Дополнительная общеразвивающая программа «Экскурсоведение»

0
0
Материал опубликован 3 November 2020

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края


Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Краснодарского края «Дворец творчества»

(ГБУ ДО КК «Дворец творчества»)




Принята на заседании

педагогического совета

ГБУ ДО КК «Дворец творчества»

от «___» _____________2018 г.

Протокол №___


Утверждаю

Директор ГБУ ДО КК

«Дворец творчества»

____________________Л.М.Величко

«______»_________20____г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«Экскурсоведение»



Уровень программы: базовый


Срок реализации программы: 2 года (288 ч.)


Возрастная категория: 9-16 лет


Вид программы: модифицированная


Автор-составитель:

Тарабрина Екатерина Владимировна,

Педагог ДО

ГБУ ДО КК «Дворец творчества»







г. Краснодар, 2019



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


«Экскурсоведение »

1.

Возраст учащихся


9-16 лет

2.

Срок обучения


2 года

3.

Количество часов (общее)


288

4.

Количество часок в год


144

5.

ФИО педагога

Тарабрина

Екатерина

Владимировна

6.

Продолжительность одного занятия
(по САНПИНу)

45 минут

7.

Количество часов в день


2 часа

8.

Периодичность занятий (в неделю)


2 раза





















СОДЕРЖАНИЕ



Название раздела

Страницы


ВВЕДЕНИЕ

4

1.

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

4

1.1.

Пояснительная записка

4

1.2.

Цель и задачи программы

6

1.3.

Содержание программы

7

1.3.1.

Учебный план

7

1.3.2.

Содержание учебного плана

10

1.4.

Планируемые результаты

15

2.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

16

2.1.

Календарный учебный график

16

2.2.

Условия реализации программы

27

2.3.

Формы аттестации

28

2.4.

Оценочные материалы

30

2.5.

Методические материалы

30

2.6.

Список литературы

39

2.6.1.

Список литературы для педагога

39

2.6.2.

Список литературы для детей

40

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач любого государства является формирование личности будущего гражданина. В подростковом возрасте происходит формирование гражданских и нравственных качеств, общение, дружба и всестороннее развитие личности.

Одним из методов развития человека как личности в современном образовательном учреждении является привлечение школьников к экскурсионной деятельности. Проведение экскурсий предоставляет широкие возможности для восприятия мира подростку, для воспитания музейной культуры. При подготовке текста будущий экскурсовод научится не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать и исследовать.


1. Раздел №1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Экскурсоведение » (далее - Программа) имеет социально - педагогическую направленность. При ее реализации создаются условия для социализации учащихся в среде города Краснодара.
Программа является модифицированной. Она составлена на основе следующих программ: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экскурсоведения» Пуздрина Людмила Анатольевна МБУ ЦДОД «Ориентир» г. Сочи. 2013 г., учебная программа «Экскурсоведение» Зятикова Светлана Андреевна, Воронеж, 2016 г., О.В. Кешку МБОУ СОШ № 19 «Школа экскурсовода». Программа составлена с учетом следующих учебных пособий: Емельянов Б.В. «Экскурсоведение», М-2007 г.; Ишекова Т.В.Учебное пособие по экскурсоведению. Издательство "Научная книга", 2006 г.-40 с.; Методика подготовки и проведения экскурсии Автор: Андреенкова Татьяна Нарсесовна, г. Ростов-на –Дону, 2015 г.; Индисова Т.Г. Подготовка и проведение экскурсии. Методическое пособие, Великий Устюг -2016 г.; Добрина Н.А. Экскурсоведение: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012.; Требования к методической разработке экскурсии: Методич. рекомендации. – М.: Турист, 2009.; Федина А.И. «Организация и технология экскурсионной работы».

Отличительной особенностью программы является то, что
- программа впервые реализовывается в условиях ГБУ ДО КК «Дворец Творчества»;
- реализация программы проходит на бюджетной основе;

- у учащихся формируется креативное мышление;

- учащиеся смогут взаимодействовать с различными социальными группами.

Новизна программы впервые создана программа по экскурсоведению для возраста 9-16 лет, это позволяет создать условия для успешной социализации каждого учащегося.

4

Актуальность программы заключается в её востребованности сегодняшним временем, когда вопрос о духовно-нравственном становлении подрастающего поколения стоит особенно остро. Городская среда и музей являются источниками информации для понимания и осознания прошлого, настоящего и будущего. Новое поколение будет стремиться сохранять и приумножать традиции предшествующих поколений.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что знания, которые усваиваются в подростковом возрасте, служат средством постижения действительности. Активное и осознанное усвоение материала способствует формированию мировоззрения личности.

Адресат программы. Возраст учащихся, участвующих в реализации данной рабочей программы – дети 9 - 16 лет.

На обучение принимаются все желающие без предварительной подготовки по заявлению родителей или лиц, их заменяющих и справки о состоянии здоровья от врача-педиатра.

Количество учащихся в группе 7-12 человек. Набор в объединение производится по желанию учащихся и их родителей.

Особенности развития детей 9-ти – 16-ти лет:

- бурное и неравномерное физическое развитие;

- социальное созревание личности;

- формирование стремления быть взрослым; 

- особенности самосознания и самооценки проявляются в поведении и оценке сверстников;

- интеллектуальное развитие быстро прогрессирует и проходит несколько этапов - вначале развивается способность к абстрактному мышлению, к синтезу и анализу и к гипотетическому мышлению, затем мышление становится все более критическим, способность делать заключения от частного к общему все более развивается, возникает способность отличать существенные характеристики понятий от второстепенных, также продолжает углубляться знание реальности;
- развивается нравственное мышление, участие в общественной жизни становится активнее, молодой человек принимает решения более самостоятельно, стремится отстоять свою позицию.

Уровень программы, объем и сроки реализации программы.

Программа реализуется на базовом уровне и рассчитана на 2 года обучения.
Общий объем программы составляет 288 часов.

Формы обучения - очная, форма организации деятельности - групповая.

Режим занятий. Образовательная деятельность проходит 2 раза в неделю по 2 учебных часа продолжительностью по 45 минут. В летний период 3 раза в неделю: 2 дня в неделю по три часа и один день два часа. Общее количество часов - 144 часа в год.

Особенности организации образовательного процесса – группа учащихся одного возраста является основным составом объединения, состав группы постоянный. В случае отчисления учащихся возможен добор детей в группу. Занятия – групповые.

В программе используются следующие формы проведения занятий: экскурсия-прогулка, лекция, беседа, практическое занятие, эксперимент, круглый стол, городская экскурсия, музейная экскурсия.


1.2. Цель и задачи программы.



Цель: Создание условий для обучения учащихся основам экскурсионного дела.

Цель первого года обучения: Создание условий для освоения базовых знаний, умений и навыков в области экскурсоведения, технологии проведения экскурсий, методики экскурсионного дела, краеведения.

Задачи:
Образовательные:
- выявить знания, представления учащихся в области экскурсоведения;
- дать понятие о методике и технологии экскурсионного дела;
- дать понятие об к объектах исторического и культурного
наследия, музейных экспонатах, помочь понять их ценность;

Метапредметные :
- содействовать развитию навыков самостоятельного наблюдения, анализа зрительных впечатлений;
- способствовать развитию у обучающихся самостоятельности.
Личностные:
- содействовать воспитанию любви и уважения к культурному, историческому, археологическому, архитектурному и природоведческому наследию, к настоящему и прошлому своего города и Отечества.

