Дополнительная общеразвивающая программа «Подвижные игры» (1–2 класс)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества
Волховского муниципального района»
Программа рассмотрена Утверждаю:
На методическом совете Директор
Дата______________ Дата____________
Дополнительная общеразвивающая
программа
«Подвижные игры »
Направленность программы: социально-педагогическая
Возраст детей: 7 -10 лет
Срок реализации: 1 год обучения
Педагог дополнительного образования
Коротина Анна Валентиновна
г. Волхов
2014 г
Пояснительная записка
Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Подвижные игры» разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительная общеразвивающая программа «Подвижные игры» является модифицированной.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Г.А.Виноградов и др.), заботясь о просвещении, образовании и воспитании народа, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народов, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Актуальность программы.
Данная программа решает проблему организации внеурочной деятельности младших школьников.
Школьники, освоившие программу «Подвижные игры народов мира» приобретают качества, необходимые им в будущей жизни: приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е.
Педагогическая целесообразность.
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания, личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Основная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Каждая тема основной части программы начинается с русской народной игры, затем дети изучают и сравнивают аналоги в играх других народов.
Цель программы: Развитие личности ребёнка, способного к самовыражению через игровую деятельность.
Задачи
Обучающие:
1. Познакомить детей с играми народов мира, пополнить знания об истории и культуре народных игр мира.
2. Научить детей играть самостоятельно в подвижные игры с учётом техники безопасности.
3.Расширить словарный запас обучающихся.
Развивающие:
1. Развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции и так же эмоционально-чувственную сферу.
2. Развивать самостоятельность и творческую инициативность, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг, активно включаться в коллективную деятельность.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к Родине, уважение к культуре других народов, ценностное отношение к народным играм как культурному наследию;
2. Воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, культуру игрового общения, честность, скромность.
3. Формировать у детей систему нравственных общечеловеческих ценностей, проявлять положительные качества личности.
4. Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся
Возраст детей
Данная программа предназначена для детей младшего школьного возраста (7 -10 лет). Условия приёма: по желанию детей (заявление от родителей ).
Формы и режим занятий
Форма обучения – очная. Форма проведения занятий – аудиторная, внеаудиторная. Форма организации занятий – всем составом объединения.
Программа рассчитана на 1 года обучения. Занятия по данной программе проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу, всего 68 час.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения дети должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Обучающиеся, освоившие программу приобретают следующие личностные, метапредметные и образовательные результаты:
Личностные:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи,
- проявлять уважение к традициям своей Родины, толерантность;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
Метапредметные:
- проявлять самостоятельность и творческую инициативность, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг, активно включаться в коллективную деятельность.
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Предметные:
- использовать разученные подвижные игры для своего досуга;
- знать об истории народных игр стран;
- знать названия и правила народных игр стран.
- учитывать требования безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий в помещении, сохранность природы во время занятий подвижными на улице.
Формы и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации
самостоятельное проведение игр, наблюдение, тест;
диагностика (Приложение №2)
Учебно-тематический план
№ |
Разделы и темы |
Кол-во часов |
||
Всего |
теория |
практика |
||
1. |
Тема № 1 Введение. |
1 |
1 |
|
2. |
Тема № 2 «Ловишки» |
8 |
2 |
6 |
3. |
Тема № 3 « Салки» |
8 |
2 |
6 |
4. |
Тема № 4 « Жмурки» |
5 |
1 |
4 |
5. |
Тема № 5 «Стрелки» |
6 |
1 |
5 |
6. |
Тема № 6 « Кто быстрее?» |
6 |
1 |
5 |
7. |
Тема № 7 « Разрывные цепи» |
6 |
1 |
5 |
8. |
Тема № 8 «Прятки» |
5 |
1 |
4 |
9. |
Тема № 9 «Займи место» |
6 |
1 |
5 |
10. |
Тема № 10 «Фанты» |
6 |
1 |
5 |
11. |
Тема № 11 Повторение и обобщение. Праздник народных игр « Путешествие по странам» |
9 |
3 |
6 |
Итого: |
66 |
15 |
51 |
Содержание программы
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ
Знакомство с программой и правилами поведения на занятиях.
Беседа о правилах техники безопасности и этических норм при проведении подвижных игр. Выработка правил поведения на занятиях.
Тема 2 ЛОВИШКИ
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Гуси-лебеди». Русская народная игра
- «У медведя во бору». Русская народная игра
- Волк и ягнята. Бурятская народная игра
- Стой, олень. Игра народов коми.
Серый волк. Татарская народная игра.
- Ловишки. Татарская народная игра.
Сокол и лиса. Якутская народная игра.
Барашек. Молдавская народная игра.
Тема 3 САЛКИ
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
- Ляпка. Русская народная игра.
- Липкие пеньки. Башкирская народная игра.
- Я есть. Карельская народная игра
Перехватчики. Татарская народная игра.
- Рыбки. Чувашская народная игра.
- Защитник. Грузинская народная игра.
Ласточка. Киргизская народная игра
Тема 4 ЖМУРКИ
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
Обыкновенные жмурки. Русская народная игра.
- Жмурки. Татарская народная игра.
Тема 5 СТРЕЛКИ
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
- Вышибалы. Русская народная игра.
- Стрелок. Башкирская народная игра.
- Ловля оленей. Игра народов коми.
- Куропатки и охотники. Игра народов Сибири
Тема 6 КТО БЫСТРЕЕ?
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
- Займи стул. Русская народная игра.
Платок. Дагестанская народная игра.
- Сажай лен. Белорусская народная игра.
- Море волнуется. Эстонская народная игра.
Тема 7 РАЗРЫВНЫЕ ЦЕПИ
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
- Разрывные цепи. Русская народная игра.
- Биляша. Марийская народная игра.
- Белый тополь, зеленый тополь. Узбекская народная игра
Тема 8 ПРЯТКИ
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
- Прятки. Русская народная игра.
- Двенадцать палочек. Русская народная игра.
Тема 9 ЗАЙМИ МЕСТО
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
- Займи место. Русская народная игра.
- Продаем горшки. Татарская народная игра.
- Похожие татарские и латвийская игры.
Тема 10 ФАНТЫ
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
Краски. Русская народная игра.
Молчанка. Русская народная игра
- Птичка. Литовская народная игра.
Тема 11 Повторение изученных игр.
Теория: Повторение игр. Обсуждение.
Практика: Проведение игр. Сходство и отличие игр разных народов.
Работа над Праздником народных игр « Путешествие по странам»
Выбор самых интересных игр к празднику. Выбор – кто желает самостоятельно проводить игры. Составление сценария – выбор стран, которые они желают посетить.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
№ |
Разделы Программы. |
Формы |
Методы организации учебно-воспитательного процесса |
Дидактический материал. |
Формы подведения итогов |
1. |
Введение |
Беседа-рассказ |
Словесный, Наглядный |
Картотека игр, считалок |
Наблюдение,начальная диагностика |
2. |
Ловишки |
Беседа, рассказ, практические занятия (игра) |
Словесный, практический, методы игры, |
Картотека игр, считалок Оборудование к играм: палка, мел. |
Самостоятельное проведение игр обучающимися; наблюдение |
3. |
Салки |
Беседа, рассказ, практические занятия (игра) |
словесный, практический метод игры, |
Картотека игр, считалок Оборудование к играм: палка, мел. |
Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
4. |
Жмурки |
Беседа, рассказ, практические занятия (игра) |
Словесный, практический |
Картотека игр, считалок Оборудование к играм: платок, мел. |
Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
5. |
Стрелки |
Рассказ, беседа, практические занятия(игра) |
Словесный, практический
|
Картотека игр, считалок Оборудование к играм: мяч, мел. |
|
6. |
Кто быстрей |
Беседа, рассказ, практические занятия (игра) |
Словесный, практический, |
Картотека игр, считалок Оборудование к играм: стул, платок, мел. |
Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение. |
7. |
Разрывные цепи |
Беседа, рассказ, Практические занятия. |
Словесный, практический, |
Картотека игр, считалок Оборудование к играм: мел. |
Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
8. |
Прятки |
Беседа, рассказ практические занятия (игра) |
Словесный, практический, методы игры, |
Картотека игр, считалок Оборудование к играм: 12 палочек, доска, чурка, мел. |
Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
9. |
Займи место |
Беседа, рассказ практические занятия (игра) |
Словесный, практический, методы игры, |
Картотека игр, считалок |
Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
10. |
Фанты |
Беседа, рассказ практические занятия (игра) |
Словесный, практический, методы игры, |
Картотека игр, считалок |
Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
11. |
Повторение игр |
Беседа, практические занятия (игра), праздник |
Словесный, практический, методы игры, |
Картотека игр, считалок Оборудование к играм. |
Итоговое занятие Тестирование Праздник игры. Диагностика |
Список литературы
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.
Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.
Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.
Интернет-ресурсы:
Приложение № 1
Алгоритм работы с играми.
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение содержания игры.
Объяснение правил игры.
Разучивание игр.
Проведение игр.
Обсуждение игр.
Приложение № 2
Календарный учебный график
1. Продолжительность учебного года:
- начало учебного года с 10 сентября.
- окончание учебного года – 31 мая.
2. Количество учебных недель – 66.
Каникулы
3. Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием занятий.
4. Продолжительность и количество занятий в неделю
2 раза в неделю по 1 часу
Перерыв между занятиями составляет 10 минут.
5. Формы и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации
самостоятельное проведение игр;
наблюдение;
тест;
диагностика (Приложение №2)
Оценочный материал по программе «Подвижные игры »
Диагностика обучающихся осуществляется в конце 1 полугодия и 2 полугодия по двум показателям:
Теоретическая подготовка (знания игр по темам программы)
- Устный опрос проводится с целью выявления предметных знаний о играх в начале учебного года , а также в течении года по темам программы.
- Тестирование проводится в конце учебного года с целью подведения итогов по предметным знаниям программы.
Низкий уровень (1балл)- ребёнок не справляется с тестированием т.е правильных ответов не более чем 1-2 вопросов теста, его объём знаний по программе менее чем ½.
Средний уровень (2балла)- ребёнок ответил на 3-4 вопроса, его объём знаний по программе составляет более ½ .
Высокий уровень(3балла)- ребёнок справился с тестом, ответил на 5-6 вопросов значит освоен практически весь объём знаний по программе.
Практическая подготовка
- Наблюдение осуществляется в течении всего года с целью выявления личностных, метапредметных качеств каждого ребёнка.
- Самостоятельное проведение игр проводиться в конце 1 полугодия как итоговое занятие по пройденным темам программы с целью выявления личностных и метапредметных качеств каждого ребёнка.
- Праздник – проводиться в конце учебного года с целью подведения итогов по пройденному курсу программы.
Низкий уровень (1балл)- ребёнок не может самостоятельно провести игру т.к. не может объяснит содержание и правила игры или отказывается проводить игру
Средний уровень (2балла)- ребёнок проводит самостоятельно игру , используя алгоритм проведения игр и помощь педагога, т.к затрудняется в объяснениях содержания и правил игры
Высокий уровень(3балла)- ребёнок без замечания, без помощи педагога самостоятельно проводит игру, используя алгоритм проведения игр, считалки, вовлекая всех ребят в игру
Все баллы суммируются и выводятся в общий балл.
Показатели |
Формы и методы диагностики |
Сроки проведения |
Уровень оценки (в баллах) |
Теоретическая подготовка Теоретические знания по темам программы |
устный опрос тестирование |
в течении года конец года |
3-высокий 2-средний 1- низкий |
Практическая подготовка Практические умения по программе: Самостоятельность Культура игрового общения Коммуникативная культура |
Наблюдение Самостоятельное проведение игр Праздник |
в течение года конец года |
3-высокий 2-средний 1- низкий |
Диагностика уровня усвоения образовательной программы
«Подвижные игры » за 20______ учебный год.
№ |
Ф.И.обучаю щегося |
1 полугодие |
2 полугодие |
Средний балл за год |
Общий балл |
|||
теория |
практика |
теория |
практика |
теория |
практика |
|||