12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Безиков Михаил Владимирович22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа по легкой атлетике разработана на основе программы для комплексных и специализированных детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), в соответствии с:

- Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Приказом Минспорта РФ от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ;

- Постановлением главного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей »;

- Приказом Министерства спорта РФ от 1 апреля 2015 года № 305 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика»; )

- Уставом МАОУДОДЮСШ р. п. Башмаково;

- Образовательной программой МАОУДОДЮСШ р. п. Башмаково от 28.08.2020 г.;

- Положением о порядке установления и изменения учебной нагрузки

тренеров-преподавателей Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы р.п. Башмаково Пензенской области от 28.08.2020г.

Программа адаптирована к условиям учреждения дополнительного образования, где обучающиеся спортивной группы имеют возможность заниматься в спортзалах ДЮСШ, общеобразовательных школ, на стадионе «Газовик».

Основная цель программы - реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки, конечной целью которой является воспитание квалифицированных юных спортсменов.

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

обучающие:

ознакомить с историей развития легкой атлетики;

ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;

подготовить инструкторов и судей по легкой атлетике.

воспитывающие:

воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов.

развивающие:

способствовать развитию специальных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств.

Выполнение задач, стоящих перед отделением легкой атлетики ДЮСШ, способствуют:

- систематичность и круглогодичность учебно-тренировочных занятий;

- постоянный учет состояния здоровья, физического развития учащихся и их физической подготовленности;

- регулярный врачебный контроль за функциональным состоянием занимающихся;

- осуществление восстановительно-профилактических мероприятий;

- просмотр учебных фильмов, видеозаписей, кинограмм, соревнований квалифицированных легкоатлетов;

- прохождение инструкторской и судейской практики;

- использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся;

Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы.

В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей.

Учебная программа рассчитана на три года обучения в спортивной школе. Форма реализации образовательной программы – очная.

Учебный год составляет 46 недель, из которых 36 учебных недель, непосредственно в условиях детско-юношеской спортивной школы, 8 недель спортивно- оздоровительная площадка (лето) и 2 недели предусмотренных для самостоятельной работы по индивидуальным планам, восстановительных мероприятий в условиях каникулярного периода.

Ожидаемые результаты программы.

По окончании начального этапа подготовки:

Учащиеся будет знать:

1. Правила поведения учащихся при занятиях спортом.

2. Общие гигиенические требования к занимающимся легкой атлетикой.

Режим дня спортсмена.

3. Основные исторические события в развитии физкультуры и спорта.

Краткую историю олимпийского движения.

4. Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма.

5. Общее понятие о технике спортивного упражнения.

6. Основные правила проведения соревнований в избранном виде легкой

атлетики. Права и обязанности участников соревнований.

Учащиеся будет уметь:

1. Проводить самостоятельную разминку.

2. Выполнять основные легкоатлетические упражнения – бег, прыжки,

метания с проявлением максимальных усилий.

3. Выполнять специальные беговые, прыжковые и бросковые упражнения.

4. Выполнять общефизические упражнения.

5. Выполнять нормативы контрольно-переводных испытаний.

Учащиеся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

1. Спланировать собственный режим труда и отдыха.

2. Соблюдать личную гигиену.

3. Использовать простейшие виды закаливания.

4. Соблюдать технику безопасности на тренировке, дома и на улице.

Учащиеся способен проявлять следующие отношения:

1. Умение работать в команде.

2. Стабильное посещение занятий, дисциплинированность и трудолюбие.


















Режим учебно-тренировочной работы

и требования по физической и технической подготовке

по легкой атлетике

Этапы подготовки

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Минимальное число учащихся в группе

Максимальное кол-во учебных часов в неделю

Требования по физической, технической и тактической подготовке

Начальной подготовке

1

2

3

9

20

20

20

6

9

9

Выполнение нормативов по ОФП


Количество занятий в неделю:

ГНП (3год) – 4 занятия по 2 часа, 1 занятие 1 час, (продолжительность 45 мин.)


