Цель второго года обучения: Создание условий для комплексного изучения экскурсоведения, краеведения, риторики, информационных технологий в сфере туризма.
Задачи:

Образовательные:
- погрузить учащихся в экскурсионную среду;
- расширить знания в области краеведения и экскурсоведения;

- обогатить представления учащихся об объектах исторического и культурного
музейному наследию города Краснодара, помочь понять его ценность.

Метапредметные :
- способствовать формированию ориентации в социо-культурном пространстве города Краснодара;
- содействовать развитию творческого потенциала учащихся, становлению коммуникативной культуры.
Личностные:
- содействовать профориентации учащихся (ознакомить с трудовыми традициями; определенными профессиями).



1.3.1.Учебный план


п/п

Наименование
разделов и тем

Всего


Теория

Практика


Формы контроля

Раздел 1. Введение.

2

1

1

практикум: создание проблемного задания, письменная работа; собеседование;

Раздел 2. Основы
экскурсоведения.

10

4

6

эксперимент в условиях городской среды центральной части города Краснодара; устный опрос; демонстрационные: индивидуальные карточки, с заданиями разного типа, фоторепортаж; практикум.

Раздел 3. Методика организации проведения экскурсий.

90

16

74

экскурсия-прогулка (обход маршрута по центральной части города Краснодара), создание картотеки объектов показа, практическая отработка приемов показа на объектах городской среды, разработка маршрута, технологическая карта экскурсии (разработка). Подбор контрольного текста по теме; проект; презентация, передача обучающимся роли педагога, дни творчества,, творческий отчет, деловая игра, собеседование, защита своей работы, наблюдение, решение проблемы.

Раздел 4. Технология проведения экскурсий

42

10

32

Создание индивидуального (авторского) текстов.

Виртуальная экскурсия.

Практическая работа. Творческий отчѐт - фоторепортаж, видеоролик, презентация, «портфель экскурсовода» по пройденным темам и маршрутам.

Деловая игра: прием-сдача экскурсии; проект.

Раздел 5. Краеведение

48

24

24

Музей
им. Е.Д.Фелицына. Экскурсии.
Блиц опрос; День творчества; устный опрос, индивидуальные карточки с заданиями разного типа.

Раздел 6.
Музейное экскурсоведение.

34

18

16

Музейный практикум. Разработка экскурсии по тематике музея; групповая оценка работ; собеседование; выставка; творческий отчет; проект.

Раздел 7. Требования к экскурсоводу.

4

2

2

Творческий эксперимент; карта индивидуальных достижений.

Раздел 8. Компьютерные технологии в сфере туризма.

16

8

8

Работа в графических редакторах и программах. Презентация. Коллаж.

Раздел 9.

Портфель экскурсовода

2

1

1

Портфель экскурсовода, каждый по своей экскурсии; защита экскурсии; проект. Презентация виртуального портфеля экскурсовода. Фотоотчет. Фоторепортаж.

Раздел 10. Технические средства, обеспечения успешной работы экскурсовода.

2

1

1

Зачет. Демонстрация практических навыков использования громкоговорящих аудиоустройств. Работа с микрофоном.

Раздел.11. Риторика.

22

11

11

Игра-эксперимент.

Практикум. Работа с микрофоном. Передача обучающемуся роли педагога; самооценка обучающимися своих знаний; демонстрация приемов рассказа.

Раздел 12. Информационные технологии в сфере туризма.

8

4

4

Работа в графических редакторах и программах. Презентация. Коллаж.

Защита проекта экскурсии.

8

4

4

Защита проекта, разработанной экскурсии.


Итого

288





1.3.2. Содержание учебного плана


Раздел 1. Введение. 2ч.

Знакомство группы друг с другом и преподавателем.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с курсом обучения.

Теория: Историческая справка: возникновение экскурсионного дела. Безопасность туризма. Государственный стандарт Российской Федерации: «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».

Практика: Составляем блок-приветствие от лица экскурсовода своим будущим экскурсантам, с учетом ознакомления их с правилами техники безопасности в легкой, ненавязчивой манере. Согласно требованиям Государственного стандарта.
Раздел 2. Основы экскурсоведения. 10 часов.
2.1. Экскурсоведение как наука. Экскурсия, ее сущность, введение в профессию экскурсовода.
Практика: составляем портрет экскурсовода, экскурсанта.
2.2. Роль экскурсионной практики в развитии экскурсоведения.
Практика: Экскурсия в ГБУ КК КГИАМЗ им. Е.Д.Фелицына.
2.3. Экскурсия-прогулка по центральной части города Краснодара, знакомство с понятиями: маршрут, его карта, объект показа, карточка объекта показа.
Практика: Выбор объектов показа по выстроенному педагогом маршруту.
Практика: Обработка информации по объектам показа
2.4. Значение теории в развитии экскурсионного дела. Термин слова «теория»
Практика: Находим ответ на вопрос: - «какой должна быть идеальная экскурсия?». Знакомимся с полным пакетом документации по разработке экскурсии.
Раздел 3. Методика организации проведения экскурсий.
3.1. Классификация экскурсий:
3.1.1. Классификация экскурсий по содержанию;
экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические, в свою очередь:
- исторические;
- историко-религиозные;
- военно-исторические;
- производственные;
- природоведческие;
- искусствоведческие;
- литературные;
- археологические;
- архитектурно-градостроительные. 

Практика: ребята определяются с темой и классификацией своего будущего проекта. Ведется обсуждение.

3.1.2. Классификация экскурсий по составу участников;

3.1.3. Классификация экскурсий по месту проведения;

3.1.4. Классификация экскурсий по способу передвижения;

3.1.5. Классификация экскурсий по форме проведения.

Практика: ребята полностью классифицируют свой будущий маршрут.

3.2. Признаки экскурсии

3.3. Функции экскурсии

3.4. Показ.

3.4.1. Задачи показа;
3.4.2. Условия показа;
3.4.3. Ступени показа;
3.4.4. Особенности показа;

3.5. Законы логики;

Практика: понятие «логический переход», формальный переход от объекта к объекту или от темы к теме. Упражнения.
3.6. Приемы показа;

Практика: отработка каждого приема показа /14 классических приемов/. Работа с объектами показа в городской среде, экскурсии-прогулки, учебные экскурсии. Составление описаний памятника архитектуры, скульптуры, скульптурной композиции, панорамы /или площади/, экологического объекта показа, с использованием как можно большего количества приемов показа.
3.7. Рассказ. Приемы рассказа.

3.7.1. Изучаем 22 классических приема рассказа по Емельянову.

Практическая работа: виртуальные экскурсии, отработка приемов рассказа аудиторно, в музее и в условиях города. Подготовка репортажей. Отрабатываем часть приемов рассказа, 10 из 24, остальные приемы отрабатываются при прохождении раздела 12. Риторика.

3.8. Особые методические приемы.
Практика: пример применения особого методического приема на практике. Творческий проект.

Практика: составление карты-схемы маршрута.
Практика: составление основы технологической карты экскурсии.

Практика: наполнение технологической карты экскурсии объектами показа.

Практика: наполнение технологической карты экскурсии тематикой /тема или темы, если обзорная, подтемы, вторые и третьи подтемы/.
Практика: наполнение технологической карты экскурсии хронометражной информацией.

Практика: наполнение технологической карты экскурсии приемами показа, различные варианты.
Практика: наполнение технологической карты экскурсии логическими и формальными переходами. При подготовке контрольного текста и технологической карты экскурсии ставится задача – связать между собой отдельные части подтем, в особенности основные вопросы, входящие в подтему. Такая логическая связь способствует более глубокому раскрытию темы.

Раздел 4. Технология проведения экскурсий.
4.1.Теория: Подготовка экскурсии. Теория: основные понятия. Практика работа над структурой экскурсии: вступление /3 части – приветствие, правила техники безопасности, кратное описание маршрута экскурсии/, основная часть: ход экскурсии /по технологической карте/, заключение.

4.2. Подготовка экскурсии. Отбор литературы, изучение источников, отбор и изучение экскурсионных объектов.
4.3. Подготовка контрольного текста. Практика: составление контрольного текста.
4.4. Практика: карточки объектов показа /каждый по своей авторской экскурсии/.
4.5.
Подтемы экскурсии. Практика: работа в архиве и экспозиции музея
4.6. Последовательность построения авторской экскурсии.
4.7. Практика: Работа над созданием мостиков-переходов /логических или формальных/ от темы к теме, от объекта к объекту.
4.8. Составление индивидуальных /авторских/ текстов. Практика.
4.9. Составление индивидуальных /авторских/ текстов. Практика.
4.10. Составление индивидуальных /авторских/ текстов. Практика.
4.11. Составление портфеля экскурсовода. Практика.
4.12. Виртуальный портфель экскурсовода. Практика.
4.13. Фоторепортаж. Практика.
4.14. Деловая игра: прием-сдача экскурсии; проект.

Раздел 5. Краеведение.

5.1. Краеведение как наука.
5.2. Практика: Экскурсия в ГБУ КК КГИАМЗ им. Е.Д.Фелицына.

5.3. Красная книга Краснодарского края.
Растительность. Птицы. Животные. Насекомые.
Практика: Экскурсия в ГБУ КК КГИАМЗ им. Е.Д.Фелицына.
5.4. Проекты по темам.
История Кубанского казачества. Презентация.

Екатеринодар- казачий град.

Красная – главная улица города.

5.5. Великая Отечественная война.

Страницы освобождения города. Дети-герои.

Практика: экскурсия по музею ГБУ ДО КК «Дворец творчества».

Раздел 6. Музейное экскурсоведение.
6.1. Особенности музейного экскурсоведения. Фонды музея.
Вещественные экспонаты, фотоэкспонаты, письменные источники. Теория: Понятия о вещественных экспонатах, фотоэкспонатах, письменных источниках. Практика в экспозиции музея.
6.2. Учёт фондов. Инвентарная книга. Теория: Основные понятия о работе фонда. Практика в архиве музея.
6.3. Где и как собирать материалы для ведения экскурсий по музею. Практикум
6.4. Как работать с газетами, журналами, книгами. Практикум.
6.5. Художественная, мемуарная, справочная литература. Практикум.
6.6. Особенности хранения экспонатов в музейных фондах.
6.7.
Особенности экскурсии по музею. Учебная экскурсия по музею и выставке ГБУ ДО КК «Дворец творчества».
6.7. Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии. Подтемы экскурсии. Теория: основные понятия. Практика в экспозиции музея ГБУ ДО КК «Дворец творчества».
6.8. Практика: разработка технологической карты экскурсии по музею.
6.9. Экскурсия в любой городской музей. ГБУ КК КГИАМЗ им. Е.Д.Фелицына.
Практика: Разработка индивидуального /авторского/ текста музейной экскурсии.

Раздел 7. Требования к экскурсоводу.

7.1. Требования к квалификации экскурсовода.

7.2. Практические умения экскурсовода.

7.3. Практические умения экскурсовода музейного дела.
7.4. Должностные обязанности экскурсовода турфирмы.
7.5. Должностные обязанности экскурсовода музея.
7.6. Имидж экскурсовода, этикет, умение вести беседу, одежда, колористический подбор одежды экскурсовода, цветовые триады.
Теория: основные понятия. Практикумы.

Раздел 8. Компьютерные технологии в сфере туризма.

Творческий проект.
Работа в графических редакторах.
Подготовка материала для сайта экскурсии.
Создание сайта экскурсии.

Заполнение сайта экскурсии.

Раздел 9. «Портфель экскурсовода».

Определение. Наглядная демонстрация.
Практика: подбор материала для портфеля экскурсовода. Каждый обучающийся по своей теме. Комплектуем «портфель экскурсовода».

Раздел 10. Технические средства,
обеспечения успешной работы экскурсовода.

Функционал громкоговорителя для экскурсоводов поясного портативного, с выносным микрофоном.
Практика работы с громкоговорителем для экскурсовода. Отрабатываем навык работы с микрофоном.

Раздел 11. Риторика.

Искусство говорить.

Речь экскурсовода.

Практика: приемы рассказа, повторение пройденного материала из раздела 3. Методика организации проведения экскурсий.
Практика: упражнения на отработку приемов рассказа. Желательно с использованием информации для дополнения авторской темы экскурсии.
Практика: чтение прозы, стихов, упражнения на дыхание, скороговорки.

Практика: закрепление навыка работы с микрофоном.

Раздел 12. Информационные технологии в сфере туризма.

13.1. Актуальность настоящего раздела-исследования обусловлена тем обстоятельством, что без использования информационных технологий не обходится ни одна из сфер жизнедеятельности, поскольку каждая область и, в частности туристская сфера, нуждается в переработке большого количества информации и в информационном обслуживании. Поэтому непрерывно прогрессирующие информационные технологии регулярно предлагают новейшие продукты, к примеру, программное обеспечение либо вспомогательные процессы для туристской сферы.
Защита Проекта экскурсии. 8 часов.

Аудиторная защита подготовленной в течение курса проекта авторской экскурсии.


1.4. Планируемые результаты.

Предполагается, что к концу первого учебного года учащиеся достигнут следующих результатов:
Образовательные:
- получат понятие о методике и технологии экскурсионного дела;
- обучатся бережливому отношению к объектам исторического и культурного
наследия, музейным экспонатам, поймут их ценность;

Метапредметные:
- разовьются навыки самостоятельного наблюдения, анализа зрительных впечатлений.
- разовьется самостоятельность, сформируется стремление к познанию и творчеству.
Личностные:
-
воспитается любовь и уважение к культурному, историческому, археологическому, архитектурному и природоведческому наследию к настоящему и прошлому своего города и Отечества.
Предполагается, что к концу второго учебного года учащиеся достигнут следующих результатов:
Образовательные:
- научатся применять на практике, полученные знания, освоят практику экскурсионного дела;
- расширят знания в области краеведения и экскурсоведения;
- обогатят представления об объектах культурного и исторического наследия города Краснодара;
- научатся разрабатывать и проводить авторские экскурсии разных видов.
Метапредметные :
- сформируется ориентация в социо-культурном пространстве города Краснодара;
- разовьются коммуникативные навыки, сформируется стремление к познанию и творчеству;
Личностные:
- сформируется креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности;
- разовьются нравственно-коммуникативные качества личности; учащиеся профессионально ориентируются, ознакомятся с трудовыми традициями; определенными профессиями.

2. Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».

Календарный учебный график.
Первый год обучения.


п/п

Дата

Тема занятия

К-во часов

Время проведеня

Форма

занятия

Форма контроля

17.10.

Раздел 1.Введение. Знакомство с курсом обучения.

2

90 мин.


Теория +

Практическое занятие


Практическая работа

19.10.

Экскурсия-прогулка по центральной части города Краснодара.

2

90 мин.


Экскурсия-прогулка; учебная экскурсия

Собеседование.


24.10.

Раздел 2. Основы экскурсоведения. Экскурсоведение как наука.

2

90 мин.


Теория

Деловая игра.
Практика.

Устный опрос. Блиц-опрос.

26.10.

Роль экскурсионной практики в развитии экскурсоведения.

2

90 мин.


Экскурсия-прогулка; учебная экскурсия

Рассказ, практическая работа.

31.10

Выбор объектов показа по выстроенному педагогом маршруту.

2

90 мин.


Практиче-ское занятие

Практическая работа

2.11

Значение теории в развитии экскурсионного дела.

2

90 мин.


Теоретическое+Практическое занятие

рассказ, беседа

7.11.

Классификация экскурсий:


2

90 мин.


Теория+
Прак
тическое занятие

собеседование, начало проекта экскурсии.

9.11.

Раздел 3. Методика
экскурсионного дела
.
Признаки экскурсии
Функции экскурсии

2

90 мин.


Теория

Практиче-ское занятие

рассказ,

собеседование.

14.11.

Законы логики. Понятие «логический переход», «формальный переход».

2

90 мин.

Теория+ Практиче-ское занятие

рассказ, беседа
практическая работа.

10

16.11.

Приемы показа.
Прием предварительного осмотра.

2

90 мин.


Работа с объектами показа в городской среде, экскурсии-прогулки, учебные экскурсии.

Творческое выступление. Произвести показ объекта, используя тот или иной прием показа.

11

21.11.

Приемы показа.
Прием панорамного показа.

2

90 мин.


Практиче-ское занятие

творческий проект,

показ объекта

12

23.11.

Приемы показа.
Прием зрительной реконструкции (воссоздания).

2

90 мин.


Практиче-ское занятие

творческий проект,

показ объекта

13

28.11

Приемы показа.
Прием зрительного монтажа 

2

90 мин.


Практиче-ское занятие

творческий проект,

показ объекта

14

30.11

Приемы показа.
Прием локализации событий.

2

90 мин.

Практика

творческий проект,

показ объекта

15

5.12.

Приемы показа.
Прием абстрагирования 

2

90 мин.


Практиче-ское занятие

творческий проект,

показ объекта

7.12.

Приемы показа.
Прием зрительного сравнения.

2

90 мин.

Практиче-ское занятие

показ объекта

12.12.

Приемы показа.
Прием интеграции (восстановление, восполнение, локализация событий) 

2

90 мин.


Практическое занятие

составлениекарточки объекта, написание текста, показ объекта

14.12.

Приемы показа.
Прием зрительной аналогии или прием ассоциации.

2

90 мин.


Практиче-ское занятие

творческий проект,

показ объекта

19.12.

Приемы показа.
Прием переключения внимания.

2

90 мин.


Практиче-ское занятие

творческий проект,

показ объекта

21.12.

Приемы показа.
Прием движения.
Показ мемориальной доски

2

90 мин.


Практиче-ское занятие

творческий проект,

показ объекта

26.12.

Рассказ. Приемы рассказа.

2

90 мин.

Теория
Практика

собеседование

16.

28.12.

Рассказ. Приемы рассказа.

2

90 мин.

Теория
Практика

беседа

17.

09.01.

Рассказ. Приемы рассказа.

2

90 мин.

Теория
Практика

творческий проект,

рассказ.

18.

11.01.

Рассказ. Приемы рассказа.

2

90 мин.

Теория
Практика


19.

16.01.

Рассказ. Приемы рассказа.

2

90 мин.

Теория
Практика

беседа

20.

18.01.

Рассказ. Приемы рассказа.

2

90 мин.

Теория
Практика

беседа

21.

23.01.

Рассказ. Приемы рассказа.

2

90 мин.

Практиче-ское занятие

беседа

22.

25.01.

Рассказ. Приемы рассказа.

2

90 мин.

Практиче-ское занятие

беседа

23.

30.01.

Особые методические приемы.

2

90 мин.

Практиче-ское занятие

творческий проект.


24.

01.02.

Составление карты-схемы маршрута

2

90 мин.

Практиче-ское занятие

творческий проект

25.

06.02.

Составление основы технологической карты экскурсии

2

90 мин.

Практиче-ское занятие

проект

26.

08.02.

Наполнение технологической карты экскурсии объектами показа.

2

90 мин.

Практиче-ское занятие

проект

27.

13.02.

Наполнение технологической карты экскурсии объектами показа.

2

90 мин.

Практиче-ское занятие

проект

28.

15.02.

Наполнение технологической карты экскурсии объектами показа.

2

90 мин.

Практиче-ское занятие

проект

29.

20.02.

Наполнение технологической карты экскурсии тематикой.

2

90 мин.

Практиче-ское занятие

проект

30.

22.02.

Контрольный текст. Сбор материала.

2

90 мин.

Практиче-ское занятие

проект

31.

27.02.

Контрольный текст. Сбор материала

2

90 мин.

Практиче-ское занятие

проект

32.

01.03.

Контрольный текст. Сбор материала

2

90 мин.

Практиче-ское занятие

проект

33.

06.03.

Наполнение технологической карты экскурсии тематикой /темы, подтемы/.

2

90 мин.

Практиче-ское занятие

проект

34

13.03.

Наполнение технологической карты экскурсии тематикой /темы, подтемы/.

2

90 мин.

Практиче-ское занятие

проект

35

15.03.

Наполнение технологической карты экскурсии тематикой /темы, подтемы/.

2

90 мин.

Практиче-ское занятие

проект

36

20.03.

Наполнение технологической карты экскурсии логическими и формальными переходами.

2

90 мин.

Практиче-ское занятие.

проект

37

22.03.

Наполнение технологической карты экскурсии логическими и формальными переходами

2

90 мин.

Практиче-ское занятие.

проект

38

27.03.

Наполнение технологической карты экскурсии логическими и формальными переходами

2

90 мин.

Практиче-ское занятие.

проект

39

29.03.

Наполнение технологической карты экскурсии. Заключение.

2

90 мин.

Практиче-ское занятие.

проект заключительной части экскурсии.

40

03.04.

Наполнение технологических карт экскурсий. Хронометраж.

2

90 мин.

Практическое + теория.

устная работа, практическая работа.

41

05.04.

Обсуждение технологических карт экскурсий. Завершение работы над проектом «технологическая карта».
Заполнение графы «Организационные указания».

2

90 мин.

Практическое + теория.

День творчества.

42

10.04.

Технологическая карта.
Графа «Методические указания». Все используемые приемы.

2

90 мин.

Практическое + теория.

День творчества.

43

12.04.

Технологическая карта. Заполнение графы «Методические указания». Все используемые приемы.

2

90 мин.

Практическое + теория.

День творчества.

44

17.04.

Обсуждение технологических карт экскурсий. Заполнение графы «Методические указания». Все используемые приемы.

2

90 мин.

Практическое + теория.

День творчества.

45

19.04.

Учебная экскурсия.

2

90 мин.

Практика+
теория

День творчества.

46

24.04.

Раздел 4. Технология проведения экскурсий.
Подготовка экскурсии.
Теория: основные понятия
.

2

90 мин.

Теория


47

26.04.

Работа над авторским текстом экскурсии. Вступление. 3 части.

2

90 мин.

Практика

проект

48

08.05.

Работа над авторским текстом экскурсии. Уточнение подтем.

2

90 мин.

Практика

проект

49

15.05.

Работа над авторским текстом экскурсии. Уточнение подтем.

2

90 мин.

Практика

проект

50

17.05.

Работа над авторским текстом экскурсии. Уточнение подтем.

2

90 мин.

Практика

проект

51

22.05.

Презентация «Портфель экскурсовода»
Виртуальный «Портфель экскурсовода».

2

90 мин.

теория+

практика

проект

52

24.05.

Виртуальный «Портфель экскурсовода».

2

90 мин.

теория+

практика

проект

53

29.05.

Виртуальный «Портфель экскурсовода».

2

90 мин.

теория+

практика

проект

54

31.05.

Работа над авторским текстом экскурсии. Уточняем приемы показа.

2

90 мин.

Практика

проект

55

03.06.

Экскурсия

4

135 мин.

Практика

проект

56

05.06.

Экскурсия.

4

135 мин.

Практика

проект

57

7.06.

Экскурсия

4

90 мин.

Практика

проект

58

10.06.

Экскурсия

4

90 мин.

Практика

проект

59

12.06.

Работа над авторским текстом
экскурсии. Заключительная часть.

4

135 мин.

Практика

проект


60

14.06.


Экскурсия-прогулка по центральной части города Краснодара.
ул. Красная, парковые зоны.

4

135 мин.

Практика

деловая игра. Прием-сдача проекта экскурсии.



Итого

144
















Календарный учебный график.
Второй год обучения.



п/п

Дата

Тема занятия

К-во часов

Время проведеня

Форма

занятия

Форма контроля

1.

05.09.

Вводное занятие.

1

90 мин.

теория+
практика

беседа.

2.

07.09.

Презентация.
Подготовка презентации.
Сбор материала для презентации.

3

90 мин.

теория+
практика

Практическая работа, беседа.

3.

12.09.

Видеролик «Мини-экскурсия».

1

90 мин.

практика

Защитамини-проекта

4.

14.09.

Раздел 5. Краеведение как наука.

3

90 мин.

экскурсия в краеведческий музей.

теория.

День творчества.

5.

19.09.

Краеведение.
Красная книга Краснодарского края.
Растительность Черноморского побережья Кавказа.

1

90 мин.

теория+
практика

презентация


21.09

Краеведение.
Красная книга Краснодарского края.
Растения Черноморского побережья Кавказа.

3

90 мин.

теория+
практика

презентация

7.

26.09

Краеведение.
Красная книга Краснодарского края
Птицы.

1

90 мин.

теория+
практика

презентация

8.

28.09.

Краеведение.
Красная книга Краснодарского края
Животные.

3

90 мин.

теория+
практика

презентация

9.

03.10.

Краеведение.
Красная книга Краснодарского края.
Насекомые.

1

90 мин.

теория+
практика

собеседование

10.

05.10.

Краеведение.
Красная книга Краснодарского края.
Растения степной зоны края.

3

90 мин.

теория+
практика

презентация

11.

10.10.

Краеведение. Экскурсия.

1

90 мин.

экскурсия в краеведческий музей

теория

собеседование

12.

12.10.

Краеведение.
Краснодар - казачий град. Хата атамана Бурсака.

3

90 мин.

теория+
практика

проект

13.

17.10.

Краеведение. Страницы Екатеринодара.

1

90 мин.

теория+
практика

проект

14.

19.10.

Краеведение. Улицы Екатеринодара.

3

90 мин.

теория+
практика

проект

15.

24.10.

Краеведение. Красная – главная улица города.

1

90 мин.

теория+
практика

проект

16.

26.10.

Краеведение. Архитектура Екатеринодара.

3

90 мин.

теория+
практика

проект

17.

31.10.

Краеведение. Великая Отечественная война. Страницы освобождения города.

1

90 мин.

экскурсия на базе музея ГБУ ДО КК «Дворец творчества»

День творчества.

17.

02.11.

Краеведение. Великая Отечественная война. Дети-герои.

3

90 мин.

экскурсия

теория

беседа

18.

07.11.

Краеведение. Великая Отечественная война

1

90 мин.

практика

проект

19.

09.11.

Краеведение. Великая Отечественная война

3

90 мин.

практика

проект

20.

14.11.

Краеведение. Парки Краснодара.

1

90 мин.

теория

проект

21.

16.11.

Краеведение. Парки Краснодара.

3

90 мин.

практика

проект

22.

21.11.

Краеведение. Парки Краснодара.

1

90 мин.

практика

проект

23.

23.11.

Краеведение. Географическое положение краснодарского края. Краснодар.

3

90 мин.

практика

практическая работа.

24.

28.11.

Краеведение. Самостоятельно выбранные темы.

1

90 мин.

теория
практика

проект

25.

30.11.

Краеведение. Темы, выбранные учащимися.

3

90 мин.

теория
практика

проект

26.

05.12.

Краеведение. Темы, выбранные учащимися.

1

90 мин.

теория
практика

проект

27

07.12.

Раздел 6. Музейное экскурсоведение. Особенности музейного экскурсоведения. Фонды музея.
Вещественные экспонаты, фотоэкспонаты, письменные источники. Теория: Понятия о вещественных экспонатах, фотоэкспонатах, письменных источниках. Практика в экспозиции музея.

3

90 мин.

теория
практика

блиц-опрос

28

12.12.

Где и как собирать материалы для ведения экскурсий по музею.

1

90 мин.

Теория
Практикум

блиц-опрос

29

14.12.

Как работать с газетами, журналами, книгами. Практикум.

3

90 мин.

Теория
Практикум

блиц-опрос

30

19.12.

Художественная, мемуарная, справочная литература. Практикум.

1

90 мин.

практикум

собеседование

31

21.12.

Экскурсия в любой городской музей. ГБУ КК КГИАМЗ им. Е.Д.Фелицына.

3

90 мин.

теория
экскурсия.

устный опрос

32

26.12.

Особенности экскурсии по музею. Учебная экскурсия по музею и выставке ГБУ ДО КК «Дворец творчества».

1

90 мин.

теория

блиц-опрос

33

28.12.

Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии. Подтемы экскурсии.
Теория: основные понятия.

3

90 мин.

теория

собеседование

34

09.01.

Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии. Подтемы экскурсии.
Практика в экспозиции музея ГБУ ДО КК «Дворец творчества».

1

90 мин.

практика

проект

35

11.01.

Разработка технологической карты экскурсии по музею

3

90 мин.

теория
практика

проект

36

16.01.

Разработка технологической карты экскурсии по музею

1

90 мин.

теория
практика

проект

37

18.01.

Разработка технологической карты экскурсии по музею

3

90 мин.

теория
практика

проект

38

23.01.

Разработка технологической карты экскурсии по музею

1

90 мин.

теория
практика

проект

39

25.01.

Разработка индивидуального /авторского/ текста музейной экскурсии

3

90 мин.

теория
практика

проект

40

30.01.

Разработка индивидуального /авторского/ текста музейной экскурсии

1

90 мин.

теория
практика

проект

41

01.02.

Разработка индивидуального /авторского/ текста музейной экскурсии

3

90 мин.

теория
практика

проект

42

06.02.

Разработка индивидуального /авторского/ текста музейной экскурсии

1

90 мин.

теория
практика

проект

43

08.02.

Защита проекта авторской экскурсии по музею.

3

90 мин.

теория
практика

защита проекта

44

13.02.

Раздел 7. Требования к экскурсоводу.

Требования к квалификации экскурсовода.
Практические умения экскурсовода.
Практические умения экскурсовода музейного дела.

1

90 мин.

практика
теория

творческий эксперимент

45

15.02.

Должностные обязанности экскурсовода турфирмы.
Должностные обязанности экскурсовода музея.
Имидж экскурсовода, этикет, умение вести беседу, одежда, колористический подбор одежды экскурсовода, цветовые триады.

3

90 мин.

практика
теория

проект

46

20.02.

Раздел 8. Компьютерные технологии с сфере туризма.

1

90 мин.

теория
практика

проект

47

22.02.

Работа в графических редакторах.
Подготовка материала для сайта.

3

90 мин.

теория
практика

проект

48

27.02.

Работа в графических редакторах.
Подготовка материала для сайта.

1

90 мин.

теория
практика

проект

49

29.02.

Работа в графических редакторах.
Создание сайта.

3

90 мин.

теория
практика

проект

50

05.03.

Работа в графических редакторах.
Создание сайта.

1

90 мин.

теория
практика

проект

51

07.03.

Работа в графических редакторах.
Заполнение сайта.

3

90 мин.

теория
практика

проект

52

12.03.

Работа в графических редакторах.
Настройки сайта.

1

90 мин.

теория
практика

проект

53

14.03.

Работа в графических редакторах.
Настройки сайта.

3

90 мин.

теория
практика

проект

54

19.03.

Раздел 9. Портфель экскурсовода.

1

90 мин.

практика

проект портфеля экскурсовода, каждый по своей экскурсии.

55

21.03.

Раздел 10. Технические средства обеспечения успешной работы экскурсовода.
Функционал громкоговорителя для экскурсоводов поясного портативного, с выносным микрофоном.
Практика работы с громкоговорителем для экскурсовода. Отрабатываем навык работы с микрофоном.

3

90 мин.

теория+
практика

зачет

56

26.03.

Раздел 11. Риторика.

1

90 мин.

теория
практика

беседа

58

28.03.

Искусство говорить…

3

90 мин.

теория
практика

беседа

59

02.04.

Речь экскурсовода.

1

90 мин.

теория
практика

эксперимент.

60

04.04.

Приемы рассказа. Упражнения на отработку.

3

90 мин.

теория
практика

игра-практикум

61

09.04.

Приемы рассказа. Упражнения на отработку.

1

90 мин.

теория
практика

игра-практикум

62

11.04.

Приемы рассказа. Упражнения на отработку.

3

90 мин.

теория
практика

игра-практикум

63

16.04.

Приемы рассказа. Упражнения на отработку.

1

90 мин.

теория
практика

игра-практикум

64

18.04.

Приемы рассказа. Упражнения на отработку.

3

90 мин.

теория
практика

игра-практикум

65

23.04.

Приемы рассказа. Упражнения на отработку.

1

90 мин.

теория
практика

игра-практикум

66

25.04.

Приемы рассказа. Упражнения на отработку.

3

90 мин.

теория
практика

игра-практикум

67

30.04.

Приемы рассказа. Упражнения на отработку.

1

90 мин.

теория
практика

игра-практикум

68


Раздел 12. Информационные технологии в сфере туризма.

3

90 мин.

теория

беседа















70

27.05.

Итоговое занятие
Защита проекта экскурсии

8

360 мин.

теория
практика

Защита проекта

Итого



144




Всего


два года обучения

288





2.2.Условия реализации программы


Занятия будут проводиться в среде центра города Краснодара, аудиторно, в зале музея «История пионерской организации Кубани», предусмотрено посещение и других музеев города. Характеристика помещения, используемого для реализации программы «Экскурсоведение» соответствует СанПиН.

Материально-техническое оснащение:


Стол для педагога

1 шт.

Стул для педагога

1 шт.

Стулья для детей

12 шт.

Стол для детей

1 шт.

Компьютер с возможностью

выхода в Интернет.

1 шт.

Портативный поясной громкоговоритель
для работы экскурсовода

1 шт.

Экспозиция музея

2 зала

Архив музея


Библиотека ГБУ ДО КК Дворец творчества



Кадровое обеспечение. Для успешной реализации всех программ комплекса в работе задействован педагог с высшим профессиональным образованием экскурсовод высшей категории Тарабрина Екатерина Владимировна.


2.3.Формы аттестации


В процессе обучения педагог использует формы контроля,

включающие действенно-практический опыт обучающихся:

- собеседование по пройденному материалу,

- устный и письменный опрос;

- деловая игра;

- проект;

- передача обучающемуся роли педагога;

- индивидуальные карточки, с заданиями разного типа;

- самооценка обучающимися своих знаний;

- создание проблемных заданий;

- демонстрационные: презентация, конкурс, фоторепортаж;

- творческий отчет;

- групповая оценка работ;

- карта индивидуальных достижений;

- наблюдение, решение проблемы;

- прослушивание (экскурсия).


В процессе обучения педагогом также используется система содержательных оценок:

- доброжелательное отношение к учащемуся как к личности;

- положительное отношение к усилиям учащегося;

- конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок.

Основные диагностические методы:

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает  не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.

Технология работы педагогов по методике «Изучения качеств личности учащихся» состоит в заполнении диагностической карты.



ФИО
учащегося

Сроки
диагностики

Методы
диагностики

Теоретические знания, предусмотренные
программой

Практические умения и навыки, предусмотренные
программой

Организационные компетентности
3 уровня
высокий
средний
низкий

Коммуникативные компетентности
3 уровня
высокий
средний
низкий

Творческие навыки

Баллы

1.

2 месяц 1 полугодие








Январь
2 полугодие








Май, июнь
2 полугодие








Карта заполняется на основании критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике.
Каждый педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы, либо заполнять таблицу целиком. Заполняют диагностическую таблицу трижды:
- в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы (октябрь, ноябрь),
 
- в начале второго полугодия (январь),
 
- в конце учебного года (апрель, май).
В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, метод рефлексии. По желанию педагогов могут использоваться методы анкетирования, незаконченных предложений и прочие.
Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:
- теоретическая подготовка,
- практическая подготовка,
- основные общеучебные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности.


Графы «Теоретические умения» и «Практические умения» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных результатов ребенка требованиям, заданным программой.
Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена
графа «Баллы». Данная графа заполняется педагогом в соответствие с особенностями программы и его представлением о степенях выраженности измеряемого качества. Педагог может ставить «промежуточные» баллы (1,5б, 2,5б, 2,8б и т.п.), которые, по его мнению, в наибольшей мере соответствуют той или иной степени выраженности измеряемого качества. Это позволит более четко отразить успешность и характер продвижения ребенка по программе.
В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя обозначен способ, с помощью которого определяется соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В качестве основных методов выступают наблюдение, контрольный опрос (устный или письменный), собеседование (индивидуальное или групповое), анализ проектно-исследовательской работы учащегося. Педагог может использовать обозначенные методы диагностики, либо предложить свои, которые применяются им в соответствие со спецификой программы.
В конце таблицы выделена специальная
 графа «Творческие навыки», выполняющая роль портфолио, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой.

Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная, групповая.

2.4. Оценочные материалы

Сводная ведомость контроля и оценки знаний,
умений и навыков учащихся.




Фамилия И.О.


Теоретический


Практический


Итоговая работа








материал


материал











дата


резуль


дата


резуль


форма


тема


результат











тат





тат











1.


























2.



























2.5.Методические материалы


В процессе обучения педагог использует методы, которые можно разделить на следующие группы:

- информационные (передача необходимой для дальнейшего обучения информации.)

- наглядные (показ объектов, фотоматериалы портфеля экскурсовода, схемами, посещение экспозиций и выставок музеев, просмотр альбомов, книг)

- практические (определение объектов показа, их систематизация, сбор информации, подготовка карточек объектов показа, контрольного текста, карты маршрута, изучение документальных и вещественных предметов музейных фондов, составление технологической карты экскурсии, индивидуального текста, отработка приемов показа объектов, формирование портфеля экскурсовода, ведение экскурсии.)

- метод прямого обучения

- метод проблемного обучения.
Методика экскурсионного дела:
1. ГОСТ 546902000 – «Экскурсионное обслуживание».
2.Сущность экскурсии.
2.1. Признаки экскурсии.
2.2. Функции экскурсии
.
3. Показ:
3.1. Задачи показа;
3.2. Условия для показа;
3.3. Ступени показа;
3.4. Особенности показа;
3.5. Приемы показа.
4. Рассказ:
4.1. Задачи рассказа;
4.2. Особенности рассказа.
5. Структура экскурсии:
5.1. Вступление
5.2. Содержание экскурсии. Тематика экскурсии.
5.3.Подтема - 2 подтема - 3 подтема;
5.4. Логические переходы;
5.5. Показ; рассказ.
5.6. Заключение.


Документация, необходимая для разработки каждой экскурсии.

Название документа

Содержание документа

1

Карточки (паспорта)
объектов показа, включенных в маршрут.

Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид памятника, его наименование, событие с которым он связан, место нахождения, краткое описание (с учетом особенностей приемов показа), авторы и время создания объекта, источники.

2

Контрольный текст

Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий все возможные темы экскурсии. Подборки со всей информацией, касающейся данного маршрута. Содержание контрольного текста так же раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой для составления индивидуального текста.

3

Индивидуальный /авторский/ текст.

Материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствие с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом. Свой собственный план-конспект авторской экскурсии, с учетом её протяженности и временного хронометража, а также индивидуальных особенностей (качеств) экскурсовода, манеры его речи, выбора дополнительных приемов показа и рассказа. Утвержденный директором туристической фирмы /организации/.

4

Карта-схема туристическая /пешеходная часть/.

На отдельном листе показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, остановки для выхода группы к объектам, указаны опасные участки пути. Утверждается в МЧС, если маршрут проходит по горной местности, лесном массиве, т.е. не в черте жилой зоны города /поселка/.

5

Карта-схема экскурсионная /для автобуса/.

На отдельном листе показан путь следования экскурсионного автотранспорта. Обозначены начало, промежуточные пункты следования автобуса, конец маршрута, указаны опасные участки пути. Утверждается в ГИБДД.

6

Портфель экскурсовода
/не обязателен/.

Папка или портфель, с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцами археологии, геологии, продукции предприятий и т.п.

7

Технологическая карта экскурсии (методическая разработка на тему).

План экскурсии, её «скелет», включающий в себя рекомендации по проведению экскурсии, логические и формальные переходы от темы к теме и от объекта к объекту, сами темы, их подтемы, методические приемы показа и рассказа, последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам.

8

Материалы экскурсии

Материалы по теме: вся информация по маршруту, используются библиотечные и архивные материалы, рефераты, справки, таблицы, цифровой материал, выдержки из документов, копии, цитаты из литературных произведений, образцы археологические, природоведческие, геологические и прочие


Технологическая карта экскурсии /фрагмент/.

Маршрут

Остановка

Объект

Время

Тема
Подтемы

Организационные
указания

Методические приемы и
указания

1

2

3

4

5

6

7

Вводная часть экскурсии: Приветствие. Знакомство с группой. Представление учреждения, организовавшего экскурсию. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на природе, или в городской среде, при переходе улицы.

1

2

3

4

5

6

7

Место сбора группы.

Площадь

Пирамидальный тополь

10 мин.

Роль деревьев в жизни города; Тополь черный, его жизнь в городе.

Группу остановить около большого тополя

Применить прием экскурсионной справки, прием характеристики, прием движения,
прием задания (измерить окружность ствола с помощью обхвата несколькими людьми)

Логический переход: Это огромное дерево посадили жители этого дома, а сейчас мы с Вами попадем в специально созданный городской парк.

1

2

3

4

5

6

7

Группа переходит через дорогу и через угловые ворота входит в парк

Каштановая поляна

Каштаны

10 мин.

Каштан конский: сведения о дереве, легенда, лекарственное сырье.

Расположить экскурсантов лицом к группе каштанов

Применить приемы экскурсионной справки, характеристики, задания (собрать плоды каштанов и исследовать их)

Логический переход: На наших улицах мы можем встретить вот этот один-единственный вид каштана, а вот кленов сейчас мы увидим сразу несколько видов

1

2

3

4

5

6

7

По дорожке в глубину парка

Площадка парка

Группа кленов

10 мин

Клен остролистный; Клен татарский; Клен американский и др

Группу расположить лицом к кленам разных видов на расстоянии

Применить приемы панорамного показа, объяснения, характеристики, сравнения, задания (собрать листья разных видов кленов и сравнить их)

Логический переход: Клены – это деревья, которые в основном у нас искусственно выращивают в городах, высаживают на улицах и в парках и ухаживают за ними, а сейчас мы познакомимся с деревьями, которые сами прекрасно растут в нашей местности

1

2

3

4

5

6

7

по парковым дорожкам

Парковая зона

Вяз
Липы.

15 мин

Вяз крупнолистный; липы.

Группу расположить лицом к вязам, а затем развернуть лицом к липам.

Применить приемы экскурсионной справки, переключения внимания, характеристики, задания, вопросов и ответов.

Формальный переход: А сейчас Мы с Вами через весь парк и выйдем к главному входу…..

Знакомство с другими деревьями и кустарниками наших парковых зон: платан, софора японская, сосна крымская, дуб черешчатый, черноклен, рябина, скумпия кожевенная, барбарис, можжевеловые.

Заключение.

ПРИЕМЫ ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ:
Методические приемы ПОКАЗА:
1. Прием предварительного осмотра.
2.Прием панорамного показа.
3.Прием зрительной реконструкции (воссоздания)
.
4.Прием зрительного монтажа 
5.
Прием локализации событий.
6. Прием абстрагирования 
7.
Прием зрительного сравнения.
8.
Прием интеграции (восстановление, восполнение, локализация событий) 
9
. Прием зрительной аналогии или прием ассоциации.
10
. Прием переключения внимания.
11.
Прием движения.
12. Показ мемориальной доски.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА
Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.
Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей.
1. Прием экскурсионной справки .
2. Прием описания 
3. Прием характеристики 
4. Прием объяснения 
5. Прием комментирования.
6. Прием репортажа.
7. Прием цитирования.
8. Прием вопросов-ответов.
9. Прием ссылки на очевидцев.
10. Прием заданий
11. Прием новизны материала
  
12. Прием словесного (литературного) монтажа.
13. Прием соучастия.
14. Прием дискуссионной ситуации.
15. Прием сталкивания противоречивых версий 
16. Прием персонификации 
17. Прием проблемной ситуации 
18. Прием отступления 
19. П
риемом освежающего отступления. Его задача снять усталость
20. Прием индукции 
21. Прием дедукции как способ рассуждения при переходе от общего к частному. В ряде случаев оба эти приема используются при показе одного объекта. Каждый из них применяется как взаимное дополнение.
22. Климактерический прием.
23. Антиклимактерический прием.

Особые методические приемы
Помимо методических приемов показа и рассказа, на экскурсии используются особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержание материала. Среди них особое место занимает прием, делающий экскурсию более документальной, доказательной. Например, вводится в качестве дополнительного эпизода - встреча экскурсантов с одним из участников исторических событий и др. При этом должна обеспечиваться документальность выступлений участников событий. Фактический материал, который они используют, тщательно выверяется. Для этой работы привлекаются материалы музеев, архивов и научных учреждений, печатные источники.
Прием исследования. Например, глубина колодца определяется при помощи горящего листа бумаги, который, падая, освещает сначала стенки, затем далекое дно, глубина ущелья измеряется брошенным камешком.
Прием исследования способствует активизации восприятия содержания экскурсии ее участниками, чаще он используется в экскурсиях с детьми и подростками.
Прием демонстрации наглядных пособий
В экскурсии используется прием демонстрации наглядных пособий, включенных в "портфель экскурсовода". Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.
Эффективен и 
комментирующий прием. В этом случае показ экспоната предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к экспонату из "портфеля".
Например, показ изображения корабля в разрезе сопровождает рассказ об его устройстве, при показе здания, демонстрируется фотография его внутреннего убранства, с последующими комментариями экскурсовода и др.
Прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, здание), которое они в данный момент осматривают.
Важным резервом повышения действенности экскурсии является 
использование технических средств пропаганды – цифровой видеотехники, магнитофона и др. С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий. Для показа несохранившихся зданий, сооружений, памятников, карты-схемы, копий документов, рукописей, фотографий, художественных открыток. В экскурсионных учреждениях разработана определенная методика технических помощников.

Алгоритм учебного занятия

Структура каждого занятия определяется его содержанием - изучением нового материала, повторением или закреплением пройденного, подключается действенно-практический опыт, идет проверка усвоения знаний учащимися. Каждое занятие включает в себя 3 части:

Организационный момент (5мин.)

Основная часть, состоящая из теоретической и практической части, включающая в себя динамическую паузу.

Итог занятия.(5 мин.)



Темы для разработки экскурсий.

Страницы Екатеринодара (городская тематическая, историческая, период основания казачьего града);

Главная улица Красная (обзорная, городская пешеходная);

Краснодар Православный (историко-религиозная с элементом паломничества, центр города);

Городской сад (обзорная, экскурсия-прогулка);

Городской парк (тематическая, природоведческая, по любому парку Краснодара);

О чем говорит памятник? (обзорная или тематическая по выбору,
виртуальная);

Скульптура – дух эпохи (обзорная);

Фотографии заговорили…(тематическая, виртуальная - фоторепортаж о городе Краснодаре или других городах краснодарского края);

История одного здания (тематическая, архитектурная по центральной части города);

Дом, в котором мы живем (обзорная по центральной части города Краснодара);

Наш Дворец сегодня и вчера (обзорная по зданию ГБУ ДО КК «Дворец творчества);

История пионерского движения на Кубани. Пионеры Кубани.(тематическая музейная);

Опаленные войной (тематическая, историческая периода Великой отечественной войны, музейная или городская на выбор);

Юность в солдатских сапогах (тематическая, музейная);

Освобождение Краснодара (тематическая, историко-патриотическая, городская);

2.6. Список литературы

2.6.1. Список литературы для педагога

Серебрякова В.Г. Методические рекомендации «Методика проведения музейной экскурсии» Ростов - 2018 г. ГБУ ДО Ростовской области «Областной экологический центр учащихся»;

Индисова Т.Г. Подготовка и проведение экскурсии. Методическое пособие; Великий Устюг - 2016 г.;

А. В. Смелякова; Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Экскурсоведение [Электронный ресурс]: учебное пособие Омск: Изд-во ОмГУ, 2015 г.;

Н. Э. Хайретдинова Организация экскурсионных услуг в индустрии гостеприимства [Электронный ресурс]: учебное пособие Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 г.;

Г. В. Сулейманова Технология и организация экскурсионных услуг [Электронный ресурс]: учебное пособие Казань: Изд-во КНИТУ, 2015 г.;

Н.В. Шварева, Третьякова Н.И. Современные образовательные практики от детского сада до профессионального образования //Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016.

М.К. Акользина «Краеведческая работа в системе дополнительного образования с использованием дистанционных технологий» www.gramota.net/materials/4/2017/1/1.html

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных и общеразвивающих программ. Рыбалева И.А. «Институт развития образования» Краснодарского края, Краснодар, 2016 г.;
infourok.ru/dopolnitelnaya…programma…1655759.html

А.А. Гордеев: «История казачества» изд. Вече 2018 г.

http://pandia.ru/text/78/286/50841.php;

Интернет-ресурс: https://multiurok.ru/files/formy-attiestatsii-i-kontrolia-obuchaiushchikhsia.html;

Государственный стандарт Российской Федерации. ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ГОСТ Р 50690-94. Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 29 июня 1994 г. N 180 Дата введения 1 января 1995 года.

Государственный стандарт Российской Федерации. ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТОВ И ЭКСКУРСАНТОВ
ГОСТ Р 50644-94. Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 21 февраля 1994 г. N 32 Дата введения 1 июня 1994 года.

Юный краевед.рф

Коллекция документов кубанских краеведов. https://kubgosarhiv.ru/index.php

Интернет-ресурс «Банк дополнительных общеобразовательных программ»: http://bankprogramm-dod.ru

Интернет поддержка сайта всероссийского объединения школьных музеев в Интернете «Стоик»: www.npstoik.ru

https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-turizme.

Электронная библиотека АлтГПУ: http://library.altspu.ru/elb.phtml

Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»: http://www.biblioclub.ru/

Электронно-библиотечная система «IPRbooks»: http://www.iprbookshop.ru/

Межвузовская электронная библиотека: http://icdlib.nspu.ru/

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru/

База данных Polpred.com Обзор СМИ: http://www.polpred.com/

Ассоциация российских библиотечных консорциумов (АРБИКОН).
Проект МАРС (Межрегиональная аналитическая роспись статей): http://arbicon.ru/services/mars_analitic.html

Некоммерческое партнерство «Национальный Электронно-Информационный Консорциум» (НП «НЭИКОН»): www.neicon.ru

База данных Web of Sceince: http://webofscience.com/

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЗЕЕВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ [Электронный ресурс] / Гагарин, Кравченко // Философия образования .— 2016 .— №5 .— С. 134-142 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/513654

Музейный вестник. Вып. 26 [Электронный ресурс] / Н.В. Овчинникова, Челяб. гос. ин-т культуры.— Челябинск: ЧГИК, 2018 .— 173 с. — ISBN 978-5-94839-671-2 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/675746











2.6.2. Список литературы для учащихся:


А.А. Гордеев: «История казачества» изд. Вече - 2018 г.

Юный краевед.рф

http://www.ignatovka.ru/

Государственный стандарт Российской Федерации. ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ГОСТ Р 50690-94. Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 29 июня 1994 г. N 180 Дата введения 1 января 1995 года.

Государственный стандарт Российской Федерации. ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТОВ И ЭКСКУРСАНТОВ
ГОСТ Р 50644-94. Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 21 февраля 1994 г. N 32 Дата введения 1 июня 1994 года




3



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.