Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Робототехника. Конструктор EV3"
Принята ГБОУ Школа №1357 от «____» ___________ 2024 г. Протокол № _____ | | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа № ___________________ «____» ___________________ 2024 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Робототехника. Конструктор EV3 (5-9 класс)
Направленность программы: техническая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Жукова Татьяна Николаевна
Учитель информатики
Москва – 2024 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка ……………………………………3
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ………………………………………………...3
1.2. Характеристика обучающихся по программе ………………………3
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы …..3
1.4. Основные особенности программы ………………………………....4
1.5. Формы и технологии образования …………………………………..5
1.6. Объём и срок реализации программы ……………………………....6
1.7. Режим занятий ………………………………………………………..6
2.ОБУЧЕНИЕ ……………………………………………………………6
2.1. Цель и задачи обучения ……………………………………………..6
2.2. Учебный план ………………………………………………………..8
2.3. Содержание учебного плана ………………………………………..8
2.4. Планируемые результаты обучения ……………………………….10
2.5. Способы и формы определения результатов обучения …………..12
3. ВОСПИТАНИЕ ……………………………………………………….14
3.1. Цель и целевые ориентиры воспитания детей ……………………..14
3.2. Задачи воспитания …………………………………………………...14
3.3. Формы воспитания …………………………………………………..16
3.4. Календарный план воспитательной работы ………………………..17
3.5. Планируемые результаты воспитания ………………………………18
4. ОрганиЗЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………………………………..19
4.1. Методическое обеспечение программы ………………………….….19
4.2. Материально-техническое обеспечение программы ……………….21
Список литературы ……………………………………………………21
пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – (далее программа) имеет техническую направленность в системе дополнительного образования и ориентирована на освоение детьми знаний о человеке и обществе, формирование социальных навыков и готовности детей к самореализации в системе социальных отношений.
Характеристика обучающихся по программе.
Программа предназначена для освоения детьми возраста 10-16 лет. Принцип комплектования групп - все желающие.
В групповых занятиях могут участвовать дети с ОВЗ (нарушение слуха при наличии аппарата, речи, незначительные соматические заболевания), которым рекомендована инклюзия с допуском к занятиям по рекомендации лечащего врача.
Занятия проводятся на русском языке.
Группы могут формироваться с учетом уровня подготовки обучающихся. Количественный состав группы до 15 человек, постоянный.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Актуальность программы:
В условиях научно – технической революции, как в сфере производства, так и в сфере обслуживания всё больше и больше требуется работников высокой квалификации, которые способны управлять сложными современными машинами, компьютерами и т.д. Поэтому перед школой стоит задача сформировать у учащихся навыки обучения, дающие возможность в короткие сроки овладеть новой профессией или быстро переквалифицироваться.
Как правило, школьникам очень интересно что-нибудь конструировать и изобретать. С большей заинтересованностью изучают устройства приборов, технических установок и машин. Разобравшись в работе, предложенных учителем технических средств, у учащихся возникает стремление предложить свой вариант какого - либо устройства, конструкции, технической системы.
Программа ориентирована на формирование у ребенка знаний, умений и навыков технической направленности, к которым он проявляет интерес в конкретных условиях времени и места обучения.
Актуальность (своевременность) программы обеспечивается:
- соответствием содержания и результатов программы вызовам образовательной политики, рекомендациям органов управления образования, значимым социальным инициативам и проектам;
- публичным представлением процессов и результатов обучения и воспитания в формах презентации, публикаций, выставок, участия в конкурсах и соревнованиях и пр.
- реализацией партнерских связей внутри и вне учреждения в формах сотрудничества с родителями обучающихся, образовательными и иными организациями;
- участием детей в проектной и исследовательской деятельности;
- обеспечением успешности детей в системе школьного образования, взаимозачетами результатов общего и дополнительного образования в формах оценок работ, участия в выставках, выступлениях и пр.;
- проявлением в программе образовательных траекторий детей в формах получения детьми информации о перспективах и возможностях профессиональной ориентации, подготовки, обучения, экскурсий, практик, проектов и пр.
Педагогическая целесообразность программы:
Программа обеспечивает решение задач усвоение детьми социально значимых понятий, навыков, ценностных ориентаций.
Программа обеспечивает комплексный, системный, целевой характер обучения и воспитания детей, реализацию предметного, метапредметного и личностного содержания образования на основе принципов системно-деятельностного подхода (организация деятельности; системность; возможность достижения разными детьми минимальных и максимальных результатов; психологический комфорт; вариативность содержания, действий и результатов; творческая активность детей).
Основные особенности программы
Особенности программы:
- освоение детьми таких понятий как: робот, машина, механизм, датчики, язык программирования;
- формирование умений и навыков:
- формирование и развитие технического мышления, первоначальных основ конструкторских умений и способностей;
- формирование и развитие дружеских отношений с коллегами по работе в группе, умения согласовать работу в коллективе;
- формирование и развитие способностей оказывать помощь друг другу;
- формирование и развитие элементов политехнических знаний, обще трудовых умений и умений использовать новейшие информационные технологии;
- формирование и развитие самостоятельности, творческих способностей и фантазии школьников через индивидуальные и групповые проекты
- формирование и развитие умений работать по чертежам, эскизам, рисункам и инструкционным картам;
- формирование и развитие навыков культуры труда.
- опыт детей в области: физики, информатики, математики и робототехники;
- проявление и усвоение детьми нравственных позиций и целевых ориентаций в ходе подготовки образовательных событий;
- участие детей в проектной и исследовательской деятельности;
- создание детьми информационных и иных продуктов, свидетельствующих об образовательных результатах программы;
- создание перспектив для продолжения детьми образовательных путей в областях: физики, информатики, математики и робототехники.
Программа является модульной по строению, разноуровневой по степени сложности содержания и достижений детей.
Уровень программы: ознакомительный.
Формы и технологии образования детей
Обучение осуществляется в очной форме, при реализации офлайн и онлайн коммуникаций.
Занятия проходят в форме бесед, наблюдений, практикумов, с применением элементами игрового обучения, с использованием электронных образовательных технологий, форм организации проектной деятельности.
Занятия проводятся в группах численностью до 15 человек, что обусловлено практической частью программы.
Объём и срок реализации программы.
Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 39 академических часов.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 академическому часу
ОБУЧЕНИЕ
2.1. Цель и задачи обучения.
Целью обучения является формирование у детей базовых компетенций в области технической деятельности; приобретение ими знаний о человеке и обществе, формирование готовности детей к самореализации в системе социальных отношений, опыта социального взаимодействия и продуктивной деятельности, расширение знаний воспитанников об робототехнике; овладение детьми практических умений и навыков проектирования.
Освоение детьми первичных знаний о роботе, машине, механизме, датчиках, языках программирования, искусственном интеллекте;
развитие устойчивого интереса детей к предметам: информатика, математика, физика, формирование умений и опыта строить технические устройства, как самостоятельно, так и по техническим картам, программировать их); формирование элементарных умений, навыков, способов (указать) деятельности.
Освоение программы обеспечит для детей:
- расширение и углубление знаний по школьным предметам;
- расширение области знаний учащихся о профессиях;
- расширение кругозора учащихся, посредством ознакомления их с основными трудовыми процессами, с работой различных машин, механизмов и технических систем;
- условия для развития интеллектуальных способностей;
- формирование норм, привычек здорового образа жизни, навыков, безопасного пребывания в условиях природной и городской среды;
- условия развития творческих способностей;
- развитие навыков и опыта командных, индивидуальных и игровых видов деятельности;
- вовлечение детей в исследовательскую и проектную деятельность, связанную с наблюдением, описанием, моделированием и конструированием различных явлений социально-гуманитарной сферы;
- формирование у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических знаний, процессов, явлений;
- формирование у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека;
- развитие навыков использования современных средств создания, обработки информационных массивов, обмена и сохранения информации.
Задачи обучения
Предметные задачи:
1. овладение понятиями: робот, машина, механизм, датчики, язык программирования;
2. овладение приемами:
технического мышления, первоначальных основ конструкторских умений и способностей,умения согласовать работу в коллективе,элементов политехнических знаний, обще трудовых умений и умений использовать новейшие информационные технологии,умений работать по чертежам, эскизам, рисункам и инструкционным картам;Метапредметные задачи:
- Развитие творческого опыта, формирование способности к определению целей, задач, планов, характеристик творческой работы.
- Формирование опыта осуществления действий в соответствии с поставленной задачей.
- Развитие способностей находить варианты решения различных творческих задач, работать с ресурсами, организовывать место работы, представлять и оценивать результаты труда.
- Развитие способности находить и оценивать признаки оригинальности, социальной ценности явлений и процессов в области.
2.2. Учебный план:
№ п /п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Правила по технике безопасности. Организация рабочего места. | 2 ч | 2 ч | 0 ч | Опрос обучающихся. Индивидуальный показ. |
2 | История робототехники. | 5 ч | 4 ч | 1 ч | Опрос обучающихся. Индивидуальный показ. Практическая работа. Творческая работа. |
3 | Знакомство с конструктором Lego EV3. | 8 ч | 3 ч | 5 ч | Опрос обучающихся. Индивидуальный показ. Практическая работа. Творческая работа. |
4 | Программирование для Lego EV3. | 12 ч | 4 ч | 8 ч | Индивидуальный показ. Практическая работа. Творческая работа. |
5 | Датчики. | 12 ч | 3 ч | 9 ч | Опрос обучающихся. Индивидуальный показ. Практическая работа. Творческая работа. |
| Итого | 39 ч | 16 ч | 23 ч | |
2.3. Содержание учебного плана.
Тема 1: Вводное занятие. Правила по технике безопасности. Организация рабочего места. (2 ч)
Теория (2 ч):
Техника безопасности. Правила работы в кабинете ОИВТ.
Практика (0 ч):
Тема 2: История робототехники. (5 ч)
Теория (4 ч):
Робототехника и её законы. Предыстория робототехники. Возникновение и развитие современной робототехники. Развитие отечественной робототехники.
Практика (1 ч):
Конструктор Lego.
Тема 3: Знакомство с конструктором Lego MINDSTORMS EV3. (8 ч)
Теория (3 ч):
Названия основных деталей. Способы крепления деталей. Названия дополнительных деталей. Разновидности конструкторов Lego MINDSTORMS EV3.
Практика (5 ч):
Знакомство с конструктором Lego MINDSTORMS EV3. Создание модели животного. Создание модели с использованием моторов и лампочек. Создание модели: «Самая высокая башня».
Тема 4: Программирование для Lego EV3. (12 ч)
Теория (4 ч):
Знакомство со средой программирования Lego MINDSTORMS EV3. Понятия: пиктограмма, программа, компиляция, панель инструментов. Правила написания, компиляции и запуска программы.
Практика (8 ч):
Создание моделей, из конструктора Lego MINDSTORMS EV3, для конкретной задачи. Написание программ. Компиляция программ. Редактирование программ. Загрузка программ на блок микропроцессора Лего. Создание и программирование модели: "Самая медленная машина".
Тема 5: Датчики. (12 ч)
Теория (3 ч):
Датчики и их разновидность. Ультразвуковой датчик. Датчик цвета. Изображение команд датчиков в программе и на схеме.
Практика (9 ч):
Создание программ с использованием датчиков. Создание модели: "Трактор". Создание модели: "Двери магазина". Создание модели: "Траектория по одному датчику". Создание модели и программы для задачи "СУМО".
2.4. Планируемые результаты.
Предметные результаты
Дети, освоившие образовательную программу, будут знать:
- правила безопасной работы (в т. ч. с компьютером и робототехническим конструктором Lego MINDSTORMS EV3);
- основные компоненты конструкторов Lego MINDSTORMS EV3;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- понятия: центр тяжести, трение, скорость, масса, крутящий момент, мощность;
- конструктивные особенности различных роботов;
- алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием ЭВМ
Дети будут уметь:
- передавать программы в микроконтроллер EV3;
- использовать созданные программы;
- использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
- конструировать различные модели; использовать созданные программы;
- применять полученные знания в практической деятельности;
- работать со схемами, с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- создавать роботов на основе технической документации;
- использовать термины: исполнитель, алгоритм, программа;
- определять результат выполнения заданного алгоритма;
- составлять алгоритмы управления роботами, записывать их в виде программ;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов;
- применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.;
- создавать действующие модели роботов на основе конструктора Lego MINDSTORMS EV3;
- корректировать программы при необходимости;
- демонстрировать технические возможности роботов. владеть навыками:
Дети приобретут и освоят:
Опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов;
Приемы конструирования и программирования разных объектов;
Навыки:
сборки конструкции в соответствии с представленной схемой;работы с механизмами разного уровня сложности;английского языка.
Метапредметные результаты:
Уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности, свойства ребенка быть субъектом деятельности характеризуют:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
- моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
2.5. Способы и формы определения результатов обучения
Формы аттестации включают формы отслеживания, фиксации, предъявления и демонстрации образовательных результатов. Каждый из детей может по своему выбору:
- выполнить: индивидуальный проект, групповой проект;
- подготовить презентацию, эссе, анализ идей, решений, публикацию работы, описание подготовки к образовательному событию, дизайн плана, описание операций, ресурсов, способов фиксации и оценки, описания результатов;
- создать плавила и советы, публикации, подготовить выступления;
- участвовать в соревнованиях, конкурсах, играх, тестированиях, праздниках.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации:
- отражают достижение цели и задач программы;
- соответствуют формам, указанным в учебном плане;
- разрабатываются для предъявления, демонстрации и оценки результатов обучающихся по программе;
- могут проводиться как зачеты, контрольные работы, творческие проекты, выставки, конкурсы, отчетные выступления и т.д.
- могут иметь вид наблюдения, оценки проекта, самоанализа, тестирования, анкетирования.
Способы и формы определения результатов обучения
Формы аттестации/контроля | |||
№ | Время проведения | Цель проведения | Форма аттестации/контроля |
1 | ВХОДНОЙ уровень обучения и воспитания | ||
| В начале учебного года | Определение уровня развития обучающихся, выявление интересов, способностей | Беседа, вводное занятие по, практика |
2 | ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ обучения и воспитания по программе | ||
| В течение учебного года | Оценка качества освоения учебного материала пройденных тем; отслеживание заинтересованности обучающихся в пройденных темах; корректировка методов обучения | Практические творческие работы по разделам. Беседа с обучающимися. Участие в конкурсах, соревнованиях, походах, экскурсиях. |
3 | ПРОМЕЖУТОЧНАЯ оценка результативности освоения программы | ||
| В конце «этапа» обучения | Определение успешности развития обучающегося и усвоения им программы на определенном «этапе» обучения | Практические творческие работы по разделам. Беседа с обучающимися. Участие в международных, всероссийских, городских и районных творческих художественных конкурсах. |
4 | ИТОГОВАЯ оценка образовательных результатов обучения | ||
| В конце курса обучения | Определение успешности освоения программы и установления соответствия достижений обучающихся планируемым результатом. | Защита проекта, итоговая выставка, участие в международных, всероссийских и городских конкурсах, и соревнованиях. |
ВОСПИТАНИЕ
3.1. Цель и задачи воспитания
Цель воспитания - развитие личности ребенка, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания:
Усвоение детьми нравственных позиций, духовно-нравственных ориентаций, и ценностей, соответствующих идеям Конституции РФ и предметному содержанию образовательной программы, опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний, а также морально-волевых качеств.
Основные целевые ориентиры воспитания
- российская гражданская принадлежность (идентичность), сознание единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;
- готовность к защите Отечества, способность отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, стремление к защите и сохранению исторической правды;
- уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятие любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;
- принадлежность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российской культурной идентичности;
- деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе, традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России, к российским соотечественникам, защите их прав на сохранение российской культурной идентичности;
- уважение к жизни, достоинству, свободе мировоззренческого выбора каждого человека, к национальному достоинству и религиозным чувствам представителей всех народов России и традиционных российских религий, уважения к старшим, к людям труда;
- установки на солидарность и взаимопомощь людей в российском обществе, поддержку нуждающихся в помощи;
- уважение к художественной культуре народов России, мировому искусству, культурному наследию;
- восприимчивость к разным видам искусства, ориентации на творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве;
- сознание ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в сохранении и укреплении здоровья (своего и других людей), соблюдения правил личной и общественной безопасности, в том числе в информационной среде;
- установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), на физическое совершенствование с учётом своих возможностей и здоровья;
- установка на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни, сознательное неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.), понимание их вреда;
- навыки рефлексии своего физического и психологического состояния, понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым ситуациям, природным и социальным условиям;
- уважение к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа, желание и способности к творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях;
- ориентация на осознанный выбор сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи, общества;
- понимание специфики регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовности учиться и трудиться в современном российском обществе;
- экологическая культура, понимание влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной ответственности за действия в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе, бережливости в использовании природных ресурсов;
- применение научных знаний для рационального природопользования, снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, для защиты, сохранения, восстановления природы, окружающей среды;
- опыт сохранения уникального природного и биологического многообразия России, природного наследия Российской Федерации, ответственного отношения к животным;
- познавательные интересы в разных областях знания, представления о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и техники;
- понимание значения науки и техники в жизни российского общества, гуманитарном и социально-экономическом развитии России, в обеспечении безопасности народа России и Российского государства;
- навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности;
- навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и обоснованной критики антинаучных представлений.
Получение детьми осознанного опыта и усвоение ими морально-волевых качеств, обеспечивающих:
- выполнение гражданских обязанностей;
- успехи детей в командной деятельности;
- анализ и представление детьми нравственной позиции;
- проявление воли, настойчивости, последовательности, принципиальности, готовности к компромиссам в совместной деятельности; опыта социально значимой деятельности.
Формы воспитания
Основными формами воспитания детей в рамках программы являются:
- диалог (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад,);
- организация деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
- стимулирование (соревнование, поощрение, постановка задач на выполнение и повторение правил и действий, обеспечивающих успешное достижение результатов);
- организации сотрудничества детей между собой и благожелательного взаимодействия детей со взрослыми.
3.4. Календарный план воспитательной работы
Форма календарного плана воспитательной работы
№ п/п | Срок и название мероприятия, события | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 | 29 сентября. День машиностроителя | Рассказ о машиностроении | Усвоение и проявление детьми ценности народа России |
2 | 7 октября. Всемирный день архитектуры | Рассказ об архитектуре | Усвоение и проявление детьми ценности народа России |
3 | 10 ноября. Всемирный день науки за мир и развитие | Просмотр и обсуждение видео, иллюстрирующих историю российской науки | Усвоение и проявление детьми ценности научных открытий |
4 | 16 ноября. Всероссийский день проектировщика | Рассказ об профессиях связных с проектированием | Усвоение и проявление детьми знаний о профессиях, связанных с проектированием. |
5 | 18 февраля. День батарейки | Рассказ о батарейках. Просмотр и обсуждение видео | Усвоение и проявление детьми знаний об открытии батарейки. |
6 | 5 мая. День шифровальщика в России. | Рассказ о шифровании. Просмотр и обсуждение видео | Усвоение и проявление детьми знаний об шифровании. |
7 | 9 мая День Победы | Подготовку публикаций в сети интернет | |
3.5. Планируемые результаты воспитания
В деятельности и в ее результатах дети проявят:
- национальное, этнокультурное самосознание, российской культурной идентичности;
- уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию народов России, к языкам, литературам, традициям, праздникам, памятникам, историческим местам, выдающимся деятелям отечественной культуры;
- культуру межличностного, межнационального общения, уважение к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам;
- способность к командной деятельности, лидерские качества, готовность действовать в команде, брать на себя ответственность.
Результаты воспитания направлены на развитие:
- умения взаимодействовать с группой;
- стремления и готовность к взаимопомощи;
- образного видения мира, умения проявлять собственную творческую фантазию;
- способности к целенаправленному преодолению препятствий и негативных условий для достижения заявленных целей деятельности, соответствующие направленностям дополнительного образования.
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Методическое обеспечение программы
Методические рекомендации по проектной и исследовательской деятельности для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми всех возрастов при осуществлении образовательных программ всех направленностей. https://dpgaidar.mskobr.ru/edu-news/9694
Книга ответов на вопросы о проектной работе https://dussh8tambov.68edu.ru/wp-content/uploads/2021/11/Kniga-otvetov-na-voprosy-o-proektnoj-rabote-2021-11.pdf
При подготовке к занятиям используются иллюстративные материалы, материалы экскурсий, имеющиеся авторские результаты творческих проектов и разработки, а также материалы интернет-изданий, представляющие оптимальные решения педагогических задач, опыт коллег, образовательных учреждений.
Календарный учебный график:
(Инструмент организации времени как ресурса программы определяет даты начала и окончания учебного года, количество учебных недель, дней и часов, а также режим занятий).
Календарный учебный график
Дата начала занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Количество каникулярных и праздничных дней | Режим занятий | Количество контрольных занятий | Дата окончания занятий |
01.09.2024 | 39 | 39 | 39 | 6 | 1 раз в неделю | 0 | 31.05.2024 |
Календарно-тематический план
Дата | Тема занятия | Количество часов |
06.09.2024 | Вводное занятие. Правила по технике безопасности. Организация рабочего места | 1 |
13.09.2024 | Вводное занятие. Правила по технике безопасности. Организация рабочего места | 1 |
20.09.2024 | Робототехника и её законы | 1 |
27.09.2024 | Предыстория робототехники | 1 |
04.10.2024 | Возникновение и развитие современной робототехники | 1 |
11.10.2024 | Развитие отечественной робототехники | 1 |
18.10.2024 | Конструктор Lego | 1 |
25.10.2024 | Названия основных деталей. Способы крепления деталей | 1 |
01.11.2024 | Названия дополнительных деталей | 1 |
08.11.2024 | Разновидности конструкторов Lego MINDSTORMS EV3 | 1 |
15.11.2024 | Знакомство с конструктором Lego MINDSTORMS EV3 | 1 |
22.11.2024 | Создание модели животного | 1 |
29.11.2024 | Создание модели с использованием моторов и лампочек | 1 |
06.12.2024 | Создание модели: «Самая высокая башня» | 1 |
13.12.2024 | Создание модели: «Самая высокая башня» | 1 |
20.12.2024 | Знакомство со средой программирования Lego MINDSTORMS EV3 | 1 |
27.12.2024 | Понятия: пиктограмма, программа, компиляция, панель инструментов | 1 |
03.01.2025 | Правила написания, компиляции и запуска программы | 1 |
10.01.2025 | Правила написания, компиляции и запуска программы | 1 |
17.01.2025 | Создание моделей, из конструктора Lego MINDSTORMS EV3, для конкретной задачи | 1 |
24.01.2025 | Написание программ. Компиляция программ | 1 |
31.01.2025 | Написание программ. Компиляция программ | 1 |
07.02.2025 | Редактирование программ. Загрузка программ на блок микропроцессора Лего | 1 |
14.02.2025 | Редактирование программ. Загрузка программ на блок микропроцессора Лего | 1 |
21.02.2025 | Создание и программирование модели: "Самая медленная машина" | 1 |
28.02.2025 | Создание и программирование модели: "Самая медленная машина" | 1 |
07.03.2025 | Создание и программирование модели: "Самая медленная машина" | 1 |
14.03.2025 | Датчики и их разновидность. Изображение команд датчиков в программе и на схеме | 1 |
21.03.2025 | Ультразвуковой датчик. Изображение команд датчиков в программе и на схеме | 1 |
28.03.2025 | Датчик цвета. Изображение команд датчиков в программе и на схеме | 1 |
04.04.2025 | Создание программ с использованием датчиков | 1 |
11.04.2025 | Создание программ с использованием датчиков | 1 |
18.04.2025 | Создание модели: "Трактор" | 1 |
25.04.2025 | Создание модели: "Трактор" | 1 |
02.05.2025 | Создание модели: "Двери магазина" | 1 |
09.05.2025 | Создание модели: "Двери магазина" | 1 |
16.05.2025 | Создание модели: "Траектория по одному датчику" | 1 |
23.05.2025 | Создание модели: "Траектория по одному датчику" | 1 |
30.05.2025 | Создание модели и программы для задачи "СУМО" | 1 |
4.2. Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы – перечень помещений, оборудования, приборов и необходимых технических средств обучения, используемых в образовательном процессе.
- Конструкторы MINDSTORMS EV3.
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; микрофон.
- Интернет.
- ОС Windows или Linux.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.12.2010 n 436-ФЗ (ред. От 01.07.2021) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «ОБ утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2030 года.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее – Программа 2018 – 2025).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия воспитания).
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196" (Зарегистрирован 27.10.2020 № 60590)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”.
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Литература, использованная для разработки программы:
- Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
- LEGO Dacta: The educational division of Lego Group. 1998. – 39 pag.
- LEGO Technic 1. Activity Centre. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1990. – 143 pag.
Литература для обучающихся:
- ЛЕГО-лаборатория (Control Lab):Справочное пособие, - М., ИНТ, 1998. –150 стр.
- ЛЕГО-лаборатория (Control Lab).Эксперименты с моделью вентилятора: Учебно-методическое пособие, - М., ИНТ, 1998. - 46 с.
- Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
- LEGO Dacta: The educational division of Lego Group. 1998. – 39 pag.
- LEGO Technic 1. Activity Centre. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1990. – 143 pag.
- LEGO Technic 1. Activity Centre. Useful Information. – LEGO Group, 1990.- 23 pag.
- LEGO DACTA. Early Control Activities. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 43 pag.
- LEGO DACTA. Motorised Systems. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 55 pag.
- LEGO DACTA. Pneumatics Guide. – LEGO Group, 1997. - 35 pag.
- Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
- Инструкции по сборке.
Интернет-ресурсы
https://projects.dtgaidar.ru/ Конкурс проектных работ ДТДиМ имени А.П.Гайдара (03.05.2023)https://drive.google.com/file/d/1UnuaXX7xqAocW6uBMW6pmfQG0FnS-7is/view Книга ответов на вопросы о проектной и исследовательской деятельности детей (03.05.2023)Официальный сайт "Учебно-методического центра" РАОР [Электронный ресурс]. – URL: http://фгос-игра.рф (дата обращения: 12.09.2021).Научно-популярный портал «Занимательная робототехника» [Электронный ресурс]. – URL: http://edurobots.ru/ (дата обращения: 12.09.2021).Сайт «myROBOT.ru – Роботы, робототехника, микроконтроллеры.» [Электронный ресурс]. – URL: http://myrobot.ru/ (дата обращения: 12.09.2021).А.В. Леонтович. Организация содержательной деятельности учреждения дополнительного образования детей. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Reader. – URL: https://yadi.sk/i/Cn8Kqcffqqzby (дата обращения: 12.09.2021).Официальный сайт фестиваля «РобоФест» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.russianrobofest.ru/ (дата обращения: 12.09.2021).