Методическая разработка «Напарничество в рамках детского оздоровительного лагеря. Испытание или возможность»
бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Удмуртской Республики «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Тема: «Напарничество в рамках
детского оздоровительного лагеря. Испытание или возможность»
Составитель: Лаврова Елена Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Ижевск, 2021
Кто такой напарник?
- Напарник - работник, исполняющий свои обязанности в паре с другим.
- Напарник - тот, кто работает, делает что-либо в паре, вдвоём с кем-либо.
- Напарник в рамках лагерной смены – это вожатый, который в паре с другим вожатым работает на 1 отряде и , находясь в сотворчестве, соуправлении, соучастии с этим самым вожатым , максимально содействует реализации всех целей и задач лагерной смены.
Какими синонимами можно заменить слово «напарник»?
Напарник – это товарищ, союзник, партнер, коллега, сообщник, сменщик, приятель, компаньон, друг, товарищ, спутник..
Другими словами, это ваш брат, сестра, защитник, опора, надежда, жилетка в которую всегда поплакаться можно!
Варианты объединения в пары:
Вы – члены одной команды, которые знают друг друга давно
Вы - знаете друг друга «шапочно», виделись пару раз, испытываете друг к другу симпатию, или наоборот, или вообще побаиваетесь человека, или думаете, «хоть бы нет!
Вы не знаете друг друга и ваш напарник это кот в мешке, который может оказаться «мечтой напарника», дисциплинированный, умелый, ответственный, зажигательный, умеет играть на гитаре…а может-наоборот..
Предположим, вариант№1
Вы знакомы друг с другом очень хорошо, за вашим плечами: реализация большого количества совместных проектов, проведенных смен, культурно-познавательного досуга, или просто веселого отдыхательного досуга.. Вас, возможно, связывают годы дружбы, так как вы являетесь членами одного педагогического отряда…
Хорошо это или плохо? Ответ - однозначный! Хорошо! Почему? Да потому, что вы знаете сильные и слабые стороны друг друга, вам известны определенные черты личности вашего напарника, его темперамент, что он любит, ценит в этой жизни, начиная от глобальных ценностей, продолжая личными особенностями и пристрастиями.. Вы знаете, что недопустимо в отношениях с ним, вы даже знаете, какой цвет яблок он предпочитает…Возможно, вы даже уже стояли на одном отряде, сработались и теперь, когда есть возможность, становитесь в пару вместе. А, может, в первый раз работая на отряде, вы преодолевали множество трудностей во взаимоотношениях и отношению к общему делу, но к середине смены научились конструктивно решать задачи и проблемы, а к концу смены стали отличными коллегами-напарниками и в дальнейшем мечтаете работать вместе…
Это идеальный случай и вариант. Надеяться на него приходится не всегда.
Предположим, варианты 2 или 3: Вы - знаете друг друга «шапочно», Вы не знаете друг друга. А, может, вы члены 1 команды, но никогда не работали вместе, а как известно, встречаться на 2-3 часа 1-2 раза в неделю это совсем не то, что жить в 1 комнате и работать на 1 отряде 18 или 21 день.
Итак, период взаимодействия напарников до начала лагерной смены.
Что необходимо сделать обязательно в самом начале общения?
Конечно, познакомиться со своим будущим напарником! Обычно, руководитель педотряда, понимая, что в команде есть незнакомые друг другу люди, организует этот процесс, проводя в команде вожатых, так называемый тимбилдинг. Если такого не происходит, то вы берете это под личный контроль.
Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным:
Давайте с вами попытаемся структурировать процесс знакомства с напарником.
«Узнай меня»
Начинать надо с банального, узнать как можно больше о человеке, с которым будешь работать. Не стесняйтесь задавать, как можно больше вопросов. Данный этап может превратиться в интервью, но следите, чтобы он не превратился в допрос – это может насторожить Вашего напарника. Какие вопросы мы можем задать напарнику?
1.Для начала вопросы, касающиеся личности вашего напарника.
- Чем ты любишь заниматься по жизни?
- В чем особенности твоего характера и темперамента?
- Какими творческими способностями ты обладаешь (что умеешь делать – петь, танцевать, рисовать и т.д.)?
- Любимые и нелюбимые блюда и хобби
2.Далее переходите к вопросам о вожатском опыте.
- Какой опыт работы с детьми есть у тебя, какой багаж за плечами? (сколько смен была в лагере, который раз именно в этом, с каким возрастом работал раньше)
- С каким настроением ты едешь на смену, каковы твои ожидания и опасения.
-Узнайте не только то, что касается работы
Чего от тебя можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и, особенно, в общении с детьми?
3.Отдельной и очень важной темой для разговора может и должно стать здоровье. Расскажите друг другу о хронических заболеваниях и аллергиях (если они у вас есть) – мало ли что может случиться на смене!
«Я привык…»
Данный этап предназначен для того, чтобы Вы узнали о привычках вашего вожатого и рассказали ему о своих. Привычки – это то, от чего Вы не сможете отказаться (зарядка по утрам, ранний подъем или наоборот). Нужно быть откровенным, чтобы Вы нашли разумный компромисс между вашими привычками.
«Правила общежития…»
Смена – это большое общежитие, и правила проживания и нахождения в нем отличаются, от тех правил, когда Вы живете одни. Если Ваш напарник одного пола с Вами и Вам предстоит жить вместе, Вы должны установить общие правила проживания на одной территории. Ведь кто-то любит оформлять комнату цветочками и рисунками людей, поддерживать творческий беспорядок, а кто-то любит чистоту в комнате и безупречный порядок. Чтобы Ваши отношения не разбились в совместном быту, нужно обговорить и такие детали совместной жизни. Ведь мы всегда говорим детям – мы большая семья, и должны жить вместе в дружбе.
«Рабочий стиль…»
Сколько существует вожатых, столько существует и стилей работы на отрядах. Чтобы Ваша работа была по максимуму продуктивной, нужно рассказать напарнику, как Вы привыкли работать и каких приоритетов придерживаетесь при работе с детьми. Расскажите, какие внутриотрядные традиции Вы используете. Поделитесь опытом, если таковой имеется, при работе на определенном возрасте детей.
Необходимо принять соглашение!
Особенности и важности
Единство педагогических требований
Все ваши требования к детям должны быть едины. Иными словами, подопечные должны четко осознавать, Если один сказал «нельзя», другой не может разрешить!
Если один из вожатых что-то не разрешает делать (например, выходить за территорию лагеря без сопровождения взрослых), то и другой его наверняка поддержит.
Если один из вожатых будет что-нибудь запрещать, а другой это же самое разрешать, ни о какой дисциплине в отряде не может идти и речи. Проще говоря, вожатые также должны находиться в отряде на равном положении, чтобы не было среди них главных и подчиненных. Это позволит ребятишкам избежать деления вожатых на «злых» и «добрых».
Выработайте с напарником систему единых педагогических требований и соблюдайте их.
Никогда не запрещайте то, что уже разрешил ваш напарник, и наоборот. Чтобы такие ситуации не возникали лучше всего, конечно, заранее выработать общие требования к детям. А иначе вы их провоцируете. Получив отказ у одного вожатого, пойти и поклянчить у другого. Если вы не уверены, можно ли разрешить ребёнку то, что он просит, ответьте что-нибудь уклончивое, типа «я подумаю и скажу тебе» и посоветуйтесь с напарником. Посылать всё время ребёнка к напарнику тоже не хорошо, снова у детей возникает уверенность, что он главный.
Правила общения.
-Основные: Вожатые никогда не должны выяснять отношения на глазах у детей, более того, жаловаться последним на других вожатых или руководство. В последнем случае дети просто сознательно втягиваются в вожатские распри. Это очень сильно подрывает авторитет, причем в первую очередь, самого же незадачливого воспитателя. Именно поэтому старайтесь откладывать свои споры на время после отбоя.
-Если между вожатыми на момент старта смены существуют какие-либо разногласия, то вы должны договориться о том, что надо поднапрячься и общие интересы, поставьте немного выше личных, хотя бы на время смены отложить свои претензии друг к другу. Только взаимная поддержка и выдержка позволят вам с честью выйти из различных, сложных ситуаций, которые так нередки в оздоровительном лагере.
-Не отменять и не обесценивать решения и команды друг друга, не обсуждать личность напарницы или ее поступки с детьми и не давать детям говорить о ней плохо; прикрывать друг друга, предупреждать напарницу об отлучках или проблемах. К этим правилам вы можете добавить свои, которые помогут избежать ссор и конфликтов.
-Все друг другу рассказывать, в особенности об отряде (о каких-то ситуациях, проблемах)
-Мелочей не бывает. Договориться о таких мелочах, как возраст (если напарник не говорит детям, сколько ему лет на самом деле) и о таких важных вещах, как кто проводит зарядку, кто ведет огоньки (конечно идеальный вариант – всё по очереди, но бывает, что удобно по-другому)
Важно - распределение обязанностей.
Не забыть про бытовые проблемы, которые ложатся на плечи вожатых!!!
Надо договориться заранее с напарником, кто что делает.
Вы умеете танцевать и можете поставить танец с детьми, а ваша напарница закончила художественную школу, поэтому с легкостью поможет детям оформить отрядный уголок и т.д. Кто занимается в вашей паре финансами, кто творчеством, кто дисциплиной, кто общением с родителями?.. Все это желательно решить в первый же день.
Недовольство напарников. Если напарник что-то делает неправильно (по вашему мнению) или как-то обижает, надо ли высказать это сразу или сохранить атмосферу на отряде? Можно завести тетрадку («Дупло Дубровского»), куда напарники будут писать друг другу. Часто бывает проще написать что-то чем сказать в глаза.
«Хочешь ли ты рассказать мне что-нибудь еще, что может быть важным при совместной работе…»
Примерно такой фразой Вам желательно заканчивать знакомство с Вашим напарником. Дайте ему возможность поделиться с Вами той информацией, которой он считает важным для Вас. Таким образом, Вы проявите к нему уважение, и Ваше сотрудничество начнется с хорошей ноты.
Если есть время и возможность, поиграйте.
Подойдут те игры, где вы должны понимать друг друга (крокодил или «пойми меня»), угадывать мысли («погружение»), делать что-то вместе: например, прыгать через скакалку вдвоем. Или вот еще задание: возьмитесь за руки, а свободными (ваша левая, ее правая) порежьте бумагу, завяжите шнурки и т.д.
Хорошая игра для знакомства «Я никогда…». У вас должно быть много однородных предметов: камушков, пуговиц, конфеток или орешков. Вы начинаете: «Я никогда не летала на самолете». Если напарница летала – ей предмет. Она говорит: «Я никогда не работала со старшим отрядом». Вы работали – берите предмет. Нет – не берите. Я никогда не вела кружок. Задача: набрать больше предметов, чем напарница. Заодно побольше узнаете друг о друге.
Зеркало поделить на пары, выбрать, кто будет 1, кто будет 2.
2. Зеркало: 1-повторяет, 2-показывает: как утром собираетесь в школу, на работу, в университет, потом меняются 1-показывает, 2-повторяет: как вы готовитесь к первому полету в космос
3. Связь: напарники одними руками берутся друг за друга, и не могут ими управлять, а другими двумя они могут управлять. Их задача вместе сложить листок самолетиком, так чтобы он улетел дальше всех.
4. Доверие: 1-завязываются глаза и дается фломастер, 2 — направляет движения 1го. Их задача вместе нарисовать идеального ребенка
«Одно из двух»
-Сейчас мы будем продолжать знакомство. Сейчас мы будем задавать друг другу вопросы по цепочке, называя 2 слова, противоположных по значению. Например, черное или белое, сладкое или кислое и тому подобные. А тот, кому задан вопрос, выбирает одно слово и объясняет, почему он выбрал именно его. Мой вопрос первому участнику: Корни или крылья? (Пропасть или небо, власть или слава, пустыня или горы, ум или эмоции, простота или сложность, свобода или необходимость..)
«5 вещей»
Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. Затем пара рассказывает о себе то, что поняла. При этом первый человек рассказывает о втором, а второй о первом. (Варианты: цели на тренинг, пять самых страшных для меня вещей, самых любимых и т.п.)
«3 слова о себе»
Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.
«Какой он?»
Участникам предлагается разделиться на пары. Каждому даётся лист бумаги ручка. Участники садятся спиной друг к другу и письменно отвечают на вопросы о внешнем виде "напарника":
- Какого цвета глаза у вашего партнёра?
- Есть ли у него на лице родинки? Если есть, то где?
- Какого цвета у него брови?
- Есть ли у него на лице ямочки? Где?
Затем участникам предлагается повернуться друг к другу и проверить правильность своих ответов. После этого они в произвольном порядке меняют свои пары, в течении 1 минуты внимательно изучают своего нового "напарника" и отвечают на следующие вопросы:
- Какого цвета обувь на вашем партнере?
- Есть ли у него на руках какие-нибудь украшения?
- На какой руке у него часы?
- Какой формы пуговицы на его одежде?
«Ассоциации»
В игре выбирается водящий. Участники игры загадывают кого-то одного из игроков. Водящий должен отгадать этого участника. Для этого он задает вопросы, на которые все участники игры отвечают ассоциативно. Например:
- если этот цвет, то какой?
- если это музыка, то какая?
- если это погода, то какая?
- если это птица, дерево, цветок, мебель, блюдо, вид спорта, речь, книга и так далее.
Таким образом, появляется набор ассоциаций, по которым водящий пытается отгадать участника. Как только отгадал, ведущим становится игрок, которого загадывали.
От первого контакта, разговора в первый вечер во многом зависит успешность работы на смене. Не старайтесь казаться лучше, чем вы есть: за 21 день совместного проживания и работы все равно всё станет явным, так что смело говорите о своих достоинствах, недостатках и вредных привычках и постарайтесь вызвать такое же доверие у напарницы.
И всегда помните: ваша напарница, как любой человек, заслуживает внимания и уважения! Если вы с ней будете в хороших отношениях, никакие внешние обстоятельства не смогут испортить вам смену.
Если вы не смогли пообщаться за неделю или хотя бы за день до начала смены, то найдите эту возможность в конце первого рабочего дня или во время тихого часа..
Главное правило — проговаривать все до мелочей! То, что для вас ясно как дважды два, может означать вовсе не то же самое для вашего коллеги.
Обязательно сказать о том, что изначально один из напарников говорит о том, что не хочет работать с др. человеком и моделирует ситуацию не сработанности. Сам себя убеждает , что вы не сработаетесь и во всем видит подкрепление своих слов.
Роли в паре
Взаимопонимание и уважение между напарниками-вожатыми — половина успеха смены. Сработаться можно как со своим Альтер-эго противоположного пола, так и с полной противоположностью. Главное относится к взаимоотношениям как к части рабочего процесса, тогда возможные конфликты вы будете принимать не как неуважение вас самих, а как неудачу на работе.
1. Лидер - Исполнитель.
2. Лидер - Лидер
3. Исполнитель - Исполнитель
Идеальные напарники – лидер и исполнитель. Но сработаться могут и два лидера, которые просто разделят сферы влияния, и даже два исполнителя, которые будут четко следовать инструкциям. Конечно, в отряде, который возглавят два лидера, будет куда интересней, чем под руководством двух исполнителей, но хорошо и комфортно детям может быть и в том, и в другом случае.
Вожатый с опытом – Вожатый-новичок
Вожатый с опытом - Вожатый с опытом
Вожатый-новичок - Вожатый-новичок
Если Вы новичок, то не стоит рваться вперед. Ваш напарник может быть не самым лучшим вожатым, но он, несомненно, больше вас знает о жизни в лагере, и, поскольку он работает не впервые, значит, его работа была оценена по достоинству. Прислушивайтесь к тому, что говорит ваш напарник, учитесь у него. Не стоит пытаться доказать ему, что вы тоже на что-то способны. Общение вожатых – это не состязание. Если вы и в самом деле хороший вожатый, это будет видно по вашей работе.
Не старайтесь отбить лидерство, проявляйте инициативу тогда, когда твердо знаете, что поступаете правильно. Если не уверены, посоветуйтесь с напарником. Ничего страшного, если свою первую смену в лагере вы будете работать «с оглядкой» на напарника. За это время вы наберетесь достаточно опыта и знаний, чтобы в следующий раз проявить себя.
Главное правило опытных вожатых, которым в напарники достался новичок – не дави авторитетом! Не стоит выпячивать свой профессионализм, следить за каждым шагом и постоянно, даже по мелочам, объяснять, что и как делать. Напарника не надо воспитывать. Во-первых, взрослого человека перевоспитать не так-то легко, а во-вторых, подобный чрезмерный контроль усложняет вам жизнь. Грамотно налаженные рабочие отношения с напарником облегчают работу, вы же, контролируя каждый его шаг, взваливаете себе на плечи еще одну обязанность.
Если у вашего менее опытного напарника не получается что-то делать, не стоит ругаться и настаивать, проще взять эту обязанность на себя, особенно если вы можете с ней справиться лучше, взамен отдав ему что-то из того, что делали ранее вы.
Внимание! Запомните: как только в пределах видимости появится хотя бы один ребенок из вашего отряда, вы с напарницей становитесь одной командой, понимающей друг друга с полуслова.
Старайтесь не вставать со своим другом на один отряд. Дружба вне лагеря и работа в лагере в условиях совместного проживания – абсолютно разные вещи. Вас могут ожидать разочарования в человеке, потому что он открывается вам совершенно с другой стороны. Тем более, не вставайте на отряд вместе с человеком, с которым связывают любовные отношения. Это пример самого неэффективного сочетания вожатых. Влюбленная пара выводит на передний план свои отношения, а не свою работу. К тому же такие отношения будут видны окружающим, как бы пара ни старалась скрыть их. Это недопустимо в стенах детского оздоровительного лагеря.
Работать с любимым человеком в одном отряде небезопасно для отношений. Такая работа — репетиция семейной жизни, только у вас не один ребёнок, а больше двадцати. Возникают почти те же бытовые проблемы, только в больших объёмах. Простой пример: из семи пар, которые вставали вместе на отряд, лишь одна смогла дойти до конца смены и сохранить отношения.
Смена началась!
Чтобы хорошо сработаться со своим напарником есть определенные правила и замечания, придерживаясь которых вы облегчите жизнь не только себе, но и напарнику.
Ситуации, которые происходят между напарниками в рамках лагерной смены.
Ситуация №1 Ваш напарник делает что-то неправильно
Заезд. Вы активны! В постоянной движухе! Вы хотите сделать все лучшим образом, как вас учили в Школе вожатых! Вы проводите командообразование. Вы распределили игры и упражнения. Вы, по вашему мнению, достойно справились со своей задачей. И вот, после вас ваш напарник начинает проводить игру, и вы понимаете, что он все делает неправильно, ломая концепцию вашего общего процесса.
И вы…резко останавливаете процесс, делаете замечание вашему напарнику, касаемое того, что он все делает неверно и начинаете проводить это упражнение сами…
- Что происходит с вашим напарником? Стресс, шок, недовольство, что ни говорите, а это подрывает его авторитет перед детьми. Если вы будете часто делать замечания при детях, то дети вскоре решат, что вы главный, а он так…, и его слушаться необязательно…. если же вы будете взаимно постоянно делать друг другу замечания, то это будет ещё хуже. Дети решат (и надо сказать будут недалеки от истины), что вы и между собой-то договориться не можете, постоянно ругаетесь, зачем уж им вас слушаться.
Что надо сделать? Если даже ваш напарник в корне не прав, отведите его в сторону, например, в вожатскую, и спокойно, без детей, объясните ему, где и в чём он не прав. Если он делает что-то, что нужно срочно исправить (например, распускает детей, с которыми вы только собрались куда-то идти), сделайте это мягко, так, чтобы у детей сложилось впечатление, что они просто до этого его не правильно поняли.
Вывод:
Любые замечания и претензии к напарнику высказывайте только если вы наедине
Ситуация №2: Ваш напарник «пугает» детей Вами…
Вы собрали детей на оргсбор (в то время как ваш напарник, к примеру отвел 1 ребенка в медпункт) и никак не можете настроить детей, организовать процесс. И вы говорите : Вот сейчас придет Петя, говоря о напарнике и …берегитесь!!! Вот тогда вы точно замолчите и начнете слушать меня..
Какую ошибку совершаете Вы?
Не хорошо быть добреньким за чужой счёт. Не должно быть «злых» и «добрых» вожатых. Если, допустим, под вами или рядом на этаже располагается отряд младше, вы, в принципе, можете в отбой попугать детей тем, что если они будут громко себя вести, то придёт злой Иван Иванович и будет ругаться. Но стоит объяснить, что он будет ругаться потому, что его детям мешают спать, а не потому что он такой злой и вредный от природы. Проще говоря, вожатые также должны находиться в отряде на равном положении, чтобы не было среди них главных и подчиненных.
Вывод: Никогда не пугайте напарником
Ситуация №3». Ваш напарник «соревнуется» за детскую любовь, за то, что он лучше…
Имеются в виду соревнования за детскую любовь, за то, кто лучше. Самых хороших результатов вы добьетесь, работая вместе, в связке. Вдвоём вы сила гораздо большая, чем каждый поодиночке. Так что не стоит трепать нервы себе и напарнику, лучше работать сообща.
Вывод: Работа с напарником – сотрудничество, а не соревнование. Соблюдайте в работе равноправие
Ситуация №4: Ваш напарник отстаивает свое мнение, как единственно верное…
Учитывайте мнение и взгляд на происходящее каждого из вас. Не настаивайте на своем, Старайтесь находить компромиссы для совместной деятельности и будьте откровенны, говорите напарнику.
Компромисс - разрешение некой конфликтной ситуации путем взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели
Вывод: Прислушивайтесь друг к другу.
Ситуация №5: У Вас отношения с детьми сложились лучше, чем у напарника…
Ситуации: один вожатый не может уложить шумную палату спать. Надо ли второму вожатому ему помочь? (с одной стороны, этим он подорвет его авторитет, с другой, если он не вмешается, дети не улягутся)
Если у вас отношения с детьми сложились лучше, чем у напарника, то ваша задача – помочь ему, а не усугублять его отношения с детьми. Наверняка есть что-то, что ваш напарник хорошо делает и что может быть интересно детям, обратите на это внимание детей.
Авторитет напарника. Говорить детям про другого вожатого хорошие вещи, если у него недостаточно высокий авторитет. Обращать их внимание на положительные качества.
Вывод: Поддерживайте авторитет напарника.
Ситуация №6: Ваш напарник использует ненормативную лексику…
Речь идёт как о ненормативной лексике, так и, по возможности, о всяком «мусоре» (словах – паразитах и т.д.). Не пройдёт и нескольких дней, как они от вас этот «мусор» переймут. Употребление мата при детях вообще недопустимо.
Вывод: Общайтесь в лагере только с помощью литературного русского языка.
Ситуация №7: Ваш напарник «утаил» от Вас информацию…
Как начальство, так и дети, естественно будут сообщать всю информацию кому-то одному из вас, обычно тому, кто первым встретился. Это не значит, что напарник должен оставаться в неведении и седьмым чувством догадываться, что допустим обед задерживается, а Васю положили в изолятор. Старайтесь как можно быстрее доносить до напарника информацию с планёрок, а также текущие новости. Если вы видите, что ваш напарник бегает по лагерю и считает детей, не поленитесь рассказать ему, куда и кто отпрашивался именно у вас. Если вы не в состоянии это запомнить – записывайте. Также нелишне сообщить напарнику, если вы решили куда-то отлучиться, вдруг именно в этот момент вы резко понадобитесь ему или кому-нибудь ещё.
Вывод: Всегда передавайте напарнику информацию.
Ситуация №8: Вы обсуждаете с напарником ситуацию, вызвавшую Ваше недовольство
Перед завтраком в столовой старший вожатый сделал вам замечание вожатой Аполинарии о том, что девочки из отряда зашли в столовую с распущенными волосами..да и вы сами не успели заплести дракончики и вам также это было поставлено на вид…
Аполинария после завтрака, перед началом оргсбора лагеря начала активно высказывать свое недовольство этим своему напарнику
Что происходит? Права ли Аполинария? вопрос риторический
Также существует список тем, которые нельзя обсуждать между собой в присутствии детей. Как вы думаете какие?
— Выяснение отношений между вожатыми;
— Обсуждение детей;
— Обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний;
— Обсуждение вожатых и воспитателей других отрядов;
— Решение вопросов личного характера.
Внимание! Запомните: как только впределах видимости появится хотя бы один ребенок из вашего отряда и не только, вы с напарницей становитесь одной командой, понимающей друг друга с полуслова.
Проблемы во взаимоотношениях вожатых
К сожалению, далеко не всегда возникает дружба и взаимопонимание между вожатыми. Как бы не сложились отношения с напарником, надо помнить основной постулат вожатского общения: при возникновении конфликтов ваши отношения никак не должны отражаться на детях. Для них вы всегда должны оставаться друзьями, все конфликты и недоразумения оставляя за дверьми вожатской. Если наладить отношения не получается никак, следует свести общение к минимуму, максимально разделив сферы влияния.
Обида между напарниками не только разъедает изнутри, но и совершенно дезорганизует. Не забывайте, что не каждый способен с ходу вписаться в бурлящий ритм лагерной жизни. Каждый должен выполнять свою работу по мере возможности. Тем более, что дети и сами обязательно вознаградят наиболее активного и интересною вожатого своим искренним доверием, а также признательностью и дружбой. Бывает очень приятно, когда ребятишки чуть ли не каждый день дарят свои рисунки и поделки или даже посвящают стихи.
Например, Если вы с ним в первый день не обсудили план действий во время приезда детей, не обсудили набор игр, не обсудили, как вообще построите свою работу, то тогда это надо сделать максимально быстро в первые часы первого дня. И если уж ваши мнения не совпадают, то никак не стоит перед детьми выяснять кто прав.
Конфликты. Недопонимания между напарниками, а еще хуже высказывания приводят к возникновению совершенно невыносимой конфликтной атмосферы. Дети обычно остро чувствуют напряженность между вожатыми в отряде, поэтому либо стараются так или иначе помирить взрослых, либо отдаляются от них. Но в любом случае они лишаются изрядной доли внимания со стороны вожатых, поскольку вся энергия последних направлена исключительно друг на друга, на выяснение отношений. Кроме того, если взрослые не могут мирно разрешать возникающие между ними проблемы, так разве есть смысл ждать доброжелательного отношения друг к другу у детей?
Вспышки агрессии, которые то и дело возникают между напарниками, неминуемо, отразятся на работе всей педагогической команды.
Кодекс настоящего напарника
Кто бы ни был человек - он твой напарник, вам вместе работать. От него зависит, будет ли смена хорошей. Уважай его
Уважайте своего напарника и поддерживайте его авторитет. Это самый правильный подход к работе с напарником. Взаимоуважение – важнейший фактор для вожатых, стоящих на одном отряде. Каким бы не было мнение о напарнике, на словах и на поступках надо подчеркивать его значимость и дружелюбие в его отношении. Особо это касается вожатых, которые работают не первый год. Не стоит высокомерно относиться к новичкам, полагая, что имеете превосходство, необходимо мягко курировать и направлять своего напарника, давая советы, которые помогут им в работе. Тем более не навязывайте свой стиль работы, лишь предлагайте, ищите компромисс, который устроит обоих.
Несите равную ответственность за все.
Равная ответственность. Напарники-вожатые равно одинаково несут ответственность за все, что делает их отряд, будь то лагерные мероприятия или вопросы, касающиеся жизни и здоровья детей. Не должно иметь место перекладывание ответственности на плечи своего напарника, даже если один из вожатых был на выходном.
Очень часто случается, что вожатые, неправильно распределяя, a вернее, вообще не распределяя нагрузку, работают на износ и к концу смены настолько выбиваются из сил, что начинают выплескивать свое раздражение на детей. Безусловно, вы не должны допускать этого. С самого начала вам с вожатыми-напарниками надо ощущать себя настоящей командой, где равномерно распределены все роли.
Выстроенная система самоуправления в отряде
Иногда можно переложить частичку своих забот на наиболее ответственных детей.
Так, к примеру, когда вы чувствуете, что уже не успеваете проверить результаты подготовки к мероприятию или помочь кому-либо привести себя в порядок, можно прибежать к помощи детей. Другими словами, важно не только хорошо работать с детьми, но и правильно распределять полномочия. Тогда вам не придется бросаться из стороны в сторону, отдавая всем приказы и напрасно дергая детей. Жизнь в отряде будет всегда размеренна и спокойна, и даже в самые напряженные моменты вы не погрузитесь в пучину раздражительности и не найдете причин срывать ее на окружающих.
Устраивайте своего рода дежурства по отряду.
Так, к примеру, договоритесь заранее, кто в тихий час будет находиться с отрядом, кто пойдет репетировать концертный номер, а кто может просто отдохнуть. Словом, благодаря этому каждый вожатый вашего отряда получит возможность иметь свободное время, если готовящееся мероприятие не потребует дополнительных усилий.
3.Стремитесь к пониманию напарника, его мыслей и порывов.
Никогда не спорь и не выясняй отношения с напарником при детях - им незачем знать, что что-то у их вожатых пошло не так. Для детей вы - лучшие и самые дружные, они гордятся вами.
4. Никогда не спорьте и не ругайтесь при детях. Выясняя отношения при детях, оба вожатых теряют авторитет у своих ребят, для них появляется возможность манипулировать своими же вожатыми, напоминая об их поведении. Не обсуждайте личность своего напарника с детьми. Они не должны замечать никаких разногласий у напарников, для детей их вожатые должны быть качественным и любимым тандемом. При возникновении разногласия с напарником – обсудите это между собой в спокойной обстановке. В любой ситуации лучше обсудить проблему – это поможет определить причину, внести ясность и найти ее решение.
5. Ищите выход из сложных ситуаций конструктивно, когда вас никто не слышит. В вожатской, при закрытых дверях и задернутых шторах, убедившись, что никто вас не слышит, договоритесь с напарникам о распределении обязанностей на отряде, в таких же условиях нужно решать недоразумения и искать выход из сложных ситуаций.
6. Личная жизнь напарника вас не касается
В то же время не забывай, что твой напарник - только твой напарник. Его личная жизнь тебя не касается, более того, не стоит на смене делать так, чтобы его личная жизнь стала твоей личной жизнью, ибо тогда он перестанет быть тебе напарником, а лишь с напарником можно работать на одном отряде.
7. Заботьтесь о своем напарнике
Заботься о твоем напарнике, ибо ты любишь его и хочешь, чтобы он был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям.
8. Принимайте заботу от своего напарника
Помни, что твой напарник заботится о тебе, ибо любит тебя и хочет, чтобы ты был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям, и он об этом помнит.
9.Не ругайте напарника за ошибки
не ругай его, ибо все мы можем ошибаться, а тихо сядьте и обсудите ситуацию.
10. Дай напарнику отдохнуть
Отдых необходим каждому вожатому. Однако, это совсем не значит, что один из вожатых совсем отдыхает, а другой работает. Это значит, что при усталости и упадке сил у одного из вожатых, второй напарник приходит на помощь и берет себе немного больше обязанностей, чем обычно.
Чтобы всегда быть в форме, вам необходимо, прежде всего, научиться отдыхать.
11. Сделайте так, чтобы напарник всегда знал, где Вы
Сделай так, чтобы твой напарник всегда знал, где ты находишься, ибо ему может понадобиться твоя помощь.
12. Стремитесь понимать напарника с полуслова
Если к середине смены вы начинаете понимать друг друга с полуслова, с одного взгляда и одновременно говорите одни и те же слова, то это значит, что вы СРАБОТАЛИСЬ!
Если ты не выполнял эти правила на смене, то ты не можешь полностью зваться напарником того человека, с которым ты работал на одном отряде…
При взаимном соблюдении этих простых правил, которые исходят из многолетнего опыта работы нескольких поколений вожатых, напарник может стать в дальнейшем хорошим другом, а может даже и лучшим другом.
Ещё как-то застала своего напарника в вожатской комнате за распитием с детьми чачи. На самом деле он просто боялся детей и старался быть для них хорошим. Печально, что многие опускаются до детского уровня.
Работать с любимым человеком в одном отряде небезопасно для отношений. Такая работа — репетиция семейной жизни, только у вас не один ребёнок, а больше двадцати. Возникают почти те же бытовые проблемы, только в больших объёмах. Простой пример: из семи пар, которые вставали вместе на отряд, лишь одна смогла дойти до конца смены и сохранить отношения.
И помни: От взаимоотношений напарников на смене зависит очень многое в отряде!
Обычно автоматически получается, что обязанности распределяются. Например, один вожатый становится более строгим. Но нельзя забывать, что если вы становитесь «добрым» вожатым, вашему напарнику придется стать «злым», а это не всегда приятно.
Особенный человек во время работы в детском лагере – это напарник. Очень важно познакомиться и сблизиться с ним. Ведь именно от слаженности и взаимопонимания зависит настроение, дух и характер отряда на протяжении всей лагерной смены. Поэтому необходимо принять мысль – люди бывают разные, но плохих напарников не бывает.
Вывод
«Напарничество в рамках лагерной смены. Испытание или возможность?
Только от вас зависит, станет ли предстоящая смена самым сложным испытанием в вашей жизни, с конфликтами, проблемами, унижением, бесконечным преодолением…и результатом навзрыд или лагерная смена станет для вас возможностью роста, становления, открытий, успехов, удовольствия от совместного труда и как результат - удовлетворение всех сторон лагерного сообщества…
Есть закон в вожатской работе: если все хорошо в вожатской паре, то все хорошо и в самом отряде! Запомните это!
Ещё как-то застала своего напарника в вожатской комнате за распитием с детьми чачи. На самом деле он просто боялся детей и старался быть для них хорошим. Печально, что многие опускаются до детского уровня.
Советы по избежанию конфликта при общении
Памятка "Правила хорошего слушания"
Старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе.
Обращай внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т.д.
Покажи говорящему, как ты его понимаешь, это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали.
Не давай оценок.
Не давай советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.
Как преодолеть конфликт?
Не забывая об особенностях поведения личности в конфликтных ситуациях, мы рекомендуем следующий поэтапный путь поведения (преодоления конфликтов), если предотвратить его все же не удалось.
Признайте наличие конфликта. В характере человека, по мнению психологов, есть странная черта: "терпеть нетерпимое и не признавать очевидное". Поэтому - заявить о конфликте, тем самым открыть дорогу к переговорам.
Договориться о процедуре разрешения конфликта: где, когда и как Вы начнете с Вашим оппонентом совместную работу по преодолению конфликта.
Очертите конфликт, тем самым будут сняты скрытые интересы, личные обиды и т.д.
Исследуйте возможные варианты решения конфликта, здесь хорош метод "мозговой атаки".
Добейтесь соглашения - это означает, что необходимо выбрать решение, приемлемое для обеих сторон.
Немедленно воплощайте план в жизнь.
Сделайте анализ, оцените принятое решение.
Памятка "Культура ведения спора"
Культура дискуссии включает в себя несколько компонентов: способность забыть свои предубеждения против собеседника, стремление отделять факты, о которых говорит собеседник, от его мнения о них, внимательность и сосредоточенность на словах собеседника, стремление понять не только то, что собеседник говорит, но и то, чего он сказать не может или не хочет.
В споре придерживайтесь следующих правил:
Внимательно выслушайте своего оппонента, т.е. человека, который не согласен с вашим мнением. Слушая, старайтесь думать не столько о контрответах, сколько о том, чтобы понять собеседника, его доводы, уровень подготовленности к ведению дискуссии, глубину знаний по предмету спора.
Если что-то осталось неясным для вас в позиции собеседника, переспросите, правильно ли вы поняли те или иные положения, утверждения, предупреждая доводы, что "вы неправильно его поняли" и что он "этого не утверждал".
Не спешите с возражениями, обвинениями, не употребляйте выражений, оскорбляющих достоинство человека. Ведите спор вежливо, спокойно, без заносчивости и излишней самоуверенности.
Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих. Этим вы покажете, как дорога вам истина. Уважайте право своего противника на собственное мнение.
Поддержка друг друга
Помните! Вы для детей вы должны быть идеальной парой и любимыми напарниками.
Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований.
Будьте принципиальны друг с другом (вы работаете с детьми), но в то же время внимательны, терпимы и доброжелательны.
Не давайте друг другу 'умереть на работе'.
Разумно распределяйте работу, чтобы кто-то из вас не был 'всю смену на арене'. Сотрудничайте!
В большинстве случаев, чем удачнее сложена работа напарников-вожатых, тем дружнее отряд и тем лучше настроение у детей, и смена проходит под знаком любви и согласия. Вот несколько наших советов, как достичь взаимопонимания между напарниками в детском лагере.
Вы единый организм на 21 день.
Заботьтесь друг о друге: давайте выспаться, защищайте, получайте друг за друга.
Хорошо напарнику, а значит хорошо тебе.
Реклама – двигатель прогресса! Делайте друг другу рекламу. От этого ваш авторитет будет повышаться в глазах детей.
Можно полжизни искать того самого… Надо стать тем самым…
14