Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего возраста «Растишки»

1
0
Материал опубликован 19 February 2020 в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №141 города Пензы «Маленькая страна»



Принята

педагогическим советом

Протокол №____от________

Председатель _____________(ФИО)





Утверждаю

Заведующая

___________(ФИО)

Приказ № ____ от _______

_______________(Ф.И.О).







Дополнительная общеразвивающая программа



«РАСТИШКИ»



Возраст детей: 1,5 – 3 года (ранний возраст). Срок реализации программы 1 год.














Составила: Немкова Инга Руслановна, педагог-психолог






г. Пенза

2018 год



СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка…………………………………………………………………………………3



Цели и задачи учебного курса……………..………………...………………………………3



Срок реализации учебного курса……………………….……...……………………………4



Формы и методы реализации занятий………………………………………….…………...4



Принципы и подходы к формированию программы……………………………….……...5



Планируемые результаты ……………………………………………………………………………….6



Календарно-тематический план…………………………………………………………………………7



Содержание изучаемого курса…………………………………………………………………………10



Методическое и материальное обеспечение………………………………………………………….21



Система контроля и оценивания результатов……………………………………………………….. 21



Список литературы……………………………………………………………………………………..22



8. Приложения ……………………………………………………………………………………….……..23

















Пояснительная записка

Настоящая дополнительная коррекционно – развивающая образовательная программа «Растишки» (далее - Программа) имеет социально-педагогическую направленность, разработана в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16). Составлена с учётом достижений в области отечественной психологии, а также практического опыта профессиональной деятельности педагога-психолога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 141г. Пензы «Маленькая страна» (далее - ДОУ) по развитию психических процессов у детей раннего возраста.

Ранний возраст – это период с 1 до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

В психологии и педагогике доказаны уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека.

Однако на практике обнаруживается недостаточное осознание важности периода раннего возраста жизни человека. Более того, отмечается снисходительное отношение к проблемам данного возраста со стороны родителей и даже некоторых специалистов.

Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребёнка со взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в раннем возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества, такие как любознательность, настойчивость, доверие к людям, уверенность в себе и др. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода. В современной практике воспитания детей часто не реализуются огромные резервы раннего возраста. Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные возможности малыша. Также развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Потери в развитии ребёнка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за успешность ребёнка в будущем.

Программа направлена на создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации и в течении всего первого года пребывания ребенка в ДОУ, путем создания оптимальных условий, необходимых для полноценного психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста. В основу данной программы легли идеи таких известных исследователей, как М.И.Лисина, Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, Д. Стерн, Э. Эриксон и др.

Таким образом, данная Программа направлена на помощь в адаптации ребенка к условиям ДОУ и развитие основных психических функций у ребенка раннего возраста для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.


1.1. Цели и задачи учебного курса

Цель программы:

Создание оптимальных условий, необходимых для полноценного психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста, а также оказание помощи в адаптации к условиям ДОУ.

Исходя из целей данной программы, предусматривается решение следующих задач.

Задачи программы:

1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому сад, снятие эмоционального и мышечного напряжения;

2. Снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии;

3. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

4. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения, познавательной активности детей раннего возраста;

5. Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

6.Развитие общей и мелкой моторики.

7. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка;

8. Создание необходимой развивающей среды и стимуляция потенциальных возможностей ребенка;

9. Осуществление профилактики неблагополучного развития детей.


1.2. Срок реализации учебного курса

Данная Программа предназначена для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений для занятий с детьми раннего возраста (1,5 - 3 года).

Временные границы реализации Программы рассчитаны на 1 учебный год. Учитывая требования СанПиН 2.4.12660-10 к приёму детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям (п. 12.13) занятия для детей раннего возраста организуются в первую половину дня.

Их периодичность составляет не чаще 1-2 раз в неделю, продолжительностью 10-15 минут. Набор детей для занятий осуществляется по рекомендации воспитателей групп раннего возраста, психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк), педагога-психолога, запросу родителей (законных представителей). Условия оказания коррекционно-развивающей помощи ребёнку закрепляются соответствующим Договором.


Формы и методы организации занятий

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положи­тельными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песен­ки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быст­ро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объ­единяют детей, задают положительный эмоциональный на­строй. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на кон­такт со взрослыми и сверстниками.

Как правило, занятие начинается с упражнений, требу­ющих согласованности действий всей группы (ритуал приветствия): дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотво­рения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную ра­боту.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, сво­бодно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектова­ние и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сокра­тить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изме­нить последовательность частей в соответствии с настроени­ем детей и т.п.

Занятия длительностью 10-15 минут проводятся 1-2 раза в неделю. Каждое из занятий может повторяться до 3-4 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кро­ме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.

В процессе практической работы допустимо как сокраще­ние количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребно­стями и индивидуальными особенностями детей. Родите­лям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях в течение первого месяца и позднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ре­бенком в те же игры.

Эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от выбора методов проведения игровых занятий, обусловленных задачами, которые решает педагог-психолог на данном этапе работы, индивидуальными особенностями детей.

Методы реализации программы:

Анализ и синтез информации из библиографических источников, наблюдение за детьми, анкетирование, беседы, опрос родителей, изучение документации ДОУ, обобщение, психологическая диагностика. Во время занятий используется метод игровой терапии.


1.4 Принципы и подходы к формированию программы

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Концептуальной основой программы являются следующие принципы:

1.Принцип гуманизма как основополагающий. Предполагает отношение к ребенку как к безусловной ценности. Принимая во внимание то, что приход ребенка в дошкольное образовательное учреждение – ситуация стрессовая, необходимым является проявление максимума терпения, чуткости и доброжелательности со стороны взрослых.

2. Принцип развития личности за счет её собственных возможностей. Предполагает, что смысл адаптационного процесса состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противостоит конструирующая концепция.

3. Принцип индивидуализации. Предполагает учет возрастных и психологических особенностей детей при организации процесса занятий. Взрослые выстраивают линию взаимодействия с ребенком, двигаясь, прежде всего, от ребенка.

4. Принцип открытости. Акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии ребенка. Установление партнерских отношений «семья – дошкольное образовательное учреждение».

5. Принцип непрерывности. Заключается в том, что организация психолого – педагогического сопровождения должна осуществляться постоянно и без остановки.

6. Ориентация на субъектное взаимодействие.















2. Планируемые результаты

Реализация представленной Программы предполагает достижение следующих результатов:

- легкую степень адаптации детей к ДОУ;

раннее выявление отклонений в развитии детей;

устранение выявленных проблем в развитии;

повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей;

создание специально организованной педагогической среды;

- сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.

Реализация представленной Программы предполагает освоение следующих компетентностей в плане интеллектуального (познавательного) развития:

К трём годам ребёнок:

различает основные цвета, форму, величину, фактуру (мягкий, твердый), соотносит детали (часть и целое), их взаиморасположение, свойства и качества предметов в практической деятельности, опираясь на зрительное восприятие (способен собрать последовательно пирамидку, накрыть ёмкость соответствующей крышкой, вложить в коробки различного размера соразмерные игрушки, построить дорожку, башню, узор из однотипных кубиков, выложить простейшие узоры из крупной мозаики по рисунку);

использует различные средства для достижения цели и способен предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте (выкатывает из-под дивана застрявший мячик длинной палкой, влезает на стул, чтобы дотянуться до привлекательной игрушки, и т.п.);

понимает и использует слова для обозначения, обобщения и замещения людей, предметов или действий, в игре начинает обозначать словом роль в действии (Я – мама, варю суп. Саша – шофер, едет в машине); использует предметы-заместители;

интересуется окружающим его миром, любопытен, любознателен, начинает задавать много вопросов (кто это? что это? как это? а зачем?); особый интерес проявляет к людям, их действиям, разговорам;

знает назначение многих предметов, место, где они находятся, их принадлежность (полотенце для того, чтобы вытирать руки, висит около умывальника; одежда – в шкафчике, своя – в одном, чужая – в других; машина – своя в гараже, около дома, а та, которая возит продукты в магазины, – на улице, во дворе магазина; и др.)

Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, либо в случае неэффективного усвоения ребенком основной образовательной программы. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей).


















3. Календарно-тематический план

Содержание психологических занятий, подбор практического материала, которое делает занятия не только интересными, но и максимально продуктивными с высокой познавательной активностью.


п.п.

Тема занятия

Кол-во

Содержание занятия

РАЗДЕЛ I. СЕНТЯБРЬ

1.1

Знакомство с родителями

1

Знакомство с родителями. Опрос и анкетирование родителей (приложение 1, 2). Сбор первичной информации о детях.

1.2.

«Здравствуй, это Я!»

1

Знакомство с детьми, установление контакта. Проведение психодиагностики детей раннего возраста (приложение 3, 4).

1.3.

«Наши пальчики играют»

3

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики». Игра «Яркий мяч».

Игра «Угадай, что не так».

Ритуал прощания.

1.4.

«Домик»

3

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Домик с трубой».

Игра «Маленький цветочек».

Игра «Интересный шкафчик».

Ритуал прощания.

РАЗДЕЛ II. ОКТЯБРЬ

2.1.

«Веселые картинки»

3

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Флажок».

Игра «Звонкий колокольчик».

Игра «Какая картинка исчезла».

Ритуал прощания.

2.2.

«Мамина радость»

3

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Пароходик».

Игра «Как я маме помогал».

Игра «Нарисуй портрет словами».

Ритуал прощания.

2.3.

«Осенний бал»

2

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Листики».

Игра «Ходьба восьмеркой».

Игра «Запоминай и говори» (вариант 1).

Ритуал прощания.

РАЗДЕЛ III. НОЯБРЬ

3.1.

«Запоминалочка»

3

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Скворечник».

Игра «Передай мяч».

Игра «Запоминай и говори» (вариант 2).

Ритуал прощания.

3.2.

«Запоминалочка 2»

3

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Воздушный шарик».

Игра «Боулинг для малышей».

Игра «Запоминай и говори» (вариант 3).

Ритуал прощания.

3.3.

Диагностическое занятие

1

Проведение уточняющей психодиагностики детей раннего возраста.

3.4.

Беседа с родителями

1

Подведение итогов первого этапа коррекционно-развивающих занятий.

РАЗДЕЛ IV. ДЕКАБРЬ

4.1.

«Эти забавные животные»

2

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Мышка».

Игра «То солнышко, то дождик».

Игра «Покажи мне животное или птичку».

Ритуал прощания.

4.2.

«Лисица и волк»

2

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Волк и лиса».

Игра «Ловим птичку».

Игра «Цепочка действий».

Ритуал прощания.

4.3.

«Новый год»

2

Приветствие.

Игра «Снеговик».

Игра «Елочки бывают…».

Ритуал прощания.

РАЗДЕЛ V. ЯНВАРЬ

5.1.

«Вместе веселей»

3

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Кошка».

Игра «Как найти игрушку».

Игра «Запомни фразу».

Ритуал прощания.

5.2.

«Краденое солнце»

3

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Крокодил».

Сказка К.Чуковский «Краденое солнце».

Игра «Перескажи сказку».

Ритуал прощания.

РАЗДЕЛ VI. ФЕВРАЛЬ

6.1.

«Мы похожи или нет?»

3

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Ворчун».

Игра «Перепрыгни через веревочку».

Игра «Найди сходство».

Ритуал прощания.

6.2.

«Птички»

3

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Филин».

Игра «Синичка».

Игра «Исключи лишнее» (простой вариант).

Ритуал прощания.

6.3.

Диагностическое занятие

1

Проведение уточняющей психодиагностики детей раннего возраста.

6.4.

Беседа с родителями

1

Подведение итогов второго этапа коррекционно-развивающих занятий.

РАЗДЕЛ VII. МАРТ

7.1.

«Зайка-попрыгайка»

3

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Зайка-барабанщик».

Игра «Мы по мостику шагаем».

Игра «Счетные палочки».

Ритуал прощания.

7.2.

«Весна идет»

3

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Гусь».

Игра «Дорожка».

Игра «Рисование по пунктиру».

Ритуал прощания.

7.3.

«Ловкие ребята»

2

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Петушок».

Игра «Слушай и прыгай».

Игра «Лабиринт».

Ритуал прощания.

РАЗДЕЛ VIII. АПРЕЛЬ

8.1.

«Курочка»

3

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Курочка».

Игра «Что справа, что слева».

Игра «Что тут нарисовано».

Ритуал прощания.

8.2.

«Жучки-паучки»

3

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Жук».

Игра «Кто летит, а кто ползет».

Игра «Что вокруг нас?».

Ритуал прощания.

8.3.

«Природа просыпается»

2

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Птички».

Игра «Вальс цветов».

Игра «Выбери нужное».

Ритуал прощания.

РАЗДЕЛ IX. МАЙ

9.1.

«Мои игрушки»

3

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Мои игрушки».

Игра «Спрячь флажки».

Игра «Кто у нас летает?».

Ритуал прощания.

9.2.

«Скоро лето!»

3

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Белочка с орешками».

Игра «Угадай-ка».

Игра «Пугало».

Ритуал прощания.

9.3.

Диагностическое занятие

1

Проведение завершающей психодиагностики детей раннего возраста.

9.4.

Беседа с родителями

1

Подведение итогов курса коррекционно-развивающих занятий. Анкетирование родителей (приложение 6).


В каждое занятие включены серии тренировочных упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика), подвижные игры для развития крупной моторики, координации движений, ориентации в пространстве, а также спокойные, малоподвижные игры для развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти и мышления). Ритуалы приветствия и прощания способствуют сплочению детей, снятию эмоционального напряжения и созданию благоприятного эмоционального фона в группе. Представленная занимательная форма занятий, игровые приёмы, смена видов деятельности, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего времени занятий.












4. Содержание программы

Раздел I. Сентябрь

Тема 1.1. Знакомство с родителями.

Форма занятия: Групповая беседа.

План занятия: Знакомство с родителями. Беседа о целях, задачах, содержании занятий. Опрос родителей, выявление запросов на оказание психологической помощи. Анкетирование родителей с целью сбора первичной информации о детях (Анкета для родителей детей раннего возраста «Знакомство», см. приложение 1).

Тема 1.2. «Здравствуй, это Я!»».

Форма занятия: индивидуальная.

План занятия: Знакомство с ребенком. Проведение психодиагностики детей раннего возраста по Е.А.Стребелевой; с элементами психодиагностики детей раннего возраста по Н. М. Аксариной, К. Л. Печоре (приложение 3,4).

Тема 1.3. «Здравствуй, это Я!»».

Форма занятия: групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

Цель: развитие мелкой моторики.

Описание: читая ребенку стихотворение, загибать пальчики на каждую строчку:

«Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того, чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!»

Игра «Яркий мяч».

Цель: развитие общих произвольных движений ребенка, крупной моторики.

Оборудование: мячики по количеству детей.

Описание: Дети сидят на полу в круге диаметром около 1 метра. Психолог читает детям стихотворение и показывает движение, дети повторяют движения и толкают мяч друг другу по очереди:

«Мячик яркий (медленно повертеть мяч на одном месте),

Мячик круглый (перекладывать мяч из руки в руку),

По полу катился, к … (назвать имя ребенка) прикатился (толкнуть мяч к ребенку).

Игра «Угадай, что не так».

Цель: развитие внимания, мышления и слухового восприятия ребенка.

Описание: Дети сидят, психолог медленно рассказывает историю, предупредив детей, что в ней могут быть нелепицы, которые они должны заметить: «Вчера иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. Из-за угла вышла собака да как залает на меня «Му-му-му-му!» и рога уже наставила. Я обиделась и засмеялась». «Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу – гриб на веточке растет, среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнула и сорвала его». «Пришла я на речку. Смотрю – сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску ест. Я подошла, а она прыг в воду и уплыла».

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.

Тема 1.4. «Домик»».

Форма занятия: групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Домик с трубой».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Описание: читая ребенку стихотворение, делаем из пальчиков крышу домика (кончики пальцев соприкасаются друг с другом, средний палец правой руки поднят вверх, мизинцы отведены в стороны):

«Стоит дом с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел!»

Игра «Маленький цветочек».

Цель: развитие общих произвольных движений ребенка, крупной моторики.

Оборудование: игрушечная лейка для цветов.

Описание: Психолог предлагает детям представить себя маленькими цветочками. Дети садятся на корточки, психолог наклоняется над детьми и «поливает» их из лейки. Ребенок должен очень медленно выпрямиться, потянуться вверх, поднимая при этом руки, словно цветочек тянется к солнцу.

Игра «Интересный шкафчик».

Цель: развитие памяти, мышления и зрительного восприятия ребенка.

Оборудование: «комод», склеенный из 6 спичечных коробков, пуговица.

Описание: В один из отсеков шкафчика на глазах у детей кладем пуговицу и отвлекаем внимание детей на другую игрушку. Через 1 минуту просим ребенка открыть нужное отделение и найти пуговицу.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.


Раздел II. Октябрь.

Тема 2.1. «Веселые картинки».

Форма занятия: Групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Флажок».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Описание: читая ребенку стихотворение, следим за тем, чтобы большой палец ребенка был опущен вниз, а остальные четыре сомкнуты, ладонь – повернута тыльной стороной к себе:

«Я флажок в руке держу

И ребятам всем машу!»

Игра «Звонкий колокольчик».

Цель: развитие общих произвольных движений ребенка, крупной моторики.

Оборудование: лента длиной 40 см, колокольчик.

Описание: Психолог держит колокольчик на ленточке на высоту примерно 1 м от пола (в зависимости от роста детей). Дети по команде по очереди должны подпрыгнуть ударить по нему так, чтобы он зазвенел.

Игра «Какая картинка исчезла».

Цель: развитие памяти, мышления и зрительного восприятия ребенка.

Оборудование: любые предметные картинки.

Описание: Психолог на столе раскладывает подготовленные картинки. Дети должны внимательно рассмотреть картинки, а психолог объяснить, что на них нарисовано. Затем психолог просит детей отвернуться и в этот момент убирает одну картинку. Детям нужно вспомнить и сказать, какой картинки не хватает. Можно задавать наводящие вопросы.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.

Тема 2.2. «Мамина радость».

Форма занятия: групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Пароходик».

Цель: развитие мелкой моторики.

Описание: Психолог помогает детям сложить ладони «Лодочкой» - так, чтобы большие пальцы были подняты вверх. Выполняйте игру со следующими словами:

«Плывет пароход по речке –

Пыхтит, словно печка».

Игра «Как я маме помогал».

Цель: развитие общих произвольных движений ребенка, крупной моторики, плечевого пояса.

Оборудование: не требуется.

Описание: Психолог предлагает детям представить, что они помогают маме: подметают пол, вытирают пыль, моют посуду и т.д. Дети, подражая психологу, изображают, как они выполняют эти действия.

Игра «Нарисуй портрет словами».

Цель: развитие памяти, мышления, зрительного восприятия и воображения ребенка.

Оборудование: несколько игрушек.

Описание: Психолог показывает детям игрушку, они внимательно ее рассматривают. После этого дети должны отвернуться и нарисовать «словесный портрет» увиденной игрушки. Психолог может задавать наводящие вопросы.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.

Тема 2.3. «Осенний бал»».

Форма занятия: групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Листики».

Цель: развитие мелкой моторики.

Описание: читая ребенку стихотворение, загибать пальчики на каждую строчку:

«Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листья собирать.

Лист березы, лист рябины,

Листья клена и осины,

Листья дуба соберем,

В дом букет наш принесем».

Игра «Ходьба восьмеркой».

Цель: развить координацию движений, научить ребенка видеть и преодолевать препятствия, совершенствовать общую моторику.

Оборудование: кегли или пластиковые бутылки.

Описание: Психолог расставляет кегли цепочкой на расстоянии 40 см друг от друга. Дети должны пройти между препятствиями так, чтобы получилась восьмерка (если кегель две), ребенок идет по извилистой траектории, поворачивая то направо, налево (если кегель больше двух). Кегли также можно выстроить в виде любых геометрических фигур, например, квадрата или круга, - это поможет сделать задание более сложным и разнообразным.

Игра «Запоминай и говори» (вариант 1).

Цель: развитие мышления, памяти и слухового восприятия ребенка.

Описание: Дети сидят, психолог по очереди каждому ребенку называет ряд цифр. Ребенок должен в нужном порядке их воспроизвести. Постепенно увеличиваем количество цифр.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.


Раздел III. Ноябрь.

Тема 3.1. «Запоминалочка».

Форма занятия: Групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Скворечник».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Описание: читая ребенку стихотворение, ладони расположите вертикально, мизинцы отведите в сторону, большие пальцы направьте вовнутрь:

«Скворец песенку поет

И в скворечнике живет».

Игра «Передай мяч».

Цель: развитие умения ребенка ориентироваться в пространстве, координации движений, общих произвольных движений ребенка, крупной моторики.

Оборудование: мяч.

Описание: Дети встают в круг, психолог читает стихотворение и просит детей передавать друг другу мяч:

Мячик крепко ты держи,

Подержи, не урони.

Повернись скорее к другу,

Передай ты мяч по кругу.

К другу руки ты тяни,

Мяч из рук его бери.

Держи крепко, не кидай,

А другому передай.

Игра «Запоминай и говори» (вариант 2).

Цель: развитие мышления, памяти и слухового восприятия ребенка, увеличить словарный запас.

Описание: Дети сидят, психолог по очереди каждому ребенку называет ряд слов. Ребенок должен в нужном порядке их воспроизвести. Постепенно увеличиваем количество слов.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.

Тема 3.2. «Запоминалочка 2».

Форма занятия: групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Воздушный шарик».

Цель: развитие мелкой моторики.

Описание: Психолог помогает детям сложить обе ладони вертикальной сдвоенной лодочкой. Подуйте на них и покажите руками надувающийся шарик, не отрывая пальцы друг от друга. Выполняйте игру со следующими словами:

«Надуваем быстро шарик,

Он становится большой,

Вдруг он лопнул, воздух вышел,

Шарик тонкий стал, худой».

Игра «Боулинг для малышей».

Цель: развитие общей моторики, умения ориентироваться в пространстве.

Оборудование: мяч, кегли или пластиковые бутылки.

Описание: Психолог ставит 2-3 кегли в ряд на расстоянии 1 метра от детей. Детям по очереди предлагается толкнуть (не кинуть!) мяч так, чтобы они сбили хотя бы 1 кеглю. За каждое попадание хвалим ребенка.

Игра «Запоминай и говори» (вариант 3).

Цель: развитие мышления, памяти и слухового восприятия ребенка, увеличить словарный запас.

Описание: Дети сидят, психолог каждому ребенку называет по очереди ряд слов и цифр. Ребенок должен в нужном порядке их воспроизвести. Постепенно увеличиваем количество слов и цифр.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.

Тема 3.3. «Диагностическое занятие».

Форма занятия: индивидуальная.

План занятия: Проведение уточняющей психодиагностики детей раннего возраста по Е.А.Стребелевой; с элементами психодиагностики детей раннего возраста по Н. М. Аксариной, К. Л. Печоре (приложение 3,4).

Тема 3.4. «Беседа с родителями».

Форма занятия: индивидуальная.

План занятия: Беседа с родителями, подведение итогов первого этапа коррекционно-развивающих занятий.


Раздел IV. Декабрь.

Тема 4.1. «Эти забавные животные».

Форма занятия: Групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Мышка».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Описание: читая ребенку стихотворение, психолог помогает детям согнуть средний и безымянный пальцы и придержать большим, мизинец и указательный слегка согнуты:

«Мышка в норке сидит,

И бумажкой в ней шуршит».

Игра «То солнышко, то дождик».

Цель: развитие общих произвольных движений ребенка, крупной моторики, слухового внимания.

Оборудование: устойчивая скамейка высотой 10 см.

Описание: Психолог помогает детям встать на скамейку. Затем говорит «Солнышко ярко светит, птички летают, зернышки собирают». После этих слов дети по очереди должны аккуратно спрыгнуть со скамейки и изобразить, как летает птичка и как она клюет зерна. Затем, как только дети услышат слова: «Тучки вдруг налетели, небо закрыли и дождик принесли», они должны встать на скамейку.

Игра «Покажи мне животное или птичку».

Цель: развитие памяти, мышления, воображения и творческие способности ребенка.

Оборудование: не требуется.

Описание: Психолог просит детей вспомнить какое-нибудь животное или птицу и воспроизвести любые характерные для них движения.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.

Тема 4.2. «Лисица и волк».

Форма занятия: групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Волк и лиса».

Цель: развитие мелкой моторики.

Описание: Психолог помогает детям сложить ладони: волк сложить ладони вместе, большие пальцы поднять вверх, указательные согнуть; лиса – те же действия, но согнуть еще и мизинцы. Выполняйте игру со следующими словами:

«А у волка, у лисы

Ах, пушистые хвосты!».

Игра «Ловим птичку».

Цель: развитие общих произвольных движений ребенка, крупной моторики.

Оборудование: небольшая палочка, к концу которой привязана вырезанная из бумаги и красиво раскрашенная бабочка или птичка.

Описание: Палочку с привязанной бабочкой (птичкой) нужно водить над головой детей, изображая полет бабочки. Дети, в свою очередь, должны подпрыгивать, стараясь дотянуться до бабочки и «поймать» ее.

Игра «Цепочка действий».

Цель: развитие памяти, мышления, звукового восприятия и внимания ребенка.

Оборудование: не требуется.

Описание: Психолог показывает детям цепочку действий, которые они должны выполнить. В ней должно быть 3-4 действия, например, подойти к шкафу, взять игрушку, положить ее на стол и т.п. Чтобы облегчить детям задачу, можно к каждому действию сделать рисунок.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.

Тема 4.3. «Новый год»».

Форма занятия: групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Игра «Снеговик».

Цель: развить мелкую моторику, мышление, внимание, творческие способности.

Оборудование: Образец готового снеговика, части фигуры снеговика, вырезанные из бумаги (+ нос, метла, шапка) на каждого ребенка, цветная бумага, клей.

Описание: Психолог помогает детям собрать снеговика из частей и сделать новогоднюю аппликацию.

Игра «Елочки бывают…».

Цель: развить внимание, слуховое и зрительное восприятие.

Оборудование: не требуется.

Описание: Психолог говорит следующие слова: «Елочки бывают большими, высокими, широкими, толстыми и т.д.» и показывает эти качества жестами. Дети должны повторять движения за психологом. Затем задание усложняется: психолог путает детей, совершая движения, противоположные сказанному. Детям следует исправлять ошибки психолога, выполняя правильные движения.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.


Раздел V. Январь.

Тема 5.1. «Вместе веселей».

Форма занятия: Групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Кошка».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Описание: читая ребенку стихотворение, психолог помогает детям согнуть средний и указательный пальцы, удерживая их большим, мизинец и указательный подняты вверх:

«У кошки ушки на макушке,

Чтоб лучше слышать мышь

В ее норушке».

Игра «Как найти игрушку».

Цель: развитие произвольных движений ребенка, общей моторики.

Оборудование: Доска длиной 1 м и шириной 20 см, игрушка.

Описание: Психолог кладет доску на пол в центре комнаты, на одном конце ставит игрушку. Дети должны по очереди пройти по «мостику» за игрушкой, не «замочив» ног, т.е. не наступая за пределы доски. При необходимости психолог придерживает ребенка за руку.

Игра «Запомни фразу».

Цель: развитие памяти, мышления, внимания ребенка.

Оборудование: бумага, карандаши.

Описание: Психолог называет детям несколько фраз («Девочка плачет. Папа сердится. Бабушка отдыхает. Мама читает. Дети гуляют. Пора спать»). Психолог к каждой фразе на глазах у детей рисует схематические изображения, по которым они должны будут воспроизвести нужные фразы.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.

Тема 5.2. «Краденное солнце».

Форма занятия: групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Крокодил».

Цель: развитие мелкой моторики.

Описание: Дети кладут ладони на стол. Психолог помогает детям загнуть большой палец и накрыть его ладошкой. Указательный и мизинец должны также быть согнуты. Выполняйте игру со следующими словами:

«Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый, будто тина,

От макушки до хвоста».

Сказка «Краденное солнце» и игра «Перескажи сказку».

Цель: развитие памяти, мышления, слухового внимания ребенка.

Оборудование: не требуется.

Описание: Психолог зачитывает детям отрывки из стихотворения К.Чуковского «Краденное солнце». Затем просит детей рассказать, какие события происходили в этой сказке.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.


Раздел VI. Февраль.

Тема 6.1. «Мы похожи или нет?».

Форма занятия: Групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Ворчун».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Описание: читая ребенку стихотворение, психолог помогает детям поставить ладонь ребром, большой палец поднять наверх, мизинец опущен вниз, к столу, остальные пальцы вместе:

«Четыре четырки,

Две растопырки,

Третий вертун,

А сам ворчун».

Игра «Перепрыгни через веревочку».

Цель: развитие общих произвольных движений ребенка, крупной моторики, координации движений.

Оборудование: веревочка, 2 стульчика.

Описание: Психолог протягивает и закрепляет веревочку между 2 стульчиками на высоте 10 - 15 см от пола. Дети по очереди должны подходить к веревочке, перепрыгивать ее, затем развернуться и перепрыгнуть обратно. Игра проводится под музыку.

Игра «Найди сходство».

Цель: развитие мышления, зрительное внимание и восприятие ребенка. Оборудование: несколько предметных картинок, несколько из них парные (одинаковые).

Описание: Дети сидят, психолог кладет перед ними подготовленные картинки. Детям предлагается найти одинаковые.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.

Тема 6.2. «Птички».

Форма занятия: групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Филин».

Цель: развитие мелкой моторики.

Описание: Психолог помогает детям сжать пальцы в кулачки и приставить их друг к другу, сомкнув большие пальцы, ладони направлены на себя. Указательные пальцы выставим вперед и сгибаем, большие располагаем на указательных. Выполняйте игру со следующими словами:

«Сидит филин на дубу

И кричит «У-У-У-У».

Игра «Синичка».

Цель: развитие общей моторики, координации движений.

Оборудование: не требуется.

Описание: Психолог предлагает детям поиграть «в синичку». Дети должны сесть на корточки, согнуть руки в локтях, и коснуться пальчиками плеч, имитируя крылышки синички. На счет «Раз-два-три!» дети начинают прыгать по комнате, как синички.

Игра «Исключи лишнее» (простой вариант).

Цель: развитие мышления, зрительного внимания и восприятия ребенка.

Оборудование: несколько наборов одинаковых предметных картинок и по одной отличающейся от остальных картинке в каждый набор.

Описание: Психолог выкладывает перед детьми подготовленные картинки. Дети внимательно их рассматривают. После психолог просит малышей найти ту картинку, которая отличается от других. При проведении игры психолог обсуждает с детьми каждую картинку и задает им как можно больше вопросов по ней.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.

Тема 6.3. «Диагностическое занятие».

Форма занятия: индивидуальная.

План занятия: Проведение уточняющей психодиагностики детей раннего возраста по Е.А.Стребелевой; с элементами психодиагностики детей раннего возраста по Н. М. Аксариной, К. Л. Печоре (приложение 3,4).

Тема 6.4. «Беседа с родителями».

Форма занятия: подгрупповая.

План занятия: Беседа с родителями, подведение итогов второго этапа коррекционно-развивающих занятий.


Раздел VII. Март.

Тема 7.1. «Зайка - попрыгайка».

Форма занятия: Групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Зайка - барабанщик».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Описание: читая ребенку стихотворение, следим за тем, чтобы ребенок сжал пальцы в кулак, указательный и средний поднял вверх и пошевелил ими («заячьи ушки»):

«Зайка бьет в барабан,

Трам – тарам, трам – тарам!».

Игра «Мы по мостику шагаем».

Цель: развитие общих произвольных движений ребенка, крупной моторики.

Оборудование: 2 широкие ленты длиной 1,5 м, кружочки из картона диаметром 20 см.

Описание: Психолог укладывает на полу ленты на расстоянии 1 – 1,5 м друг от друга («берега реки»). Внутри линий раскладываем картонные кружки («камешки») на небольшом расстоянии друг от друга. По команде взрослого дети должны перейти речку, перепрыгивая с одного камешка на другой, сохраняя равновесие, не оступаясь (психолог может поддерживать детей за руки).

Игра «Счетные палочки».

Цель: развитие памяти, мышления, внимания и зрительного восприятия ребенка.

Оборудование: палочки для счета.

Описание: Психолог на столе выкладывает из палочек треугольник (или квадрат), затем раскладывает палочки перед детьми. Дети должны внимательно рассмотреть фигуру, выложенную психологом. Затем дети пробуют повторить образец, выложив такую же фигуру из палочек. Психолог помогает малышам, если задание оказывается для них слишком сложным.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.

Тема 7.2. «Весна идет».

Форма занятия: групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Гусь».

Цель: развитие мелкой моторики.

Описание: Психолог помогает детям правильно изобразить гуся: ставим локоть на стол, сгибаем кисть под прямым углом и все пальцы собираем в щепотку. Выполняйте игру со следующими словами:

«Гусь гогочет Га – Га – Га,

Не ходите со двора!»

Игра «Дорожка».

Цель: развитие двигательной активности, умения ориентироваться в пространстве.

Оборудование: кубики (кегли, пластиковые бутылки или др.подручные материалы).

Описание: Психолог выкладывает «дорогу» из подручных материалов. Дети должны

Пройти по дорожке. Вначале это могут быть 2 прямых рада кубиков, положенных на расстоянии 30 – 40 см друг от друга. Постепенно дорогу удлиняем, делаем извилистой, она может расширяться или сужаться.

Игра «Рисование по пунктиру».

Цель: развитие внимания, мышления, зрительного восприятия ребенка.

Оборудование: листы бумаги в клетку, простые карандаши.

Описание: Психолог перед проведением игры рисует для каждого ребенка на бумаге пунктиром прямые линии (горизонтальные и вертикальные), круги. Затем показываем детям, как правильно обвести фигуры. Затем психолог дает детям возможность попробовать самостоятельно нарисовать такие фигуры по клеточкам.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.

Тема 7.3. «Ловкие ребята».

Форма занятия: групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Петушок».

Цель: развитие мелкой моторики.

Описание: читая ребенку потешку, психолог помогает детям сомкнуть выпрямленные указательный и большой пальцы, при этом остальные пальчики поднимаем наверх и расставляем широко в стороны:

«Петя, Петя, петушок,

Золотой гребешок,

Шелкова головушка,

Масляна бородушка».

Игра «Слушай и прыгай».

Цель: развить координацию движений, научить контролировать свои движения, совершенствовать общую моторику.

Оборудование: «коврики» из картона 4 основных цветов.

Описание: Психолог раскладывает из коврики на полу. Дети встают между ковриками в центр. Психолог называет цвет (или показывает ленту этого цвета), дети должны быстро прыгнуть на коврик соответствующего цвета.

Игра «Лабиринт».

Цель: развитие мышления, зрительного восприятия и внимания ребенка.

Оборудование: бумага, простой карандаш.

Описание: Психолог рисует на листе для каждого ребенка простейший лабиринт (понятный и интересный), затем просит детей провести пальчиком по этому лабиринту и найти выход. Если у ребенка не получается, психолог проходит лабиринт вместе с ним.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.


Раздел VIII. Апрель.

Тема 8.1. «Курочка».

Форма занятия: Групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Курочка».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Описание: читая ребенку стихотворение, следим за тем, чтобы ребенок сомкнул выпрямленные указательный и большой пальцы, при этом остальные пальчики поднимаем наверх и слегка сгибаем:

«Курочка в сапожках

Избушку метет.

Вымела избушку,

Кладет половичок:

- Ляг, половичок,

Под порожек на бочок!».

Игра «Что справа, что слева».

Цель: развитие умения различать правую и левую стороны.

Оборудование: не требуется.

Описание: Психолог предлагает детям встать прямо, поставить руки на пояс. Просим детей медленно повернуть голову направо и назвать предметы, которые они там видят, а затем так же медленно повернуть голову налево и назвать предметы, которые они видят с левой стороны.

Игра «Что тут нарисовано».

Цель: развитие мышления, внимания и зрительного восприятия ребенка.

Оборудование: карточки с замаскированными (перечеркнутыми, неполными, наложенными друг на друга) изображениями.

Описание: Психолог показывает детям картинки и просит их описать то, что на них нарисовано. Психолог помогает малышам, если задание оказывается для них слишком сложным.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.

Тема 8.2. «Жучки - паучки».

Форма занятия: групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Жук».

Цель: развитие мелкой моторики.

Описание: Психолог помогает детям изобразить жука: сжимаем пальцы в кулачок и поворачиваем его тыльной стороной, а указательный палец и мизинец разводим в стороны. Выполняйте игру со следующими словами:

«Жук летит и жужжит,

И усами шевелит».

Игра «Кто летит, а кто ползет».

Цель: развить произвольные движения, вестибулярный аппарат.

Оборудование: не требуется.

Описание: Психолог предлагает детям представить, что они гуляют по лесу (можно закрыть глаза). После слов «Посмотрю на небо я и увижу воробья» дети должны медленно поднять голову вверх. А после слов «Посмотрю на травку я и увижу муравья» дети медленно опускают голову вниз. Повторяем несколько раз, меняя при этом слова.

Игра «Что вокруг нас?».

Цель: развитие внимания, мышления ребенка.

Оборудование: не требуется.

Описание: Психолог просит детей внимательно рассмотреть комнату, в которой они находятся. Затем дети должны назвать как можно больше предметов, имеющихся в ней. Психолог рассказывает детям о каждом названном предмете.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.

Тема 8.3. «Природа просыпается».

Форма занятия: групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Птички».

Цель: развитие мелкой моторики.

Описание: читая ребенку двустишие, психолог помогает детям одной рукой обхватить все пальцы другой:

«Летит птичка в гнездо,

Несет птенчикам зерно».

Игра «Вальс цветов».

Цель: развить координацию движений, слуховое восприятие.

Оборудование: любая медленная мелодия (например, «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»).

Описание: Психолог предлагает детям вообразить себя цветком и покружиться под медленную музыку.

Игра «Выбери нужное».

Цель: развитие мышления, памяти, зрительного восприятия и внимания ребенка.

Оборудование: бумага, простой карандаш.

Описание: Психолог рисует на листе простейшие геометрические фигуры или небольшие рисунки (солнышки, домики, цветочки), затем просит детей найти, например, все квадраты, треугольники и т.д.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.


Раздел IX. Май.

Тема 9.1. «Мои игрушки».

Форма занятия: Групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Ворчун».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Описание: читая ребенку стихотворение, психолог помогает детям загибать пальчики на обеих руках в такт словам:

«Есть игрушки для меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Самый мощный вездеход,

Катер, лодочка, машинка.

Вот такая вот картинка!»

Игра «Спрячь флажки».

Цель: развитие общих произвольных движений ребенка, координации движений.

Оборудование: по 2 флажка для каждого ребенка.

Описание: Дети сидят на стульчиках и держат в руках по 2 флажка. По команде психолога дети поднимают флажки вверх, вытягивают руки с флажками вперед, потом сильно наклоняются вперед и прячут флажки под стульчик. Повторяем 3 раза.

Игра «Кто у нас летает».

Цель: развитие моторно - двигательного внимания, памяти и мышления ребенка. Оборудование: не требуется.

Описание: Психолог называет детям слова, которые обозначают летающие и нелетающие предметы. Если психолог называет летающий предмет, ребенку нужно помахать руками, изображая полет, если нет, то он не должен двигаться (психологу необходимо четко объяснить задачу детям).

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.

Тема 9.2. «Скоро лето!».

Форма занятия: групповая.

План занятия:

Приветствие. Стоим в кругу, взявшись за руки, говорим хором «Здравствуйте!».

Пальчиковая гимнастика «Белочка с орешками».

Цель: развитие мелкой моторики.

Описание: Психолог помогает детям загибать пальчики на обеих руках на каждую строчку стихотворения:

«Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому».

Игра «Угадай-ка».

Цель: развитие тактильных ощущений, мышления ребенка.

Оборудование: коробка с различными предметами.

Описание: Психолог кладет в коробку различные предметы, которые известны детям, и накрывает ее плотной тканью. Дети должны наощупь определить предметы, которые находятся в коробке, и называть их.

Игра «Пугало».

Цель: развитие слухового восприятия ребенка, его внимания и мышления.

Оборудование: не требуется.

Описание: Психолог предлагает детям поиграть в игру. Психолог должен стоять в центре комнаты с разведенными руками и изображать пугало. Дети – птицы. Психолог произносит слова «Воробей» или «Ворона». Если звучит слово «Воробей», то дети должны махать реками. При слове «Ворона» нужно хлопать в ладоши.

Ритуал прощания. Говорим «До свидания» и задуваем свечу.

Тема 9.3. «Диагностическое занятие».

Форма занятия: индивидуальная.

План занятия: Проведение итоговой психодиагностики детей раннего возраста по Е.А.Стребелевой; с элементами психодиагностики детей раннего возраста по Н. М. Аксариной, К. Л. Печоре (приложение 3,4).

Тема 9.4. «Беседа с родителями».

Форма занятия: подгрупповая.

План занятия: Беседа с родителями, подведение итогов курса коррекционно-развивающих занятий. Анкетирование родителей (приложение 6).


Программой определены итоговое количество часов в год, которое зависит от количества занятий в неделю:


Количество часов

в неделю:

в год:

1-2

68



Методическое обеспечение

Перечень дидактических пособий и оборудования:

- Психодиагностика: пирамидки, матрёшка, игрушки-вкладыши, звуковые игрушки, коробка форм;

- Учебно-методические пособия, настольно-печатные игры, предметные игрушки, конструкторы и строительный материал;

- Краски, карандаши, фломастеры, пластилин, писчая и цветная бумага;

- Технические средства обучения, компьютерное оборудование, аудио – видеотека (при необходимости).

Система контроля и оценивания результатов


Диагностика детей раннего возраста проводится 4 раза в год: вводная (сентябрь), 2 промежуточных, уточняющих (ноябрь, февраль), итоговая (май).

Обследование проходит по следующим параметрам:

- Восприятие, память, внимание, мышление;

- Игровая деятельность;

- Эмоционально-волевая сфера;

- Коммуникативная сфера.

Психодиагностические исследования позволяют выявить уровень развития ребенка, степень сформированности знаний, умений и навыков и построить «индивидуальный маршрут» коррекции психических нарушений. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

По результатам психодиагностики, наблюдения за детьми, анализа анкет, бесед с родителями и педагогами, на каждого ребенка заполняется «Карта психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста» (приложение 5) в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года.

Список литературы

Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2007.

Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М.: Просвещение: учебная литература, 2006.

Воспитание и обучение детей раннего возраста. /под ред. Л.Н. Павловой. –М.: Просвещение, 2008.

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

Воспитание эмоциональной и познавательной активности малыша. Книга для работников дошкольных учреждений. – Сыктывкар, 2007.

Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2004.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 2006.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 – М.: Просвещение, 2007.

Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.– М.: Просвещение, 2008.

Кравец О. Ю., Рыбкина И. А., Иванова А. Е., Соломаха Л. С. и др. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. Перспективное планирование коррекционной работы специалистами центра психолого – медико - социального сопровождения. – Санкт-Петербург, 2001г. – 50с.- (Центр психолого – медико – социального сопровождения Калининского района).

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.- метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.

Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.: Владос, 2003.

Развивающие игры для детей от 0 до 5 лет. – М.: Эксмо, Р 17 2013. – 208 с.

Хомякова Е.Е. комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста.- СПб.: «Издательство «Детство-Пресс» 2011.-128с.



















Приложение 1

Анкета для родителей детей раннего возраста «Знакомство»

1. Ф. И. ребенка _______________________________________________________________

2. Ф.И.О. родителя _____________________________________________________________

3. Дата рождения ребенка «____»____________ 20 г.

4. Домашний адрес _____________________________________________________________

5. Телефон____________________________________________________________________


2 года – 2 года 6 мес.

Да

Нет

Не знаю

Познавательное развитие

1. Может после показа повторить простое действие (например, вкл. – выкл. фонарик)

2. Показывает на себя, когда спрашивают: «Где (имя)?»

3.Осуществляет целенаправленный поиск предметов.

4.Знает не менее 4 цветов (красный, синий, зеленый, желтый).

5.В работе с картинками и игрушками умеет выполнять задание (отыскать предмет по цвету, выбрать нужный из двух).

6.Показывает на картинке названный предмет.

7.Показывает одну из частей тела.

8.Может понарошку имитировать ранее виденные действия (н-р, показывает, как лает собачка, как мама моет посуду, как звонят по телефону и т. п.).

9. Умеет подобрать 2 одинаковых предмета.

10.Различает и сортирует на 2 цвета.

11.Умеет показывать большие и маленькие предметы, называя их размеры.

12.Называет знакомые запахи (н-р, запах духов, мыла, кофе и т. п.).

13.Определяет температуру воды (теплая – холодная).

14. Ориентируется в 4 формах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).





Социально-эмоциональная сфера

1.Самостоятельно выбирает игрушку и играет с ней.

2.Играет понарошку – имитирует в игре, какие- нибудь действия (н-р, звонит по телефону).

3.Воспроизводит ряд последовательных действий (н-р, лечит игрушку, опускает пипетку в баночку, а потом прикладывает к носу игрушки).

4 .К 2,6 г. различает мальчиков и девочек.





Мелкая моторика

1.Срисовывает по образцу круг и вертикальную линию, при этом правильно держит карандаш.

2.Строит башню из 6 кубиков.

3.Пытается имитировать действия взрослого в конструктивной деятельности (н-р, взрослый строит поезд из 4 кубиков, просит построить ребенка, а тот должен соединить хотя бы 2 кубика).

4.Овладевает вращательным захватом и может

раскрутить и закрутить крышку, пробку в бутылке.





Крупная моторика

1.Ходит по доске, приподнятой на 10 см. от пола.

2.Ходит по наклонным доскам.

3.Перешагивает через предметы.

4.Может удерживать равновесие, стоя на гимнастическом бревне или доске шириной 10 см (от пола 10 -15 см.).

5.Удерживает равновесие, пиная одной ногой мяч диаметром примерно 20 см.

6.Должен удерживать равновесие при прыжках со ступенек, приземляясь на обе ноги.





Речевое развитие

1.Малыш способен понимать несложный сюжет по картинке и ответить на вопросы.

2.Понимает короткий рассказ без иллюстраций событий, имеющихся в собственном опыте.

3.Активный словарь 200-300 слов.

4.Умеет строить двухсловные или трехсловные предложения.

5.Употребляет в речи прилагательные и местоимения.

6.Слушает потешки, первые сказки.

7.Проявляет интерес к книге: эмоционально ярко реагирует на иллюстрации, проявляет предпочтения в их выборе.

8.Умеет работать с картинкой, подбирать по вопросам: «Что наденем на куклу?» (платье, туфли, шапочку и т. п.), «Чем угостим мишку?» и др.





Самообслуживание

Кормление:

1.Пьет через соломинку.

2.Может развернуть конфету, завернутую в фантик, очистить банан.

3.Ест ложкой без потери пищи (неважно, как держит ложку).

4.Пользуется вилкой (нанизывает на вилку еду).

5.Может сам взять стакан, налить в него воду и пить.

Одевание:

1.Быстро раздевается полностью (кроме застежек).

2.Пытается самостоятельно обуться.

3.Пытается застегнуть крупную молнию.

4.Надевает простую одежду без помощи.

5.Моет и вытирает руки (взрослый помогает включить воду, дает мыло и т. д.).

Туалет:

1.Позволяет посадить себя на горшок.

2.Не писается (сон не в счет).






Укажите вопросы, на которые Вы хотели бы получить ответы (если есть):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Приложение 2

Анкета для родителей детей раннего возраста

«Знакомство»

1. Ф. И. ребенка _______________________________________________________________

2. Ф.И.О. родителя _____________________________________________________________

3. Дата рождения ребенка «____»____________ 20 г.

4. Домашний адрес _____________________________________________________________

5. Телефон____________________________________________________________________


2 года 6 мес. – 3 года

Да

Нет

Не знаю

Познавательное развитие

1.Различает цвета: красный, зеленый, синий, желтый, черный.

2.Умеет сортировать цвета по образцу.

3.В своей деятельности ребенок должен правильно использовать геометрические фигуры по назначению.

4.Имеет понятие о количестве предметов – один, два, много, меньше, больше.

5.Может ответить на вопрос типа: «Из чего пьют воду? На что купим хлеб?»

6.Соотносит верх и низ (н-р, ребенку дают книжку, повернутую вверх ногами. Ребенок должен перевернуть и положить книгу правильно).

7.Собирает по порядку пирамидку из 5 и более колец.




Социально-эмоциональная сфера

1.Знает свое имя.

2.Узнает себя в зеркале.

3.По просьбе «делиться», дает игрушку другому ребенку.

4.В игре отображает однократно наблюдаемые явления, устанавливать взаимосвязь и последовательность действий.

5.В игре с предметами придавать значение в соответствии с замыслом и содержанием игры.

6.Появляются элементы ролевой игры (н-р, «дочки-матери», «папа-мама» и т. д.).




Мелкая моторика

1.Может «начертить кружок» рисуя движениями, похожими на круг.

2.Строит башню из 8 кубиков.

3.Режет ножницами (делает бахрому).

4.Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их.

5.Начинает лепить простые фигуры из пластилина.

6.Элементарные рисунки карандашом.




Крупная моторика

1.Ребенок проходит вверх по наклонной доске, приподнятой с одного конца, и сходит с нее вниз.

2.Встает из положения лежа, как взрослый, с минимальным покачиванием и минимум движения.

3.Держит равновесие на одной ноге 1- 2 секунды.

4.Бросает и ловит большой мяч на расстоянии 70 – 100 см.

5.Ребенок может менять темп, направление, характер движения




Речевое развитие

1Легко запоминает стихи и песенки.

2.В его словарный запас входят все части речи, кроме причастия и деепричастия.

3.Словарь состоит из 1200- 1500 слов.

4. Говорит простыми и сложными предложениями, хотя грамматически они не всегда правильны.

5.В его речи появляются вопросы «Зачем?», «Когда?», «Почему?».

6.Все звуки, кроме р, л и шипящих, он произносит правильно.

7.Речь эмоционально выразительна.




Самообслуживание

Кормление:

1.Ложкой ест без потерь (не важно, как держит ложку).

2.Пользуется вилкой (нанизывает на вилку еду).

3.Может сам взять стакан, налить в него воду и пить.

Одевание:

1..Одевается самостоятельно (простую одежду).

2.Без напоминания моет руки перед едой.

3.Вытирает руки самостоятельно.

4.Расстегивает липучки, большие пуговицы и т. д.

Туалет:

1.Не писается (сон не в счет).






Укажите вопросы, на которые Вы хотели бы получить ответы (если есть):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни (Н. М. Аксарина, К. Л. Печора)

Показатели

Возраст

1год 1мес. -

1 год 3 мес.

1год 4 мес. -

1 год 6 мес.

1год 7мес. -

1 год 9 мес

1год 10 мес. -

2 года

Понимание речи

Запас понимаемых слов быстро расширяется.

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в конфликтной ситуации).

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопрос взрослого «Где?».

Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.

Активная речь

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.

Пользуется облегченными словами («би-би») и произносит правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.

Во время игры обозначает словами и двухсловными предложениями.

При общении с взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

Сенсорное развитие

Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.

Игра и действия с

предметами

Воспроизводит в игре ранее разученные действия с предметами (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень).

Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.

Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома».

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).

Движения

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.

Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см.), приподнятой над полом (15-20см.)

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.

Навыки

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку).

Частично надевает одежду (ботинки, шапку).




Приложение 4

Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни (Н. М. Аксарина, К. Л. Печора)

Показатели

Возраст

2года-

2года 6мес.

2года 6мес.-

3года

Активная речь

Говорит многословными предложениями (более 3 слов). Появляются вопросы «Где?», «Куда?»

Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «Почему?», «Когда?».

Сенсорное развитие

Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале. Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов

В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению.

Называет минимум 4 основных цвета.

Игра

Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2-3).

Появляются элементы ролевой игры.

Конструктивная

деятельность

Самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки и называет их.

Появляются сложные сюжетные постройки.

Изобразительная

деятельность


С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их.

Навыки

одевания

Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Навыки кормления

Ест аккуратно.

Пользуется салфеткой по мере надобности и без напоминания.

Движения произвольные

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28см.

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35см.

Приложение 5

Карта психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста


Ф.И.О. ____________________________________________________________________

Группа____________________________________________________________________

Дата рождения, возраст ______________________________________________________


Познавательный уровень:

Восприятие цвета___________________________________________________________

Восприятие формы__________________________________________________________

Восприятие величины _______________________________________________________

Пространство ______________________________________________________________

Внимание__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Память ___________________________________________________________________

Мышление_________________________________________________________________


Эмоционально-волевая сфера:

Реакция на поощрение и наказание ____________________________________________

Фон настроения ____________________________________________________________

Эмоциональная устойчивость_________________________________________________


Коммуникативная сфера:

Контактность_______________________________________________________________

Сформированность коммуникативных навыков__________________________________


Деятельность:

Предметные действия и игра _________________________________________________

Конструирование ___________________________________________________________

Целенаправленность________________________________________________________

Темп______________________________________________________________________

Работоспособность и продуктивность__________________________________________


Движения:

Общие____________________________________________________________________

Тонкие____________________________________________________________________


Речь:

Импрессивная______________________________________________________________

Экспрессивная_____________________________________________________________


Психологическое заключение: ________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Дата_______________ Психолог_______________________








Приложение 6


Анкета – опросник для родителей по завершении занятий


1.

Имя ребенка:



2.

Возраст ребенка:



3.

Изменились ли Ваши взгляды и приоритеты в вопросах воспитания и развития ребенка за время посещения Вашим ребенком группы? Если да, то опишите как:




4.

Изменились ли Ваши отношения с ребенком? Если да, то как:




5.

Какие результаты занятий с психологом Вам кажутся наиболее значимыми:




6.

Какие изменения произошли в развитии Вашего ребенка:




7.

Что для Вас в работе с психологом было наиболее ценным и интересным:




8.

Ваши пожелания психологу по работе группы:







Спасибо за сотрудничество!


21


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации