Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игра на гитаре» (4–11 класс)

5
0
Материал опубликован 6 May 2021

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Игра на гитаре»


Срок реализации - 1 год

Трудоёмкость – 216 часов

Возраст детей 9 -18 лет

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3. Содержание

4. Контрольно-оценочные средства

5. Условия реализации программы

6. Список литературы

1. Пояснительная записка


Актуальность. Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познаёт окружающую действительность, но и осознаёт и утверждает себя как личность, т.к. искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.

Занятия музыкой дают ребёнку возможность приобщиться к мировой музыкальной культуре, знакомят с лучшими образцами классической, народной, популярной, эстрадной, джазовой музыки, с творчеством композиторов и исполнителей разных эпох, с музыкальными стилями, жанрами и направлениями.

Исполняя музыкальное произведение или слушая его, ребёнок внутренне проходит тот путь эмоциональных переживаний, который прошёл композитор, воссоздаёт прекрасное, совершенствуется, приближается к развитым эстетическим нормам.

С древних времён в Испании была высоко организована практика щипковых инструментов, в результате которой формируется испанский народный инструмент – гитара. Конструкция шестиструнной гитары с тех пор прошла ряд изменений. В настоящем своём виде гитара существует со второй половины восемнадцатого века.

В первой половине девятнадцатого века наступает расцвет гитарного искусства в России. А в начале 20 века игру на гитаре начинают преподавать в музыкальных школах. Многие крупные композиторы создали немало оригинальных сочинений для этого инструмента.

Также, в качестве аккомпанирующего и сольного инструмента, гитара получила широкое распространение благодаря появлению и развитию такого жанра как авторская песня.

Большую популярность в последние годы завоевали рок группы, джазовые ансамбли, вокально-инструментальные ансамбли, где гитара является неотъемлемой частью музыкального коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что этот инструмент заслужил всеобщее признание. Лучшие музыканты, композиторы, певцы принимают большое участие в пропаганде гитары.

Именно поэтому возникла необходимость создания программы «Гитара для всех».

Цель программы: создать условия для формирования навыков художественного исполнения музыкальных произведений на шестиструнной гитаре, приобщить ребёнка к музыкальной культуре.

Программа реализует следующие задачи:

дать знания основных и специальных понятий по теории музыки, связанных с процессом овладения игрой на инструменте;

научить учащегося грамотно и выразительно исполнять музыкальные произведения, обучить основным приёмам игры на гитаре;

создать необходимые условия для сплочения детского коллектива, воспитать чувство ответственности за совместную творческую деятельность.

Отличительной особенностью данной программы является направленность на изучение различных видов и жанров гитарного искусства. Учащийся имеет возможность выбрать понравившееся ему направление.

Особенность организации образовательного процесса. Теоретический материал программы включает в себя беседы по истории развития гитарного искусства, творчеству композиторов и исполнителей – гитаристов. Занятия в объединении воспитывают творческую волю детей, развивают память, мышление, воображение, внимание, совершенствуют исполнительскую технику, приучают к воздействию на слушателя, воспитывают дисциплину, развивают эмоциональность и художественный вкус.

Формирование и развитие коллектива включает в себя коллективную творческую деятельность, свободное общение, создание традиций и благоприятного психологического климата, развитие межличностных отношений.

Музыкальный материал подобран таким образом, что все теоретические знания ребята получают на занятиях в определённой последовательности и сразу закрепляют на практике.

Все необходимые навыки игры на инструменте (беглость пальцев, аккордовая техника и т.д.) отрабатываются систематически на занятиях с помощью специально составленного комплекса упражнений, основанного на пьесах репертуара.

Таким образом, обучающиеся быстро приобретают необходимые навыки, что даёт им возможность принимать участие в концертных мероприятиях уже в начале обучения.

Возраст учащихся 9-18 лет. Дети принимаются на общих основаниях.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов в год), количество детей в группе – 10-12 человек;

Используется:

групповая форма обучения (ознакомительные темы, общие для всей группы и посещение концертов, знакомство с новым музыкально-теоретическим материалом и новыми приёмами игры);

индивидуальная (проверка выполнения индивидуального задания, подготовка концертных номеров).

При реализации программы используются следующие методы обучения:

словесные (рассказ, беседа, объяснение);

наглядные (метод иллюстрации (схемы, рисунки) и демонстрации (аудио и видеоматериалы, показ педагогом);

практические (практические занятия на инструменте, экскурсии).

Оценка результатов обучения воспитанников включает:

входящий контроль (анкетирование);

текущий контроль (музыкальные викторины, командные игры, участие в концертах);

итоговый контроль (тестирование, участие в итоговом мероприятии).

Планируемые результаты.

Личностные:

- формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;

- умение применять и преобразовывать знаки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение применять ИКТ технологии и стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные:

К концу обучения учащийся знает:

- устройство гитары и правила ухода за ней;

- правила настройки струн;

- начальные понятия элементарной теории музыки;

- несколько упражнений для развития техники игры;

- 2-3 гаммы;

- элементарные сведения по истории появления гитарного искусства;

- буквенно-цифровое обозначение аккордов;

умеет:

- правильно сидеть и контролировать постановку рук при игре на инструменте;

- устанавливать струны;

- записывать ноты и читать с листа в медленном темпе, извлекая чистый, ровный звук;

- использовать приёмы звукоизвлечения тирандо и опаяндо;

- исполнять легато, стаккато, различные виды арпеджио;

- воспроизводить аккорды по буквенно-цифровому обозначению (мажорные и минорные трезвучия, септаккорды);

- исполнить разученные произведения на отчётном мероприятии в конце года.

2. Учебно-тематический план

Разделы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1. Вводное занятие

3

3

-

2. Теория музыки

42

28

14

3. История гитарного искусства

19

13

6

4. Техника игры на гитаре

71

11

60

5. Приёмы игры на гитаре

15

4

11

6. Жанры гитарного искусства

21

10

11

7. Концертные выступления

15

-

15

8. Педагогическая диагностика

6

-

6

9. Экскурсии

18

-

18

10. Итоговое занятие

6

-

6

Итого:

216

69

147


3. Содержание


1. Вводное занятие

Теоретические понятия.

Содержание программы. Организация занятий. Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа.

Игры на знакомство. Вводное тестирование.

При реализации раздела применяются следующие формы занятий: беседа, игра, тестирование.

2. Теория музыки

Теоретические понятия.

Звук, нота, звукоряд, октава, нотный стан, скрипичный ключ. Расположение звуков на нотоносце, такт, знаки сокращенного нотного письма, длительность нот. Знаки увеличения длительностей, метр, ритм, знаки альтерации. Размеры 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, паузы, тон, полутон, интервалы, аккорды.

Практическая работа.

Первоначальный навык нотного письма: запись нот, правописание штилей. Определение размера в произведении, ритмического рисунка в пьесах. Исполнение гамм, мелодий. Выполнение заданий в рабочей тетради к программе «Гитара для всех». Повторение изученных понятий.

При реализации раздела применяются следующие формы занятий: беседа, обсуждение, конференция, круглый стол, мастер-класс, мозговой штурм, семинар, игра, конкурс, практический тренинг, викторина, комбинированное занятие.

3. История гитарного исполнительства

Теоретические понятия.

Появление и развитие гитарного исполнительства в Испании. Распространение гитары в западноевропейских странах. Гитарные школы Ф. Сора, Д. Агуадо, М. Джулиани, Ф. Карулли, М. Каркасси.

Практическая работа.

Изучение истории гитары. Знакомство с основоположниками гитарного исполнительства, школами игры на гитаре. Прослушивание аудио и видеозаписей. Подготовка и итоговое представление исследовательской работы, творческого проекта по тематике раздела.

При реализации раздела применяются следующие формы занятий: беседа, обсуждение, конференция, мозговой штурм, семинар, конкурс, викторина, комбинированное занятие, презентация, встречи с интересными людьми.

4. Техника игры на гитаре

Теоретические понятия.

Устройство инструмента, уход за ним. Правила установки струн, настройки.

Понятие диапазона гитары. Посадка гитариста, постановка рук, условные обозначения пальцев. Изучение приёмов звукоизвлечения тирандо, апояндо. Понятие аппликатуры, изучение звукоряда гитары, хроматических гамм.

Практическая работа.

Упражнения на открытых струнах для правой руки, упражнения для развития левой руки, беглости пальцев. Выполнение практических упражнений в рабочей тетради к программе «Гитара для всех».Исполнение пьес для начинающих по нотам, этюдов на различные виды звукоизвлечения в позиции до 5 лада. Установка и настройка струн.

При реализации раздела применяются следующие формы занятий: беседа, обсуждение, мастер-класс, практическое занятие, игра, конкурс, музыкальный ринг, практический тренинг, викторина, репетиция, класс-концерт, комбинированное занятие.

5. Приёмы игры на гитаре

Теоретические понятия.

Изучение различных видов арпеджио; понятия легато, нон легато, стаккато.

Практическая работа.

Исполнение упражнений и пьес на различные виды арпеджио с использованием легато, нон легато, стаккато.

При реализации раздела применяются следующие формы занятий: мастер-класс, практическое занятие, игра, практический тренинг, репетиция, комбинированное занятие.

6. Жанры гитарного искусства

Теоретические понятия.

Жанр классической гитары. Современная классическая гитара. Популярные российские исполнители-классики.

Практическая работа.

Изучение жанра классической гитары. Современное состояние жанра классическая гитара. Изучение творчества популярных российских исполнителей-классиков. Прослушивание, исполнение классических произведений для гитары. Подготовка и итоговое представление исследовательской работы, творческого проекта по тематике раздела.

При реализации раздела применяются следующие формы занятий: беседа, обсуждение, конкурс, музыкальный ринг, викторина, репетиция, класс-концерт, комбинированное занятие.

8. Концертные выступления

Теоретические понятия.

Выбор репертуара для концертного выступления. Репетиционная работа музыканта. Культура сценического поведения.

Практическая работа.

Подготовка к мероприятиям, отчётным концертам, разучивание концертного репертуара, участие в праздниках, очных и дистанционных конкурсах, фестивалях, организация праздников внутри объединения.

При реализации раздела применяются следующие формы занятий: беседа, обсуждение, мастер-класс, практическое занятие, конкурс, музыкальный ринг, практический тренинг, праздник, встречи с интересными людьми, гостиная, игровая программа, творческий отчёт, фестиваль, репетиция, класс-концерт, комбинированное занятие.

8. Педагогическая диагностика.

а) контроль уровня успеваемости (проведение музыкальных викторин по творчеству выдающихся гитаристов, командных игр с применением теоретических знаний, академических концертов, технических зачётов);

б) наблюдение (личностные качества, деятельность и поведение в коллективе, уровень воспитанности).

9. Экскурсии

Теоретические понятия.

Правила поведения учащихся во время поездок и при посещении массовых мероприятий.

Практическая работа.

Посещение музыкальных концертов с участием гитаристов; фестивалей авторской песни; музыкальных конкурсов; мастер-классов; тематических экскурсий, досуговых мероприятий. Встречи с интересными людьми, экскурсии «В гостях у профессионала».

При реализации раздела применяются следующие формы занятий: беседа, мастер-класс, праздник, встречи с интересными людьми, гостиная, игровая программа, фестиваль, экскурсия, комбинированное занятие.

10. Итоговое занятие

Теоретические понятия.

Итоги работы учебного года. Рефлексия.

Практическая работа.

Подведение итогов работы объединения, планирование работы объединения. Награждение, поощрение учащихся. Индивидуальные задания на период летних каникул.

При реализации раздела применяются следующие формы занятий: беседа, обсуждение, круглый стол, практическое занятие, гостиная, музыкальное кафе, игра, комбинированное занятие.

4. Контрольно-оценочные средства

Формы контроля и подведения итогов реализации ДООП «Игра на гитаре»


Время проведения

Цель проведения

Формы контроля


Входной контроль

Определение готовности учащихся к усвоению нового материала.

Опросный лист «Будем знакомы»

В течение всего учебного года.

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности учащихся к восприятию нового материала. Выявление учащихся, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа, тестирование, опросные листы, презентация творческих работ, технический зачёт.


В конце полугодия

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения.

При необходимости внесение корректировочных изменений в образовательный процесс.

Концерт класса, сольное, ансамблевое концертное выступление, опрос, контрольное задание, презентация творческих проектов, тестирование, викторина, кроссворд, технический зачёт.

Кроссворд «Знакомство с гитарой»

Ребус «Знакомство с нотной грамотой


В конце года

Определение изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Концерт класса, опрос, контрольное задание, презентация исследовательских работ, творческих проектов, тестирование, викторина, технический зачёт, сольное, ансамблевое концертное выступление, итоговое занятие, коллективная рефлексия, самоанализ.

КИМ ДООП «Игра на гитаре»


5. Условия реализации программы


Материально-технические условия реализации программы:

Учебный кабинет, содержащий оборудованные рабочие места (столы, стулья, подставки для игры, пюпитр, запасной инструмент (гитара));

Наличие у ребёнка индивидуального инструмента, утепленного чехла для переноски гитары, запасных струн;

Наличие фортепиано (синтезатора), компьютера, акустических систем.


Методическое обеспечение:

Дидактический материал (нотные сборники, самоучители, сборники песен, аудио и видеоматериалы).

Сценарии, разработки игр.


6. Список литературы

нормативные документы:

Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. [Электронный ресурс]: одобр. на заседании Правительства Российской Федерации 28 августа 2014 года (распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014 г.) // Официальный сайт правительства РФ. - Режим доступа: WWW.URL: http://government.ru/docs/14644/

О направлении информации (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242. Доступ из системы «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_253132/02141b8dbdc2aba2883123b07d337c93806bad46/

Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования» [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41. // Российская газета – 2014. – 3 окт. (федер.Вып.№6498 (226)). - Режим доступа: WWW.URL: https://rg.ru/2014/10/03/sanpin-dok.html

Письмо Министерства образования Омской области № ИСХ-19/МОБР-2299 от 12.02.2019 г. О направлении методических рекомендаций по разработке и экспертизе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам [Электронный ресурс]: приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 Доступ из системы «Гарант.Ру»: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1231767/

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011 г. – (Стандарты второго поколения с изменениями на 31 декабря 2015 г.)

Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. [Текст]. — М.: Эксмо, 2014.

по направленности программы:

Александрова М. Программа по классу ансамбля. Методическое пособие. – М., 2006.

Васильчикова Е. Исследования по вопросу воспитания детей и организации разумного досуга. – М., 2007.

Вещицкий П. и др. Классическая шестиструнная гитара. Справочник. – М.: Композитор, 2000.

Воробьев О. Методическое пособие «Основные принципы работы с гитарным ансамблем в ДМШ». «Золотой звук» Сборник статей и методических пособий. – С-Пб, 2007.

Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание. Тезисы II Международной научно-практической конференции. – Тамбов: ТГМПИ им.Рахманинова, 2007.

Попов В. Ее величество гитара, воспетая в стихах, песнях и романсах. – Екатеринбург, 2003.

Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. – М.: Классика XXI, 2004.

Фридом О. Начальный курс гитары. – М., 2002.


Для учащихся:

БрандВ. Песенки гитаринки. – М., 2009.

Гульянц Е. Детям о музыке. – М.: Аквариум, 2008.

Кленов А. Я познаю мир. Детская энциклопедия: музыка. – М.:АСТ, 1999.

Козлов В. Детская сюита. – С-Пб.: Композитор, 2003.

Козлов В. Кругосветное путешествие сеньориты Гитары. – Челябинск: MPI, 2004.

Кончаловская Н., Синявский П. Уроки музыки. – М.: АСТ, 2009.

Муччи К., Муччи Р. Исцеляющие звуки музыки. – Минск: Попурри, 2006.

Рыцарева М. Музыка и я. Популярная энциклопедия для детей. – М.: Музыка, 2012.

Сергеев В. Где живут ноты. – М.: Горизонт, 2011.


Список репертуарных сборников для педагога и учащихся

Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара. Вып. 12-25. – М., 2013.

Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. М., 2002.

Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 2002.

Иванников П.В. "Хрестоматия гитариста", Москва, "Сталкер", 2003;

Иванов-Крамской А. "Школа игры на шестиструнной гитаре", Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004;

Катанский В.М. "Гитара для всех", Москва, Издательство В. Катанского, 2000;

Кирьянов Н.Г. "Искусство игры на шестиструнной гитаре", Москва, "Музыка",2014.

Колосов В.М. "Хрестоматия шедевров популярной музыки", Москва, "Сталкер", 2003.

Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 2002.

Кузьмицкий Игорь Пьесы для гитары. Репертуарный сборник. Выпуск 2 / Игорь Кузьмицкий. - М.: Вараксин А. Н., 2016.

Малков Олег Гитара в ансамбле. Домра, флейта, фортепиано / Олег Малков. - М.: Феникс, 2016.

Педагогический репертуар гитариста Вып. 1, 5. Для ДМШ. /Сост. А.Иванов-Крамской. – М., 2001.

«Современные песни в переложении для гитары», Москва, «Денис-Альфа», 2012;

Сор Ф. Школа игры на гитаре / Ф. Сор. - М.: Феникс, 2016.

Хрестоматия гитариста. Сонаты и сонатины. - М.: Феникс, 2016.

Юному гитаристу. Хрестоматия для начинающих. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2016.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации