Дополнительная общеразвивающая программа по легкой атлетике
« Старополтавская детско-юношеская спортивная школа »
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МКУ ДО «Старополтавская ДЮСШ» Протокол от 30.08.2019г. № 02 | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МКУ ДО «Старополтавская ДЮСШ» приказ от «___» _________ 2019 г. № __ |
Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта легкая атлетика
(срок реализации программы: 5 лет, возраст от 6 лет)
Автор составитель: Асадова О.А.
тренер - преподаватель
с. Старая Полтавка
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная дополнительная общеразвивающая программа по легкой атлетике имеет физкультурно-спортивную направленность и составлена в соответствии с:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ от 21.12.2012г. № 273;
- приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 29.08.2013 г № 1008)
Цель программы — создание условий для массового привлечения детей и подростков к занятиям легкой атлетикой в спортивно-оздоровительных группах.
Задачи программы:
1. Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.
2. Утверждение здорового образа жизни.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Овладение основами легкой атлетики.
Программа предназначена для детей и взрослых желающих освоить навыки легкой атлетики, независимо от пола и уровня физической подготовки, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям. Минимальный возраст для зачисления на первый этап обучения – 6 лет, максимальный – не ограничен.
Условия приема на обучение по дополнительной общеразвивающей программе по легкой атлетике МКУ ДО «Старополтавска ДЮСШ»
Для приема на первый этап обучения (СОГ-1) необходимо в установленный срок предоставить :
- заявление от родителей или законных представителей о зачислении в МКУ ДО «Старополтавская ДЮСШ» на обучение по дополнительной общеразвивающей программе по легкой атлетике.
- копия свидетельства о рождении, паспорта.
Минимальная наполняемость, для открытия учебной группы на спортивно - оздоровительном этапе подготовки по легкой атлетике, согласно приказа Минспорта РФ № 1125 – 10 человек. Оптимальная наполняемость-16-20 человек. Максимальное количество обучающихся – 30 человек.
Основные формы и методы.
Основной формой является учебно-тренировочное занятие. Оно приводится по общепринятой схеме согласно расписанию.
Основные формы занятий:
-групповые практические занятия;
-индивидуальные тренировки тренера-преподавателя с отдельными обучающимися;
-лекции и беседы;
-просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов;
-участие в соревнованиях различного ранга.
Методы физического воспитания: словесные, наглядные, строго регламентированного упражнения, игровые, соревновательные.
Срок реализации программы- 5 лет, не более 46 недель в условиях ДЮСШ. Продолжительность учебно-тренировочных занятий в течение учебного года при нагрузке 6 часов в неделю: занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа. Годовая нагрузка – не более 276 часов.
Планируемый результат освоения программы:
- стабильность состава обучающихся, посещаемость ими учебно-тренировочных занятий;
- стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся;
- повышенный уровень освоения основ техники легкой атлетики;
- повышенный уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.
- переход с общеразвивающих программ, на предпрофессиональные.
- выполнение разрядных нормативов, присвоение судейских категорий.
Программа предусматривает систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение тренировочного плана, контрольных нормативов; участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, соревнований квалифицированных пловцов.
Условия перевода на следующий год обучения:
1. Выполнение контрольных нормативов по ОФП и СФП по легкой атлетике, предусмотренных программой.
2. Участие в спортивно-массовых мероприятиях города по легкой атлетике.
3. Сохранность контингента группы.
Содержание общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности по виду спорта легкая атлетика.
Целью общеразвивающей программы по виду спорта легкая атлетика является осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей и подростков, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие, привлечение учащихся к систематическим занятиям легкой атлетикой к участию в спортивно-массовых мероприятиях; отбор перспективных детей и подростков.
Основные задачи:
Укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей;
Формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой;
Овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники и тактики легкой атлетики;
Воспитание трудолюбия, волевых качеств, развитие и совершенствование физических качеств;
Достижение физического совершенствования, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых для подготовки к профессиональной деятельности;
Отбор перспективных детей для дальнейших занятий легкой атлетикой.
Выполнение задач поставленных программой предусматривает:
систематическое проведение практических и теоретических занятий;
обязательное выполнение учебного плана, контрольных нормативов;
регулярное участие в соревнованиях;
осуществление восстановительно-профилактических мероприятий;
прохождение судейской практики;
привитие юным спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, организованности, дисциплины, преданности своему коллективу;
чёткую организацию учебно-тренировочного процесса, использование данных науки и передовой практики, как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства и волевых качеств занимающихся;
привлечение родительского актива к регулярному участию в организации учебно-воспитательной работы школы.
Программа составлена так, что на каждом последующем этапе обучения излагается только новый материал. Учебный материал по технической и тактической подготовке систематизирован с учётом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приёмов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
Программа составлена с учетом того, что ведущая тенденция многолетней подготовки:
- «обучающая» - и что конечная цель многолетнего процесса в ДЮСШ - это подготовка квалифицированных спортсменов. Этот принцип положен в основу программы, как в плане
программирования процесса подготовки, так и в плане нормативных требований.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Примерный учебно-тематический план составлен на 46 недель в условиях ДЮСШ.
Виды подготовки | Этап подготовки. | ||||
СОГ-1 | СОГ-2 | СОГ-3 | СОГ-4 | СОГ-5 | |
Теоретическая подготовка - комплектование группы* | 40 | 30 | 30 | 20 | 20 |
Общая физическая подготовка | 100 | 100 | 100 | 80 | 70 |
Специальная физическая подготовка | 70 | 75 | 75 | 75 | 70 |
Избранный вид спорта: - техника, тактика -соревнования -судейская практика** | 56 | 61 | 61 | 91 | 106 |
Медицинское обследование | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Контрольные испытания | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Всего: | 276 | 276 | 276 | 276 | 276 |
* для детей первого года обучения.
** для обучающихся с 16 лет и старше.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Теоретическая подготовка обучающихся включает в себя следующие темы:
Физическая культура и спорт в России, области.
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составляющая часть общей культуры. Значение её для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодёжи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по легкой атлетике.
Состояние и развитие баскетбола в России.
История развития легкой атлетики в мире и в нашей стране. Достижения России на мировой арене. Количество занимающихся в стране и мире. Спортивные сооружения для занятий легкой атлетикой и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодёжных и юниорских команд на соревнованиях.
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приёмы создания готовности к конкретному соревнованию.
Влияние физических упражнений на организм человека.
Понятие об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряжённых тренировочных нагрузок. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня.
Гигиенические требования к занимающимся спортом. Профилактика травматизма в спорте.
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная ёмкость лёгких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Виды закаливания. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек. Травматизм в процессе занятий спортом; оказание первой помощи при несчастных случаях. Профилактика спортивного травматизма.
Основы техники легкой атлетики и техническая подготовка.
Основные сведения о технике легкой атлетики, о её значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация приёмов техники. Анализ техники изучаемых приёмов легкой атлетики. Методические приёмы и средства обучения. О соединении технической и тактической подготовки. Разнообразие технических приёмов, показатели надёжности техники, целесообразная вариантность. Просмотр видеозаписей.
Спортивные соревнования, правила соревнований.
Спортивные соревнования, организация и проведение. Значение спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства. Положение о проведении соревнований по легкой атлетике на первенство города, школы. Правила соревнований по легкой атлетике. Судейство соревнований. Судейская бригада, роль каждого судьи в организации и проведении соревнований. Судьи и судейские категории.
Правила поведения и техника безопасности на занятиях.
Необходимые требования правил поведения и норм техники безопасности на занятиях во избежание травм.
Общая физическая подготовка на этапе начальной подготовки СОГ-1,2
Строевые упражнения: общее понятие о строевых упражнениях и командах. Действия в строю на месте и в движении, построения, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения, остановки во время движения, движение шагом и бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег, изменение скорости движения.
Ходьба: обычная, спортивная, спиной вперед, на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, с выпадами, приставным шагом, скрёстным шагом.
Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние дистанции, по пересеченной местности (кросс), с преодолением различных препятствий, по песку, воде, спиной вперед, с высоким подниманием бедра, в равномерном темпе, с ускорениями, с изменением направления движения и т.д.
Прыжки: в длину, в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с одной ноги на другую, с поворотами, с вращением, через скакалку, через партнера, выпрыгивания на разные высоты и т.д.
Метания: теннисного мяча, толкание набивного мяча из различных положений и т.д.
Гимнастические упражнения без предметов: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, упражнения для формирования правильной осанки.
Упражнения на гимнастических снарядах: на перекладине, на канате, на гимнастической стенке.
Подвижные игры и эстафеты: с элементами бега, прыжков, метания, кувырков, с сохранением равновесия, с предметами, элементами спортивных игр, комбинированные эстафеты, лапта.
Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол - ознакомление с основными элементами техники и тактики игры, правилами соревнований, двусторонние игры.
Специальная физическая подготовка.
Беговые упражнения: бег с низкого старта, бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, с выносом вперед прямых ног и т.д.; медленный бег и его разновидности, ускорения на отрезках 20-50 м, задания скоростной направленности, задания скоростно-силовой направленности, задания на выносливость, барьерный бег.
Прыжковые упражнения: ходьба и бег с подскоками, силовые и специальные упражнения на маховую ногу, на толчковую; прыжки в длину с разбега, с места, прыжки в высоту с разбега, с места, прыжки в глубину (соскок), многоскоки, прыжки на одной ноге.
Силовые упражнения: упражнения для развития силы мышц рук, ног, живота; с отягощениями, с партнерами, с многократным повторением, на тренажерах, с гимнастическими снарядами, с легкоатлетическим снарядами и др.
Имитационные упражнения: имитация элементов техники прыжков, бега, метаний, приземлений, отталкиваний, низкого старта.
СОГ 3-5.
Задачами этапа являются:
- дальнейшее укрепление здоровья;
- гармоничное физическое развитие;
- укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы средствами общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки;
- повышение уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств;
- обучение основам техники в дисциплинах легкой атлетики;
- приобретение соревновательного опыта;
- приобретение теоретических знаний;
- повышение уровня разносторонней и специальной физической подготовленности спортсменов;
- укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы в основном средствами ОФП;
- дальнейшее повышение уровня специальной физической работоспособности,
- развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости;
- совершенствование техники спринтерского бега;
- дальнейшее развитие силовых и скоростно-силовых качеств, главным образом средствами ОФП;
- развитие общей выносливости;
- совершенствование техники спринтерского бега с низкого старта;
- повышение уровня скоростных, скоростно-силовых качеств и уровня специальной выносливости;
- совершенствование техники спринтерского бега в условиях соревнований;
- достижение наивысшего уровня специальной работоспособности.
При планировании подготовки юных спринтеров в в годичном цикле необходимо придерживаться следующей периодизации. С началом подготовительного периода на общеподготовительном этапе должны решаться нижеприведенные задачи:
Повышение уровня разносторонней и специальной физической подготовленности занимающихся.
Укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы в основном средствами ОФП.
В ОФП входят: кроссовый бег, подвижные и спортивные игры, общеразвивающие гимнастические и акробатические упражнения, другие виды легкой атлетики (прыжки в длину и высоту, толкание ядра, барьерный бег).
Следующий этап – специально-подготовительный – включает задачи:
Дальнейшее повышение уровня специальной физической работоспособности.
Развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.
В первом соревновательном периоде ставятся такие задачи:
Совершенствование техники спринтерского бега.
Улучшение спортивного результата прошлого сезона в беге на 60 и 100 м на 1-2%.
Для решения этих задач спортсмен участвует в 5-6 соревнованиях при значительном снижении общего объема тренировочных нагрузок.
В системе программно-методического обеспечения подготовки резервов тренировочные задания сравнительно недавно получили признание и терминологическое обоснование как структурная единица многолетнего процесса. Сейчас можно говорить, что тренировочные задания являются исходным элементом структуры тренировки. Исходной структурной единицей тренировки является не нагрузка, а тренировочное задание. И основное заключается в том, что тренировочные задания всегда позволяют решать конкретную педагогическую задачу занятия, а тренировочное занятие – это как бы определенная последовательность тренировочных заданий. Тренировочное задание – это часть плана тренировочного занятия, состоящее из одного упражнения или комплекса физических упражнений, выполняемых с определенными педагогическими задачами тренировочного процесса. Оно рассматривается как первичное звено в реализации целенаправленного и четкого управления тренировкой. Тренировочное задание в процессе его выполнения оказывает педагогическое и функциональное воздействие на спортсмена. Построение учебно-тренировочного процесса юных легкоатлетов на основе использования стандартных тренировочных заданий позволяет обеспечить: -единообразие методики многоборной подготовки; -дифференцированное и целенаправленное воздействие на юный организм для лучшего воспитания основных физических качеств; - применение заданий методом вариативных упражнений – снижение монотонности; - увеличение диапазона целенаправленных вариаций основного двигательного действия; - создание условий для оптимального соотношения повторяемости и вариативности; - значительное упорядочение тренировочного процесса на всех этапах многолетних занятий спортом.
Тренировочные задания делятся на три группы: аэробного, смешанного аэробно-анаэробного и анаэробного воздействия. При этом учитывается оценка различных сторон индивидуальной физической подготовленности юных спортсменов, в которой можно выделить три уровня: средний, выше среднего, ниже среднего. Это способствует дифференцированному подбору и применению тренировочных заданий с учетом необходимости избирательного воздействия на конкретные звенья индивидуальной физической подготовленности. Можно полагать, что отбор и классификация тренерами тренировочных заданий для решения конкретных задач, выполняемых в процессе спортивной подготовки юных легкоатлетов-спринтеров, и средневиков позволит систематизировать задания различной направленности и создать свой каталог наиболее часто применяемых в процессе тренировки заданий, упростить планирование, учет и контроль тренировочной нагрузки. Это даст возможность тренеру и спортсмену получать четкую количественную и качественную характеристику, проделанной за определенный период времени тренировочной работы, повысить надежность управления тренировочным процессом.
Классификация тренировочных заданий
Ориентация на создание блока тренировочных заданий направленного воздействия в форме комплексов упражнений и игр является основой для пересмотра традиционных представлений о планировании и организации учебно-тренировочного занятия. Исходя из этого, тренировочные задания условно классифицируются на четыре группы:
обучающие;
комплексы, развивающие физические качества;
игры, развивающие физические качества;
специальные, состоящие из средств беговой (прыжковой) подготовки.
Требования техники безопасности в процессе реализации Программы.
Меры безопасности и предупреждения травматизма. В любой деятельности существуют определенные правила для ее успешного выполнения, которые необходимо соблюдать. В спортивной деятельности есть свои меры безопасности, которые зависят от вида спорта и условий, где эта деятельность выполняется.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ:
- К занятиям легкой атлетикой допускаются обучающиеся ДЮСШ, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья; - При проведении занятий необходимо соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы тренировки и отдыха, правила личной гигиены; - При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов: Травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии; Травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию; Выполнение упражнений без разминки; - При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю, который сообщает об этом администрации школы. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю; - Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ: - Надеть спортивный костюм и спортивную обувь на нескользкой подошве; - Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме – месте приземления, проверить отсутствие в песке посторонних предметов; - Провести разминку
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ: - При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку; - Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку; - Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки; - Не производить упражнение без разрешения тренера-преподавателя, не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ: - При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю. - При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом тренеру-преподавателю или администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ : - Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь; - Снять спортивный костюм и спортивную обувь; - Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки мылом.
Создание оптимальных условий для проведения тренировочного процесса и соревнований, постоянный контроль со стороны тренера и самоконтроль, соблюдение всех правил и дисциплины на занятиях является основой для занятий спортом без травм и других нарушений в жизнедеятельности спортсменов. К занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. При проведении занятий необходимо соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы тренировки и отдыха, правила личной гигиены. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю. С обучающимися, допустившим невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, проводится внеплановый инструктаж по технике безопасности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы спортивной тренировки
-Возрастная адекватность спортивной деятельности;
-Единство общей и специальной подготовки;
-Непрерывность тренировочного процесса;
-Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок;
-Цикличность тренировочного процесса;
Средства спортивной тренировки
Основным средством спортивной тренировки являются физические упражнения. Они могут быть разделены на 3 группы:
общеподготовительные упражнения;
специально подготовительные упражнения;
избранные соревновательные упражнения.
Общепедагогические:
словесные (беседа, рассказ, объяснение); o наглядные (видеоматериал, наглядные пособия, пример).
метод строго регламентированного упражнения:
метод направленный на освоение спортивной техники;
метод направленный на воспитание физических качеств.
игровой метод;
- соревновательный метод.
Методические рекомендации по организации и проведению
тренировки
Цель: утверждение в выборе спортивной специализации и овладение основами техники, тактики.
Задачи:
Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно- двигательного аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости;
Обучение основам техники плавания;
Начальное обучение тактическим действиям, привитие стойкого интереса к занятиям гиревым спортом;
4. Подготовка к выполнению нормативных требований.
Структура занятия Тренировочное занятие строится по типу, типовой структуры занятий.
Подготовительная часть. Данная часть тренировочного занятия вводит детей в работу, которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между детьми и преподавателем. Организм спортсмена подготавливается к выполнению предстоящей физической нагрузке, т. е. к выполнению более сложных упражнений основной части урока. Для содержания первой части урока характерны строевые и порядковые упражнения, быстрая ходьба, легкий бег, прыжки на месте и в продвижении, упражнения на быстроту и точность реакции, на внимание и другие. Главная задача этой части занятия - четкая организация детей, приобретение ими навыков коллективного действия; эти упражнения воспитывают дисциплину, повышают внимание. Не стоит в один урок включать много строевых упражнений и нельзя давать все время одни и те же движения.
Основная часть. Задача основной части занятия - овладение главными, жизненно-необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению спортивного вида плавание. Также предусматривает развитие, и совершенствование ориентировки во времени и пространстве, координации движений, силы, быстроты, устойчивости, самостоятельности и других психофизических качеств. Наиболее характерны для этой части урока не только такие традиционные упражнения, но и специальные упражнения. Кроме упражнений для развития общей выносливости, мышечной памяти, применяются упражнения, развивающие творческое мышление.
Заключительная часть. Задачи этой части занятия - завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние. Основные средства - медленная ходьба, упражнения на восстановления дыхания.
Материально- техническое обеспечение:
Для проведения учебно-тренировочных занятий по плаванию на спортивно-оздоровительном этапе, необходимо:
· Спортивный зал;
· Методические материалы, рекомендации;
· Баскетбольные мячи, фитбольные мячи, футбольные мячи и т.д.
· Скакалки;
· Компрессор для накачивания мячей;
· Стойки, разметочные фишки и конусы;
· Гимнастические маты;
· Видеоматериалы о легкой атлетике;
· Планшет магнитный;
· Секундомер, свисток;
Контрольно-переводные нормативы и условия для перевода на следующий год обучения.
Для перевода обучающихся из СОГ-1 в СОГ-2 необходимо:
- сохранность контингента не менее 70 %
- участие в спортивно-массовом мероприятий ДЮСШ.
Для перевода обучающихся начиная со второго года обучения необходимо:
№ п/п | Виды испытаний | Нормативы |
ОФП | ||
1 | Челночный бег 3х10 | СОГ-2, норматив соответствует нормативу бронзового значка в ГТО согласно возрастной категории. |
2 | Подтягивание на перекладине | СОГ-2, норматив соответствует нормативу бронзового значка в ГТО согласно возрастной категории. |
3 | Бег 1 км | СОГ-2, норматив соответствует нормативу бронзового значка в ГТО согласно возрастной категории. |
4 | Бег 2 км | |
5 | Бег 3 км | |
6 | Сгибание разгибание рук в упоре лежа. | СОГ-2, норматив соответствует нормативу бронзового значка в ГТО согласно возрастной категории. |
7 | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами. | СОГ-2, норматив соответствует нормативу бронзового значка в ГТО согласно возрастной категории. |
8 | Прыжок в длину с места | СОГ-2, норматив соответствует нормативу бронзового значка в ГТО согласно возрастной категории. |
№ п/п | Виды испытаний | Нормативы | ||||||||
СФП | ||||||||||
Этап обучения | СОГ-1 | СОГ-2 | СОГ-3 | СОГ-4 | СОГ-5 | |||||
| М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | ||
9 | Участие в соревнованиях по легкой атлетике. | - | Не менее 1 | Не менее 1 | Не менее 2 | Не менее 2 | Не менее 2 | Не менее 2 | Не менее 3 | Не менее 3 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Легкая атлетика. Прыжки. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР и ШВСМ. - М., Советский спорт, 2005,
Алабин В.Г. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов: - Челябинск, 1977
Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. – М.: ФиС, 1983
Губа В., Вольф М., Никитушкин В. Современные проблемы ранней спортивной ориентации. – М., 1998
Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. – М.: Терра-спорт, 2000
Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. – М., 1995
Озолин Э.С. Спринтерский бег. – М.: ФиС, 1986
Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры. – М.: ФиС, 1987
Подготовка легкоатлета: современный взгляд. И.А.Тер-Ованесян.- М.: Терра-Спорт,2000г
Прыжок в длину: многолетняя подготовка. В.Б.Попов- М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2001г
Тренировка спринтера. Е.Д.Гагуа - М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2001г
Подготовка спортсменов в горных условиях. Ф.П.Суслов Е.Б.Гиппенрейтер - М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2000 г
Спорт и личность. А.Т.Паршиков, О.А.Мильштейн. Методические рекомендации. – М., Советский спорт, 2008 г
Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития // Теория и практика физической культуры. -1977.
Зеличенок В.Б., Никитушкип В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000. - 240 с.
Зеличенок В.Б. Критерии отбора как основа комплектования сборных национальных команд по легкой атлетике. - М., 1998. - 116с.
Зотов В.П. Восстановление работоспособности в спорте. - Киев: Здоровья, 1990. - 60 с.
Ивочкин В.В. Нормативные требования и планирование многолетней подготовки юных бегунов на средние дистанции. - М.:ВНИИФК, 2003. - С.86-89.
Креер В.А., Радчич И.Ю. Программирование микроциклов легкоатлетов-прыгунов на этапах годичной подготовки: Методические рекомендации. - М.: ВНИИФК, 1995. - 38 с.
Королев Г.И. Да здравствует ходьба! Энциклопедия ходьбы человека. - М.: Мир атлетов, 2003. - 417 с.
Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.- М.: Советский спорт, 2003. 10. Майфат С.П., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте. - Екатеринбург, 2003. - 131 с.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки.- М.: Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.
Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. – М.: Физическая культура, 2010. – 240с.
Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник. – М.: Физическая культура, 2010. – 208с.
Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ., М., 1995.
Организация педагогического контроля деятельности спортивных школ: Методические рекомендации. М.: Советский спорт, 2003 16. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества. - М.: 1999. 17. Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР // Сборник официальных документов и материалов. - 2001. -№ 5. - С. 27-42.
Травин Ю.Г. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками. - М., 1995.-91 с.
Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Физиология спорта / Под ред. Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костил. – Киев. Олимпийская литература, 2001
Ширковец Е.А., Шустин Б.Н. общие принципы тренировки скоростно-силовых качеств в циклических видах спорта // Вестник спортивной науки. – М.: Советский спорт, № 1, 2003