Контрольные нормативы и требования при приеме в ДЮСШ.


Для будущих средневиков

Контрольные

мальчики и

юноши (лет)

девочки и девушки (лет)

испытания

10

11

12

13

14

15

10

11

12

13

14

15

1. Бег на 60 м с

8,6

8,4

8,2

8,0

7,7

7,4

8,9

8,6

8,4

8,1

7,9

7,7

хода













2. Бег на 60 м со

9,6

9,4

9,2

9,0

8,7

8,3

9,9

9,6

9,4

9,1

8,9

8,7

старта













3. Бег на 300 м

58,0

52,0

52,0

49,0

-

-

64,0

61,0

58,0

55,0

-

-

4. Бег на 600 м

-

-

-

-

1,50

1,45

-

-

-

-

2,00

1,54

5. Прыжок в

165

175

190

200

210

220

155

165

175

185

195

200

длину с места













6. Тройной

6,00

6,20

6,60

6,90

7,20

7,50

5,40

5,60

5,90

6,10

6,30

6,50

прыжок с места













7. Бросок ядра

5

6

8

9

10

11

4

5

6

7

8

9

4 кг через голову













8. «Шпагат»

Не наклоняя туловища, девочкам и девушкам коснуться паховой областью до пола, а мальчикам и юношам опуститься до уровня середины голени.


Девочкам и девушкам достать пол ладонями, не сгибая ног, а мальчикам и

юношам - пальцами рук, не сгибая ног.

9. Наклон

вперед до


касания руками пола












Контрольные нормативы и требования при приеме в ДЮСШ.


Для будущих спринтеров и барьеристов

Контрольные

мальчики и

юноши (лет)

девочки и девушки (лет)

испытания

10

11

12

13

14

15

10

11

12

13

14

15

1. Бег на 60 м с

8,6

8,4

8,2

8,0

7,7

7,4

8,9

8,6

8,4

8,1

7,9

7,7

хода













2. Бег на 60 м со

9,6

9,4

9,2

9,0

8,7

8,3

9,9

9,6

9,4

9,1

8,9

8,7

старта













3. Бег на 300 м

58,0

52,0

52,0

49,0

-

-

64,0

61,0

58,0

55,0

-

-

4. Бег на 600 м

-

-

-

-

1,50

1,45

-

-

-

-

2,00

1,54

5. Прыжок в

165

175

190

200

210

220

155

165

175

185

195

200

длину с места













6. Тройной

6,00

6,20

6,60

6,90

7,20

7,50

5,40

5,60

5,90

6,10

6,30

6,50

прыжок с места













7. Бросок ядра

5

6

8

9

10

11

4

5

6

7

8

9

4 кг через голову













8. «Шпагат»

Не наклоняя туловища, девочкам и девушкам коснуться паховой областью до пола, а мальчикам и юношам опуститься до уровня середины голени.


Девочкам и девушкам достать пол ладонями, не сгибая ног, а мальчикам и

юношам - пальцами рук, не сгибая ног.

9. Наклон

вперед до


касания руками пола












МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

На протяжении всего периода обучения в спортивной школе легкоатлеты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:

постепенный переход от изучения основ современной техники легкоатлетических упражнений к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для легкоатлета;

увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

увеличение объема тренировочных нагрузок;

повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных спортсменов.

Задачи этапа начальной подготовки

1. Отбор способных к занятиям легкой атлетикой детей.

2. Развитие интереса к занятиям легкой атлетикой.

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

4. Улучшение общефизической подготовленности.

5. Изучение основ современной техники легкоатлетических упражнений.

6. Подготовка и выполнение нормативных требований второго юношеского разряда и переводных нормативных требований.

7. Воспитание морально-волевых качеств.




Учебный план

учебно-тренировочных занятий

в ДЮСШ по легкой атлетике (ч)

п/п

Виды подготовки

Этап начальной подготовки


Год обучения


1

2

3


1.

Общая физическая

77

104

104

2.

Специальная физическая подготовка

45

75

75

3.

Изучение и

совершенствование техники и тактики

100

131

131

4.

Инструкторская и судейская практика

-

10

10

5.

Соревнования и прикидки

Согласно календарному плану спортивных мероприятий


6.

Приемные и переводные испытания

2

2

2


7.

Медицинское обследование

2

2

2

Общее количество часов

216

324

324
















СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1)ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


Учебный план по теоретической подготовке


Тема

Начальная подготовка


1-й

2-й

3-й

Физическая культура и спорт в России

1

1

1

Краткий обзор развития легкой атлетики в России

1

1

1

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

2

1

1

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой мед. помощи.

2

1

1

Физиологические основы спортивной тренировки.

-

1

1

Основы техники видов легкой атлетики

-

1

1

Основы методики обучения и тренировки

1

1

1

Планирование спортивной тренировки

-

1

1

Психологическая подготовка

-

1

1

Правила, организация и проведение соревнований

-

1

1

Места занятий, оборудование и инвентарь

1

1

1

Всего часов

8

11

11


Темы.

Физическая культура и спорт в России

Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России и их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в жизни молодежи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по легкой атлетике.


Краткий обзор развития легкой атлетики в России

Возникновение легкоатлетического спорта. Легкая атлетика в программе Олимпийских игр древней Греции и в настоящее время. Развитие легкой атлетики в послевоенной России. Рост массовости легкоатлетического спорта в послевоенные годы. Понятие «комплекса ГТО». Развитие детского и юношеского легкоатлетического спорта в современной России. Участие российских легкоатлетов в соревнованиях на первенство Европы и мира, в Олимпийских играх.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Краткие сведения о строении человеческого организма и его функциях. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Мышцы, их строение, функции и взаимодействие, сокращение и расслабление мышц.

Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособности мышц и подвижность суставов.

Основные сведения о крови и кровообращении, сведения о сердечно-сосудистой системе человека и ее функции.

Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Воздействие физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий легкой атлетикой.

Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа ).

Спортивная тренировка как процесс совершенствования функций организма.

Основные требования к дозировке тренировочной нагрузки в зависимости от возраста, пола, уровня физической подготовленности спортсмена. Рациональное сочетание работы и отдыха. Понятие об утомлении и восстановлении энергетических затрат в процессе занятий спортом.

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой медицинской помощи.

Общие гигиенические требования к занимающимся легкой атлетикой с учетом специфических особенностей. Общий режим дня, режим труда и отдыха. Гигиена сна, гигиена питания, питьевой режим. Гигиена одежды и обуви.

Гигиенические требования к местам занятий легкой атлетикой, инвентарю и спортивной одежде.

Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Вред курения и употребления спиртных напитков. Регулирование веса спортсмена.

Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.

Утомление и перетренировка как временное нарушение координации функций организма и снижение работоспособности. Методы и средства предупреждения и ликвидации утомления и перетренировки, ускорение процесса восстановления.

Основы техники видов легкой атлетики

Общее понятие о технике спортивного упражнения. Показатели техники: эффективность, экономичность и координация движений.

Общие основы техники ходьбы и бега. Ходьба и бег как естественные способы передвижения человека. Цикл движений. Положение туловища, движения руками и ногами. Мышечные усилия, сила тяжести, реакция опоры. Энергетические затраты. Длина и частота шагов.

Основы техники бега. Цикл движений. Отталкивание - основная движущая сила. Движения бегуна в полете. Значение инерции. Положение туловища и головы. Работа рук. Особенность дыхания.

Характеристика основных фаз техники бега: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование. Остановка после финиша. Особенности техники при беге по пересеченной местности и при преодолении искусственных и естественных препятствий. Тактика при участии в соревнованиях.

