Материал на проверке

Дополнительная общеразвивающая программа "Этикет и мы"

0
0
Материал опубликован Вчера в 14:22 в группе

Дополнительная общеразвивающая программа

"ЭТИКЕТ И МЫ"

Возраст обучающихся: 10-13 лет

Срок реализации программы: 2 года (72 часа)

Уровень сложности: стартовый


Автор: Нестерова Ирина Викторовна

Должность: старший методист


РАЗДЕЛ 1.

«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

1.1 Пояснительная записка


В современном мире политические, экономические, культурные и семейные отношения невозможны без знания и соблюдения правил и норм поведения, так как люди не могут жить, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений.

Направленность программы - социально-гуманитарная

Вид программы:

- по степени авторства - модифицированная;

- по уровню сложности – стартовый.

Язык реализации программы: официальный язык Российской федерации – русский.

Перечень нормативных документов:

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 год.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

  • Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».

Актуальность программы «Этикет и мы» обусловлена тем, что человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им, общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.

Правила этикета – это не только форма внешнего поведения. Они также определяются моральными нормами человека. Данная программа направлена на то, чтобы показать учащимся, что этикет – это инструмент для создания стойких привычек поступать так, как требует этика – уважительно, доброжелательно, тактично, деликатно.

Программа по курсу "Этикет и мы" направлена на то, чтобы учащиеся овладели навыками культуры поведения, научились строить взаимоотношения с людьми. Данная программа предполагает изучение основных правил поведения, сложившихся в обществе, порядка общения в различных ситуациях и речевой культуры.

Новизна программы заключается в том, что в нее включен раздел «Эстетика поведения» для того, чтобы учащиеся могли понять, какие манеры делают поведение "красивым". Программа показывает, что понятия «этикет» и «эстетика» – неразрывное целое и являются составляющими культуры общения.

Отличительные особенности программы. Программа может быть реализована в рамках комплексных программ студий или в качестве самостоятельного курса. Занятия проводятся в групповой форме. Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде мини-презентаций. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек. В основе обучения лежит дискуссионный и ролевой принцип, что соответствует возрастным особенностям ребенка.

Педагогическая целесообразность. Программа учитывает возрастные особенности учащихся младшего подросткового возраста. Этот период характеризуется стремлением к общению со сверстниками и появлением в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Обучение этикету в данный возрастной период является педагогически целесообразным и своевременным.

Адресат программы – учащиеся подросткового возраста 10 – 13 лет.

Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования с другими учащимися.

Состав группы, особенности набора - постоянный, группы разновозрастные.

Объем программы - 72 часа.

Сроки освоения программы – 2 года.

Режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу.

Формы обучения очная. Программа может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с помощью интернет-ресурсов.

Форма организации образовательной деятельности – групповая.

Формы проведения занятий: комбинированные, теоретические, практические, ролевые и деловые игры, дискуссии, тренинговые упражнения, конкурсы, викторины, тесты, беседы, мини-сочинения. Теоретические знания переплетаются с практической частью: выходами в театр, кино, выставки и другое.


1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: способствовать формированию личности ребенка, владеющего основными общественными нормами поведения и культурой общения.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в различных ситуациях;
  • научить учащихся подчиняться правилам поведения, ориентироваться на социальные нормы;
  • научить учащихся основным правилам поведения как опоре для решения чисто практических задач;
  • привить навыки культуры общения, в основе которых лежит доброжелательность, такт, подсказывающие что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах;
  • научить правильно использовать речевые этикетные формулы, умело вести общение в разных ситуациях.

Развивающие:

  • развить навыки эффективного общения;
  • развить речевую коммуникативную культуру;
  • развить кругозор и духовный мир учащихся;
  • способствовать социальной адаптированности учащихся путем присвоения ими этикетных и эстетических норм поведения и общения;
  • формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Воспитательные:

  • формировать общую культуру поведения и общения;
  • воспитать эстетическую культуру;
  • формировать культуру межличностных отношений, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.

1.3 Содержание программы

Учебный план первого года обучения

                      


п/п

Наименование раздела

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие. Этикет и мы.

Ритуал приветствия. Понятие об этикете. Этикет и речь. Значение ритуала приветствия. Неречевые формы приветствия. Речевые формы приветствия. Прощание.

2

2

4

Обращение.

Ритуал представления при знакомстве. Правила обращения. Правила представления. Ритуал представления. Неречевые формы общения.

1

2

3

Речевой этикет.

Значение речевого этикета в общении. Комплимент. Просьба. Благодарность. Отказ. Требование. Запрет. Замечание. Совет. Приглашение. Поздравление. Пожелание.

2

2

4

Искусство нравиться другим.

Общение - игра по правилам. Значение улыбки и мимики в отношениях с людьми. О доброжелательности и такте. Способы достижения взаимопонимания. Основные методы общения с людьми.

1

2

3

Телефонный этикет.

Правила разговора по телефону. Речевой этикет при телефонном разговоре. Мобильный этикет.

2

2

4

Поведение в учебном заведении.

Правила поведения в учебном заведении: приветствие, прощание, обращение. Об умении сидеть, стоять, говорить. Речевой этикет. Правила посещения буфета.

2

2

4

Поведение в транспорте, на улице, в магазине.

Правила движения пешеходов, приветствия на улице, правила поведения, общения, обращение. Правила поведения в общественном транспорте, такси, личном автомобиле. Правила поведения при посещении магазина.

1

2

3

Поведение в театре, кино, музее, на вернисаже.

Правила поведения в театре, кинотеатре, на выставке, в музее, на вернисаже.

2

2

4

Мы в кафе.

Правила поведения в кафе, в кафе-самообслуживания. Правила общения с обслуживающим персоналом. Поведение за столом. Что и как едят.

2

2

4

Эстетика поведения.

Что такое эстетика. Основные категории эстетики. Эстетика повседневной жизни. Культура поведения, красивая походка, осанка, манеры, жесты и мимика.

2

1

3


ИТОГО

17

19

36

Содержание учебного плана первого года обучения

1. Вводное занятие. Этикет и мы.

Теория. Знакомство. Понятие об этикете. История этикета. Этикет и речь. Значение ритуала приветствия. Значение улыбки в общении. Правила приветствия: кто здоровается первым; кто не должен здороваться сидя; обстоятельства, которые надо учитывать при приветствии; если на приветствие не ответили. Неречевые формы приветствия: рукопожатие, поклон, поцелуй руки, головной убор, жесты. Речевые формы приветствия. Прощание: правила прощания, речевые формы.

Практика. Упражнение на знакомство: «Снежный ком», «Моя визитка». Упражнения на приветствие: «Приветствие без слов», «Приветствие разных стран», «Приветствие в парах». Игра-соревнование «Кто знает больше приветствий». Работа в группах: «Что такое этикет?», «Рисуем ситуации, где нужен этикет». Упражнения - кейсы на решение различных ситуаций общения. Блиц – опрос по правилам приветствия.Составление свода правил этикета.

2. Обращение. Ритуал представления при знакомстве.

Теория. Правила обращения к знакомым и незнакомым людям. Правила перехода на "ты". Речевые формы обращения. Правила представления: порядок представления старшего и младшего, мужчины и женщины, друзей и родственников, знакомых; знакомство в общественных местах. Непосредственное знакомство. Знакомство через посредников. Неречевые формы общения: рукопожатие при знакомстве.

Практика. Упражнения: «Тайна моего имени», «Качества моего характера», «Ассоциации», «Язык рукопожатий». Игра «Такие разные имена». Игра «Разрешите представиться». Работа в группах по определению правил обращения в различных ситуациях. Ролевое проигрывание ситуаций знакомства и ситуаций, в которых есть обращение к другому.

3. Речевой этикет.

Теория. Речевое общение: значение речевого этикета в общении; что такое речевая деятельность; что такое речевое общение; цель говорящего; коммуникативные намерения говорящего; комплимент как психологический механизм внушения через признание достоинств человека. Виды комплимента. Неуместный комплимент. О лести. Как сказать и принять комплимент. Речевые формулы; этикетные ситуации, требующие присутствие комплимента.

Просьба. Просьба как побудительное речевое действие. Речевые формулы и их уместность. Учет обстоятельств и взаимодействие с партнером по речевому общению. Приемы, повышающие вероятность выполнения просьбы.

Благодарность: речевые формулы и их уместность.

Извинение: этикетные ситуации, связанные с извинением; речевые формулы и их уместность.

Отказ: что такое отказ с позиции этикета; как отказать, чтобы не обидеть человека; технология отказа; речевые формулы отказа.

Требования, запрет, замечания, совет: технология предъявления требования; речевые формулы; технология запрета, замечания, совета; речевые формулы.

Приглашение: виды приглашения; учет обстоятельств и взаимоотношений с партнерами по общению; речевые формулы; приглашения устные и письменные; как принять или отказаться от приглашения.

Поздравления и пожелания: виды поздравлений; из каких частей состоит поздравление; уместное обращение; с чем и как поздравляют, что и как желают; подпись; что надо знать для написания интересного пожелания; формы поздравлений; как поздравить и принять поздравление.

Практика. Упражнения «Комплимент», «Интервью», «Взаимные презентации». Речевое упражнение «Красивый низкий голос».Работа в группах по поиск речевых формул в различных ситуациях общения. Игра – соревнование «Лучшее поздравление учителю». Упражнения и ролевые игры на отработку речевых формул: просьба, благодарность, извинение, отказ, требование, приглашение, поздравление.

4. Искусство нравиться другим.

Теория. Общение - игра по правилам. Правила и технические приемы "позитивного общения". Влияние внешнего облика на общение. Невербальные средства общения. Модели общения. Поведение в конфликтах.

Основные методы общения с людьми. Способы достижения взаимопонимания. Как склонить людей к вашей точке зрения. О вежливости, доброжелательности и такте.

Практика. Упражнения на групповое сплочение, на умение высказывать свою мысль и принимать обратную связь. Упражнение на формирование доверия «Слепой-поводырь». Тестирование по методике Томаса «Стили поведения в конфликте». Ролевая игра «Сглаживание конфликтов». Коммуникативный тренинг.

5. Телефонный этикет.

Теория. Основное правило телефонного этикета: после какого сигнала снимают трубку; до какого сигнала ждать ответа; что делать, если разговор прервали; если вы ошиблись номером; телефон у соседей; телефонный разговор в гостях; регламент телефонных звонков и разговоров. Правила окончания разговора. Правила пользования мобильным телефоном.

Практика. Упражнения «Такие разные приветствия», «Угадай эмоцию по голосу». Решение проблемных ситуаций «Телефонный звонок». Игра «Испорченный телефон» (о важной роли активного слушания в процессе общения). Просмотр и обсуждение фильма «Уроки хороших манер». Дискуссия «Мобильный этикет». Ролевые игры на общение по телефону с другом, с мамой, с учительницей, с соседом, с незнакомым человеком и т.д. Ситуативный практикум.

6. Поведение в учебном заведении.

Теория. Правила поведения у входа в здание, в вестибюле, в раздевалке, на лестнице. О головном уборе. Правила приветствия. Правила обращения младшего к старшему; юноши к девушке; девушки к юноше. Как прервать беседу старших, ровесников. Пунктуальность. Позы и жесты. Неловкости на уроке. О внешнем виде. Правила посещения буфета (столовой).

Практика. Групповая дискуссия на тему «Как вести себя в школе». Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

7. Поведение в транспорте, на улице, в магазине.

Теория. Правила движения пешеходов: как обогнать пешехода; продвижение в узком месте; как пройти, если продвижение затруднено препятствием; где остановиться для разговора; как посмотреть витрину киоска. Как обратиться к незнакомым людям. Правила приветствия на улице.

Правила поведения при посещении магазина: поведение в дверях; обращение к продавцу; приветствие; как привлечь внимание продавца; как указать на нужную вещь и узнать цену; как обсудить покупку; можно ли что-то купить без очереди; как подойти к витрине, если много народу.

Правила поведения в транспорте: поведение на остановке; как правильно войти и выйти из общественного транспорта; поведение в салоне; встреча со знакомыми; как правильно сидеть; о чем и как разговаривать; неловкости. Правила поведения в такси, поезде, самолете, теплоходе.

Практика. Составляем коллаж «Поведение в общественных местах». Игра «Необитаемый остров». Деловая игра «Транспортный переполох».

8. Поведение в театре, кино, музее, на вернисаже.

Теория. Правила поведения в театре. В дверях: кто проходит первым, как предъявить билет. Поведение в гардеробе: в какой последовательности снимают и надевают одежду; где приводят свою внешность в порядок. Поведение на лестнице, в фойе: о программке; встреча и приветствие со знакомыми. Поведение в зрительном зале: как войти в зрительный зал; как найти свое место и пройти к нему; можно ли просить бинокль и программку у соседа; как быть, если плохо видно; можно ли уйти, если спектакль не нравится; неловкости (чих, кашель, насморк, скрип стулом). Аплодисменты. Поведение в антракте. Посещение буфета. Опоздание. Приветствие знакомых в зрительном зале. Цветы актерам. Поведение после окончания спектакля. Поведение в кинотеатре, в музее, на вернисаже.

Практика. Упражнение «Создание живой картины». Разыгрывание сценок поведения в театре, кино, музее.

9. Мы в кафе.

Теория. Правила поведения при входе в кафе; в гардеробе; при входе в зал. Правила выбора столика; места за столом. Правила общения с обслуживающим персоналом. Кто и как делает заказ. Поведение за столом. Пользование льняными и бумажными салфетками. Маленькие неловкости: упал нож; как себя вести, если кто-то допустил неловкость. Правила приветствия и общение со знакомыми. Поведение при выходе. О чаевых. Поведение в кафе-самообслуживание: как выбрать стол; как присоединиться к сидящим, как уйти; в каком случае за собой убирают посуду.

Практика. Составляем свод правил поведения в кафе. Диспут «Золотой правило общения». Разыгрывание ситуаций.

10. Эстетика поведения.

Теория. Что такое эстетика. Основные категории эстетики. Эстетика повседневной жизни. Культура поведения, красивая походка, осанка, манеры, жесты и мимика. Категории эстетической жизни личности. Человеческие чувства (любовь, счастье, красота). Этикет, такт, бонтон, деликатность. Красота общения. Приемы и формы, манеры поведения (диалоги, монологи, речь, выражения мыслей, чувств).

Практика. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Игра с пословицами о красоте. Ролевые игры. Работа с изречениями. Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.

Учебный план второго года обучения


п/п

Наименование раздела

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие. Письменный этикет.

Из истории письменного этикета. Виды писем (заявления, предложения, приглашения и т.п.). Элементарные правила переписки по электронной почте. Правила общения в сети Интернет.

1

2

3

Мы в гостях, у нас гости.

Правила приглашения гостей. Правила для гостей. Правила для хозяев. Ритуалы приветствия и представления. Неожиданные визиты. Посещение больного. Что и как едят. О визите молодого человека в дом девушки (и наоборот).

2

2

4

Сервировка стола.

Поведение за столом. Пользование столовыми приборами. Правила сервировки. Правила приглашения к столу и рассаживания за столом. Застольная беседа. Что и как едят.

2

2

4

Что и как едят.

Хлеб, масло, первые блюда, горячее блюдо из мяса, холодные закуски, блюда из птицы, рыба, колбасные изделия, блюда из яиц, макаронные изделия, фрукты, ягоды, десерт, холодные напитки.

1

2

3

Подарки.

День рождения. Правила выбора подарка. Что кому дарить. Как вручать и как принимать подарки. О цветах. Правила приглашения на день рождения. Обязанности хозяев и гостей. Что и как едят.

2

2

4

Приглашение на чашку чая (кофе).

Банкет-чай. Правила приглашения. Время визита. Сервировка кофейного и чайного стола. Правила поведения за столом. Обязанности хозяйки.

1

2

3

Танцевальный вечер.

Правила приглашения на танец. Правила поведения во время танца. Ритуал знакомства на танцевальном вечере.

1

2

3

Искусство одеваться.

Мода и красота. Цвет в моде. Элегантность. Одежда для работы. Одежда для дома. Осанка. Походка. Модные дополнения. Прическа. Макияж.

2

2

4

Семейный этикет.

Правила общения с соседями. Родители и дети. Поведение в конфликтных ситуациях. Речевое поведение в повседневном общении.

2

2

4

Эстетика поведения.

Эстетика и общество. Эстетика семейной жизни. Мода и ее эстетическое наполнение. Эстетика общения. “Я” и “Другой” в общении. Категории эстетических отношений.

2

2

4


ИТОГО

16

20

36


Содержание учебного плана второго года обучения


     1.  Вводное занятие. Письменный этикет.

Теория. Ознакомление с программой второго года обучения. Из истории письменного этикета. Искусство написания писем в прошлом. Виды писем (заявления, предложения, о встрече и т.п.). Элементарные правила переписки по электронной почте. Оформление электронного письма. Правила общения в сети Интернет. Стили общения.

Деловая переписка, основные правила делового письма. Письмо – предложение о встрече. Поздравительное письмо учителю ко Дню учителя.

Практика. Игра «Изучаем письма из прошлого». «Письмо другу». «Письмо самому себе». Акция «Письмо-поздравление».

2. Мы в гостях, у нас гости.

Теория. Правила приглашения гостей. Можно ли принять приглашение и не прийти. Можно ли отказаться от приглашения. Можно ли прийти в гости без приглашения. Опоздание. Где стряхивать снег. Где мужчина снимает головной убор. Как звонить в дверь. Кто открывает дверь. Ритуал приветствия. Ритуал представления гостей. Некоторые детали, которые надо знать, идя в гости. Как одеться. Когда в гостях садятся. Что принести в дом, куда приглашен в гости. Неожиданные визиты. Посещение больного. Речевой этикет. О визите молодого человека в дом девушки (и наоборот).

Практика. Беседа на тему «Правила приема гостей». Чтение и обсуждение рассказа «Катя в гостях у Вики». Диспут «Легко ли быть настоящим другом?» Загадки на правила поведения в гостях. Игра «Путешествие в страну гостинию».

3. Сервировка стола. Поведение за столом. Пользование столовыми приборами.

Теория. Правила расположения стола в комнате. Освещение. Подбор скатерти и салфеток, посуды, столовых приборов, угощения, цветов и правила сервировки. Правила приглашения гостей к столу. Места за столом. Порядок рассаживания за столом. Когда и как приступают к еде. О салфетках. Правила пользования столовыми приборами. Как держать столовые приборы. Как положить столовые приборы, когда на время встаешь из-за стола; когда кончаешь есть. Как брать еду из общего блюда. Порядок подачи блюд. Что едят при помощи ножа и вилки, что при помощи вилки. Как сидеть за столом. О руках. Беседа. Промахи за столом. Как закончить трапезу.

Практика. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

4. Что и как едят.

Теория. Хлеб, масло, первые блюда, горячее блюдо из мяса, холодные закуски, блюда из птицы, рыба, колбасные изделия, блюда из яиц, макаронные изделия, фрукты, ягоды, десерт, холодные напитки.

Практика. Упражнение «Моя любимая еда». Конкурс «Лучший рецепт дня». Изготовление простых блюд.

5. Подарки: что кому дарить, как вручать и как принимать подарки. День рождения.

Теория. Правила выбора подарка: что можно считать подарком; какие обстоятельства учитываются при выборе подарка; может ли подарок принести огорчения; подарки, которые всегда уместны. Подарок друзьям. Подарок родным. О цветах. Правила вручения цветов и подарка: где разворачивают цветы; где и как их вручают; где и как вручают подарок. Как принять подарок. Поздравления и пожелания. Правила приглашения на день рождения. Формы приглашений: письменные и устные. Регламент посещения. Обязанности хозяев и гостей. Речевой этикет.

Практика. Упражнение «Угадай подарок». Выполнение подарка своими руками из подручных материалов. Конкурс «Лучший подарок другу».

6. Приглашение на чашку кофе. Банкет-чай.

Теория. Правила приглашения. Время визита. Сервировка кофейного стола. Правила угощения кофе. Сладко-соленый кофе. Обязанности хозяйки. Правила поведения за столом: как положить и размешать сахар; как остудить чай; можно ли просить добавку; о лимоне; о варенье. Как закончить чаепитие.

Практика. Работа с картинками. Сценки-миниатюры. Игра «Организуй банкет».

7. Танцевальный вечер.

Теория. Правила приглашения на танец: как пригласить на танец; как принять приглашение; как и в каком случае отказать; как ведет себя партнерша, если она получила несколько приглашений; как ведет себя партнер, если на его приглашение откликнулось несколько дам; как проводить партнершу к танцевальному кругу и на место. Правила поведения во время танца. Ритуал знакомства на танцевальном вечере. Правила приветствия. Молодежная компания на вечере. Дамский танец. Речевое поведение при общении на танцевальном вечере.

Практика. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Конкурс на лучший сценарий проведения мероприятия.

8. Искусство одеваться.

Теория. О красоте и моде. Мода и фигура. Осанка. Походка. Цвет и мода. Элегантность. Одежда для работы, одежда для дома. Универсальный гардероб. Модные дополнения. Прическа. Макияж.

Практика. Упражнение «Метафора» (получение обратной связи о своем имидже). Упражнение «Найди пару» (на умение подбирать вещи по стилю). Деловая игра «Дом моделей».

9. Семейный этикет.

Теория. Правила поведения соседей по дому. Родители и дети: предупредительность в семейных отношениях; как избежать конфликта в семье, о пользе небольших знаков внимания. Речевое поведение при общении с родными: повседневное общение, поведение в конфликтах, обращение с просьбой, отказ, замечание, высказывание своего мнения.

Практика. Фотогазета «Представляем свою семью». Упражнение на развитие взаимопонимания с другими «Активное слушание». Ролевые игры на решение ситуаций общения в семье.

10. Эстетика поведения.

Теория. Эстетика и общество (поведение человека в обществе, усилия воли, выработка манер, дикция и речь) Единство нравственного и эстетического. Умение одеваться, воспитанность, такт, внимательное отношение к людям.

Эстетика семейной жизни. Ответственность семьи в раскрытии природных задатков и дарований человека, в формировании в нем чувства ответственности за их реализацию.

Мода и ее эстетическое наполнение. Объективные и субъективные закономерности смены моды. Постоянное и преходящее в моде. Мода и “Я”, мода и “Другой”.

Эстетика общения. “Я” и “Другой” в общении. Общение как взаимный духовно-ценностный обмен. Общение как диалог личностей. Категории эстетических отношений (прекрасное, красивое, изящное; безобразное, возвышенное, низменное)

Практика. Решение задач по культуре поведения. Инсценирование сцен из рассказов и повестей Чехова, Л.Толстого, М.Горького, М. Шолохова, Э.Сетона-Томпсона). Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы.

1.4 Планируемые результаты

Учащиеся первого года обучения должны:

  • знать, что такое этикет и для чего он нужен;
  • знать основы речевого этикета и уметь применять его в различных ситуациях: приветствие, обращение, прощание и т.п.;
  • знать основные правила ведения телефонного разговора и уметь применять их на практике;
  • знать правила поведения в общественных местах (учебное заведение, кафе, транспорт, театр и т.п.);
  • знать основные приемы общения с людьми, проявлять доброжелательность в поведении;
  • знать понятие и основные категории эстетики поведения.

Учащиеся второго года обучения должны:

  • знать элементарные правила письменного этикета, уметь вести переписку в зависимости от ситуации общения;
  • знать основные правила гостевого этикета;
  • знать столовый этикет, уметь сервировать стол;
  • знать, как правильно выбрать и подарить подарок;
  • проявлять эстетическое отношение к выбору и ношению одежды;
  • знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения в общении с друзьями, с другими людьми, об этических нормах взаимоотношений в семье,
  • уметь выбирать нужные формы этикетного поведения и речевые формулы с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем);
  • проявлять уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.

РАЗДЕЛ 2.
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

2.1 Календарный учебный график

Календарные учебные графики к дополнительной общеразвивающей программе представлены в рабочей программе (Приложение 1).

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

Занятия проводятся в просторном помещении, оснащенном столами и стульями, в котором учащиеся могут свободно перемещаться, при необходимости писать и рисовать. Необходим компьютер, LCD-проектор.

На занятиях дети используют альбомы, тетради, ручки и карандаши. Педагог использует аудиокниги, видеофильмы «Уроки хороших манер», презентации (power point) по темам курса, наглядные схемы, таблицы.

Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

Кадровое обеспечение – педагог-психолог или педагог-дополнительного образования.

2.3 Формы аттестации (контроля)

Время

проведения

Цель проведения

Форма контроля

Входной контроль

В начале

учебного года

Определение уровня

знаний учащихся

Беседа, опрос, наблюдение тестирование

Текущий контроль

В течение всего

учебного года

Определение степени

усвоения обучающимися учебного материала.


Педагогическое

наблюдение, опрос, контрольное занятие.

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса

Определение результатов обучения.

Письменная творческая работа, опрос, игра- испытание, тестирование

На протяжении всех занятий и на переменах проводится наблюдение за тем, как учащиеся проявляют себя в общении со сверстниками, взрослыми и проявляют основные правила этикета в конкретных ситуациях. Текущий контроль также осуществляется в форме устного опроса, уточняющих вопросов в ходе мини-презентаций, мини-лекций. Промежуточный контроль осуществляется в ходе выполнения творческих и конкурсных заданий по теме, викторин, тестов. Итоговый контроль – написание письменной работы (реферат, мини-сочинение, проект, эссе) по выбранной теме.

Данная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.

2.4 Оценочные материалы

Оценочные материалы включают различные диагностические материалы: карты педагогического наблюдения, тесты, сценарии деловых и ролевых игр, видео-материалы с целью просмотра и обсуждения.

2.5 Методические материалы

В основе обучения по программе лежит личностно-ориентированный подход. Во главу угла ставится самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Основными принципами обучения являются:

  • принцип сознательности, активности, самостоятельности обучающегося при руководящей роли педагога (предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности);
  • принцип систематичности и последовательности (проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения);
  • принцип наглядности (наглядность используется для создания или иллюстрации поведенческого образца, для создания опоры в процессе выполнения задании, для создания ситуации общения);
  • принцип доступности и посильности (реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям обучаемых).

Занятия проводятся в групповой форме. Основным методом преподавания является игровой тренинг. В игре учащиеся попадают в такие условия, в которых они могут проявить свои знания, развивают и формируют основные умения и навыки правильного поведения в обществе. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде мини-презентаций. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек. Формы работы: ролевые и деловые игры, дискуссии, тренинговые упражнения, конкурсы, викторины, тесты, беседы, мини-сочинения. Теоретические знания переплетаются с практической частью: выходами в театр, кино, выставки и другое.

В разделе «Эстетика поведения» основной метод – беседа с оживляющими её построение различными методическими приёмами: рассматривание картин, включение художественных текстов, пословиц, жизненных ситуаций, декламации. Кроме этого используются формы, которые способствуют формированию эстетических чувств через искусство. Например: поход в музей, в театр, обсуждение литературных героев, встреча с интересными людьми, конкурсы, викторины.

Предусмотрена самостоятельная работа учащихся по подготовке к занятиям, которая заключается в поиске информации, в оформлении тетрадей, стенгазет, фотоколлажей по теме. В процессе самостоятельной работы у детей развиваются умения получать и систематизировать этические знания, свободно высказывать свои мнения, суждения, грамотно вести полемику.

Список литературы для педагога

1. Альберте Л.В. и др. Семья принимает гостей. – М.: "Профиздат", 1990.

2. Анн Л. Социально-психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003.

3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002.

4. Белоусова Т. В. Всё про этикет. Полный свод правил светского и делового общения. - М.: АСТ, 2020.

5. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997.

6. Дорохова А.А. Как себя вести: беседы о вежливости и правилах поведения. – Минск, 1979.

7. Жеребцова О.И.Сервировка стола. Практическое руководство. М.:Ниола, 2008.

8. Иванова Е. Н., Эффективное общение и конфликты., С-П., 1997 г.

9. Игры: обучение, тренинг, досуг (под. ред. Петрусинского В.В.), (1-5 книги) – М., "Новая школа", 1994.

10.Камычек Я. Вежливость на каждый день. – М.: "Знание", 1988.

11. Корешкова М. Е.Оформляем стол. Практическое руководство. М.:Ниола, 2008.

12.Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

13.Крискунова И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина – СПб.: Лань, 1997.

14. Крохин И.М., Крупенин А.Л. Все об этикете. – Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 1996.

15. Кубрак О. В. Этикет на все случаи жизни. - М.: Феникс, 2019.

16.Кузнецов И. Н. Современный этикет. – М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2015.

17.Лом И.М. Правила хорошего тона. – М.: ТОО "Ариэль", 1993.

18.Некрасова И.Н.Секреты этикета в гостях. – М.: Современная школа, 2010

19.Секреты этикета на молодежной тусовке. – М.: Современная школа, 2009.

20. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.

21. Современные концепции эстетического воспитания. Под ред. Н.И. Киященко: М., 1998.

22.Соловьев Э.Я. Этикет делового человека. – Минск: "АСАР", 1994.

23. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х частях. М: Генезис 1998

24. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

25.Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

26. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.

27. Эмили Пост. Этикет. Классическое руководство». - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

28. Видеопособие «Уроки хороших манер (1-60 выпуск). Обучающие мультфильмы. 2009. (режиссер – Р.Соловьев)

Список литературы для учащихся

1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва, «Вече», 2004г.

2. Вос Е. Юная леди. Правила хорошего тона и стиля для девушек. - М.: Эксмо, 2020

3. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

4. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003.

5. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.

6. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.

7. Успенский Э.Н. Юности честное зерцало / Пётр Первый, Эдуард Успенский; Рис. А.Шевченко. — М.: Астрель: АСТ, 2008.

8.  Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.

9. Шкатова Л.А. Задачник по этикету: Учеб. пособие для учащихся 5-7 кл. сред. Шк. – Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1996. – 80 с.- (Практикум).

10. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., Педагогика, 1991 г.

11. Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.

12. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.