Дополнительная общеразвивающая программа по легкой атлетике
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа по легкой атлетике разработана на основе программы для комплексных и специализированных детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказом Минспорта РФ от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ;
- Постановлением главного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей »;
- Приказом Министерства спорта РФ от 1 апреля 2015 года № 305 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика»; )
- Уставом МАОУДОДЮСШ р. п. Башмаково;
- Образовательной программой МАОУДОДЮСШ р. п. Башмаково от 28.08.2020 г.;
- Положением о порядке установления и изменения учебной нагрузки
тренеров-преподавателей Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы р.п. Башмаково Пензенской области от 28.08.2020г.
Программа адаптирована к условиям учреждения дополнительного образования, где обучающиеся спортивной группы имеют возможность заниматься в спортзалах ДЮСШ, общеобразовательных школ, на стадионе «Газовик».
Основная цель программы - реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки, конечной целью которой является воспитание квалифицированных юных спортсменов.
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
обучающие:
• ознакомить с историей развития легкой атлетики;
• ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
• подготовить инструкторов и судей по легкой атлетике.
воспитывающие:
• воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов.
развивающие:
• способствовать развитию специальных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств.
Выполнение задач, стоящих перед отделением легкой атлетики ДЮСШ, способствуют:
- систематичность и круглогодичность учебно-тренировочных занятий;
- постоянный учет состояния здоровья, физического развития учащихся и их физической подготовленности;
- регулярный врачебный контроль за функциональным состоянием занимающихся;
- осуществление восстановительно-профилактических мероприятий;
- просмотр учебных фильмов, видеозаписей, кинограмм, соревнований квалифицированных легкоатлетов;
- прохождение инструкторской и судейской практики;
- использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся;
Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы.
В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей.
Учебная программа рассчитана на три года обучения в спортивной школе. Форма реализации образовательной программы – очная.
Учебный год составляет 46 недель, из которых 36 учебных недель, непосредственно в условиях детско-юношеской спортивной школы, 8 недель спортивно- оздоровительная площадка (лето) и 2 недели предусмотренных для самостоятельной работы по индивидуальным планам, восстановительных мероприятий в условиях каникулярного периода.
Ожидаемые результаты программы.
По окончании начального этапа подготовки:
Учащиеся будет знать:
1. Правила поведения учащихся при занятиях спортом.
2. Общие гигиенические требования к занимающимся легкой атлетикой.
Режим дня спортсмена.
3. Основные исторические события в развитии физкультуры и спорта.
Краткую историю олимпийского движения.
4. Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма.
5. Общее понятие о технике спортивного упражнения.
6. Основные правила проведения соревнований в избранном виде легкой
атлетики. Права и обязанности участников соревнований.
Учащиеся будет уметь:
1. Проводить самостоятельную разминку.
2. Выполнять основные легкоатлетические упражнения – бег, прыжки,
метания с проявлением максимальных усилий.
3. Выполнять специальные беговые, прыжковые и бросковые упражнения.
4. Выполнять общефизические упражнения.
5. Выполнять нормативы контрольно-переводных испытаний.
Учащиеся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
1. Спланировать собственный режим труда и отдыха.
2. Соблюдать личную гигиену.
3. Использовать простейшие виды закаливания.
4. Соблюдать технику безопасности на тренировке, дома и на улице.
Учащиеся способен проявлять следующие отношения:
1. Умение работать в команде.
2. Стабильное посещение занятий, дисциплинированность и трудолюбие.
Режим учебно-тренировочной работы
и требования по физической и технической подготовке
по легкой атлетике
Этапы подготовки | Год обучения | Минимальный возраст для зачисления | Минимальное число учащихся в группе | Максимальное кол-во учебных часов в неделю | Требования по физической, технической и тактической подготовке |
Начальной подготовке | 1 2 3 | 9 | 20 20 20 | 6 9 9 | Выполнение нормативов по ОФП |
Количество занятий в неделю:
ГНП (3год) – 4 занятия по 2 часа, 1 занятие 1 час, (продолжительность 45 мин.)
Контрольные нормативы и требования при приеме в ДЮСШ.
| Для будущих средневиков | ||||||||||||
Контрольные | мальчики и | юноши (лет) | девочки и девушки (лет) | ||||||||||
испытания | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1. Бег на 60 м с | 8,6 | 8,4 | 8,2 | 8,0 | 7,7 | 7,4 | 8,9 | 8,6 | 8,4 | 8,1 | 7,9 | 7,7 | |
хода | | | | | | | | | | | | | |
2. Бег на 60 м со | 9,6 | 9,4 | 9,2 | 9,0 | 8,7 | 8,3 | 9,9 | 9,6 | 9,4 | 9,1 | 8,9 | 8,7 | |
старта | | | | | | | | | | | | | |
3. Бег на 300 м | 58,0 | 52,0 | 52,0 | 49,0 | - | - | 64,0 | 61,0 | 58,0 | 55,0 | - | - | |
4. Бег на 600 м | - | - | - | - | 1,50 | 1,45 | - | - | - | - | 2,00 | 1,54 | |
5. Прыжок в | 165 | 175 | 190 | 200 | 210 | 220 | 155 | 165 | 175 | 185 | 195 | 200 | |
длину с места | | | | | | | | | | | | | |
6. Тройной | 6,00 | 6,20 | 6,60 | 6,90 | 7,20 | 7,50 | 5,40 | 5,60 | 5,90 | 6,10 | 6,30 | 6,50 | |
прыжок с места | | | | | | | | | | | | | |
7. Бросок ядра | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
4 кг через голову | | | | | | | | | | | | | |
8. «Шпагат» | Не наклоняя туловища, девочкам и девушкам коснуться паховой областью до пола, а мальчикам и юношам опуститься до уровня середины голени. | ||||||||||||
| Девочкам и девушкам достать пол ладонями, не сгибая ног, а мальчикам и юношам - пальцами рук, не сгибая ног. | ||||||||||||
9. Наклон | |||||||||||||
вперед до | | ||||||||||||
касания руками пола | |
Контрольные нормативы и требования при приеме в ДЮСШ.
| Для будущих спринтеров и барьеристов | ||||||||||||
Контрольные | мальчики и | юноши (лет) | девочки и девушки (лет) | ||||||||||
испытания | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1. Бег на 60 м с | 8,6 | 8,4 | 8,2 | 8,0 | 7,7 | 7,4 | 8,9 | 8,6 | 8,4 | 8,1 | 7,9 | 7,7 | |
хода | | | | | | | | | | | | | |
2. Бег на 60 м со | 9,6 | 9,4 | 9,2 | 9,0 | 8,7 | 8,3 | 9,9 | 9,6 | 9,4 | 9,1 | 8,9 | 8,7 | |
старта | | | | | | | | | | | | | |
3. Бег на 300 м | 58,0 | 52,0 | 52,0 | 49,0 | - | - | 64,0 | 61,0 | 58,0 | 55,0 | - | - | |
4. Бег на 600 м | - | - | - | - | 1,50 | 1,45 | - | - | - | - | 2,00 | 1,54 | |
5. Прыжок в | 165 | 175 | 190 | 200 | 210 | 220 | 155 | 165 | 175 | 185 | 195 | 200 | |
длину с места | | | | | | | | | | | | | |
6. Тройной | 6,00 | 6,20 | 6,60 | 6,90 | 7,20 | 7,50 | 5,40 | 5,60 | 5,90 | 6,10 | 6,30 | 6,50 | |
прыжок с места | | | | | | | | | | | | | |
7. Бросок ядра | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
4 кг через голову | | | | | | | | | | | | | |
8. «Шпагат» | Не наклоняя туловища, девочкам и девушкам коснуться паховой областью до пола, а мальчикам и юношам опуститься до уровня середины голени. | ||||||||||||
| Девочкам и девушкам достать пол ладонями, не сгибая ног, а мальчикам и юношам - пальцами рук, не сгибая ног. | ||||||||||||
9. Наклон | |||||||||||||
вперед до | | ||||||||||||
касания руками пола | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
На протяжении всего периода обучения в спортивной школе легкоатлеты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
• постепенный переход от изучения основ современной техники легкоатлетических упражнений к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
• переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для легкоатлета;
• увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
• увеличение объема тренировочных нагрузок;
• повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных спортсменов.
Задачи этапа начальной подготовки
1. Отбор способных к занятиям легкой атлетикой детей.
2. Развитие интереса к занятиям легкой атлетикой.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Улучшение общефизической подготовленности.
5. Изучение основ современной техники легкоатлетических упражнений.
6. Подготовка и выполнение нормативных требований второго юношеского разряда и переводных нормативных требований.
7. Воспитание морально-волевых качеств.
Учебный план
учебно-тренировочных занятий
в ДЮСШ по легкой атлетике (ч)
№ п/п | Виды подготовки | Этап начальной подготовки | | ||
Год обучения | | ||||
1 | 2 | 3 | | ||
1. | Общая физическая | 77 | 104 | 104 | |
2. | Специальная физическая подготовка | 45 | 75 | 75 | |
3. | Изучение и совершенствование техники и тактики | 100 | 131 | 131 | |
4. | Инструкторская и судейская практика | - | 10 | 10 | |
5. | Соревнования и прикидки | Согласно календарному плану спортивных мероприятий | | ||
6. | Приемные и переводные испытания | 2 | 2 | 2 | |
7. | Медицинское обследование | 2 | 2 | 2 | |
Общее количество часов | 216 | 324 | 324 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1)ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Учебный план по теоретической подготовке
Тема | Начальная подготовка | ||
| 1-й | 2-й | 3-й |
Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | 1 |
Краткий обзор развития легкой атлетики в России | 1 | 1 | 1 |
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. | 2 | 1 | 1 |
Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой мед. помощи. | 2 | 1 | 1 |
Физиологические основы спортивной тренировки. | - | 1 | 1 |
Основы техники видов легкой атлетики | - | 1 | 1 |
Основы методики обучения и тренировки | 1 | 1 | 1 |
Планирование спортивной тренировки | - | 1 | 1 |
Психологическая подготовка | - | 1 | 1 |
Правила, организация и проведение соревнований | - | 1 | 1 |
Места занятий, оборудование и инвентарь | 1 | 1 | 1 |
Всего часов | 8 | 11 | 11 |
Темы.
Физическая культура и спорт в России
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России и их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в жизни молодежи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по легкой атлетике.
Краткий обзор развития легкой атлетики в России
Возникновение легкоатлетического спорта. Легкая атлетика в программе Олимпийских игр древней Греции и в настоящее время. Развитие легкой атлетики в послевоенной России. Рост массовости легкоатлетического спорта в послевоенные годы. Понятие «комплекса ГТО». Развитие детского и юношеского легкоатлетического спорта в современной России. Участие российских легкоатлетов в соревнованиях на первенство Европы и мира, в Олимпийских играх.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Краткие сведения о строении человеческого организма и его функциях. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Мышцы, их строение, функции и взаимодействие, сокращение и расслабление мышц.
Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособности мышц и подвижность суставов.
Основные сведения о крови и кровообращении, сведения о сердечно-сосудистой системе человека и ее функции.
Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Воздействие физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий легкой атлетикой.
Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа ).
Спортивная тренировка как процесс совершенствования функций организма.
Основные требования к дозировке тренировочной нагрузки в зависимости от возраста, пола, уровня физической подготовленности спортсмена. Рациональное сочетание работы и отдыха. Понятие об утомлении и восстановлении энергетических затрат в процессе занятий спортом.
Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой медицинской помощи.
Общие гигиенические требования к занимающимся легкой атлетикой с учетом специфических особенностей. Общий режим дня, режим труда и отдыха. Гигиена сна, гигиена питания, питьевой режим. Гигиена одежды и обуви.
Гигиенические требования к местам занятий легкой атлетикой, инвентарю и спортивной одежде.
Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Вред курения и употребления спиртных напитков. Регулирование веса спортсмена.
Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
Утомление и перетренировка как временное нарушение координации функций организма и снижение работоспособности. Методы и средства предупреждения и ликвидации утомления и перетренировки, ускорение процесса восстановления.
Основы техники видов легкой атлетики
Общее понятие о технике спортивного упражнения. Показатели техники: эффективность, экономичность и координация движений.
Общие основы техники ходьбы и бега. Ходьба и бег как естественные способы передвижения человека. Цикл движений. Положение туловища, движения руками и ногами. Мышечные усилия, сила тяжести, реакция опоры. Энергетические затраты. Длина и частота шагов.
Основы техники бега. Цикл движений. Отталкивание - основная движущая сила. Движения бегуна в полете. Значение инерции. Положение туловища и головы. Работа рук. Особенность дыхания.
Характеристика основных фаз техники бега: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование. Остановка после финиша. Особенности техники при беге по пересеченной местности и при преодолении искусственных и естественных препятствий. Тактика при участии в соревнованиях.
Бег на короткие дистанции. Особенности техники. Бег на средние и длинные дистанции. Сравнительная характеристика техники бега на различные дистанции.
Эстафетный бег. Анализ техники. Разновидности эстафет. Способы передачи эстафеты. Зона для передачи эстафетной палочки.
Бег с барьерами. Особенности старта. Ритм и количество шагов до первого барьера. Финиширование. Значение правильного дыхания.
Бег с препятствиями. Техника преодоления препятствия с обеих ног. Особенности подхода и атаки барьера. Положение туловища, рук и ног в момент «атаки». Ритм бега между барьерами. Финиширование. Тактика бега.
Утомление и перетренировка как временное нарушение координации функций организма и снижение работоспособности. Методы и средства предупреждения и ликвидации утомления и перетренировки, ускорение процесса восстановления.
Основы методики обучения и тренировки.
Единство процесса обучения и тренировки в формировании и совершенствовании двигательных навыков, физических и морально-волевых качеств спортсмена. Последовательность изучения видов легкой атлетики. Методы, методические приемы и средства. Групповое и индивидуальное обучение. Показ и объяснение упражнений. Определение и исправление ошибок.
Организация занятий. Структура урока легкой атлетики. Понятие о построении урока, его содержании, физической нагрузке занимающихся.
Характеристика и назначение каждой части урока.
Методы тренировки. Режим тренировки спортсменов различных возрастных групп. Значение контроля и самоконтроля спортсмена.
Периоды и циклы тренировки. Организация и содержание занятий в подготовительном, соревновательном и переходном периодах. Формы тренировочных занятий: специализированная зарядка, тренировочный урок, самостоятельное выполнение заданий тренера.
Особенности тренировки перед выступлением на соревнованиях. Отдых и питание в дни соревнований.
Предсоревновательная разминка, ее значение и содержание.
Характеристика спортивной формы. Режим в период и после соревнований.
Планирование спортивной тренировки
Роль планирования. Перспективное планирование, годичное, конспект занятия по теории и практике.
Календарь спортивно-массовых мероприятий и его взаимосвязь с планированием спортивной тренировки.
Круглогодичность спортивной тренировки и ее планирование. Индивидуальный план, дневник тренировки.
Психологическая подготовка
Моральные качества: добросовестное отношение к труду, смелость, решительность, настойчивость, умение преодолевать трудности, коллективные навыки работы, чувство ответственности за свое действие, взаимопомощь, выручка, дисциплина, уважение к товарищам, патриотизм и преданность.
Значение развития волевых качеств и психологической подготовки для повышения спортивного мастерства легкоатлетов.
Правила, организация и проведение соревнований
Спортивные соревнования в системе физического воспитания. Характер и разновидности соревнований. Положение о соревнованиях. Программа и график проведения соревнований. Права и обязанности участников соревнований. Судейская коллегия, права и обязанности судей. Роль судьи как организатора соревнований и воспитателя спортсменов. Подготовка места соревнований, инвентаря и оборудования. Медицинский контроль и помощь на соревнованиях. Правила соревнований. Техника судейства. Способы определения результатов. Система зачетов. Определение победителей. Подведение итогов соревнований. Особенности проведения соревнований по кроссу, эстафетному бегу, спортивной ходьбе и бегу по шоссе.
Место занятий, оборудование и инвентарь.
Оборудование простейших площадок для занятий легкой атлетикой. Разметка и подготовка к занятиям беговых дорожек, секторов для метаний и мест для прыжков. Их оборудование, эксплуатация в летних и зимних условиях. Хозяйственный инвентарь. Уход за спортивным сооружением.
Спортивная одежда и обувь для занятий в закрытом помещении, на площадках, стадионах. Выбор туфель с шипами в зависимости от специализации легкоатлета и от места занятий. Уход за спортивной одеждой и обувью.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
№ п/п | Виды подготовки | Этап начальной подготовки | | |||
Год обучения | ||||||
1 | 2 | 3 | | |||
1. | Общая физическая | 77 | 104 | 104 | | |
2. | Специальная физическая | 45 | 75 | 75 | | |
3 | Техническая и тактическая | 100 | 131 | 131 | |
Общая физическая подготовка
Строевые упражнения проводятся в начале легкоатлетического урока с целью организации учебной группы, воспитания дисциплинированности, подтянутости, чувства коллективизма.
Понятия: строй, шеренга, колонна, фланг, фронт, интервал, дистанция, направляющий. Строевая стойка «смирно», стойка «вольно».
Команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Остановись!», «Разойдись!», «Шагом марш!», «Кругом марш!», «Стой!» и т.п.
Расчет: по порядку на первый, второй; по три, по четыре;
Повороты и полуобороты на месте и в движении направо, налево, кругом. Построение и перестроение в одну и несколько шеренг или колонн. Перестроение из шеренги или колонны по одному в шеренгу или колонну по два, три, четыре и др.
Ходьба и бег. Строевой и походный шаг. Шаг на месте. Переход с шага на бег и наоборот. Остановка во время движения шагом и бегом. Изменение скорости движения. Ходьба на носках, пятках, на наружных и внутренних сводах стопы, с высоким подниманием бедра, выпадами, в приседе, в полуприседе, приставными и скрестными шагами.
Ходьба в различном направлении, меняя темп, положение и характер работы рук.
Бег на носках, с высоким подниманием бедра, с забрасыванием голени назад, на прямых ногах, с подниманием прямых ног вперед и с отведением их назад. Бег с изменением направления ( вперед, назад, боком ) и скорости, с внезапными остановками. Бег скрестными шагами (боком, вперед).
Общеразвивающие упражнения. Включаются в каждый легкоатлетический урок с целью всестороннего физического развития учащихся, укрепления костно-связочного аппарата, развития мышц, улучшения подвижности в суставах, совершенствования координации движений, повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.
Общеразвивающие упражнения выполняются на месте и в движении, без предметов и с предметами, индивидуально, группой и с партнером, на гимнастических снарядах.
Упражнения без предметов.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Отведение и приведение рук, сгибания и разгибания, круги в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах, в различных исходных положениях, на месте и в движении, одновременные, последовательные и др.
Упражнения для мыши туловища. Наклоны (вперед, в стороны, назад), повороты, круговые движения из исходного положения стоя, стоя на коленях и сидя с различным положением ног. «Мост» из положения лежа на спине и стоя ноги на ширине плеч. «Лодочка» из положения лежа на животе. Поднимание ног и круги ногами, лежа на спине с различным положением рук.
Упражнения для мышц ног. Махи вперед-назад, внутрь, в сторону- наружу прямыми и расслабленными ногами, стоя в различном исходном положении с различными положениями и движениями руками. Выпады вперед, в стороны, приседания на одной и обеих ногах попеременно. Прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, попеременно на месте и с продвижением вперед. Скрестные прыжки на месте и с продвижением вперед.
Упражнения для мышц шеи. Наклоны головой вперед, в стороны, назад. Круговые движения головой. «Мост» с опорой на затылок. Стойка на голове.
Упражнения с сопротивлением. Парные и групповые упражнения стоя, сидя, лежа. Наклоны, повороты, сгибания и разгибания рук и ног с сопротивлением партнера. Подвижные игры с элементами сопротивления.
Упражнения с предметами.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой. Прыжки на обеих ногах, на одной попеременно и с ноги на ногу с вращением скакалки вперед и назад. Прыжки в приседе и полуприседе на месте и с продвижением вперед, назад, боком. Бег и прыжки с ноги на ногу и на одной ноге с продвижением вперед с вращением скакалки. Эстафеты и игры с прыжками и вращением скакалки.
Упражнения с набивными и баскетбольными мячами. Наклоны, повороты, круговые движения, приседания, выпады вперед и в стороны с различным положением мяча и из различных исходных положений. Броски и толчки мяча двумя и одной рукой вниз, вперед-вниз, вперед-вверх, вверх из исходного положения стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине.
Перебрасывание мяча двумя и одной рукой по кругу. Броски мяча ногами вперед, вверх-вперед, назад-вверх. Ведение мяча рукой в приседе. Ведение мяча ногой в скачках. Парные упражнения с мячом: броски двумя руками, броски одной рукой, толкание мяча одной и двумя руками стоя, сидя, стоя на коленях в различном направлении. Подвижные игры и упражнения с мячами.
Упражнения с гантелями. Наклоны, повороты, приседания, выпады с различным положением гантелей и движением руками. Сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения руками одновременные и последовательные в различном исходном положении.
Упражнения с мешками, наполненными песком. Наклоны, повороты, круговые вращения туловищем, приседания, выпады с мешком на плечах из различных исходных положений. Кружение мешка одной и двумя руками. Поднимание мешка двумя ногами лежа на спине. Поднимание и подбрасывание мешка бедром маховой ноги.
Упражнения со штангой. Простейшие упражнения с гирями, грифом, дисками от штанги и со штангой. Поднимание штанги на грудь и вверх. Приседания, выпады, повороты, наклоны со штангой на плечах. Жим, толчок, рывок штанги различного веса. Упражнения с гирями и штангой для ног. Ходьба, бег, прыжки на месте со штангой на плечах и с гарями в руках.
Упражнения из других видов спорта.
Упражнения на гимнастических снарядах. Различные упражнения на гимнастической стенке индивидуальные и парные. То же на гимнастической скамейке. Групповые упражнения с гимнастическими скамейками. Упражнения в равновесии и в сопротивлении, в лазании по канату, шесту, лестнице, в перелезании и подтягивании. Простейшие висы, упоры, подъемы и соскоки, выполняемые на гимнастических снарядах (перекладине, кольцах, брусьях, коне, бревне).
Акробатические упражнения. Стойки на лопатках, на голове, на предплечьях. Кувырки вперед, назад, боком из различных исходных положений. Переворот вперед, колесо.
Спортивные и подвижные игры. Подвижные игры типа «Пятнашки», «Вызов номера», «Охотники и утки», «День и ночь». Эстафеты с бегом, прыжками, метаниями, с переноской и расстановкой различных предметов. Игры в волейбол, баскетбол, ручной мяч, русскую лапту и хоккей.
Плавание. Обучение умению держаться на воде. Плавание произвольным способом на скорость и на выносливость. Простейшие прыжки в воду с места и с разбега. Игры на воде.
Лыжный спорт. Ходьба на лыжах произвольным способом по равнине. Обучение техники различных простейших ходов, преодолению спусков и подъемов, поворотам на месте и в движении, технике торможения. Ходьба на лыжах по пересеченной местности.
Коньки. Произвольное катание в одиночку и группами. Простейшие игры и эстафеты на льду.
Туризм. Организация и проведение летних и зимних туристических походов. Техника передвижения по различной местности и техника безопасности. Преодоление различных препятствий.
Методические указания
Характер, дозировка и усложнение упражнений общеразвивающего характера зависят от возраста, пола и подготовленности учебных групп. В процессе применения упражнений должны соблюдаться педагогические правила: от простого к сложному, от неизвестного к известному и дидактические принципы доступности и индивидуализации, систематичности и последовательности.
Специальная физическая подготовка
Специальная физическая подготовка проводиться с целью развития необходимых легкоатлету физических качеств: силы, быстроты, скоростной выносливости, ловкости, точности, скорости реакции, прыгучести.
Акробатические упражнения. Кувырки вперед, назад согнувшись с места и с разбега. Стойка на предплечьях, голове с помощью рук; стойка на руках махом назад. Переворот боком через стойку на руках в обе стороны. Серия переворотов вперед и назад. Старты по сигналу из исходного положения стоя на коленях, в упоре лежа, сидя ноги врозь, лежа на спине, на груди и др. исходных положений.
Упражнения для развития силы. Ходьба гусиным шагом в полуприседе, выпадами, ходьба с отягощениями. Приседание на двух и одной ноге с отягощением, с сопротивлением партнера. Повороты туловища с весом на плечах. Подтягивание на руках. Лазание по наклонной лестнице, канату, шесту с помощью ног. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа в различном темпе. Выжимание штанги из различных положений. Упражнения на сопротивление: перетягивание партнера двумя руками, одной, проталкивание, перетягивание каната. Выбрасывание мяча. Упражнения с набивными мячами.
Упражнения для развития быстроты. Бег на месте и в движении с энергичной работой рук. Бег с высоким подниманием бедра, с отведением прямых ног вперед, назад, семенящий бег. Бег с ускорением на месте и в движении. Быстрое приседание и вставание. Рывки с места. Бег с максимальной скоростью до 100 м. Бег с переменной скоростью и повторный бег на отрезках до 50-60 м. Бег в разных направлениях из различных исходных положений.
Бег в сочетании с прыжками. Бег с поворотами на 360 градусов в два темпа. Бег с хода на 10, 20, 30 и 50 м. Ведение мяча с максимальной скоростью до 50 м по дуге, по ломаной линии, по прямой с изменением направления.
Упражнения для развития общей скоростной выносливости.
Многократные пробегание отрезков на различные дистанции с изменением скорости, темпа и продолжительности бега в условиях площадки и на местности. Кросс по пересеченной местности от 500 до 2000 м для женщин и от 2 до 5 км для мужчин. Смешанное передвижение с чередованием ходьбы и бега. Игровые упражнения с мячом в лесной местности, на мелком месте водоема, реки. Упражнения со скакалкой с заданным темпом.
Упражнения для развития прыгучести. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении. Прыжки с места в длину, тройные, многократные. Прыжки в длину с места с одной и обеих ног. Прыжки в высоту с места и с прямого разбега. Прыжки вверх из положения приседа, упора присев, прыжки в глубину. Прыжки в высоту и длину с отягощением. Прыжки со скакалкой на месте и в движении. Бег, прыжок и прыжки по ступенькам в заданном ритме и темпе. Эстафеты с преодолением препятствий и со скакалками.
Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабление мышц. Ходьба выпадами, скрестным шагом. Пружинистые приседания в положении выпада, «полушпагата», «шпагат». Маховые движения руками и ногами в различной плоскости. Пружинистые наклоны туловища вперед, в стороны, назад из различных исходных положений. Парные упражнения сопротивлением на гибкость, растяжение и подвижность суставов. Круговые движения туловищем, повороты с движением и без движения руками и ногами. Отведение рук и ног рывком в различных направлениях, из различных исходных положений, на месте и в движении. Размахивание руками и ногами, расслабляя мышцы при взмахе вперед, назад, в стороны. Размахивание руками при повороте туловища. Наклоны вперед, в стороны, медленный бег, расслабляя мышцы плечевого пояса и рук.
Встряхивание рук, ног на месте в движении. Глубокий вдох и продолжительный выдох.
Инструкторская и судейская практика
Инструкторская и судейская практика организуется и проводится в процессе учебно-тренировочных занятий, начиная со 2-го и 3-го годов обучения. По мере усвоения теоретического и практического учебного материала отдельным учащимся на 1-2 годах обучения оказание помощи отстающим в группе товарищам при разучивании того или иного упражнения легкой атлетики. Судейство соревнований учащимися ДЮСШ поручается после изучения ими правил соревнований по легкой атлетике на 2-ом году обучения. Сначала они судят соревнования внутри учебной группы в качестве помощников судей, затем оказывают помощь в организации и проведении соревнований в своих школах.
Контрольные нормативы и требования для перевода мальчиков (юношей) в следующую возрастную группу.
Виды контрольных упражнений | Наименование учебных групп | | |||
ГНП-1 | ГНП-2 | ГНП-3 | | ||
Бег | | | | ||
60 м | 8,5 | 8,4 | 8,3 | | |
| | | | | |
100 м | 13,9 | 13,8 | 13,7 | | |
| | | | | |
200 м | 29,0 | 28,8 | 28,5 | | |
| | | | | |
400 м | 1.10,0 | 1.08,5 | 1.06,0 | | |
| | | | | |
800 м | 2.35,0 | 2.33,0 | 2.30,0 | | |
| | | | | |
1000 м | 3.25,0 | 3.22,0 | 3.18,0 | | |
| | | | | |
1500 м | 5.35,0 | 5.30,0 | 5.25,0 | | |
| | | | | |
3000 м | 11.45,0 | 11.38,0 | 11.30,0 | | |
| | | | | |
110 м с/б высотой 91,4 | | | 19,2 | | |
Выполнение разрядных | | 2 юнош. | 1 юнош. | | |
норм в избранном виде | | разр. | разр. | | |
| | | | | |
| | | | | |
| |||||
| |||||
- - - | |||||
- - - | |||||
| |||||
| |||||
|
Контрольные нормативы и требования для перевода девочек (девушек) в следующую возрастную группу.
Виды контрольных упражнений | Наименование учебных групп | ||
ГНП-1 | ГНП-2 | ГНП-3 | |
Бег | | | |
60 м | 9,5 | 9,4 | 9,3 |
| | | |
100 м | 15,4 | 15,2 | 15,0 |
| | | |
200 м | 32,5 | 32,0 | 31,5 |
| | | |
400 м | 1.18,0 | 1.15,0 | 1.11,0 |
| | | |
800 м | 3.10,0 | 3.05,0 | 3.00,0 |
| | | |
80 м с/б высотой 76,2 | | | 16,0 |
| | | |
Выполнение | | 2 юнош. | 1 юнош. |
разрядных норм в | | разр. | разр. |
избранном виде | | | |
Примечание: на переводных экзаменах (соревнованиях) в конце учебного года учащийся выбирает 4 упражнения, включая специализацию: одну дистанцию короткую, одну среднюю, один прыжок и одно метание в зависимости от преимущественной направленности своей подготовки.
МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ
Контроль за состоянием здоровья спортсмена.
Осуществляется врачом ДЮСШ. Углубленное медицинское обследование спортсмены проходят два раза в год - в конце подготовительного (осень) и соревновательного (весна) периодов.
Углубленное медицинское обследование включает: анамнез; врачебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания; электрокардиологическое исследование; клинический анализ крови и мочи;
обследование у врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, окулиста, отоларинголога, дерматолога, стоматолога, гинеколога).
В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная консультация у других специалистов.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для реализации образовательной программы используются:
- спортивный зал ДЮСШ
- спортивный инвентарь, оборудование, форма и обувь:
гимнастическая стенка
гимнастический конь
гимнастический козел
перекладина
канаты
стойки для прыжков в высоту
штанга тренировочная
мостик пружинный
секундомеры
измеритель для прыжков в высоту
рулетки металлические: 10, 20, 50 и 100 м
барьеры легкоатлетические 60 см, 72,6, 91,4,
стартовые колодки
мячи баскетбольные, мячи волейбольные, мячи для игры в ручной мяч, мячи футбольные
скакалки резиновые
мячи хоккейные, мешки с песком
бинты резиновые, набивные мячи 1,2, 3, 4, 5 и 6 кг
эстафетные палочки, гири весом 8, 12, 16, кг, гантели разного веса маты гимнастические, шиповки
костюмы тренировочные
майки-безрукавки
трусы
щиты баскетбольные, плакаты по технике движения, аптечка
лыжи с креплениями, ботинками и палками, кроссовки
палатки туристические, рюкзаки
Литература:
- для педагога.
1. Легкая атлетика. Программа для детско-юношеских спортивных школ (комплексных и специализированных) Иванов Н.Д., Артынюк А.А. (ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта) М., 1998.
2. Структура и методическая направленность подготовки бегунов на средние дистанции: канд.пед.наук / А.В. Евтух.-М., 1999.-172 с.
3. Лёгкая атлетика. Многоборье: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (под ред. И.И. Столова.- М.: Советский спорт, 2005г.
4. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Лёгкая атлетика: критерии отбора. - М.: Терра – спорт, 2000. – 240 с.
5. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. – М.: Физическая культура, 2010. – 240с
- для учащихся и родителей.
1. Спорт и личность. А.Т.Паршиков, О.А.Мильштейн, Методические
рекомендации. Изд-во
2. «Советский спорт» М.2008г
28