Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Правописание: орфография и синтаксис»
Управление образования администрации города Магнитогорска
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»
города Магнитогорска ИНН/КПП: 7456031440/745601001
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 86,
тел.: 26-05-48 e-mail: sch6mgn@mail.ru
РЕКОМЕНДОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ: |
На заседании педагогического совета | Директор МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска |
| _______________________ /Якименко М.Н./ |
Протокол от «____» ____________ 20 г. № ____ | Приказ от «____» ___________ 20 г. № ______ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Правописание: орфография и пунктуация»
Направленность: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Возраст обучающихся: 10-11 классы
Срок реализации: 2019 г. - 2021 г.
Автор-составитель:
Егорова Любовь Александровна,
учитель русского языка и литературы
г. Магнитогорск, 2019 г.
направленность (профиль) программы – социально-педагогическая;
актуальность программы – своевременность, современность предлагаемой программы: Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными). Чтобы добиться хороших результатов, необходимо иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными 3 направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.);
адресат программы – учащиеся старшей школы (10-11 классы) 16-18 лет. Проявляется четкая потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы и идеалы...
объём программы - 68 часов, запланированных на весь период обучения;
методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста
и др.), наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.), практические (тренировочные упражнения, тренинг и др.)
типы занятий: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный, репетиционный, тренировочный др.;
формы проведения занятий: практические занятия, эвристические беседы, тренинг, наблюдение и др.;
срок освоения программы – 2 года;
режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 45 минут
Настоящая рабочая программа «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10-11класса (в рамках платных образовательных услуг)
рассчитана на 68 часов (1 час в неделю) и составлена на основе Авторской программы элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация» для учащихся 10 - 11 классов С.И. Львовой.
1.2. Цели и задачи программы
Программа направлена на:
создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры обучающегося, расширение его знаний о мире и о себе;
удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области;
оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;
накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи
Учебный курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Изучение курса позволяет формировать у учащихся умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Изучая данный курс, мы преследуем и сопутствующие цели:
Углубить теорию школьного курса русского языка
Повысить интерес учащихся к русскому языку.
Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся
Помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
1.3. Содержание программы
10 класс
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | |||
Всего | Теория | Практика (интерактивные занятия) | ||||
1 | Вводный урок. Цели и задачи курса. Возникновение и развитие письма как средства общения | 1 | 1 | | | |
2 | Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания. | 1 | | 1 | деловые бумаги сочинения — разные типы, конспекты, планы, рефераты и т.п. | |
3 | Возможности орфографии для более точной передачи смысла речи | 1 | | 1 | Лингвистический комментарий, решение орфографических задач. | |
4 | Некоторые сведения из истории русской орфографии | 1 | 1 | | | |
5 | Морфематический принцип – ведущий принцип русского правописания | 1 | | 1 | Орфографический комментарий | |
6 | Нарушение единообразия написания корней. Фонетический принцип | 1 | | 1 | Фонетический разбор | |
7 | Старославянский и древнерусский языки. Полногласные и неполногласные сочетания | 1 | | 1 | Лингвистический комментарий | |
8 | Иноязычные словообразовательные элементы | 1 | | 1 | Словообразовательный анализ | |
9 | Способы передачи содержащейся в правиле информации. Тест | 1 | | 1 | Работа с научным текстом (правила орфографии) | |
10 | Группы приставок, соотносимые с разными принципами написания | 1 | | 1 | Распределительный диктант | |
11 | Роль смыслового анализа слова при различении приставок | 1 | | 1 | Морфемный анализ | |
12 | Место иноязычных приставок в русском языке | 1 | | 1 | Работа со словарем иностранного языка | |
13 | «Лови ошибку». Тест | 1 | | 1 | тест | |
14 | Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова | 1 | 1 | | Орфографический практикум | |
15 | Роль морфемного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. | 1 | | 1 | Морфемный анализ | |
16-17 | Роль словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем | 2 | 1 | 1 | Словообразовательный анализ Работа со словарем (этимологический анализ) | |
18 | Прием поморфемной записи слов и его практическая значимость. Тест | 1 | | 1 | тест | |
19 | Разные типы флексий? | 1 | | 1 | Выборочный диктант | |
20-21 | Следствие закона палатализации в современном написании | 2 | 1 | 1 | Работа с этимологическим словарем | |
22-24 | Грамматико-семантический анализ при выборе написания не. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем | 3 | 1 | 2 | Орфографический диктант по теме | |
25-26 | Историческая справка о происхождении некоторых наречий. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов | 2 | 1 | 1 | Орфографический комментарий | |
27 | Грамматико-орфографические отличия предлога от приставки | 1 | | 1 | Тренинговые упражнения | |
28 | Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания | 1 | | 1 | Лингвистический анализ | |
29 | Семантическая сторона анализируемого языкового явления | 1 | 1 | | Лингвистическое сочинение | |
30 | «Слитно или раздельно?» Использование разных типов словарей для объяснения правильного написания | 1 | | 1 | Работа с разными типами словарей | |
31 | Работа с корректором. Тест | 1 | | 1 | Тест | |
32 | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы | 1 | | 1 | Лингвистический комментарий | |
33 | «Строчная или прописная?» Использование разных типов словарей для объяснения правильного написания | 1 | | 1 | Работа со словарем | |
34 | Обобщающий урок | 1 | | 1 | | |
| Итого | 34 | 8 | 26 | |
11 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика (интерактивные занятия) | |||
1 | Вводный урок. Цели и задачи курса. Речевая ситуация и употребление этикетных форм. Речевой этикет в частной и деловой переписке | 1 | 1 | | |
2 | Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях | 1 | | | Речевой практикум |
3 | Некоторые сведения из истории русской пунктуации | 1 | 1 | | |
4 | Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный | 1 | 1 | | Теоретический минимум |
5 | Функции пунктуационных знаков. Разделы русской пунктуации | 1 | | 1 | |
6 | Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения | 1 | | 1 | Пунктуационный разбор |
7 | Интонационные особенности предложений с тире в простом предложении | 1 | | 1 | Тренинг |
8 | Работа с корректором: уместность тире в простом предложении | 1 | | 1 | Тестовые задания в формате ЕГЭ (задание 21) |
9-10 | Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами | 2 | 1 | 1 | Пунктуационный анализ (задание 16 ЕГЭ) |
11 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах | 1 | | 1 | Пунктуационный анализ |
12 | Различение однородных и неоднородных определений на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его контекста | 1 | | 1 | Тренинг |
13 | Интонационные особенности предложений с обособленными членами | 1 | | 1 | Речевой практикум |
14 | Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция | 1 | | 1 | Тренинг |
15 | Грамматико - пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов | 1 | | 1 | Распределительный диктант (задания18 ЕГЭ) |
16 | Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именами существительными в косвенном падеже | 1 | | 1 | Практическая работа |
17 | Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения | 1 | | 1 | Сопоставительный анализ |
18 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами | 1 | | 1 | Тренировочные упражнения |
19 | Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения | 1 | | 1 | Работа с таблицей |
20 | Речевые формулы обращений. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями | 1 | | 1 | Тестовые задания в формате ЕГЭ (задание 17) |
21 | Практикум: Найди и исправь пунктуационную ошибку в простом предложении | 1 | | 1 | Контрольная работа |
22 | Грамматические и пунктуационные особенности союзных сложных предложений | 1 | | 1 | Сравнительный анализ |
23-24 | Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
25-26 | Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции | 2 | | 1 | Пунктуационный анализ |
27 | Грамматико-интонационный анализ предложений при сочетании союзов. Случаи сочетания знаков препинания | 1 | | 1 | Тестовые задания в формате ЕГЭ (задания 20) |
28 | Практикум: Найди и исправь пунктуационную ошибку в сложном предложении | 1 | | 1 | Самостоятельная работа |
29 | Чужая речь и способы ее передачи. Несобственно-прямая речь | 1 | 1 | | Теоретический минимум |
30 | Структура «чужой речи» в деловом документе | 1 | | 1 | Работа с текстом |
31 | Связный текст как совокупность объединенных предложений | 1 | | 1 | Работа с текстом |
32 | Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста | 1 | | 1 | Пунктуационный анализ |
33 | Абзац как пунктуационный знак | 1 | | 1 | Работа с текстом |
34 | Итоговое занятие. | 1 | | 1 | |
| Итого: | 34 | 6 | 28 | |
1.4. Планируемые результаты
Обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:
Коммуникативные компетенции – совершенствование коммуникативных способностей, готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –
Расширение знаний о языке, лингвистической литературе, обогащение словарного запаса, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.
Культуроведческая компетенция – обогащение речевой культуры учащихся, расширение знаний о правилах использования языка в разных ситуациях общения, нормах речевого этикета, осознание эстетической ценности родного языка;
10 класс: В результате изучения курса обучающийся должен уметь:
по орфографии находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами находить и исправлять орфографические ошибки;
владеть пунктуационной зоркостью, речевой грамотностью;
пользоваться различными словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);
иметь представление об особенностях письменного общения, социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
11 класс: В результате изучения курса обучающийся должен уметь:
различать виды пунктограмм и орфограмм;
находить орфограммы и пунктограммы в тексте;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).
пользоваться различными словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);
употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями речи в качестве языковых средств;
пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.
производить комплексный анализ текста;
владеть основными приѐмами информационной переработки письменного текста, создавать письменные высказывания различных типов и жанров
2.1.Календарный учебный план
Календарный учебный график на 2019-2020 учебный год
МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска (6-дневка 8-11 классы)
Продолжительность учебного года:
8, 10 классы – 34 учебные недели
9, 11 классы – 33 учебные недели
Продолжительность уроков:
8-11 классы – 45 минут
Количество смен – 1
Начало занятий: I смена – 08.00 ,
Начало работы кружков, секций: 14.45 Начало занятий элективных курсов: 13.45
Начало факультативных занятий: 13.45 Начало курсов внеурочной деятельности: 13.45
Сроки промежуточной аттестации: 18.05.2020 – 31.05.2020
Продолжительность каникул – 31 календарный день в течение учебного года
Летние каникулы с «01» июня 2020 года по «31» августа 2020 года (92 дня)
I Четверть 7 недель 5 дней | Осенние каникулы 10 календарных дней | II четверть 7 недель 4 дня | Зимние каникулы 12 календарных дней | III четверть 10 недель | Весенние каникулы 9 календарных дней | IV четверть 8, 10 классы – 8 недель 3 дня 9, 11 классы – 7 недель 3 дня |
02.09.19 – 25.10.19 | 26.10.19 –04.11.19 | 05.11.19 –27.12.19 | 28.12.19 – 08.01.20 | 09.01.20 – 20.03.20 | 21.03.20 –29.03.20 | 8, 10 классы 30.03.20 – 29.05.20 9, 11 классы 30.03.20 – 22.05.20 |
2.2. Условия реализации программы
Занятия проводятся в учебном кабинете.
Перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов; компьютер с выходом в Интернет, принтер, мультимедийная установка, экран.
Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: компьютер, принтер, мультимедийная установка, экран. Информационное обеспечение:
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Формы аттестации и оценочные материалы
По окончании каждой темы проводятся тестирование, практикумы, долгосрочные домашние контрольные работы, практические и самостоятельные работы. Их цель - определить уровень освоения знаний, закрепить пройденный материал. В середине и конце года проводится промежуточная и итоговая аттестация в форме зачета. Критериями освоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы выступают глубина и широта знаний, грамотность, уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях.
Основным методом отслеживания успешности овладения обучающимися содержанием программы является педагогический мониторинг, который включает в себя:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов тестирования, опросов, выполнения обучающимися практических работ, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности.
Методические материалы
Виды методической продукции: методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция.
Виды дидактических материалов:
дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.
Методические материалы
Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательной деятельности (в рамках занятия) | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
Старославянский и древнерусский язык | Работа в паре | Наблюдение, анализ, обобщение | Перевод древнерусских текстов | | Викторина по славянской письменности |
«Лови ошибку». | индивидуальная | самоконтроль | Текстовые задания для младших классов | | Конкурс «Диктант на «отлично» |
Работа с «корректором» | индивидуальная | самоконтроль | Текстовые задания для младших классов | | Конкурс знатоков русского языка |
Речевой этикет | групповая | концерт | Создание текста | | Конкурс ораторов |
2.6. Список литературы
1. Программа курса для 10-11 классов «Правописание: орфография и пунктуация» / Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы [авт. – сост. С.И. Львова]. – М.: Мнемозина, 2009.
2. Розенталь Д.Э. Русский язык: сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2000
3. Русский язык. Орфография Пунктуация/ Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб -14-е изд., перераб.-М.: Айрис – пресс, 2010
4. Современный русский язык: словарь-справочник: пособие для учителя/ Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант, Е.В. Клобуков; под редакцией П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2005
5. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Г.Т. Егораева, С.Ю. Иванова, В.И. Белякова. – М.: Издательство «Экзамен», 2018
6. Пасичник И.В. Учебное пособие ЕГЭ-2019. Русский язык. Эффективная методика./ И.В. Пасичник.- Березники. ООО «Изд. дом «Типография купца Тарасова», 2019.
7. Русский язык. Всё для ЕГЭ 2014. Книга 1 и 2/ Л.И.Мальцева, Н.М.Смеречинская.- Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2014.
8. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М. :Издательство «Экзамен», 2010.
9. ЕГЭ-2015-2019. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015-2019.
Юлия Васильевна Воробьева