ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета от «___» ____________ 2020 г. Протокол № ___ | УТВЕРЖДАЮ Исполняющий обязанности директора ОГБУ ДО ДТДМ ________________Т.Ю. Сергеева Приказ № ______-од от «___» __________ 2020 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Правополушарное рисование»
Объединение «Студия творческого развития «Индиго»
Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Автор-разработчик:
педагог дополнительного образования
Тулупова Лариса Сергеевна
г. Ульяновск, 2020 г.
Структура дополнительной общеразвивающей программы
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка | 3 стр. |
1.2. Содержание программы | 10 стр. |
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график | 22 стр. |
2.2.Условия реализации программы | 26 стр. |
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы | 26 стр. |
2.4. Методические материалы | 27 стр. |
2.5. Список литературы | 30 стр. |
1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование» (далее – Программа) разработана для реализации на базе ОГБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Ульяновска.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
СанПиН 2.4.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Устав ОГБУ ДО ДТДМ (Распоряжение Министерства образования и науки Ульяновской области от 22.03.2017 № 506-р);
Положение о проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (локальный акт ОГБУ ДО ДТДМ, утвержденный на заседании педагогического совета, протокол №2 от 22.02.2019).
Уровень освоения программы: стартовый.
Направленность программы: художественная
Дополнительность программы заключается в использовании методики нетрадиционной изобразительной деятельности, не применяемой в качестве отдельного предмета в дошкольных образовательных учреждениях.
Актуальность программы заключается в выявлении и развитии творческих способностей ребенка независимо от имеющихся у него изобразительных навыков посредством сочетания традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Новизна программы состоит в том, что использование метода правополушарного рисования позволяет в короткие сроки развить творческие задатки, заложенные в каждом ребенке от природы, и создаёт ситуацию успеха, в которой ребёнок получает стимул для дальнейшего творческого самовыражения и развития.
Инновационность программы заключается в возможности быстрый – уже с первых занятий - положительный результат в развитии творческих изобразительных способностей.
Отличительная особенность. Программа имеет модульную структуру. Состоит из двух модулей.
1-ый модуль включает разделы: «Введение в мир правополушарного рисования» (2 часа), «Воспоминания о лете» (8 часов), «Краски осени» (12 часов), «Зимняя сказка» (10 часов). Всего - 32 учебных часа.
2-ой модуль включает разделы: «Виды фонов в правополушарном рисовании» (2 часа), «Как прекрасен этот мир, посмотри» (12 учебных часов), «Весна-красна» (18 часов), «Это – Родина моя» (8 часов). Всего - 40 учебных часов.
Каждый из модулей Программы может использоваться в качестве самостоятельной краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы или как составная часть программ дополнительного образования художественной направленности.
Деление учебного плана каждого модуля на разделы позволяет совершать добор обучающихся (при наличии вакантных мест) на любой стадии реализации обучения без опасения, что обучающийся не освоит материал программы. Пропущенный материал программы может быть разработан отдельно для ребенка, с целью освоения полного курса (модуля) программы.
Педагогическая целесообразность.
Все большей популярностью в практике обучения изобразительной деятельности в последнее время пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться рисовать за короткое время можно используя инновационную методику правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем.
Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. При использовании специальных техник активизируется творческая деятельность и интуиция у любого человека. Детям свойственно заниматься творческой деятельностью. Но, как правило, система образования сформирована так, что на изучение точных наук отводится гораздо больше времени, чем на творческие процессы. Все это способствует стимуляции левого полушария, которое, как известно, отвечает за логические процессы и аналитическое мышление. Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга. Применение методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала ребенка. Кроме того, это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, а еще оказывает помощь в усвоении материала. Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы. Формируется отношение к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок, не обращая внимания на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно. Отключение логики и рациональной оценки является результатом такого интуитивного метода творчества.
Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым полушарием и этому способствует методика и техника правополушарного рисования, включающая в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд кажутся очень необычными. Именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключать логику. Рисование используя то правую, то левую руку, прописывание букв в зеркальном отображении и много других неожиданных заданий позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии.
Дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование» включает в себя использование разнообразных материалов и техники, что будит в ребёнке творческую инициативу, развивает фантазию и воображение. Не обладая достаточными навыками, дети, рисуя на нечастых и непродолжительных занятиях в образовательной организации, обычно не удовлетворяются своими слабыми рисунками и постепенно утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении же нестандартных работ, сочетая традиционные и нетрадиционные техники изобразительной деятельности, обучающиеся начинают с увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, обучающиеся становятся более активными и стремятся к самостоятельным творческим работам и достижениям.
Данная программа может рассматриваться как подготовительный курс для более углубленного изучения изобразительного искусства, которое ребенок при желании может продолжить в творческом объединении или в художественной школе.
Адресат программы: дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование» предназначена для постоянного контингента смешанного типа, детей дошкольного возраста 5-7 лет.
Объём программы: 72 часа.
Формы обучения и виды занятий:
Обучение по программе ведётся с применением различных форм обучения: очная, электронное обучение и обучение с применением дистанционных технологий.
Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экскурсии (в том числе виртуальные) в выставочные залы, музеи. Участие в конкурсах, в социально-значимых мероприятиях, олимпиадах, выставках.
Основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения, продуктивно-творческая деятельность.
каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а также на развитие правого полушария головного мозга.
Формы и методы обучения:
словесный – подача нового материала;
наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир;
практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий;
демонстрационный – показ моделей, предметов;
метод стимулирования познавательного интереса;
наблюдение и анализ;
иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д.
Сроки и объем освоения программы: 72 учебных часа, 9 месяцев.
1-ый модуль - 32 учебных часа, 4 месяца.
2-ой модуль - 40 учебных часов, 5 месяцев.
Режим проведения занятий. Занятия с детьми проходят один раз в неделю по 2 академических часа (продолжительность 1 академического часа составляет 30 минут).
Зачисление на обучение ведется на основании заявлений от родителей (законных представителей) без предъявления требований к знаниям, умениям, навыкам.
Наполняемость группы до 15 человек.
В случае пропуска занятий по причине производственной необходимости (праздничные дни, карантин) программа может быть выполнена за счёт корректировки календарного учебного графика (уплотнения тем).
Цель - развитие творческих изобразительных способностей детей путем овладения приёмами правополушарного рисования.
Задачи:
Предметные задачи:
1) формировать эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, способность воспринимать эстетику природных объектов;
2) формировать опыт создания художественных образов в жанре живопись;
3) формировать опыт работы с различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности;
4) развивать визуально - пространственное мышление как форму эмоционально ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Метапредметные задачи:
1) развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
2) развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, определять наиболее эффективные способы их достижения;
3) формировать навыки самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
4) развивать навыки организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.
Личностные задачи:
1) воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира во всем ее многообразии – от красоты природы до красоты повседневных, бытовых объектов;
2) формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
3) воспитывать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
4) формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Планируемые результаты
К концу первого года обучения дети должны владеть следующими компетенциями:
Предметные:
Обучающиеся должны знать:
- основные понятия, термины области изобразительного искусства (искусство, изобразительное искусство, живопись, композиция, эскиз, линия, пятно, точка, мазок, подмалевок, перспектива, линия горизонта, свет, тень, полутень, блик, основные цвета, дополнительные цвета, оттенок, контраст);
- основы цветоведения;
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
- контрасты форм;
- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
- гармонию цвета;
- русские сказки, географические понятия, азы астрономии, природу
родного края и др.
Метапредметные
Обучающиеся будут уметь:
- смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- соблюдать последовательность в работе;
- владеть основами перспективы основами цветоведения;
- правильно расположить предмет на листе;
- самостоятельно разбираться в этапах своей работы;
- работать в технике правополушарного рисования;
Личностные:
Обучающиеся научатся:
- творчески подходить к выполнению работы;
- грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе;
- организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
- радоваться своим успехам и успехам товарищей;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-быть дисциплинированными, трудолюбивыми, проявлять упорство в достижении поставленной цели
-активно принимать участие в выставках, экскурсиях, конкурсах, олимпиадах, мероприятиях и т.д.
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамотой. Дети будут знать специальную терминологию, научатся общаться с основными художественными материалами, активизируют творческие способности и разовьют творческий потенциал.
Критерии оценки достижений воспитанников
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период,
употребляет профессиональные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием (3 балла);
-средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; он сочетает профессиональную терминологию с бытовой (2 балла);
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой, избегает употреблять профессиональные термины (1 балл).
Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:-высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями, предусмотренными программой за конкретный период, работает с профессиональным оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет практические задания с элементами творчества (3 балла);
-средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений составляет 70-50%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца (2 балла);
-низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога (1 балл).
Критерии оценки достижений обучающихся:-высокий уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (3 балла);
-средний уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий муниципального уровня за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (2 балла);
-низкий уровень - являлся участником конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального, муниципального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (1 балл).
1.2. Содержание программы
1.2.1.Учебный план
№ п/п | Модуль программы | Количество часов | Форма аттестации/контроля | |||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1 | 1 модуль | 32 | 8 | 24 | Выставка учебных и творческих работ обучающихся | |||
2 | 2 модуль | 40 | 10 | 30 | Выставка учебных и творческих работ обучающихся | |||
| Всего | 72 | 18 | 54 | |
1 МОДУЛЬ
«Введение в мир правополушарного рисования»
Учебный план первого модуля программы.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма организации занятий | Форма аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
РАЗДЕЛ 1. Введение в мир правополушарного рисования (2 часа) | ||||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. | 1 | 1 | | Беседа | Наблюдение, опрос |
2 | Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия) | 1 | 1 | 1 | Виртуальная экскурсия | Наблюдение, опрос. |
РАЗДЕЛ 2. Воспоминания о лете (8 часов) | ||||||
1 | Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
2 | Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море» | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
3 | Радужный фон картины. «В горах» | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
4 | «Дельфины» | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
РАЗДЕЛ 3. Краски осени (12 часов) | ||||||
1 | Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
2 | Создание вертикального фона. «Под дождём». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
3 | Создание кругового фона. «Таинственная ночь». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
4 | Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга. | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
5 | Круговой фон. «Совушка». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
6. | Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
РАЗДЕЛ 4. Зимняя сказка (10 часов) | ||||||
1 | Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
2 | Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
3 | «Снегирь». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
4 | «Новый год». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
5. | «Рождество» | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
| Всего | 32 | 8 | 24 | | |
2 МОДУЛЬ
«Интуитивная живопись»
Учебный план второго модуля программы.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма организации занятий | Форма аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
РАЗДЕЛ 1. Виды фонов в правополушарном рисовании (2 часа) | ||||||
1. | Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. | 1 | 1 | | Беседа | Наблюдение, опрос |
2 | Виды фонов в правополушарном рисовании. | 1 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, опрос. |
РАЗДЕЛ 2. Как прекрасен этот мир, посмотри! (12 часов) | ||||||
1 | «Северное сияние». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
2 | «Любопытный пингвинёнок». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
3 | «Золотые рыбки» | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
4 | Рисование смятой бумагой. «Непоседа» | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
5 | Рисование отпечатками. «Светлячки» | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
6 | Создание фона с помошью техники набрызга. «Дружная семейка» | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
РАЗДЕЛ 3. Весна-красна (18 часов) | ||||||
1 | «Мартовские котики». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
2 | «Цветы для мамы». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
3 | «Весенние деревья» | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
4 | «На пруду». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
5 | «Сакура». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
6. | .«Космос». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
7. | «Цветущие сады». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
8. | «Волшебный луг». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
9. | «Одуванчики». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
РАЗДЕЛ 4. Это – Родина моя (8 часов) | ||||||
1. | «Любимый край». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
2. | «День Победы». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
3. | «Верные друзья» | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа |
4. | «Лето! Ах, лето!» | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа. Выставка творческих работ. |
| Всего | 40 | 10 | 30 | | |
1.2.2. Содержание учебного плана
1 МОДУЛЬ
«Введение в мир правополушарного рисования» (32 часа)
РАЗДЕЛ 1. Введение в мир правополушарного рисования (2 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Теория
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Практика.
Просмотр презентации «Здравствуйте! Это – мы!». Анализ увиденного (ответы на вопросы педагога).
Тема 2. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия)
Теория
Просмотр презентации о правополушарном рисовании. Знакомство с образовательной программой. Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о технике правополушарного рисования.
Практика.
Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизональный, диагональный и круговой фоны.
РАЗДЕЛ 2. Воспоминания о лете (8 часов)
Тема 1. Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах».
Теория
Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «В жарких странах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти.
Тема 2. Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море».
Теория
Грунтование. Холодная цветовая гамма. Линия горизонта. Фон. Передний и дальний планы. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «На море» гуашью: создание грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального цветного фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (парусники, птицы, остров, дерево) и пальцев (облака, скала).
Тема 3. Радужный фон картины. «В горах».
Теория
Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы. Формирование чувства композиции и ритма. Свет и тень.
Практика.
Выполнение рисунка «В горах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (горы, птица) и пальцев (свет на горах).
Тема 4. «Дельфины».
Теория
Композиция. Теплые цвета. Линия горизонта. Передний и дальний планы. Свет и тень. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Дельфины» гуашью: создание грунтовочного слоя, линия горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки, прорисовка солнца и бликов на воде, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (дельфины, пальмы) и пальцев (земля).
РАЗДЕЛ 3. Краски осени (12 часов)
Тема 1. Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «Осенний пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти, создание листвы способом тычка (с помощью ватных палочек).
Тема 2. Создание вертикального фона. «Под дождём».
Теория
Вертикальный фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Под дождём» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа передним планом с помощью кисти, прорисовка мелких деталей (глаза, нос, усы).
Тема 3. Создание кругового фона. «Таинственная ночь».
Теория
Круговой фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Таинственная ночь»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев и передним планом с помощью кисти (ветки), прорисовка листьев методом тычка (с использованием ватных палочек).
Тема 4. Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга.
Теория
Круговой фон. Сочетание цветов. Техника набрызга. Контур. Холодные цвета. Контраст.
Практика.
Выполнение рисунка «Лунный кот»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, набрызг (звёзды на небе), работа с передним планом с помощью кисти (кот).
Тема 5. Круговой фон. «Совушка».
Теория
Круговой фон. Композиция. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Совушка»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (сова) и ватных палочек (листья на ветке).
Тема 6. Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево».
Теория
Композиция. Фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Сказочное дерево»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью техники монотипия (наложение и смешение цветов на листе бумаги, перенос краски на лист рисунка с помощью наложения листов), работа передним планом (дерево) с помощью кисти методом переворачивания листа, рисование ватными палочками (спиралевидные узоры на ветках).
РАЗДЕЛ 4. Зимняя сказка (10 часов)
Тема 1. Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой и диагональный фон. Передний и дальний планы. Тень. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Зимнее солнце» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки и кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти, наложение бликов и тени пальцами.
Тема 2. Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный и горизонтальный фон фон. Передний и дальний планы. Тени. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Звездная ночь» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного и горизонтального фона с помощью пальцев, работа с дальним планом (звезды с помощью ватных палочек), работа с передним планом с помощью кисти (дом), наложение бликов, теней пальцами, дыма из трубы – ватными палочками.
Тема 3. «Снегирь».
Теория
Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Передний и дальний планы. Тени.
Практика.
Выполнение рисунка «Снегирь» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (снегирь, ветви) и ватных палочек (грозди рябины).
Тема 4. «Новый год».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «Новый год» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с фоном (техника набрызг – изображение звезд), с дальним планом с помощью кисти (ель) и ватных палочек (игрушки), работа с передним планом кистью (рисование окна).
Тема 5. «Рождество».
Теория
Натюрморт. Круговой фон. Тень, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Рождество» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом кистью (свечи) и пальцами (игрушки, тени, блики).
2 МОДУЛЬ
«Интуитивная живопись» (40 часов)
РАЗДЕЛ 1. Виды фонов в правополушарном рисовании (2 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Теория
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Практика.
Беседа.
Тема 2. Виды фонов в правополушарном рисовании.
Теория
Грунтовка. Фон: вертикальный, горизонтальный, диагональный, радужный, круговой. Теплее и холодные цвета.
Практика.
Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизонтальный, диагональный, радужный и круговой фоны в теплой и холодной цветовых гаммах.
РАЗДЕЛ 2. Как прекрасен этот мир, посмотри! (12 часов)
Тема 1. «Северное сияние».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Тень. Набрызг. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Северное сияние» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, набрызг и тычкование (звёзды), работа с передним планом (ели) с помощью кисти
Тема 2. «Любопытный пингвинёнок».
Теория
Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Круговой фон. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «Любопытный пингвинёнок» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование головы и туловища пингвинёнка из круга и овала, прорисовывание деталей) с помощью кисти.
Тема 3. «Золотые рыбки».
Теория
Композиция. Теплая и холодная цветовая гамма. Тени, блики. Круговой фон. Набрызг.
Практика.
Выполнение рисунка «Золотые рыбки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, изображение бликов и теней тёмными и белыми пятнами (набрызг), работа с передним планом (рисование рыбок) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 4. Рисование смятой бумагой. «Непоседа».
Теория
Сюжет. Круговой фон. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Непоседа» гуашью: выполнение фона с помощью смятой бумаги, работа с передним планом (дерево, ветка, фигура кота ил круга и овала, детализация фигуры уши, лапки, хвост, глаза, нос, усы) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 5. Рисование отпечатками. «Светлячки»
Теория
Пейзаж. Техника отпечатывания. Тычкование. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Светлячки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона пальцами, тычкование (звёзды), техника отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови); работа с передним планом (трава) с помощью кисти, тычкование ватными палочками (светлячки).
Тема 6. Создание фона с помощью техники набрызга. «Дружная се-мейка».
Теория
Портрет. Техника набрызга. Цветовые переходы. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Дружная семейка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона техникой набрызга, работа с фигурами кота и котёнка –от общего к частному, от целого к детализации (работа кистью).
РАЗДЕЛ 3. Весна-красна (18 часов)
Тема 1. «Мартовские котики».
Теория
Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный фон. Тень, свет. Набрызг. Тычкование. Отпечатывание. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Мартовские котики» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью пальцев, тычкование (звёзды), работа с дальним планом в технике отпечатывания (луна с помощью кусочка моркови) и передним планом (крыши домов, фигурки котиков из геометрических фигур – круга и овала, детализация) с помощью кисти.
Тема 2. «Цветы для мамы».
Теория
Цветовые переходы. Вертикальный фон. Тень, свет.
Практика.
Выполнение рисунка «Цветы для мамы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа с передним планом (прорисовка тюльпанов).
Тема 3. «Весенние деревья».
Теория
Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Весенние деревья» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование кистью стволов деревьев и листьев с помощью тычкования).
Тема 4. «На пруду».
Теория
Пейзаж. Линия горизонта. Свет, тень, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «На пруду» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (изображение воды, бликов) и передним планом (трава, камыши) кистью и пальцами.
Тема 5. «Сакура».
Теория
Пейзаж. Линия горизонта. Дальний и передний планы. Горизонтальный фон. Тычкование. Отражение, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Сакура» гуашью: создание грунтовочного слоя, выделение линии горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа над изображением гор и деревьев и их отражением в воде кистью и ватными палочками.
Тема 6. «Космос».
Теория
Пейзаж. Горизонтальный фон. Тычкование и набрызг.
Практика.
Выполнение рисунка «Космос» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (техниками набрызг и тычкование) и передним планом.
Тема 7. «Цветущие сады».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Цветущие сады» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
Тема 8. «Волшебный луг».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний план. Сочетание цветов. Композиция.
Практика.
Выполнение рисунка «Волшебный луг» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с дальним (небо) и передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
Тема 9. «Одуванчики».
Теория
Пейзаж. Радужный фон. Композиция. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Одуванчики» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение перевёрнутого радужного фона с помощью пальцев, с передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
РАЗДЕЛ 4. Это – Родина моя (8 часов)
Тема 1. «Любимый край».
Теория
Пейзаж. Контраст. Горизонтальный и диагональный фоны. Дальний и передний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «Любимый край» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального и диагонального фона кистью; работа с дальним планом (река, берег) и передним планом (трава, маки) с помощью кисти.
Тема 2. «День Победы».
Теория
Натюрморт. Горизонтальный фон.
Практика.
Выполнение рисунка «День Победы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона кистью; изображение букета ромашек, Георгиевской ленты, звезды.
Тема 3. «Верные друзья».
Теория
Сюжет. Контраст. Ситуэт. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон. Отпечатывание.
Практика.
Выполнение рисунка «Верные друзья» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью силуэта дерева и фигурок на качели; тычкование (светлячки).
Тема 4. «Лето! Ах, лето!».
Теория
Пейзаж. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон. Отпечатывание, тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Лето! Ах, лето!» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью травы, цветов.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
1 модуль
Место проведения: ОГБУ ДО ДТДМ, ауд.303.
Время проведения занятий: 1 группа - четверг 12.00-13.10. 2 группа – суббота 11.20-12.30.
Изменения расписания занятий:
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата планируемая (число, месяц) | Дата фактическая (число, месяц) | Причина изменения даты | ||||||
РАЗДЕЛ 1. Введение в мир правополушарного рисования (2 часа) | |||||||||||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. | 1 | Беседа | Беседа | | | | ||||||
2 | Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия) | 1 | Виртуальная экскурсия | Наблюдение | | | | ||||||
РАЗДЕЛ 2. Воспоминания о лете (8 часов) | |||||||||||||
3-4 | Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
5-6 | Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море» | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
7-8 | Радужный фон картины. «В горах» | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
9-10 | «Дельфины» | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
РАЗДЕЛ 3. Краски осени (12 часов) | |||||||||||||
11-12 | Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
13-14 | Создание вертикального фона. «Под дождём». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
15-16 | Создание кругового фона. «Таинственная ночь». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
17-18 | Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
19-20 | Круговой фон. «Совушка». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
21-22 | Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
РАЗДЕЛ 4. Зимняя сказка (10 часов) | |||||||||||||
23-24 | Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
25-26 | Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
27-28 | «Снегирь». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
29-30 | «Новый год». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
31-32 | «Рождество» | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
Всего | 32 | | | | | |
2 модуль
Место проведения: ОГБУ ДО ДТДМ, ауд.303.
Время проведения занятий: 1 группа - четверг 12.00-13.10. 2 группа – суббота 11.20-12.30.
Изменения расписания занятий:
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата планируемая (число, месяц) | Дата фактическая (число, месяц) | Причина изменения даты | ||||||
РАЗДЕЛ 1. Виды фонов в правополушарном рисовании (2 часа) | |||||||||||||
1 | Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. | 1 | Беседа | Беседа | | | | ||||||
2 | Виды фонов в правополушарном рисовании. | 1 | Виртуальная экскурсия | Наблюдение | | | | ||||||
РАЗДЕЛ 2. Как прекрасен этот мир, посмотри! (12 часов) | |||||||||||||
3-4 | «Северное сияние». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
5-6 | «Любопытный пингвинёнок». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
7-8 | «Золотые рыбки» | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
9-10 | Рисование смятой бумагой. «Непоседа» | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
11-12 | Рисование отпечатками. «Светлячки» | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
13-14 | Создание фона с помошью техники набрызга. «Дружная семейка» | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
РАЗДЕЛ 3. Весна-красна (18 часов) | |||||||||||||
15-16 | «Мартовские котики». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
17-18 | «Цветы для мамы». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
19-20 | «Весенние деревья» | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
21-22 | «На пруду». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
23-24 | «Сакура». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
25-26 | .«Космос». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
27-28 | «Цветущие сады». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
29-30 | «Волшебный луг». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
31-32 | «Одуванчики». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
РАЗДЕЛ 4. Это – Родина моя (8 часов) | |||||||||||||
33-34 | «Любимый край». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
35-36 | «День Победы». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
37-38 | «Верные друзья» | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
39-40 | «Лето! Ах, лето!» | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | ||||||
Всего | 40 | | | | | |
2.2. Условия реализации программы
Программа реализуется через специально созданные условия.
Обеспечение образовательного процесса складывается из:
кадрового;
информационно - методического;
материально - технического.
Кадровое обеспечение:
- педагоги дополнительного образования, имеющий профильное образование «Учитель, педагог изобразительного искусства»;
- методисты.
Информационно – методическое обеспечение.
дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
методические пособия;
конспекты занятий;
дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.);
презентации;
индивидуальный раздаточный материал;
литература: для педагога, для детей, для родителей.
Материально – техническое обеспечение.
-учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами и требованиями для организации учебно- воспитательного процесса;
-столы и стулья (не менее 15 рабочих посадочных мест);
-стенды (1 шт.), стеллажи для размещения демонстрации изделий (1 шт.);
-материалы и инструменты, необходимые для выполнения творческих работ кисти – 5 шт, (синтетика, круглая: № 1, № 2, № 4, № 6; плоская № 10), бумага для гуаши и акварели формат А4 – 20 листов (1 набор на весь курс обучения), бумага для гуаши и акварели формат А3 – 20 листов (3 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» «Классика» (12цветов) (10 наборов на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл ( 4-5 шт.на весь курс обучения), ватные палочки 91 упаковка), влажные салфетки; малярый скотч (2 шт.), пластиковая палитра, губки для мытья посуды – 1 упаковка.
- работы обучающихся и педагога; илюстративный материал.
- технические средства обучения: компьютер.
Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных
образовательных технологий используются технические средства, а также ин
формационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по ли
ниям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, ци-
фровые образовательные ресурсы, размещённые на образовательных сайтах,
видеоконференции, вебинары, skype-общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.)
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Для оценки планируемых результатов применяется текущий и итоговый контроль.
- текущий - в середине учебного года (декабрь-январь),
- итоговый – в мае.
Текущая аттестация оценивает качество усвоения знаний за первое полугодие, освоение программы дополнительного образования. Проводится в форме выставки, обсуждения, просмотра работ.
Итоговая аттестация оценивает качество усвоения знаний за первое полугодие, освоение программы дополнительного образования. Проводится в форме выставки, обсуждения, просмотра работ.
Аттестация обучающихся проводится по нескольким критериям:
• Посещаемость занятий в течение отчетного периода - 1-3 балла
• Качество исполнения творческих работ - 1-3 балла
• Творческий подход - 1-3 балла
• Освоение техник рисования - 1-3 балла
В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень
освоения программы:
• Высокий – 10-12 баллов
• Средний – 5-9 баллов
• Низкий до 5 баллов
Методические материалы
Программа «Правополушарное рисование» имеет сложную структуру и включает в себя 2 модуля. Продолжительность обучения 72 учебных часа. В основу Программы заложены принципы:
- принцип поэтапности «погружения» в программу (самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей);
- принцип динамичности (каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания, проработана преемственность занятий, имеет место ярко выраженный накопительный эффект: обучающиеся получают запас позитивных чувств, запас усвоенных приемов работы, пополняемый на занятиях ресурс знаний));
- принцип сравнений (подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения);
- принцип выбора (заключается в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо – определенных и обязательных ограничений);
- связь обучения с жизнью (изображение должно опираться на впечатление, полученное ребѐнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество).
- принцип культуросообразности. Обучающийся, воспринимая творческую работу, не только развивает умение познавать, но и формирует умение переживать вечное, прекрасное, эстетически привлекательное, возвышенное. При этом надо учитывать индивидуальные условия социальной среды, в которой он развивается, взаимодействует со сверстниками;
- индивидуализация образования: построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого, при котором сам обучающийся становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь их от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Методы организации образовательного процесса
- Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный). Данный метод педагог использует при организации наблюдений, обследовании предметов и игрушек, рассматривании картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах или явлениях. В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающей действительности или содержание музыкальных, литературных произведений. Поэтому работа педагога должна быть направлена на обеспечение восприятия и понимания содержания. С этой целью организуется обследование предмета, как прием обучения. При этом в строго определенной последовательности выделяются стороны и свойства предмета, которые необходимо усвоить детям для его последующего изображения.
- Указание. Указания педагога не должны быть прямой диктовкой. Необходимо чтобы они стимулировали мыслительную деятельность ребенка. При указании на ошибку ребенка, необходимо обратить его внимание на нарушение смысла, логики изображения, стремится при этом к самостоятельному исправлению самим ребенком допущенной ошибки. Обычно педагог дает детям указания, разъясняя поставленные учебные задачи. Детям предлагается подумать, что они будут изображать, а главное, как они расположат изображаемый предмет. При этом им даются как общие, так и индивидуальные указания, к которым педагог прибегает в случае крайней необходимости, чтобы не нарушить творческий процесс.
- На занятиях в объединении помимо обучающих задач педагог ставит и добивается решения творческих задач. С этой целью применяются специальные методы, вызывающие эмоциональную отзывчивость детей их активность и самостоятельность, а именно эвристический метод. Решению вышеизложенных задач так же способствует частично - поисковый или исследовательский методы. Эти два метода в обучении используются в единстве и направлены на развития творческого мышления, воображения, на обучение детей самостоятельному решению изобразительной задачи. Данные группы методов используется при выполнении творческих заданий. В случае если у детей возникнут затруднения при выполнении работы, педагог прибегает к использованию частичного показа.
Анализ творческих работ – наиболее результативный психологический тест на выявление системы ценностей, личности ребенка, его характера, предпочтений, роли в семье, социуме и т.п. У ребенка складывается особое, трепетное отношение к выполненному собственноручно произведению, к своим художественным работам, которые он накапливает. Обучающиеся начинают понимать, что значит уважать свой труд и труд других людей, особенно если этот труд – творческий.
В Программе предложен неформальный подход к патриотическому воспитанию, который проявляется в виде гуманитарной направленности учебных заданий, а также включения в тематику занятий работы о родном крае, Российских праздниках и пр.
Программа направлена на выявление способностей и творческого потенциала каждого обучающегося через мир изобразительного искусства, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. При этом подчёркнута опора на самостоятельное творческое решение. Выполнение заданий по образцу часто бывает не интересно обучающемуся. Такие задания тормозят творческое развитие. Поэтому главное внимание обращено на непосредственность впечатлений и уникальность каждой творческой работы, что развивает у обучающихся эстетическое отношение к действительности, способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей. Даже самые сложные композиции приобретают авторское прочтение и необычное исполнение.
Программой предусмотрено:
социально-коммуникативное развитие: с освоением мира художественных образов происходит освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
познавательное развитие предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации;
речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие художественного образа, формирует развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесных, изобразительных), мира природы у обучающегося;
Раннее профессиональное просвещение.
Знакомство со спецификой работы художника позволяет понять, что только в результате трудовой деятельности художника - мастера появляется художественное произведение.
Сотрудничество педагогов.
Подобранный методический материал предусматривает его вариативное использование при создании авторских оригинальных программ и инновационных методов работы в тесном контакте с другими педагогами.
Работа с родителями.
Линия воспитания и образования, которая намечена программой, должна иметь свое продолжение и в семье обучающегося. Родители должны знать, чему и как обучают ребенка, какие качества и умения развиваются, понимать назначение различных принадлежностей, инструментов и художественных материалов. Однако они не должны учить его «правильно рисовать» и навязывать свои стереотипы, а участвовать в образовательных событиях и в процессе сотворчества. Эмоционально-положительное отношение родителей к художественной деятельности на занятиях способствует раскрытию творческого потенциала. Для обучающихся дошкольного возраста родители являются эмоционально близкими людьми. Поэтому очень важно чувство уважения к его творчеству, адекватная реакция родителей на успехи и творческие неудачи.
2.5. Список литературы
1. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя/ 2002.
2. Ашикова С. Подружись с карандашами// Дошкольное воспитание – 2004. №4, с. 19- 23
3. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании/ Дошкольное воспитание. 2002.- №2
4. Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии»/ 2009.
5. Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество, арттерапия/ 2012.
6. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2010.
7. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ М.: 2005.
8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми - нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ ООО ТЦ Сфера: 2009г.
9. Комарова Т.С. Обучение младших школьников технике рисования/ М.: Педагогическое общество России, 2005
10. Королева Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет/ М.: Сфера, 2009. 11. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения/М.: 2007.
12. Полякова Н.В. Образовательные технологии. Н.В. / Научно-практический журнал "Завуч"№ 5, 2005.
13. Селевко Г.К "Современные образовательные технологии"/ М.: 1998.
14. Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в детском саду / Н. Г. Третьякова/ М.: Академия Развития, 2009.
15. Шайдурова Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам /М.: Детство-Пресс, 2009.
16. Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/ М.: Мозаика, 2007.
Приложение № 1
Словарь юного художника
Блик – самая светлая часть на предмете.
Гуашь - непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При механическом смешивании этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета называются также контрастными.
Живопись — это один из основных видов изобразительного искусства; представляет собой художественное изображение предметного мира цветными красками на поверхности.
Изображение – воссоздание действительности в художественных образах, то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).
Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.
Картина – произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.
Кисть – основной инструмент в живописи и во многих видах графики.
Композиция – способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.
Контур – линия, передающая внешнее очертание животного, человека или предмета.
Линия горизонта - это линия, разделяющая небо с поверхностью земли или воды.
Натюрморт – картина, на которой изображены неодушевленные предметы (фрукты, овощи, посуда и т.п.).
Мольберт - подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д. Существуют треножные мольберты и состоящие из вертикальных стоек, укрепленных на горизонтальном основании.
Пейзаж – картина, на которой изображена природа.
Портрет – это картина, на которой изображён человек.
Свет – это освещаемая часть поверхности предмета.
Тень – это неосвещённый ил слабоосвещённый участок изображаемого предмета, а также неосвещенный участок за предметом, куда не попадает свет.
Фон – это основа для композиции, на которой располагаются все изображаемые предметы.
Штрих – черта, короткая линия.
Эскиз - это быстрый набросок будущей картины.
Этюд – небольшая по размеру картина, выполненная с натуры.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Конспект занятия на тему «Осенний пейзаж»
Цель:
включение творческого правополушарного режима работы мозга через технику экспресс-рисования и закрепление приёмов, позволяющих осознанно включать и длительно удерживать состояние вдохновения.
Задачи:
Обучающие:
совершенствовать умения ориентироваться в задании, в последовательном выполнении рисунка;
Развивающие:
улучшить зрительно-двигательную координацию путем развития у детей умения писать кистью, пользуясь разными приёмами: широкими и плавными мазками, концом кисти, методом «тычка».
Воспитательные:
воспитывать эмоциональную отзывчивость и мотивацию к занятиям изобразительной деятельностью путем применения арт-терапии.
Психотерапевтические:
создать особые условия, способствующие возникновению атмосферы эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания, ощущению психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.
Приоритетное направление:
художественно-эстетическое развитие (рисование)
Методы и приемы:
эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;
практические – упражнения, игра
словесные – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация,
вопросы, объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
наглядные – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения.
Все методы используются в комплексе.
Предварительная работа:
знакомство с жанрами живописи - пейзаж, портрет, натюрморт; рассматривание репродукции картины И. Левитана “Золотая осень”
беседа о живописи, о жанрах живописи.
Материалы и оборудование:
Для педагога:
Компьютер, репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”, образец работы (работа, выполненная педагогом).
Для детей:
раздаточный материал (на каждого ребенка): гуашь, кисти, ватные палочки, емкость для воды, салфетки, палитра для смешивания красок, лист бумаги (формат А3), закрепленный по периметру малярным скотчем к основе, салфетки влажные.
Место проведения: кабинет 303.
Форма проведения: групповая
Методика правополушарного рисования
Методика правополушарного рисования, разработанная американским преподавателем рисования Б. Эдвардс и основанная на исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри, помогает разбудить художника в душе любого ребенка и взрослого, возродить уверенность в своих возможностях и окунуться в мир красок.
Это не только обучение изобразительному искусству, но и психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Такое рисование позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка.
Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Огромным плюсом от занятий правополушарным рисованием является возможность отвлечь детей от компьютера и телевизора. Современные дети настолько приобрели зависимость от этих технических средств, что это вызывает беспокойство родителей. Занятия творчеством - процесс очень увлекательный и может вызывать мотивацию в любом возрасте.
Самое главное в правополушарном рисовании – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают. Отключение логики и рациональной оценки является основой такого интуитивного творчества. Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд, кажутся очень необычными. Именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключать логику. В правополушарном рисовании используется множество разных, странных приемов, работает то правая, то левая рука, прописываются буквы в зеркальном отображении и много чего, что кажется на первый взгляд необычным, непривычным и даже странным, но, тем не менее, все это позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии.
Дети находятся за столами на своих местах.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу пригласить вас на виртуальную экскурсию по картинной галерее. Перед тем, как мы туда отправимся, я очень хочу узнать с каким настроением вы сегодня пришли на занятие. На ваших столах есть разноцветные краски. Вы каждый выберите, пожалуйста, такой цвет, который похож на ваше сегодняшнее настроение. Наберите этот цвет на ватную палочку и окрасьте им воду в своем маленьком стаканчике.
Дети выполняют.
Педагог: Молодцы. А теперь отодвиньте стаканчики в сторону. Кто-нибудь из вас знает, что такое картинная галерея?
Ответы детей: Да, это место, где много картин.
Педагог: А как еще можно назвать картины?
Ответы детей: Произведения живописи.
Педагог: Давайте я вам напомню, что такое живопись.
Слово Живопись» очень легко запомнить: оно состоит и двух слов: живо – писать. Картины эти кажутся нам живыми. Потому что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море и многое другое. И сейчас мы с вами отправимся на экскурсию в мир живописи. Ну что, начнем?
Тогда я приглашаю Вас в залы картинной галереи(просмотр слайдов на компьютере). Посмотрите на эту картину внимательно. О чем она? Как называется картина, изображающая природу?
Ответы детей: Пейзаж.
Педагог: Правильно, ребята. Вы очень хорошо разбираетесь в жанрах живописи. Давайте полюбуемся пейзажами наших великих русских художников (просмотр презентации с репродукциями картин Шишкина, Поленова, Левитана, Пластова). Какое время года изображено на всех этих картинах? (Осень). А теперь я предлагаю вам вернуться в нашу изостудию.
Ребята, отгадайте загадку:
У тебя есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что ты…
Ответы детей: Художник.
Педагог: Давайте же продолжим становиться художниками. художниками. И, как всегда, в работе мы будем использовать новые секретные приемы, которые я вам покажу. То, что у нас получится, мы увидим только в конце занятия. Это будет сюрприз. Но одно я вам подскажу уже сейчас: это будет то время года, которое было изображено на просмотренных нами картинах. Итак, будем писать осенний пейзаж
У вас на столах приготовлены краски. Вспомните, как они называются?
Ответы детей: Гуашь.
Педагог: Правильно ребята. А еще у вас на столах приготовлены разные кисти. Посмотрите, что это за кисти? Для чего они предназначены?
Ответы детей: Это жесткие, щетинистые кисти, они нужны для работы с клеем и для аппликации.
Педагог: Правильно. Но сегодня мы вновь будем использовать эти кисти для рисования. Это второй секрет.
А теперь я вам открою третий секрет – сегодня мы будем рисовать на перевернутом листе бумаги.
Чтобы у нас все получилось нужно сделать волшебную гимнастику. Делать ее нужно в тишине. Разговаривать нельзя. Давайте встанем. Это волшебная гимнастика для настоящих художников.
Повторяйте за мной.
Упражнения выполняются под спокойную негромкую фоновую музыку.
«Колечко». Руки перед собой. Поочередно с большим пальцем соединяем в кольцо другие пальцы руки. Пальцы правой руки начинаем соединять с мизинца. Левую руку в обратном направлении. Делаем это очень быстро и одновременно двумя руками.
«Кулак-ладонь». Согнутая в локте и сжатая в кулак правая рука расположена на уровне груди перед собой. Левая рука с открытой вниз ладошкой расположена под локтем правой руки. Теперь руки меняем, увеличиваем темп и добавляем между движениями хлопок в ладоши.
«Пальчиковая гимнастика». Сожмите руки в кулак, одновременно распрямите большой палец на правой руке и вложите большой палец между указательным и средним пальцами на левой. Теперь поменяйте руки. Увеличиваем темп и меняем руки через хлопок в ладоши.
Правую руку положите на голову, левую на живот. Правая рука гладит голову круговыми движениями, левая поглаживает в противоположную сторону живот. Далее руки меняются. Темп упражнения увеличивается.
А теперь давайте сядем на свои места и продолжим. Представьте, что в каждой руке у Вас по карандашу. Мы будем рисовать сразу двумя руками в воздухе одновременно двумя руками. Одной рукой мы рисуем неотрывно геометрическую фигуру (букву). А другой так же, но совершенно другую фигуру (цифру). При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук.
Педагог: Молодцы. У вас очень хорошо получается.
А теперь давайте приступим к нашему секретному рисованию.
Напоминаю, что во время нашего секретного рисования разговаривать нельзя.
Прошу вас выполнять то, что я буду показывать и не отвлекаться. Итак, начнем.
Педагог (выполняет действия и комментирует): Перед вами лист бумаги, закрепленный малярным скотчем к основе. Во время рисования можно и даже нужно выходить за края. Возьмите один лист. Расположите лист горизонтально. Берем самую большую кисть. Нам потребуется белый цвет. Сначала слегка смачиваем водой кисть, быстро закрашиваем весь наш лист белой краской большими горизонтальными мазками - слева направо и справа налево. Что мы сделали с нашим листом? (Загрунтовали).
После того как вы промыли кисть промокните ее салфеткой. А теперь находим линию горизонта. Что это такое? Где она находится? (Там, где небо сходится с землёй). Проводим эту линию. Теперь набираем на кисть синюю краску и ставим большие кляксы над линией горизонта – в самом верху листа. сторону А теперь жёлтые. Затем красные. Здесь нужно делать это быстро и не задумываясь. Совсем не обязательно делать именно такой как, как я, ведь вы рисуете свою картину. А теперь размазываем эти кляксы. Работаем из стороны. И еще несколько мазков, не обязательно заполнять все пространство. Как видите, ничего сложного. А теперь начинаем волшебство: берем на кисточку белый цвет и начинаем вести ее поверх наших пятнышек. Теперь идём в нижнюю часть листа. Берем и ставим кляксы цветами: зелёный, красный, жёлтый. Размазываем из стороны в сторону.
Так мы смело, быстро и с удовольствием закрашиваем всю поверхность листа, смешиваем, наблюдая, как из наших трех-четырех цветов получаются сотни оттенков.
Важно делать это быстро. Не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа, для этого у нас листы закреплены на большем листе бумаги, по которой мы можем спокойно рисовать дальше, несмотря на то, что лист закончился. Что у нас получилось? (Фон). Верно, мы сделали горизонтальный фон. Таким образом, у каждого из нас получился свой фон, который можно использовать и для других картин. Результат может быть непредсказуем! Промойте кисть, промокните ее салфеткой. А теперь рисуем на линии горизонта реку. Какой цвет нам понадобится? (Синий). Наносим синие кляксы на линию горизонта, немного выше, немного ниже. И размазываем из стороны в сторону.
А теперь переходим к следующему этапу работы.
Большой кистью наберите белую гуашь.
Нарисуйте большое круглое пятно ближе к центру листа.
Промойте кисть, промокните ее салфеткой
Педагог: Теперь возьмите на кисть желтый цвет.
Поверх белого цвета слева по краю нанесите желтый цвет.
Промойте кисть, промокните ее салфеткой.
Педагог: На палитре смешайте темно зеленый и черный цвет.
Посмотрите, какой глубокий и интересный цвет у нас получился.
В нижней части листа черным цветом проведите горизонтальную линию от края до края. Закрасьте меньшую отчерченную часть цветом, который получился у вас на палитре.
А теперь этим же цветом методом «тычка» рисуем несколько возвышенностей.
Листочек переворачиваем. И начинаем рисовать «сверху-вниз» на перевернутом листе бумаги.
Воспитатель показывает и комментирует каждый этап работы.
Педагог: На нашем листе начинают появляются первые подсказки. Что же такое интересное у нас получается? На что это похоже?
Дети высказывают свои догадки.
Педагог: Самые внимательные заметили, что так мы рисуем дерево.
И у каждого из вас получится свое собственное дерево.
Вроде бы мы рисуем вместе, но у каждого получается по-разному.
Набираем на большую щетинистую кисть немного этой же краски. И начинаем прорисовывать крону нашего дерева методом «тычка сухой кистью».
Кисть должна быть сухой.
Теперь снова переворачиваем наш рисунок.
Посмотрите, что у вас получилось. Чего не хватает? (Листьев). И тут нам на помощь приходит новый секрет: ватные палочки. Набираем на палочки жёлтую краску и делаем листочки. А теперь красную краску. А теперь смешиваем на палитре немного желтой и зелёной краски. Какой цвет получился? (салатовый). А давайте представим себе, что у нас закончился зелёный цвет. Когда такое может случиться? (Рисовали огромного крокодила или кузнечиков в траве).Берём синий цвет и наносим на чистое место на палитре. А теперь берём жёлтый цвет и добавляем его в синий. И быстро-быстро перемешиваем. Чудеса, правда? Какой цвет мы с вами сами сделали? (Зелёный). А как его превратить в салатовый? (Добавить жёлтый цвет). Пробуем сделать салатовый. (Работают). Молодцы! Настоящие художники-волшебники!
А теперь добавляем салатовых листочков на наши деревья. Что нам поможет в этом? (Ватные палочки). Итак, добавляем листочки.
Нам осталось добавить небольшие детали, чтобы наш рисунок ожил. Это могут быть, например, птицы. На что похожа птица? (На галочку). Берем черный цвет и рисуем птицу-галочку. Добавляем на нее свет от солнышка белым цветом.
Посмотрите внимательно, каких деталей не хватает. Наберите на кисть краски, которой мы рисовали деревья и добавьте то, что вам хочется.
А теперь, ребята, отложите кисти в стороны, посмотрите на ваши замечательные работы, и скажите, к какому жанру живописи вы можете отнести ваши рисунки? Почему?
Ответы детей: Это пейзаж. Потому, что мы изображали природу.
Педагог: Правильно. Мы рисовали пейзаж. Посмотрите еще раз на ваши работы. Мы рисовали все вместе, все делали одинаково, а получилось у всех по-разному. Такие разные - очень красивые пейзажи.
Педагог проводит презентацию детских работ.
- У нас получились прекрасные рисунки. Вы настоящие художники! Все знаменитые художники подписывают свои работы. Вы тоже можете поставить свою подпись в правом нижнем углу работы. Молодцы, ребята!
Как вы себя чувствуете?
Мне бы очень хотелось узнать какое настроение у вас сегодня.
Посмотрите на экран. Мы с вами знаем, что у каждого настроения есть свой цвет.
Когда мы чувствуем себя хорошо, у нас всё получается, мы довольны.
И настроение наше похоже на чистую воду, и мысли у нас «ясные и «чистые». Когда нам в голову приходят отличные идеи, то настроение становится прекрасным, радостным, похожим на салют: оно окрашивается в красивые яркие цвета. Но бывает, что мысли наши грустны и неприятны, нам или плохо, или обидно. Тогда наше настроение окрашивается в тёмные цвета. Ребята, на ваших столах есть разноцветные краски. Вы каждый выберите, пожалуйста, еще раз такой цвет, который похож на ваше сегодняшнее настроение. Наберите этот цвет на ватную палочку и окрасьте им воду в своем маленьком стаканчике.
Дети окрашивают воду в стаканчиках
Педагог: Какой цвет вы выбрали сейчас ? Почему? А какое настроение у вас получилось? Давайте посмотрим, с каким настроением вы пришли на занятие. Что изменилось? У тебя …? А у тебя …? Почему?
Педагог: Я очень рада, ребята, что вы все выбрали яркие и сочные цвета, а это значит, что настроение ваше радостное, хорошее и светлое.
Я желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется творить прекрасное!