Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебные комочки» (Тестопластика)
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Волшебные комочки» тестопластика.
для детей в возрасте от 4 до 5 лет
срок реализации 1 год
Составитель:
Саратов, 2019
Структура программы:
| Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы | |
| Пояснительная записка | стр.2 |
| Цель и задачи программы | стр.4 |
| Планируемые результаты | стр.4 |
| Содержание программы | стр.5 |
| Формы аттестации | стр.7 |
| Комплекс организационно-педагогических условий | |
| Календарный учебный график | стр. 9 |
| Методическое обеспечение | стр.20 |
| Условия реализации программы | стр.22 |
| Оценочные материалы | стр.23 |
| Список литературы | стр.24 |
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная краткосрочная сетевая общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный комочек» (далее - Программа) является программой художественной направленности.
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
Приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;
СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Содержание Программы «Волшебные комочки» предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа рассчитана на дошкольников в возрасте 4 – 5 лет.
Срок реализации программы «Волшебные комочки» рассчитан на 1 год обучения. Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности дошкольников играет определенную роль в их воспитании.
Программа состоит из 3 этапов:
Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три этапа:
1.Подготовительный
-Знакомить со свойствами теста, способом его приготовления.
-Освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней;
-Освоить приёмы вдавливания;
-Освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста;
-Освоить приёмы прищипывания, ощипывания маленького кусочка теста.
-Научиться работать на ограниченном пространстве.
2.Основной
- Научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.
-Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный и бросовый)
-Научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой.
-Научиться соединять части теста с помощью воды и кисти.
-Научиться раскрашивать работу гуашью.
-Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы.
-Научиться участвовать в выполнении коллективной работы.
-Научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию.
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
3.Итоговый
-Самостоятельно решать творческие задачи.
-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Адресат программы: Данная программа адресована детям от 4 до 5 лет. (средний дошкольный возраст)
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников 4 – 5 лет
Дети этого возраста отличаются тем, что:
Развивается моторика дошкольников. Ребенок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.
Возраст от 4 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.
Актуальность образования. Создание программы дополнительного образования «Волшебный комочек» связано с актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста, а также запросом родителей дополнить занятия с детьми по изобразительной деятельности лепкой из солёного теста. Так как лепка из теста так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребенок не только рождает идею, но и сам является ее реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Все, это реально, если он прошел курс определенной учебы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Педагогическая целесообразность Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественного нового уровня знаний. Программа предусмотрена для 4-5 лет, является первым этапов в освоении лепки из теста.
Сроки реализации программы
Общее количество часов 13 часов 20 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут в день, в учебный год занятий
Формируется группа детей в количестве 10 человек.
Состав групп постоянный.
Группы учащихся формируются в соответствии с желанием детей, независимо от объёма их знаний, умений и навыков.
Цель и задачи программы
Цель программы: Раскрытие творческого потенциала дошкольников путем целенаправленного обучения на специальных занятиях лепки из соленого теста.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями.
Научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста.
Обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста.
Начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.
Развивающие:
Развивать художественный вкус, научить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни по средствам декоративно-прикладного искусства;
Развивать воображение и творческие возможности детей через включение дошкольников в практическую деятельность, связанную с созданием предметов декоративно-прикладного искусства.
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Развивать речь.
Расширять словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать устойчивый интерес к народной культуре;
Воспитывать уважение к истории русского народного творчества, традициям, обычаям русского народа.
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
Планируемые результаты
Планируемые результаты раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов
- Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению.
Личностные результаты:
Учащийся:
- Формирование уважительного отношения к другому мнению, истории и культуре других народов через декоративно – прикладное искусство;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
познавательные
- Наблюдать образы объектов природы и окружающего мира, результатов работы мастеров;
- Сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы по их общему признаку;
- С помощью педагога искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
регулятивные
- Определять с помощью педагога цель деятельности на занятии;
- Научиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с педагогом;
- Научиться предлагать приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделия;
- Работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные карты, рисунки;
- Определять в диалоге с педагогом успешность выполнения своего задания.
Коммуникативные
- Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
-Помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
- Научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Предметные результаты:
должен знать:
- историю возникновения лепки из солёного теста;
- способы приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного, свойства солёного теста;
-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
– инструменты и приспособления для лепки;
– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;
- приёмы работы с соленым тестом;
- способы сушки готовых изделий;
- художественные произведения, стихи, потешки, пальчиковые игры.
должны уметь:
– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
– соблюдать технику безопасности;
– оценивать свою работу и работы своих товарищей;
– работать в коллективе.
Содержание программы
Учебный план по тестопластике
для средней группы
№ | Наименование разделов | Общее количество занятий | Теория | Практика | Формы контроля |
1.Подготовительный этап ( часа) | |||||
Вводное занятие, знакомство. | 20 минут | 1 | 0 | Беседа | |
Материалы и инструменты. | 20ми нут | 1 | 0 | Беседа | |
Секреты работы с солёным тестом Способы лепки. Как тесто «оживает». | 40ми нут | 1 | 1 | | |
2.Основной этап ( часов) | |||||
Поделки из окрашенного теста | 260 (4ч.30м) | 0 | 13 | Наблюдение | |
Художественное оформление поделок красками | 200 | 0 | 10 | Наблюдение | |
Лепка объемных фигур | 120 | | 6 | наблюдение | |
Плоские изделия по шаблону | 120 | | 6 | Наблюдение | |
3.Итоговый этап ( часов) | |||||
Выставки | 20 | 0 | 1 | Анализ выполненных работ | |
| Всего | 800 | 3 | 37 | |
Содержание учебного плана
В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников на занятиях по тестопластике. Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.
1. Подготовительный этап.
1.Вводное занятие, знакомство.
Определение базового уровня знаний и умений учащихся. Знакомство с декоративно-прикладным искусством. История развития тестопластики. Технология изготовления соленого теста. Изготовление с помощью шаблонов простейших форм, декорирование с помощью штампиков и декоративных форм. Знакомство техникой безопасности.
2. Материалы и инструменты.
Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из соленого теста.
Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании.
Материал для приготовления соленого теста
Для приготовления простых фигурок:
200г муки
100г соли
125мл воды
Смешиваем муку и соль в миске, постепенно добавляем теплую воду и замешиваем тесто, которое должно быть достаточно крутым и не липнуть к рукам.
Для лепки изделий, которые сушат на воздухе
200г муки
200г соли
2ст.л. обойного клея
125мл воды
Готовим тесто так же, только к муке и соли добавляем обойный клей.
Для лепки больших изделий
400г муки
800г соли
4ст.л. обойного клея
2ст.л. растительного масла
250 мл воды
Тесто надо хорошо вымесить, чтобы не крошилось.
3.Секреты работы с солёным тестом. Способы лепки. Как тесто «оживает».
Основные этапы работы с соленым тестом
Сушка изделия.
Можно сушить двумя способами – на воздухе и в духовке.
Декорирование.
Придать поделке законченный вид.
Покрытие лаком.
Для покрытия готовых изделий используется акриловый художественный лак.
Способы лепки.
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска, превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Приёмы лепки:
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук,
надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
2.Основной этап.
4.Поделки из окрашенного теста.
Основные приемы лепки. Способы сушки.
5. Художественное оформление поделок красками.
Холодные и теплые цвета. Контрастные цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека.
6.Лепка объемных фигур.
Основные приемы лепки фруктов, овощей. Приемы создания плетеных изделий. Особенности поэтапного изготовления изделий. Способы сушки.
7. Плоские изделия по шаблону.
Особенности сушки и раскрашивания.
Лепка различных видов цветов, листьев, животных. Создание рельефа.
3. Итоговый этап.
8.Выставки.
Определение уровня образовательных результатов. Выставка детских работ. Награждения.
Формы контроля, аттестации и их периодичность
Диагностическое обследование проводится два раза – в начале и в конце
учебного периода.
Стартовый контроль – проводится перед началом обучения, его цель –
определение уровня подготовки воспитанников в начале цикла обучения,
прогнозирование возможности успешного обучения.
Итоговый контроль – проводится в конце учебного периода, чтобы выявить
уровень полученных знаний и умений.
Программа предусматривает различные формы подведения итогов:
-Постоянно действующая выставка;
-Творческие конкурсы
-Отчетная выставка
Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих контролей:
- предварительного
Проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе.
- текущего
В конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме.
Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей.
Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.
- итогового
Представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п.
Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:
- уровень воспитанности обучающихся;
- микроклимат в детском объединении;
- взаимодействие с родителями.
Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения:
Эти критерии исследуются методами педагогического наблюдения, беседы с родителями.
Динамику развития творческих способностей можно также проследить
через педагогическую диагностику, адаптированную к условиям УДО изучающую уровень воспитанности обучающихся.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график на 2019 год
Месяц | Число | Время проведения | Форма занятий | Количество часов | Тема занятий | Кто проводит | Форма контроля |
сентябрь | 05.09.2019 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Вводное занятие, знакомство Тема: Знакомство с солёным тестом. Цель: познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке), материалами и способами замешивания. Показать готовые работы – образцы. Этапы изготовления изделий из солёного теста. Материалы и оборудование: солёное тесто, эмалированная чашка, мука, соль, вода и обойный клей. | воспитатель | Текущий. |
12.09.2019 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: Материалы и инструменты. Цель: познакомить детей с оборудованием рабочего стола, материалами и инструментами, необходимые для занятий тестопластикой и правила пользования ими. Раскрыть секреты приготовления солёного теста. Материалы и оборудование: пластиковая доска, деревянная скалка, стеки разной формы, вилка с четырьмя зубчиками, плоская расчёска, чеснокодавилка, зубочистки, мягкая кисточка, пробки с резьбой, шаблоны-заготовки элементов изделия, различные формочки для выпечки печенья, эмалированная чашка, мука, соль, вода и обойный клей. | воспитатель | Текущий | |
19.09.2019 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: Секреты работы с соленым тестом Цель: Познакомить детей со способами окрашивания изделий из соленого теста и предложить попробовать овладеть ими и как правильно высушить изделие. Материалы и оборудование: солёное тесто, пищевой краситель. | воспитатель | Текущий | |
26.09.2019 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: Секреты работы с соленым тестом. Как тесто «оживает». Цель: познакомить детей с приемами лепки: раскатывание, сплющивание, примазывание, прищипывания, оттягивания. Закреплять умение работать стекой. Материалы и оборудование: соленое тесто, стека. | воспитатель | Текущий | |
октябрь | 03.10.2019 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Собираем урожай» (игра в «магазин») Цель: научить лепить из целого куска, учитывать в работе свойства теста: не держать долго в руках, тесто становится мягким и из него трудно лепить, использовать в работе стек. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к лепке из нового материала. Для дальнейшего использования в игре «Магазин». Материалы и оборудование: солёное тесто, муляжи фруктов. | воспитатель | Наблюдение Анализ работ |
10.10.2019 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие Игровое занятие | | Тема: Раскрашивание красками фруктов и овощей. Цель: научить раскрашивать изделия после просушки. Упражнять в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Материалы и оборудование: краски «Гуашь», кисточки. | воспитатель | Анализ работ | |
17.10.2019 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | | Тема: «Гриб» Цель: продолжать знакомить детей с солёным тестом. Научить детей создавать из него простейшие формы – шар, колбаску, а так же видоизменять форму - шара, преобразовывая в иные формы (сплющивание, создавая при этом выразительный образ– гриба. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать интерес к живой природе. Материалы и оборудование: разноцветное, солёное тесто, клеёнка, стеки, ёмкость для воды | воспитатель | Наблюдение. Анализ работ. | |
24.10.2019 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | | Тема: Осенние листочки. Цель: научить раскатывать тесто скалкой, вырезать листочки по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой. Материалы и оборудование: соленое тесто, березовый, кленовый или дубовый листья, или шаблоны листьев, нож, кисточка, вода. | воспитатель | Наблюдение. Анализ работ | |
| 31.10.2019 | 15:00-15:20 | Словесный метод. Игровое занятие | | Тема: Раскрашивание красками листочки. Цель: продолжать учить рисовать красками. Самостоятельно подбирать цвет, учить смешивать краски для получения нужного оттенка. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Материалы и оборудование: краски, образцы осенних листочков. | | Анализ работ |
ноябрь | 07.11.2019 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Колючий ёжик». Цель: лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку. Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали, смачивая водой. Дополнять работу грибками, яблочками. Материалы и оборудование: солёное тесто, семена от яблок, вишни, кисточка, вода. | воспитатель | Наблюдение. |
| 14.11.2019 | 15:00-15:20 | Словесный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: Раскрашивание красками ёжика. Цель: научить детей раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски. Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам. Материалы и оборудование: краски «Гуашь», кисточка, лак. | воспитатель | Анализ работ |
| 21.11.2019 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Сердечко» Цель: вызвать желание сделать красивую поделку. Закрепить приёмы лепки округлых форм, оттягивания, сплющивания. Развивать воображение: украшать сувенир по своему желанию разными семенами, зёрнам. Воспитывать желание создавать красоту своими руками. Материалы и оборудование: цветное тесто, клеёнки, стеки, природный материал для украшения, баночка с водой, кисточка. | воспитатель | Наблюдение. Анализ работ |
