Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы-исследователи»

0
0
Материал опубликован 10 August 2017

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………...

3

Учебный план……………………………………………………………...

12

Содержание учебного плана……………………………………………...

14

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы………………………………………………….

25

Список литературы………………………………………………………..

27

Приложения ……………………………………………………………………...

29

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы-исследователи» - это программа социально-педагогической направленности.

Программа «Мы-исследователи» предполагает освоение материала на стартовом и базовом уровнях. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. На данном уровне учащийся осваивает нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеет системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); умеет самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка.

Реализация программы на стартовом уровне направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся в исследовательской деятельности:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы исследовательских задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы «Мы-исследователи»:

•         действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;

•         задавать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

•         обозначать границы исследования;

•         разрабатывать гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

•         деятельность по самостоятельному исследованию выбирать методы исследования;

•         проводить последовательно исследование;

•         фиксировать полученные знания (соберется и обработается информация);

•         анализировать и обобщать полученные материалы;

•         готовить отчет – сообщение по результатам исследования;

•         организовывать публичные выступления и защиту с доказательством своей идеи;

•         стимулировать исследовательское творчество детей с привлечением родителей;

•         обучать правилам написания исследовательских работ;

•         организовывать  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 

•         демонстрировать  результаты на мини- конференциях, семинарах;

•         включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов;

•         создавать у учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

•         активизировать интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы-исследователи» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).

Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение РФ от 4.09.14 №1726-р).

Приказом министерства образования и науки №1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 г. № 30468).

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Сан.ПиН 2.4.4. 3172-14).

Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

Уставом МБУДО «Дом детского творчества Оренбургского района Оренбургской области».

Положением о Пугачевском филиале МБУДО «Дом детского творчества Оренбургского района Оренбургской области».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы-исследователи» реализуется на основании договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве между МБУДО «ДДТ Оренбургского района Оренбургской области», МБОУ «Пугачевская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» и МБУК «Пугачевский».

В рамках данного сетевого взаимодействия МБУДО «ДДТ Оренбургского района» обеспечивает образовательную деятельность (реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мы-исследователи») творческого объединения «Мы-исследователи». МБОУ «Пугачевская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» предоставляет базу для проведения образовательного процесса. МБУК ЦК и БО «Пугачевский» предоставляет возможность использования информационных ресурсов библиотеки (для подготовки к занятиям и выставкам) и организации выставок.

Актуальность программы.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Новизна

За достаточно короткий срок обучения учащиеся получают основательный объем знаний в данной области, имеют хороший практический навык, что может послужить площадкой для дальнейшего продвижения в исследовательской деятельности.

В качестве основных неоспоримых достоинств проектной деятельности по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер является:

высокая степень самостоятельности, инициативности учебно-познавательной мотивированности;

развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

приобретение детьми опыта исследовательской и творческой деятельности;

межпредметная взаимосвязь знаний, умений и навыков.

 

Педагогическая целесообразность программы.

Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.

Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что “проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора”.

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической , но обязательно личностно-значимой проблемы. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности, самодеятельности школьника, его способности к осознанному познанию нового и решению жизненных проблем.

Цель программы - создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

воспитательная 

воспитывать у учащихся патриотические и нравственные ценности и идеалы, их связь с предыдущими поколениями;

приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

развивающая 

формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

совершенствовать творческие способности личности;

развивать познавательные потребности и способности, креативность;

развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание

образовательная

углублять и расширять знания по истории Древнего мира и истории своей страны;

формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

Отличительные особенности программы

При разработке программы «Мы-исследователи» были проанализированы программы социально-педагогической направленности по исследовательской деятельности:

- «Я-исследователь» Аверьянова Надежда Петровна (п. Игра),

- «Юный исследователь» Коршуновой Л.А. (п. Каменский),

- «Юный исследователь» Чернюк Л.А. (п. Агириш).

В программе Аверьяновой Н. П. рассматриваются базовые основы написания исследовательской работы. Но мало внимания уделяется именно исследованию. В программе Коршуновой Л.А. больший акцент сделан на изучение родного края, а природа изучаются лишь поверхностно и, так же, как и Аверьяновой Н. П., совсем не затрагивается раздел «Известные люди и народы родного края». Программа Чернюк Л.А. направлена на детей с уже глубокими знаниями по физическому исследованию природы. Программа «Мы-исследователи» охватывает все теоретические аспекты исследования, направления исследования родного края, а также изучение останков морских организмов, обитавших на территории Оренбургской области в древности. Программа «Мы-исследователи» направлена на детей, у которых нет специализированной подготовки в области исследований и проектирования, которые только начинают изучение данной области исследований.

Возраст детей и срок реализации программы

Программа ориентирована на детей в возрасте 10-12 лет и рассчитана на 1 год обучения (144 часа).

Формы и режим занятий Форма организации образовательного процесса – групповое занятие.

Формы организации занятий: беседы, посещение выставок, конкурсы, открытое занятие, оформление стендов, выставок, игры. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (поиск информации, анкетирование), где стимулируется самостоятельное творчество.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Ожидаемые результаты и способы проверки их результативности:

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

умения учиться: навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

Для оценки результативности программы используются следующие методики и диагностики:

- индивидуально-диагностическая карта отслеживания динамики развития учащегося (Приложение № 1).

Формы подведения итогов реализации программы

Возможные результаты исследовательской деятельности обучающихся:

альбом,

журнал, книжка-раскладушка,

коллекция,

наглядные пособия,

паспорт проекта,

плакат,

стенгазета,

учебное пособие,

фотоальбом

газета.

Так же учащиеся в течение учебного года принимают участие в конкурсах различного уровня.Учебный план

п/п

Раздел (тема)

Общее количество часов

В том числе:

Теоретических

Практических

1.Основы проектной деятельности

1

Кто такие исследователи? Что такое проект?

2

2

-

2

Требования техники безопасности

Основные методы исследования.

2

2

-

3

Этапы проектной деятельности

2

2

-

4

Проект- это «пять П»

2

2

-

5

Роль исследований в нашей жизни. Учимся видеть проблемы.

2

2

-

6

Секреты успешного выступления

2

2

-

7

Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.

2

2

-

8

Приемы конспектирования

2

2

-

2. История Древнего мира

9

Наука археология

2

2

-

10

Люди и вещи

2

2

-

11

« Что мы знаем о древних морских организмах Оренбургской области?»

4

2

2

12

Невероятные артефакты.

2

2

-

13

Анкетирование и анализ анкет по данному проекту

4

2

2

14

« Наши коллекции»

4

2

2

15

Исследование останков древних морских организмов Оренбургской области

4

2

2

16

Практическая работа «Обработка результатов исследований».

4

2

2

17

Речь защиты проекта

4

2

2

18

Презентация к защите проекта «Останки древних морских организмов Оренбургской области»

4

2

2

19

Защита проектов

4

2

2

3 История своего края

20

Начало работы над проектом « Россия в символах и образах»

4

2

2

21

Анкетирование и анализ анкет по данному проекту

4

2

2

22

Государственные символы России.

4

2

2

23

Проект «Государственные символы Оренбургской области».

4

2

2

24

Геральдика Оренбургской области

6

2

4

25

Топонимы Оренбургской области

6

2

4

26

Обработка результатов исследований по данному проекту

4

2

2

27

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения

4

2

2

28

Экскурсия в краеведческий музей «Знакомство с историей своего родного края».

2

2

-

29

Проект «Знаменитые люди и герои - наши земляки».

6

2

4

30

Анкетирование и анализ анкет по данному проекту

4

2

2

31

Обработка результатов исследований по данному проекту

4

2

2

32

«Традиции и обычаи народов, проживающих на территории п. Пугачевский» проект-исследование

6

2

4

33

Анкетирование и анализ анкет по данному проекту

4

2

2

34

Обработка результатов исследований по данному проекту

4

2

2

35

«Природные и исторические памятники на территории Оренбургского района» - проект-исследование.

6

2

4

36

Анкетирование и анализ анкет по данному проекту

4

2

2

37

Обработка результатов исследований по данному проекту

4

2

2

38

Оформление заметок в районную газету об истории, культуре, природе своего края.

4

2

2

39

«Час Вдохновения и Самовыражения».

Защита проекта

4

2

2

40

Обобщение и повторение изученного за год.

2

2

-

 

Итого:

144

80

64

Содержание учебного плана

Основы проектной деятельности.

1.Кто такие исследователи? Что такое проект?

Теория. Что такое исследования? Общие направления исследований.Виды исследований. Знания, умения, навыки, необходимые в исследовательском поиске

Практика: сообщения об заинтересовавших учащихся исследованиях и исследователях.

2. Требования техники безопасности. Основные методы исследования.

Теория. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Методика сбора материала для исследовательской работы. Методы работы со справочниками, словарями, энциклопедиями, диаграммами, картосхемами, таблицами. Работа в Интернет;поиск в Интернете. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практика: Сбор материалов для исследовательской работы. Работа с источниками информации. Индивидуальная работа над проектами и исследованиями.

Работа с Интернет.

3. Этапы проектной деятельности

Теория. Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы.

Практика: Работа над планом исследования по выбранной теме, выбор методик исследования, формулирование целей и задач исследования

4. Проект- это «пять П»

Теория. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования .Составление рабочего плана исследования. Планирование исследовательской деятельности. Проведение исследования: наблюдения, эксперименты, сбор информации - отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Обработка результатов исследования.

5. Роль исследований в нашей жизни. Учимся видеть проблемы.

Теория. Выявление интересов, мотивы деятельности и творчества ребенка, индивидуальный выбор темы для дальнейшего исследования или проекта. Интернет; правила работы с ним.

Экскурсия в библиотеку.

6. Секреты успешного выступления.

Теория. Что нужно знать выступающему перед аудиторией? Как отобрать материал для выступления? Выступления с докладами в начальной школе, перед членами своего объединения,на школьных и районных научно-практических конференциях

Практика: отработка навыка выступления перед аудиторией, отработка приемов использования презентаций, наглядного материала.

7. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.

Теория. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практика: Сбор материалов для исследовательской работы. Работа с источниками информации. Индивидуальная работа над проектами и исследованиями.

Работа с Интернет.

8. Приемы конспектирования.

Теория. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практика: Сбор материалов для исследовательской работы. Работа с источниками информации. Индивидуальная работа над проектами и исследованиями.

История Древнего мира.

9. Наука археология

Теория. Наука археология. Далёкое прошлое.

Практика: Сбор материалов для исследовательской работы. Работа с источниками информации.

10. Люди и вещи.

Теория. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д.

Практика: Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль.

11. « Что мы знаем о древних морских организмах Оренбургской области?»

Теория. Древние морские организмы Оренбургской области. Работа в Интернет;поиск в Интернете. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практика: Сбор материалов для исследовательской работы. Работа с источниками информации. Индивидуальная работа над проектами и исследованиями.

12. Невероятные артефакты.

Теория. Что такое артефакты? Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы.

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

13. Анкетирование и анализ анкет по данному проекту.

Теория. Составление анкет и проведение анкетирование по своему проекту. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практика: Сбор материалов для исследовательской работы. Работа с источниками информации.

14. « Наши коллекции»

Теория. Классифицирование  объектов коллекций. Выполнение несложных манипуляции во время проведения элементарных опытов. Совершенствование умения составлять небольшие рассказы об останках морских организмов.

 Практика: Сбор объектов коллекций. Составление и оформление коллекций.

15. Исследование останков древних морских организмов Оренбургской области.

Теория. Изучение строения и образа жизни наиболее распространенных ископаемых животных, анализируя источники информации по данной теме, выявить, какова была их роль в морской экосистеме. Исследование окаменелостей позволяет получить информацию об условиях, в которых развивались существа того времени, и узнать, как они жили, умирали и окаменевали. 

Практика: Исследование останков древних морских организмов Оренбургской области.

16. Практическая работа «Обработка результатов исследований».

Теория. Обработка результатов наблюдений. Особенности рельефа своей местности, где были обнаружены останки древних морских организмов. Методика обработки результатов исследований и их описания. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.Тезисы. Подготовка презентации по теме исследовательской работы или проекта.

Практика: Проведение обработки результатов исследований. Оформление исследовательской работы .Подготовка тезисов. Подготовка компьютерной презентации.

17. Речь защиты проекта

Теория. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль.

Практика: Речь защиты проекта.

18. Презентация к защите проекта «Останки древних морских организмов Оренбургской области»

Теория. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий.

Практика: Презентация к защите проекта «Останки древних морских организмов Оренбургской области»

19. Защита проектов

Теория. Выступления с докладами в начальной школе, перед членами своего объединения, на школьных и районных научно-практических конференциях

Практика: выступление перед аудиторией

История своего края .

20. Начало работы над проектом « Россия в символах и образах»

Теория. Выбор темы для индивидуального или группового исследования или проекта. Обоснование выбранной темы. Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования .Составление рабочего плана исследования.

Практика: Работа над планом исследования по выбранной теме, выбор методик исследования, формулирование целей и задач исследования.

21. Анкетирование и анализ анкет по данному проекту

Теория. Составление анкет и проведение анкетирование по своему проекту. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практика: Сбор материалов для исследовательской работы. Работа с источниками информации.

22. Государственные символы России.

Теория. Россия как самобытная страна с богатым культурным и историческим наследием. Государственные символы России.

Практика: Сбор материалов для исследовательской работы. Фотоальбом «Государственные символы России в нашей жизни». Сувениры.

23. Проект «Государственные символы Оренбургской области».

Теория.Государственные символы Оренбургской области. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы. Основы научного исследования.

Практика: Сбор материалов для исследовательской работы. Фотоальбом «Государственные символы Оренбургской области в нашей жизни». Сувениры.

24. Геральдика Оренбургской области

Теория.Современные гербы и флаги городов и районов Оренбургской области

Практика: Составление журнала «Геральдика Оренбургской области»

25. Топонимы Оренбургской области

Теория.История возникновения моего села. Источники знаний о прошлом села. Первые упоминания о селе. Топонимы села.

Практика: Составление журнала «Топонимы в местных названиях».

26. Обработка результатов исследований по данному проекту

Теория.Изучение краеведческой литературы. Как работать с научной литературой, архивными данными, справочниками. Переписка с краеведами. Встречи со старожилами села.

Практика:Ведение полевого дневника. Оформление исследовательских работ и их презентация.

27. Особенности географического положения и природы своего края. История заселения.

Теория.Что такое свой край, своя местность, малая Родина. Родной край- часть России, частица мира. Направления краеведения: историческое, географическое, литературное и т.д. 

Практика: Работа с картами, атласами.

28. Экскурсия в краеведческий музей «Знакомство с историей своего родного края».

Теория. Изучение истории своего родного края.

Практика: Изучение экспонатов истории своего родного края.

29. Проект «Знаменитые люди и герои - наши земляки».

Теория. Знаменитые люди - наши земляки.

Практика: Составление альбома «Знаменитые люди и герои - наши земляки»

30. Анкетирование и анализ анкет по данному проекту

Теория.Виды источников изучения родного края: вещественные, изобразительные, письменные, устные, звукозаписи.

Практика: Наблюдение, описание вещественных источников своей местности, сбор вещественных источников у населения. Запись образцов народного творчества жителей села. Рассказы-воспоминания бабушек, дедушек. Воспоминания, рассказы местных жителей- свидетели исторических событий.


 

31. Обработка результатов исследований по данному проекту

Теория.Формы и методы организации исследовательской деятельности.   Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ научно- популярной и методической литературы. Практика:Составление рабочего плана исследования. Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

32. «Традиции и обычаи народов, проживающих на территории п. Пугачевский» проект-исследование

Теория. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта.

Практика: Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

33. Анкетирование и анализ анкет по данному проекту

Теория. Составление анкет и проведение анкетирование по своему проекту. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практика: Сбор материалов для исследовательской работы. Работа с источниками информации.

34. Обработка результатов исследований по данному проекту

Теория.Формы и методы организации исследовательской деятельности.   Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ научно- популярной и методической литературы. Практика:Составление рабочего плана исследования. Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

35. «Природные и исторические памятники на территории Оренбургского района» - проект-исследование.

Теория. Природные и исторические памятники на территории нашего края. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы. Основы научного исследования.

Практика:Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

36. Анкетирование и анализ анкет по данному проекту

Теория. Составление анкет и проведение анкетирование по своему проекту. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практика: Сбор материалов для исследовательской работы. Работа с источниками информации.

37. Обработка результатов исследований по данному проекту

Теория.Формы и методы организации исследовательской деятельности.   Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ научно- популярной и методической литературы. Практика:Составление рабочего плана исследования. Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

38. Оформление заметок в районную газету об истории, культуре, природе своего края.

Теория. Правила оформления заметок в районную газету

Практика:Оформление заметок в районную газету об истории, культуре, природе своего края

39. «Час вдохновения и самовыражения».

Защита проекта

Теория. Выступления с докладами в начальной школе, перед членами своего объединения,на школьных и районных научно-практических конференциях

Практика: отработка навыка выступления перед аудиторией, отработка приемов использования презентаций, наглядного материала.

40. Обобщение и повторение изученного за год.

Теория. Обобщение и повторение изученного за год.

Практика: Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

План

Факт

 

Основы проектной деятельности.

16

16

-

   

1

Кто такие исследователи? Что такое проект?

 

2

     

2

Требования техники безопасности.Основные методы исследования.

 

2

     

3

Этапы проектной деятельности

 

2

     

4

Проект- это «пять П»

 

2

     

5

Роль исследований в нашей жизни. Учимся видеть проблемы.

 

2

     

6

Секреты успешного выступления

 

2

     

7

8

Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.

 

2

     

Приемы конспектирования

 

2

     
 

История Древнего мира

38

22

16

   

9

10

Наука археология

 

2

     

Люди и вещи

 

2

     

11

12

« Что мы знаем о древних морских организмах Оренбургской области?»

4

2

2

   

Невероятные артефакты.

2

2

-

   

13

Анкетирование и анализ анкет по данному проекту

4

2

2

   

14

15

« Наши коллекции»

4

2

2

   

Исследование останков древних морских организмов Оренбургской области

4

2

2

   

16

Практическая работа «Обработка результатов исследований».

4

2

2

   

17

Речь защиты проекта

4

2

2

   

18

Презентация к защите проекта «Останки древних морских организмов Оренбургской области»

4

2

2

   

19

Защита проектов

4

2

2

   
 

История своего края

90

42

48

   

20

Начало работы над проектом « Россия в символах и образах»

4

2

2

   

21

Анкетирование и анализ анкет по данному проекту

4

2

2

   

22

23

Государственные символы России.

4

2

2

   

Проект «Государственные символы Оренбургской области».

4

2

2

   

24

Геральдика Оренбургской области

6

2

4

   

25

Топонимы Оренбургской области

6

2

4

   

26

Обработка результатов исследований по данному проекту

4

2

2

   

27

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения

4

2

2

   

28

Экскурсия в краеведческий музей «Знакомство с историей своего родного края».

2

2

-

   

29

Проект «Знаменитые люди и герои - наши земляки».

6

2

4

   

30

Анкетирование и анализ анкет по данному проекту

4

2

2

   

31

Обработка результатов исследований по данному проекту

4

2

2

   

32

«Традиции и обычаи народов, проживающих на территории п. Пугачевский» проект-исследование

6

2

4

   

33

Анкетирование и анализ анкет по данному проекту

4

2

2

   

34

Обработка результатов исследований по данному проекту

4

2

2

   

35

«Природные и исторические памятники на территории Оренбургского района» - проект-исследование.

6

2

4

   

36

Анкетирование и анализ анкет по данному проекту

4

2

2

   

37

Обработка результатов исследований по данному проекту

4

2

2

   

38

Оформление заметок в районную газету об истории, культуре, природе своего края.

4

2

2

   

39

«Час вдохновения и самовыражения».

Защита проекта

4

2

2

   

40

Обобщение и повторение изученного за год.

2

2

-

   

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мы-исследователи» используется следующая методическая продукция:

Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов. Организационно-методическое сопровождение /Л.Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2015.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. _ 224 с.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. _ М.: Академия, 2005.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

http://detskiy-mir.net/rating.php

http://ru.wikipedia.org

http://vip.km.ru/Megabook/child/index.asp

http://www.encyclopedia.ru

Методы обучения, используемые педагогом дополнительного образования при реализации данной программы:

словесный,

объяснительно-иллюстративный,

метод стимулирования учебной деятельности,

репродуктивный,

проблемный,

эвристический.

Для реализации программы требуются следующие дидактические материалы:

- плакаты с иллюстрациями древних морских животных,

- репродукции, фотографии, картинки с изображением России и Оренбургской области и т.д.,

- CD-диски с классической музыкой,

- репродукции, фотографии, картинки с изображением известных памятников Оренбуржья, народов Оренбуржья,

- презентации, подготовленные к каждому занятию.

Формы организации занятий: беседы, встреча с интересными людьми, посещение выставок, музеев, конкурсы, открытое занятие, оформление стендов, выставок, игры.

Для оценки результативности программы применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение). Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимся за период реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы .

Материально-техническое обеспечение программы:

- просторный, светлый, хорошо проветриваемый кабинет,

- парты, стулья,

- классная доска и проекционный экран,

- шкафы для хранения методического, дидактического материалов,

- раковина с холодной и горячей водой,

- ноутбук, проектор,

- коллекции.

Кадровое обеспечение программы. Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности творческого объединения социально-педагогического направления. Для успешной реализации программы необходимо сотрудничество со школьными учителями-предметниками по географии и истории.

Список литературы

Для педагога

География :Материалы для докладов и рефератов. М., «Дрофа», 2007г.

Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: «Просвещение», 2010.

Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения// Директоршколы, 1995. — № 6.

Данилова В.Л. ,Дерюгина Н.Б. Основы ученического исследования. Ижевск. 2008 г.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. 

Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с

Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2011

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народноеобразование, 2000. — № 7.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С. Полат и др. Под редакцией Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Руководство к познанию природы и населения Удмуртии. Ижевск, 1993 г.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.Генезис.2010 г.

Савенков А.И. Программа исследовательского обучения младших школьников.Генезис.2010г.

Савенков А.И.Путь в неизведанное:как развивать свои исследовательские способности.Генезис.2005 г.

Литература для детей

1. Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003. №4. – С. 25-28.

2.​ Арцев М.Н.   Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. - №6. - С.4-30.

3.​ Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 3. – С. 68-74.

4.​ Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 44-50.

5.​ Демидова М.   Научные факты или способы их получить: где золотая середина?: Обучение школьников методам и приемам научного познания //Народное образование. – 2006. - №4. - С.182-189.

6.​ Леонтович А.В. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты // Школьные технологии. – 2006, № 6, с. 89-98.

7. Татаринова Л.   Как в режиме экспериментальной деятельности составить индивидуальный план исследования // Школьное планирование.-2005.-№3.


 

 

Приложение 1

Индивидуально-диагностическая карта

отслеживания динамики развития учащихся

Школа_________ Творческое объединение_________________________

Фамилия_______________________Имя_____________Возраст____Класс______

Год обучения_______________

Педагог____________________

Черты индивидуальности

Начало уч. года

Конец уч. года

1. Сведения о семье

- состав семьи;

- обстановка в семье;

- воспитательные позиции в семье.

   

2. Здоровье

- общее состояние здоровья;

- позиции к образу жизни.

   

3. Волевые черты характера

- настойчивость в работе;

- дисциплинированность;

- организованность (планирование, самоконтроль в работе).

   

4. Мотивы посещения творческого объединения

- здоровье (физическое и психическое;

- любознательность;

- трудолюбие;

- одобрение педагога;

- игровая деятельность;

- самоутверждение (уверенность, неуверенность в себе)

   

5. Ценностные ориентации

- к себе;

- к коллективу;

- к здоровью.

   

6. Нравственные черты характера

- доброта;

- честность.

   

Условные обозначения:

 - высокий уровень (отличное усвоение знаний);

∆ - средний уровень;

○ – низкий уровень29

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации