12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Светлана Валентиновна Кузнецова2153 Россия, Калининградская обл., Калининград Материал размещён в группе «Дошкольники» |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный эколог".
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Калининграда
центр развития ребенка – детский сад №116
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации 1 год
Автор - составитель:
Кузнецова Светлана Валентиновна
воспитатель
Калининград
2019
Пояснительная записка
Направленность программы:
Данная программа «Юный эколог» имеет естественнонаучную направленность.
В настоящее время очень мало здоровых детей. И мы уже с детства начинаем принимать лекарства и не понаслышке знаем, что с возрастом болезней и лекарств, становится всё больше. Так вот, задача нашей программы, знакомить детей с окружающим миром через специальный комплекс упражнений. Логопедическая ритмика, пальчиковая и дыхательная гимнастика, массаж помогут развить не только психические процессы (память, воображение, внимание, речь, мышление), но и проявят у детей интерес к птицам и животным, насекомым и растениям, они сами станут активными участниками игровой деятельности. Интеграция происходит не только через игру и двигательную активность, но также и через продуктивную деятельность и развитие речи.
Новизна программы:
в создании системы формирования экологических знаний у дошкольников;
в комплексном подходе к организации занятий, интегрируя разные виды деятельности;
учитывая дефициты, выявленные в рамках НИКО – 2016, планируя продуктивную деятельность, старались уйти от шаблонов и образцов, т.е. внесен развивающий характер в изобразительную деятельность.
Актуальность программы:
Первая и главная причина выбора этой темы, конечно же, мои переживания за сохранение природы. Мне хочется привить детям любовь к ней, чтобы они научились с малых лет видеть ее красоту, отгадывать загадки, которые она нам преподносит, за мудрость ее и бесконечное разнообразие. Мы должны научить уважать их то, что нам дано. А если мы не сможем научить этому новые поколения, то, увы останемся ни с чем. Люди не могут жить без воздуха, без воды, свежей листвы и зелени, без тепла солнечных лучей, без общения с животным миром. Именно поэтому, мы посещаем зоопарки, ботанические сады, заповедники, орнитологические станции, путешествуем, знакомясь с новыми местами и делая для себя важные открытия нашего огромного мира.
Заставить любить природу нельзя, но если эти занятия привлекут и заинтересуют ребят, то их жизнь станет интереснее, богаче и мудрее.
Педагогическая целесообразность:
Программа «Юный эколог» сочетает в себе элементы экологического воспитания и гуманного отношения к живой и неживой природе, тем самым формируя у детей познавательную активность и интерес к тому, что происходит в окружающем мире. Всё это способствует развитию полноценной и гармоничной личности в целом.
Цель программы «Юный эколог»:
Формировать у детей дошкольного возраста первичные и необходимые знания экологической грамотности. Становление целостной гармоничной личности никак не может обойтись без этих понятий.
Задачи:
Образовательные:
развивать интерес к данной области знаний;
формировать познавательную активность к изучению природы;
познакомить детей с лекарственными растениями;
дать первичные представления о некоторых видах птиц, животных, насекомых, представителей водной стихии;
сформировать представления о природных явлениях;
Развивающие:
развивать личностные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;
прививать навыки познавательной творческой деятельности;
развивать творческие способности детей;
Воспитательные:
формировать активную жизненную позицию через изучение природы нашей планеты;
прививать навыки здорового образа жизни;
воспитывать бережное отношение к окружающей действительности;
воспитывать позитивное отношение к природе, используя здоровье сберегающие технологии;
формировать бережное отношение к природе через познавательную, речевую, игровую, продуктивную и двигательную активность.
Отличительной особенностью данной программы является включение в ряд эколого – педагогических мероприятий - логоритмических приемов, массажа, пальчиковых упражнений, дыхательной гимнастики. Интеграция продуктивной деятельности, включение информативных блоков, познавательных презентаций, фото и видеоматериалов. Всё это способствует созданию благоприятной атмосферы для усвоения изучаемого материала, развитию творческих способностей, активизации речи, коррекции речевых нарушений, развитию эмоциональной сферы, социализации в обществе. И знания, тем самым, будут усваиваться быстрее.
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).
Сроки реализации программы: с 1 сентября по 31 августа. Всего - 47 часов.
Формы и режим занятий:
Формы групповые (10-15 человек), проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 47 занятий в год.
Продолжительность занятия для детей 4-5 лет: 20 минут.
Ожидаемые результаты:
Дошкольники будут знать:
характерные признаки сезонов и их природные явления;
названия домашних животных и их детенышей;
виды диких животных леса и их детенышей;
особенности зимующих и перелетных птиц;
познакомятся с представителями озер и морей;
научатся различать и узнавать овощи, фрукты и ягоды;
узнают о пользе лекарственных растений;
будут иметь представление о бережном отношении к окружающему миру;
научатся ухаживать за растениями и оказывать помощь окружающей природе;
Дошкольники будут уметь:
вести самостоятельные наблюдения в природе;
узнавать изученных представителей животного и растительного мира в реальной действительности;
работать с разными материалами в творческой деятельности;
применять полученные знания в добрых целях на благо окружающего мира;
творчески мыслить и рассуждать.
Учебный план
к общеобразовательной программе естественнонаучной направленности «Юный эколог»
первый год обучения (4-5 лет)
№ занятия | месяц | Тема занятия | Количество часов |
1 | сентябрь | «Что такое природа?» | 1 |
2 | сентябрь | «Бабочки» | 1 |
3 | сентябрь | «Слово о цветах» | 1 |
4 | сентябрь | «Соберем овощи» | 1 |
5 | октябрь | «Золотая осень» | 1 |
6 | октябрь | «Запасы на зиму» | 1 |
7 | октябрь | «Ежик» | 1 |
8 | октябрь | «Грибная полянка» | 1 |
9 | ноябрь | «Птицы летят на юг» | 1 |
10 | ноябрь | «Дары осени - каштаны» | 1 |
11 | ноябрь | «Пингвины – кто это животные или птицы?» | 1 |
12 | ноябрь | «Зимующие птицы» | 1 |
13 | декабрь | «Время года - зима» | 1 |
14 | декабрь | «Снегири» | 1 |
15 | декабрь | «Первый снег» | 1 |
16 | декабрь | Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой» | 1 |
17 | январь | «Вся правда о хвойных деревьях» | 1 |
18 | январь | «Цветной лёд» | 1 |
19 | январь | «Лепим снеговика» | 1 |
20 | февраль | «Кому нужны деревья в лесу» | 1 |
21 | февраль | «Океан – что это такое?» | 1 |
22 | февраль | «Дикие животные леса и их детеныши» | 1 |
23 | февраль | «Домашние животные и их детеныши» | 1 |
24 | март | «Солнце и снег весной» | 1 |
25 | март | «Слово о перелетных птицах. Международный интернет - проект «Весна идет!» | 1 |
26 | март | «Зачем люди ходят в лес» | 1 |
27 | март | «Спасем лес от пожара» | 1 |
28 | апрель | «Животные пустыни» | 1 |
29 | апрель | «Огород на окне» | 1 |
30 | апрель | «Насекомые» | 1 |
31 | апрель | «С дыханием весны природа просыпается» | 1 |
32 | май | «В гостях у солнышка» | 1 |
33 | май | «Вода – это то, что всем нам жизнь дает» | 1 |
34 | май | Акция «Озеленение участка группы» | 1 |
35 | май | «Экскурсия в ботанический сад» | 1 |
36 | июнь | «Лекарственные растения» | 1 |
37 | июнь | «Лето – чудесная пора» | 1 |
38 | июнь | «Радуга – дуга, откуда берется?» | 1 |
39 | июнь | «Лягушка - квакушка» | 1 |
40 | июль | «Слово о кактусе» | 1 |
41 | июль | Акция «Природа просит защиты» | 1 |
42 | июль | «Обитатели пресных водоемов» | 1 |
43 | июль | «Подводный мир» | 1 |
44 | август | «Откуда берутся птенцы?» | 1 |
45 | август | «Деревья в нашем д/с» | 1 |
46 | август | «Водоплавающие птицы» | 1 |
47 | август | «Времена года» | 1 |
Всего | 47 |
Календарно - тематическое планирование
Месяц № занятия | Тема занятия | Цель занятия, содержание |
Сентябрь 1 | «Что такое природа?» | Дать представление о природе в целом. Объяснить понятия «живая» и «неживая» природа. Прочитать стихи о природе с показом фотографий. Предложить детям нарисовать карандашами свои картинки о природе под музыку П.И. Чайковского. |
Сентябрь 2 | «Бабочки» | Представить детям познавательное видео о бабочках. Логоритмическое упражнение «Бабочка»: «Бабочка утром проснулась, потянулась. Слегка улыбнулась. Нежной росой она умылась. Тихо, изящно покружилась. Нагнулась, присела и раз – улетела». Продуктивная деятельность: «Бабочки» 1стол: Роспись бабочек на шаблонах пальчиковыми красками 2стол: Пластилинография на шаблонах 3стол: Обрывная аппликация на заготовленных шаблонах |
Сентябрь 3 | «Слово о цветах» | Представить детям видеоряд осенних цветов (астры, хризантемы, георгины и др.) под музыкальную композицию. Познакомить с подвижной игрой «Кто быстрее выложит цветок». Учить переносить лепестки по очереди и выкладывать их вокруг приготовленных серединок. Продуктивная деятельность: «Цветы» Пластилинография разных цветов на шаблонах по выбору детей. |
Сентябрь 4 | «Соберем овощи» | Представить детям загадки об овощах с использованием карточек из наглядно – дидактического пособия «Овощи и фрукты». Пальчиковая гимнастика «Овощи» [4,c.195]. Познакомить с подвижной игрой «Кто знает больше овощей». Учить передавать мяч в игре, проговаривая названия овощей. Продуктивная деятельность: «Овощи» Лепка овощей на выбор детей. Игровое упражнение на мышечное расслабление «Овощи» [10, с. 56]. |
Октябрь 5 | «Золотая осень» | Представить видеоряд с фотографиями осенних пейзажей под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Осень». Дыхательное упражнение «Ветерок» [10, с.55]. Продуктивная деятельность: «Осенние листья» 1стол: Обведи по точкам осенний листик и закрась 2стол: Предложить для раскрашивания разные виды листьев Пальчиковая игра «Осенние листья» [6, с.17]. |
Октябрь 6 | «Запасы на зиму» | Вспомнить животных, которые делают запасы на зиму, используя познавательные карточки. Разучить пальчиковую гимнастику «В норке» [9, с.6]. Продуктивная деятельность: «Запасы на зиму» Предложить шаблоны банок для пластилинографии грибов и ягод на выбор детей. |
Октябрь 7 | «Ёжик» | Рассматривание картины «Ежи» из серии «Развитие речи в картинках: Животные» с обсуждением и ответами на вопросы. Пальчиковая гимнастика «Ёжик колкий». Дыхательная гимнастика «Ёжик». Продуктивная деятельность: «Ёжик» 1 стол: Аппликация на шаблоне ежа из осенних листьев. 2 стол: Конструирование из кожуры каштана и пластилина. |
Октябрь 8 | «Грибная полянка» | Познакомить с видами грибов, используя познавательные карточки. Пальчиковая гимнастика «По грибы». Продуктивная деятельность: 1 стол: Раскрашивание шаблонов мухомора красным цветом и точки белым, используя гуашь и пальчиковые краски. 2стол: Лепка боровиков из белого пластилина и каштанов. |
Ноябрь 9 | «Птицы летят на юг» | Представить детям видеоматериал о перелетных птицах, вспомнить их названия и характерные особенности. Разучить с детьми Логоритмическое упражнение «Ласточки» [10, с.30]. Рассмотреть с детьми 6 птиц и вклеить соответствующие наклейки [7, с.7-12]. |
Ноябрь 10 | «Дары осени – каштаны» | Предварительно с детьми на прогулке собрать каштаны и высушить. Массаж ладоней каштанами и игры с ними. Продуктивная деятельность: «Медведи» Конструирование из каштанов и пластилина. Логоритмическое упражнение «Медведь по лесу бродит» [10, с. 46]. |
Ноябрь 11 | «Пингвины – кто это животные или птицы?» | Дать представление о самой известной хищной птице Антарктиды – пингвине с помощью познавательного видео. Логоритмическое упражнение «Пингвин»: «Я – пингвин, шагаю важно, спину ровно я держу. И своей красивой шубой я, ребята, дорожу». Продуктивная деятельность: «Пингвины». Учить рисовать пингвина карандашом. 1 стол: Раскрашивание пингвина гуашью. 2 стол: Раскрашивание восковыми мелками. |
Ноябрь 12 | «Зимующие птицы» | Рассмотреть 5 зимующих птиц, прочитать стихи о них и вклеить наклейки. Особый акцент сделать на синичке и предложить детям раскрасить ее. [7, с.1-6]. |
Декабрь 13 | «Время года –зима» | Вспомнить с детьми приметы зимы. Разучить массаж биологически активных точек «Наступили холода» [10, с.49]. Продуктивная деятельность: «Новая шуба зайчику» Учить рисовать зайца карандашом на голубом фоне ½ листа А4. 1стол: Закрашивание зайца белой гуашью традиционным способом. 2 стол: Обрывная аппликация. Подвижная игра «Лиса и зайцы». Учить, не наталкиваясь убегать от лисы и прятаться в обозначенное место. |
Декабрь 14 | «Снегири» | Представить детям фотоматериал с красивыми видами снегирей. Логоритмическое упражнение «Сел на ветку снегирек» [4, с.157]. Продуктивная деятельность: «Снегирь». Учить рисовать снегиря на ветке рябины традиционным способом гуашью. Нетрадиционная техника нанесения рябины с помощью пальчикового рисования. |
Декабрь 15 | «Первый снег» | Представить детям видеоматериал с красивыми фотографиями зимы под приятное исполнение различных композиций. Игровое упражнение на мышечное расслабление «Снежинки» [10, с. 56]. Нетрадиционная техника изображения снега на рисунки со снегирями: 1 стол: Пластилинография 2 стол: Пальчиковое рисование 3 стол: Скатывание и приклеивание маленьких кусочков салфеток |
Декабрь 16 | Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой» | Поговорить с детьми о роли человека в жизни птиц зимой, какую мы должны оказывать им помощь. Дети заранее вместе с родителями делают кормушки для птичек. Во время прогулки мы идем развешивать их. |
Январь 17 | «Вся правда о хвойных деревьях» | Вспомнить названия хвойных деревьев. Сравнить елку с сосной во время наблюдения на прогулке, отметить их отличительные признаки. Сделать акцент на разнице лиственных и хвойных деревьев. |
Январь 18 | «Цветной лёд» | Провести с детьми эксперимент на прогулке, используя воду и краски. В формочки разлить цветную воду и оставить на участке. Выйдя на прогулку посмотреть, что же произошло. Побеседовать с детьми о свойствах воды и действия температуры на нее. |
Январь 19 | «Лепим снеговика» | Побеседовать с детьми о свойствах снега и предложить слепить снеговика, затем раскрасив детали красками. Провести эксперимент со снегом (набрать в банку и занести в группу, посмотреть через некоторое время, что же с ним произошло). Обратить внимание детей на растаявший снег (грязная вода в банке или чистая, можно есть снег или нет?) |
Февраль 20 | «Кому нужны деревья в лесу» | Рассмотреть с детьми плакат и побеседовать о необходимости деревьев животным и птицам в лесу. Учить детей отвечать на вопросы по картине и строить предложения правильно. |
Февраль 21 | «Океан – что это такое?» | Познакомить детей с картой мира и показать им, какую часть земли занимают океаны. Представить детям познавательное видео об океанах и их обитателях. |
Февраль 22 | «Дикие животные леса и их детеныши» | Представить картину «Лиса с лисятами». Учить рассматривать изображенных животных и отвечать на вопросы. Дидактическая игра «Назови правильно». Развивать умение быстро называть маму или детеныша соответствующего животного при ловле мяча от воспитателя. |
Февраль 23 | «Домашние животные и их детеныши» | Провести с детьми дидактическую игру «Мамы и их детеныши». Учить правильно их называть (лошадь – жеребенок, собака – щенок, овца – ягненок). Представить вниманию детей картину «Собака со щенятами» из серии «Развитие речи в картинках: Животные». Учить методом наблюдения рассматривать и отвечать на вопросы. Игра «У бабушки в деревне» [2, с.113]. Учить имитировать звуки животных |
Март 24 | «Солнце и снег весной» | Прочитать детям рассказ Н. Сладкова «Медведь и солнце». Побеседовать о прочитанном, поговорить о свойствах снега весной и, как влияет солнце на его таяние. Выяснить у детей, что такое капель. |
Март 25 | «Слово о перелетных птицах. Международный интернет - проект «Весна идет!» | Продолжить изучение перелетных птиц методом наблюдения и регистрации. Представить детям познавательное видео о 4 видах птиц (белый аист, деревенская ласточка, черный стриж, обыкновенная кукушка). Логоритмическое упражнение «Ласточки» [10, с. 30]. Имитационное упражнение «Аисты». Предложить детям раскрасить ласточку и аиста [7,c.7, 12]. |
Март 26 | «Зачем люди ходят в лес» | Рассмотреть с детьми плакат и побеседовать о роли леса в жизни человека. Предложить детям поделиться своим опытом похода в лес. |
Март 27 | «Спасем лес от пожара» | Презентация «Нет весенним палам!» Беседа по просмотренному материалу. Предложить детям нарисовать свои эмблемы во спасение леса. |
Апрель 28 | «Животные пустыни» | Предложить познавательное видео с загадками о животных Африки. Выяснить знания детей о походе в зоопарк с родителями, каких животных видели. Побудить детей к активному рассказыванию своих воспоминаний. Способствовать развитию речи детей. |
Апрель 29 | «Огород на окне» | Прочитать детям стихи о посадке лука и других овощей, используя яркие карточки. Привлечь к высаживанию рассады овощей. Завести дневник наблюдений за растениями. Воспитывать интерес к посадке и последующему развитию овощей. |
Апрель 30 | «Насекомые» | Пальчиковая гимнастика «Насекомые» [4, с.171]. Логоритмическое упражнение «Комары – комарики». Знакомимся с насекомыми при вклеивании наклеек к каждому виду[7, с.14 – 19]. Раскрашивание божьей коровки [7,с.17]. |
Апрель 31 | «С дыханием весны природа просыпается» | Представить детям презентацию для просмотра «С дыханием весны природа просыпается». Беседа по просмотренному материалу. Дыхательное упражнение «Аромат цветов» [10, с. 55]. Продуктивная деятельность: «Цветущие деревья». 1 стол: Пластилинография. 2 стол: Нетрадиционное рисование пробкой. |
Май 32 | «В гостях у солнышка» | Представить детям познавательную презентацию с помощью иллюстративных карточек. Побеседовать о разнице нагрева земли солнцем его лучами в зимние и летние дни. Вспомнить части суток. Мимическое упражнение «Солнышко». Развивать мышцы лица при помощи определенных заданий. Дети передают выражение лица солнца, изображенного на картинках: смеется, сердится, грустит, пугается, улыбается, плачет. Пальчиковая гимнастика: «Солнышко на небе начало сиять. Один веселый пальчик вышел погулять…» [9, с. 31]. Продуктивная деятельность: «Солнышко» Учить детей вырезать из желтого квадрата – круг и приклеивать его по центру листа, затем располагая лучи разными приемами. 1 стол: Пластилинография лучей 2 стол: Рисование пальчиковыми красками лучей |
Май 33 | «Вода – это то, что всем нам жизнь дает» | Представить детям презентацию из собранных вместе с родителями фотографий в совместной деятельности с детьми, где вода является активным участником нашей жизни. |
Май 34 | Акция «Озеленение участка группы» | Привлечь родителей к активной подготовке к летне – оздоровительному сезону при помощи совместной посадки с детьми цветов на клумбу нашего участка. Читать детям стихи о посаженных цветах и растениях, знакомить с новыми видами. Воспитывать бережное отношение к природе через заботу к нашей клумбе. |
Май 35 | «Экскурсия в ботанический сад» | Организовать групповой выход в ботанический сад вместе с родителями. Познакомить детей с новыми видами растений и деревьев. Развивать в детях наблюдательность при знакомстве с новым растительным миром. Воспитывать интерес к окружающему миру. |
Июнь 36 | «Лекарственные растения» | Вспомнить экскурсию в ботанический сад, какие растения и цветы там видели. Представить презентацию «Лекарственные растения», сделать акцент на занесенных в «Красную книгу» цветах. Психологический этюд «Цветочки» [10, с. 58]. |
Июнь 37 | «Лето – чудесная пора» | Вспомнить с детьми, какое время года наступило. Прочитать стихи о лете. Показать карточки о трех месяцах лета из наглядно – дидактического пособия «Времена года» с подачей информативного материала. Выяснить у детей, что же происходит в самый первый месяц лета. Русская народная игра «Гусеница» [4,c.177 -178]. Предложить раскрасить детям бабочек [7, c.15, 16]. |
Июнь 38 | «Радуга – дуга, откуда берется?» | Показать детям, в солнечный день, во время полива растений на участке, как появляется радуга. Для эксперимента взять шланг с водой и при поливе поднять его высоко вверх, образуя фонтан и соединяя с солнцем. Предложить детям поэкспериментировать, ловя солнышко на своих струях, поливая цветы из лейки. После полива создать условия для рисования цветными мелками на асфальте радугу. |
Июнь 39 | «Лягушка - квакушка» | Логоритмическое упражнение «Лягушонок по дорожке…[8, с.36]. Гимнастика для глаз «Смотрим, как лягушата». Учить переводить взгляд с одного предмета на другой, не поворачивая головы и туловища. Рассматриваем и запоминаем, как появляются и развиваются лягушка и черепаха, приклеиваем взрослых особей [7,c.24], затем раскрашиваем лягушку [7,c. 23]. |
Июль 40 | «Слово о кактусе» | Показать детям видеоряд с разными видами кактусов, давая информативный материал о них. Продуктивная деятельность: «Кактусы» Детям предложить раскраски для закрашивания разных видов кактусов. |
Июль 41 | Акция «Природа просит защиты» | Познакомить детей с серединой лета, самым жарким и сухим месяцем в году, показать иллюстрации из пособия «Времена года». Подвести детей к выводу, что мы должны помогать природе. Выяснить мнение о том, как мы должны защищать природу. Предложить для полива лейки и выйти на участок для наблюдения за растениями и цветами и оказания помощи в виде полива клумбы и всех растений, требующих влаги и дождя. П/и «Солнце, дождь, радуга, ветер». Учить детей выполнять движения по сигналу (солнце – руки в стороны вверх, растопырив пальцы; дождь – прыжки на двух ногах; радуга – разводим руки над головой; ветер – бег врассыпную). |
Июль 42 | «Обитатели пресных водоемов» | Логоритмическая игра в парах «Черепаха» [10, с. 42]. Учить находить и наклеивать обитателей пресных водоемов[7,c. 24]. Предложить для раскрашивания черепаху и тритона [7, c.21, 22]. |
Июль 43 | «Подводный мир» | Прочитать рассказ Н. Сладкова «Под водой». Дать детям представление о жизни рыб под водой. Беседа по прочитанному произведению. Игра «Рыбки». Имитировать руками движения рыб, бегать врассыпную. Познакомить детей с названиями рыб, используя пальчиковую игру «Подводный мир»[4,c.182]. Логоритмическая игра «Поймай рыбку»[10, с.41]. |
Август 44 | «Откуда берутся птенцы?» | Предложить для рассматривания картину «Куры» из серии «Развитие речи в картинках: Животные». Учить отвечать на вопросы полным предложением. Представить детям фотоматериал из Калининградского зоопарка о развитии «От яйца до цыпленка» в «Птичьем доме» пошагово каждый день. Дать детям представление о том, как появляются цыплята на свет. |
Август 45 | «Деревья в нашем д/с» | Целевая прогулка вокруг д/с с рассматриванием деревьев, делая акцент на фруктовых. Учить видеть, как развиваются фрукты «От цветка до плода», вспомнить весну, что изменилось. П/и «Соберем фрукты в корзину»/ «Соберем ягоды». Учить, стоя в кругу и передавая мяч друг другу, называть поочередно, сначала фрукты, затем ягоды. |
Август 46 | «Водоплавающие птицы» | Представить детям познавательное видео о лебедях и утках. Пальчиковая гимнастика «Вдоль по реченьке»[4,c.160] Предложить для раскрашивания дикую уточку [7, c.11]. |
Август 47 | «Времена года» | Представить вниманию детей презентацию с просмотром фото и слушанием музыки П.И. Чайковского «Времена года». Дидактическая игра «Угадай по описанию». Уточнить знания детей о временах года и их месяцах с использованием наглядно – дидактического материала «Времена года». Пальчиковая гимнастика «Круглый год». |
Методическое обеспечение программы:
Для реализации программы используются следующие формы:
- Тематические беседы.
- Занятия.
- Рассматривание картины.
- Познавательные презентации.
- Прослушивание музыки.
- Целевые прогулки.
- Экскурсии.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
- Творческие задания.
- Логоритмические упражнения.
- Пальчиковая гимнастика.
- Мимические упражнения.
- Чтение тематической литературы.
Календарный учебный график
№ | содержание | дата |
1 | Начало проведения | 02.09. 2019 г. |
2 | Окончание проведения | 31.08. 2020 г. |
3 | Сроки проведения каникул, их начало, их окончание | 01.01.2020г.-08.01.2020 г. |
| | |
4 | Праздники | |
| День народного единства | 04.11.2020 г. |
| Новогодние праздники и Рождество Христово | 01.01. 2020 г.- 08.01. 2020 г. |
| День защитника Отечества | 22.02. 2020 г.-24.02.2020г. |
| Международный женский день | 07.03. 2020 г.-09.03. 2020 г. |
| Праздник весны и труда | 01.05. 2020 г.-04.05.20г. |
| День Победы | 09.05. 2020 г.-12.05. 2020 г. |
| День России | 12.06. 2020 г.-14.06.2020г. |
5 | Сроки проведения организационных и тематических собраний | Сентябрь, май |
Список литературы:
Нормативно – правовые акты:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 №599.
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 №597.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
6. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
8. Устав МАДОУ ЦРР д/с №116.
Для воспитателя:
1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.
2. Дмитриева В.Г. Игры для развития речи для малышей от рождения до 6 лет/ В.Г. Дмитриева.- М.:АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2008.- 159с.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина. М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 192 с.
4. Здравствуй, пальчик! Как, живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/сост. Л.Н.Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 247с.
5. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова и др.; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. СПб.: «Детство-пресс», 2003. - 319 с.
6. Мосягина Л.И. Парциальная программа по курсу «Экологическое воспитание» для детей группы младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016. - 48с.
7. Познавательная разрисовка с наклейками для ДОУ. Живой мир природы». – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 24с.
8. Ульева Е.А. Творческие задания: раскрашивание, лепка, аппликация: тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет. М.: ВАКО, 2015. – 40с.
9. Ульева Е.А. Творческие задания: раскрашивание, лепка, аппликация: тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет. – 2-изд. – М.:ВАКО, 2017. 40с.
10. Хацкалева Г.А. Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики: методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013. – 128с.
Материально-техническое обеспечение:
1. Музыкальный центр, CD диски.
2. Интерактивное оборудование.
3. Географическая карта мира.
4. Картотека логоритмических, пальчиковых и подвижных игр.
5. Демонстрационный материал: «Развитие речи в картинках: Животные».
6. Наглядно дидактический – материал для занятий в саду и дома: «Времена года».
7. Наглядно – дидактические пособия к парциальной программе «Юный эколог»:
«Зачем люди ходят в лес»
«Кому нужны деревья в лесу»
8.Наглядно – дидактические пособия:
«Мамы и детки»
«Насекомые»
«Цветы»
«Овощи и фрукты»
9. Настольно – печатная развивающая игра: «В лесу».
10. Материалы для занятий изобразительной деятельностью.
11. Тематические презентации.
12. Энциклопедии природоведческого характера.
Мониторинг
по освоению программы естественнонаучной направленности
«Юный эколог»
Карта диагностического исследования первого года обучения
№ | Фамилия, имя ребенка | Времена года | Природные явления | Птицы | Подводный мир | Растительность | Животный мир | Охрана природы | Уровень освоения программы |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Критерии оценки:
Высокий уровень: (3 балла) – ребенок самостоятельно справляется с предложенными заданиями, четко и уверенно отвечает на поставленные вопросы.
Средний уровень (2 балла) - ребенок владеет информацией по программе кружка «Юный эколог», но не уверенно отвечает на вопросы и испытывает незначительные трудности при решении поставленных задач, прибегает к помочи педагога, но после наводящих вопросов справляется самостоятельно.
Низкий уровень (1 балл) - ребенок плохо ориентируется в тематической беседе, испытывает трудности при ответе на поставленные вопросы, затрудняется в работе с предложенными заданиями, нуждается в постоянной помощи педагога.
Уровень освоения программы кружка «Юный эколог»
Первый год обучения
Высокий уровень - 15-21 балла – ребёнок освоил программный материал
Средний уровень – 8-14 баллов – ребенок освоил программный материал, но нуждается в дополнительных занятиях по 1-2 темам
Низкий уровень – 0-7 баллов – ребенок не освоил предлагаемый в течение учебного года материал программы кружка и нуждается в дополнительных индивидуальных занятиях