Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Мастерская чудес» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 30 October 2020 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» города Альметьевска

Республики Татарстан


Принята

на заседании

методического совета

от «28» августа 2020 г.

Протокол № 1

Утверждаю

Директор МБОУДО «СЮТ» ________Н.М. Бадыкшанов

«28» августа 2020 г.

Приказ №43





Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Мастерская чудес»



Возраст учащихся: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год






Автор-составитель:

Мохова Ольга Михайловна,

педагог дополнительного образования




Альметьевск, 2020


Информационная карта образовательной программы


1.

Образовательная

организация

МБОУДО «Станция юных техников»

г. Альметьевска Республики Татарстан

2.

Полное название программы


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Мастерская чудес»

3.

Направленность программы


Художественная

4.

Сведения о разработчиках


4.1.

ФИО, должность

Мохова Ольга Михайловна,

педагог дополнительного образования

5.

Сведения о программе:


5.1.

Срок реализации

1 года

5.2.

Возраст обучающихся

7-8 лет

5.3.

Характеристика программы:

- тип программы


- вид программы

- форма организации содержания и учебного процесса


Дополнительная общеразвивающая программа

общеразвивающая

-


5.4.

Цель программы

Развитие творческих способностей учащихся

6.

Формы и методы образовательной

деятельности

Методы: объяснительно-иллюстративный; словесные, наблюдение, практические, метод творческих проектов.

Формы: объяснение, инструктаж, демонстрация, мастер-классы, презентации, работа с литературой, интернет ресурсами и др.; самостоятельная поисковая и творческая деятельность, и др.

7.

Формы мониторинга результативности

Наблюдение, контроль за работой, успешное выполнение практических работ, выставка тематических работ, работа по проектам, конкурсы, викторины.

8.

Результативность реализации программы

Участие в конкурсах, выставках; призовые места на выставках и соревнованиях муниципального, республиканского уровней.

9.

Дата утверждения и последней корректировки программы

28.08.2020

10.

Рецензенты





Оглавление


1. Пояснительная записка 4

1.1 Направленность программы 4

1.2 Новизна программы 5

1.3 Актуальность программы 5

1.4 Педагогическая целесообразность 5

1.5 Цель 6

1.6 Задачи: 6

1.7 Адресат программы 6

1.8 Объем программы 7

1.9 Режим занятий 7

1.10 Нормативно-правовое обеспечение программы 7

1.11 Формы аттестации/контроля 8

1.12 Результаты освоения образовательной программы: 8

1.13 Ожидаемые результаты 9

1.14 Учебно- тематический план 10

1.15 Учебно- тематический план 11

1.16 Содержание учебного плана 13

2. Комплекс организационно-педагогических условий 18

2.1 Методическое обеспечение программы 18

2.2 Дидактический материал 18

2.3 Техническое оснащение занятий 18

2.4 Материально-техническое оснащение 19

2.5 Формы аттестации / контроля и оценочные материалы 19

2.6 Оценочные материалы 20

2.7 Список литературы для педагога: 21

2.8 Список литературы для детей: 22

2.9 Интернет ресурсы 22


Пояснительная записка

Направленность программы

В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская чудес» художественной направленности предназначена детей от 7 до 8 лет, срок реализации - 1 год. Содержание программы построено так, чтобы обучение было направлено на развитие конструктивных способностей детей, развитие умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции обучающегося; формирование умения планировать последовательность выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы.

Новизна программы

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская чудес» заключается в развитии творческих способностей – процесса, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Наряду с усвоением теоретических знаний в области декоративно – прикладного творчества Программа позволяет обучающимся сформировать практические умения, которые развивают воображение, фантазию, формируют в ребенке такие качества, как внимательность, аккуратность, усидчивость и терпение, трудолюбие и ответственность. Реализация программы способствует успешной социализации ребенка, является положительным фактором, влияющим на развитие мотивации детей к творчеству и познанию.

Актуальность программы

Актуальность данной Программы состоит в том, что она направлена на развитие конструктивных способностей детей, развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции обучающегося; формирование умения планировать последовательность выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы.

Педагогическая целесообразность

данной программы обусловлена тем, что образовательный процесс направлен на формирование высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель

Цель: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально–образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, творческой и трудовой активности детей, их стремление к созданию прекрасного.

Задачи:

Обучающие

  • формировать знания об использовании в работе различных материалов;
  • обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;
  • обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
  • обучить качественно, выполнять работу, рационально используя материал и время.

Развивающие

  • развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление, внимательность, усидчивость и аккуратность;
  • развить моторные навыки: точность движений, их координацию;
  • создавать условия для развития личности ребенка;
  • способствовать развитию у обучающихся самостоятельность в решении поставленных задач, готовность к активному творческому поиску, индивидуальные способности.



Воспитательные

воспитывать трудолюбие, упорство, усидчивость, тщательность и аккуратность при выполнении работы, умение доводить начатое дело до конца;

воспитать отношение к ткани как к материалу для творчества;

Адресат программы

Программа предназначена для детей от 7 до 8 лет.

Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

Объем программы

На освоение Программы «Мастерская чудес» отводиться 144 учебных часа в год.

Режим занятий

Занятия проводятся на протяжении всего учебного года за исключением праздничных дней: 2 раза в неделю по два академических часа. Перерывы между академическими часами составляют 10 минут.

Периоды осенних, зимних и весенних каникул используются для проведения совместно с родителями обучающихся (по необходимости) внеаудиторных занятий: праздников, экскурсий в музеи, на предприятия, на выставки технического творчества, конкурсы, соревнования и др.


Нормативно-правовое обеспечение программы

  • Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
  • Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642);
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
  • Основы государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р);
  • Программа патриотического воспитания граждан на период 2016-2020 годов (постановление Правительства РФ от 30.12. 2015 N 1493);
  • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н);
  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ) ;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
  • Локальные акты СЮТ: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.

Формы аттестации/контроля

Для определения уровня усвоения данной программы воспитанниками, её дальнейшей корректировки и определения путей достижения каждым ребёнком максимального творческого и личностного развития предусмотрена аттестация обучающихся.

Задачи промежуточной аттестации: определение уровня практических умений и навыков детей; определение уровня усвоения теоретических знаний; выявление уровня развития личностных качеств детей; соотнесение прогнозируемых результатов, содержащихся в программе, с реальными результатами обучения в объединении; корректировка содержания программы, форм и методов обучения и воспитания. Проведение промежуточной аттестации обучающихся в форме мини-выставок и участия в соревнованиях и конкурсах разного уровня (городских, республиканских, всероссийских, международных), творческие отчёты.

Результаты освоения образовательной программы:

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные и метапредметные результаты:

  • безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • формирование навыка самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
  • проявление познавательных интересов и активности в декоративно- прикладной деятельности;
  • самостоятельно изготавливать декоративные предметы из доступных материалов по предложенному описанию;
  • умение использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельных творческих работ;
  • участвовать в обсуждении возникающих творческих предложений в процессе работы;
  • оценивать достоинства и недостатки собственной работы.

Предметными результатами освоения, обучающимися программы «Мастерская чудес» являются:

  • оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
  • классификация видов и назначения материалов;
  • распознание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования применяемых для изготовления изделий;
  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • осознание ответственности за качество результатов труда.

Проверка результатов обучения имеет текущий и итоговый контроль.


Смысл такого представления образовательных результатов

Опыт творческой деятельности также самостоятелен по своему содержанию. Он предполагает:

- перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,

- самостоятельное видение проблемы,

- видение альтернативы ее решения,

- комбинирование ранее усвоенных способов в новый.


Какие возможны уровни освоения ребенком программного материала

- низкий, средний, высокий.


Ожидаемые результаты

К концу обучения по данной программе воспитанники должны:

Знать:

  • Технику безопасности при работе в объединении;
  • Знать название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • Знать правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику.
  • Знать способы обработки различных видов бумаги и картона, предусмотренных программой.

Уметь:

  • Уметь организовать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации творческого замысла;
  • Воплощать свои фантазии, как и умение, выражать свои мысли;
  • Уметь выполнять следующие операции: разметка контура по шаблону; разметка по линейке; умение сравнивать с образцом; уметь складывать базовые формы и т.д.
  • Уметь использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельных творческих работ.

Планируемые результаты:

  • Научатся применять теоретические знания на практике;
  • Безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами;
  • Самостоятельно изготавливать декоративные предметы из доступных материалов по предложенному описанию;
  • Участвовать в обсуждении возникающих творческих предложений в процессе работы;
  • Представлять продукты творческой деятельности на выставках, смотрах, конкурсах.


Принцип программы: идти от возможностей и способностей ребенка, совершенствуя их; не от содержания предмета к ребенку, а с ребенком к вершинам мастерства, вершинам творчества.


Учебно- тематический план

1 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля


Всего

Практ.

Теорет.

1

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с колющим и режущим инструментом

2

1

1

опрос

2

Бумагопластика.

34

27

7

зачет

3

Творческая мастерская.

24

16

8

зачет

4

Текстильная кукла.

30

21

9

зачет

5

Конструирование и моделирование.

50

32

18

зачет

6

Выставка

4

4

-



Итого:

144

101

43


Учебно- тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма организации обучения

Формы аттестации/контроля

теория

практика

всего

очно

дистанционно


1. Введение (2 час)

1.1

Вводное занятие. Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Правила безопасности труда и личной гигиены. Введение в содержание программы «Мастерская чудес».

1

1

2



Презентация

Беседа

Бумагопластика (34 час)

2.1

Введение. Знакомство с историей бумагопластики и оригами.

1

1

2



Опрос, контроль за работой

2.2

Технология работы с бумагой мягких сортов.

1

1

2



Опрос, контроль за работой

2.3

Искусство аппликации – история, виды, инструменты. Аппликация из различных материалов, предметная, сюжетная, декоративная аппликация.

5

25

30



Опрос, контроль за работой

Творческая мастерская (24 час)

3.1

Изготовление подарков из различных материалов: картона, ткани и т.д.

2

4

6



Опрос, контроль за работой

3.2

Декорирование изделия в технике «Декупаж».

6

12

18




Текстильная кукла (30 час)

4.1

История и виды текстильных кукол. Русская народная кукла.

2

6

8



Опрос, контроль за работой

4.2

Технология изготовления текстильной куклы.

2

4

6



Занятие-практикум


4.3

Основные виды ручных швов, их применение. 

2

4

6



Опрос, контроль за работой

4.4

Раскрой, основные правила раскроя.

1

1

2



Занятие-практикум

4.5

Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы.

2

6

8



Занятие-практикум

Конструирование и моделирование (50 час)

5.1

Введение. Понятие о конструкции изделия из картона, бумаги.

1

1

2



Опрос, контроль за работой

5.2

Объемное конструирование из картона, бумаги.

1

1

2



Занятие-практикум

5.3

Объемное конструирование из полосок бумаги.

4

6

10



Занятие-практикум

5.4

Объемное конструирование на основе цилиндрической формы.

4

8

12



Занятие-практикум

5.5

Объемное конструирование на основе конусной формы.


4

8

12



Занятие-практикум

5.6

Объемное конструирование на основе квадрата. Использование приемов аппликации.

4

8

12



Занятие-практикум

6

Выставка. Заключительное занятие.


4

4





Итого:



144





Содержание учебного плана

1 год обучения

Тема: Вводное занятие (2 час) Знакомство педагога с учащимися. Ознакомление с режимом работы объединения, расписанием занятий. Правила безопасности труда и личной гигиены; пдд, пожарная безопасность. Изучение правил техники безопасности при обращении с ручным инструментом. Правила работы с ножницами, клеем.

Практика. Организация рабочего места. Знакомство учащихся с программой обучения. Инструменты и приспособления для работы с бумагой, фетром. Формирование умений и навыков пользования инструментами и приспособлениями.


Бумагопластика (34 час)

Введение. Знакомство с историей бумагопластики и оригами. Знакомство с разделом бумажной пластики и его понятиями: длина, ширина, высота, объем, плоскость. Оборудование рабочего места. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Практика. Знакомство с такими понятиями и операциями как: «складка», «базовая форма», «линия сгиба», «перегнуть», «согнуть», «вогнуть», «отрезать», «надрезать», «вставить одну деталь в другую», «оторвать», «надорвать».

Технология работы с бумагой мягких сортов.

Практика. Выполнение элементов из мягких сортов бумаги:

  • Скручивание жгутиков.
  • Выполнение узелков.
  • Выполнение петель.
  • Выполнение элементов «завиток».

Искусство аппликации – история, виды, инструменты.

Практика. Знакомство с новыми операциями: разметка по линейке, умение сравнивать с образцом и т.д.; опыты и наблюдения за бумагой и ее свойствами.

Сравнение бумаги и картона разных видов (прочность, толщина, гибкость, ломкость, внешний вид, отношение к влаге). Эксперименты с бумажным листом, проволокой. Простейшие способы окраски бумаги и картона. Выполнение правил безопасности труда и личной гигиены.

Аппликация из различных материалов, предметная, сюжетная, декоративная аппликация. Возможность использования различных материалов для изготовления аппликации. Последовательность изготовления аппликации.

Практика. Плоская аппликация. Получение практических навыков по работе с бумагой, ножницами, клеем. Изготовление поздравительной открытки (на день учителя, на международный день бабушек и дедушек, день матери).

Объемная аппликация. Формирование умений и навыков: деление квадратного и прямоугольного листа на равные части (четное и нечетное количество частей).

Знакомство детей с новой техникой выполнения объемного изображения с помощью салфеток, скрученных в жгутики. Скручивание салфеток в жгутики. Работа над панно «Дерево чудес».

Сюжетная аппликация. Основные технологические этапы. Составление композиций, последовательность выполнения работы.

Выбор сюжета.

Составление эскиза.

Подбор бумаги по цвету и качеству.

Тонирование бумаги.

Изготовление объемных деталей.

Раскладывание на фоне.

Наклеивание.

Оформление готовой работы.

Комбинированная аппликация: изготовление панно (картины). Совмещение различных техник в одну аппликацию.

Выполнение аппликации на основе различными способами. Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации.


Творческая мастерская (22 час)

Подарки своими руками. Праздники в нашей жизни их виды и значение. Для чего нужны подарки. Почему ценятся подарки, сделанные своими руками. Правила этикета. Оформление подарков и их упаковка.

Практика: Изготовление подарков из различных материалов (бумага, картон, фетр, ситец, органза, шерсть) к праздникам.  Оформление подарочной коробки (выполнение аппликации на готовой картонной коробке).

Декорирование изделия в технике «Декупаж». Познакомить учащихся с возможными вариантами и технологией изготовления сувениров в технике «Декупаж». Техника безопасности.

Практика: Обучение технологической последовательности и трудовых приемов выполнения «Декупаж» предметов домашнего обихода. Соблюдения ТБ при работе с ножницами и лаком, клеем.


Тема: Текстильная кукла (30 час.)

История и виды текстильных кукол.  Знакомство с историей и видами текстильных кукол.  Русская народная кукла. Традиции изготовления.  Т/Б на рабочем месте и при работе с инструментами. Виды работ. Организация рабочего места. Материалы и инструменты для изготовления кукол. 

Практика: Определить и назвать виды текстильных кукол. Примитивный раскрой куклы с помощью линейки, мела или карандаша, лицевая и изнаночная стороны тканей, их определение. Знакомство с различными видами тканей: двунитка, бязь, сатин, лен, ситец, марлевка, шелк. Знакомство с различными видами тесьмы, кружевами, лентами, нитками. Приемы изготовления народной тряпичной куклы: скручивание, складывание, подвязывание. Бесшовная сборка отдельных деталей куклы. Работа по образцу, поэтапная. Русские безликие куклы-обереги: «берегиня», «колокольчик», «крупеничка», «кубышка-травница». Проанализировать деятельность обучающихся на занятии.

Технология изготовления текстильной куклы. Понятие «шаблон». Цветовое решение. Правила и последовательность изготовления текстильных кукол.

Практика: Назвать этапы изготовления куклы.

Основные виды ручных швов, их применение.  Знакомство с ручными швами и их применением.

Практика: Освоение приемов основных ручных швов. Формирование умений и навыков выполнения ручных стежков и строчек. Выполнение ручных швов по образцу («петельный», «вперед иголка», «строчка» или «назад иголка», «потайной»). Отмеривание нитей нужной длины, закрепление ее на ткани.

 Раскрой, основные правила. Основные правила раскроя по шаблону.  Знакомство с понятием «припуск на шов».

Практика: Раскрой куклы по шаблону. Бережное использование и экономное расходование материалов. Размещение шаблона на ткани с учётом экономичности раскладки. 

Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы. Определение последовательности сборки. Правила заполнения деталей набивочным материалом. Оформление глаза и носа куклы. Знакомство с декоративными элементами.

Практика: Сборка куклы (последовательность соединения деталей куклы). Соединение деталей кроя, стачивание и набивка деталей куклы. Сборка изделия. Декорирование изделия по собственному замыслу. Уход за текстильными куклами ручной работы.


Конструирование и моделирование (50 час.)

Введение. Понятие о конструкции изделия. Различные виды конструкции (разъёмная, неразъёмная), способы их сборки. Демонстрация изделий, выполненных из бумаги и картона. Показ слайдов, видеофильмов: значение изделий из бумаги и картона в быту, в жизни современного человека, в интерьере. Виды и способы соединения деталей (подвижное и неподвижное). Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления (назначению изделия). Конструирование и моделирование несложных технических объектов по рисунку, схеме \ простейшему чертежу, эскизу, по заданным условиям (функциональным, декоративно художественным).

Практика: Планирование и организация рабочего места. Приемы разметки с помощью линейки.

Объемное конструирование из картона, бумаги. Знакомство с техникой – художественное конструирование. Знакомство с основами чертежа (линии, размеры), с его элементами и особенностями.

Практика: Основные технологические операции: разметка материалов с помощью шаблонов, линейки и угольника; обработка их ручными инструментами (резание, прокалывание, сгибание, складывание и т.д.). Способы соединения деталей с помощью клея, ниток, проволоки и т.д. Выполнение правил безопасности труда и личной гигиены.

Объемное конструирование из полосок бумаги. Знакомство с этапами и простыми способами конструирования из полосок бумаги. Понятие центр, середина полоски, способы ее определения.

Практика: Вырезание полосок разных размеров. Склеивание симметричной заготовки «снежинка», преобразование формы в шар. На основе формы шар изготовление поделок (например, снеговик).

Объемное конструирование на основе цилиндрической формы. Знакомство с геометрическим телом - цилиндр, способы и этапы склеивания цилиндра из прямоугольника. Создание новых образов с использованием знакомых приемов конструирования.

Практика: Конструирование на основе цилиндра, спутника, ракеты.

Объемное конструирование на основе конусной формы.

Практика: Конструирование на основе конуса. Самостоятельное склеивание и оформление фигурок животных.

Объемное конструирование на основе квадрата. Трансформация квадрата в куб или кирпичик способом складывания и надрезания.

Практика: Конструирование на основе квадрата «Фантазийный дом». Закрепление умений и навыков работы с бумагой и картоном.


Тема: Заключительное занятие. Выставка (4)

Выявление уровня знаний и умений, обучающихся по пройденным темам. Итоговая выставка детских работ, выполненных в течении учебного года.

Комплекс организационно-педагогических условий

Методическое обеспечение программы

Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса.

Методы обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные – беседа, рассказ, монолог, диалог; наглядные–демонстрация иллюстраций, рисунков, моделей, и т.д.; практические – решение творческих заданий, изготовление моделей, шаблонов и т.д.; репродуктивные – работа по шаблонам; проблемно-поисковые – изготовление моделей по рисунку, по собственному замыслу, решение творческих задач; индивидуальные – задания в зависимости от достигнутого уровня развития учащегося).

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательской деятельности (коллективные обсуждения и т.д.).

Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, создание воспитательских ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ результатов.


Дидактический материал

  • Демонстрационные и постановочные материалы;
  • Презентации к занятиям на дисках и флэш носителях;
  • Образцы готовых моделей(изделий) и заготовок.
  • Стенды.


Техническое оснащение занятий


N, п/п

Наименование

Кол-во шт.

Назначение

Инструменты и расходные материалы

1.

Ножницы

15

Работа с бумагой, тканью

2.

Карандаши

15

Чертежные работы

3.

Клей

15

Клеевые работы

4.

Бумага цветная, картон

15

Работа с бумагой

5.

Набор фетра, ткань

15

Работа с тканью

6.

Иглы ручные

14

Для шитья

Оборудование

7.

Стол педагога

1


8.

Ноутбук

1

Для подготовки к занятиям, презентациям

11.

Стулья

15


Материально-техническое оснащение

Образовательная программа может быть выполнена при реализации следующих условий:

- наличие оборудованного учебного кабинета;

- организация образовательного процесса в соответствии с СанПиНом («Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей») и инструкциями по технике безопасности и охране труда, требованиями противопожарной безопасности;

- наличие информационного обеспечения – аудио-, видео-, фото-, интернет источников;

- наличие шаблонов, образцов моделей(изделий).

Формы аттестации / контроля и оценочные материалы

Формы аттестации / контроля предназначены для определения результативности освоения программы «Мастерская чудес», отражают цели и задачи программы и позволяют выявить соответствие результатов обучения поставленным целям и задачам. Кроме того, эти формы выбираются в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В процессе реализации образовательной программы используются следующие формы аттестации / контроля:

  • педагогическое наблюдение;
  • собеседование;
  • коллективный анализ;
  • выставка моделей;
  • промежуточная аттестация.

На протяжении всего периода освоения образовательной программы «Мастерская чудес» осуществляется мониторинг качества обучения и развития личности учащихся.


Оценочные материалы

Одним из главных способов проверки достигнутых результатов является мониторинг качества образовательной подготовки и личностного развития обучающихся. Педагог путём организации специальных форм аттестации/контроля производит оценивание и заполняет «Индивидуальную карту результатов обучения и личностного развития», констатируя соответствующие уровни: в - высокий, с средний, н - низкий. Критерии оценки знаний, умений и навыков.

1. Низкий уровень обучения:

- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия;

- отсутствие увлеченности в выполнении некоторых упражнений; - отказ выполнять некоторые самостоятельные задания;

- отказ работать в группе;

- стеснение высказываний перед группой;

- низкая скорость принятия решений.

2. Средний уровень обучения:

- положительная мотивация к занятию;

- увлеченность при выполнении заданий;

- испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий;

- не активен в работе малых групп;

- стеснение на открытых занятиях;

- средняя скорость принятия решений.

3. Высокий уровень обучения:

- устойчивая мотивация к занятиям;

- активность и увлеченность при выполнении заданий;

- умение конструктивно работать в малой группе любого состава;

- творческий подход к выполнению всех заданий, упражнений, изученных за определенный период обучения;

- высокая скорость решений.

Мониторинг личностного развития осуществляется с использованием методов педагогического наблюдения, тестового отслеживания пяти блоков оцениваемых параметров: мотивационного, познавательного, эмоционального, коммуникативного, творческого.

Мотивация к занятиям - активность ребёнка на занятии (проявление инициативы, самостоятельности); интерес к занятию (позитивное отношение, его личностная значимость для ребёнка, заинтересованность в получении новых знаний); устойчивое эмоциональное состояние;

Познавательная активность - прочное усвоение нового материала (оригинальное решение, умение выделить главное); умение логично и систематично излагать свои мысли; произвольность психических процессов; развитие мышления, речи; умственная работоспособность, освоение темпа занятия;

Эмоциональная сфера - эмоциональное проявление (умение сочувствовать, сопереживать, живо реагировать); целеустремлённость (собранность, организованность, стремление преодолевать трудности, настойчивость в достижении целей);

Коммуникативность - взаимодействие с педагогами (культура общения с взрослыми, установление адекватных ролевых отношений, проявление уважения); взаимодействие со сверстниками (установление дружеских отношений, участие в коллективных мероприятиях, умение разрешать конфликты, организаторские способности); соблюдение социальных и этических норм; поведенческая саморегуляция; активность и независимость; отношение к значимой деятельности; отношение к себе; творческий потенциал - сформированность и развитие (творческие проявления в различных видах жизнедеятельности, способность к созданию нового продукта, широта ориентировки в окружающем мире).

Список литературы для педагога:

  • Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М., 2015.
  • Буйлова Л.Н. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: как попасть в правовое поле? // ПроДОД (информационно-методический журнал). 2016. № 1 [Электронный ресурс] – Режим доступа http://prodod.moscow/2016/01/15/дополнительная-общеобразовательная/ (18.08.2016)
  • Буйлова Л.Н., Чернов С.В. В преддверии введения профстандарта педагога дополнительного образования//Управление начальной школой. 2016. № 2. С.4-11. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://e.nshkoli.ru/article.aspx?aid=440256
  • Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных программ// Практика административной работы в школе. 2016. № 4. С.61-67.
  • Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации. Методическое пособие. – М., 2016.
  • “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
  • Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 г. № 273 с изменениями и дополнениями от 25 декабря 2018 г.

Список литературы для детей:

  • Жадько Е.Г., Шешко Н.Б. Игрушки своими руками/Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. -256 с., илл.
  • Жданова Л. «Подарки к празднику», ООО «Хатбер – пресс», 2008г.
  • Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. «Издательство Кристалл»: Санкт-Петербург, 1998 г.
  • Популярная энциклопедия “Рукоделие”, Москва Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия» 1992 г.
  • Цветы из бумажных лент. Практическое руководство. Автор: Хелен Уолтер. Кол-во страниц: 32 Стр. Издательство: Ниола - Пресс, 2008 г
  • Бумажная мозаика. Автор: Ханна Линд. Количество страниц: 32 стр. Издательство: Айрис, 2007 г.

Интернет ресурсы

  • ​​​​​​​Алехина С.В., Ананьев И.В. Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования. //Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию. Электронный ресурс: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=462

0


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации