12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Егорова Любовь Александровна30
1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Правописание: орфография и синтаксис"

Управление образования администрации города Магнитогорска

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»
города Магнитогорска ИНН/КПП: 7456031440/745601001

455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 86,

тел.: 26-05-48 e-mail: sch6mgn@mail.ru



РЕКОМЕНДОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

На заседании педагогического совета

Директор МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска


_______________________ /Якименко М.Н./

Протокол от «____» ____________ 20 г. № ____

Приказ от «____» ___________ 20 г. № ______




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Правописание: орфография и пунктуация»



Направленность: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Возраст обучающихся: 10-11 классы

Срок реализации: 2019 г. - 2021 г.




Автор-составитель:

Егорова Любовь Александровна,

учитель русского языка и литературы







г. Магнитогорск, 2019 г.

1.1. Пояснительная записка

направленность (профиль) программы – социально-педагогическая;

актуальность программы – своевременность, современность предлагаемой программы: Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными). Чтобы добиться хороших результатов, необходимо иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмыс­ленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собствен­ных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освое­но в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными 3 направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.);

адресат программы – учащиеся старшей школы (10-11 классы) 16-18 лет. Проявляется четкая потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы и идеалы...

объём программы - 68 часов, запланированных на весь период обучения;

методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста

и др.), наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.), практические (тренировочные упражнения, тренинг и др.)

типы занятий: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный, репетиционный, тренировочный др.;

формы проведения занятий: практические занятия, эвристические беседы, тренинг, наблюдение и др.;

срок освоения программы – 2 года;

режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 45 минут


Настоящая рабочая программа «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10-11класса (в рамках платных образовательных услуг)

рассчитана на 68 часов (1 час в неделю) и составлена на основе Авторской программы элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация» для учащихся 10 - 11 классов С.И. Львовой.






1.2. Цели и задачи программы

Программа направлена на:

создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры обучающегося, расширение его знаний о мире и о себе;

удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области;

оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;

накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особеннос­тям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи

Учебный курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Изучение курса позволяет формировать у учащихся умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

Изучая данный курс, мы преследуем и сопутствующие цели:

Углубить теорию школьного курса русского языка

Повысить интерес учащихся к русскому языку.

Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся

Помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

1.3. Содержание программы

10 класс


п/п

Наименование раздела, темы


Количество

часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика (интерактивные

занятия)

1

Вводный урок. Цели и задачи курса. Возникновение и развитие письма как средства общения

1

1



2

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания.

1


1

деловые бумаги сочинения — разные типы, конспекты, планы, рефераты и т.п.

3

Возможности орфографии для более точной передачи смысла речи

1


1

Лингвистический комментарий, решение орфографических задач.

4

Некоторые сведения из истории русской орфографии

1

1



5

Морфематический принцип – ведущий принцип русского правописания

1


1

Орфографический комментарий

6

Нарушение единообразия написания корней. Фонетический принцип

1


1

Фонетический разбор

7

Старославянский и древнерусский языки. Полногласные и неполногласные сочетания

1


1

Лингвистический комментарий

8

Иноязычные словообразовательные элементы

1


1

Словообразовательный анализ

9

Способы передачи содержащейся в правиле информации. Тест

1


1

Работа с научным текстом (правила орфографии)

10

Группы приставок, соотносимые с разными принципами написания

1


1

Распределительный диктант

11

Роль смыслового анализа слова при различении приставок

1


1

Морфемный анализ

12

Место иноязычных приставок в русском языке

1


1

Работа со словарем иностранного языка

13

«Лови ошибку». Тест

1


1

тест

14

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова

1

1


Орфографический практикум

15

Роль морфемного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

1


1

Морфемный анализ

16-17

Роль словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем

2

1

1

Словообразовательный анализ

Работа со словарем (этимологический анализ)

18

Прием поморфемной записи слов и его практическая значимость. Тест

1


1

тест

19

Разные типы флексий?

1


1

Выборочный диктант

20-21

Следствие закона палатализации в современном написании

2

1

1

Работа с этимологическим словарем

22-24

Грамматико-семантический анализ при выборе написания не. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем

3

1

2

Орфографический диктант по теме

25-26

Историческая справка о происхождении некоторых наречий. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов

2

1

1

Орфографический комментарий

27

Грамматико-орфографические отличия предлога от приставки

1


1

Тренинговые упражнения

28

Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания

1


1

Лингвистический анализ

29

Семантическая сторона анализируемого языкового явления

1

1


Лингвистическое сочинение

30

«Слитно или раздельно?» Использование разных типов словарей для объяснения правильного написания

1


1

Работа с разными типами словарей

31

Работа с корректором. Тест

1


1

Тест

32

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы

1


1

Лингвистический комментарий

33

«Строчная или прописная?» Использование разных типов словарей для объяснения правильного написания

1


1

Работа со словарем

34

Обобщающий урок

1


1



Итого

34

8

26




11 класс


п/п

Наименование раздела, темы


Количество

часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика (интерактивные

занятия)

1

Вводный урок. Цели и задачи курса. Речевая ситуация и употребление этикетных форм. Речевой этикет в частной и деловой переписке

1

1



2

Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях

1



Речевой практикум

3

Некоторые сведения из истории русской пунктуации

1

1



4

Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный

1

1


Теоретический минимум

5

Функции пунктуационных знаков. Разделы русской пунктуации

1


1


6

Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения

1


1

Пунктуационный разбор

7

Интонационные особенности предложений с тире в простом предложении

1


1

Тренинг

8

Работа с корректором: уместность тире в простом предложении

1


1

Тестовые задания в формате ЕГЭ (задание 21)

9-10

Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами

2

1

1

Пунктуационный анализ (задание 16 ЕГЭ)

11

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах

1


1

Пунктуационный анализ

12

Различение однородных и неоднородных определений на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его контекста

1


1

Тренинг

13

Интонационные особенности предложений с обособленными членами

1


1

Речевой практикум

14

Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция

1


1

Тренинг

15

Грамматико - пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов

1


1

Распределительный диктант (задания18 ЕГЭ)

16

Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именами существительными в косвенном падеже

1


1

Практическая работа

17

Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения

1


1

Сопоставительный анализ

18

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами

1


1

Тренировочные упражнения

19

Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения

1


1

Работа с таблицей

20

Речевые формулы обращений. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями

1


1

Тестовые задания в формате ЕГЭ (задание 17)

21

Практикум: Найди и исправь пунктуационную ошибку в простом предложении

1


1

Контрольная работа

22

Грамматические и пунктуационные особенности союзных сложных предложений

1


1

Сравнительный анализ

23-24

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении

2

1

1

Практическая работа

25-26

Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции

2


1

Пунктуационный анализ

27

Грамматико-интонационный анализ предложений при сочетании союзов. Случаи сочетания знаков препинания

1


1

Тестовые задания в формате ЕГЭ (задания 20)

28

Практикум: Найди и исправь пунктуационную ошибку в сложном предложении

1


1

Самостоятельная работа

29

Чужая речь и способы ее передачи. Несобственно-прямая речь

1

1


Теоретический минимум

30

Структура «чужой речи» в деловом документе

1


1

Работа с текстом

31

Связный текст как совокупность объединенных предложений

1


1

Работа с текстом

32

Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста

1


1

Пунктуационный анализ

33

Абзац как пунктуационный знак

1


1

Работа с текстом

34

Итоговое занятие.

1


1



Итого:

34

6

28





1.4. Планируемые результаты


Обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:

Коммуникативные компетенции – совершенствование коммуникативных способностей, готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции

Расширение знаний о языке, лингвистической литературе, обогащение словарного запаса, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.

Культуроведческая компетенция – обогащение речевой культуры учащихся, расширение знаний о правилах использования языка в разных ситуациях общения, нормах речевого этикета, осознание эстетической ценности родного языка;


10 класс: В результате изучения курса обучающийся должен уметь:

по орфографии находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами находить и исправлять орфографические ошибки;

владеть пунктуационной зоркостью, речевой грамотностью;

пользоваться различными словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);

иметь представление об особенностях письменного общения, социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

11 класс: В результате изучения курса обучающийся должен уметь:

различать виды пунктограмм и орфограмм;

находить орфограммы и пунктограммы в тексте;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).

пользоваться различными словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);

употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями речи в качестве языковых средств;

пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.

производить комплексный анализ текста;

владеть основными приѐмами информационной переработки письменного текста, создавать письменные высказывания различных типов и жанров



2.1.Календарный учебный план

Календарный учебный график на 2019-2020 учебный год

МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска (6-дневка 8-11 классы)

Продолжительность учебного года:

8, 10 классы – 34 учебные недели

9, 11 классы – 33 учебные недели


Продолжительность уроков:

8-11 классы – 45 минут


Количество смен – 1

Начало занятий: I смена – 08.00 ,

Начало работы кружков, секций: 14.45 Начало занятий элективных курсов: 13.45

Начало факультативных занятий: 13.45 Начало курсов внеурочной деятельности: 13.45


Сроки промежуточной аттестации: 18.05.2020 – 31.05.2020


Продолжительность каникул – 31 календарный день в течение учебного года

Летние каникулы с «01» июня 2020 года по «31» августа 2020 года (92 дня)


I

Четверть


7 недель

5 дней

Осенние

каникулы


10 календарных

дней

II

четверть


7 недель

4 дня

Зимние

каникулы


12 календарных

дней

III

четверть


10 недель


Весенние

каникулы


9

календарных

дней

IV

четверть


8, 10 классы – 8 недель 3 дня

9, 11 классы – 7 недель 3 дня

02.09.19 –

25.10.19

26.10.19 –04.11.19

05.11.19 –27.12.19

28.12.19 – 08.01.20

09.01.20 –

20.03.20

21.03.20 –29.03.20

8, 10 классы

30.03.20 – 29.05.20

9, 11 классы

30.03.20 – 22.05.20





2.2. Условия реализации программы

Занятия проводятся в учебном кабинете.

Перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов; компьютер с выходом в Интернет, принтер, мультимедийная установка, экран.

Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: компьютер, принтер, мультимедийная установка, экран. Информационное обеспечение:

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

Русское слово http://www.rusword.com.ua


Формы аттестации и оценочные материалы

По окончании каждой темы проводятся тестирование, практикумы, долгосрочные домашние контрольные работы, практические и самостоятельные работы. Их цель - определить уровень освоения знаний, закрепить пройденный материал. В середине и конце года проводится промежуточная и итоговая аттестация в форме зачета. Критериями освоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы выступают глубина и широта знаний, грамотность, уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях.

Основным методом отслеживания успешности овладения обучающимися содержанием программы является педагогический мониторинг, который включает в себя:

педагогическое наблюдение;

педагогический анализ результатов тестирования, опросов, выполнения обучающимися практических работ, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности.




Методические материалы

Виды методической продукции: методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция.

Виды дидактических материалов:

дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические t1591470628aa.jpgзадания, упражнения и др.);

аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.



Методические материалы

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательной деятельности (в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

Старославянский и древнерусский язык

Работа в паре

Наблюдение, анализ, обобщение

Перевод древнерусских текстов


Викторина по славянской письменности

«Лови ошибку».

индивидуальная

самоконтроль

Текстовые задания для младших классов


Конкурс «Диктант на «отлично»

Работа с «корректором»

индивидуальная

самоконтроль

Текстовые задания для младших классов


Конкурс знатоков русского языка

Речевой этикет

групповая

концерт

Создание текста


Конкурс ораторов



2.6. Список литературы

1. Программа курса для 10-11 классов «Правописание: орфография и пунктуация» / Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы [авт. – сост. С.И. Львова]. – М.: Мнемозина, 2009.

2. Розенталь Д.Э. Русский язык: сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2000

3. Русский язык. Орфография Пунктуация/ Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб -14-е изд., перераб.-М.: Айрис – пресс, 2010

4. Современный русский язык: словарь-справочник: пособие для учителя/ Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант, Е.В. Клобуков; под редакцией П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2005

5. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Г.Т. Егораева, С.Ю. Иванова, В.И. Белякова. – М.: Издательство «Экзамен», 2018

6. Пасичник И.В. Учебное пособие ЕГЭ-2019. Русский язык. Эффективная методика./ И.В. Пасичник.- Березники. ООО «Изд. дом «Типография купца Тарасова», 2019.

7. Русский язык. Всё для ЕГЭ 2014. Книга 1 и 2/ Л.И.Мальцева, Н.М.Смеречинская.- Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2014.

8. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М. :Издательство «Экзамен», 2010.

9. ЕГЭ-2015-2019. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015-2019.


Опубликовано


Комментарии (1)

Юлия Васильевна Воробьева, 07.06.20 в 10:06 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за желание делиться с коллегами!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.