Дополнительная общеразвивающая программа творческой направленности «Красивый почерк» (базовый уровень)

2
0
Материал опубликован 30 August 2022 в группе



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования "Город Архангельск"

"Средняя школа №26"






Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ:

методического (педагогического) совета Директор МБОУ СШ № 26

от «31 » августа 2020г. Т.С. Буланова

Протокол №7 «31» августа 2020 г.







Дополнительная общеразвивающая программа

творческой направленности «Красивый почерк»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 10-12 лет

Срок реализации: 1 год









Автор-составитель:

Долейшек Ирина Владимировна,

педагог дополнительного образования

Год разработки: 2020 г.

Год корректировки: 2021 г.










Архангельск

2020



​​​​​​​

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы


1.1.Пояснительная записка


Направленность программы

Умение писать красиво – это целое искусство. Идеальные ритмы и пропорции, формы и стиль, использование особых техник и инструментов. Буквы складываются в единую гармоничную композицию, и не только результат, но и сам процесс завораживает.

Каллиграфический почерк – уникальный навык, и потому особо ценный в современном мире. Это своего рода медитация, которая еще и развивает когнитивные способности.

Художественное письмо — один из сложнейших видов произвольных действий. Задействованы пальцы, плечи, спина, шея. Вы захватываете перо, поддерживаете запястья, правильно двигаете инструментом — это все тренирует нервы, стимулирует мозг, развивает моторику.

Леттеринг – искусство рисования букв. Типографика – искусство расположения готовых наборных шрифтов, шрифтовая композиция.

Программа творческой студии «Красивый почерк» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству.


Актуальность программы


Данная Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Архангельской области:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями).

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 996-р).

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).

5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

6. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены

приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).

7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

8. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

9. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобор науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).

10. Устав МБОУ СШ № 26.


Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам художественного письма: каллеграфии, леттеринга, типографики, вензельного письма, работе с самыми различными материалами: перо, кисти, маркер, линнер, мел, акварель и т.д.

Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 10 до 13 лет. 

Набор детей в группу 1 года обучения осуществляется независимо от их способностей и умений в письме.

Объём программы – Программа рассчитана на 1 года обучения.

Занятия 1 раз в неделю 40 минут. Всего в году – 36 занятий. Это позволяет правильно определить методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.



1.2. Цель и задачи программы


Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.


Задачи программы:

Знакомство с основными принципами и приемами каллиграфического письма;

Отработка навыка правильного, читаемого письма;

Знакомство с основными приемами леттеринга, как основы художественного творчества;

Освоение приемов вензельного письма, как дополнительного творческого компонента художественного письма.


1.3. Планируемые результаты.


В результате работы по программе курса обучающиеся научатся:

- правильному построению графических символов при письме;

- различным видам шрифта;

- художественному оформлению письменных работ.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- Созданию фирменного стиля, логотипов, оформлению постов в соцсетях;

- созданию шрифтов и художественных работа;

- оформлению одежды, интерьера, экстерьера.



1.4 Формы организации деятельности

Творческие проекты, круглые столы, практические занятия, участие в конкурсах различного уровня, создание творческих работ, экспериментальная работа по освоению новых художественных приемов, исследовательская работа в области каллиграфии и леттеринга.

1.5 Содержание программы

I. Вводное занятие (1 час)

Название темы: Что такое «Красивое письмо» и чем мы будем заниматься(1час)

Теория: Знакомство с понятиями каллиграфия, шрифт, леттеринг. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы творческой студии.

Первичный инструктаж по охране труда. Перечень инструментов и материалов для работы.

Практика: 0

II. Каллиграфия, основные навыки письма (15 часов)

Название темы: Базовая структура буквы. (7 часов)
Теория: Элементы букв. Подходы к построению буквенных элементов. Виды шрифтов, особенности их оформления и применения.
Практическая работа по выполнению каллиграфических шрифтов, рисованных и исторически сложившихся. Каллиграфическое перо.

Практика: 7 часов.

Название темы: Графическая структура слова. (8 часов)

Теория: Правила построения слова. Оформления текстов различного назначения. Оформление творческих работ и проектов. Способы изображения, темы, особенности письма. Сочетание удобочитаемости и красоты - основное содержание графического дизайна. Прописывание элементов букв и соединений. Письмо по образцу. 

Практика: 8 часов.

III. Отработка письма и росчерки (12 часов)

Название темы: Виды письма: рисуночное, идеографическое, иероглифическое, буквенно-звуковое. (2 часа)
Теория: Виды письма: рисуночное, идеографическое, иероглифическое, буквенно-звуковое. История русского алфавита.

Практика: 2

Название темы: Отработка навыков письма. (10 часов)

Теория: Устав, скоропись, вязь. Создаем праздничное панно.  Пишем кистью и рисуем – иероглифы.  Рисованные шрифты – буквица. Цифры. Практическая работа - модульная система, орнаментальные композиции, шрифтовые композиции - леттеринг. Пишем пером. Прописывание элементов букв и соединений. Письмо по образцу. 

Практика: 10

IV. Леттеринг, художественное письмо (8 часов)

Название темы: Разнообразие стилей письма. (8 часа)
Теория:
История леттеринга и его отличия от каллиграфии. Создание творческих работ разного стиля.

Практика: 6


2. Тематическое планирование



п/п

Название раздела, темы

Количество часов

I. Вводное занятие (1 час)


1.

Что такое «Красивое письмо» и чем мы будем заниматься.

1

II. Каллиграфия (15 часов)


Базовая структура буквы. (7 часов)

2.

Линия, какой она может быть.

1

3.

Основные элементы буквы.

1

4-8

Прописывание элементов букв и соединений. Письмо по образцу. 

5

Графическая структура слова. (8 часов)

9.

Правила построения слова. Оформления текстов различного назначения.

1

10.

Оформление творческих работ и проектов.

1

11-16

Прописывание слов и текстов. Письмо по образцу. 

6

III. Отработка письма и росчерки (12 часов)

Виды письма: рисуночное, идеографическое, иероглифическое, буквенно-звуковое.

(2 часа)

17.

Виды письма.

1

18.

История русского алфавита.

1

Отработка навыков письма. (10 часов)

19.

Устав, скоропись, вязь.

1

20-21

Создаем праздничное панно.  

2

22-26

Отработка навыков письма. Письмо по образцу.

5

27-28

Творческая работа по собственному замыслу.

2

IV. Леттеринг, художественное письмо (8 часов)

Разнообразие стилей письма. (8 часа)

29

История леттеринга и его отличия от каллиграфии.

1

30-36

Создание творческих работ разного стиля.

7


2.1 Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы


Результатом реализации данной общеразвивающей программы являются выставки детских работ на базе школы, использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.

Формы подведения итогов изучения общеразвивающей программы творческой студии «Красивый почерк»: творческие проекты учащихся.


3. Список литературы

Буква к букве. Леттеринг для начинающих / Татьяна Челюскина. – 2-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 112 с.: ил.

Искусство каллиграфии: практическое руководство по приемам и техникам / Девид Харрис; пер. с англ. Е. Петровой – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 128 с.: ил.

Леттеринг. Экспресс-курс / Кери Ферраро, Юджин Меткалф, Артур Ньюхолл, Джон Стивенс; пер. с англ. Л. Степановой. – Москва: Издательство АСТ, 2019. – 128 с.: ил. – (Полный курс рисования (черно-белая)).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации