Дополнительная общеразвивающая программа творческой направленности «Красивый почерк» (базовый уровень)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования "Город Архангельск"
"Средняя школа №26"
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ:
методического (педагогического) совета Директор МБОУ СШ № 26
от «31 » августа 2020г. Т.С. Буланова
Протокол №7 «31» августа 2020 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
творческой направленности «Красивый почерк»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Долейшек Ирина Владимировна,
педагог дополнительного образования
Год разработки: 2020 г.
Год корректировки: 2021 г.
Архангельск
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы
Умение писать красиво – это целое искусство. Идеальные ритмы и пропорции, формы и стиль, использование особых техник и инструментов. Буквы складываются в единую гармоничную композицию, и не только результат, но и сам процесс завораживает.
Каллиграфический почерк – уникальный навык, и потому особо ценный в современном мире. Это своего рода медитация, которая еще и развивает когнитивные способности.
Художественное письмо — один из сложнейших видов произвольных действий. Задействованы пальцы, плечи, спина, шея. Вы захватываете перо, поддерживаете запястья, правильно двигаете инструментом — это все тренирует нервы, стимулирует мозг, развивает моторику.
Леттеринг – искусство рисования букв. Типографика – искусство расположения готовых наборных шрифтов, шрифтовая композиция.
Программа творческой студии «Красивый почерк» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству.
Актуальность программы
Данная Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Архангельской области:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями).
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 996-р).
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
6. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены
приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
8. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
9. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобор науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).
10. Устав МБОУ СШ № 26.
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам художественного письма: каллеграфии, леттеринга, типографики, вензельного письма, работе с самыми различными материалами: перо, кисти, маркер, линнер, мел, акварель и т.д.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 10 до 13 лет.
Набор детей в группу 1 года обучения осуществляется независимо от их способностей и умений в письме.
Объём программы – Программа рассчитана на 1 года обучения.
Занятия 1 раз в неделю 40 минут. Всего в году – 36 занятий. Это позволяет правильно определить методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи программы:
Знакомство с основными принципами и приемами каллиграфического письма;
Отработка навыка правильного, читаемого письма;
Знакомство с основными приемами леттеринга, как основы художественного творчества;
Освоение приемов вензельного письма, как дополнительного творческого компонента художественного письма.
1.3. Планируемые результаты.
В результате работы по программе курса обучающиеся научатся:
- правильному построению графических символов при письме;
- различным видам шрифта;
- художественному оформлению письменных работ.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Созданию фирменного стиля, логотипов, оформлению постов в соцсетях;
- созданию шрифтов и художественных работа;
- оформлению одежды, интерьера, экстерьера.
1.4 Формы организации деятельности
Творческие проекты, круглые столы, практические занятия, участие в конкурсах различного уровня, создание творческих работ, экспериментальная работа по освоению новых художественных приемов, исследовательская работа в области каллиграфии и леттеринга.
1.5 Содержание программы
I. Вводное занятие (1 час)
Название темы: Что такое «Красивое письмо» и чем мы будем заниматься(1час)
Теория: Знакомство с понятиями каллиграфия, шрифт, леттеринг. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы творческой студии.
Первичный инструктаж по охране труда. Перечень инструментов и материалов для работы.
Практика: 0
II. Каллиграфия, основные навыки письма (15 часов)
Название темы: Базовая структура буквы. (7 часов)
Теория: Элементы букв. Подходы к построению буквенных элементов. Виды шрифтов, особенности их оформления и применения. Практическая работа по выполнению каллиграфических шрифтов, рисованных и исторически сложившихся. Каллиграфическое перо.
Практика: 7 часов.
Название темы: Графическая структура слова. (8 часов)
Теория: Правила построения слова. Оформления текстов различного назначения. Оформление творческих работ и проектов. Способы изображения, темы, особенности письма. Сочетание удобочитаемости и красоты - основное содержание графического дизайна. Прописывание элементов букв и соединений. Письмо по образцу.
Практика: 8 часов.
III. Отработка письма и росчерки (12 часов)
Название темы: Виды письма: рисуночное, идеографическое, иероглифическое, буквенно-звуковое. (2 часа)
Теория: Виды письма: рисуночное, идеографическое, иероглифическое, буквенно-звуковое. История русского алфавита.
Практика: 2
Название темы: Отработка навыков письма. (10 часов)
Теория: Устав, скоропись, вязь. Создаем праздничное панно. Пишем кистью и рисуем – иероглифы. Рисованные шрифты – буквица. Цифры. Практическая работа - модульная система, орнаментальные композиции, шрифтовые композиции - леттеринг. Пишем пером. Прописывание элементов букв и соединений. Письмо по образцу.
Практика: 10
IV. Леттеринг, художественное письмо (8 часов)
Название темы: Разнообразие стилей письма. (8 часа)
Теория: История леттеринга и его отличия от каллиграфии. Создание творческих работ разного стиля.
Практика: 6
2. Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | |
I. Вводное занятие (1 час) | |||
1. | Что такое «Красивое письмо» и чем мы будем заниматься. | 1 | |
II. Каллиграфия (15 часов) | |||
Базовая структура буквы. (7 часов) | |||
2. | Линия, какой она может быть. | 1 | |
3. | Основные элементы буквы. | 1 | |
4-8 | Прописывание элементов букв и соединений. Письмо по образцу. | 5 | |
Графическая структура слова. (8 часов) | |||
9. | Правила построения слова. Оформления текстов различного назначения. | 1 | |
10. | Оформление творческих работ и проектов. | 1 | |
11-16 | Прописывание слов и текстов. Письмо по образцу. | 6 | |
III. Отработка письма и росчерки (12 часов) | |||
Виды письма: рисуночное, идеографическое, иероглифическое, буквенно-звуковое. (2 часа) | |||
17. | Виды письма. | 1 | |
18. | История русского алфавита. | 1 | |
Отработка навыков письма. (10 часов) | |||
19. | Устав, скоропись, вязь. | 1 | |
20-21 | Создаем праздничное панно. | 2 | |
22-26 | Отработка навыков письма. Письмо по образцу. | 5 | |
27-28 | Творческая работа по собственному замыслу. | 2 | |
IV. Леттеринг, художественное письмо (8 часов) | |||
Разнообразие стилей письма. (8 часа) | |||
29 | История леттеринга и его отличия от каллиграфии. | 1 | |
30-36 | Создание творческих работ разного стиля. | 7 |
2.1 Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы
Результатом реализации данной общеразвивающей программы являются выставки детских работ на базе школы, использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.
Формы подведения итогов изучения общеразвивающей программы творческой студии «Красивый почерк»: творческие проекты учащихся.
3. Список литературы
Буква к букве. Леттеринг для начинающих / Татьяна Челюскина. – 2-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 112 с.: ил.
Искусство каллиграфии: практическое руководство по приемам и техникам / Девид Харрис; пер. с англ. Е. Петровой – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 128 с.: ил.
Леттеринг. Экспресс-курс / Кери Ферраро, Юджин Меткалф, Артур Ньюхолл, Джон Стивенс; пер. с англ. Л. Степановой. – Москва: Издательство АСТ, 2019. – 128 с.: ил. – (Полный курс рисования (черно-белая)).