Бег на короткие дистанции. Особенности техники. Бег на средние и длинные дистанции. Сравнительная характеристика техники бега на различные дистанции.

Эстафетный бег. Анализ техники. Разновидности эстафет. Способы передачи эстафеты. Зона для передачи эстафетной палочки.

Бег с барьерами. Особенности старта. Ритм и количество шагов до первого барьера. Финиширование. Значение правильного дыхания.

Бег с препятствиями. Техника преодоления препятствия с обеих ног. Особенности подхода и атаки барьера. Положение туловища, рук и ног в момент «атаки». Ритм бега между барьерами. Финиширование. Тактика бега.

Утомление и перетренировка как временное нарушение координации функций организма и снижение работоспособности. Методы и средства предупреждения и ликвидации утомления и перетренировки, ускорение процесса восстановления.

Основы методики обучения и тренировки.

Единство процесса обучения и тренировки в формировании и совершенствовании двигательных навыков, физических и морально-волевых качеств спортсмена. Последовательность изучения видов легкой атлетики. Методы, методические приемы и средства. Групповое и индивидуальное обучение. Показ и объяснение упражнений. Определение и исправление ошибок.

Организация занятий. Структура урока легкой атлетики. Понятие о построении урока, его содержании, физической нагрузке занимающихся.

Характеристика и назначение каждой части урока.

Методы тренировки. Режим тренировки спортсменов различных возрастных групп. Значение контроля и самоконтроля спортсмена.

Периоды и циклы тренировки. Организация и содержание занятий в подготовительном, соревновательном и переходном периодах. Формы тренировочных занятий: специализированная зарядка, тренировочный урок, самостоятельное выполнение заданий тренера.

Особенности тренировки перед выступлением на соревнованиях. Отдых и питание в дни соревнований.

Предсоревновательная разминка, ее значение и содержание.

Характеристика спортивной формы. Режим в период и после соревнований.

Планирование спортивной тренировки

Роль планирования. Перспективное планирование, годичное, конспект занятия по теории и практике. 

Календарь спортивно-массовых мероприятий и его взаимосвязь с планированием спортивной тренировки.

Круглогодичность спортивной тренировки и ее планирование. Индивидуальный план, дневник тренировки.

Психологическая подготовка

Моральные качества: добросовестное отношение к труду, смелость, решительность, настойчивость, умение преодолевать трудности, коллективные навыки работы, чувство ответственности за свое действие, взаимопомощь, выручка, дисциплина, уважение к товарищам, патриотизм и преданность.

Значение развития волевых качеств и психологической подготовки для повышения спортивного мастерства легкоатлетов.

Правила, организация и проведение соревнований

Спортивные соревнования в системе физического воспитания. Характер и разновидности соревнований. Положение о соревнованиях. Программа и график проведения соревнований. Права и обязанности участников соревнований. Судейская коллегия, права и обязанности судей. Роль судьи как организатора соревнований и воспитателя спортсменов. Подготовка места соревнований, инвентаря и оборудования. Медицинский контроль и помощь на соревнованиях. Правила соревнований. Техника судейства. Способы определения результатов. Система зачетов. Определение победителей. Подведение итогов соревнований. Особенности проведения соревнований по кроссу, эстафетному бегу, спортивной ходьбе и бегу по шоссе.

Место занятий, оборудование и инвентарь.

Оборудование простейших площадок для занятий легкой атлетикой. Разметка и подготовка к занятиям беговых дорожек, секторов для метаний и мест для прыжков. Их оборудование, эксплуатация в летних и зимних условиях. Хозяйственный инвентарь. Уход за спортивным сооружением.

Спортивная одежда и обувь для занятий в закрытом помещении, на площадках, стадионах. Выбор туфель с шипами в зависимости от специализации легкоатлета и от места занятий. Уход за спортивной одеждой и обувью.


2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

п/п

Виды подготовки

Этап начальной подготовки


Год обучения

1

2

3


1.

Общая физическая

77

104

104


2.

Специальная физическая

45

75

75


3

Техническая и тактическая

100

131

131



Общая физическая подготовка

Строевые упражнения проводятся в начале легкоатлетического урока с целью организации учебной группы, воспитания дисциплинированности, подтянутости, чувства коллективизма.

Понятия: строй, шеренга, колонна, фланг, фронт, интервал, дистанция, направляющий. Строевая стойка «смирно», стойка «вольно».

Команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Остановись!», «Разойдись!», «Шагом марш!», «Кругом марш!», «Стой!» и т.п.

Расчет: по порядку на первый, второй; по три, по четыре;

Повороты и полуобороты на месте и в движении направо, налево, кругом. Построение и перестроение в одну и несколько шеренг или колонн. Перестроение из шеренги или колонны по одному в шеренгу или колонну по два, три, четыре и др.

Ходьба и бег. Строевой и походный шаг. Шаг на месте. Переход с шага на бег и наоборот. Остановка во время движения шагом и бегом. Изменение скорости движения. Ходьба на носках, пятках, на наружных и внутренних сводах стопы, с высоким подниманием бедра, выпадами, в приседе, в полуприседе, приставными и скрестными шагами.

Ходьба в различном направлении, меняя темп, положение и характер работы рук.

Бег на носках, с высоким подниманием бедра, с забрасыванием голени назад, на прямых ногах, с подниманием прямых ног вперед и с отведением их назад. Бег с изменением направления ( вперед, назад, боком ) и скорости, с внезапными остановками. Бег скрестными шагами (боком, вперед).

Общеразвивающие упражнения. Включаются в каждый легкоатлетический урок с целью всестороннего физического развития учащихся, укрепления костно-связочного аппарата, развития мышц, улучшения подвижности в суставах, совершенствования координации движений, повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.

Общеразвивающие упражнения выполняются на месте и в движении, без предметов и с предметами, индивидуально, группой и с партнером, на гимнастических снарядах.



Упражнения без предметов.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Отведение и приведение рук, сгибания и разгибания, круги в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах, в различных исходных положениях, на месте и в движении, одновременные, последовательные и др.

Упражнения для мыши туловища. Наклоны (вперед, в стороны, назад), повороты, круговые движения из исходного положения стоя, стоя на коленях и сидя с различным положением ног. «Мост» из положения лежа на спине и стоя ноги на ширине плеч. «Лодочка» из положения лежа на животе. Поднимание ног и круги ногами, лежа на спине с различным положением рук.

Упражнения для мышц ног. Махи вперед-назад, внутрь, в сторону- наружу прямыми и расслабленными ногами, стоя в различном исходном положении с различными положениями и движениями руками. Выпады вперед, в стороны, приседания на одной и обеих ногах попеременно. Прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, попеременно на месте и с продвижением вперед. Скрестные прыжки на месте и с продвижением вперед.

Упражнения для мышц шеи. Наклоны головой вперед, в стороны, назад. Круговые движения головой. «Мост» с опорой на затылок. Стойка на голове.

Упражнения с сопротивлением. Парные и групповые упражнения стоя, сидя, лежа. Наклоны, повороты, сгибания и разгибания рук и ног с сопротивлением партнера. Подвижные игры с элементами сопротивления.


Упражнения с предметами.

Упражнения с короткой и длинной скакалкой. Прыжки на обеих ногах, на одной попеременно и с ноги на ногу с вращением скакалки вперед и назад. Прыжки в приседе и полуприседе на месте и с продвижением вперед, назад, боком. Бег и прыжки с ноги на ногу и на одной ноге с продвижением вперед с вращением скакалки. Эстафеты и игры с прыжками и вращением скакалки.

Упражнения с набивными и баскетбольными мячами. Наклоны, повороты, круговые движения, приседания, выпады вперед и в стороны с различным положением мяча и из различных исходных положений. Броски и толчки мяча двумя и одной рукой вниз, вперед-вниз, вперед-вверх, вверх из исходного положения стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине.

Перебрасывание мяча двумя и одной рукой по кругу. Броски мяча ногами вперед, вверх-вперед, назад-вверх. Ведение мяча рукой в приседе. Ведение мяча ногой в скачках. Парные упражнения с мячом: броски двумя руками, броски одной рукой, толкание мяча одной и двумя руками стоя, сидя, стоя на коленях в различном направлении. Подвижные игры и упражнения с мячами.

Упражнения с гантелями. Наклоны, повороты, приседания, выпады с различным положением гантелей и движением руками. Сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения руками одновременные и последовательные в различном исходном положении.

Упражнения с мешками, наполненными песком. Наклоны, повороты, круговые вращения туловищем, приседания, выпады с мешком на плечах из различных исходных положений. Кружение мешка одной и двумя руками. Поднимание мешка двумя ногами лежа на спине. Поднимание и подбрасывание мешка бедром маховой ноги.

Упражнения со штангой. Простейшие упражнения с гирями, грифом, дисками от штанги и со штангой. Поднимание штанги на грудь и вверх. Приседания, выпады, повороты, наклоны со штангой на плечах. Жим, толчок, рывок штанги различного веса. Упражнения с гирями и штангой для ног. Ходьба, бег, прыжки на месте со штангой на плечах и с гарями в руках.

Упражнения из других видов спорта.

Упражнения на гимнастических снарядах. Различные упражнения на гимнастической стенке индивидуальные и парные. То же на гимнастической скамейке. Групповые упражнения с гимнастическими скамейками. Упражнения в равновесии и в сопротивлении, в лазании по канату, шесту, лестнице, в перелезании и подтягивании. Простейшие висы, упоры, подъемы и соскоки, выполняемые на гимнастических снарядах (перекладине, кольцах, брусьях, коне, бревне).

Акробатические упражнения. Стойки на лопатках, на голове, на предплечьях. Кувырки вперед, назад, боком из различных исходных положений. Переворот вперед, колесо.

Спортивные и подвижные игры. Подвижные игры типа «Пятнашки», «Вызов номера», «Охотники и утки», «День и ночь». Эстафеты с бегом, прыжками, метаниями, с переноской и расстановкой различных предметов. Игры в волейбол, баскетбол, ручной мяч, русскую лапту и хоккей.

Плавание. Обучение умению держаться на воде. Плавание произвольным способом на скорость и на выносливость. Простейшие прыжки в воду с места и с разбега. Игры на воде.

Лыжный спорт. Ходьба на лыжах произвольным способом по равнине. Обучение техники различных простейших ходов, преодолению спусков и подъемов, поворотам на месте и в движении, технике торможения. Ходьба на лыжах по пересеченной местности.

Коньки. Произвольное катание в одиночку и группами. Простейшие игры и эстафеты на льду.

Туризм. Организация и проведение летних и зимних туристических походов. Техника передвижения по различной местности и техника безопасности. Преодоление различных препятствий.


Методические указания

Характер, дозировка и усложнение упражнений общеразвивающего характера зависят от возраста, пола и подготовленности учебных групп. В процессе применения упражнений должны соблюдаться педагогические правила: от простого к сложному, от неизвестного к известному и дидактические принципы доступности и индивидуализации, систематичности и последовательности.


Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка проводиться с целью развития необходимых легкоатлету физических качеств: силы, быстроты, скоростной выносливости, ловкости, точности, скорости реакции, прыгучести.

Акробатические упражнения. Кувырки вперед, назад согнувшись с места и с разбега. Стойка на предплечьях, голове с помощью рук; стойка на руках махом назад. Переворот боком через стойку на руках в обе стороны. Серия переворотов вперед и назад. Старты по сигналу из исходного положения стоя на коленях, в упоре лежа, сидя ноги врозь, лежа на спине, на груди и др. исходных положений.

Упражнения для развития силы. Ходьба гусиным шагом в полуприседе, выпадами, ходьба с отягощениями. Приседание на двух и одной ноге с отягощением, с сопротивлением партнера. Повороты туловища с весом на плечах. Подтягивание на руках. Лазание по наклонной лестнице, канату, шесту с помощью ног. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа в различном темпе. Выжимание штанги из различных положений. Упражнения на сопротивление: перетягивание партнера двумя руками, одной, проталкивание, перетягивание каната. Выбрасывание мяча. Упражнения с набивными мячами.

Упражнения для развития быстроты. Бег на месте и в движении с энергичной работой рук. Бег с высоким подниманием бедра, с отведением прямых ног вперед, назад, семенящий бег. Бег с ускорением на месте и в движении. Быстрое приседание и вставание. Рывки с места. Бег с максимальной скоростью до 100 м. Бег с переменной скоростью и повторный бег на отрезках до 50-60 м. Бег в разных направлениях из различных исходных положений.

Бег в сочетании с прыжками. Бег с поворотами на 360 градусов в два темпа. Бег с хода на 10, 20, 30 и 50 м. Ведение мяча с максимальной скоростью до 50 м по дуге, по ломаной линии, по прямой с изменением направления.

Упражнения для развития общей скоростной выносливости.

Многократные пробегание отрезков на различные дистанции с изменением скорости, темпа и продолжительности бега в условиях площадки и на местности. Кросс по пересеченной местности от 500 до 2000 м для женщин и от 2 до 5 км для мужчин. Смешанное передвижение с чередованием ходьбы и бега. Игровые упражнения с мячом в лесной местности, на мелком месте водоема, реки. Упражнения со скакалкой с заданным темпом.

Упражнения для развития прыгучести. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении. Прыжки с места в длину, тройные, многократные. Прыжки в длину с места с одной и обеих ног. Прыжки в высоту с места и с прямого разбега. Прыжки вверх из положения приседа, упора присев, прыжки в глубину. Прыжки в высоту и длину с отягощением. Прыжки со скакалкой на месте и в движении. Бег, прыжок и прыжки по ступенькам в заданном ритме и темпе. Эстафеты с преодолением препятствий и со скакалками.

Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабление мышц. Ходьба выпадами, скрестным шагом. Пружинистые приседания в положении выпада, «полушпагата», «шпагат». Маховые движения руками и ногами в различной плоскости. Пружинистые наклоны туловища вперед, в стороны, назад из различных исходных положений. Парные упражнения сопротивлением на гибкость, растяжение и подвижность суставов. Круговые движения туловищем, повороты с движением и без движения руками и ногами. Отведение рук и ног рывком в различных направлениях, из различных исходных положений, на месте и в движении. Размахивание руками и ногами, расслабляя мышцы при взмахе вперед, назад, в стороны. Размахивание руками при повороте туловища. Наклоны вперед, в стороны, медленный бег, расслабляя мышцы плечевого пояса и рук.

Встряхивание рук, ног на месте в движении. Глубокий вдох и продолжительный выдох.

Инструкторская и судейская практика

Инструкторская и судейская практика организуется и проводится в процессе учебно-тренировочных занятий, начиная со 2-го и 3-го годов обучения. По мере усвоения теоретического и практического учебного материала отдельным учащимся на 1-2 годах обучения оказание помощи отстающим в группе товарищам при разучивании того или иного упражнения легкой атлетики. Судейство соревнований учащимися ДЮСШ поручается после изучения ими правил соревнований по легкой атлетике на 2-ом году обучения. Сначала они судят соревнования внутри учебной группы в качестве помощников судей, затем оказывают помощь в организации и проведении соревнований в своих школах.
















Контрольные нормативы и требования для перевода мальчиков (юношей) в следующую возрастную группу.