| 28.11.2019 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: Улитка Цель: продолжать знакомить детей с солёным тестом. Научить детей создавать из него простейшие формы – шар, колбаску, создавая при этом выразительный образ – улитка. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать желание создавать знакомые образы. Материалы и оборудование: разноцветное, солёное тесто, клеёнка, стеки, ёмкость для воды | воспитатель | Наблюдение. Анализ выполненных работ |
декабрь | 05.12.2019 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: Медвежонок. Цель: научить составлять фигурку медвежонка из нескольких частей, соблюдая пропорции, использовать зубочистки для скрепления деталей. Уметь применять навыки и умения, полученные ранее. Материалы и оборудование: цветное соленое тесто, зубочистки, стек. | воспитатель | Наблюдение. Анализ работ |
| 12.12.2019 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Бусы» (Коллективная работа) Цель: закрепить умение делить тесто на равные части, отрабатывать приём лепки круглых форм, приём сплющивания, украшать узором из разных материалов. Развивать глазомер. Воспитывать желание сделать общую работу. Материалы и оборудование: цветное тесто, клеёнки, стеки. | воспитатель | Коллективное обсуждение Наблюдение. Анализ работ |
| 19.12.2019 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Снежинка» Цель: продолжать знакомить со свойствами теста, соединять детали водой. Упражнять в умении раскатывать длинные, тонкие, ровные полоски. Украшать поделку с помощью печатей, стеки или бисера. Вызвать желание придумать свой узор. Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, баночка с водой, кисточка. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
| 26.12.2019 | 15:00-15:20 | Словесный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Нарядная ёлочка» Цель: научить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации. Материалы и оборудование: трафарет «Ёлка» из картона, стека, семена разных фруктов, бисер.. | воспитатель | Коллективное обсуждение |
январь | 09.17.2020 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Снеговики». Цель: научить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом. Материалы и оборудование: солёное тесто, шарф, шапка, фольга. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
| 16.01.2020 | 15:00-15:20 | Словесный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: Раскрашивание красками «Снеговики». Цель: упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить видеть конечный результат задуманной работы. Материалы и оборудование: краски «Гуашь», кисточка. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
| 23.01.2020 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Дед Мороз». Цель: научить детей использовать знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание. Уметь пользоваться чесночницей для выдавливания теста для волос и бороды. Развлечь детей. Материалы и оборудование: солёное тесто, чесночница, стека, веточка ели, трафарет. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
| 30.01.2020 | 15:00-15:20 | Словесный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: Раскрашивание красками «Дед Мороз». Цель: научить детей раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способам работы с ними. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Учить радоваться результатам своего труда. Материалы и оборудование: краски «Гуашь», кисточка, веточка ели, конфетти. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
февраль | 06.02.2020 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Кружка для папы». Цель: научить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира. Материалы и оборудование: солёное тесто. | воспитатель | Наблюдение Анализ |
| 13.02.2020 | 15:00-15:20 | Словесный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: Раскрашивание красками кружки для папы. Цель: продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку. Материалы и оборудование: краски «Гуашь», семена фруктов, кисточка. | воспитатель | Коллективное обсуждение |
| 20.02.2020 | | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Цыплята» Цель: продолжать знакомить с русским народным фольклором и народным прикладным искусством. Формировать умение применять знакомые приёмы лепки в лепки фигурок цыплят. Развивать память. Воспитывать любовь к живой природе. Материалы и оборудование: жёлтое тесто, клеёнки, стеки, игрушка курочки, цыплят, образец, схема выполнения работы. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
| 27.02.2020 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Печенье» Цель: продолжать закреплять приём лепки – раскатывание колбасок и замыкание в кольцо, закручивание в спираль. Развитие мелкой моторики рук. Учить детей обыгрывать лепные изделия. Обогащение пассивного и активного словаря. Воспитывать желание создавать атрибуты для дальнейшей игры. Материалы и оборудование: мука, соль, вода, стаканчики – 3 шт., тара для замешивания теста, клеёнка. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
март | 05.03.2020 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Корзина с цветами». Цель: продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой. Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка. Лепить знакомые цветы и листья. Развивать воображение, желание дарить радость другим. Материалы и оборудование: соленое тесто - коричневого, красного, жёлтого, зелёного цвета, вилка, трафарет корзинки, стека. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
| 12.05.2020 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Ветка мимозы» Цель: формировать умение создавать из соленого теста картину, применяя полученные навыки лепки; развивать чувство композиции, формы, наблюдательность, память, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, аккуратность Материалы и оборудование: цветное тесто (желтое, зеленое), клеенки, стеки, клеевые кисти, мисочки с водой, картон формата /'2 А5, картинки с изображением ветки мимозы. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
| 19.03.2020 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Мышки на сыре». Цель: научить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв). Развивать творческое воображение, интерес к работе. Материалы и оборудование: соленое тесто, стека, кисточка, нитки (для хвоста). | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
| 26.03.202 | 15:00-15:20 | Словесный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: Раскрашивание красками « Мышки на сыре». Цель: научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат соей работы. Материалы и оборудование: краски «Гуашь», кисточка, клей, нитки разного цвета. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
Апрель | 02.04.2020 | | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: Подсвечник «Осьминог». Цель: научить лепить осьминога, используя приём раскатывания, передавая пропорции, характерные особенности. Воспитывать интерес к творчеству. Учить радоваться результатам своего труда. Материалы и оборудование: соленое тесто, зубочистки, готовые элементы в виде ракушек, водорослей. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
| 09.04.2020 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: Раскрашивание подсвечника «Осьминог». Цель: закрепить умение раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способы работы с ними. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Учить радоваться результатам своего труда. Материалы и оборудование: краски, клей, основа для подсвечника. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
| 16.04.2020 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Гусеничка» Цель: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. Структура занятия: 1.Загадка. Вспомнить особенности строения гусеницы. 2.Рассмотреть схему поделки: раскатать длинную колбаску, поделить её на равные части, раскатать колобки сплющить. Приклеить водой на подложку. Голова у гусеницы круглая с рожками. 3.Раскрасить гуашью. Материалы и оборудование: цветное соленое тесто, стеки, кружка с водой, кисточка. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
| 23.04.2020 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Божья коровка» (на листике) Цель: научить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, дополнительный материал для оформления. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к миру насекомых. Структура занятия: 1.загадка, рассмотреть макет, части насекомого. 2.беседа, какие приёмы лепки можно использовать 3.самостоятельная деятельность. 4. приклеить к зелёному листочку с помощью воды. Раскрасить гуашью. Материалы и оборудование: цветное солёное тесто, формочка «листик», семена яблок, веточки, игрушка. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
май | 01.05.2020 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Подковка на счастье». Цель: научить раскатывать ровную полоску, сгибать, придавая форму подковы. Закрепить умение украшать и раскрашивать готовые изделия. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия. Воспитывать усидчивость, желание сделать работу до конца. Материалы и оборудование: солёное тесто, стека, бусинки, канцелярская скрепка (петелька), кисточка. | воспитатель | Наблюдение. Сравнивание и анализ результатов. |
| 07.05.2020 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: Раскрашивание красками подковки, цветов. Цель: продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Материалы и оборудование: Краски «Гуашь», кисточка, семена фруктов, бисер. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
| 14.05.2020 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: Кулон именной. Цель: научить раскатывать тесто скалкой, вырезать сердечко по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв). Развивать творческое воображение, интерес к работе. Материалы и оборудование: соленое тесто, нитка или тесьма, | воспитатель | Наблюдение. Сравнивание и анализ результатов. |
| 21.05.2020 | | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: Раскрашивание кулона. Цель: продолжать учить ловко действовать кистью, развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Материалы и оборудование: краски, кисточка. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
| 28.05.2020 | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: Рамка для фотографий Цель: закрепить умение раскатывать тесто в лепёшку одинаковой толщины, вырезать по шаблону, удаляя лишнее тесто. Упражнять в умении делать надрезы, наклеивать детали. Воспитывать желание создавать подарок своими руками. Материалы и оборудование: цветное тесто, клеёнки, стеки. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
| | 15:00-15:20 | Словесный и наглядный метод. Игровое занятие | 20 минут | Тема: «Земляника» Цель: отрабатывать приёмы лепки, учить наносить узор стеком, украшать зёрнами, крупой. Вызвать воспоминания о лете. Материалы и оборудование: цветное тесто, клеёнки, стеки, зёрна кунжута или укропа. | воспитатель | Сравнивание и анализ результатов. |
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение программы
Занятия лепкой из соленого теста по способу организации детей и характеру их деятельности могут быть индивидуальными, коллективными – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексными (интегрированными), когда лепка сочетается с другими видами деятельности, а также с разными играми.
Лепка - вид художественной деятельности, имеющий много аспектов. По содержанию и тематике предлагаю детям сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.
В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой:
по смыслу, по размещению в пространстве, по пропорциям, по динамике.
В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения – фрукты, овощи, игрушки, животных, фантазийные существа и пр.
В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – посуду, вазы, панно.
В комплексной лепке дети произвольно или для решения поставленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки.
По способу создания образа предлагаю следующие виды лепки:
- по памяти
- по представлению
- по замыслу
- с натуры (по образцу)
- по схеме
- по рисунку
- по словесному описанию
В занятиях предполагается 3 части: подготовительная, основная, заключительная.
Задача подготовительной части организовать и подготовить детей к работе. В этой части заинтересовываем лепкой какого- либо изделия, ставим задачу.
Основная часть – показываем способ выполнения поставленной задачи, направленной на формирование у детей изобразительных умений и навыков в лепке из соленого теста. Или дети по замыслу воображают и знакомыми способами лепят.
Основная часть включает в себя физкультурно – оздоровительные моменты:
Физкультурные паузы (подвижные игры, имитационные движения), что позволяет развивать общую моторику детей.
Упражнения для глаз, что позволяет снять напряжение, дает возможность отдохнуть глазам.
Пальчиковую гимнастику. С ее помощью разогреваем руки, готовим пальчики к лепке.
В основной части дети экспериментируют: изучают свойства и сферу возможностей своего воздействия на соленое тесто, проводят ассоциации «Похоже на змею», «Как плюшка» и т.д.
В заключительной части проводим выставку работ, отмечаем, что в каждой работе выполнено хорошо, дети говорят, понравилось ли им лепить, кого или что они бы хотели слепить еще.
Система занятий предполагает:
Обязательность повторения формируемых навыков.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Постепенное усложнение изделий.
Обеспечение прочной основы для усвоения новых, более сложных знаний и умений в будущем.
Всестороннее воздействие на личность ребенка.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:
Повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.
Развивают: воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук.
Синхронизируют работу обеих рук.
Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает детей эстетически.
№ п/п | Тема | Дидактический материал |
Вводное занятие, знакомство. | Презентация. Беседа о декоративно – прикладном искусстве. Показ готовых изделий. Д/и «Чего не стало?» | |
Материалы и инструменты. | Презентация. Инструктаж по техники безопасности. | |
Секреты работы с солёным тестом Способы лепки. Как тесто «оживает». | Презентация Развивающие игры: загадки, пальчиковые игры. | |
Поделки из окрашенного теста | Презентация. Развивающие игры: загадки, пальчиковые игры. Д/и «Отгадайте, что за растение» | |
Художественное оформление поделок красками | Презентация. Развивающие игры: загадки, пальчиковые игры. Д/и «Гусенички» | |
Лепка объемных фигур | Дидактические материалы: готовые образцы; картинки по временам года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; картинки из серии «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Зимние забавы», «Насекомые», «Птицы», «Животные», муляжи овощей, фруктов, грибов. Дидактические игры: «Кто где живет?», «4 лишний» Развивающие игры: загадки, пальчиковые игры. Видео-, аудио материалы: классические музыкальные произведения П.П. Чайковского, детские музыкальные произведения, видеотека мультимедийных презентаций. | |
Плоские изделия по шаблону | Дидактические материалы: готовые образцы; картинки по временам года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; картинки из серии «Листья», «Елочные игрушки», «Цветы», «Сувенира, украшения», «Фоторамки» Дидактические игры: «С какого дерева?», «4 лишний», «Когда это бывает?» Развивающие игры: загадки, пальчиковые игры. Видео-, аудио материалы: классические музыкальные произведения П.П. Чайковского, детские музыкальные произведения, видеотека мультимедийных презентаций. | |
8 | Выставка | Презентация работ детей. 2.Фотовыставка работ детей и занятий с детьми. |
Условия реализации программы
Занятия по программе кружка «Волшебный комочек» проводятся в группе, во второй половине дня.
Методическое обеспечение
Методические приемы
• показ технологических приемов.
• рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
• игровые приемы (приход героя и др.)
• упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).
Материально- техническое оборудование:
Мука пшеничная, ржаная, соль;
Пищевые красители;
Дополнительные материалы для оформления работ и украшения: крупы, макаронные изделия, чёрный горошек, зёрна…
Бросовый материал;
Природный материал;
Материалы для рукоделия: пуговицы, бусинки, бисер,…
Клеёнки, досточки для лепки;
Картон для подложки и фона разного цвета и текстуры;
Стеки разной формы, тычки;
Формы для выдавливания;
Салфетки для рук;
Стаканчики для воды;
Цветная гуашь;
Кисточки разной толщины;
Муляжи, игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
Техническое оснащение
Учебный класс
Мультимедийный проектор
Дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).
Инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.).
Кадровое обеспечение
Специалист | Квалификация | Кол-во | Функции |
Педагог воспитатель | | 1 | осуществление образовательного процесса по Программе |
9.Оценочные материалы
Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из теста
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
Ф.И. ребёнка | Умеет раскатывать комочки теста прямыми и круговыми движениями кистей рук | Умеет отламывать от большого куска теста маленькие комочки | Умеет сплющивать комочки теста между ладонями | Умеет соединять в виде кольца | Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей | Умеет оттягивать части из основ-ной формы и сглаживать поверхности формы | Умеет присоединять отдельные части, прижимать, примазывать | Владеет приемом вдавливания для получения полой формы | Активно использует в работе стеки для завершения образа |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Оценочные материалы:
Процедура оценки предполагает пятиуровневый подход
Высокий уровень:
-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Умеет самостоятельно достигать цель;
Выше среднего:
-Проявляет начало творческих способностей.
-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
Средний уровень:
-Недостаточная самостоятельность;
-Замысел реализуется частично.
Выше низкого уровня:
- Замысел не реализован, работа не доведена до конца.
Низкий уровень:
-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;
-Отсутствует самостоятельность, интерес.
Список литературы
Список литературы для педагога.
1. И.А.Лыкова, Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет «Цветные ладошки» -М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.
4. И.А.Лыкова, В.А.Шипунова «Игрушки изначальные». М.: Издательский дом
«Цветной мир», 2012.
5. И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду. Экопластика». М.:
Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009.
6. И.А.Лыкова «Мы за чаем не скучаем» М.: Издательский дом «Цветной мир»,
2012.
7. И.А.Лыкова, Л.В.Грушина «Горячие картины» Издательский дом «КАРАПУЗ»,
2010.
8.Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.
9.Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
10. Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез.
11. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000.
12.Гусева И.В. Игрушки из соленого теста. Москва. Мой мир. 2006.
3. Поделки и сувениры из соленого теста. Ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006.
5. Чаянова Г.Н. «Соленое тесто» - М., 2005г.
6.Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». –М., 1995г.
7. Хоменко В.А. «Соленое тесто: шаг за шагом» - Харьков, 2007г.
8.Зимина Н. В «Шедевры из соленого теста» ООО ТД «Издательство Мир книги» 2010г.
9. Лыкова И.А., В. А. Шипунова «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.
10. «Фигурки из соленого теста» Москва «АСТ ПРЕСС книга» 2010г. серия мастер – класс на дому.
11. Синеглазова М.О.«Удивительное соленое тесто» Москва Издательский дом МСП -2007г.
Литература для учащихся
1. Агибина М. И., В. С. Горичева. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко», 1998 г.
2. Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс».
3. Журнал «Ксюща». Для любителей рукоделия. - №1-10 2010,
4. Журнал «Ксюша». Умелые ручки. - №1-10 2011.
5. Литвиненко В. М. Игрушки из ничего. – СПб.: Издательство «Кристалл». 2000
6. Лыкова И.А. Лепим с мамой.
7. Романовская А.Л., Е.М.Чезлов. «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс».
8. Силаева К. В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Изд. Эксмо. 2006
9. Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов / Пер. с пол.- М.: Мой мир. 2006
10. Хананова И.Н. Соленое тесто. Москва. 2007.
Интернет-ресурсы
8