего обучения.

Занятия проводятся фронтально, по группам и индивидуально. Развивающие задачи решаются с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Раздел «Занимательная математика» включает в себя следующие темы:

Ознакомление с числом и обучение счёту.  
2. Величина. 
3. Геометрические фигуры.  
4. Ориентировка в пространстве.  
5. Ориентировка во времени.  
6. Логические задачи.

Раздел «Весёлая логика» включает в себя 8 тем:

1. Логические игры и задачи.

2. Пространственные и временные отношения.

3. Игры и упражнения на развитие основных психических познавательных процессов.

4. Игры и упражнения на развитие творческого воображения и фантазии.

5. Игры на воссоздание геометрических, образных и сюжетных фигур из плоских конструкторов.

6. Игры и занятия по развитию речи.

7. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

8. Развитие мелкой моторики.

Участники программы

Образовательная программа предназначена для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет, группы формируются по записи без специального отбора.

Занятия проводятся в двух возрастных группах:

1 год обучения – 5-6 лет;

2 год обучения – 6-7 лет.

Наполняемость групп от 5 до 10 человек.

Основные задачи в работе с детьми 5-6 лет.

1. Расширить знания о временах года и частей суток. 
2. Познакомить с числами и цифрами от 1 до 5, сформулировать представление о взаимосвязи числа и цифры. 
3. Познакомить с порядковым счётом. 
4. Формировать понятия о независимости числа от величины, пространственное расположение предметов. 
5. Развивать глазомер и зрительно-двигательную координацию. Закреплять умение правильно пользоваться словами: ”большой”, “маленький”, “ещё меньше”, “самый маленький”, “короткий”, “ещё короче”, “самый короткий”, “высокий”, “пониже”, “ещё пониже”, “самый низкий”. 
6. Учить ориентироваться на листе бумаги, помочь усвоить понятия “левый верхний и нижний угол”, “правый верхний и нижний угол”, “середина”. 
7. Развивать мыслительные операции – анализ и синтез предметов сложной формы, развивать внимание, память, логическое мышление.

Основные задачи в работе с детьми 6-7 лет.

1. Формировать основные элементы познавательной деятельности: 
а) запас знаний, умений и навыков; 
б) основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); 
в) умение понимать суть учебной задачи и выполнить её самостоятельно; 
г) умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку; 
д) способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач; 
е) развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию. 
2. Познакомить с цифрами от 6 до 10, с математическими знаками, понятиями «больше», «меньше». 
3. Познакомить с новыми геометрическими фигурами, учить преобразовывать одни фигуры в другие (путём складывания, разрезания, выкладывания из счётных палочек). 
4. Учить делить предметы на 4 части, определять, что часть меньше целого, а целое больше части. 
5. Познакомить с названиями дней недели и месяцев. 
6. Учить определять место положения предметов по отношению к другому лицу.

Планируемые результаты

К концу обучения дети научатся работать со счётным и геометрическим раздаточным материалом

Научатся пользоваться тетрадью с печатной основой

Научатся логически рассуждать и выполнять простейшие логические операции

Будут обладать умением общаться с преподавателями и другими детьми

Будут испытывать интерес к процессу познания, к самостоятельному поиску решений, достижению поставленной цели.


Учебный план

1 год обучения

Тематический блок

Часы теории

Часы практики

Всего часов

Итоги, форма аттестации

Вводное занятие

1


1


Раздел «Занимательная математика»

16

19

35


1. Количество и счёт

6

6

12


2. Величина

3

3

6


3. Форма

3

3

6

Промежуточная аттестация. Открытое занятие

4. Ориентировка в пространстве

2

4

6


5. Ориентировка во времени

2

2

4


6. Обобщающее занятие


1

1

Промежуточная аттестация

Раздел «Веселая логика»

7

29

36


1.Логические игры и упражнения.

2

8

10

Контрольные упражнения

2.Пространственные и временные отношения.

1

2

3


3.Игры и упражнения на развитие основных психических познавательных процессов.

1

4

5


4.Игры на развитие творческого воображения, фантазии.


3

3


5.Игры на воссоздание геометрических, образных и сюжетных фигур.

1

2

3

Открытое занятие для родителей

6.Игры и занятия по развитию речи.


4

4


7.Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

2

2

4


8.Развитие мелкой моторики.


3

3


9. Итоговое занятие


1

1

Промежуточная аттестация Конкурсно - игровая программа

Всего часов

24

48

72



Планируемые результаты первого года обучения

К концу первого года обучения дети должны:

Считать по образцу и названному числу в пределах десяти

Понимать независимость числа от пространственного расположения предметов

Писать цифры от 1 до 10

Пользоваться математическими знаками +, -, =, >, <

Записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр

Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой

Различать количественный и порядковый счёт в пределах десяти

Составлять числа от 3 до 10 их двух меньших

Понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа

Знать геометрическую фигуру – трапецию

Рисовать в тетради в клеточку геометрические фигуры

Выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры

Располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке

Делить предмет на 2-4 и более частей, понимать, что часть меньше целого

Называть последовательно дни недели, месяцы

Ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку

Определять положение предметов по отношению к другому лицу

Решать логические задачи

Понимать задание и выполнять его самостоятельно

Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы

Самостоятельно формулировать учебные задачи


Содержание программы 1 год обучения

Раздел «Занимательная математика»

Вводное занятие

Теория: Техника безопасности, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, правила поведения на занятиях.

Количество и счёт

Теория: знакомство с цифрами от 1 до 5; стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа. Соотнесение цифры с количеством предметов. Количественный и порядковый счёт

Практика: счет в пределах пяти, пользуясь правильными приёмами, количественный и порядковый счет, упражнение «Напиши цифру по точкам», установление равенства и неравенства групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, разных по величине, форме, расположению. Нахождение и сравнение чисел – соседей (предшествующее, последующее число). Сравнение групп предметов (больше, меньше, одинаковое количество)

Величина

Теория: знакомство с признаками сходства разных и одинаковых предметов (большой, поменьше, ещё меньше, самый маленький).

Практика: сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине. Выделение признаков сходства разных и одинаковых предметов, объединять их по этому признаку.

Геометрические фигуры

Теория: знакомство с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и геометрическими телами (шар, куб, цилиндр). Учит представлению о том, что фигуры могут быть разного размера; видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях

Практика: упражнения «Что похоже на квадрат (треугольник, овал и т.д)», «Что изменилось», «Назови геометрическое тело», «Дорисуй геометрическую фигуру до предмета», «Заплатка», игра «Геометрическое лото». Графические работы (дорисовывание недостающих частей предмета). Нахождение в группе предметов «лишнего». 

Ориентировка во времени

Теория: знакомство с частями суток (утро, день, вечер, ночь), повторение

времен года (осень, зима, весна, лето). Повторение понятий вчера, сегодня, завтра различение понятий быстро, медленно.

Практика: упражнение «Когда это бывает», «Назови время года по картинке», «Кто быстрее». Отгадывание загадок

Ориентировка в пространстве

Теория: учить различать правую и левую руку, обозначать словами положение предмета относительно себя.

Практика: ориентировка на листе бумаги. Ориентировка в кабинете по словесной инструкции.  Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров).  Графические работы (срисовывание предметов по клеточкам и точкам).  Графический диктант по клеточкам.

Логические задачи

Теория: знакомство с логическими задачами

Практика: решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез

Обобщающее занятие

Практика: Решение задач. Выделение из группы фигур «лишней» фигуры. Логические задачи (ребусы, головоломки). Графические работы (диктант по клеточкам).


Раздел «Веселая логика»

1.Логические игры и упражнения

Теория: Логическое мышление обеспечивает ребенку организацию и систематизацию знаний, понимание смысла учебных задач, последовательность в рассуждениях, самостоятельность и оригинальность решений, создание и воплощение замыслов. Назначение логических игр и задач состоит в активизации умственной деятельности дошкольников. В программе логические игры и задачи используются в качестве умственной гимнастики, а так же могут служить основной темой занятия.

Логические игры и задачи используются в целях развития у детей умения осуществлять последовательные умственные действия:

анализировать,

сравнивать,

классифицировать,

обобщать по признаку,

целенаправленно думать.

Практика: Логические игры и задачи представлены в виде чертежей, рисунков, таблиц и иллюстрированы изображениями предметов.

В работе над данным разделом программы педагог придерживается следующей последовательности выполнения упражнений:

1. Найди отличия.

2. Найди два одинаковых предмета.

З. Подбери пару.

5. Что у предметов (фигур) общего? (выделение общих признаков: форма, размер, цвет, назначение, материал и т. д.)

6. Какая фигура (предмет) лишняя и почему?

7. Лабиринты.

8. Найди закономерность и продолжи ряд изображений.

9. На основе сравнения и выявления закономерностей найди недостающую фигуру.

10. Логические задачи со спичками (палочками).

2. Пространственные и временные отношения

Теория: Знакомство с понятиями: до, после, сначала, потом, раньше, прошлое, будущее, настоящее.

Знакомство с понятиями: план, схема, чертеж.

Сравнительные характеристики предметов: большой — маленький, левый — правый, длинный — короткий, верхний — нижний, толстый — тонкий, вверху — внизу, впереди — сзади, рядом — между, дальше — ближе, тяжелее — легче, прямая — кривая, больше — меньше, первый — последний, перед — за — между.

Практика: На занятиях используются игры и упражнения: графические диктанты, «Нарисуй картину», «Дрессированная муха» и др.

Понятие времени для детей наиболее сложно. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, связанные со временем года, сменой дня и ночи и т д. Усвоение временных понятий у детей происходит через собственную деятельность, через оценку последовательности действий, происходящих явлений. С целью усвоения детьми временных отношений используются игры и упражнения:

«Что сначала, что потом?”;

«В какой последовательности рисовал художник?»;

«Угадай время года»;

«Найди ошибки»;

загадки.

3. Игры и упражнения на развитие основных психических познавательных процессов

Теория: На занятиях раскрываются способы восприятия окружающей действительности (слух, зрение, обоняние, осязание), приемы запоминания (оживление, сравнение, схематизация), учатся ориентироваться в пространстве (верх, низ, право, лево); способам сравнения, классификации, обобщения, анализа предметов, а также способам удерживать внимание, преднамеренно переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Практика: В содержание этого раздела включены различные игры и упражнения, которые используются для развития таких психических функций и процессов как внимание, память, мышление, воображение. Как правило, они являются составной частью занятий различной тематики.

Для развития зрительно-двигательной координации используются различные задания на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв, цифр. В первой половине года детям предлагается скопировать рисунок с опорой (по точкам, клеточкам), а затем уже и без нее.

Для тренировки волевой готовности используются упражнения по вычеркиванию обозначенных буквы, фигуры, а также упражнения, в которых дети в определенной последовательности рисуют круги, квадраты, треугольники, квадраты по заданному образцу («Закончи ряд», «Дорисуй узор»).

Для развития умения слушать и выполнять инструкцию используются различные графические диктанты.

Способность концентрировать и распределять внимание развивается и тренируется с помощью упражнений: «Что спрятал художник?», «Найди нас».

С целью тренировки и развития зрительной памяти используются игры и упражнения «Угадай, что исчезло?», «Поставь предмет на место», «Угадай, что изменилось?».

Исходя из того, что одним из принципов программы является принцип единства развивающей и диагностирующей функции игры, используемые на занятии игры, тренинги и упражнения могут применяться с целью диагностики развития познавательных психических процессов у детей.

4. Игры на развитие творческого воображения, фантазии

Развитие образного мышления через нахождение различных образов в бесформенных пятнах, листьях, геометрических фигурах и т. д.;

изображение, моделирование предмета нестандартными средствами (листьями, снежинками, геометрическими фигурами);

звуковые образы: их воплощение через пластику, графику, конструирование и т. д.;

установление ассоциативных цепочек между разнообразными объектами (предметами, явлениями);

придумывание фантастических объектов: растений, животных, игрушек;

установление связей фантастических объектов с реальным миром.

На занятиях используются игры и упражнения: «Найди родню», «Что на что похоже?», «Поможем художнику», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Превращалки».

5. Игры на воссоздание геометрических, образных и сюжетных фигур из плоских конструкторов

Теория: Закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах, развитие зрительного восприятия, операций анализа и синтеза, пространственных представлений.

Практика: Особое место в содержании обучения занимают игры на составление плоских изображений предметов, животных, птиц и прочего из специальных наборов фигур. При этом такие наборы представляют собой части разрезанной определенным образом какой-либо фигуры: квадрата («Танграм»), круга («Волшебный круг»), овала («Колумбово яйцо»), конструктор («Сложи узор»), разрезные картинки разной тематики.

Работа с данными конструкторами строится по определенному алгоритму:

1. Внимательное исследование частей, из которых состоит фигура. Составление из этих частей возможных геометрических фигур:

одного большого треугольника из двух маленьких;

квадрата из двух треугольников;

прямоугольника из двух треугольников или двух квадратов.

2. Составление исходной фигуры по схеме и без нее.

3. Составление фигур (силуэтов) из разрозненных частей.

4. Составление фигур по образцам контурного характера.

5. Составление фигур по собственному замыслу.

6. Игры и занятия по развитию речи

Целью данного раздела программы являются развитие и совершенствование навыков слушания и говорения, как видов речевой деятельности. Основные задачи развития речи, которые ставятся перед дошкольником:

Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса. Создание условий для развития интереса и внимания к слову: «Как правильно сказать?», «Как сказать по-другому?»

Работа над грамматическим строем речи. Это изменение слов по числам, падежам, родам, построение простых и сложных предложений «Много-один», «Придумай загадку» и т.д.

Формирование и развитие связной речи. Ребенок учится спрашивать, отвечать, объяснять, рассуждать, слушать и понимать. Для этого необходимо создание информационно развивающей среды: ситуаций, мотивирующих общение детей - разных ролевых игр, словесных дидактических игр, пальчиковые и артикуляционные гимнастики.

7. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Теория: В данной теме рассматриваются следующие разделы: робость, радость, злость, страх, удивление, самодовольство, стыд, отвращение. В ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает основу для формирования у детей способности управлять своим эмоциональным состоянием.

Практика: Игры и упражнения, помогающие ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Обучение умению слушать и слышать другого.

Беседы, направленные на знакомство с различными «волшебными» средствами понимания.

Словесные, подвижные и релаксационные упражнения.

Рисование.

Проигрывание психогимнастических упражнений.

Анализ и инсценировка различных этюдов.

Игры: «На что похоже твоё настроение», «Нарисовать любовь к маме», «Подарок на всех» и т.д.

8. Развитие мелкой моторики

Речь и мышление человека находятся в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями, с высоким уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием, связной речью. Практика: Игры: «Определи на ощупь», «Повтори движение», Игры с рисованием, «Лабиринты», «Игры со счетными палочками», «Игры с пальчиками», физкультминутки, графические упражнения, игры с мелкими предметами.

9. Итоговое занятие

Практика: В конце учебного года проводится итоговая игра по станциям. Дети собираются в команды и участвуют в конкурсах, путешествуя по станциям, выполняют игровые задания.


Учебный план

2 год обучения


Тематический блок

Часы теории

Часы практики

Всего часов

Итоги, форма аттестации

Вводное занятие

1


1


1. Количество и счёт

7

7

14


2. Величина

2

2

4


3. Форма

2

2

4


4. Ориентировка в пространстве

2

4

6

Промежуточная аттестация. Открытое занятие

5. Ориентировка во времени

3

3

6


6. Итоговое занятие


1

1

Аттестация по итогам программы

Всего часов

17

19

36



Планируемые результаты второго года обучения

К концу второго года обучения дети должны:

Знать числа второго десятка и записывать его

Понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счёта

Использовать и писать математические знаки +, -, =, >, <

Решать арифметические задачи и записывать решение

Сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству

Устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой

Дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов

Различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник

Рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку

Преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путём складывания и разрезания)

Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине

Измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения

Изображать отрезки заданной длины с помощью линейки

Определять время

Ориентироваться на листе бумаги

Определять положение предмета по отношению к другому

Решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез

Понимать задание и выполнять его самостоятельно

Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы

Самостоятельно формулировать учебные задачи

Содержание программы

2 год обучения

Вводное занятие

Теория: Техника безопасности, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, правила поведения на занятиях.

Количество и счёт

Теория: научить писать цифры от 1 до 10, записывать решение задачи. Научить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счёт, умение делать из неравенства равенство. Знакомство с математическими знаками. Познакомить с числами от 11 до 20 и новой счётной единицей – десятком, числами второго десятка и их записью.

Практика: счет (прямой и обратный, количественный и порядковый) по образцу и названному числу в пределах 20, написание цифр от 1 до 10 Сравнение группы разнородных предметов. Отгадывание математических загадок. Решение арифметических задач, примеров на сложение и вычитание, логических задач. Установление соответствия между количеством предметов, числом и цифрой.

Запись математических знаков, сравнение количества предметов и запись соотношения с помощью знаков и цифр. Определение места того или иного числа в ряду (10-20) по его отношению к предыдущему и последующему числу. Воспроизведение количества движений по названному числу.

Состав числа из двух меньших (до десяти);

Величина

Теория: продолжать учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, ещё меньше, самый маленький, высокий, ниже, ещё ниже, самый низкий); делить предмет на 2, 4, 6 частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части

Практика: измерение линейкой, определение результатов измерения в сантиметрах, изображение отрезка заданной длины с помощью линейки

Геометрические фигуры

Теория: закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция), учить дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов. Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).

Познакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник). Классификация геометрических фигур по разным основаниям (виду, величине).

Практика: рисование символических изображений предметов из геометрических фигур в тетради в клетку, выкладывание из счётных палочек геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию);

Преобразование одних фигур в другие (путём складывания и разрезания). Упражнения «Покажи геометрическую фигуру», «Что лишнее», «Покажи вершины, стороны, углы», «Закрась фигуры, у которых нет углов»

Ориентировка во времени

Теория: закреплять и углублять временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах. Продолжать учить устанавливать различные временные отношения. Познакомить с часами (стрелки, циферблат). Учить определять время с точностью до получаса.

Практика: определение времени по часам, упражнение «Нарисуй стрелки на часах»

Ориентировка в пространстве

Теория: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади).

Практика: определение расположения предметов на листе бумаги, графический диктант

Логические задачи

Теория: продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей

Практика: решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез

Итоговое занятие

Практика: Решение задач. Выделение из группы фигур «лишней» фигуры. Логические задачи (ребусы, головоломки). Графические работы (диктант по клеточкам).


Календарный учебный график 1 год обучения

Раздел «Занимательная математика»


Месяц

Темы занятий

Кол-во часов

Итоги (форма аттестации)

1

сентябрь

Вводное занятие

1


2

сентябрь

Число и цифра 1

1


3

октябрь

Число и цифра 2. Знаки +, =

1


4

октябрь

Числа 1, 2, 3. Соотнесение количества предметов с цифрой

1


5

октябрь

Числа 1, 2, 3. Знаки +, =. Независимость числа от величины предметов

1


6

октябрь

Число и цифра 4. Логическая задача

1


7

октябрь

Число и цифра 5. Знаки +, =. Сложение числа 5 из двух меньших

1


8

ноябрь

Число и цифра 6. Знаки +, =. Сложение числа 6 из двух меньших

1


9

ноябрь

Знаки <, >, =. Понятия: длинный, короче, ещё короче, самый короткий

1


10

ноябрь

Числа 1, 2, 3, 4, 5, 0. Знак -

1


11

декабрь

Понятия: слева, справа, впереди, сзади

1


12

декабрь

Число и цифра 7. Знаки +, =. Порядковый счёт

1


13

декабрь

Дни недели

1


14

декабрь

Числа и цифры 1-8. Знаки +, =. Порядковый счёт. Сложение числа 8 из двух меньших

1


15

декабрь

Деление числа на 2-4 части

1


16

январь

Решение примеров

Открытое занятие

1

Промежуточная аттестация

17

январь

Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг

1


18

январь

Числа и цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших

1


19

январь

Величина: высокий, низкий

1


20

февраль

Трапеция (выкладывание из счётных палочек)

1


21

февраль

Числа и цифры от 1 до 10 Сложение числа 10 из двух меньших

1


22

февраль

Ориентировка во времени: времена года

1


23

февраль

Решение задач на сложение и вычитание

1


24

март

Решение примеров на сложение Составление числа из двух меньших

1


25

март

Решение примеров на вычитание. Составление числа из двух меньших

1


26

март

Ориентировка на листе бумаги

1


27

март

Конструирование из палочек.  Решение логических задач

1


28

апрель

Ориентировка на листе бумаги (право, лево, верх, низ) Графический диктант (по клеточкам)

1


29

апрель

Четырёхугольники, шестиугольники

1


30

апрель

Ориентировка во времени. Части суток

1


31

апрель

Ориентировка во времени. Месяцы

1


32

май

Решение математических загадок

1


33

май

Решение задач

1


34

май

Величина: большой, поменьше, самый маленький

1


35

май

Величина: широкий, узкий

1


36

май

Итоговое занятие

1

Промежуточная аттестация


Календарный учебный график

Раздел «Веселая логика»


Месяц

Содержание занятия

Кол-во часов

Итог, форма аттестации

1

сентябрь

Подарки осени. Игры на логику «Подбери пару», «Лабиринты»

1


2

сентябрь

Игры на логику « Найди закономерность и продолжи ряд», «Что у предметов (фигур) общего?», «Какая фигура пропущена», «Лабиринты»

1


3

сентябрь

Овощи и фрукты. «Найди два одинаковых предмета». Игры и задачи на сравнение.

1


4

сентябрь

Чистоговорки. Игры на временные отношения. Расставь значки в соответствии с образцом.

1


5

октябрь

Игры на пространственные отношения. Знакомство с понятиями сначала, впереди, Игры «Нарисуй картинку?», «Найди пару» .

1


6

октябрь

Ориентировка в пространстве. Знакомство с понятием – чертеж. Графический диктант.

1


7

октябрь

Волшебные превращения. Игры «Поможем художнику», «Дорисуй», «Подбери»

1


8

октябрь

Игры и упражнения на развитие внимания. Задания по образцу.

1


9

октябрь

Игры на развитие логического мышления. Задания на сравнение

1


10

ноябрь

Моделирование предмета геометрическими фигурами.

1


11

ноябрь

Перенеси фигуру на новое место. Образуй новые слова.

1


12

ноябрь

Знакомство с понятием – план. Игра «В какой последовательности рисовал художник?»

1


13

ноябрь

Путешествие в мир сказки. Выбери недостающие детали.

1


14

декабрь

Все профессии важны. Найди отличия.

1


15

декабрь

Зимние забавы. Словесные подвижные упражнения. Найди похожие предметы.

1

Открытое занятие

16

декабрь

Игры на творческое воображение. Придумывание фантастических объектов.

1


17

декабрь

Нарисуй по образцу. Графический диктант.

1


18

декабрь

Игралочка. Игры и упражнения на внимание, логику, пространственные отношения.

1


19

январь

ППБ, ПДД, правила поведения. Нарисуй недостающие фигуры. Упражнения на развитие речи.

1


20

январь

Нарисуй такой же узор. Сложи фигуру. Работа с пазлами.

1


21

январь

Игры на развитие пространственного мышления. Что было сначала, а что потом.

1


22

февраль

Знакомство с понятием –схема. Задания-определи по схеме. Игры с пальчиками.

1


23

февраль

Противоположные предметы. Упражнения на внимание с цифрами.

1


24

февраль

Игры на развитие памяти. Выполни задание по образцу.

1


25

февраль

Группы предметов-игрушки, спортивные принадлежности. Ролевые игры.

1


26

март

Игра «Что спрятал художник?» Дорисуй картинки.

1


27

март

Игровая программа «Весеннее путешествие».

1


28

март

Учимся систематизировать. Найди выделенные фрагменты.

1


29

апрель

Игры на развитие цветовосприятия, сравнение.

1


30

апрель

Игры на внимание Выполни задание в соответствии с образцом.

1


31

апрель

Игры и упражнения «Что забыл нарисовать художник?», «Впиши пропущенные цифры» .Графический диктант.

1


32

апрель

Любимые игры года. Найди и раскрась. Нарисуй по образцу. Подвижные игры.

1


33

май

Учимся описывать предметы. Собери картинку из пазлов.

1


34

май

В гостях у сказки. Ролевые игры.

1


35

май

Знакомимся со школой. Словесные дидактические игры.

1


36

май

Игровая программа «Маленькие умники»

1

Аттестация по итогам реализации программы



ИТОГО

36


Календарный учебный график 2 год обучения

Месяц

Темы занятий

Кол-во часов

Итоги (форма аттестации)

1

сентябрь

Вводное занятие

1


2

сентябрь

Число и цифра от 1 до 10

1


3

октябрь

Знаки <, >, =

1


4

октябрь

Счёт по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов

1


5

октябрь

Знаки <, >. Состав числа 6 из двух меньших

1


6

октябрь

Ориентировка во времени, знакомство часами

1


7

октябрь

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Логическая задача

1


8

ноябрь

Порядковый счёт. Счёт по названному числу. Состав числа 7 из двух меньших

1


9

ноябрь

Составление и решение арифметических задач

1


10

ноябрь

Число 11. Установление соответствия между числом и цифрой

1


11

декабрь

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник

1


12

декабрь

Число 12. Логическая задача

1


13

декабрь

Состав числа 8 и 9 из двух наименьших. Конструирование из палочек



14

декабрь

Отрезок. Длина отрезка

1


15

декабрь

Число 13. Решение примеров

1


16

январь

Величина: глубже, выше

1


17

январь

Число 14. Дни недели

Открытое занятие

1

Промежуточная аттестация

18

январь

Логическая задача

1


19

январь

Число 15. Ориентировка в тетради в клетку

1


20

февраль

Ориентировка на листе бумаги (право, лево, верх, низ) Графический диктант (по клеточкам)

1


21

февраль

Числа от 1 до 15. Овал

1


22

февраль

Число 16. Определение времени по часам

1


23

февраль

Знаки +, -. Состав числа из двух меньших

1


24

март

Число 17. Решение примеров на сложение

1


25

март

Решение примеров на вычитание. Состав числа из двух наименьших

1


26

март

Ориентировка в пространстве

1


27

март

Число 18. Логическая задача

1


28

апрель

Ориентировка во времени. Решение примеров

1


29

апрель

Число 19. Сравнение предметов по величине

1


30

апрель

Величина: измерение линейкой, запись результатов измерений

1


31

апрель

Число 20. Решение примеров в пределах второго десятка

1


32

май

Ориентировка на листе бумаги. Решение арифметических задач

1


33

май

Определение времени по часам.

1


34

май

Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат

1


35

май

Ориентировка в пространстве по отношению к себе, к другому человеку

1


36

май

Итоговое занятие

1

Аттестация по итогам программы


Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

Методическое обеспечение программы

Наиболее эффективными (при работе с дошкольниками) являются игровые методы и приемы обучения. Они позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей.

Самым распространенным игровым методом является методическая игра, которая выполняет две функции:

- совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации;

- усвоение новых знаний и умений разного содержания.

Наряду с игровыми методами, широко используются на каждом занятии словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (наблюдение, демонстрация, показ способов действий, показ образца), практические методы (упражнения, моделирование), методы стимулирования деятельности и поведения: требование, поощрение.

Выбор методов обучения зависит от цели и содержания каждого занятия.

В программе используются следующие педагогические технологии:

здоровьесберегающие технологии – соблюдение воздушно-теплового режима, смена видов деятельности на занятии, создание ситуации успеха;

игровые технологии – деятельность дошкольников построена на творческом использовании игры, игровых приемов и игровых действий в образовательном процессе;

педагогика сотрудничества – обучение организуется на разных уровнях с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, специфики содержания на основе активности, самостоятельности, общения детей, педагога и родителей;

технология проблемного обучения – создание системы проблемных ситуаций. Педагог создает условия, при которых обучающийся открывает новые знания, овладевает новыми способами поиска информации.

Формы подведения итогов реализации программы

В середине каждого учебного года проводится промежуточная аттестация в форме открытых занятий, на которых отслеживаются результаты, достигнутые каждым ребёнком, выявляются проблемы.

В конце первого учебного года проводится промежуточная аттестация через игровые занятия, на которых обобщаются знания, полученные детьми за учебный год.

По окончании программы проводится аттестация по итогам реализации программы в виде игры, на которой проверяется уровень знаний детей.

Материально–техническое обеспечение программы

- наличие оборудованного кабинета для занятий

- магнитная доска

- дидактический и раздаточный материал (картинки, схемы, наборы игрушек и предметов, геометрических фигур и др.)

- наглядный материал (цифры, знаки, наглядные пособия, муляжи фруктов и овощей и др.)

Результативность работы по программе

Технологии отслеживания результативности:

- наблюдение

- анализ выполнения заданий

- открытые занятия

Отслеживается:

- теоретическая подготовка ребенка, предусмотренная программой

- практическая подготовка ребенка, предусмотренная программой

- сохранность контингента обучающихся


I показатель: Теоретическая подготовка ребенка, предусмотренная образовательной программой

Критерии: - соответствие теоретических знаний программным требованиям;

- осмысленность и правильность использования специальной терминологии.

Уровни:

Низкий уровень – ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, не употребляет специальную терминологию.

Средний уровень – объем усваиваемых знаний составляет более чем ½ изученного, использует специальную терминологию.

Высокий уровень – ребенок освоил весь объем знаний, предусмотренных программой за данный год, специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием.

II показатель: Практическая подготовка ребенка, предусмотренная образовательной программой

Критерии:

- соответствие практических умений и навыков программным требованиям;

- использование специального оборудования;

- креативность в выполнении заданий (элементарный, репродуктивный, творческий)

Уровни:

Низкий уровень – ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков, испытывает затруднения при работе с оборудованием, выполняет простейшие практические задания педагога

Средний уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет более половины предусмотренного программой, с помощью педагога пользуется оборудованием, выполняет задания на основе образца

Высокий уровень – ребенок овладел почти всеми практическими умениями и навыками, самостоятельно использует инструменты при работе, выполняет практические задания с элементами творчества


Воспитательный компонент программы

Календарный план воспитательной работы на учебный год


Сроки проведения

Название мероприятия

Форма проведения

Направление

Сентябрь


Правила поведения на занятиях и общественных местах

Праздник «Здравствуй,

Ромашка»

беседа




праздник

профилактическое



духовно-нравственное

Октябрь

Познавательная программа «Путешествие в страну ПДД»


Путешествие по стране вежливости.

игровая программа




игра

профилактическое



духовно-нравственное

Ноябрь


Математический калейдоскоп


«Правила дорожные, правила надежные»

игра



беседы

общекультурное



профилактическое

Декабрь


«Новогодняя ёлка»

праздник

общекультурное

Январь


Правила поведения пожарной безопасности


«Путешествие в мир сказок»

беседа


познавательная игровая программа

профилактическое


духовно-нравственное

Февраль



«Поле чудес в фигурах»


«Поздравляем папу»

игра


поздравительная программа для пап

духовно-нравственное

патриотическое

Март


Мама-слово дорогое

праздник

духовно-нравственное

Апрель


Математика в разных профессиях


«Книга - наш друг»

познавательное занятие


практическое занятие

духовно-нравственное


духовно-нравственное

Май

Беседа «Этот День Победы!»


«Маленькие умники»


«До свидания, Ромашка»

беседа


конкурсно –игровая


праздник

патриотическое


духовно-нравственное

общекультурное



Литература

А.А. Реан, С.Н. Костромина «Как подготовить ребенка к школе» СПб, «Питер» 2009г.

Е.В. Колесникова Готов ли ваш ребенок к школе” Москва 2010 г.

Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова «Ступеньки к школе», Москва, «Сфера» 2010г.

Е.Д. Шваб «В школу с радостью» Волгоград, «Учитель» 2007г.

М.М. Безруких ”Готов ли ребенок к школе” Москва 2009 г.

Н.А. Завьялова, Е.В. Лукина «Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе» Волгоград, «Учитель» 2009 г

С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет” Москва 2008 г.

Литература для родителей и детей

1.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. – СПб: «Детство-

пресс», 2002.-191с.

2.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. –М.: «Баллас», 1998. –160с.

3.Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз –ступенька, два –ступенька... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. –М.: «Ювента», 2006.–256с.

4. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» /Е.В. Соловьева. М.: Просвещение, 2004. 157с


Приложение

Диагностика математических способностей

детей 5-6 лет


К концу года дети должны знать:

1.Считать по образцу и названному числу в пределах 10.

2.Писать цифры от 1 до 10.

3. Пользоваться математическими знаками +, -, =, <, >

4.Записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаком, цифр.

5.Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой,

6.Составлять числа от 3 до 10 из двух меньших.

7.Знать геометрические фигуры

8.Располагать предметы в убывающем или возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения

9.Определять положение предметов по отношению к другому лицу.

10.Решать логические задачки на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

11. Называть последовательно дни недели, месяцы.


Таблица для заполнения:


ФИ ребенка

Критерии

Счет в пределах 10.

Написание цифр от 1 до 10 .

Соотношение количества предметов с соответствующей цифрой.

Сравнение предметов (>,<, =).

Решение математической задачи и запись решения.

Знание геометрических фигур.

Умение располагать предметы в убывающем / возрастающем порядке.

Ориентирование в пространстве (лево, право, вверх, вниз).

Решение логической задачи.

Знание дней недели, месяцев.






























































Заполнение таблицы:

«+» - задание выполнил

«- « - задание не выполнил

«+-« - задание выполнил наполовину


Задания для детей 5-6 лет:

1.Счет в пределах 10

Инструкция: «Посчитай от 1 до 10, от 10 до 1, от 4 до 9».

2. Написание цифр от 1 до 10

Инструкция: «Перед вами лежат листы. Сейчас я буду вам называть цифры, а вы будете их записывать». Цифры диктуются в любой последовательности. Цифры: 4, 6, 2, 3, 5, 1, 8, 10, 9, 7.

3.Соотношение количества предметов с соответствующей цифрой

Инструкция: «Соедини рисунок и соответствующую цифру».

4. Сравнение предметов (>, <, =).

Инструкция: «Поставь между рисунками знаки >, < или =»

5. Решение математической задачи и запись решения

Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам математическую загадку. Слушайте внимательно. После этого вы должны будете ответить на вопрос и записать решение с помощью знаком и цифр».

6. Знание геометрических фигур

Инструкция: «Сейчас мы проверим, как вы знаете геометрические фигуры.

Раскрась:

красным карандашом – круги,

синим цветом – квадрат,

зеленым цветом – прямоугольник,

желтым цветом – овалы,

оранжевым цветом – треугольник,

фиолетовым цветом – трапецию

7. Умение располагать предметы в убывающем / возрастающем порядке

Инструкция: «Расположи предметы от самого низкого до самого высокого». (Каждому ребенку выдается набор домиков)

«Расположи карандаши от самого длинного до самого короткого». (Каждому ребенку выдается набор ленточек)

8. Ориентирование в пространстве (лево, право, вверх, вниз)

Детям выдается белый лист. Инструкция: «Нарисуй вверху солнышко, внизу дерево, слева цветок, справа облако».

9. Решение логической задачи.

Инструкция: «Послушай внимательно и ответь на вопрос: «Сколько в пустом стакане ягод?», «На березе созрели 3 яблока, а на дубе – два яблока. Сколько яблок созрело?».

10.Знание дней недели, месяцев

Инструкция: «Перечисли дни недели. Какой месяц сейчас идет? Какой был до этого? Какой будет после?»


Диагностика математических способностей

детей 6-7 лет

Задания:

1.Счет в пределах 20

Инструкция: «Посчитай от 11 до 20, от 20 до 11, от 11 до 16 и т.д.».

2. Написание цифр от 11 до 20

Инструкция: «Перед вами лежат листы. Сейчас я буду вам называть цифры, а вы будете их записывать». Цифры диктуются в любой последовательности. Цифры: 14,1 6, 12, 13, 15, 11, 18, 20,1 9, 17.

3. Сравнение предметов

Инструкция: «Расставь знаки < > =. Впиши в клетки нужные числа».

4. Решение математической задачи и запись решения

Инструкция: Педагог читает задачи детям. Дети записывают решение задачи.

5. Соотношение количества предметов с соответствующей цифрой

Инструкция: «Соедини цифры с нужным количеством предметов»

6. Знание геометрических фигур

Инструкция: «Закрась треугольник желтым карандашом, квадрат – фиолетовым, круг – синим, овал – зеленым, прямоугольник – розовым, ромб – оранжевым, шестиугольник – голубым, трапецию – красным».

7. Умение располагать предметы в убывающем / возрастающем порядке

Инструкция: «Расставь медвежат от самого маленького до самого большого. Напиши цифры по порядку».

8. Умение работать с линейкой

Инструкция: «Измерь отрезки, запиши получившейся результат».

9. Определение времени по часам

Инструкция: «Соедини часы, показывающие одинаковое время». «Нарисуй стрелки на часах так, чтобы они показывали 11 часов, 4 часа, 9 часов и т.д»

10. Ориентирование на листе в клетку (лево, право, вверх, вниз)

Графический диктант

11. Решение логических задач

- Домик белки между домами зайца и ежа. Покажи дом белки

- В соревновании по бегу Саша, Гриша и Толя заняли призовые места. Какое место занял каждый из них, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя - не третье? ((Гриша - 1, Толя - 2, Саша – 3) и др.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации