Дополнительная общеразвивающая программа «Подвижные игры» (1–2 класс)

4
0
Материал опубликован 5 October 2016

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества

Волховского муниципального района»

Программа рассмотрена Утверждаю:

На методическом совете Директор

Дата______________ Дата____________

Дополнительная общеразвивающая

программа

«Подвижные игры »

 

Направленность программы: социально-педагогическая

Возраст детей: 7 -10 лет

Срок реализации: 1 год обучения

Педагог дополнительного образования

Коротина Анна Валентиновна

г. Волхов

2014 г

Пояснительная записка

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Подвижные игры» разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Дополнительная общеразвивающая программа «Подвижные игры» является модифицированной.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Г.А.Виноградов и др.), заботясь о просвещении, образовании и воспитании народа, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народов, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Актуальность программы.

Данная программа решает проблему организации внеурочной деятельности младших школьников.

Школьники, освоившие программу «Подвижные игры народов мира» приобретают качества, необходимые им в будущей жизни: приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е.

Педагогическая целесообразность.

Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания, личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Основная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Каждая тема основной части программы начинается с русской народной игры, затем дети изучают и сравнивают аналоги в играх других народов.

 

Цель программы: Развитие личности ребёнка, способного к самовыражению через игровую деятельность.

Задачи

Обучающие:

1. Познакомить детей с играми народов мира, пополнить знания об истории и культуре народных игр мира.

2. Научить детей играть самостоятельно в подвижные игры с учётом техники безопасности.

3.Расширить словарный запас обучающихся.

Развивающие:

1. Развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции  и так же эмоционально-чувственную сферу.

2. Развивать самостоятельность и творческую инициативность, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг, активно включаться в коллективную деятельность.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к Родине, уважение к культуре других народов, ценностное отношение к народным играм как культурному наследию;

2. Воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, культуру игрового общения, честность, скромность.

3. Формировать у детей систему нравственных общечеловеческих ценностей, проявлять положительные качества личности.

4. Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся

Возраст детей

Данная программа предназначена для детей младшего школьного возраста (7 -10 лет). Условия приёма: по желанию детей (заявление от родителей ).

Формы и режим занятий

Форма обучения – очная. Форма проведения занятий – аудиторная, внеаудиторная. Форма организации занятий – всем составом объединения.

Программа рассчитана на 1 года обучения. Занятия по данной программе проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу, всего 68 час.

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате обучения дети должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Обучающиеся, освоившие программу приобретают следующие личностные, метапредметные и образовательные результаты:

Личностные:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи,

- проявлять уважение к традициям своей Родины, толерантность;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

Метапредметные:

- проявлять самостоятельность и творческую инициативность, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг, активно включаться в коллективную деятельность.

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Предметные:

- использовать разученные подвижные игры для своего досуга;

- знать об истории народных игр стран;

- знать названия и правила народных игр стран.

- учитывать требования безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий в помещении, сохранность природы во время занятий подвижными на улице.

Формы и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации

самостоятельное проведение игр, наблюдение, тест;

диагностика (Приложение №2)

Учебно-тематический план

Разделы и темы

Кол-во часов

Всего

теория

практика

1.

Тема № 1 Введение.

1

1

 

2.

Тема № 2 «Ловишки»

8

2

6

3.

Тема № 3 « Салки»

8

2

6

4.

Тема № 4 « Жмурки»

5

1

4

5.

Тема № 5 «Стрелки»

6

1

5

6.

Тема № 6 « Кто быстрее?»

6

1

5

7.

Тема № 7 « Разрывные цепи»

6

1

5

8.

Тема № 8 «Прятки»

5

1

4

9.

Тема № 9 «Займи место»

6

1

5

10.

Тема № 10 «Фанты»

6

1

5

11.

Тема № 11 Повторение и обобщение.

Праздник народных игр « Путешествие по странам»

9

3

6

 

Итого:

66

15

51

Содержание программы

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ

Знакомство с программой и правилами поведения на занятиях.

Беседа о правилах техники безопасности и этических норм при проведении подвижных игр. Выработка правил поведения на занятиях.

Тема 2 ЛОВИШКИ

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

«Гуси-лебеди». Русская народная игра

- «У медведя во бору». Русская народная игра

- Волк и ягнята. Бурятская народная игра

- Стой, олень. Игра народов коми.

Серый волк. Татарская народная игра.

- Ловишки. Татарская народная игра.

Сокол и лиса. Якутская народная игра.

Барашек. Молдавская народная игра.

Тема 3 САЛКИ

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

- Ляпка. Русская народная игра.

- Липкие пеньки. Башкирская народная игра.

- Я есть. Карельская народная игра

Перехватчики. Татарская народная игра.

- Рыбки. Чувашская народная игра.

- Защитник. Грузинская народная игра.

Ласточка. Киргизская народная игра

Тема 4 ЖМУРКИ

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

Обыкновенные жмурки. Русская народная игра.

- Жмурки. Татарская народная игра.

Тема 5 СТРЕЛКИ

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

- Вышибалы. Русская народная игра.

- Стрелок. Башкирская народная игра.

- Ловля оленей. Игра народов коми.

- Куропатки и охотники. Игра народов Сибири

Тема 6 КТО БЫСТРЕЕ?

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

- Займи стул. Русская народная игра.

Платок. Дагестанская народная игра.

- Сажай лен. Белорусская народная игра.

- Море волнуется. Эстонская народная игра.

Тема 7 РАЗРЫВНЫЕ ЦЕПИ

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

- Разрывные цепи. Русская народная игра.

- Биляша. Марийская народная игра.

- Белый тополь, зеленый тополь. Узбекская народная игра

Тема 8 ПРЯТКИ

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

- Прятки. Русская народная игра.

- Двенадцать палочек. Русская народная игра.

Тема 9 ЗАЙМИ МЕСТО

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

- Займи место. Русская народная игра.

- Продаем горшки. Татарская народная игра.

- Похожие татарские и латвийская игры.

Тема 10 ФАНТЫ

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

Краски. Русская народная игра.

Молчанка. Русская народная игра

- Птичка. Литовская народная игра.

Тема 11 Повторение изученных игр.

Теория: Повторение игр. Обсуждение.

Практика: Проведение игр. Сходство и отличие игр разных народов.

Работа над Праздником народных игр « Путешествие по странам»

Выбор самых интересных игр к празднику. Выбор – кто желает самостоятельно проводить игры. Составление сценария – выбор стран, которые они желают посетить.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Разделы

Программы.

Формы

Методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический

материал.

Формы

подведения

итогов

1.

Введение

Беседа-рассказ

Словесный,

Наглядный

Картотека игр, считалок

Наблюдение,начальная диагностика

2.

Ловишки

Беседа, рассказ,

практические занятия (игра)

Словесный,

практический,

методы игры,

Картотека игр, считалок

Оборудование к играм: палка, мел.

Самостоятельное проведение игр обучающимися;

наблюдение

3.

Салки

Беседа, рассказ,

практические занятия (игра)

словесный,

практический

метод игры,

Картотека игр, считалок

Оборудование к играм: палка, мел.

Самостоятельное проведение игр обучающимися,

наблюдение

4.

Жмурки

Беседа, рассказ,

практические

занятия (игра)

Словесный,

практический

Картотека игр, считалок

Оборудование к играм: платок, мел.

Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение

5.

Стрелки

Рассказ, беседа,

практические

занятия(игра)

Словесный,

практический

 

Картотека игр, считалок

Оборудование к играм: мяч, мел.

 

6.

Кто быстрей

Беседа, рассказ, практические занятия (игра)

Словесный,

практический,

Картотека игр, считалок

Оборудование к играм: стул, платок, мел.

Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение.

7.

Разрывные цепи

Беседа, рассказ,

Практические занятия.

Словесный,

практический,

Картотека игр, считалок

Оборудование к играм: мел.

Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение

8.

Прятки

Беседа, рассказ

практические

занятия (игра)

Словесный,

практический,

методы игры,

Картотека игр, считалок

Оборудование к играм: 12 палочек, доска, чурка, мел.

Самостоятельное проведение игр обучающимися,

наблюдение

9.

Займи место

Беседа, рассказ

практические

занятия (игра)

Словесный,

практический,

методы игры,

Картотека игр, считалок

Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение

10.

Фанты

Беседа, рассказ

практические

занятия (игра)

Словесный,

практический,

методы игры,

Картотека игр, считалок

Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение

11.

Повторение игр

Беседа,

практические

занятия (игра), праздник

Словесный,

практический,

методы игры,

Картотека игр, считалок

Оборудование к играм.

Итоговое занятие Тестирование

Праздник игры.

Диагностика

Список литературы

Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.
Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.
Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.

Интернет-ресурсы:

http://www.chudopredki.ru

http://detlan.ru

Приложение № 1

Алгоритм работы с играми.

Знакомство с содержанием игры.

Объяснение содержания игры.

Объяснение правил игры.

Разучивание игр.

Проведение игр.

Обсуждение игр.

 

Приложение № 2

 

Календарный учебный график

1. Продолжительность учебного года:

- начало учебного года с 10 сентября.

- окончание учебного года – 31 мая.

2. Количество учебных недель – 66.

Каникулы

3. Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием занятий.

4. Продолжительность и количество занятий в неделю

2 раза в неделю по 1 часу

Перерыв между занятиями составляет 10 минут.

5. Формы и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации

самостоятельное проведение игр;

наблюдение;

тест;

диагностика (Приложение №2)

Оценочный материал по программе «Подвижные игры »

Диагностика обучающихся осуществляется в конце 1 полугодия и 2 полугодия по двум показателям:

Теоретическая подготовка (знания игр по темам программы)

- Устный опрос проводится с целью выявления предметных знаний о играх в начале учебного года , а также в течении года по темам программы.

- Тестирование проводится в конце учебного года с целью подведения итогов по предметным знаниям программы.

Низкий уровень (1балл)- ребёнок не справляется с тестированием т.е правильных ответов не более чем 1-2 вопросов теста, его объём знаний по программе менее чем ½.

Средний уровень (2балла)- ребёнок ответил на 3-4 вопроса, его объём знаний по программе составляет более ½ .

Высокий уровень(3балла)- ребёнок справился с тестом, ответил на 5-6 вопросов значит освоен практически весь объём знаний по программе.

Практическая подготовка

- Наблюдение осуществляется в течении всего года с целью выявления личностных, метапредметных качеств каждого ребёнка.

- Самостоятельное проведение игр проводиться в конце 1 полугодия как итоговое занятие по пройденным темам программы с целью выявления личностных и метапредметных качеств каждого ребёнка.

- Праздник – проводиться в конце учебного года с целью подведения итогов по пройденному курсу программы.

Низкий уровень (1балл)- ребёнок не может самостоятельно провести игру т.к. не может объяснит содержание и правила игры или отказывается проводить игру

Средний уровень (2балла)- ребёнок проводит самостоятельно игру , используя алгоритм проведения игр и помощь педагога, т.к затрудняется в объяснениях содержания и правил игры

Высокий уровень(3балла)- ребёнок без замечания, без помощи педагога самостоятельно проводит игру, используя алгоритм проведения игр, считалки, вовлекая всех ребят в игру

 

Все баллы суммируются и выводятся в общий балл.

Показатели

Формы и методы диагностики

Сроки проведения

Уровень оценки

(в баллах)

Теоретическая подготовка

Теоретические знания по темам программы

устный опрос

тестирование

в течении года

конец года

3-высокий

2-средний

1- низкий

Практическая подготовка Практические умения по программе: Самостоятельность

Культура игрового общения Коммуникативная культура

Наблюдение Самостоятельное проведение игр Праздник

в течение года

конец года

3-высокий 2-средний 1- низкий

Диагностика уровня усвоения образовательной программы

«Подвижные игры » за 20______ учебный год.

Ф.И.обучаю

щегося

1 полугодие

2 полугодие

Средний

балл за год

Общий балл

теория

практика

теория

практика

теория

практика

 
                 
                 
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации