Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школьный музей"

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДЖАНКОЯ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ЛИЦЕЙ «МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 2 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРИИ КАРПОВНЫ БАЙДЫ»
ОДОБРЕНО
Протокол педагогического совета «МОК № 2 им. М.К. Байды»
Протокол № 10 от 28.08.2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ МОУ лицея
МОУ лицея «МОК № 2 им. М.К. Байды»
№ 342 от 28.08.2025 г.
_____________ Е.И. Залесская
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школьный музей»
Направленность: туристско-краеведческая
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Составитель: Яцуненко Полина Владимировна
Должность: учитель обществознания
г. Джанкой
2025 г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный инспектор дорожного движения» составлена в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
- Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
- Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики»
(в действующей редакции);
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
- Национальным проектом «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих
общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности организациями, осуществляющими образовательную
деятельность по основным общеобразовательным программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
- Приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России
от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (в действующей редакции);
- Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года» (в действующей редакции);
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам;
- Законом «Об образовании в Республике Крым» от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
- Распоряжением Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Письмом Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»;
- Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии
с обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
- Письмом Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
- Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности
и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
- Уставом МОУ лицея «МОК № 2 им. М.К. Байды»;
- Локальными актами МОУ лицея «МОК № 2 им. М.К. Байды» («Положение о дополнительной общеобразовательной программе», «Положение о календарно-тематическом планировании педагога дополнительного образования», «Положение об организации сетевых форм реализации дополнительных общеобразовательных программ», «Положение о краткосрочной дополнительной общеобразовательной программе», «Положение о документации педагога дополнительного образования», «Положение об организации образовательного процесса дополнительного образования детей», «Положение о вводной, промежуточной и итоговой аттестации воспитанников кружков дополнительного образования», «Положение о детском объединении и пр.
Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности «Первые шаги в музееведение» (автор – Ясиненко И. В., педагог дополнительного образования ГБОУ школа № 606 с углубленным изучением английского языка, г. Пушкин, Протокол пед.совета №219 ГБОУ школа № 606 с углубленным изучением английского языка от 07.05.2024 г.), дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности «Музееведение» (автор – Полтева В.В., педагог дополнительного образования, СП "Спектр" ГБОУ СОШ, с. Подстепки, м.р. Ставропольский, Протокол пед.совета №2 СП "Спектр" ГБОУ СОШ от 30.06.2023 г.), имеет модификации и дополнения, исходя из требований учреждения дополнительного образования, на базе которого она используется.
На основании Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», основным документом, определяющим целенаправленность и содержание учебно-воспитательного процесса, является дополнительная общеобразовательная программа, которая должна обеспечивать определенное государственным стандартом качество образования, уровень развития детей, адекватный современному уровню общественного развития.
Направленность программы по содержанию является туристско-краеведческой, по функциональному назначению – военно-патриотической, по форме организации – кружковой, по времени организации двухлетней.
Актуальность программы состоит в том, что патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Новизна программы заключается в предлагаемых современных технологиях обучения: обучение через сотрудничество между музейными, библиотечными и образовательными учреждениями, обучение по изучению и сохранению народных традиций и национальной культуры в условиях многонациональной сельской школы, а также другими культурно развивающими организациями, учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся; работа в малых группах, ролевые игры, проекты, праздничные программы, обряды, имитационное моделирование, тренинги, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Отличительной особенностью является применение конвергентного подхода, позволяющего выстраивать обучение, включающее в себя элементы нескольких направленностей, информационных технологий, использование в краеведческой программе при освоении материала техники декоративно-прикладного творчества, опыт научно-исследовательской и проектной работы.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Школьный музей», ребенок укрепляет свою социальность и гражданскую позицию, принадлежность к определенной системе позитивных исторических ценностей. У него повышается уважение к истории Родины, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изучить и узнать сам, причем так, что это доставляет радость и чувства гордости.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Адресат программы – программа адресована детям от 12 до 14 лет. Для обучения принимаются все желающие. Группа состоит из 10 человек.
Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста - ребенок взрослеет и формируется как личность. Психология его характеризуется тем, что появляется более устойчивое мировоззрение, тенденции в общении с окружающим миром меняются, становятся осознаннее интересы в обучении. В это время ребенок усваивает моральные и культурные ценности, исследует себя. Подростки часто обращаются не к взрослым, а самим себе, книгам и Интернету. В средних классах учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности - теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. Это выражается, прежде всего, в том, что у подростка появляется способность рассуждать гипотетикодедуктивным способом, т. е. на основе общих посылок, абстрактно-логически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами, все вышеперечисленное позволяет реализовывать программу дистанционно, а очно - участвовать в экскурсионной и исследовательской работе.
Объем и срок освоения программы – данная программа реализуется в течение одного учебного года: 36 недель (I полугодие составляет 17 недель и II полугодие – 19 недель), рассчитана на 72 часа.
Уровень программы – программа рассчитана на один год обучения ознакомительного уровня, 72 часа, численность группы составляет 10 чел.
Формы обучения – занятия проводятся в очной форме, при необходимости, с применением дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. Формы обучения: групповые занятия (теоретические и практические) по утвержденному расписанию; занятия по подгруппам в количестве 3-6 человек; воспитательные мероприятия (по плану работы кружка и отдела); экскурсии и митинги.
Особенности организации образовательного процесса – организация образовательного процесса происходит в соответствии с учебным планом. Группа сформирована по возрасту; состав группы – постоянный. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают теоретические и практические занятия, мастер-классы, игры-викторины, групповая работа, самостоятельная работа, творческий проект. Занятия проводятся в группах из 10 человек, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Набор в группы проводится посредством подачи заявки в АИС «Навигатор дополнительного образования Республики Крым», с последующим предоставлением заявления родителем (законным представителем) и согласия на обработку персональных данных на бумажном носителе.
Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 часу (1 академический час – 45 мин.), перерыв составляет 10 мин.
Этапы обучения | Год обучения | Кол-во обучающихся | Возраст обучающихся | Кол-во часов неделю | Кол-во часов в учебный год |
Ознакомительный | 1 | 10 | 12-14 | 2 | 72 |
Организация воспитательной работы: воспитательные мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц, продолжительностью до 40 минут. Воспитательные мероприятия не включаются в расписание учебных занятий.
Родительские собрания: проводятся не менее 2 раз в год.
Цели и задачи
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
помочь обучающимся овладеть основами музееведения, умениями и навыками ведения экспозиционной, собирательской, учетно-хранительской и культурно-просветительской работы;
познакомить с выставками и экспозициями музеев различных стран;
обучить разрабатывать и проводить экскурсии в школьном музее;
познакомить с компьютерными технологиями и использованием яндекс карт при построении различных экскурсий;
познакомить с правилами проведения этикетажа музейного предмета,
работой в фондах музея;
обучить создавать собственные презентации экскурсионных маршрутов.
Развивающие:
пробудить интерес обучающихся к изучению краеведения, поисковой, исследовательской работе в музее;
развить желание самостоятельно разрабатывать экскурсионный маршрут;
сформировать умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
сформировать основы музейной и эстетической культуры, организовывать научно-исследовательскую, проектную, краеведческую и поисковую работу;
воспитать целеустремленность в овладении знаний о музейном деле, в самореализации и, самосовершенствовании; сформировать устойчивый интерес к изучению истории не только своей школы, но и истории своего Отечества;
сформировать активную жизненную позицию.
Воспитательный потенциал
Воспитательная работа объединений туристско-краеведческой направленности осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:
1) Гражданско-патриотическое.
2) Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
3) Интеллектуальное воспитание.
4) Формирование коммуникативной культуры.
Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков.
Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии, диспуты.
Методы: беседа, мини-викторина, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый.
Планируемый результат: умение работать с музейной терминологией, использовать на практике полученные знания, работать с различной информацией и источниками, различать основные направления работ, использовать терминологию при заполнении документации и создании экспозиций, пользоваться документацией, использовать полученные знания на практике, самостоятельно проводить этикетаж и атрибуцию предметов, разрабатывать и проводить экскурсию, разрабатывать маршрутный лист и текст экскурсии, самостоятельно проводить исследование и представлять результаты работы, применять полученные знания при разработке выставки, умение вести собирательскую, учетно-хранительскую и культурно-просветительскую работу, умение работать в коллективе, строить коммуникацию, вести диалог с экскурсантами
Гражданско-патриотическое воспитание
Цели:
воспитание у учащихся чувства патриотизма;
развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.
Задачи:
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания;
активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию;
воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях;
создать условия для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности.
Интеллектуальное воспитание
Цель — формирование осознанного мышления, познания и развитого интеллекта личности.
Задачи:
развитие всех видов мышления (теоретического, практического, социального, творческого и др.), познавательных интересов, потребности и умений самообразования, умственных, творческих способностей;
формирование системы знаний о природе, человеке, обществе, мышлении, то есть знаний мировоззренческого характера;
формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, интеллектуальных, учебных умений и навыков;
расширение опыта познавательной деятельности, развитие эрудиции и кругозора.
приобщение школьников к поисково- исследовательской работе
Формирование коммуникативной культуры
Цель – формирование коммуникативной компетентности воспитанников
Задачи:
сформировать у воспитанников навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации;
вооружить воспитанников знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи;
обучить воспитанников основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях;
культивировать в среде воспитанников принципы взаимопонимания, уважения к себе и окружающим людям и обучать способам толерантного взаимодействия и конструктивного разрешения конфликтов;
корректировать и развивать речь, память, внимание, мышление, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Учебные часы | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие .Инструктаж по ТБ и ПДД занятие. Беседа о музее | 1 | 1 | - | Беседа |
2 | О чём рассказывает музей. | 4 | 2 | 2 | Беседа |
3 | Типология музеев | 12 | 9 | 3 | Лекция |
4 | Музеи города Джанкоя. | 6 | 3 | 3 | Лекция, беседа, экскурсия, презентация, |
5 | Музеи в Республике Крым | 14 | 8 | 6 | Лекция, беседа, экскурсия, презентация, |
6 | Роль музеев в жизни человека. | 10 | 4 | 6 | Лекция, беседа, экскурсия, презентация, |
7 | Основные социальные функции музеев | 12 | 5 | 7 | Опрос |
8 | Подготовка и проведение итогового мероприятия | 12 | 3 | 9 | Лекция, беседа, экскурсия, презентация, |
9 | Инструктаж по ТБ и ПДД. | 1 | 1 | - | Беседа |
| Итого: | 72 | 36 | 36 | |
Содержание учебного плана
Тема № 1. Вводное занятие (1 час)
Теория: Презентация программы, инструктаж по ТБ. (1 часа)
Тема № 2. О чём рассказывает музей (4 часа)
Теория: Понятие музея. История возникновения музеев. Первые учреждения музейного типа. Классификация музеев. Музей: здание – экспозиция – люди. Структура музея. Музейное пространство. «Виртуальный музей». Роль музеев в сохранении и освоении культурного наследия. (2 часов)
Практика: Выполнение теста «Музей – это…». Подготовка творческих заданий «Музей будущего», «Мой музей». (2 часа)
Тема № 3. Типология музеев (12 часов)
Теория: Основные социальные функции музеев. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. (9 часов)
Практика: Основные признаки негосударственного музея. Правила ведения документации. Паспорт музея, каталоги, картотека. (3 часа)
Тема № 4. Музеи города Джанкоя (6 часов)
Теория: Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: книги, брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне, дневники, планы, фотографии, стенгазеты, боевые листки, воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей, вещественные памятники (символы, атрибуты). (3 часа)
Практика: Музеи города Джанкоя. Разнообразие музеев. Тип и профиль музея. (3 часа)
Тема № 5. Музеи в Республике Крым (14 часов)
Теория: Музеи как современные научные и поисково - исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея. (8 часов)
Практика: Комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, исследования в области истории, теории и методики музейного дела. (6 часов)
Тема № 6. Роль музея в жизни человека (10 часов)
Теория: Основные социальные функции музеев. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. (4 часа)
Практика.- работа в фонде школьного музея. Выставки, экспозиции, экспонат, раритет. (6 часов)
Тема № 7. Основные социальные функции музеев (12 часов)
Теория: Основные социальные функции музеев. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. (5 часов)
Практика: Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. (7 часов)
Тема № 8. Подготовка и проведение итогового мероприятия (12 часов)
Теория: Подведение итогов обучения. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов, оформление экспозиций и выставок). (3 часа)
Практика: Поиск и обработка документов; создание стенда. (9 часов)
Тема № 9. Инструктаж по ТБ и ПДД (1 час)
Теория: Проведение инструктажа по ТБ и ПДД. ( 1 час)
Планируемые результаты
После освоения содержания программы обучения ожидаются следующие результаты:
Обучающийся будет знать:
Историю музеев, их типов и функций.
Принципы формирования экспозиций и выставок.
Коллекции и их управление: знание методов управления музейными коллекциями и документирования.
Важность сохранения культурного наследия и охраны объектов музейного значения.
Новые технологии и методы, используемые в музеях (например, цифровизация, интерактивные выставки).
Обучающийся будет уметь:
Анализировать музейные экспонаты и интерпретировать их значение для культуры и истории.
Планировать и организовывать выставочные проекты, от выбора тематики до установки экспонатов.
Проводить исследования в области музейного дела и культурного наследия.
Работать в команде, взаимодействовать с коллегами и заинтересованными сторонами при организации мероприятий.
Эффективно общаться с разными аудиториями, включая проведение экскурсий и лекций.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Годовой календарный учебный график программы «Школьный музей» составлен с учетом годового календарного графика МОУ лицея «МОК №2 им. М. К. Байды» и учитывает в полном объеме возрастные, психофизические особенности обучающихся, отвечает требованиям охраны жизни и здоровья и нормам СанПиНа. (Приложение 7)
Программа рассчитана на 72 учебных часа, периодичность занятий – 2 раза в неделю по 1 академическому часу, 36 недель, I полугодие – 17 недель, II полугодие – 19 недель. Начало занятий с сентября, окончание занятий по программе – май.
2.2. Условия реализация программы
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий по музееведению необходима следующая материально-техническая база:
кабинет для занятий, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам;
мебель: учебные столы и стулья, шкафы для хранения материалов и приспособлений;
технические средства обучения: ноутбук, колонки, проектор.
наглядные пособия, дидактические материалы, обучающая литература и пр.
Информационное обеспечение
Во время занятий и информационно-просветительских мероприятий используются обучающие видеофильмы и видеоролики, мастер-классы; дидактические материалы: иллюстрации и схемы, учебные пособия, практические работы, схемы, интернет-ресурсы и т.п.
Государственные информационные ресурсы:
Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/
Официальный сайт Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым https://monm.rk.gov.ru/ru/index
Дата обращения: 21.06.2024 г.
Официальный сайт ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» http://ddyt.ru/
Дата обращения: 14.06.2024 г.
Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru/catalog.asp
Дата обращения: 09.07.2024 г.
Информационно-коммуникационные педагогические платформы:
«Сферум» https://sferum.ru/?p=start
Дата обращения: 22.05.2024 г.
Навигатор дополнительного образования Республики Крым https://xn--82-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/
Дата обращения: 11.06.2024 г.
Образовательные порталы:
Российское образование http://www.edu.ru
Дата обращения: 23.05.2024 г.
Инфоурок https://infourok.ru/
Дата обращения: 01.07.2024 г.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен обладать компетенциями в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 № 66403).
Методическое обеспечение
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия: практические занятия, беседы, конкурс, мастер-классы, открытое занятие, воспитательные мероприятия.
Педагогические технологии: информационно – коммуникационные технологии (ИКТ); личностно - ориентированный подход (метод проектов); здоровьесберегающие технологии; игровые технологии.
Алгоритм учебного занятия: зависит от его формы.
Дидактические материалы включают в себя профильную литературу, фото и видеоматериалы.
2.3. Формы аттестации/контроля
Цель аттестации – выявление уровня развития способностей и личностных качеств детей и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы.
Механизм выявления результатов реализации программы.
Виды контроля:
Входная аттестация - проводится с целью определения уровня развития детей.
Промежуточная аттестация проводится с целью определения результатов обучения (проводиться по окончании полугодия).
Итоговая аттестация – проводится по окончании изучения программы.
Учебно-тематический план каждого года обучения содержит в себе вводное и итоговое занятие. Вводное занятие включает в себя начальную диагностику и введение в программу, итоговое занятие, создание стенда.
В конце учебного года проводится итоговая аттестация. Аттестация проводится в соответствии с положением аттестации обучающихся МОУ лицея «МОК №2 им. М. К. Байды»
Итоговая аттестация - форма оценки степени и уровня освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы. Результаты аттестации вносятся в оценочный лист. (Приложение 1)
Сроки проведения аттестации:
первичная аттестация – проводится в первую неделю сентября;
промежуточная аттестация – проводится в декабре;
итоговая аттестация – проводится в мае.
Способы определения результативности:
Педагогические наблюдения.
Педагогический анализ.
После изучения каждой темы на практических занятиях показать, какие приобрели навыки.
Умение ведения экспозиционной, собирательской, учетно-хранительской и культурно-просветительской работы.
Участие в мероприятиях, конкурсах.
Подведение итогов по результатам освоения материала каждого этапа данной программы может проходить также в форме итоговых занятий, защиты творческой работы или проекта, тестирования. Индивидуальные итоги заносятся в карту результата аттестации, в педагогический дневник, в портфолио учащихся.
2.4. Список литературы
Для педагога:
Бурова, Л. В. Музееведение для педагогов: Учебное пособие. – Москва: Просвещение, 2018. – 156 с.
Власова, Н. Н. Образовательные технологии в музеях: Методическое пособие. – Санкт-Петербург: Книжный дом, 2020. – 200 с.
Григорьева, М. А. Музееведение: история и современность. – Екатеринбург: Урал. ун-т, 2019. – 180 с.
Давыдова, А. И. Музей и общество: В поисках новых форм. – Казань: Казанский университет, 2021. – 120 с.
Исаев, С. П. Музееведение для юных исследователей. – Новосибирск: Сибирское образование, 2022. – 145 с.
Кузнецова, Е. С. Музеи в образовательном процессе. – Владивосток: Дальневосточное издательство, 2019. – 130 с.
Ларина, Т. В. Секреты успешных экскурсоводов. – Москва: Наука, 2020. – 160 с.
Малышева, И. Г. Развитие критического мышления в музеях. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. – 110 с.
Николаева, Ю. А. Музей как пространство обучения. – Пермь: Пермский университет, 2020. – 175 с.
Орлова, А. В. Инклюзивные практики в музеях. – Челябинск: Челябинский издатель, 2019. – 145 с.
Петров, В. Н. Музейный проект для школьников. – Тверь: Тверская книга, 2021. – 120 с.
Романов, А. И. Музееведение в XXI веке. – Ульяновск: УлГПУ, 2022. – 160 с.
Сидорова, Л. А. Культурное наследие и музеи. – Сочи: Сочинский институт, 2019. – 155 с.
Тихомиров, Д. В. Педагогические аспекты музейного дела. – Ярославль: ЯГПУ, 2020. – 110 с.
Устинова, Н. П. Музей и молодежь: совместные проекты. – Тула: Тульская правда, 2021. – 130 с.
Для учащихся:
Бабирева, Н. И. Музееведение: Пособие для школьников. — Москва: Просвещение, 2018. — 128 с.
Баженова, А. В. Музеи и их роль в культуре. — Санкт-Петербург: Культура, 2020. — 96 с.
Волкова, И. М. История музеев: от древности до современности. — Екатеринбург: Урал, 2019. — 160 с.
Дьякова, С. В. Музейные экскурсии: как их проводить. — Казань: Татарстан, 2021. — 112 с.
Еремина, Л. Н. Музейные выставки: создание и проведение. — Новосибирск: Наука, 2022. — 144 с.
Захарова, О. П. Основы музееведения. — Ростов-на-Дону: СКНЦ, 2017. — 132 с.
Карпова, И. С. Знакомство с музеями мира. — Уфа: Башкортостан, 2020. — 100 с.
Кузнецова, Т. А. Музейные артефакты. — Владивосток: Дальнаука, 2018. — 90 с.
Лебедева, М. В. Музейное дело для подростков. — Краснодар: Кубань, 2019. — 110 с.
Орлова, Н. С. Экспозиция музея: от идеи до реализации. — Челябинск: Южный Урал, 2021. — 118 с.
Петрова, А. Г. Музеи: их значение в образовании. — Симферополь: Крым, 2022. — 102 с.
Смирнов, В. Л. Музейные технологии. — Москва: Издательство МГУ, 2020. — 150 с.
Соловьев, К. И. Музейная педагогика. — Тверь: Тверской университет, 2019. — 84 с.
Тихонов, Р. Н. Как стать экскурсоводом. — Пенза: Пензенский университет, 2018. — 125 с.
Яковлева, Е. В. Музеефикация: новые подходы. — Иркутск: Восточное Прибайкалье, 2021. — 95 с.
Для родителей:
Герасименко, А. В. Основы музееведения: для родителей и детей. – Санкт-Петербург: Питер, 2020. – 256 с.
Дьяков, В. Н. Музеи: как они устроены и как работают. – Екатеринбург: УрФУ, 2018. – 192 с.
Ермакова, Н. П. Музейный подход: развиваем креативное мышление. – Красноярск: КГПУ, 2019. – 144 с.
Ковальчук, Т. А. Введение в музееведение: формы и методы. – Новосибирск: СибАБ, 2020. – 220 с.
Лебедев, С. И. Как создать свой музей: практическое руководство. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 160 с.
Мельникова, А. В. Исследуем музей: активные методики. – Москва: Наука, 2020. – 130 с.
Невзорова, Е. П. Семейные выходные в музеях: советы и идеи. – Казань: Казанский университет, 2018. – 140 с.
Рябова, М. А. Музейная педагогика: теории и практики. – Самара: СамГПУ, 2019. – 180 с.
Сидорова, Т. В. Музей и семья: совместное обучение. – Воронеж: ВГУ, 2021. – 134 с.
Смирнова, Л. Е. Музей как пространство для открытий. – Челябинск: ЧГУ, 2019. – 138 с.
Филиппова, Н. И. Создаем музей с детьми: методические рекомендации. – Краснодар: КубГТУ, 2020. – 142 с.
Шумкова, О. А. Музейный гид для родителей: возможные маршруты. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2021. – 155 с.
Раздел 3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Лист оценки достижений воспитанника
Кружка «Школьный музей»
ознакомительный
Периоды аттестации: начало года, I полугодие, II полугодие
2025/2026 учебного года
Руководитель: _________________________________
№ п/п | Фамилия, имя обучающихся | Оценка теоретических знаний и практических умений: - высокий; - средний; - низкий | Оценка поведенческих навыков - высокий; - средний; - низкий | ||||
Входная диагностика период с 01.09 по 15.09. | Промежуточная аттестация период с 20.12 по 30.12 | Итоговая аттестация период с 15.05 по 30.05 | Входная диагностика период с 01.09 по 15.09. | Промежуточная аттестация период с 20.12 по 30.12 | Итоговая аттестация период с 15.05 по 30.05 | ||
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
8 | | | | | | | |
9 | | | | | | | |
10 | | | | | | | |
3.2. Методические материалы
План-конспект занятия в кружке музееведения на тему:
"Экскурсионное дело. Организация и проведение экскурсий"
Цель: Формирование у обучающихся навыков организации и проведения экскурсионной деятельности, а также понимание роли экскурсии в культурном и образовательном процессе.
Задачи:
Ознакомить учащихся с основными этапами подготовки и проведения экскурсий.
Развить навыки коммуникации и публичного выступления.
Научить составлять экскурсионный маршрут с учетом целевой аудитории и тематической направленности экскурсии.
Повысить интерес обучающихся к музейной деятельности и культуре.
Оборудование:
Презентация по теме (PowerPoint или аналог)
Ручки и тетради для записей
Раздаточные материалы (шаблоны экскурсионного маршрута)
Модели музейных экспонатов (если есть)
Доска или флипчарт для записи идей
Проектор и экран для показа видеоматериалов
Ход занятия:
I. Введение
Приветствие обучающихся, создание позитивной атмосферы.
Объявление темы занятия и цели.
Краткий опрос о предыдущем опыте обучающихся в проведении экскурсий:
Были ли они на экскурсиях?
Что им особенно запомнилось?
Какие вопросы они хотели бы разобрать на занятии?
II. Основная часть
1. Теоретическая часть
Презентация "Основные этапы подготовки экскурсии":
Определение цели и задач экскурсии.
Изучение темы и согласование с учебной программой.
Составление маршрута (план экскурсии).
Подготовка материалов (раздаточные, визуальные, аудиоматериалы).
Определение целевой аудитории.
Проведение репетиции.
2. Практическая часть
Групповое задание:
Разделите обучающихся на небольшие группы (по 3-4 человека).
Каждой группе раздайте раздаточные материалы с шаблоном экскурсионного маршрута.
Попросите группы выбрать тему для экскурсии (например, "История нашего города" или "Великие художники").
Каждая группа должна составить план экскурсии, учитывая цель, задачи и интересы целевой аудитории.
Презентация групповых работ :
Каждая группа презентует свой маршрут (по 3-4 минуты).
Обсуждение представленных маршрутов в классе.
Вопросы и комментарии от других групп и преподавателя.
III. Итог занятия
Обсуждение:
Что нового узнали на занятии?
Какие навыки удалось развить?
Как бы они хотели использовать полученные знания на практике?
Подведение итогов и выделение ключевых моментов занятия.
Выдача домашних заданий:
Подготовить небольшой рассказ о любимом экспонате музея с учетом всех этапов экскурсии (план составлен по аналогии с занятиями).
Обучающиеся познакомились с основами организации и проведения экскурсии, научились составлять экскурсионный маршрут и представлять его, а также развили навыки работы в команде и публичных выступлений. Полученные знания и умения могут быть применены на практике в рамках музейной деятельности или в внеурочной образовательной деятельности.
Сценарий квест-игры "Тайны школьного артефакта"
Возраст участников: 12–14 лет (7–8 классы)
Продолжительность: 60–90 минут
Количество игроков: от 12 до 30 человек (разделить на 3–5 команд по 4–6 человек)
Место проведения: школа (кабинеты, коридоры, актовый зал, библиотека, спортзал — в зависимости от возможности)
СЮЖЕТ
Много лет назад, при основании школы, её первый директор спрятал «Школьный Артефакт» — загадочный предмет, символизирующий знания, дружбу и смелость. Легенда гласит, что тот, кто найдёт Артефакт, получит «силу открывать любые тайны» — но только если докажет, что достоин его, пройдя серию испытаний у школьных хранителей.
Сегодня в школе вновь нашли старый дневник с намёком на местонахождение Артефакта. Ученики объединяются в команды, чтобы разгадать загадки прошлого и отыскать древний символ школы!
ВСТУПЛЕНИЕ
Ведущий (учитель или старшеклассник) зачитывает легенду:
- "Говорят, что много лет назад в нашей школе появился артефакт — символ знаний и дружбы. Но спустя десятилетия он был утерян. Недавно библиотекарь нашёл старый дневник директора, где упомянуты «испытания хранителей». Только команда, прошедшая их все, сможет открыть тайну Артефакта!"
После этого команды получают первую подсказку — фрагмент дневника: «Кто ищет мудрость — начни там, где спят книги…» (намёк на библиотеку)
ЭТАПЫ КВЕСТА
Этап 1: Хранитель знаний (Библиотека)
Задача: найти спрятанное письмо с зашифрованным кодом.
Испытание: на столе разложены книги с буквами на корешках. Нужно подобрать книги по подсказке (например, цитаты из известных произведений), чтобы составить слово.
Шифр: из найденных букв составляется слово «ХИМИЯ». Это и есть подсказка к следующему этапу.
Реквизит: несколько книг, листы с загадками и цитатами, конверт с подсказкой
Этап 2: лаборатория элементов (Кабинет химии)
Задача: пройти «эксперимент» и собрать код.
Испытание: на столе расставлены пронумерованные пробирки с цветной водой. У каждой — карточка с символом химического элемента. Команда должна решить ребус: сложить буквы химических символов в правильном порядке (например, Na + Cl + O + Si = «НАЧАЛО»).
Подсказка: внутри колбы спрятан лист: «Следующий хранитель обитает там, где всегда движение» → (спортзал)
Этап 3: испытание силы и сплочённости (Спортзал)
Задача: преодолеть полосу препятствий и собрать фрагменты карты.
Испытание: командам предстоит пройти мини-эстафету (проползти под скамейкой, перенести мяч ложкой, пройти по обручу и т.д.).
После завершения каждого этапа выдают кусочек карты. Когда все кусочки собраны, они образуют изображение школьного коридора с пометкой «Легендарный кабинет №13».
Этап 4: кабинет №13 — Хранитель логики
Задача: решить интеллектуальные головоломки.
Испытание: на доске записаны три логические загадки (например, математические ребусы, шифры Цезаря, анаграммы).
После решения каждой загадки участники получают часть фразы. В итоге они собирают послание: «Истина хранится в сердце школы»
Следующий пункт: актовый зал.
Этап 5: хранитель памяти (Актовый зал)
Задача: вспомнить историю школы и найти финальный код.
Испытание: командам предлагается: угадать учителей на старых фото, определить год основания школы, разгадать кроссворд по школьным традициям.
За каждое правильное задание выдаётся цифра. Сложив их — получают код для открытия сундука.
ФИНАЛ
Ведущий вручает командам сундук с кодовым замком. Только команда, правильно прошедшая все испытания, сможет открыть его. Внутри сундука — Артефакт (например, стилизованная книга, глобус, или куб с гербом школы) и послание: «Артефакт принадлежит тем, кто хранит дружбу, знания и смелость.
Пусть дух школы живёт в каждом из вас!»
НАГРАЖДЕНИЕ
Всем командам — грамоты «За участие в поисках Артефакта». Победителям — символическая медаль, сладкий приз или «ключ хранителя знаний» (3D-распечатанный или картонный ключ)
3.3. Календарно – тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Школьный музей»
№ п/п | Название темы занятия | К-во часов | Дата по расписанию | Примечание (корректировка) | Форма аттестации/ контроля | |||
план | факт | |||||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПДД. Беседа о музее. | 1 | | | | Беседа | ||
2. | О чём рассказывает музей. Обсуждение роли экспонатов в музеях, их значение как источников информации о культурном, историческом и художественном наследии. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
3. | О чём рассказывает музей. Обзор наиболее известных и уникальных коллекций в музеях мира, их значимость и особенности. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
4. | Типология музеев. Общее знакомство с классификацией музеев, обсуждение критериев и факторов, на основе которых происходит типизация. Рассмотрение термина «музей» и его основные функции. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
5. | Типология музеев. Изучение исторических музеев и их значимости для исследования и сохранения истории. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
6. | Типология музеев. Обзор научных и естественнонаучных музеев, их задач и назначений. Рассмотрение экспонатов, связанных с природой, экосистемами и научными открытиями. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
7. | Типология музеев. Изучение различных типов выставок (постоянные, временные, тематические), их целей и как они раскрывают культурные и научные темы. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
8. | Типология музеев. Исследование музеев, посвященных военной истории и народному искусству, традициям и культуре разных народов. Обсуждение особенностей экспозиций, которые демонстрируют культуру и быт различных этнических групп. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
9. | Типология музеев. Рассмотрение уникальных и специализированных музеев, таких как музеи автомобилей, музеев науки и техники, а также специализированные учреждения (например, музеи провалов, курьезов и т. д.). | 2 | | | | Опрос | ||
10. | Музеи города Джанкоя. Изучение истории Джанкоя и его культурного наследия через призму музейных экспонатов. Рассмотрение ключевых исторических событий, связанных с городом, а также важнейших личностей (ученых, художников, общественных деятелей), оставивших след в его истории. Анализ выставок и коллекций, доступных в музее. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
11. | Музеи города Джанкоя. Обзор краеведческого музея города Джанкоя и его вклад в сохранение культурных традиций. Изучение выставок, посвященных ремеслам, народному творчеству и быту местного населения. Обсуждение значимости таких музеев для понимания многообразия культурных традиций и обычай народа, проживающего в регионе. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
12. | Музеи города Джанкоя. Исследование современного искусства в контексте Джанкоя, обсуждение выставок, проходящих в городе. Знакомство с работами современных художников и их подходами к искусству. Обсуждение особенностей организации выставок и мероприятий, способствующих популяризации современного искусства в регионе. | 2 | | | | Практическая работа | ||
13. | Музеи Республики Крым. Изучение быта и культуры крымских народов через музейные экспонаты. Рассмотрение традиционных ремесел, предметов быта и одежды различных этнических групп, проживающих на полуострове. Обсуждение значимости сохранения культурного наследия. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
14. | Музеи Республики Крым. Ознакомление с историей Феодосии и её развитием на протяжении веков. Анализ выставок, занимающихся археологическими находками и историческими артефактами, а также знаменитой коллекции картин Айвазовского. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
15. | Музеи Республики Крым. Изучение истории Ливадийского дворца и его роли в российской истории. Рассмотрение выставок, посвященных курортному времени, строительства дворца, а также важным политическим событиям, проходившим в этом месте. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
16. | Музеи Республики Крым. Рассмотрение этнографических коллекций, отражающих многообразие культур и традиций крымских народов. Обсуждение роли музея в сохранении и популяризации этнографического наследия полуострова. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
17. | Музеи Республики Крым. Изучение археологических раскопок и находок, сделанных на территории Крыма. Обзор коллекций, охватывающих различные исторические эпохи, включая античность и средневековье в Севастополе. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
18. | Музеи Республики Крым. Изучение жизни и творчества А.С. Пушкина, его связей с Крымом и Бахчисараем. Рассмотрение коллекции, посвященной поэту, его жизни, а также выставок, связанных с его произведениями. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
19. | Музеи Республики Крым. Изучение уникальных экспонатов, касающихся истории и технологий фортифицирующего строительства, а также военного искусства того времени. Рассмотрение оригинальных вооружений, артефактов, документов и фотографий, рассказывающих о героизме защитников Севастополя в Музейном историко-мемориальном комплексе 35-й береговой батареи. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы, опрос | ||
20. | Роль музеев в жизни человека. Рассмотрение роли музеев в сохранении культурного и исторического наследия. Анализ различных типов музеев (исторические, художественные, научные) и их значимость для общества. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
21. | Роль музеев в жизни человека. Обсуждение взаимосвязи между музеями и школьными/вузовскими образовательными программами. Виды образовательных программ и экскурсий, предлагаемых музеями, и их влияние на обучение и развитие учащихся. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы, опрос | ||
22. | Роль музеев в жизни человека. Анализ того, как выставки могут формировать общественное мнение, поднимать важные социальные темы и изменения в восприятии культуры и истории. | 2 | | | | Опрос | ||
23. | Роль музеев в жизни человека. Изучение того, как музеи помогают людям понять свою культурную идентичность и историю, а также способствуют развитию патриотических чувств через выставки, памятные мероприятия и образовательные программы. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
24. | Роль музеев в жизни человека. Обсуждение современных технологий, используемых в музеях (виртуальные выставки, интерактивные элементы), и их влияние на восприятие музейного опыта в современном мире. Как технологии помогают привлечь молодежь и расширить аудиторию музеев. | 2 | | | | Опрос | ||
25. | Основные социальные функции музеев. Роль музеев в образовательном процессе, программы для школ и студентов, образовательные выставки и мастер-классы. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
26. | Основные социальные функции музеев. Функция музеев по сохранению и охране объектов культурного наследия, реставрационные проекты и их значимость для общества. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
27. | Основные социальные функции музеев. Как музеи обеспечивают доступ к культурным ресурсам для разных групп населения, включая людей с ограниченными возможностями и этнические меньшинства. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
28. | Основные социальные функции музеев. Роль музеев в формировании региональной, национальной и культурной идентичности, а также в сохранении исторической памяти. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
29. | Основные социальные функции музеев. Как музеи собирают, исследуют и представляют современные явления и события, отражая социальные изменения и тренды. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
30. | Основные социальные функции музеев. Роль музеев в налаживании связей между разными культурами, организации международных выставок и обмена коллекциями. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы, опрос | ||
31. | Подготовка и проведение итогового мероприятия. Как определить актуальную и интересную тему для итогового мероприятия, учитывать интересы участников и ключевые события в области музееведения. Экскурсионное дело. Организация и проведение экскурсий | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
32. | Подготовка и проведение итогового мероприятия. Этапы подготовки мероприятия, включая составление расписания, распределение обязанностей между участниками и подготовку необходимого оборудования и материалов. | 2 | | | | Практическая работа | ||
33. | Подготовка и проведение итогового мероприятия. Принципы и этапы подготовки небольшой выставки в рамках итогового мероприятия, включая сбор экспонатов, оформление стендов и написание информационных материалов. | 2 | | | | Практическая работа | ||
34. | Подготовка и проведение итогового мероприятия. Как эффективно продвигать мероприятие, использовать социальные сети, плакаты и другие средства коммуникации для привлечения посетителей. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы | ||
35. | Подготовка и проведение итогового мероприятия. Подготовка к проведению итогового мероприятия, включая репетиции, умение управлять временем, взаимодействие с аудиторией и решение непредвиденных ситуаций. | 2 | | | | Лекция с элементами беседы, практическая работа | ||
36. | Подготовка и проведение итогового мероприятия. Методы оценки успешности мероприятия, обратная связь от участников и аудитории, анализ сильных и слабых сторон проведенной работы для дальнейшего совершенствования. Инструктаж по ТБ и ПДД. | 3 | | | | Опрос, беседа | ||
3.4. Лист корректировки
Лист корректировки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фольклорно-сценический танец»
№ п/п | Причина коррекции | Дата | Согласование с ответственным лицом (подпись) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
3.5. План воспитательной работы
Воспитательная работа объединений туристско-краеведческой направленности осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:
1) Гражданско-патриотическое.
2) Нравственное и духовное воспитание.
3) Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
4) Интеллектуальное воспитание.
5) Социокультурное и медиакультурное воспитание.
6) Правовое воспитание и культура безопасности.
7) Формирование коммуникативной культуры.
Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков.
Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии, игровые программы, диспуты.
Методы: беседа, мини-викторина, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый.
Планируемый результат: повышение мотивации к театральному искусству и личностному развитию; сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.
Гражданско-патриотическое воспитание
Цели:
воспитание у обучающихся чувства патриотизма;
развитие и углубление знания об истории и культуре России и родного края;
развитие способности осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
формирование многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.
Задачи:
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
развивать гражданственность и национальное самосознание обучающихся;
создать условия для реализации каждым обучающимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
формировать у обучающихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
формировать физическое развитие обучающихся, потребность в здоровом образе жизни;
обеспечить функционирование системы гражданского и патриотического воспитания;
активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию;
воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях;
Духовно-нравственное воспитание
Цель — осуществление педагогической поддержки становления высоконравственной личности.
Задачи:
воспитать гражданственность и патриотизм;
воспитать нравственные чувства и этическое сознание;
воспитать трудолюбие;
сформировать ценностное отношения к здоровью;
воспитать ценностное отношение к природе;
воспитать эстетические компетенции;
воспитать положительное отношение к труду и творчеству.
Интеллектуальное воспитание
Цель — формирование осознанного мышления, познания и развитого интеллекта личности.
Задачи:
развить все виды мышления (теоретическое, практическое, социальное, творческое и др.), познавательные интересы, потребности и умение самообразования, умственных, творческих способностей;
сформировать системы знаний о природе, человеке, обществе, мышлении, то есть знаний мировоззренческого характера;
сформировать мотивацию учебно-познавательной деятельности, интеллектуальных, учебных умений и навыков;
расширить опыт познавательной деятельности, развить эрудицию и кругозор.
Правовое воспитание и культура безопасности
Цели:
формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения и ответственности за него;
формирование культуры безопасного поведения.
Задачи:
обучить решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;
сформировать у обучающихся правовую культуру, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
сформировать гуманистическое мировоззрение, способное к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию;
сформировать культуру безопасного поведения.
Формирование коммуникативной культуры
Цель – формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Задачи:
сформировать у обучающихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации;
вооружить обучающихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи;
обучить обучающихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях;
культивировать в среде обучающихся принципы взаимопонимания, уважения к себе и окружающим людям и обучать способам толерантного взаимодействия и конструктивного разрешения конфликтов;
корректировать и развивать речь, память, внимание, мышление, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
№ | Наименование и тема мероприятия | Период проведения | Форма проведения |
Гражданско-патриотическое | |||
1 | Беседа "Моя страна – моя гордость: изучение истории и культуры России" | октябрь | Беседа + презентация |
2 | Беседа "Герои нашего времени: примеры мужества и самоотверженности в современном мире" | декабрь | Беседа + презентация |
3 | Беседа «Музей как хранитель исторической памяти: роль экспонатов в формировании гражданской идентичности и патриотизма» | январь | Беседа + презентация |
Интеллектуальное воспитание | |||
4 | Методы исследовательской работы в музееведении: изучение архивных материалов, проведение интервью, работа с научными публикациями. | ноябрь | Беседа + презентация |
5 | "Самообразование: ключ к успеху в современном мире" | февраль | Беседа |
6 | "Развитие творческих способностей: поиск нестандартных решений и генерация новых идей" | март | Беседа + видеоматериал |
Формирование коммуникативной культуры | |||
7 | Беседа "Толерантность и уважение к различиям: формирование культуры межнационального и межкультурного общения" | сентябрь | Беседа |
8 | Беседа «Этика музейного работника: правила общения с посетителями, коллегами, представителями СМИ» | сентябрь | Беседа + игра |
9 | Беседа «Командная работа в музейном проекте: распределение обязанностей, взаимодействие с коллегами, разрешение конфликтных ситуаций. Создание совместного проекта.» | апрель | Беседа + презентация |
3.6. Календарный учебный график