Дополнительная общеобразовательная программа «Лего-конструирование» (Для детей 4-6 лет)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 102 общеразвивающего вида» (МДОУ «Д/с № 102»)
ПРИНЯТА | УТВЕРЖДЕНА |
Педагогическим советом | приказом МДОУ «Д/с № 102» |
МДОУ «Д/с № 102» | от «____» ________ 20___г. |
от « ___ »_________ 20__г. | № _____________ |
протокол заседания № __ | |
Дополнительная общеобразовательная программа
Лего-конструирование
Техническая направленность
Возраст воспитанников: 4-6 года
Срок реализации: 1 год
Составитель: Останкова Алевтина Геннадьевна
воспитатель
г.Ухта, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.
Актуальность программы
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Образовательная деятельность в детском саду строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей. С учетом особенностей образовательного учреждения – дошкольное образовательное учреждение детский сад с группами общеразвивающей направленности. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Конструирование по ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде лего- конструирования. Конструктор - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность не только собирать игрушку, но и играть с ней. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, то есть занимается творческой деятельностью. Основной образовательной деятельностью с использованием конструктора является игра -ведущий вид детской деятельности. Конструктор Лего позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.
Новизна, данная программа актуальна тем, что позволяет лучше познать современный окружающий мир, развивать образное и техническое мышление. Конструктор помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлеченно работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание творить, учиться. Занятия с конструктором - это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей.
Лего–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Адресат: программа рассчитана на детей младшего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет)
Объём: общее количество часов, запланированных на весь период реализации Программы, составляет 17часов 30 минут.
Режим: образовательная деятельность с детьми проводится 1 раз в неделю продолжительностью до 30 минут.
Форма организации: для успешного освоения программы образовательная деятельность организуется по группам с численностью детей не более 10 человек.
Срок освоения программы: 31 учебная неделя, 8 месяцев с октября по май.
Цель: развитие конструкторских способностей детей.
Задачи:
формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
приобщить детей к миру технического изобретательства;
развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на формирование инициативности, самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости и умение работать в коллективе.
Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «ЛЕГО – конструирование» содержит игры для всех возрастных групп детского сада, проекты совместной деятельности педагога с детьми, содержит перспективное планирование занятий для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
I. | Знакомство с лего- конструктором | 1 |
II. | Разные домики | 2 |
II.1. | Дом в котором я живу | 30 |
II.2. | Дом фермера | 30 |
II.3. | Домик лесника | 30 |
II.4. | Конструирование по замыслу | 30 |
III. | Спец транспорт | 2 |
III.1. | Пожарная машина | 30 |
III.2. | Полицейская машина | 30 |
III.3. | Скорая помощь | 30 |
III.4. | Конструирование по замыслу | 30 |
IV. | Транспорт (водный) | 2 |
IV.1. | Пароход | 30 |
IV.2. | Катер | 30 |
IV.3. | Плывут кораблики | 30 |
IV.4. | Теплоход | 30 |
IV.5. | Конструирование по замыслу | 30 |
V. | Зоопарк | 2 |
V.1. | Обезьяна | 30 |
V.2. | Слон | 30 |
V.3. | Играем в зоопарк | 30 |
VI. | Домашние животные | 2 |
VI.1. | Кошка, собака | 30 |
VI.2. | Кто живет на ферме | 30 |
VI.3. | Пастбище | 30 |
VI.4. | Конструирование по замыслу | 30 |
VII. | Транспорт (авиационный) | 2 |
VII.1. | Самолет | 30 |
VII.2. | Вертолет | 30 |
VII.3. | Взлетная площадка | 30 |
VII.4. | Конструирование по замыслу | 30 |
VIII. | Космос | 2 |
VIII.1. | Космонавты | 30 |
VIII.2. | Ракеты | 30 |
VIII.3. | Луноход | 30 |
VIII.4. | Робот | 30 |
VIII.5. | Конструирование по замыслу | 30 |
IX. | Город | 2 |
IX.1. | Многоэтажные дома | 30 |
IX.2. | Светофор | 30 |
IX.3. | Городской транспорт | 30 |
IX.4. | Конструирование по замыслу | 30 |
X. | Контрольные занятия | 30 |
| Итого | 17часов 30 минут |
Календарный учебный график
Дата начала учебного года | Дата окончания учебного года | Количество учебных недель | Продолжительность каникул | Сроки контрольных процедур |
Октябрь 2019 | Май 2020 | 31 | Каникулы не предусмотрены | 01.10.19г. по 04.10.19г., 25.05.20г. по 29.05.20г. |
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Содержание деятельности | Материалы о оборудование | Дата проведения | Дата проведения по факту |
Октябрь | Знакомство с ЛЕГО-конструктором | Познакомить с ЛЕГО-конструктором | конструктором | | |
Дом в котором я живу | Учить строить домики разной длины и величины. | конструктор | | | |
Дом фермера | Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу. | Конструктор | | | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | конструктор | | | |
Ноябрь | Пожарная машина | Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части. | Конструктор | | |
Полицейская машина | Рассказать о профессии полицейского. Учить строить полицейскую машину. Выучить телефон полицейской части. | Конструктор | | | |
Скорая помощь | Рассказать кто работает на скорой машине. Учить строить скорую машину. Выучить телефон скорой помощи. | Конструктор | | | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Конструктор | | | |
Декабрь | Пароход | Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. | конструктор | | |
Катер | Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы). Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. | конструктор | | | |
Плывут корабли | Закреплять знания о водном транспорте. Закреплять навыки конструирования. | конструктор | | | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | конструктор | | | |
Январь | Зоопарк | Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы. | Схемы, конструктор | | |
Обезьяна | Учить строить слона из ЛЕГО-конструктора. Развивать творческие навыки и терпение. | Схемы, конструктор | | | |
Слон | Учить строить верблюда. | Схемы, конструктор | | | |
Играем в зоопарк | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Схемы, конструктор | | | |
Февраль | Кошка, собака | Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. | Схемы, конструктор | | |
Кто живет на ферме | Учить строить животных, живущих на ферме. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. | Схемы, конструктор | | | |
Пастбище | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность. Учить строить загоны для домашних животных разными способами. | Схемы, конструктор | | | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Схемы, конструктор | | | |
Февраль | Самолет | Закреплять знания о профессии летчика. Учить строить самолет по схеме. | Схемы, конструктор | | |
Вертолет | Учить строить вертолет по схеме. | Схемы, конструктор | | | |
Взлетная площадка | Учить строить взлетную площадку по схеме. | Схемы, конструктор | | | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Схемы, конструктор | | | |
Март | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. | Схемы, конструктор | | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. | Схемы, конструктор | | | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. | Схемы, конструктор | | | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Схемы, конструктор | | | |
Апрель | Космонавты | Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить по схеме мальчика и девочку. | Схемы, конструктор | | |
Ракеты | Учить строить ракету из ЛЕГО-конструктора по карточке. | Схемы, конструктор | | | |
Луноход | Учить строит луноход из ЛЕГО-конструктора по карточке. | Схемы, конструктор | | | |
Робот | Показать игрушку робот. Учить строить робота. | Схемы, конструктор | | | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Схемы, конструктор | | | |
Май | Многоэтажные дома | Строить дома по схеме. | Схемы, конструктор | | |
Светофор | Закреплять знания о светофоре. | Схемы, конструктор | | | |
Городской транспорт | Продолжать строить по семам транспорт. | Схемы, конструктор | | | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Схемы, конструктор | | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
анализировать сделанные модели и постройки
создавать разнообразные постройки, конструкции, модели
заменять одни детали другими
строить по схеме, по инструкции
самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Т. И. Гризик «Умелые пальчики» 5-7 лет - М., Просвещение, 2012
2. В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста» - М., Центр педагогического образования, 2012
3. Комарова Л.Г«Строим из лего» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001
4. ЛуссТ.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего» Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2003
5. Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»