Дополнительная общеобразовательная программа «LEGO Мастер» (4 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30» г.Сыктывкара
МОУ «СОШ № 30» г.Сыктывкара
Дополнительная общеобразовательная программа–
дополнительная общеразвивающая программа
«LEGO Мастер»
Направленность: техническая
Возраст учащихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования Табаева Светлана Александровна
Сыктывкар
2020
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
В современном мире технический прогресс шагнул далеко вперёд. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни? Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «LEGO Мастер» (далее – Программа) имеет техническую направленность, т.к. ориентирована на развитие технических и творческих способностей и умений учащихся, организацию научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения учащихся. Программа является модифицированной. За основу взята программа Перворобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo 2.0).
Программа разработана с учетом «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. №273 - ФЗ, письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06 -1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», требований федерального государственного образовательного стандарта, примерной образовательной программы начального общего образования, книги для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO WeDo (LEGO Education WeDo 2.0).
Новизна и актуальность
Развитие робототехники в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством РФ в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года». Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования – развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Новизна Программы заключается в технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Содержание программы выстроено таким образом, чтобы помочь школьнику постепенно, шаг за шагом раскрыть в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире.
Программа предлагает использование образовательных конструкторов LEGO WeDo 2.0. Работая индивидуально, парами или в командах, ребята могут создавать и программировать модели. Работа с конструкторами позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний, что является вполне естественным. Программируемые конструкторы и обеспечение к нему предоставляют ребенку возможность учиться на собственном опыте. Всё это вызывает у детей желание продвигаться по пути открытий и исследований, а любой успех добавляет уверенности в себе.
Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного проекта, который представляет для него интерес. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Ребята получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Отличительные особенности.
Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов Lego WeDo 2.0 как инструментов для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению на уроках робототехники. Возможность самостоятельной разработки и конструирования управляемых моделей для учащихся в современном мире является очень мощным стимулом к познанию нового и формированию стремления к самостоятельному созиданию, способствует развитию уверенности в своих силах и расширению горизонтов познания. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания:
естественные науки: изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ;
технология (проектирование): создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами;
технология (реализация проекта): сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями;
математика: измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров;
развитие речи: общение в устной или в письменной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и написать рассказ. Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе.
Интегрирование различных школьных предметов в данном учебном курсе открывает новые возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Адресат Программы:
Учащиеся 4 класса (10-11 лет).
Наполняемость в группах составляет 12 человек.
Объем и срок освоения Программы. Режим занятий.
Срок реализации Программы - 1 год. Количество часов: 2 часа в неделю, всего –68 часов. Режим занятий: 1 раз в неделю (за исключением каникул), продолжительность одного занятия – 2 урока по 40 мин., перерыв между уроками – 10 мин.
Формы проведения занятий:
- аудиторные формы: практическая работа, беседы, сообщения, викторины, тесты, конкурсы, соревнования, выставки, самостоятельная работа;
- внеаудиторные формы: праздники, акции, самостоятельная работа.
Занятия по Программе позволяют заложить фундамент для подготовки будущих специалистов нового склада, способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
-формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира, представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
- развивать умение самостоятельно решать техническую задачу; собирать, изучать и анализировать нужную информацию, устанавливая причинно-следственные связи; для достижения цели уметь планировать деятельность; читать и анализировать элементарные схемы; находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- способствовать формированию проектных навыков.
Развивающие:
- развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми разнообразных приёмов сборки и программирования робототехнических моделей, формировать умение планировать и анализировать деятельность для достижения результата;
- способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.
- способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков,
- формировать умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- формировать качества творческой личности с активной жизненной
позицией;
- воспитывать ответственность за свою работу и умение доводить задуманный проект до логического конца;
- способствовать воспитанию личностных качеств: целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, чувства коллективизма и взаимной поддержки, чувство такта, умения работать в команде.
Содержание программы
Учебный план
1 год обучения | ||||||
| Наименование разделов и тем | Количество часов | В том числе | |||
Теоретических | Практических | |||||
Введение в деятельность. Техника безопасности | 2 | 2 | - | |||
I РАЗДЕЛ. «Я конструирую» | 12 | 4 | 8 | |||
II РАЗДЕЛ. «Я программирую» | 14 | 7 | 7 | |||
III РАЗДЕЛ. «Я создаю» | 36 | 16 | 20 | |||
Конкурс конструкторских проектов | 4 | - | 4 | |||
| Итого: | 68 | 29 | 39 |
Содержание учебного плана
Введение в деятельность. Техника безопасности.
Теория. Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в лего-классе. Правила и приемы безопасной работы с конструктором. Демонстрация видео и анимационных фильмов, роботов, созданных из LEGO. История робототехники.
Ознакомление с конструктором LEGO WeDo 2.0. Программное обеспечение LEGO WeDo. Обзор: вкладка связь, вкладка проект, вкладка содержание, вкладка экран и т.д. Перечень терминов и их обозначение. Сочетания клавиш для быстрого доступа к некоторым функциям. Звуки – Блок «Звук» и перечень звуков, которые он может воспроизводить. Фоны экрана, которые можно использовать при работе. Обзор: зубчатые колёса, промежуточное зубчатое колесо, коронные зубчатые колёса, понижающая зубчатая передача, повышающая зубчатая передача, шкивы и ремни, перекрёстная ременная передача, снижение, увеличение скорости, червячная зубчатая передача, кулачок, рычаг.
Входящая диагностика.
РАЗДЕЛ. «Я конструирую».
Теория. Познакомить учащихся с различными видами соединения деталей, с принципами работы простейших механизмов и примерами их использования в простейших моделях. Построение моделей с зубчатыми колёсами, промежуточным зубчатым колесом, коронным зубчатым колесом. Уточнение понятий «понижающая зубчатая передача», «повышающая зубчатая передача», принципы работы шкивов и ремней; перекрёстная ременная передача, снижение, увеличение скорости, червячная зубчатая передача, кулачок, рычаг. Познакомить учащихся с понятием программы и принципом программного управления моделью. На этом уровне учащиеся приобретают необходимые знания, умения, навыки по основам конструирования, развивают навыки общения и взаимодействия в малой группе/паре.
Практика. Расширение представления о понятии «мотор и ось», исследование основных функций работы мотора. Изучение видов соединения мотора и зубчатых колес. Исследование вариантов конструирования зубчатой и ременной передачи для снижения/увеличения скорости. Знакомство с элементом модели червячная зубчатая передача, исследование механизма, выявление функций червячного колеса. Знакомство с элементом модели кулачок (кулачковый механизм), выявление особенностей кулачкового механизма. Прогнозирование результатов различных испытаний. Знакомство с понятием датчика. Способы применения механизмов в разных моделях без использования/ с использованием датчиков. Построение и тестирование моделей по образцу. Выработка умения читать технологическую карту заданной модели. Создание своей программы работы механизмов.
РАЗДЕЛ. «Я программирую»
Теория. Учащиеся знакомятся с основами алгоритмизации, изучают способы реализации основных алгоритмических конструкций в среде программирования LEGO. На этом уровне изучается понятие алгоритма, основные свойства алгоритма, понятие цикла, блока в среде программирования. Основное внимание уделяется разработке и модификации основного алгоритма управления моделью с изменением мощности мотора и применением различных блоков. На этом уровне учащиеся приобретают необходимые знания, умения, навыки по основам программирования, развивают навыки общения и взаимодействия в малой группе/паре.
Практика. Учащиеся изучают свойства алгоритмов, анализируют составленные ранее алгоритмы поведения моделей, разрабатывают и модифицируют программы с использованием блоков «Цикл», «Прибавить к экрану», «Вычесть из экрана», «Начать при получении письма», обсуждают возможные варианты их применения. Разрабатывают модели, сочетающие сразу несколько изученных простейших механизмов, исследуют допустимые варианты сообщений в блоках «Отправить сообщение» и «Начать при получении письма», учатся прогнозировать результаты различных испытаний, обсуждают возможные варианты применения алгоритмов. Происходит закрепление навыков чтения и составления технического паспорта и технологической карты, включающих в себя описание работы механизма.
РАЗДЕЛ. «Я создаю»
Теория. В ходе изучения тем раздела «Я создаю» упор делается на развитие технического творчества учащихся посредством проектирования и создания моделей более сложного поведения, творческих моделей по замыслу. Расширяются представления о программировании моделей Создаются условия для участия в выставках творческих проектов.
Практика. Обсуждение элементов модели сложного поведения, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Развитие модели: создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели, создание и программирование модели. Составление собственной модели, составление технологической карты и технического паспорта модели. Разработка одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма. Демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов.
Конкурс конструкторских проектов.
Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора LEGO, составление технологической карты и технического паспорта модели, демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов. Выставка моделей. Защита проектов.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям техническим творчеством, ручному труду; проявление интереса к самостоятельной работе c конструкторами;
- уважительное отношение к собственному труду, труду других людей; уважительное отношение к иному мнению; бережное отношение к используемому оборудованию;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- ориентирование на понимание причин успеха в деятельности, в том числе, на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов взрослых, товарищей, родителей;
- понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.
Предметные результатами
Учащиеся приобретут знания:
- о простейших основах механики и алгоритмизации; знание принципа действия простых механизмов; знание основных видов передачи движения, используемых в механизмах (зубчатая, ременная, червячная);
- о видах конструкций (однодетальные и многодетальные), неподвижных и подвижных соединениях деталей;
- о видах соединения деталей, о технологической последовательности изготовления несложных конструкций.
- знание правил техники безопасности при работе с конструкторами;
Метапредметные результаты:
Познавательные. Учащиеся научатся:
- с помощью учителя и самостоятельно анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- создавать и программировать действующие модели, реализовывать творческий замысел;
- определять, различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы о результате совместной работы подгруппы и всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
- использовать программное обеспечение для обработки информации, демонстрировать умение работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.
Регулятивные. Учащиеся научатся:
- работать по предложенным инструкциям, схемам; осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
- различать способ и результат действия; оценивать свои действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку педагога и товарищей;
Коммуникативные. Учащиеся научатся:
- работать в паре и в коллективе; договариваться, приходить к общему решению, учитывая разные мнения; стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве;
- представить свою модель, внятно и логично рассказать свой замысел; задавать вопросы по существу;
- работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
- допускать существование различных точек зрения и учитывать их; формировать собственное мнение и позицию; соблюдать корректность в высказываниях;
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
№ | Наименование оборудования | Кол -во |
1 | Интерактивная доска | 1 |
2 | Ноутбук (для педагога) | 1 |
3 | Ноутбук для учащегося (пронумерованный) | 10 |
4 | Проектор | 1 |
5 | Конструктор LEGO EducationWeDo2.0 (пронумерованный) | 10 |
6 | Лицензионное многопользовательское соглашение на использование ПО LE GO WeDo | 1 |
7 | Комплект учебных проектов | 1 |
8 | Программное обеспечение LEGO® EducationWeDо2.0 | 1 |
Организация развивающей предметно-пространственной среды:
Специально оборудованный кабинет.
Установка на каждый компьютер комплекта заданий LEGO EducationWeDo 2.0.
Нумерованные наборы конструкторов с элементами в контейнере.
Организованное для каждого учащегося группы рабочее место с компьютером и свободным местом для сборки моделей.
Отдельный шкаф, полки для хранения наборов, позволяющие хранить незавершённые модели, также можно раскладывать модели по отдельным небольшим коробочкам или лоткам.
Методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение программы
LEGO® EducationWeDo 2.0 - книга для учителя [Электронный ресурс];
Наборы образовательных конструкторов;
Разработки из опыта работы педагога (сценарии, игры и т.д.);
Презентации и видео к занятиям; фотографии и схемы моделей.
Методы и технологии обучения и воспитания
Основной организационной формой обучения в ходе реализации данной образовательной программы является занятие. Это форма обеспечивает организационную чёткость и непрерывность процесса обучения. Знание педагогом индивидуальных особенностей воспитанников позволяет эффективно использовать стимулирующее влияние коллектива на учебную деятельность каждого учащегося.
Неоспоримым преимуществом занятия является возможность соединения фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Формы занятий: соревнования, выставки, конкурсы, практикум, занятие – консультация, занятие-ролевая игра, занятие-презентация, занятие-проверки и коррекции знаний и умений.
Методы организации учебного процесса.
Информационно–рецептивный метод (предъявление педагогом информации и организация восприятия, осознания и запоминание обучающимися данной информации).
Репродуктивный метод (составление и предъявление педагогом заданий на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности, руководство и контроль за выполнением; воспроизведение воспитанниками знаний и способов действий по образцам, произвольное и непроизвольное запоминание).
Метод проблемного изложения (постановка педагогом проблемы и раскрытие доказательно пути его решения; восприятие и осознание учащимися знаний, мысленное прогнозирование, запоминание).
Эвристический метод (постановка педагогом проблемы, планирование и руководство деятельности учащихся; самостоятельное решение обучающимися части задания, непроизвольное запоминание и воспроизведение).
Исследовательский метод (составление и предъявление педагогом проблемных задач и контроль за ходом решения; самостоятельное планирование обучающимися этапов, способ исследования, самоконтроль, непроизвольное запоминание).
В организации учебной познавательной деятельности педагог использует также словесные, наглядные и практические методы.
Дидактические средства.
В ходе реализации образовательной программы педагогом используются дидактические средства: учебные наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства. Способы и направления поддержки детской инициативы обеспечивает использование интерактивных методов: проектов, проблемного обучения, эвристическая беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения, портфолио.
Основные принципы проведения занятий:
1.Безопасность.
Соблюдение техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами. Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка. Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил.
2.Возрастное соответствие.
Предлагаемые задания, виды изделий учитывают возможности детей данного возраста.
3.Преемственность.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».
4.Деятельностный принцип.
Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игрового (сюжетно-ролевые игры), продуктивного (выставочная, творческая деятельность), общения.
5.Наглядность
Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.
6.Дифференцированный подход.
Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.
7.Рефлексия.
Совместное обсуждение понятого, увиденного, сделанного на занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.
8.Конфиденциальность.
Адресность информации о ребенке родителям, педагогам, воспитателям; акцент на рекомендациях.
Формы текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации
Контроль осуществляется с целью эффективной организации образовательного процесса, обеспечивающего полноту и качество реализуемой Программы. Применяются следующие методы контроля:
- наблюдение – метод, необходимый педагогу для осуществления текущего контроля и итоговой аттестации (основной в работе);
- устный анализ самостоятельных работ – дает возможность учащимся логически мыслить и уметь высказать свое собственное суждение, помогает педагогу оценить творческие замыслы учащегося;
- тест – метод, при котором педагог может оценить теоретические знания учащихся. Проводится для осуществления текущего контроля и итоговой аттестации.
Для отслеживания результативности образовательного процесса по Программе на различных этапах обучения используются следующие виды контроля:
- промежуточная аттестация (декабрь);
- итоговая аттестация учащихся (апрель) после освоения всего объема Программы.
Виды, содержание, формы и сроки проведения аттестации
Вид аттестации, сроки проведения | Цель | Содержание | Формы проведения | КИМ |
Промежуточная аттестация декабрь | выявление уровня усвоения материала Программы по результатам выполнения заданий | Знание основных понятий. Умение самостоятельно изготовить модель по схеме | Тест, наблюдение | Приложение 1 |
Итоговая аттестация апрель | определение результативности и эффективности Программы | Знание деталей в конструкторе, назначение датчиков и моторов. Умение самостоятельно изготовить модель по схеме, программирование | Тест, наблюдение, анализ творческого проекта | Приложение 1, 2 |
Данные, полученные при проведении промежуточной и итоговой аттестации, вносятся в диагностическую карту. В ней отражены критерии для определения практического и теоретического материала. Контроль теоретического материала проводится с помощью теста и беседы.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые документы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70731954/
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/14644/
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. //Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. –М.: Просвещение, 2009.
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://base.garant.ru/70183566/#ixzz45zZVrQVh
Список литературы для педагога
Журба Н.Н., Педагог дополнительного образования: нормативные и методические основы организации деятельности:учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации /Н.Н. Журба, Ю.В. Ребиков, Г.С. Шушарина. – Челябинск: Цицеро, 2010.
Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
Книги для учителя по работе с конструктором «LEGO WeDo 2.0», перевод ИНТ, - 87 с.,
ЛЕГО-лаборатория (ControlLab).Эксперименты с моделью вентилятора: Учебно-методическое пособие, - М., ИНТ, 1998. - 46 с.
Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.ЛЕГО-лаборатория (ControlLab):Справочное пособие, - М., ИНТ, 1998. –150 стр.
Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001г.
Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO ControlLab). Учебно-методическое пособие, СПб, 2001, - 59 с.
«Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург, «Наука» 2010г.
Халамов В.Н. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие /Под рук. В.Н. Халамова и др. – Челябинск: Взгляд, 2011.
Шайдурова В.Н. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справочное пособие /В.Н. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика»Злаказов А.С., Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие /А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Литература для учащихся
Журба Н.Н., Педагог дополнительного образования: нормативные и методические основы организации деятельности:учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации /Н.Н. Журба, Ю.В. Ребиков, Г.С. Шушарина. – Челябинск: Цицеро, 2010.
Злаказов А.С., Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие /А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
ЛЕГО-лаборатория (ControlLab).Эксперименты с моделью вентилятора: Учебно-методическое пособие, - М., ИНТ, 1998. - 46 с.
Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.ЛЕГО-лаборатория (ControlLab):Справочное пособие, - М., ИНТ, 1998. –150 стр.
«Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург, «Наука» 2010г.
Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO ControlLab). Учебно-методическое пособие, СПб, 2001, - 59 с.
Халамов В.Н. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие /Под рук. В.Н. Халамова и др. – Челябинск: Взгляд, 2011.
Шайдурова В.Н. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справочное пособие /В.Н. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика»
Интернет ресурсы.
Учебно-методический комплекс
Календарно-тематический план
№ урока | Тема | Количество часов | Количество часов теория | Количество часов практика |
Введение в деятельность. Техника безопасности (2 ч.) | ||||
1 | Техника безопасности. Правила и приемы безопасной работы с конструктором. Правила поведения в лего-классе. | 2 | 2 | - |
I РАЗДЕЛ. «Я конструирую» (12 ч.) | ||||
2 | Первые шаги. Обзор. Подключение смартХаба к компьютеру. Разработка простейших моделей с использованием мотора. Совместная работа «Создание и программирование устройств» | 2 | 1 | 1 |
3 | Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса. Понижающая, повышающая зубчатая передача. Разработка простейших моделей по представлению. | 2 | 1 | 1 |
4 | Червячная зубчатая передача, кулачок, рычаг. Разработка простейших моделей по представлению. | 2 | 1 | 1 |
5 | Шкивы и ремни. Перекрестная ременная передача. Снижение, увеличение скорости. Разработка простейших моделей по представлению. | 2 | 1 | 1 |
6-7 | Индивидуальная творческая деятельность | 4 | - | 4 |
II РАЗДЕЛ. «Я программирую» (14 ч.) | ||||
8 | Раздел «Библиотека программирования». Мощность и остановка мотора. Направление и время вращения мотора. Создание модели и запуск программы. | 2 | 1 | 1 |
9 | Раздел «Библиотека программирования». Освещение, звук, изображение, текст. Создание модели и запуск программы. | 2 | 1 | 1 |
10 | Раздел «Библиотека программирования». Операции увеличения и снижения скорости. Создание модели и запуск программы. | 2 | 1 | 1 |
11 | Раздел «Библиотека программирования». Запуск с клавиши, запуск с сообщения, ожидание, обнаружение движения, наклона, звука. Создание модели и запуск программы. | 2 | 1 | 1 |
12 | Раздел «Библиотека программирования». Цикл. Программирование. Создание модели и запуск программы. | 2 | 1 | 1 |
13 | Раздел «Программные блоки». Блоки-операторы, блоки моторов. Создание модели и запуск программы. | 2 | 1 | 1 |
14 | Раздел «Программные блоки». Блоки данных датчиков, Блоки данных устройств, блоки отображения. Создание модели и запуск программы. | 2 | 1 | 1 |
III РАЗДЕЛ. «Я создаю» (36 ч.) | ||||
15 | Колебания. Модели «Робот-тягач», «Дельфин» | 2 | 1 | 1 |
16 | Езда. Модели «Гоночный автомобиль», «Вездеход» | 2 | 1 | 1 |
17 | Рычаг. Модели «Землетрясение», «Динозавр» | 2 | 1 | 1 |
18 | Ходьба. Модели «Лягушка», «Горилла» | 2 | 1 | 1 |
19 | Вращение. Модели «Цветок», «Подъемный кран» | 2 | 1 | 1 |
20 | Изгиб. Модели «Паводковый шлюз», «Рыба» | 2 | 1 | 1 |
21 | Катушка. Модели «Вертолет», «Паук» | 2 | 1 | 1 |
22 | Подъем. Модели «Грузовик», «Мусоровоз» | 2 | 1 | 1 |
23 | Захват. Модели «Роботизированная рука», «Змея» | 2 | 1 | 1 |
24 | Толчок. Модели «Гусеница», «Богомол» | 2 | 1 | 1 |
25 | Поворот. Модели «Устройство оповещения», «Мост» | 2 | 1 | 1 |
26 | Рулевой механизм. Модели «Вилочный погрузчик», «Снегоочиститель» | 2 | 1 | 1 |
27 | Трал. Модели «Очиститель моря», «Уборочная машина» | 2 | 1 | 1 |
28 | Движение. Модели «Измерение», «Детектор» | 2 | 1 | 1 |
29 | Наклон. Модели «Светлячок», «Джойстик» | 2 | 1 | 1 |
30 | Поворот. Модели «Луноход», «Робот-сканер» | 2 | 1 | 1 |
31-32 | Индивидуальная проектная деятельность | 4 | - | 4 |
Конкурс конструкторских идей. (4 ч.) | ||||
33-34 | Создание и программирование собственных механизмов и моделей. Подведение итогов. | 4 | - | 4 |
| ВСЕГО: | 68 | 29 | 39 |
Приложение 1
Оценочные материалы.
Для успешной реализации программы предполагается непрерывное и систематическое отслеживание деятельности учащихся на начало и окончание учебного года. Данные фиксируются в диагностических картах, параметры представлены в таблице и тематическом тесте.
Диагностика результативности и качества освоения программы
Параметры | Баллы | |
Образовательные результаты | ||
1 | Разнообразие умений и навыков, работа по инструкции, схеме | 1-3 |
2 | Тест определения начальной технической терминологии | 1-3 |
3 | Самостоятельность в решении конструкторских задач, связанных с конструированием | 1-3 |
4 | Созидательная деятельность и творческий подход к решению задач | 1-3 |
Эффективность воспитательных воздействий | ||
5 | Культура поведения | 1-3 |
6 | Стремление к аккуратности в выполнении задания и порядку на рабочем месте | 1-3 |
7 | Наличие стремления доводить начатое дело до конца | 1-3 |
Социально-педагогические результаты | ||
8 | Выполнение требований технике безопасности | 1-3 |
9 | Владение навыками сотрудничества и совместной деятельности, умение работать в команде | 1-3 |
Всего баллов: | 27 |
Критерии оценивания образовательных результатов
Образовательные результаты | |
Разнообразие умений и навыков, работа по инструкции | 1 балл: имеет слабые технические навыки, отсутствуют умения использовать схемы, инструкции; 2 балла: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать схемы, инструкции и инструменты; 3 балла: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты, схемы и инструкции. |
Тест определения начальной технической терминологии | 1 балл: тест выполнен учащимися с наименьшим количеством правильных ответов. 2 балла: учащиеся ответили на более половины вопросов правильно. 3 балла: учащиеся справились с вопросами теста или имеют незначительные погрешности в ответах. |
Самостоятельность и активность в решении конструкторских задач, связанных с конструированием | 1 балл: присутствует на занятиях, не активен; 2 балла: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы. 3 балла: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, помогает другим, самостоятельно занимается дома. |
Созидательная деятельность и творческий подход к решению задач | 1 балл: выполняет задания только по инструкциям и указаниям педагога; 2 балла: выполняет задания по инструкции и без инструкции, отталкиваясь от известных схем и картинок; 3 балла: выполняет задания по инструкциям и без инструкций, придумывает собственные модели, усовершенствует новыми элементами имеющиеся механизмы. |
Эффективность воспитательных воздействий | |
Культура поведения | 1 балл: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдаются нормы поведения. 2 балла: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает. 3 балла: имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет качества личности доброта, уважение, дисциплина |
Стремление к аккуратности в выполнении задания, и порядку на рабочем месте | 1 балл: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарно-гигиенические правила. 2 балла: выполняет правила не постоянно или после напоминания. 3 балла: без напоминания перед началом занятия и после использования инструментов, работой с конструктором аккуратно складывает детали. |
Наличие стремления доводить начатое дело до конца | 1 балл: отказывается от выполнения задания до конца. 2 балла: выполняет задание, но иногда не доводит до конца, требует контроля со стороны педагога. 3 балла: выполняет задание до конца, настойчив и усидчив при конструировании. |
Социально-педагогические результаты | |
Выполнение требований технике безопасности | 1 балл: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем педагога. 2 балла: выполняет правила техники безопасности после напоминания педагога. 3 балла: выполняет все правила техники безопасности при работе с деталями конструктора ЛЕГО. |
Владение навыками сотрудничества и совместной деятельности, умение работать в команде | 1 балл: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другими учащимися при выполнении заданий. 2 балла: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активному сотрудничеству с учащимися. 3 балла: постоянно доброжелательное отношение к другим учащимся, стремление помочь или подсказать, поделиться материалом или инструментами, желание выполнять коллективные работы или руководить их выполнением. |
Показатели критериев/показателей определяются уровнем: высокий (от 20 до 27 баллов), средний (от 10 до 19 баллов), низкий (от 1 до 9 баллов). Результаты по трех балльной системе вносятся в «Диагностическую карту» на начало и окончание учебного года. На основании полученных баллов учащимся определяется уровень освоения Программы.
Высокий уровень развития:
Учащийся самостоятельно, быстро и без ошибок выбирает необходимые детали; с точностью проектирует по образцу; конструирует по схеме без помощи педагога. Имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты, схемы и инструкции. Выполняет задание до конца, настойчив и усидчив при конструировании. Выполняет все правила техники безопасности при работе с деталями конструктора ЛЕГО. Постоянно доброжелательное отношение к другим учащимся, стремление помочь или подсказать, поделиться материалом или инструментами, желание выполнять коллективные работы или руководить их выполнением. Имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет качества личности доброта, уважение, дисциплина
Средний уровень развития:
Учащийся самостоятельно, без ошибок в медленном темпе выбирает необходимые детали, присутствуют неточности, проектирует по образцу, пользуясь помощью педагога; конструирует в медленном темпе, допуская ошибки. Имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать схемы, инструкции и инструменты; выполняет задание, но иногда не доводит до конца, требует контроля со стороны педагога. Выполняет правила техники безопасности после напоминания педагога.Нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активному сотрудничеству с учащимися.Имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий уровень развития:
Учащийся без помощи педагога не может выбрать необходимую деталь, не видит ошибок при проектировании; проектирует только под контролем; не понимает последовательность действий при конструировании. Имеет слабые технические навыки, отсутствуют умения использовать схемы, инструкции. Выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем педагога. Отказывается от выполнения задания до конца, стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другими учащимися при выполнении заданий. Моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдаются нормы поведения.
Диагностическая карта
«_____________» ___________________20____________г.
№ п/п | Ф.И. учащегося | Параметры | Середина года | Конец года | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | | | ||||
1 | | | | | | | | | | | | | ||
2 | | | | | | | | | | | | |
По данным таблицы можно провести сравнительный анализ показателей учащихся и провести анализ результативности и эффективности Программы.
Тест определения начальной технической терминологии
1 раздел «Детали конструктора» | |
| 1. К какому типу деталей относится деталь на картинке? 1 ) колёса 2) штифты 3) пластины 4) рамы 5) балки |
| 2. Как называется деталь на картинке? 1) балка 1х8 2) пластина 1х8 3) рама 1х8 4) балка с шипами 5) балка с шипами 1х8 |
| 3. В какой из отделов следует положить деталь на картинке? 1) датчики 2) штифты 3) изогнутые балки 4) никуда |
| 4. Как называется деталь на картинке? 1) ось 2 ) штифт 3х модульный 3) ось 3х модульная 4) втулка 5) шестерёнка |
| 5. Как называется деталь на картинке? 1) кирпичик 2 ) шестерёнка коронная 3) балка 4) втулка 5) шестерёнка |
| 6. К какому типу деталей относится деталь на картинке? 1) шины 2) штифты 3 ) изогнутые балки 4) балки 5) диски |
2. раздел «Устройства конструктора» | |
| 1.Как называется это устройство конструктора? 1). датчик расстояния 2) датчик наклона 3) датчик скорости 4) смарт-хаб |
| 2. Как называется это устройство конструктора? 1) датчик расстояния 2) датчик наклона 3) датчик скорости 4). смарт-хаб |
3 раздел «Механизмы и передачи» | |
| 1. Как называются эти зубчатые колеса? ведущее, промежуточное, ведомое большое, маленькое, большое первое, второе, третье |
| 2. Какая зубчатая передача изображена на рисунке? 1. повышающая 2. понижающая 3. прямая |
| 3. Как называется ременная передача? 1. повышающая 2. прямая 3. перекрестная 4. понижающая |
| 4. Для чего используется зубчатая рейка? 1. для изменения скорости объекта 2. для преобразования вращательного движения в поступательное. 3. для изменения направления вращения объектов |
4 раздел «Программирование» | |
| 1. Что означает этот блок палитры и для чего он нужен? 1. ждать до… 2. цикл – отвечает за повторение блока программы. |
| 2. Что означает этот блок палитры и для чего он нужен? 1. выключить мотор на.. 2. мощность мотора задает скорость вращения мотора от 1 до 10 3. мотор против часовой стрелки |
Критерии оценивания
1 балл: тест выполнен учащимися с наименьшим количеством правильных ответов.
2 балла: учащиеся ответили на более половины вопросов правильно.
3 балла: учащиеся справились с вопросами теста или имеют незначительные погрешности в ответах.
Приложение 2
Анализ творческого проекта учащегося
Проект – это самостоятельная индивидуальная или групповая деятельность учащихся, рассматриваемая как промежуточная или итоговая работа по данному курсу, включающая в себя разработку технологической карты, составление технического паспорта, сборку и презентацию собственной модели на заданную тему.
Итоговые работы должны быть представлены на выставке технического творчества, что дает возможность учащимся оценить значимость своей деятельности, услышать и проанализировать отзывы со стороны сверстников и взрослых. Каждый проект осуществляется под руководством педагога, который оказывает помощь в определении темы и разработке структуры проекта, дает рекомендации по подготовке, выбору средств проектирования, обсуждает этапы его реализации. Роль педагога сводится к оказанию методической помощи, а каждый обучающийся учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять свои работы.
Педагогическая технология - проект:
«Презентация творческой работы».
Этапы проектной деятельности:
1. Подготовка
Как эта проблема решалась раньше, до меня?
Что я знаю и умею для решения этой проблемы?
Какие материалы и инструменты могут мне помочь?
2. Проектирование
Пояснительная записка;
В пояснительной записке мы объясняем, почему мы выбрали этот проект.
Эскизы и чертежи;
Экономические расчеты;
Описание технологии;
Выбор материалов и инструментов;
3. Проектная деятельность
Творческая работа
4. Результаты и /или выводы
Прежде всего, мы должны научиться выдвигать идеи и выполнять эскизы;
Организовывать свое рабочее место;
Подбирать инструменты и приспособления для различных технологических операций;
Определять размеры, делать расчеты, строить чертежи;
Подбирать материалы;
Изготавливать вещи и готовить блюда своими руками;
Подсчитывать затраты на изготовление блюд;
Оценивать свою работу;
Исправлять ошибки.
5. Оценка результатов и процесса
Оформление конечных результатов
Подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.
Лист рефлексии
Ф.И. учащегося __________________________________
| Моя оценка ( 0 – 10 баллов) | Оценка педагога (0 - 10 баллов) |
Тема моей работы | | |
Мне было интересно | | |
Я умею: | | |
Искать информацию Выбирать интересные идеи Работать по готовому плану Планировать свою работу Делать презентации Работать с Интернетом Проводить опрос Анализировать данные Ставить эксперимент Делать выводы Умею презентовать свою работу Умею задавать вопросы по содержанию Умею отвечать на вопросы На выступлении чувствую себя комфортно Умею договориться с товарищами | | |
Доля моей самостоятельности | | |
Что мне не понравилось | | |
Полученные данные обрабатываются педагогом и вносятся в сводную (за весь курс обучения) карту индивидуального развития обучающегося для наблюдения наличия / отсутствии динамики.