Виды контрольных упражнений

Наименование учебных групп


ГНП-1


ГНП-2


ГНП-3



Бег




60 м

8,5

8,4

8,3







100 м

13,9

13,8

13,7







200 м

29,0

28,8

28,5







400 м

1.10,0

1.08,5

1.06,0







800 м

2.35,0

2.33,0

2.30,0







1000 м

3.25,0

3.22,0

3.18,0







1500 м

5.35,0

5.30,0

5.25,0







3000 м

11.45,0

11.38,0

11.30,0







110 м с/б высотой 91,4



19,2


Выполнение разрядных



2 юнош.

1 юнош.


норм в избранном виде


разр.

разр.














-

-

-

-

-

-







Контрольные нормативы и требования для перевода девочек (девушек) в следующую возрастную группу.


Виды контрольных упражнений

Наименование учебных групп

ГНП-1


ГНП-2


ГНП-3


Бег




60 м

9,5

9,4

9,3





100 м

15,4

15,2

15,0





200 м

32,5

32,0

31,5





400 м

1.18,0

1.15,0

1.11,0





800 м

3.10,0

3.05,0

3.00,0





80 м с/б высотой 76,2



16,0





Выполнение


2 юнош.

1 юнош.

разрядных норм в


разр.

разр.

избранном виде





Примечание: на переводных экзаменах (соревнованиях) в конце учебного года учащийся выбирает 4 упражнения, включая специализацию: одну дистанцию короткую, одну среднюю, один прыжок и одно метание в зависимости от преимущественной направленности своей подготовки.









МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ

Контроль за состоянием здоровья спортсмена.

Осуществляется врачом ДЮСШ. Углубленное медицинское обследование спортсмены проходят два раза в год - в конце подготовительного (осень) и соревновательного (весна) периодов.

Углубленное медицинское обследование включает: анамнез; врачебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания; электрокардиологическое исследование; клинический анализ крови и мочи;

обследование у врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, окулиста, отоларинголога, дерматолога, стоматолога, гинеколога).

В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная консультация у других специалистов.

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Для реализации образовательной программы используются:

- спортивный зал ДЮСШ

- спортивный инвентарь, оборудование, форма и обувь:

гимнастическая стенка

гимнастический конь

гимнастический козел

перекладина

канаты

стойки для прыжков в высоту

штанга тренировочная

мостик пружинный

секундомеры

измеритель для прыжков в высоту

рулетки металлические: 10, 20, 50 и 100 м

барьеры легкоатлетические 60 см, 72,6, 91,4,

стартовые колодки

мячи баскетбольные, мячи волейбольные, мячи для игры в ручной мяч, мячи футбольные

скакалки резиновые

мячи хоккейные, мешки с песком

бинты резиновые, набивные мячи 1,2, 3, 4, 5 и 6 кг

эстафетные палочки, гири весом 8, 12, 16, кг, гантели разного веса маты гимнастические, шиповки

костюмы тренировочные

майки-безрукавки

трусы

щиты баскетбольные, плакаты по технике движения, аптечка

лыжи с креплениями, ботинками и палками, кроссовки

палатки туристические, рюкзаки


















Литература:

- для педагога.

1. Легкая атлетика. Программа для детско-юношеских спортивных школ (комплексных и специализированных) Иванов Н.Д., Артынюк А.А. (ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта) М., 1998.

2. Структура и методическая направленность подготовки бегунов на средние дистанции: канд.пед.наук / А.В. Евтух.-М., 1999.-172 с.

3. Лёгкая атлетика. Многоборье: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (под ред. И.И. Столова.- М.: Советский спорт, 2005г.

4. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Лёгкая атлетика: критерии отбора. - М.: Терра – спорт, 2000. – 240 с.

5. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. – М.: Физическая культура, 2010. – 240с

- для учащихся и родителей.

1. Спорт и личность. А.Т.Паршиков, О.А.Мильштейн, Методические

рекомендации. Изд-во

2. «Советский спорт» М.2008г

28


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.