ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Занимательная математика»
Управление образования Администрации города Вологды
Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ и МОЛОДЕЖИ»
Методический совет Протокол № 6 от 16.05.2024 | Утверждаю: Директор МУДО «ДТДиМ» ____________В.Н. Митрофанова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Занимательная математика»
Возраст участников: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Собанина Людмила Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Вологда
2024
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Программа является общеобразовательной общеразвивающей и имеет социально-гуманитарную направленность.
Программа «Занимательная математика» реализуется в комплексе с другими программами в Центре дошкольного развития «Ромашка».
Программа обучения математике в современной науке приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.
Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируется представления – образы предметов, их свойств, отношений. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста даёт не только непосредственный практический результат (навыки счёта, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект. Рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счётом и измерениями линейных и объёмных объектов, с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями. Программа предусматривает овладение детьми специальной терминологией: названиями чисел, геометрических фигур, элементов фигур и др.
Практическая направленность программы. Содержание занятий направлено на освоение элементарных математических представлений, решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребенку легче усвоить школьный материал.
Первый год обучения включает в себя 2 раздела:
- «Веселая логика»,
- «Занимательная математика».
Второй год обучения включает в себя 1 раздел – «Занимательную математику».
Педагогическая целесообразность. Занятия помогают развивать у дошкольников умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи. Содержание занятий по математике представляет собой введение в мир элементарных математических представлений. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Занятия содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, правильному применению математических терминов и т. д.
Программа написана в соответствие с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от 31.03.2022)
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27.07.2022);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";
5. Устав МУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
И Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
Уровень освоения программы – базовый.
Цель программы: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, подготовка детей к школе.
Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:
Образовательные:
-дать детям дошкольного возраста знания о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития.
-сформировать навыки и умения в счёте, вычислениях, измерениях, моделировании
Развивающие:
-развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память. .
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математике,
- воспитывать аккуратность и самостоятельность. Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Первый год обучения - 72 часа в год,
второй год обучения - 36 часов в год.
Режим, формы занятий
Форма обучения - очная.
Основная форма организации обучения – занятие.
В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу, второй год обучения - один раз в неделю, продолжительностью один академический час.
Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. В занятия включены физкультминутки, представляющие собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации, а также на закрепление математических понятий.
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Программный материал даётся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактический принцип развивающего обучения.
Занятия проводятся фронтально, по группам и индивидуально. Развивающие задачи решаются с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Раздел «Занимательная математика» включает в себя следующие темы:
Ознакомление с числом и обучение счёту.
2. Величина.
3. Геометрические фигуры.
4. Ориентировка в пространстве.
5. Ориентировка во времени.
6. Логические задачи.
Раздел «Весёлая логика» включает в себя 8 тем:
1. Логические игры и задачи.
2. Пространственные и временные отношения.
3. Игры и упражнения на развитие основных психических познавательных процессов.
4. Игры и упражнения на развитие творческого воображения и фантазии.
5. Игры на воссоздание геометрических, образных и сюжетных фигур из плоских конструкторов.
6. Игры и занятия по развитию речи.
7. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.
8. Развитие мелкой моторики.
Участники программы
Образовательная программа предназначена для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет, группы формируются по записи без специального отбора.
Занятия проводятся в двух возрастных группах:
1 год обучения – 5-6 лет;
2 год обучения – 6-7 лет.
Наполняемость групп от 5 до 10 человек.
Основные задачи в работе с детьми 5-6 лет.
1. Расширить знания о временах года и частей суток.
2. Познакомить с числами и цифрами от 1 до 5, сформулировать представление о взаимосвязи числа и цифры.
3. Познакомить с порядковым счётом.
4. Формировать понятия о независимости числа от величины, пространственное расположение предметов.
5. Развивать глазомер и зрительно-двигательную координацию. Закреплять умение правильно пользоваться словами: ”большой”, “маленький”, “ещё меньше”, “самый маленький”, “короткий”, “ещё короче”, “самый короткий”, “высокий”, “пониже”, “ещё пониже”, “самый низкий”.
6. Учить ориентироваться на листе бумаги, помочь усвоить понятия “левый верхний и нижний угол”, “правый верхний и нижний угол”, “середина”.
7. Развивать мыслительные операции – анализ и синтез предметов сложной формы, развивать внимание, память, логическое мышление.
Основные задачи в работе с детьми 6-7 лет.
1. Формировать основные элементы познавательной деятельности:
а) запас знаний, умений и навыков;
б) основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
в) умение понимать суть учебной задачи и выполнить её самостоятельно;
г) умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку;
д) способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач;
е) развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
2. Познакомить с цифрами от 6 до 10, с математическими знаками, понятиями «больше», «меньше».
3. Познакомить с новыми геометрическими фигурами, учить преобразовывать одни фигуры в другие (путём складывания, разрезания, выкладывания из счётных палочек).
4. Учить делить предметы на 4 части, определять, что часть меньше целого, а целое больше части.
5. Познакомить с названиями дней недели и месяцев.
6. Учить определять место положения предметов по отношению к другому лицу.
Планируемые результаты
К концу обучения дети научатся работать со счётным и геометрическим раздаточным материалом
Научатся пользоваться тетрадью с печатной основой
Научатся логически рассуждать и выполнять простейшие логические операции
Будут обладать умением общаться с преподавателями и другими детьми
Будут испытывать интерес к процессу познания, к самостоятельному поиску решений, достижению поставленной цели.
Учебный план
1 год обучения
Тематический блок | Часы теории | Часы практики | Всего часов | Итоги, форма аттестации |
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Раздел «Занимательная математика» | 16 | 19 | 35 | |
1. Количество и счёт | 6 | 6 | 12 | |
2. Величина | 3 | 3 | 6 | |
3. Форма | 3 | 3 | 6 | Промежуточная аттестация. Открытое занятие |
4. Ориентировка в пространстве | 2 | 4 | 6 | |
5. Ориентировка во времени | 2 | 2 | 4 | |
6. Обобщающее занятие | 1 | 1 | Промежуточная аттестация | |
Раздел «Веселая логика» | 7 | 29 | 36 | |
1.Логические игры и упражнения. | 2 | 8 | 10 | Контрольные упражнения |
2.Пространственные и временные отношения. | 1 | 2 | 3 | |
3.Игры и упражнения на развитие основных психических познавательных процессов. | 1 | 4 | 5 | |
4.Игры на развитие творческого воображения, фантазии. | 3 | 3 | ||
5.Игры на воссоздание геометрических, образных и сюжетных фигур. | 1 | 2 | 3 | Открытое занятие для родителей |
6.Игры и занятия по развитию речи. | 4 | 4 | ||
7.Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных способностей. | 2 | 2 | 4 | |
8.Развитие мелкой моторики. | 3 | 3 | ||
9. Итоговое занятие | 1 | 1 | Промежуточная аттестация Конкурсно - игровая программа | |
Всего часов | 24 | 48 | 72 |
Планируемые результаты первого года обучения
К концу первого года обучения дети должны:
Считать по образцу и названному числу в пределах десяти
Понимать независимость числа от пространственного расположения предметов
Писать цифры от 1 до 10
Пользоваться математическими знаками +, -, =, >, <
Записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр
Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой
Различать количественный и порядковый счёт в пределах десяти
Составлять числа от 3 до 10 их двух меньших
Понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа
Знать геометрическую фигуру – трапецию
Рисовать в тетради в клеточку геометрические фигуры
Выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры
Располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке
Делить предмет на 2-4 и более частей, понимать, что часть меньше целого
Называть последовательно дни недели, месяцы
Ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку
Определять положение предметов по отношению к другому лицу
Решать логические задачи
Понимать задание и выполнять его самостоятельно
Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы
Самостоятельно формулировать учебные задачи
Содержание программы 1 год обучения
Раздел «Занимательная математика»
Вводное занятие
Теория: Техника безопасности, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, правила поведения на занятиях.
Количество и счёт
Теория: знакомство с цифрами от 1 до 5; стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа. Соотнесение цифры с количеством предметов. Количественный и порядковый счёт
Практика: счет в пределах пяти, пользуясь правильными приёмами, количественный и порядковый счет, упражнение «Напиши цифру по точкам», установление равенства и неравенства групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, разных по величине, форме, расположению. Нахождение и сравнение чисел – соседей (предшествующее, последующее число). Сравнение групп предметов (больше, меньше, одинаковое количество)
Величина
Теория: знакомство с признаками сходства разных и одинаковых предметов (большой, поменьше, ещё меньше, самый маленький).
Практика: сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине. Выделение признаков сходства разных и одинаковых предметов, объединять их по этому признаку.
Геометрические фигуры
Теория: знакомство с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и геометрическими телами (шар, куб, цилиндр). Учит представлению о том, что фигуры могут быть разного размера; видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях
Практика: упражнения «Что похоже на квадрат (треугольник, овал и т.д)», «Что изменилось», «Назови геометрическое тело», «Дорисуй геометрическую фигуру до предмета», «Заплатка», игра «Геометрическое лото». Графические работы (дорисовывание недостающих частей предмета). Нахождение в группе предметов «лишнего».
Ориентировка во времени
Теория: знакомство с частями суток (утро, день, вечер, ночь), повторение
времен года (осень, зима, весна, лето). Повторение понятий вчера, сегодня, завтра различение понятий быстро, медленно.
Практика: упражнение «Когда это бывает», «Назови время года по картинке», «Кто быстрее». Отгадывание загадок
Ориентировка в пространстве
Теория: учить различать правую и левую руку, обозначать словами положение предмета относительно себя.
Практика: ориентировка на листе бумаги. Ориентировка в кабинете по словесной инструкции. Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров). Графические работы (срисовывание предметов по клеточкам и точкам). Графический диктант по клеточкам.
Логические задачи
Теория: знакомство с логическими задачами
Практика: решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез
Обобщающее занятие
Практика: Решение задач. Выделение из группы фигур «лишней» фигуры. Логические задачи (ребусы, головоломки). Графические работы (диктант по клеточкам).
Раздел «Веселая логика»
1.Логические игры и упражнения
Теория: Логическое мышление обеспечивает ребенку организацию и систематизацию знаний, понимание смысла учебных задач, последовательность в рассуждениях, самостоятельность и оригинальность решений, создание и воплощение замыслов. Назначение логических игр и задач состоит в активизации умственной деятельности дошкольников. В программе логические игры и задачи используются в качестве умственной гимнастики, а так же могут служить основной темой занятия.
Логические игры и задачи используются в целях развития у детей умения осуществлять последовательные умственные действия:
• анализировать,
• сравнивать,
• классифицировать,
• обобщать по признаку,
• целенаправленно думать.
Практика: Логические игры и задачи представлены в виде чертежей, рисунков, таблиц и иллюстрированы изображениями предметов.
В работе над данным разделом программы педагог придерживается следующей последовательности выполнения упражнений:
1. Найди отличия.
2. Найди два одинаковых предмета.
З. Подбери пару.
5. Что у предметов (фигур) общего? (выделение общих признаков: форма, размер, цвет, назначение, материал и т. д.)
6. Какая фигура (предмет) лишняя и почему?
7. Лабиринты.
8. Найди закономерность и продолжи ряд изображений.
9. На основе сравнения и выявления закономерностей найди недостающую фигуру.
10. Логические задачи со спичками (палочками).
2. Пространственные и временные отношения
Теория: Знакомство с понятиями: до, после, сначала, потом, раньше, прошлое, будущее, настоящее.
Знакомство с понятиями: план, схема, чертеж.
Сравнительные характеристики предметов: большой — маленький, левый — правый, длинный — короткий, верхний — нижний, толстый — тонкий, вверху — внизу, впереди — сзади, рядом — между, дальше — ближе, тяжелее — легче, прямая — кривая, больше — меньше, первый — последний, перед — за — между.
Практика: На занятиях используются игры и упражнения: графические диктанты, «Нарисуй картину», «Дрессированная муха» и др.
Понятие времени для детей наиболее сложно. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, связанные со временем года, сменой дня и ночи и т д. Усвоение временных понятий у детей происходит через собственную деятельность, через оценку последовательности действий, происходящих явлений. С целью усвоения детьми временных отношений используются игры и упражнения:
• «Что сначала, что потом?”;
• «В какой последовательности рисовал художник?»;
• «Угадай время года»;
• «Найди ошибки»;
• загадки.
3. Игры и упражнения на развитие основных психических познавательных процессов
Теория: На занятиях раскрываются способы восприятия окружающей действительности (слух, зрение, обоняние, осязание), приемы запоминания (оживление, сравнение, схематизация), учатся ориентироваться в пространстве (верх, низ, право, лево); способам сравнения, классификации, обобщения, анализа предметов, а также способам удерживать внимание, преднамеренно переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Практика: В содержание этого раздела включены различные игры и упражнения, которые используются для развития таких психических функций и процессов как внимание, память, мышление, воображение. Как правило, они являются составной частью занятий различной тематики.
Для развития зрительно-двигательной координации используются различные задания на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв, цифр. В первой половине года детям предлагается скопировать рисунок с опорой (по точкам, клеточкам), а затем уже и без нее.
Для тренировки волевой готовности используются упражнения по вычеркиванию обозначенных буквы, фигуры, а также упражнения, в которых дети в определенной последовательности рисуют круги, квадраты, треугольники, квадраты по заданному образцу («Закончи ряд», «Дорисуй узор»).
Для развития умения слушать и выполнять инструкцию используются различные графические диктанты.
Способность концентрировать и распределять внимание развивается и тренируется с помощью упражнений: «Что спрятал художник?», «Найди нас».
С целью тренировки и развития зрительной памяти используются игры и упражнения «Угадай, что исчезло?», «Поставь предмет на место», «Угадай, что изменилось?».
Исходя из того, что одним из принципов программы является принцип единства развивающей и диагностирующей функции игры, используемые на занятии игры, тренинги и упражнения могут применяться с целью диагностики развития познавательных психических процессов у детей.
4. Игры на развитие творческого воображения, фантазии
• Развитие образного мышления через нахождение различных образов в бесформенных пятнах, листьях, геометрических фигурах и т. д.;
• изображение, моделирование предмета нестандартными средствами (листьями, снежинками, геометрическими фигурами);
• звуковые образы: их воплощение через пластику, графику, конструирование и т. д.;
• установление ассоциативных цепочек между разнообразными объектами (предметами, явлениями);
• придумывание фантастических объектов: растений, животных, игрушек;
• установление связей фантастических объектов с реальным миром.
На занятиях используются игры и упражнения: «Найди родню», «Что на что похоже?», «Поможем художнику», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Превращалки».
5. Игры на воссоздание геометрических, образных и сюжетных фигур из плоских конструкторов
Теория: Закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах, развитие зрительного восприятия, операций анализа и синтеза, пространственных представлений.
Практика: Особое место в содержании обучения занимают игры на составление плоских изображений предметов, животных, птиц и прочего из специальных наборов фигур. При этом такие наборы представляют собой части разрезанной определенным образом какой-либо фигуры: квадрата («Танграм»), круга («Волшебный круг»), овала («Колумбово яйцо»), конструктор («Сложи узор»), разрезные картинки разной тематики.
Работа с данными конструкторами строится по определенному алгоритму:
1. Внимательное исследование частей, из которых состоит фигура. Составление из этих частей возможных геометрических фигур:
• одного большого треугольника из двух маленьких;
• квадрата из двух треугольников;
• прямоугольника из двух треугольников или двух квадратов.
2. Составление исходной фигуры по схеме и без нее.
3. Составление фигур (силуэтов) из разрозненных частей.
4. Составление фигур по образцам контурного характера.
5. Составление фигур по собственному замыслу.
6. Игры и занятия по развитию речи
Целью данного раздела программы являются развитие и совершенствование навыков слушания и говорения, как видов речевой деятельности. Основные задачи развития речи, которые ставятся перед дошкольником:
Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса. Создание условий для развития интереса и внимания к слову: «Как правильно сказать?», «Как сказать по-другому?»
Работа над грамматическим строем речи. Это изменение слов по числам, падежам, родам, построение простых и сложных предложений «Много-один», «Придумай загадку» и т.д.
Формирование и развитие связной речи. Ребенок учится спрашивать, отвечать, объяснять, рассуждать, слушать и понимать. Для этого необходимо создание информационно развивающей среды: ситуаций, мотивирующих общение детей - разных ролевых игр, словесных дидактических игр, пальчиковые и артикуляционные гимнастики.
7. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.
Теория: В данной теме рассматриваются следующие разделы: робость, радость, злость, страх, удивление, самодовольство, стыд, отвращение. В ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает основу для формирования у детей способности управлять своим эмоциональным состоянием.
Практика: Игры и упражнения, помогающие ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Обучение умению слушать и слышать другого.
Беседы, направленные на знакомство с различными «волшебными» средствами понимания.
Словесные, подвижные и релаксационные упражнения.
Рисование.
Проигрывание психогимнастических упражнений.
Анализ и инсценировка различных этюдов.
Игры: «На что похоже твоё настроение», «Нарисовать любовь к маме», «Подарок на всех» и т.д.
8. Развитие мелкой моторики
Речь и мышление человека находятся в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями, с высоким уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием, связной речью. Практика: Игры: «Определи на ощупь», «Повтори движение», Игры с рисованием, «Лабиринты», «Игры со счетными палочками», «Игры с пальчиками», физкультминутки, графические упражнения, игры с мелкими предметами.9. Итоговое занятие
Практика: В конце учебного года проводится итоговая игра по станциям. Дети собираются в команды и участвуют в конкурсах, путешествуя по станциям, выполняют игровые задания.
Учебный план
2 год обучения
Тематический блок | Часы теории | Часы практики | Всего часов | Итоги, форма аттестации |
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
1. Количество и счёт | 7 | 7 | 14 | |
2. Величина | 2 | 2 | 4 | |
3. Форма | 2 | 2 | 4 | |
4. Ориентировка в пространстве | 2 | 4 | 6 | Промежуточная аттестация. Открытое занятие |
5. Ориентировка во времени | 3 | 3 | 6 | |
6. Итоговое занятие | 1 | 1 | Аттестация по итогам программы | |
Всего часов | 17 | 19 | 36 |
Планируемые результаты второго года обучения
К концу второго года обучения дети должны:
Знать числа второго десятка и записывать его
Понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счёта
Использовать и писать математические знаки +, -, =, >, <
Решать арифметические задачи и записывать решение
Сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству
Устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой
Дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов
Различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник
Рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку
Преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путём складывания и разрезания)
Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине
Измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения
Изображать отрезки заданной длины с помощью линейки
Определять время
Ориентироваться на листе бумаги
Определять положение предмета по отношению к другому
Решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез
Понимать задание и выполнять его самостоятельно
Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы
Самостоятельно формулировать учебные задачи
Содержание программы
2 год обучения
Вводное занятие
Теория: Техника безопасности, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, правила поведения на занятиях.
Количество и счёт
Теория: научить писать цифры от 1 до 10, записывать решение задачи. Научить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счёт, умение делать из неравенства равенство. Знакомство с математическими знаками. Познакомить с числами от 11 до 20 и новой счётной единицей – десятком, числами второго десятка и их записью.
Практика: счет (прямой и обратный, количественный и порядковый) по образцу и названному числу в пределах 20, написание цифр от 1 до 10 Сравнение группы разнородных предметов. Отгадывание математических загадок. Решение арифметических задач, примеров на сложение и вычитание, логических задач. Установление соответствия между количеством предметов, числом и цифрой.
Запись математических знаков, сравнение количества предметов и запись соотношения с помощью знаков и цифр. Определение места того или иного числа в ряду (10-20) по его отношению к предыдущему и последующему числу. Воспроизведение количества движений по названному числу.
Состав числа из двух меньших (до десяти);
Величина
Теория: продолжать учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, ещё меньше, самый маленький, высокий, ниже, ещё ниже, самый низкий); делить предмет на 2, 4, 6 частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части
Практика: измерение линейкой, определение результатов измерения в сантиметрах, изображение отрезка заданной длины с помощью линейки
Геометрические фигуры
Теория: закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция), учить дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов. Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).
Познакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник). Классификация геометрических фигур по разным основаниям (виду, величине).
Практика: рисование символических изображений предметов из геометрических фигур в тетради в клетку, выкладывание из счётных палочек геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию);
Преобразование одних фигур в другие (путём складывания и разрезания). Упражнения «Покажи геометрическую фигуру», «Что лишнее», «Покажи вершины, стороны, углы», «Закрась фигуры, у которых нет углов»
Ориентировка во времени
Теория: закреплять и углублять временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах. Продолжать учить устанавливать различные временные отношения. Познакомить с часами (стрелки, циферблат). Учить определять время с точностью до получаса.
Практика: определение времени по часам, упражнение «Нарисуй стрелки на часах»
Ориентировка в пространстве
Теория: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади).
Практика: определение расположения предметов на листе бумаги, графический диктант
Логические задачи
Теория: продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
Развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей
Практика: решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез
Итоговое занятие
Практика: Решение задач. Выделение из группы фигур «лишней» фигуры. Логические задачи (ребусы, головоломки). Графические работы (диктант по клеточкам).
Календарный учебный график 1 год обучения
Раздел «Занимательная математика»
№ | Месяц | Темы занятий | Кол-во часов | Итоги (форма аттестации) |
1 | сентябрь | Вводное занятие | 1 | |
2 | сентябрь | Число и цифра 1 | 1 | |
3 | октябрь | Число и цифра 2. Знаки +, = | 1 | |
4 | октябрь | Числа 1, 2, 3. Соотнесение количества предметов с цифрой | 1 | |
5 | октябрь | Числа 1, 2, 3. Знаки +, =. Независимость числа от величины предметов | 1 | |
6 | октябрь | Число и цифра 4. Логическая задача | 1 | |
7 | октябрь | Число и цифра 5. Знаки +, =. Сложение числа 5 из двух меньших | 1 | |
8 | ноябрь | Число и цифра 6. Знаки +, =. Сложение числа 6 из двух меньших | 1 | |
9 | ноябрь | Знаки <, >, =. Понятия: длинный, короче, ещё короче, самый короткий | 1 | |
10 | ноябрь | Числа 1, 2, 3, 4, 5, 0. Знак - | 1 | |
11 | декабрь | Понятия: слева, справа, впереди, сзади | 1 | |
12 | декабрь | Число и цифра 7. Знаки +, =. Порядковый счёт | 1 | |
13 | декабрь | Дни недели | 1 | |
14 | декабрь | Числа и цифры 1-8. Знаки +, =. Порядковый счёт. Сложение числа 8 из двух меньших | 1 | |
15 | декабрь | Деление числа на 2-4 части | 1 | |
16 | январь | Решение примеров Открытое занятие | 1 | Промежуточная аттестация |
17 | январь | Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг | 1 | |
18 | январь | Числа и цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших | 1 | |
19 | январь | Величина: высокий, низкий | 1 | |
20 | февраль | Трапеция (выкладывание из счётных палочек) | 1 | |
21 | февраль | Числа и цифры от 1 до 10 Сложение числа 10 из двух меньших | 1 | |
22 | февраль | Ориентировка во времени: времена года | 1 | |
23 | февраль | Решение задач на сложение и вычитание | 1 | |
24 | март | Решение примеров на сложение Составление числа из двух меньших | 1 | |
25 | март | Решение примеров на вычитание. Составление числа из двух меньших | 1 | |
26 | март | Ориентировка на листе бумаги | 1 | |
27 | март | Конструирование из палочек. Решение логических задач | 1 | |
28 | апрель | Ориентировка на листе бумаги (право, лево, верх, низ) Графический диктант (по клеточкам) | 1 | |
29 | апрель | Четырёхугольники, шестиугольники | 1 | |
30 | апрель | Ориентировка во времени. Части суток | 1 | |
31 | апрель | Ориентировка во времени. Месяцы | 1 | |
32 | май | Решение математических загадок | 1 | |
33 | май | Решение задач | 1 | |
34 | май | Величина: большой, поменьше, самый маленький | 1 | |
35 | май | Величина: широкий, узкий | 1 | |
36 | май | Итоговое занятие | 1 | Промежуточная аттестация |
Календарный учебный график
Раздел «Веселая логика»
№ | Месяц | Содержание занятия | Кол-во часов | Итог, форма аттестации |
1 | сентябрь | Подарки осени. Игры на логику «Подбери пару», «Лабиринты» | 1 | |
2 | сентябрь | Игры на логику « Найди закономерность и продолжи ряд», «Что у предметов (фигур) общего?», «Какая фигура пропущена», «Лабиринты» | 1 | |
3 | сентябрь | Овощи и фрукты. «Найди два одинаковых предмета». Игры и задачи на сравнение. | 1 | |
4 | сентябрь | Чистоговорки. Игры на временные отношения. Расставь значки в соответствии с образцом. | 1 | |
5 | октябрь | Игры на пространственные отношения. Знакомство с понятиями сначала, впереди, Игры «Нарисуй картинку?», «Найди пару» . | 1 | |
6 | октябрь | Ориентировка в пространстве. Знакомство с понятием – чертеж. Графический диктант. | 1 | |
7 | октябрь | Волшебные превращения. Игры «Поможем художнику», «Дорисуй», «Подбери» | 1 | |
8 | октябрь | Игры и упражнения на развитие внимания. Задания по образцу. | 1 | |
9 | октябрь | Игры на развитие логического мышления. Задания на сравнение | 1 | |
10 | ноябрь | Моделирование предмета геометрическими фигурами. | 1 | |
11 | ноябрь | Перенеси фигуру на новое место. Образуй новые слова. | 1 | |
12 | ноябрь | Знакомство с понятием – план. Игра «В какой последовательности рисовал художник?» | 1 | |
13 | ноябрь | Путешествие в мир сказки. Выбери недостающие детали. | 1 | |
14 | декабрь | Все профессии важны. Найди отличия. | 1 | |
15 | декабрь | Зимние забавы. Словесные подвижные упражнения. Найди похожие предметы. | 1 | Открытое занятие |
16 | декабрь | Игры на творческое воображение. Придумывание фантастических объектов. | 1 | |
17 | декабрь | Нарисуй по образцу. Графический диктант. | 1 | |
18 | декабрь | Игралочка. Игры и упражнения на внимание, логику, пространственные отношения. | 1 | |
19 | январь | ППБ, ПДД, правила поведения. Нарисуй недостающие фигуры. Упражнения на развитие речи. | 1 | |
20 | январь | Нарисуй такой же узор. Сложи фигуру. Работа с пазлами. | 1 | |
21 | январь | Игры на развитие пространственного мышления. Что было сначала, а что потом. | 1 | |
22 | февраль | Знакомство с понятием –схема. Задания-определи по схеме. Игры с пальчиками. | 1 | |
23 | февраль | Противоположные предметы. Упражнения на внимание с цифрами. | 1 | |
24 | февраль | Игры на развитие памяти. Выполни задание по образцу. | 1 | |
25 | февраль | Группы предметов-игрушки, спортивные принадлежности. Ролевые игры. | 1 | |
26 | март | Игра «Что спрятал художник?» Дорисуй картинки. | 1 | |
27 | март | Игровая программа «Весеннее путешествие». | 1 | |
28 | март | Учимся систематизировать. Найди выделенные фрагменты. | 1 | |
29 | апрель | Игры на развитие цветовосприятия, сравнение. | 1 | |
30 | апрель | Игры на внимание Выполни задание в соответствии с образцом. | 1 | |
31 | апрель | Игры и упражнения «Что забыл нарисовать художник?», «Впиши пропущенные цифры» .Графический диктант. | 1 | |
32 | апрель | Любимые игры года. Найди и раскрась. Нарисуй по образцу. Подвижные игры. | 1 | |
33 | май | Учимся описывать предметы. Собери картинку из пазлов. | 1 | |
34 | май | В гостях у сказки. Ролевые игры. | 1 | |
35 | май | Знакомимся со школой. Словесные дидактические игры. | 1 | |
36 | май | Игровая программа «Маленькие умники» | 1 | Аттестация по итогам реализации программы |
ИТОГО | 36 |
Календарный учебный график 2 год обучения
№ | Месяц | Темы занятий | Кол-во часов | Итоги (форма аттестации) |
1 | сентябрь | Вводное занятие | 1 | |
2 | сентябрь | Число и цифра от 1 до 10 | 1 | |
3 | октябрь | Знаки <, >, = | 1 | |
4 | октябрь | Счёт по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов | 1 | |
5 | октябрь | Знаки <, >. Состав числа 6 из двух меньших | 1 | |
6 | октябрь | Ориентировка во времени, знакомство часами | 1 | |
7 | октябрь | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Логическая задача | 1 | |
8 | ноябрь | Порядковый счёт. Счёт по названному числу. Состав числа 7 из двух меньших | 1 | |
9 | ноябрь | Составление и решение арифметических задач | 1 | |
10 | ноябрь | Число 11. Установление соответствия между числом и цифрой | 1 | |
11 | декабрь | Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник | 1 | |
12 | декабрь | Число 12. Логическая задача | 1 | |
13 | декабрь | Состав числа 8 и 9 из двух наименьших. Конструирование из палочек | ||
14 | декабрь | Отрезок. Длина отрезка | 1 | |
15 | декабрь | Число 13. Решение примеров | 1 | |
16 | январь | Величина: глубже, выше | 1 | |
17 | январь | Число 14. Дни недели Открытое занятие | 1 | Промежуточная аттестация |
18 | январь | Логическая задача | 1 | |
19 | январь | Число 15. Ориентировка в тетради в клетку | 1 | |
20 | февраль | Ориентировка на листе бумаги (право, лево, верх, низ) Графический диктант (по клеточкам) | 1 | |
21 | февраль | Числа от 1 до 15. Овал | 1 | |
22 | февраль | Число 16. Определение времени по часам | 1 | |
23 | февраль | Знаки +, -. Состав числа из двух меньших | 1 | |
24 | март | Число 17. Решение примеров на сложение | 1 | |
25 | март | Решение примеров на вычитание. Состав числа из двух наименьших | 1 | |
26 | март | Ориентировка в пространстве | 1 | |
27 | март | Число 18. Логическая задача | 1 | |
28 | апрель | Ориентировка во времени. Решение примеров | 1 | |
29 | апрель | Число 19. Сравнение предметов по величине | 1 | |
30 | апрель | Величина: измерение линейкой, запись результатов измерений | 1 | |
31 | апрель | Число 20. Решение примеров в пределах второго десятка | 1 | |
32 | май | Ориентировка на листе бумаги. Решение арифметических задач | 1 | |
33 | май | Определение времени по часам. | 1 | |
34 | май | Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат | 1 | |
35 | май | Ориентировка в пространстве по отношению к себе, к другому человеку | 1 | |
36 | май | Итоговое занятие | 1 | Аттестация по итогам программы |
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
Методическое обеспечение программы
Наиболее эффективными (при работе с дошкольниками) являются игровые методы и приемы обучения. Они позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей.
Самым распространенным игровым методом является методическая игра, которая выполняет две функции:
- совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации;
- усвоение новых знаний и умений разного содержания.
Наряду с игровыми методами, широко используются на каждом занятии словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (наблюдение, демонстрация, показ способов действий, показ образца), практические методы (упражнения, моделирование), методы стимулирования деятельности и поведения: требование, поощрение.
Выбор методов обучения зависит от цели и содержания каждого занятия.
В программе используются следующие педагогические технологии:
здоровьесберегающие технологии – соблюдение воздушно-теплового режима, смена видов деятельности на занятии, создание ситуации успеха;
игровые технологии – деятельность дошкольников построена на творческом использовании игры, игровых приемов и игровых действий в образовательном процессе;
педагогика сотрудничества – обучение организуется на разных уровнях с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, специфики содержания на основе активности, самостоятельности, общения детей, педагога и родителей;
технология проблемного обучения – создание системы проблемных ситуаций. Педагог создает условия, при которых обучающийся открывает новые знания, овладевает новыми способами поиска информации.
Формы подведения итогов реализации программы
В середине каждого учебного года проводится промежуточная аттестация в форме открытых занятий, на которых отслеживаются результаты, достигнутые каждым ребёнком, выявляются проблемы.
В конце первого учебного года проводится промежуточная аттестация через игровые занятия, на которых обобщаются знания, полученные детьми за учебный год.
По окончании программы проводится аттестация по итогам реализации программы в виде игры, на которой проверяется уровень знаний детей.
Материально–техническое обеспечение программы
- наличие оборудованного кабинета для занятий
- магнитная доска
- дидактический и раздаточный материал (картинки, схемы, наборы игрушек и предметов, геометрических фигур и др.)
- наглядный материал (цифры, знаки, наглядные пособия, муляжи фруктов и овощей и др.)
Результативность работы по программе
Технологии отслеживания результативности:
- наблюдение
- анализ выполнения заданий
- открытые занятия
Отслеживается:
- теоретическая подготовка ребенка, предусмотренная программой
- практическая подготовка ребенка, предусмотренная программой
- сохранность контингента обучающихся
I показатель: Теоретическая подготовка ребенка, предусмотренная образовательной программой
Критерии: - соответствие теоретических знаний программным требованиям;
- осмысленность и правильность использования специальной терминологии.
Уровни:
Низкий уровень – ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, не употребляет специальную терминологию.
Средний уровень – объем усваиваемых знаний составляет более чем ½ изученного, использует специальную терминологию.
Высокий уровень – ребенок освоил весь объем знаний, предусмотренных программой за данный год, специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием.
II показатель: Практическая подготовка ребенка, предусмотренная образовательной программой
Критерии:
- соответствие практических умений и навыков программным требованиям;
- использование специального оборудования;
- креативность в выполнении заданий (элементарный, репродуктивный, творческий)
Уровни:
Низкий уровень – ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков, испытывает затруднения при работе с оборудованием, выполняет простейшие практические задания педагога
Средний уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет более половины предусмотренного программой, с помощью педагога пользуется оборудованием, выполняет задания на основе образца
Высокий уровень – ребенок овладел почти всеми практическими умениями и навыками, самостоятельно использует инструменты при работе, выполняет практические задания с элементами творчества
Воспитательный компонент программы
Календарный план воспитательной работы на учебный год
Сроки проведения | Название мероприятия | Форма проведения | Направление |
Сентябрь | Правила поведения на занятиях и общественных местах Праздник «Здравствуй, Ромашка» | беседа праздник | профилактическое духовно-нравственное |
Октябрь | Познавательная программа «Путешествие в страну ПДД» Путешествие по стране вежливости. | игровая программа игра | профилактическое духовно-нравственное |
Ноябрь | Математический калейдоскоп «Правила дорожные, правила надежные» | игра беседы | общекультурное профилактическое |
Декабрь | «Новогодняя ёлка» | праздник | общекультурное |
Январь | Правила поведения пожарной безопасности «Путешествие в мир сказок» | беседа познавательная игровая программа | профилактическое духовно-нравственное |
Февраль | «Поле чудес в фигурах» «Поздравляем папу» | игра поздравительная программа для пап | духовно-нравственное патриотическое |
Март | Мама-слово дорогое | праздник | духовно-нравственное |
Апрель | Математика в разных профессиях «Книга - наш друг» | познавательное занятие практическое занятие | духовно-нравственное духовно-нравственное |
Май | Беседа «Этот День Победы!» «Маленькие умники» «До свидания, Ромашка» | беседа конкурсно –игровая праздник | патриотическое духовно-нравственное общекультурное |
Литература
А.А. Реан, С.Н. Костромина «Как подготовить ребенка к школе» СПб, «Питер» 2009г.
Е.В. Колесникова Готов ли ваш ребенок к школе” Москва 2010 г.
Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова «Ступеньки к школе», Москва, «Сфера» 2010г.
Е.Д. Шваб «В школу с радостью» Волгоград, «Учитель» 2007г.
М.М. Безруких ”Готов ли ребенок к школе” Москва 2009 г.
Н.А. Завьялова, Е.В. Лукина «Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе» Волгоград, «Учитель» 2009 г
С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет” Москва 2008 г.
Литература для родителей и детей
1.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. – СПб: «Детство-
пресс», 2002.-191с.
2.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. –М.: «Баллас», 1998. –160с.
3.Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз –ступенька, два –ступенька... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. –М.: «Ювента», 2006.–256с.
4. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» /Е.В. Соловьева. М.: Просвещение, 2004. 157с
Приложение
Диагностика математических способностей
детей 5-6 лет
К концу года дети должны знать:
1.Считать по образцу и названному числу в пределах 10.
2.Писать цифры от 1 до 10.
3. Пользоваться математическими знаками +, -, =, <, >
4.Записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаком, цифр.
5.Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой,
6.Составлять числа от 3 до 10 из двух меньших.
7.Знать геометрические фигуры
8.Располагать предметы в убывающем или возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения
9.Определять положение предметов по отношению к другому лицу.
10.Решать логические задачки на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
11. Называть последовательно дни недели, месяцы.
Таблица для заполнения:
№ | ФИ ребенка | Критерии | |||||||||
Счет в пределах 10. | Написание цифр от 1 до 10 . | Соотношение количества предметов с соответствующей цифрой. | Сравнение предметов (>,<, =). | Решение математической задачи и запись решения. | Знание геометрических фигур. | Умение располагать предметы в убывающем / возрастающем порядке. | Ориентирование в пространстве (лево, право, вверх, вниз). | Решение логической задачи. | Знание дней недели, месяцев. | ||
Заполнение таблицы:
«+» - задание выполнил
«- « - задание не выполнил
«+-« - задание выполнил наполовину
Задания для детей 5-6 лет:
1.Счет в пределах 10
Инструкция: «Посчитай от 1 до 10, от 10 до 1, от 4 до 9».
2. Написание цифр от 1 до 10
Инструкция: «Перед вами лежат листы. Сейчас я буду вам называть цифры, а вы будете их записывать». Цифры диктуются в любой последовательности. Цифры: 4, 6, 2, 3, 5, 1, 8, 10, 9, 7.
3.Соотношение количества предметов с соответствующей цифрой
Инструкция: «Соедини рисунок и соответствующую цифру».
4. Сравнение предметов (>, <, =).
Инструкция: «Поставь между рисунками знаки >, < или =»
5. Решение математической задачи и запись решения
Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам математическую загадку. Слушайте внимательно. После этого вы должны будете ответить на вопрос и записать решение с помощью знаком и цифр».
6. Знание геометрических фигур
Инструкция: «Сейчас мы проверим, как вы знаете геометрические фигуры.
Раскрась:
красным карандашом – круги,
синим цветом – квадрат,
зеленым цветом – прямоугольник,
желтым цветом – овалы,
оранжевым цветом – треугольник,
фиолетовым цветом – трапецию
7. Умение располагать предметы в убывающем / возрастающем порядке
Инструкция: «Расположи предметы от самого низкого до самого высокого». (Каждому ребенку выдается набор домиков)
«Расположи карандаши от самого длинного до самого короткого». (Каждому ребенку выдается набор ленточек)
8. Ориентирование в пространстве (лево, право, вверх, вниз)
Детям выдается белый лист. Инструкция: «Нарисуй вверху солнышко, внизу дерево, слева цветок, справа облако».
9. Решение логической задачи.
Инструкция: «Послушай внимательно и ответь на вопрос: «Сколько в пустом стакане ягод?», «На березе созрели 3 яблока, а на дубе – два яблока. Сколько яблок созрело?».
10.Знание дней недели, месяцев
Инструкция: «Перечисли дни недели. Какой месяц сейчас идет? Какой был до этого? Какой будет после?»
Диагностика математических способностей
детей 6-7 лет
Задания:
1.Счет в пределах 20
Инструкция: «Посчитай от 11 до 20, от 20 до 11, от 11 до 16 и т.д.».
2. Написание цифр от 11 до 20
Инструкция: «Перед вами лежат листы. Сейчас я буду вам называть цифры, а вы будете их записывать». Цифры диктуются в любой последовательности. Цифры: 14,1 6, 12, 13, 15, 11, 18, 20,1 9, 17.
3. Сравнение предметов
Инструкция: «Расставь знаки < > =. Впиши в клетки нужные числа».
4. Решение математической задачи и запись решения
Инструкция: Педагог читает задачи детям. Дети записывают решение задачи.
5. Соотношение количества предметов с соответствующей цифрой
Инструкция: «Соедини цифры с нужным количеством предметов»
6. Знание геометрических фигур
Инструкция: «Закрась треугольник желтым карандашом, квадрат – фиолетовым, круг – синим, овал – зеленым, прямоугольник – розовым, ромб – оранжевым, шестиугольник – голубым, трапецию – красным».
7. Умение располагать предметы в убывающем / возрастающем порядке
Инструкция: «Расставь медвежат от самого маленького до самого большого. Напиши цифры по порядку».
8. Умение работать с линейкой
Инструкция: «Измерь отрезки, запиши получившейся результат».
9. Определение времени по часам
Инструкция: «Соедини часы, показывающие одинаковое время». «Нарисуй стрелки на часах так, чтобы они показывали 11 часов, 4 часа, 9 часов и т.д»
10. Ориентирование на листе в клетку (лево, право, вверх, вниз)
Графический диктант
11. Решение логических задач
- Домик белки между домами зайца и ежа. Покажи дом белки
- В соревновании по бегу Саша, Гриша и Толя заняли призовые места. Какое место занял каждый из них, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя - не третье? ((Гриша - 1, Толя - 2, Саша – 3) и др.