Материал на проверке

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности по организации летнего отдыха в лагере с дневным пребыванием детей "Берендеева слобода"

1
0
Материал опубликован Вчера в 21:38

МОУ «Красноборская средняя школа»


УТВЕРЖДЕНА

приказ МОУ «Красноборская СШ»

от 26.02.2024 № 55











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности по организации летнего отдыха в лагере с дневным пребыванием детей "Берендеева слобода"









Возраст участников: 7-13 лет

Направленность: краеведческая

Срок реализации: июнь 2024

Автор-составитель программы:

Кузовлева Татьяна Александровна,

учитель географии





















с. Красный Бор, 2024 г.



Содержание программы

Информационная карта программы …………………………..…………………………...

2-3

Пояснительная записка .…………………………………………………………………..

4-5

Цели и задачи ……………… ………………………………………………………………

5

Нормативно-правовое обеспечение. ……………………………………………………..

6-7

Кадровое обеспечение ……………………………………………………………………..

7-8

Материально-техническое обеспечение

Методическое обеспечение ………………………………………………………………

8-9

9

Этапы реализации .…………………………………………………………………….

9-11

Система информированности общественности о деятельности лагеря ………………

11-12

Система внешних контактов лагеря ……………………………………………………

12

Содержание деятельности ………………………………………………………………

13-16

План реализации программы ……………………………………………………………

16-18

Система контроля и оценки результативности реализации программы .………….

19-20

Ожидаемые результаты …………………………………...……………………………

20

Оценка эффективности реализации программы ………………………………………

20-21

Список литературы ……………………………………………………………………

22

Приложение ………………………………………………………………………….

23

План подготовки лагеря

Социальный состав воспитанников

Обучение кадров

Организация питания

Система профилактической работы

План профилактических мероприятий

План физкультурно-оздоровительной работы

Содержание работы с одаренными детьми

Календарь памятных дат

План - сетка

Совет лагеря

График работы кружков

Диагностический инструментарий

Методические материалы




Информационная карта программы


Название и тип лагеря

Школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Солнышко»

Полное название программы

Программа деятельности оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«Берендеева слобода»

Автор - составитель программы, должность

Кузовлева Т.А.,

начальник лагеря

Образовательное

учреждение, представившее

программу

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красноборская средняя школа»

Адрес организации

Нижегородская обл., Шатковский муниципальный округ, с. Красный Бор, ул. Молодежная, д.3

Контактный телефон,

электронный адрес

8-(83190) 49-3-43

krborscool@mail.ru

Цель программы

Создание благоприятных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие в различных видах деятельности.

Обоснование актуальности программы

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, родной край - задача особенно актуальная. Сегодня она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, изучения родного края

Предполагаемые результаты реализации программы

Оздоровление школьников путем привлечения к здоровому образу жизни, занятиям спортом. Повышение гражданской активности детей через активное участие в различных мероприятиях. Формирования устойчивого интереса к истокам русской народной культуры, истории родного края

Сроки проведения

с 03.06.24 по 22.06.24

Количество лагерных смен

1 смена

Место проведения

муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноборская средняя школа»

Количество детей

70


Возраст участников

с 7 – 13 лет

Условия участия в программе

Заявление родителей

Условия размещения участников

Кабинеты ОУ, спортивный зал, пришкольная территория

Краткое содержание программы

Программа направлена на создание активного отдыха детей, на изучение истории родного края, приобщение детей к традициям, обычаям края.

Участники программы становятся жителями "Берендеевой слободы".

В течение смены дети изучают народные традиции, обряды, игры, песни, изучают особенности кукольного театра, знакомятся с народным творчеством, познают историю родного края. Реализуют два проекта: «Музей на полке», «Экологическая тропа». Ребята собирают экспонаты для музея русской народной вещи, пробуют себя в роли экскурсоводов. Разрабатывают маршрут и проводят экскурсию по экологической тропе.



Пояснительная записка

Глубь недр пойму, и сроки углублю,

И с гордостью скажу родному краю:

Люблю и знаю. Знаю и люблю.

И тем полней люблю, чем больше знаю.

Ю.Ефремов

С наступлением летних каникул перед родителями встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. Особую роль играют летние лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. На сегодняшний день это наиболее выгодный и для многих единственный выход из положения. Посещая пришкольный лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами.  Имеет возможность общаться с привычным кругом друзей. Огромное значение для родителей имеет тот фактор, что в отрядах работают педагоги, которые обучают детей в течение года.

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Данная программа является логическим продолжением работы, проводимой в школе, в течение учебного года.

Современное общественное развитие России остро ставит задачу духовного возрождения нации. Воспитание гражданина не только социальная проблема, но и важная задача учителя. Нам, россиянам, важно каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные - социальные роли – роль Гражданина и роль Патриота. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная. Сегодня она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. 2019 год объявлен Годом искусства и народных промыслов в Нижегородской области. Исходя из выше сказанного, краеведческое направление является одним из приоритетным в воспитании младшего школьника, т.к. оно способствует воспитанию достойного гражданина своей страны. Воспитание любви и уважения к истории, традициям, культуре своей Родины, родного края необходимо для полноценного развития личности ребенка. Младший школьный возраст – это период бурного творческого развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живем, формирование многогранных отношений к природе и людям.



Академик Д.С. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, к своей улице, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

По результатам опроса учащихся нашей школы было выявлено, что дети мало интересуются историей своего родного края.

t1741718178aa.gif

Только 38% опрошенных учащихся могут назвать знаменитые места нашего края, 25% учащихся знает о нижегородских промыслах, 43% назвали народные игры, песни, потешки, 8% учащихся назвали русские народные праздники.

Учитывая все выше сказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи.


Цель данной программы - создание благоприятных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие в различных видах деятельности..

Задачи:

Воспитание ува­жения, чувства гордости к истории, традициям и культуре своей Родины, родного края, своей семьи, старшему поколению через познавательную, трудовую деятельность;

Организация системы мероприятий, связанных с приобщением к культуре, традициям, обычаям русского народа; природоохранной деятельности.

Укрепление здоровья, навыков ЗОЖ;

Раскрытие творческого потенциала детей, их лидерских качеств.





По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены продолжительностью 18 дней.

Основной состав лагеря – это учащиеся 1-7 классов. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям «группы риска».

Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.

Реализация программы подходит и для детей с ограниченными возможностями здоровья.


Нормативно – правовое обеспечение


1. Конвенция о правах ребѐнка

2. Конституция РФ

3. Положение о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966)

4. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребѐнка» № 124 от 24 07.1998 г (ред.от 28.12.2016г.)

5. ФЗ от 29.12. 2012 № 273 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями)

6.Приказ Министерства просвещения РФ № 6 от 23.08.2018

«Об утверждении примерной формы договора об организации отдыха и оздоровления ребенка»

(вступил в силу с 05.11.2018)

7. Приказ Министерства просвещения РФ№ 196 от 09.11.2018

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступил в силу с 11.12.2018)

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 840н от 25.12.2018

«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)»

(вступил в силу с 29.01.2019)

9. Распоряжение Правительства Нижегородской области № 1454-р от 26.12.2018

«Об установлении стоимости одного дня пребывания детей в организациях отдыха и оздоровления детей в 2019 году» (вступил в силу с 01.01.2019)

10. Распоряжение Правительства Нижегородской области № 1460-р от 28.12.2018

«Об утверждении Регионального плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства в Нижегородской области»

11. Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области № СЛ-315-12158/19 от 24.01.2019 «Об утверждении положения об оказании медицинской помощи несовершеннолетним в период организованного отдыха на территории Нижегородской области»

12. Постановление администрации Шатковского муниципального района «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодѐжи Шатковского муниципального района в 2019 г.» № 176 от 18.03.2019 г.

13. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10 (от 19 апреля 2010 г. № 25)

14. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

15. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р)

16.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р)

17. Устав МОУ «Красноборская СШ»

18. Положение о лагере с дневным пребыванием.

Кадровое обеспечение

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

-начальник лагеря;

-инструктор по физической культуре;

-воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

-руководители творческих мастерских (из числа педагогов школы).

Все педагоги прошли обучение по организации работы с детьми в летний период.

Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, следит за выполнением программы смены лагеря, отвечают за соблюдение правил техники безопасности, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.

Организационные вопросы с работниками лагеря осуждаются перед открытием лагеря.

14.00-14.30 (каждый день) – совещание воспитателей, где подводятся итоги дня, проходит подготовка к следующему дню.

В лагере работает 17 человек. Все педагоги имеют высшее образование, 3 педагогических работника имеют высшую категорию, 6 педагога – первую квалификационную категорию.

За многие годы организации лагеря «Солнышко» сложился педагогический коллектив, имеющий психолого-педагогические знания и умения, большой практический опыт. Педагогический коллектив является одним из самых главных слагаемых успеха любого лагеря.

Материально – техническое обеспечение

В школе есть все необходимое для организации летнего отдыха детей:

-спортивный зал, библиотека, столовая, игровая и спортивная площадка;

-художественные средства, настольные игры и др.;

-канцелярские принадлежности;

-хозяйственный инвентарь;

-фотоаппарат, аудио и видео аппаратура, компьютер с выходом в Интернет, принтер,

ксерокс, мультимедийный проектор.


Применение

Источник финансирования

и материальная база

Ответственные

Кабинеты

Игровая комната, комната отдыха, отрядные кабинеты, кабинет для кружковой работы. Организация содержательного оздоровительного отдыха детей

Материальная база школы.

Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, оформление стендов, материала для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал

Спортивный зал

Занятия спортом (в случае плохой погоды)

Материальная база школы

Инструктор по физической культуре

Спортивная площадка

Площадка для проведения зарядки, обще лагерных игр на воздухе, спортивных соревнований

Материальная база школы

Инструктор по физической культуре

Школьный двор

Линейка, отрядные дела, игры - путешествия

Материальная база школы

Воспитатели

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база школы

Библиотекарь

Столовая

Завтрак, обед

Материальная база школы

Ст. повар

Комнаты гигиены

Туалеты, раздевалки

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал


Методическое обеспечение

В основе реализации программы лежит деятельностный подход. Основным методом организации деятельности являются:

наличие программы лагеря, плана реализации программы, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;

должностные инструкции всех участников процесса;

подбор методических разработок в соответствии с планом работы;

подбор реквизита для проведения мероприятий;

отслеживание результатов, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.

Этапы реализации

1. Организационно-подготовительный (май)

2. Организационно-деятельностный (июнь)

3. Аналитико-прогностический (июнь, сентябрь)

Организационно-подготовительный этап

Виды деятельности

Цель

Действия

Сроки

Ответственный

1

Комплекс диагностических методик

Сбор информации об интересах и потребностях ребенка

Анкеты

май

Начальник лагеря

2

Беседы

Выявление уровня знаний об истории родного края

Индивидуальные беседы, опрос

в течение года

Классные руководители 1-5 классов

3

Наблюдение

Получение дополнительной информации об индивидуальных особенностях детей и их родителей

Целенаправленное включенное наблюдение реального поведения или взаимоотношений ребят

в течение года

Классные руководители 1-5 классов

4

Работа с кадрами

Выявление потребности педагогов в обучении и повышении профессиональной квалификации

Подготовка нормативно-правовых документов

Формирование команды педагогов

Формирование состава лагеря

Проведение педагогического совета

в течение года

Администрация

5

Родительский всеобуч

Просвещение родителей о формах досуговой деятельности, способствующей всестороннему развитию ребенка

Лекции, Тренинговые занятия

в течение года

Зам. директора по ВР, педагог-психолог, классные руководители 1-5 классов

6

Работа с педкадрами

Обучение педкадров Ознакомление педколлектива с программой работы летнего лагеря



Круглый стол

апрель


май

Директор, методисты МОУ ДО ДЮЦ


Зам. директора по ВР, нач.лагеря

2. Организационно-деятельностный этап

выполнение режима дня;

реализация плана работы лагеря;

проведение ежедневных планерок.

3. Аналитико-прогностический этап

Виды деятельности

Цель

Действия

Сроки

Ответственный

1

Диагностика

Анализ деятельности по всем направлениям

Анкетирование, опросы, беседы

июнь

Зам. директора по ВР, начальник лагеря, классные руководители 1-5 классов

2

Прогнозирование деятельности на следующий год

Выявление трудностей при реализации программы лагеря. Подведение итогов работы

Круглый стол

сентябрь

Зам. директора по ВР, начальник лагеря


Система информирования общественности о деятельности лагеря

Педагогический коллектив старается учитывать интересы и потребности детей и родителей. В школе сложилась система информирования о деятельности учреждения в летний период. На родительских собраниях освещаются вопросы по летнему отдыху, выслушиваются пожелания, проводятся диагностики, анкетирование. В течение смены родители приглашаются на мероприятия, концерты, театрализованные представления, соревнования.

Средства и формы получения и передачи информации

Периодичность получения и передачи информации

Представляемая информация

Целевая группа

1

Народный форум:

Линейка

Общее собрание лагеря

ежедневно

информация о:

-внутренней жизни каждого отряда и лагеря в целом;

-мнениях, отзывах, предложениях членов лагеря

-воспитанники лагеря;

-педагогические работники

2

Экран дня: стенд

ежедневно

-информация о жизни лагеря, план на каждый день

-воспитанники лагеря;

-педагогические работники;

-родители (законные представители)

3

Рейтинг:

-экран соревнований;

-личностный рост каждого воспитанника

ежедневно

-результат деятельности отрядов;

-индивидуальные достижения

-воспитанники лагеря;

-педагогические работники;

-родители (законные представители)

4

СМИ:

-сайт школы;

-группа вк;

-мультимедийные презентации;

-фоторепортажи;

-тематические листовки;

-публикация заметок в районной газете «Новый путь»

в течение смены

-информация о событиях лагеря, достижениях и победах индивидуальных, отрядных, лагерных;


-воспитанники лагеря;

-педагогические работники;

-родители (законные представители)


Система внешних контактов лагеря

Лагерь «Солнышко » активно сотрудничает с различными организациями, а именно:

Театр Юного Зрителя (ТЮЗ) г.Арзамас

Красноборская СВА

КДН

ГИБДД

Пожарная часть с. Красный Бор

Красноборская сельская библиотека

Музеи (Краеведческий музей п. Шатки, музей природы в с. Чернуха)

ФОК «Атлант»

Красноборский СДК

Сотрудничество с данными организациями подразумевает не только посещение данных организаций, но также встреча учащихся с их представителями, проведение мероприятий на их базе.

Содержание деятельности

Содержание программы предусматривает использование разнообразных форм деятельности. Погружение в сюжет происходит на открытии лагеря через театрализованное действие. Лагерь на машине времени перемещается на несколько столетий назад в "Берендееву слободу". Главный Берендей сообщает детям, что они становятся жителями "Берендеевой слободы", подчиняются законам, традициям и обычаям слободы. Каждому отряду Берендей вручает свиток с заданием на смену, в которое входят: задания исследовательского характера, историко-краеведческого, творческого, спортивно-игрового, нравственно-патриотического.

Все жители становятся слобожанами. Каждый отряд выбирает себе дом и "заселяется" в него, определяя название и девиз, соответствующий названию отряда.

"Обживаясь" в доме, дети выбирают хозяина в доме и представителя в "Берендеев совет".

На карте слободы обозначены творческие мастерские , режим работы, совет слободы и т.д. Имеется в слободе «тропа берендея", где отображены все новости слободы для родителей и жителей слободы. А на "яблоне настроения" жители слободы могут отразить свое настроение с помощью яблок:

- красное яблочко– отличное настроение;

- желтое яблочко– хорошее настроение;

- зеленое– плохое настроение.

Между домами слободы происходит соревнование. За выполнение одного из заданий Берендея и участия в различных мероприятиях, "дома" получают соответствующие атрибуты, которые они вывешивают на "плетень" около своего дома:

- "Соловушка" – выучили русскую народную песню, хоровод;

- "Лапти" – разучивание русских народных игр, спортивные достижения;

- "Подсолнух" – работа с природным материалом;

- "Ложка" – народная роспись;

- "Крынка" – работа с глиной;

- "Петух" – театрализованная деятельность;

- "Торба" – исследовательская деятельность.

Жители «дома» набравшие больше всего атрибутов получают сладкие призы. Дети из «дома», набравшие больше всего атрибутов, получают медаль "Почетный слободчанин" и подарок. В доме у каждого ребенка есть свой "кувшин", где отмечаются личностные заслуги ребенка в течение лагерной смены.

Цветовая гамма:

красный – «лидер»,

зеленый – «организатор»

желтый – «активный участник»

синий – «зритель».

Жизнедеятельность осуществляется через органы самоуправления. Жизнью в «Берендеевой слободе» руководит «Берендеев совет».

Информация о мероприятиях размещается в уголке лагеря «Сегодня в лагере». Оформляются фото-страницы в дневнике лагеря, на сайте школы, в группе ВК.

Путешествуя по родным тропам, ребята знакомятся с историей, с выдающимися людьми, культурой и традициями родного края. Продолжительность смены 18 дней. В течение этого времени реализуются два проекта: «Музей на полке», «Экологическая тропа» . Для этого ребятам предстоит собрать экспонаты для «музея на полке», попробовать себя в роли экскурсовода, осуществить походы, экскурсии по местам родного края. Поучаствовать в народных праздниках: «Праздник Каши», «Праздник Русской берёзки», «Лапти-лопаточки».

В "Избе творчества" вывешиваются и выставляются все работы, сделанные детьми за смену. Там же расположен и "Музей на полке", собранный участниками лагерной смены.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Содержание программы осуществляется по следующим направлениям:

- краеведческое, которое является приоритетным;

- экологическое;

- спортивно-оздоровительное;

- художественно-творческое направление

.

Приоритетным является краеведческое направление.

Направления

деятельности

Формы работы

Ожидаемый результат

Краеведческое

«Мира не узнаешь, не зная края своего…»


День России, виртуальная экскурсия «Милый сердцу край Нижегородский», Праздник каши (русский народный праздник Акулины –гречишницы». Праздник русской березки (русский народный праздник «Троица»). Познавательно-развлекательная программа «Лапти-лопаточки»,

«Ладушки –ладушки, мы и наши бабушки». Рассказы краеведа. Посещение краеведчес-кого музея, музея природы с. Чернуха. Ярмарка народных промыслов Нижегородского края.

Марафон народных игр. Проект «Музей на полке».

Воспитание ува­жения, чувства гордости к истории, традициям и культуре своей Родины, родного края, своей семьи, старшему поколению

Эколого- туристическое направление

«Познание чудес природы»

Прогулки и экскурсии на природу; экологические акции; школа безопасности «Уроки юного туриста», туристические походы.

Познавательная программа «Экологическое ассорти».

Проект «Экологическая тропа по родным местам».

Повышение уровня экологических знаний воспитанников. Обогащение знаниями и опытом общения с природой, практическими умениями, приобретение необходимой физической и моральной закалки на экскурсиях; воспитание экологической культуры.

Формирование активной жизненной позиции в области охраны природы.

Спортивно-оздоровительное

«Если хочешь быть здоров…»

Утренняя гимнастика (зарядка).

Беседы, минутки здоровья.

Спортивные игры на спортивной площадке.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Туристический слет.

Конкурсная программа «Азбука безопасности».

Встреча с медицинским работником.

Кулинарный поединок.

Марафон народных игр.

Комический футбол.

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья. Укрепление физических и психических сил ребенка.

Максимальное участие учащихся во всех спортивно-массовых мероприятиях.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Художественно-творческое направление

«Цветик - Семицветик»


Торжественное открытие, закрытие смены, уроки вежливости, осторожности

Путешествие с страну Законию.

Познавательно-развлекательная программа «Дружба крепкая не сломается».

Литературный час «Идут века, а Пушкин остается».

Изобразительная деятельность (конкурсы рисунков, рисунков на асфальте, плакатов).

Выставки (рисунков, поделок и т.д.)

Коллективно-творческая деятельность.

Концерты, праздники.

Экскурсии в библиотеку, музей.

Конкурсы, викторины. Игры.

Конкурсные программы.

Развитие лидерских качеств, творческих способностей воспитанников, их эстетических чувств,

создание благоприятного микроклимата для развития коммуникативных способностей ребят,

получение ими умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, максимальное раскрытие детского творческого потенциала,

Овладение навыками культуры общения.


Важным направлением воспитательной работы в лагере является внеурочная деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация внеурочной деятельности в лагере включает ряд этапов:

изучение интересов детей;

презентация кружков на линейке в начале смены

ознакомление детей с режимом работы кружков

самоопределение детей и запись их в кружки

деятельность ребят в кружках

текущее отражение результатов деятельности детей

подведение итогов работы кружков в конце смены.

Для реализации программы "Берендеева слобода" в лагере будут работать следующие кружки:

Название внеурочной деятельности

Краткое описание

«Кукольный театр»

Способствовать накоплению у детей представлений о различных видах кукольного театра, декорациях, обучать приемам кукловождения различных видов кукол

«Сказочная глина»

(работа с глиной: лепка русских народных игрушек)

Знакомство с историей возникновения русской народной игрушки и ее предназначением. Развитие моторики руки. Знакомство с техникой работы с глиной

«Мини - футбол»


Обучение детей технике и тактике игры в мини-футбол, правилам и особенностям данной игры, вопросам подготовки к играм с обязательным закреплением полученных знаний на практике



Для положительного результата, для достижения целей программы используются многообразные формы деятельности детей: игровые технологии, которые включают в себя сюжетно-ролевые, сценарные, спортивные, экологические игры; коллективно-творческие дела, игры на природе, экскурсии, походы, туризм.

План реализации

Дни проведения

Название

Наименование мероприятия

Направление деятельности РДШ


Дела организационного периода


1 день

03.06

Тропинка Дружбы

 «Здравствуй, лагерь!»

Подготовка визиток отрядов, девиза, эмблемы

Оформление отрядных мест

Акция «Безопасное лето» (инструктаж по ТБ) Конкурсная программа «День защиты детей»

Конкурс рисунка

Личностное

развитие

-развитие творческих способностей


2 день

04.06

Мост испытаний


Подготовка к открытию лагеря

Предвыборная кампания (выбор органов самоуправления)

Ярмарка идей

Кулинарный поединок

Личностное

развитие

-развитие творческих способностей



3 день

05.06

Поляна мечты

Уроки осторожности «Профилактика травматизма»

Тренинг «Твои права и обязанности»

Открытие лагеря «Солнышко» 

Аукцион талантов

Личностное

развитие

-развитие творческих способностей




Дела основного периода


4 день

06.06

Дерево правды

Рассказ краеведа : «Они могут исчезнуть» (по Красной книге Нижегородской области)

Познавательная программа «Экологическое ассорти»

ФОК: ледовая арена

Гражданская

активность



ЗОЖ

5 день

07.06.

Дуб Сказок

Минутки здоровья «Личная гигиена»

Викторина по произведениям А.С.Пушкина

Конкурс рисунков по мотивам сказок Пушкина

Литературный час «Идут века, а Пушкин остается»

Показ сказок

Личностное

развитие

-ЗОЖ

--развитие творческих способностей

6 день

08.06

Избушка Помощи




Клубный час «Огонь ошибок не прощает»

Конкурсная программа «Азбука безопасности»

Конкурс рисунка «Спички-детям не игрушка»

ФОК: ледовая арена

Экскурсия в пожарную часть с. Красный Бор

Личностное

развитие

-развитие творческих способностей

-популяризация профессий


7 день

10.06

Печка загадок

Рассказ краеведа «Милый сердцу край Нижегородский», виртуальная экскурсия

Познавательно-развлекательная программа «Дружба крепкая не сломается»

Конкурс загадок о природе

Гражданская

активность

8 день

11.06

Дорога Музыки

Минутки здоровья  «Слагаемые здоровья». Встреча с фельдшером Красноборской СВА Важдаевой Т.В.

Конкурс частушечников

Конкурс народной песни 

Праздник каши

Личностное

развитие

-развитие творческих способностей

-популяризация профессий

-ЗОЖ

Гражданская

активность


9 день

12.06

Река согласия


Клубный час «Вода не терпит шалости»

Конкурс рисунка на асфальте «Россия – Родина моя»

КТД «Славься, Россия!»

ФОК: бассейн

Гражданская

активность


Личностное

развитие

-ЗОЖ


10 день

13.06

Экологическая тропа

Рассказ краеведа «История с. Красный Бор»

Викторина «Край родной навек любимый»

Экологическая тропа по родным местам

ФОК: бассейн

Гражданская

активность


- ЗОЖ

11 день

14.06

Ручеек Фантазий


Рассказ краеведа «Мира не узнаешь, не зная края своего»

КТД «Ладушки, ладушки, мы и наши бабушки»

Гражданская

активность

12 день

15.06

Колодец Силы

«Советы от Фомы и Еремы» - как вести себя в гостях

Минутки здоровья

Молодецкие забавы

Личностное

развитие

- ЗОЖ

13 день

17.06

Полянка Забав

Рассказ краеведа «Праздники, обычаи родного края»»

Конкурсно – развлекательная программа «Праздник березки»

Беседа «У воды без беды»

ФОК: бассейн

Гражданская

активность





ЗОЖ

14 день

18.06

Ярмарка народных промыслов

Рассказ краеведа «Знаменитые Земляки»

Народные промыслы Нижегородской области

Мастер класс «Кукла – хороводница»

Поездка в музей природы с.Чернуха

Гражданская

активность

15 день

19.06

Лес Развлечений


Минутки здоровья

Конкурсная программа «Лапти-лопаточки»

Марафон  народных игр

Комический футбол

ДК: кинотеатр

Гражданская

активность


ЗОЖ

16 день

20.06

Театральные подмостки

Беседа «Как вести себя в гостях»

Кукольный театр

Развлекательная программа «На театральных подмостках….»

Поездка в краеведческий музей п. Шатки

Гражданская

активность

17 день

21.06

Мост Испытаний

Уроки осторожности

«Азбука молодого туриста» (вязание узлов, ориентирование на местности, оказание медицинской помощи, типы костров)

Туристический слет

ФОК: ледовая арена

Личностное

развитие


- ЗОЖ

18 день

22.06

Равнина Памяти


Рассказ краеведа «Село в годы Великой Отечественной войны»»

Возложение цветов к памятнику павшим героям

Гражданская

активность


III. Дела заключительного периода


22.06


Диагностика «Лагерь глазами детей».

« Изучение удовлетворенности работой ЛДП».

Праздник закрытия лагеря

«Танцевальный коктель»

Ярмарка «Волшебный сундучок», награждение памятными подарками

Информационно-

медийное





В теч.

смены


Выпуск стенгазет

Ведение странички в социальных сетях

Информационно-

медийное

В теч.

смены


Кружки

Личностное

развитие

--развитие творческих способностей

- ЗОЖ







Система контроля и оценка результативности реализации программы

Система контроля организации лагерной смены состоит из двух направлений:

Внешний и внутренний контроль организации деятельности лагеря; контроль реализации целей и задач программы. Оценка результатов программы осуществляется в ходе мониторинга исследуемых показателей эффективности результатов каждого из этапов. По результатам сравнительного анализа показателей каждого из этапов производится оценка эффективности программы в целом.

Проанализировать работы всего коллектива лагеря помогает мониторинговая деятельность, материалы по рефлексии мероприятий, отзывы детей и родителей. В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива.

Все диагностические методики быстрые, удобные в использовании – экспресс методы. Лето – это все – таки время отдыха, а не серьезных исследований и коррекционно – развивающей работы. Тем более что ребят, посещающих пришкольный летний лагерь, мы в основном всех знаем и нам известны их проблемы.

Этапы

Обследуемые

параметры личности

Методики

Входная диагностика (диагностика организационного периода)

Сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней

Психологические качества личности: коллективизм/индивидуализм, лидер/ведомый, общительность/замкнутость, активность/пассивность, эмоциональная возбудимость

«Что вы знаете о своей Родине?»,

краткая карта интересов; «Лагерь и я»

Текущая диагностика (основной период)

позволит корректировать процесс реализации программы, определить конечный результат

Эмоционально-психологический климат в отряде. Индивидуальное эмоциональное самочувствие ребенка. Характер межличностных отношений. Уровень развития отрядного коллектива. Удовлетворенность ребенка работой ЛДП.

«Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», «Цветозапись хорошего настроения» по результатам мероприятий и дел в лагере. «Игра в слова».

Беседы на отрядных сборах. Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение).


Итоговая диагностика (итоговый период)

Личностный рост члена отряда. Удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере. Удовлетворенность родителей работой ЛДП.

Анкета «Лагерь глазами детей». Анкета «Край родной» Тест для родителей «Изучение удовлетворенности работой ЛДП».

По итогам реализации программы летнего отдыха и занятости и по результатам участия в районном и областном смотрах-конкурсах летних лагерей администрация школы предусматривает моральное и материальное стимулирование работников лагеря, поощрение лучших воспитателей. Итоги работы лета рассматриваются на совещаниях при директоре.






Ожидаемые результаты:

Организованный полноценный отдых детей;

Уважение, гордость к истории, традициям и культуре своей Родины, родного края, своей семьи, старшему поколению;

Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления, занятости детей;

Обогащение знаний воспитанников о родном крае; приобретение природоохранных навыков;

Оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;

Проявление творческой активности каждого ребенка;

Личностный рост участников смены.


Критерии оценки результативности реализации программы:

1. Отсутствие конфликтных ситуаций, проблем с поддержанием положительного психологического климата в отряде;

2. Отсутствие серьёзных жалоб со стороны родителей;

3. Наличие в лагере объединений дополнительного образования детей;

4. Удовлетворенность детей и родителей результатами проведенной программы.


Оценка эффективности реализации программы

Социальный эффект:

внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления;

организация общественно-полезной деятельности детей в летнее время;

занятость детей в каникулярное время;

повышение общественной активности;

укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

укрепление связей школы, семьи, общественности.

Оздоровительный эффект:

формирование ЗОЖ;

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья. Укрепление физических и психических сил ребенка;

выработка и укрепление гигиенических навыков.

Развивающий эффект:

приобретение новых знаний, умений и навыков;

развитие творческих способностей, познавательных интересов детей;

приобщение детей к природоохранной, трудовой деятельности;

максимальное участие учащихся во всех культурных и спортивно-массовых мероприятиях;

Развитие лидерских и организаторских качеств, детской самостоятельности и самодеятельности;

укрепление дружбы и сплоченности в коллективе.

Воспитательный эффект:

личностный рост участников смены;

формирование гражданской позиции;

Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.






Возможные риски и пути их преодоления:

Фактор риска

Меры профилактики

Низкая активность детей в реализации программы

Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.)

Неблагоприятные погодные условия

Организация мероприятий согласно тематическому дню в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия)






Список литературы


Луговска.я Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д:Феникс, 2008

Гинзбург Ф.В. Детский загородный лагерь / Ф.В. Гинзбург, Ю.Ф. Гинзбург. – Ростов н/Д: Феникс, 2010

Марфина С.В. Летний лагерь от А доЯ / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007

Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. – М.: Новая школа, 2010

Загородный летний лагерь. 1 – 11 классы / Сост. С. И. Лобачева, В.А.Великородная, К.В.Щиголь. – М.: ВАКО, 2006

Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 2005

Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., Коржова Н.Б., Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе: Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. – М.: НИИ семья, 2008

О летнем отдыхе, и не только / Под ред. Ю.П.Кудинова. – М.: НИИ семья, 2007

Журнал «Последний звонок»

Журнал «Классный руководитель»






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.