12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жукова Татьяна Николаевна282
Руководитель кружка "Кукольный Мастер", авторская рабочая программа. Руководитель ансамбля классической музыки "Домисолька"
Россия, Самарская обл., Тольятти

Департамент образования администрации городского округа Тольятти

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 86 г. о. Тольятти

Центр дополнительного образования «Радуга»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа эколого-биологической направленности

«Друзья природы»

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Срок реализации программы: 1 год

Разработчик:

Жукова Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования

г. Тольятти,

2020 г.

Оглавление

Пояснительная записка ……………………………………………….....................………………….………..3

Учебно-тематический план и содержание модуля «Окружающий мир» ………………….…10

Учебно-тематический план и содержание модуля «Растительный мир»………………….….15

Учебно-тематический план и содержание модуля «Мир животных» ….…………………..….20

Методическое обеспечение …………………………………...................……………….………………..….25

Список используемых источников ……………………................…………………….……………….…..28

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Друзья природы» разработана на основе и с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция); Приказа Министерства просвещения Российской федерации №196 от 9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"; Письма Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»; Письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций"; Письма Министерства образования и науки Самарской области № МО -16-09-01/826-ТУ от 03.09.2015; Приказа министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказа Департамента образования администрации городского округа Тольятти от 18.11.2019 года №443-пк/3.2 "Об утверждении правил Персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе Тольятти на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам", а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области декоративно-прикладного творчества.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Наш мир – такой огромный и щедрый, оказывается, не бесконечен и также беззащитен, как самая слабая былинка. В природе всё живое и всё требует бережного отношения. Человек – только частица этого огромного мира, и его благополучие зависит от благополучия всех остальных частиц. Чем раньше наши дети поймут эти истины и научатся следовать им, тем больше надежды, что наш мир не будет втянут в экологическую катастрофу.

Экология – категория больше нравственная, чем научная: человек, обладающий экологической культурой, не сможет по своим убеждениям совершать поступки, вредящие природе. Поэтому важно воспитать новое поколение жителей Земли, для которого чистый воздух и вода должны стать более ценными, чем сиюминутная коммерческая прибыль в ущерб всей планете.

Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования. Залог эффективности решения этой задачи заключается в тесном взаимодействии двух образовательных систем – основного и дополнительного образования.  Опыт взаимодействия этих систем подтверждает, что найден путь органичного соединения урочной и внеурочной работы. Он состоит в том, чтобы усилить воспитательный потенциал основного образования, создать условия для использования личностно-деятельностных технологий на уроках и одновременно повысить познавательные, общеобразовательные возможности занятий по интересам.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся. Так, на уровне начальной школы (предметная область «Окружающий мир» (обществознание и естествознание)) предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Процесс интеграции общего и дополнительного образования способствует достижению ожидаемых результатов, сформулированных в образовательных стандартах нового поколения. Ведь дополнительное образование в школьной воспитательной системе – это возможность решения целого комплекса задач, позволяющих обеспечить каждому обучающемуся «ситуацию успеха», содействовать самоопределению личности в образовательном процессе, способствовать выбору его индивидуального образовательного, профессионального и жизненного пути. 

Направленность (профиль) программы

Программа имеет естественнонаучное (эколого-биологическое) направление, включает в себя 3 тематических модуля, по степени освоения предметной области – ознакомительный. Содержание дополнительной образовательной модифицированной программы «Друзья природы» создано на основе авторской образовательной программы педагога дополнительного образования А. Е. Королевой «Иди за мной», а также научно-познавательной и методической литературы по экологическому образованию младших школьников.

Актуальность, отличительная особенность программы

Новизна программы в самом содержании, методических формах работы, стремлении познавать связь с окружающим миром, освоении основ декоративно-прикладного художественного творчества. Программа построена по принципу блочно-модульного освоения материала, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

При проведении занятий широко используются новые информационные технологии. Использование электронного пособия обеспечивает формирование побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности). Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.

Отличительной особенностью программы является применение конвергентного подхода, позволяющего выстраивать обучение, включающее в себя элементы двух направленностей - «юный эколог» и «декоративно-прикладное творчество». Формирование ключевых компетенций достигается через интегрированное обучение. Интегрированные занятия способствуют развитию таких компетенций: готовность к самообразованию, готовность к социальному взаимодействию, технологическая компетентность, коммуникативная компетентность.

В процессе занятий обучающиеся являются непосредственными создателями удивительного, заслуживающих высокую оценку творческих работ из самых доступных материалов, зачастую непригодных уже вещей, давая им вторую жизнь. Придерживаясь в программе намеченных направлений, главным считается духовно-нравственное обогащение обучающихся.

Если на уроках окружающего мира, биологии, экологии, географии, обучающиеся получают основы знаний о родном крае, то во на занятиях детского объединения «Друзья природы», они могут углубить и расширить полученные знания и реализовать их в одном из видов практической деятельности.

Педагогическая целесообразность

Природа не только дарит человеку возможность любоваться её красотой, вкушать плоды и дышать свежим воздухом. Она учит ребят удивительной способности фантазировать, творить необычное из её даров. Красота природы через искусство обогащает внутренний мир человека, возвышает его душу, дарит общение с прекрасным. В процессе художественно-трудовой деятельности, учащиеся приобщаются к общечеловеческим ценностям, создаются условия для всестороннего развития личности, дети приобщаются к коллективному творчеству, а также выражая свои индивидуальные художественные способности, делают свою жизнь более яркой, самобытной. Именно сейчас, когда люди стремятся красиво обустроить свой быт, когда самое простое решение вносит неповторимый комфорт, программа «Друзья природы» востребована и современна. Уют в доме, украшение праздников, досуг детей - ни одна из этих тем не осталась не затронутой в программе.

Содержание занятий обогащает знания учащихся о животном мире, способствуют формированию навыков экологически правильного поведения детей. Занятия в объединении дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственное представление, воображение, сообразительность, фантазия, творчество, расширяются знания по зоологии, биологии и экологии.

Цель и задачи программы

Целью программы является – создание условий для формирования у обучающихся основ целостного экологического мировоззрения через наглядное и практическое изучение науки экологии и основ экологичного образа жизни, а также через развитие творческих способностей посредством различных видов декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимые для бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов;
  • формировать основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части;
  • формировать начальные знания о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края;
  • обучить специальным технологиям при работе с природным, бросовым и полимерным материалом;
  • расширять кругозор и терминологический лексикон обучающихся в области экологии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Развивающие:

  • развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус;
  • развивать внимательность и наблюдательность, инициативу, навыки социальной адаптации;
  • развивать творческое воображение и фантазию в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;
  • развивать мелкую моторики рук через разнообразные виды работы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусств.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание неповторимости и красоты природы;
  • воспитывать уважительное отношения к результатам своего и чужого труда;
  • воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость, аккуратность;
  • формировать активную жизненную позицию, толерантность.

Возраст обучающихся участвующих в реализации программы

Программа «Друзья природы» составлена для обучающихся 7-9 лет, с учетом различных личных творческих находок, психолого-физиологических возрастных особенностей детей данного возраста. По данной программе могут заниматься дети без каких-либо ограничений и принимаются на обучение по принципу добровольности.

Сроки реализации:

  • программа рассчитана на годичный срок обучения;
  • количество часов: в год - 108 часов, в неделю - 3 часа;
  • набор детей в объединение осуществляется на основании заявления от родителей и производится с 1 сентября нового учебного года. Добор детей производится в течение года. В коллектив принимаются все желающие.

Формы обучения

Форма обучения по программе «Разноцветный мир» - очная.

Формы организации деятельности:

  • особенности занятий - групповые занятия с постоянным составом 12-15 человек;
  • форма детского образовательного объединения – творческая мастерская «Друзья природы».

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 учебных часа.

Ожидаемые результаты

Личностные:

  • наличие у обучающегося интереса к культуре и истории своего народа, родной страны, интерес к познанию мира природы, к новым способам исследования технологий и материалов;
  • стремление к лучшему выполнению творческой работы;
  • умение осознавать свои трудности, стремится к их преодолению, адекватное понимание причин успешности и неуспешности творческой деятельности;
  • формирование таких качеств, как настойчивость, воля, умение доводить начатое дело до конца;
  • оценивание своих и чужих поступков (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
  • осознание эстетических потребностей;
  • выражение положительного отношения к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
  • оценивание собственной деятельности: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
  • использование приобретенных навыков в практической деятельности для самостоятельной творческой деятельности, воспитание творческой активности, развитие инициативы.

Метапредметные:

  • определение цели и задач учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
  • принятие и сохранение учебно-творческой задачи;
  • планирование своих действий, учитывая выделенные в пособиях этапы работы;
  • осуществление итогового и пошагового контроля;
  • следованию при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия;
  • коррекции выполнения задания;
  • умение вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • планирование своих действий, учитывая выделенные в пособиях этапы работы;
  • наблюдение и самостоятельное умение делать простые выводы;
  • ориентация в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
  • сравнение и группировка предметов, объектов, их классификация на основе существенных признаков, по заданным критериям;
  • самостоятельной организации своего рабочего места;
  • осуществлению само- и взаимопроверку работ;
  • оценивание выполнения своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения;
  • передаче партнеру необходимой информации как ориентир для построения действия, взаимному контролю и оказанию в сотрудничестве помощи;
  • умение договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы по существу, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать со сверстниками;
  • умение сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Предметные результаты.

Модульный принцип построения программы предполагает описание предметных результатов в каждом конкретном модуле.

Учебный план

модуля

Название модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Окружающий мир

36

12

24

2.

Растительный мир

36

13

23

3.

Мир животных

36

11

25


ИТОГО

108

36

72

Критерии и способы определения результативности

В процессе обучения используются такие способы проверки результатов:

  • познавательные игры, кроссворды;
  • викторины;
  • исследовательские работы;
  • выставки, конкурсы, праздники, презентация творческих работ;
  • тесты (по прохождении каждого раздела);
  • анализ итогового занятия в конце каждой темы, модуля;
  • анкеты (в начале и в конце учебного года);
  • педагогическое наблюдение и анализ.

Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства обучающихся.

Очень важно продумать и форму оценки результата. Она должна быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана уровневая система оценки (высокий 8-10 баллов, средний 4-7 балла, низкий 1-3 балла).

Механизм оценки полученных образовательных результатов

п/п

Механизм отслеживания

Критерии оценки

высокий

средний

низкий

1

Работа по карточкам

Четкие и правильные ответы на все вопросы

Допускается несущественные ошибки

Грубые ошибки при ответах

2

Разгадывание кроссворда

Разгадывание без ошибок

С помощью педагога

С помощью педагога

3

Викторина

Правильные ответы на все вопросы

Допускается 1-2 ошибки

Ошибки при ответах

4

Исследовательская работа

Четкое выполнение всех заданий

Выполнение заданий под контролем педагога

Недостаточно четкое выполнение заданий; работа с помощью педагога

5

Игра

Победа в игре

Участие в игре и выполнение задания

Не справляется с заданием

6

Тестирование

80-100% правильных ответов

60-80% правильных ответов

Менее 60% правильных ответов

Формы подведения итогов реализации программы

  • Входящая диагностика – наблюдение.
  • Промежуточная аттестация проводится по итогам каждого модуля - наблюдение (карта наблюдений за результатами обучения).
  • Итоговая аттестация проводится по завершении курса обучения по программе. Формы проведения – творческая работа, выставка (карта достижений учащихся).

Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются:

  • готовое изделие;
  • временная выставка по окончанию каждого раздела, модуля программы, демонстрируются поделки несколько дней, чтобы дети могли посмотреть образцы, сравнить и дать оценку;
  • открытое занятие;
  • отчетная выставка творческих работ в конце учебного года;
  • выставки, конкурсы школьного, городского, областного, всероссийского уровня, защиты творческих работ, соревнования, учебно-исследовательские конференции, городские игры, экологические акции.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце занятия, так же проводится отдельное занятие. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности (репродуктивной, частично продуктивной, продуктивной), найденные продуктивные решения.

Подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных работ, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать, не только чужие работы, но и свои. Проводимая в конце учебного года выставка, дает возможность педагогу оценить творческие способности обучающихся.

Формы отслеживания (диагностики) и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, зачетная ведомость, аналитический материал, фотоотчет, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, тестирование.

Диагностический инструментарий и разделы мониторинга, уровни, критерии оценивания

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы

диагностики

Освоение учебного материала (теоретического)

Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; умение использовать необходимую литературу и другие информационные ресурсы; осмысленность и свободное владение специальной терминологией

Обучающийся воспроизводит термины, понятия, представления, суждения.

Использует знания и умения в исходных ситуациях, понимает смысл терминов, понятий и т. п., может объяснить словами, привести свои примеры

Осуществляет взаимодействие уже имеющихся знаний, умения, навыков с вновь приобретёнными, использует их в различных ситуациях, в ежедневной практике.

1-3



4-7





7-10

Наблюдения

Тестирование

Анкетирование


Практические умения и навыки

Соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; соблюдение технологии и качество выполнения практического задания

Создание творческих работ по образцу со значительной помощью педагога, родителя и т. п. В творческих работах допускаются значительные ошибки.

Выполнение операций, приемов при разовой помощи, консультации кого-либо. Создание творческих работ по образцу с модификаций образца. В творческих работах допускаются незначительные ошибки.

В творческих работах не допускаются ошибки. Создание модифицированных и авторских творческих работ. Самостоятельное выполнение, построение действий. Самостоятельное выполнение, построение действий, операций. Поведение, построенное на убеждении, осознание значения смысла и цели

1-3





4-7







8-10

анализ продуктов детской деятельности, участия в выставках

Личностные достижения (участие в конкурсах)

Демонстрация практических и творческих достижений (участие в выставках, фестивалях, конкурсах школьного, городского, областного, Всероссийского уровня)

Участие творческих, проектных работ в выставках, конкурсах объединения, школьного уровня

Участие творческих работ в выставках, конкурсах областного, всероссийского, международного уровня.

5



10

участие в выставках, конкурсах, фестивалях, фотоотчеты, грамоты, дипломы


Мониторинг личностного развития в процессе освоения дополнительной образовательной программы

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы

диагностики

Организационно – волевые:

- терпение

- воля




- самоконтроль

Способность выдерживать определенные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

Способность активно побуждать себя к практическим действиям, доводить начатое до конца.

Умение контролировать свои поступки.

терпения хватает меньше чем, на 1/2занятия

-терпения хватает больше, чем на1/2занятия

-терпения хватает на все занятие

-волевые усилия побуждаются:

-извне иногда самим обучающимся;

-всегда самим обучающимся;

-обучающийся постоянно находится под воздействием контроля извне

-периодически контролирует себя сам

-постоянно контролирует себя сам

1


5


10

1

5


10

1



5


10

Наблюдения






Наблюдения






Наблюдения

Толерантность

конфликтность

Умение строить взаимоотношения с окружающими

-испытывает проблемы в общении;

-избирательно взаимодействует с окружающими;

-свободно контактирует с окружающими.

1

5


10

Анкетирование

Наблюдения

Метод незаконченного предложения

Ориентационные качества

-Самооценка

- интерес к занятиям в творческом объединении

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы.

-завышенная;

-заниженная;

-нормальная;

-интерес к занятиям продиктован обучающимся извне;

-интерес периодически поддерживается обучающимся;

-интерес постоянно поддерживается самостоятельно.

1

5

10

1


5


10

Наблюдения

Тестирование

Анкетирование

Наблюдения

Анкетирование

2. Модуль «Окружающий мир»

Цель: создание условий для формирования у обучающихся основ целостного экологического мировоззрения через наглядное и практическое изучение основ предмета «окружающий мир», через развитие творческих способностей посредством различных видов декоративно-прикладного творчества.

Задачи

Обучающие:

  • формировать начальные знания о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края;
  • способствовать усвоению основных экологических понятий;
  • обучить специальным технологиям при работе с природным, бросовым и полимерным материалом.

Развивающие:

  • развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус;
  • развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к изучению экологии, основываясь на их жизненном опыте.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание неповторимости и красоты природы;
  • воспитывать уважительное отношения к результатам своего и чужого труда;
  • воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость, аккуратность.

Предметные ожидаемые результаты

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы в соответствии с содержанием программы.

Обучающийся должен знать:

  • планета Земля – наш большой дом;
  • общие понятия об окружающем мире и о связях в нем;
  • основы изобразительной грамоты и способы работы с различными материалами в декоративно-прикладном творчестве.

Обучающийся должен уметь:

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • заниматься ручной работой, правильно применяя инструменты и материалы.

Обучающийся должен приобрести навык:

  • выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. д.;
  • самостоятельного изготовления простейшей творческой работы.

Учебно-тематический план


п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля/ аттестации

Теория

Практика

Всего


1

Комплектование групп. Вводное занятие, знакомство, введение в курс обучения

2

-

2

Беседа, наблюдение, анкетирование

2

Закономерности взаимосвязей явлений и объектов в природе и хозяйственной деятельности человека

1

-

1

Беседа

3

Мастерская: «Природа глазами детей»

-

2

2

Беседа, анализ творческой работы

4

Экологические проблемы планеты Земля

1


1

Беседа, анализ творческой работы

5

Экскурсия «У природы нет плохой погоды»

-

2

2

Беседа

6

Признаки живого. Уникальность жизни

1

-

1

Беседа

7

Мастерская: аппликация из бумаги «Осенняя фантазия»

-

2

2

Анализ творческой работы

8

Город - как особая среда обитания человека

1

-

1

Беседа

9

Мастерская: поделки из природного материала

-

2

2

Анализ творческой работы

10

Понятие экосистемы. Виды экосистем. Основные связи в экосистемах Земли. Человек - часть природы

1

-

1

Беседа

11

Мастерская: «Аппликация из осенних листьев»

-

2

2

Анализ творческой работы

12

Сезонные изменения в жизни растений и в поведении животных в осенний период

0,5

0,5

1

Беседа, анализ исследовательской работы

13

Мастерская: выполнение работ в технике «Торцевание»

-

2

2

Анализ творческой работы

14

Причины листопада. Цикличность развития живых существ на примере листопада у деревьев

0,5

0,5

1

Беседа, анализ исследовательской работы

15

Экскурсия «У природы нет плохой погоды»

-

2

2

Беседа

16

Игра «Живая и неживая природа»

0,5

0,5

1

Беседа

17

Мастерская: выполнение работ в технике «декупаж»

-

2

2

Анализ творческой работы

18

Вода, земля, воздух - богатства нашей «зеленой» планеты. «Золотые цепи» природы

0,5

0,5

1

Беседа, кроссворд

19

Мастерская: рисунок на тему «Наша «зеленая» планета»

-

2

2

Анализ творческой работы

20

Экскурсия в Тольяттинский краеведческий музей. «Природа. Город. Человек»

-

3

3

Беседа

21

Роль воды на планете. Значение воды для живых организмов

0,5

0,5

1

Беседа

22

Мастерская: оформление рамок для фотографий, панно, применение листьев в технике декупаж

-

2

2

Анализ творческой работы

23

Итоговое занятие

0,5

0,5

1

Викторина


Итого

10

26

36


Содержание программы

Тема 1 Комплектование групп. Вводное занятие, знакомство, введение в курс обучения

Теория. Знакомство с группой, планом работы объединения. Знакомство с правилами внутреннего распорядка в учреждении и техникой безопасности при пожаре, при угрозе террористических актов, при передвижении по дороге на занятия и домой.

Знакомство с понятием экология, что это?

Практика. Творческий рисунок «Что такое экология?»

Тема 2 Закономерности взаимосвязей явлений и объектов в природе и хозяйственной деятельности человека

Теория. Окружающая среда, взаимосвязь, объект, хозяйственная деятельность.

Практика. Геосказка «Подарок Земли».

Тема 3 Мастерская: «Природа глазами детей»

Теория. Устное и изобразительное творчество на заданную тему: «Что такое окружающий мир?», презентация, «Что я люблю в природе».

Практика. Творческий рисунок на выбранную тему.

Тема 4 Экологические проблемы планеты Земля

Теория. Карта, глобус. Закономерности взаимосвязей явлений и объектов в природе. Отрицательные и положительные факторы воздействия деятельности человека на окружающую среду. Экологические знаки.

Практика. Разработка экологического знака «Осторожно, цветники!»

Тема 5 Экскурсия на природу «У природы нет плохой погоды»

Практика. Экскурсия на природу «Фенологические наблюдения на пришкольном участке», практическая работа «Сбор природного материала», «Узнай, с какого дерева этот лист!» (работа с определителем).

Тема 6 Признаки живого. Уникальность жизни

Теория. Среды обитания живых существ: наземно-воздушная; почвенная; водная. Характеристика каждой среды обитания. Отличие животных от растений. Многообразие животных, обитающих в наших лесах, парках, зелёных зонах, их роль в экосистеме леса. Знакомство с отдельными видами: звери, насекомые, птицы, рыбы, земноводные. Познавательный материал и интересные факты о жизни животных. Раскрытие одного из законов Коммонера «Всё связано со всем»: нет животных «вредных», все полезные. Работа по реализации принципа доброго отношения ко всему живому, заботе и охране.

Практика. Работа по карточкам, работа в рабочих тетрадях «Распредели по домикам». Просмотр отрывка из обучающей программы «Живая и неживая природа».

Тема 7 Мастерская: аппликация из бумаги «Осенняя фантазия»

Теория. Технология выполнения творческой работы из цветного картона и цветной бумаги в мозаичной технике, выбор сюжета, подбор цвета.

Практика. Выполнение аппликации из бумаги «Осенняя фантазия»

Тема 8. Город - как особая среда обитания человека

Теория. Город. Среда обитания.

Практика. Игра «Чем пахнет город».

Тема 9 Мастерская: поделки из природного материала

Теория. Технология выполнения работ из природного материала.

Практика. Выполнение творческой работы из природных материалов.

Тема 10 Понятие экосистемы. Виды экосистем. Основные связи в экосистемах Земли. Человек - часть природы

Теория. Все в природе взаимосвязано, человек - часть природы. Понятие экосистемы. Виды экосистем, невидимая цепь. Основные связи в экосистемах Земли. Доисторический человек. Человек - часть природы.

Практика. Игра «Паутина жизни».

Тема 11 Мастерская: «Аппликация из осенних листьев»

Теория. Технология выполнения работ из природного материала.

Практика. Выполнение аппликации из осенних листьев.

Тема 12 Сезонные изменения в жизни растений и в поведении животных в осенний период

Теория. Старославянское название месяцев года. Поведение животных осенью. Перелётные и осёдлые птицы в Самарской области. Разнообразие деревьев Самарской луки. Подготовка растений и животных к зиме. Осенние праздники.

Практика. Составление гербария (цветочные растения, деревья и кустарники, листья, травы, семена). Ведение дневника фенологических наблюдений.

Тема 13 Мастерская: выполнение работ в технике «торцевание»

Теория. Технология выполнения работ в технике «торцевание».

Практика. Выполнение творческой работы в технике «торцевание».

Тема 14 Причины листопада. Цикличность развития живых существ на примере листопада у деревьев

Теория. Листопад, хлорофилл, устьица, загрязнение, хвойные и лиственные деревья.

Практика. Постановка опыта с отдаленным результатом.

Тема 15 Экскурсия на природу «У природы нет плохой погоды»

Практика. «Сбор природного материала», «Узнай, с какого дерева этот лист!» (работа с определителем).

Тема 16 Игра «Живая и неживая природа»

Теория. Что такое живая и неживая природа. Что даёт человеку природа, может ли человек жить без неё. Почему человек должен изучать природу, охранять и беречь. Классификация животных.

Практика. Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

Тема 17 Мастерская: выполнение работ в технике «декупаж»

Теория. Технология выполнения работ в технике «декупаж».

Практика. Изготовление открытки в технике «декупаж».

Тема 18 Вода, земля, воздух - богатства нашей «зеленой» планеты. «Золотые цепи» природы

Теория. Вода, земля, воздух - богатства нашей «зеленой» планеты. «Золотые цепи» природы. Сказка о природных стихиях.

Практика. Электронный кроссворд «Природные стихии».

Тема 19 Мастерская: рисунок на тему «Наша «зеленая» планета»

Практика. Выполнение рисунка.

Тема 20 Экскурсия в Тольяттинский краеведческий музей. «Природа. Город. Человек»

Практика. Проведение экскурсии.

Тема 21 Роль воды на планете. Значение воды для живых организмов

Теория. Вода и жизнь. Охрана воды. Презентация «Значение воды на Земле». «Превращение капельки» - чтение рассказа.

Практика. Игра подвижная «Волшебные капли». Зарисовка в рабочей тетради «Портрета капельки».

Тема 22 Мастерская: оформление рамок для фотографий, панно, применение листьев в технике декупаж

Теория. Знакомство с техникой декоративно-прикладного творчества «декупаж», этапы творческой работы.

Практика. Выполнение работы в технике «декупаж».

Тема 23 Итоговое занятие

Практика. Викторина: «Экологический календарь».

Модуль «Растительный мир»

Цель: создание условий для формирования у обучающихся основ целостного экологического мировоззрения через понимание биологических знаний о растениях, через развитие творческих способностей посредством различных видов декоративно-прикладного творчества.

Задачи

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с разнообразием видов растений и их биологическими особенностями (культурных, комнатных и дикорастущих);
  • формировать начальные знания по размножению, выращиванию растений и уходу за ними;
  • формирование навыков по изготовлению и составлению картин, панно и композиций из бумаги, природных материалов.

Развивающие:

  • развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус в процессе составления панно, картин и композиций;
  • развивать навыки по ведению и оформлению опытнической работы, дневников наблюдений;
  • расширять сенсорный опыт (глазомер и точность), развивать моторику рук.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию любови и бережному отношению к природе и природным ресурсам родного края;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание неповторимости и красоты природы;
  • воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к своему труду и труду взрослого человека, чувство удовлетворения от творческого процесса и от результатов труда;
  • привлекать обучающихся к участию в экологических операциях и акциях по охране окружающей среды.

Предметные ожидаемые результаты

Обучающийся должен знать:

  • особенности растительного мира, значение растений в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
  • основы изобразительной грамоты и способы работы с различными материалами в декоративно-прикладном творчестве, приемы рациональной безопасной работы с инструментами и материалами для изготовления несложных поделок.

Обучающийся должен уметь:

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе, выполнять простейшие опыты;
  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе: ухаживать за культурными растениями, заботиться об оздоровлении окружающей среды;
  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  • в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
  • соблюдать правила пожарной безопасности;
  • уметь распознавать с помощью определителей растения Самарской области, характерных для леса, луга, пресного водоема;
  • заниматься ручной работой, правильно применяя инструменты и материалы.

Обучающийся должен приобрести навык:

  • участия в экологических операция, акциях по охране окружающей среды;
  • выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. д.;
  • самостоятельного изготовления простейшей творческой работы по предложенным мастер-класса

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля/ аттестации

Теория

Практика

Всего


1

Вводное занятие. Кодекс юных натуралистов

1

1

2

Беседа

2

Художественный образ времени года – зима

1

-

1

Беседа

3

Подкормка птиц в зимнее время. Зимняя экскурсия. Акция «Помоги птицам зимой»

-

1

1

Акция

4

Мастерская: «Красота снежинок»

-

2

2

Анализ творческой работы

5

Строение растений. Разнообразие и виды растений. Бережное отношение к растениям

1

-

1

Беседа

6

Мастерская: «Цветы» в объемной технике из фоамирана, бумаги

-

2

2

Анализ творческой работы

7

Способы распространения семян у различных растений. Взаимосвязи в живой и неживой природе на примере распространения семян ветром и животными

0,5

0,5

1

Беседа, тестирование

8

Условия, необходимые для прорастания семян

0,5

0,5

1

Беседа, тестирование

9

Опыт: «Сажаем цветочек»

-

1

1

Беседа

10

Мастерская: аппликация «Мой любимый цветочек»

-

2

2

Анализ творческой работы

11

Царство грибов. Съедобные грибы и ядовитые грибы

1

-

1

Беседа

12

Сюрпризы к празднику

-

2

2

Анализ творческой работы

13

Строение дерева. Условия, необходимые для роста деревьев

0,5

0,5

1

Беседа, игра, работа по карточкам

14

Опыт ощущений «Теплое дерево»

-

1

1

Опыт, игра, коллективная творческая работа

15

Роль зеленых растений. Растения, используемые в медицине, косметологии, народном хозяйстве

0,5

0,5

1

Беседа, опыт

16

Ярусы леса. Представители животных и растительных сообществ каждого яруса

1

-

1

Беседа, игра

17

Мастерская: «Вторая жизнь бумаги – наша помощь лесу»

0,5

1,5

2

Беседа, творческая работа

18

Правила поведения в природном окружении. Допустимые и недопустимые действия на природе. Природоохранная деятельность

1

-

1

Беседа, игра-конкурс

19

Мастерская: оформление рамок для фотографий, панно, применение листьев в технике декупаж

-

2

2

Мастер-класс, творческая работа

20

Значение растений. Сохранение зеленого наряда планеты

-

1

1

Беседа, игра

21

Значение леса, охрана лесных ресурсов

0,5

0,5

1

Беседа, игра

22

Мастерская: разработка плаката «Сохраним природу»

-

1

1

Исследовательская работа, игра

23

Мастерская: воплощение идеи «Сохраним природу»

-

2

2

Коллективная творческая работа

24

Экскурсия в Экологический музей ИЭВБ РАН - центр экологического краеведения городского округа Тольятти и Самарской области

-

4

4

Экскурсия

25

Итоговое занятие

-

1

1

Викторина


Итого

9

27

36


Содержание программы


Тема 1 Кодекс юных натуралистов

Теория. История возникновения юннатского движения, правила поведения в природе.

Практика. Посвящение в «Юннаты», праздничное мероприятие.

Тема 2 Художественный образ времени года – зима

Теория. Красота зимнего пейзажа: зима в художественных, музыкальных и литературных произведениях. Первый снег, зимние морозы. Состав снега, снежинки. Зима в лесу: как зимуют растения: деревья, кустарники и травы. Зимняя подкормка птиц. Зима и человек (как не заболеть зимой: помоги себе сам). Зимние праздники.

Практика. Игра «Следы на снегу», «Семена растений, используемые для подкормки животных».

Тема 3 Подкормка птиц в зимнее время. Зимняя экскурсия. Акция «Помоги птицам зимой»

Практика. Проведение акции. Игра «Следы на снегу».

Тема 4 Мастерская: «Красота снежинок»

Практика. Фигурное вырезание из бумаги. Объемные вытынки.

Тема 5 Строение растений. Разнообразие и виды растений. Бережное отношение к растениям

Теория. Хвойные и лиственные растения. Кустарники. Травянистые растения. Лекарственные растения. Пищевые растения.

Практика. Выполнение задания «Узнай растение».

Тема 6 Мастерская «Цветы» в объемной технике из фоамирана, бумаги

Теория. Объемное моделирование из бумаги. Фоамиран, его свойства, работа с фоамираном.

Практика. Выполнение поделки в объемной технике.

Тема 7 Способы распространения семян у различных растений. Взаимосвязи в живой и неживой природе на примере распространения семян ветром и животными

Теория. Способы распространения семян растениями. Распространение семян и плодов животными, ветром, водой. Самораспространение.

Практика. Тест «Размножение и развитие растений».

Тема 8. Условия, необходимые для прорастания семян

Теория. Какие условия необходимы для прорастания семян? Почему некоторые семена при соблюдении условий не прорастают? Какие правила необходимо соблюдать при хранении семян? От чего зависит глубина задела семян в почву? Почему необходимо соблюдать сроки посева семян? Какой орган растения появляется первым и почему? Чем питается проросток?

Практика. Тест «Условия, необходимые для прорастания семян».

Тема 9 Опыт: «Сажаем цветочек»

Теория. Расширить представления учащихся о разных способах размножения (вегетативное и генеративное).

Практика. Опыт «Размножение растений с помощью семян».

Тема 10 Мастерская: аппликация «Мой любимый цветочек»

Теория. Объемное моделирование.

Практика. Выполнение творческой работы.

Тема 11 Царство грибов. Съедобные грибы и ядовитые грибы

Теория. Наиболее распространенные съедобные и ядовитые грибы нашей местности. Взаимосвязи в природе на примере симбиотических взаимоотношений грибов и деревьев. Грибы – накопители вредных веществ. Оказание первой помощи при отравлении.

Практика. Игра «Грибной знаток».

Тема 12 Сюрпризы к празднику

Теория. Технология выполнения сувениров к праздникам в разных техниках.

Практика. Выполнение сувениров к праздникам.

Тема 13 Строение дерева. Условия, необходимые для роста деревьев

Теория. Деревья - живые существа, строение частей дерева их назначение, значение деревьев в природе, состояние деревьев в разные сезоны года.

Практика. Игра «Что за дерево такое?» Выполнение задания «Узнай растение».

Тема 14 Опыт ощущений «Теплое дерево»

Теория. Опыт ощущений «Теплое дерево» (сравнение ощущений различных предметов живой и неживой природы).

Практика. Игра «Живое - неживое». Мастерская: коллективная работа над проектом «Мир живых существ» (с использованием природного материала, бумаги, пластилина).


Тема 15 Роль зеленых растений. Растения, используемые в медицине, косметологии, народном хозяйстве

Теория. Деревья, кустарники, травы, обладающие целебными свойствами. Правила сбора лекарственного сырья и его хранение. Применение лекарственных растений в медицине. Применение трав к косметологии.

Практика. Опыт «Изготовление косметических средств на растительном сырье».

Тема 16 Ярусы леса. Представители животных и растительных сообществ каждого яруса

Теория. Условия существования живых организмов. Среда обитания. Ярусы леса.

Представители животных и растительных сообществ каждого яруса. Приспособленность

животных к определенным местам обитания.

Практика. Дидактическая игра «Угадай растение».

Тема 17 Мастерская: «Вторая жизнь бумаги – наша помощь лесу»

Теория. Процесс изготовления бумаги из макулатуры путем вторичной переработки бумажного сырья. Роль леса в жизни человека. Мультфильмы «Фиксики. Бумага», «Почемучка. Как делают бумагу».

Практика. Изготовление бумаги.

Тема 18 Правила поведения в природном окружении. Допустимые и недопустимые действия на природе. Природоохранная деятельность

Теория. Правила поведения. Антропогенный фактор. Видовое разнообразие.

Практика. Конкурс «Составь правило».

Тема 19 Мастерская: оформление рамок для фотографий, панно, применение листьев в технике декупаж

Теория. Креативная техника «декупаж». Использование техники для оформления интерьера.

Практика. Подготовка основы, окрашивание. Вырезание фрагментов салфеток, наклеивание фрагментов на основу. Оформление работы.

Тема 20 Значение растений. Сохранение зеленого наряда планеты

Теория. Понятия «дикорастущие растения», «культурные растения». Беседа о влиянии человека на жизнедеятельность растений.

Практика. Работа с гербариями дикорастущих и культурных растений.

Тма 21 Значение леса, охрана лесных ресурсов

Теория. Леса как часть растительного мира и их участие в протекании природных процессов. Использование и охрана лесных ресурсов в нашей стране.

Практика. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес».

Тема 22 Мастерская: разработка плаката «Сохраним природу»

Теория. Составление плана работы. Подбор материала. Рассуждение на тему: «Почему нельзя загрязнять природу». Анализ картин с изображением загрязненной и чистой природы.

Практика. Дидактическая игра «Что можно делать в природе, что нельзя». Выбор техники изготовления.

Тема 23 Мастерская: воплощение идеи «Сохраним природу»

Практика. Завершение работы над плакатом.

Тема 24 Экскурсия в Экологический музей ИЭВБ РАН - центр экологического краеведения городского округа Тольятти и Самарской области

Практика. Проведение экскурсии.

Тема 25 Итоговое занятие

Практика. Викторина «Азбука природы», Игра «Знатоки природы».

Модуль «Мир животных»

Цель: создание условий для формирования у обучающихся основ целостного экологического мировоззрения через понимание биологических знаний о животных, через развитие творческих способностей с помощью различных видов декоративно-прикладного творчества.

Задачи

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с разнообразием видов животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей) Самарской области, группами животных, некоторыми их отличительными признаками;
  • формировать начальные теоретические и практические знания в области экологии животных;
  • способствовать обеспечению практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды;
  • формирование навыков по изготовлению и составлению картин, панно и композиций из бумаги, природных материалов.

Развивающие:

  • содействовать созданию условий для развития мотивации (активизация познавательной деятельности к природоохранной деятельности);
  • развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус в процессе составления панно, картин и композиций;
  • развивать навыки по ведению и оформлению опытнической работы, дневников наблюдений.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание неповторимости и красоты природы;
  • воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе, чувство удовлетворения от творческого процесса и от результатов труда;
  • привлекать обучающихся к участию в экологических операциях и акциях по охране окружающей среды.

Предметные ожидаемые результаты

Обучающийся должен знать:

  • особенности животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), группы животных, некоторые их отличительные признаки;
  • некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы, правила поведения в природе;
  • о необходимости бережного отношения людей к живым организмам;
  • противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения;
  • основы изобразительной грамоты и способы работы с различными материалами в декоративно-прикладном творчестве, приемы рациональной безопасной работы с инструментами и материалами для изготовления несложных поделок.

Обучающийся должен уметь:

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе, заботиться об оздоровлении окружающей среды.
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе, выполнять простейшие опыты;
  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  • в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
  • соблюдать правила пожарной безопасности;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • заниматься ручной работой, правильно применяя инструменты и материалы.

Обучающийся должен приобрести навык:

  • участия в экологических операция, акциях по охране окружающей среды;
  • выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. д.;
  • самостоятельного изготовления простейшей творческой работы по предложенным мастер-классам.

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля/ аттестации

Теория

Практика

Всего


1

Вводное занятие. Приметы весны в живой и неживой природе. Экскурсия «Весенняя капель»

1

1

2

Беседа

2

Особенности поведения птиц в весенний период

0,5

0,5

1

Беседа

3

Мастерская: «Гнёздышко» в технике плетения


2

2

Анализ творческой работы

4

Цикл развития насекомых, отличительные особенности насекомых. Многообразие, условия обитания

1

-

1

Беседа

5

Мастерская: рисунок бабочка

-

2

2

Анализ творческой работы

6

Биологические группы птиц. Птицы, обитающие в городе. Охрана птиц

1

-

1

Беседа

7

Мастерская: «Птичка из ниток»

-

2

2

Анализ творческой работы

8

Условия существования живых организмов. Среда обитания

0,5

0.5

1

Беседа, работа по карточкам

9

Мастерская: оригами «Бабочка»

-

2

2

Анализ творческой работы

10

Приспособленность животных к определенным местам обитания

1

-

1

Беседа

11

Мастерская: «Любимое животное», лепка

-

2

2

Анализ творческой работы

12

Домашние животные. Отличия диких животных от домашних. Условия, создаваемые человеком

1

-

1

Беседа, кроссворд

13

Мастерская: «Эти забавные котики», папье маше

-

2

2

Анализ творческой работы

14

Нелюбимые и незаслуженно преследуемые людьми животные. Предрассудки и их разъяснение

1

-

1

Беседа

15

Мастерская: «Эти забавные котики»

-

2

2

Анализ творческой работы

16

Лягушка, видовое разнообразие, условия обитания. Строение тела и различные приспособления к жизни в определенных местах

1

-

1

Беседа

17

Мастерская: оригами «Лягушка»

-

2

2

Анализ творческой работы

18

Роль почвенных организмов на примере дождевых червей

0,5

0,5

1

Беседа, опыт

19

Экологические проблемы, причины и пути их устранения. Виды загрязнений

1

-

1

Беседа

20

Экскурсия - наблюдения за луговыми растениями

-

2

2

Беседа

21

Мастерская: «Наша школа без отходов», «Моя семья бережет природу»

-

3

3

Анализ творческой работы

22

Подвижные экологические игры. Интеллектуальная экологическая игра «Почемучки»

-

2

2

Наблюдение

23

Итоговое занятие. Викторина «Наш дом - природа». Заключительное анкетирование (диагностика обученности и воспитанности)

-

1

1

Викторина, тест, анкетирование


Итого

9,5

26,5

36


Содержание программы

Тема 1 Вводное занятие. Приметы весны в живой и неживой природе. Экскурсия «Весенняя капель»

Теория. Красота форм и красок в весенней природе, эстетическое отношение к ней человека. Весна в художественных, музыкальных и литературных произведениях. Пословицы и поговорки о весне, о лете. Охрана первоцветов. Пропагандистская работа по привлечению птиц весной. Правила поведения в лесу.

Практика. Разработка плакатов «Добро пожаловать, пернатые друзья!». Экскурсия на природу.

Тема 2 Особенности поведения птиц в весенний период

Теория. Изучение порядка весеннего прилета птиц. Изучение распределения птиц по гнездовым местам.

Практика. Составление календаря прилета птиц.

Тема 3 Мастерская: «Гнёздышко» в технике плетения

Теория. Пасхальное гнездышко из березовых веток. Техника плетения.

Практика. Выполнение работы.

Тема 4 Цикл развития насекомых, отличительные особенности насекомых. Многообразие, условия обитания

Теория. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение насекомого на примере бабочки. Особенности жизнедеятельности. Многообразие насекомых и их значение.

Практика. Игра «подбери для каждой бабочки крыло».

Тем 5 Мастерская: рисунок бабочка

Теория. Отличительные признаки. Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал и др.

Практика. Рисунок пластилином «Бабочка».

Тема 6 Биологические группы птиц. Птицы, обитающие в городе. Охрана птиц

Теория. Биологические группы птиц Самарской области. Птицы в городе. Редкие и исчезающие птицы Самарской луки. Заготовка для них корма, изготовления и установка зимних кормушек, развешивание гнездовий и др.; создание государственных заповедников, заказников (Жигулевский государственный заповедник имени И. И. Спрыгина); привлечение птиц в населенные пункты, сады, огороды, на поля, в леса, на водоемы.

Практика. Игра «Живые синонимы».

Тема 7 Мастерская: «Птичка из ниток»

Теория. Технология изготовления птички из ниток.

Практика. Выполнение творческой работы.

Тема 8 Условия существования живых организмов. Среда обитания

Теория. Среда обитания. Условия существования. Изменчивость условий. Взаимосвязи организма и среды обитания. Кинопособие «Экология животных».

Практика. Работа по карточкам..

Тема 9 Мастерская: оригами «Бабочка»

Теория. Технология изготовления бабочки в технике оригами.

Практика. Выполнение творческой работы.

Тема 10 Приспособленность животных к определенным местам обитания

Теория. Миграции животных и птиц к местам с более благоприятными условиями. Спячка. Активный образ жизни (смена окраски, толстый подкожный жир). Угрожающая окраска. Длинная шея. Хищные зубы, когти, крючковатый клюв. Быстрый бег, панцирь, отпугивающий запах и т.д.

Практика. Дидактическая игра «Найди соответствие»: Гусеница, Божья коровка, Медведь, Жираф, Репей, Грач, Заяц, смена окраски, спячка, перелёт на юг, длинная шея, цепкие крючки, маскировка, предупреждающая окраска.

Тема 11 Мастерская: «Любимое животное», лепка

Теория. МК лепки из пластилина, самоотвердевающего пластика.

Практика. Выполнение творческой работы.

Тема 12 Домашние животные. Отличия диких животных от домашних. Условия, создаваемые человеком

Теория. Представление о диких и домашних животных, некоторые отличия в жизни домашних животных по сравнению с дикими.

Практика. Кроссворд «Дикие и домашние животные».

Тема 13 Мастерская: «Эти забавные котики», папье маше

Теория. МК лепки папье-маше.

Практика. Приготовление массы папье-маше. Выполнение работы на основе.

Тема 14 Нелюбимые и незаслуженно преследуемые людьми животные. Предрассудки и их разъяснение

Теория. В природе нет неинтересных, ненужных животных. Кто такие насекомые. Пауки. Загадки о животных, насекомых.

Практика. Игра «Как помочь паучку, попавшему в беду?»

Тема 15 Мастерская: «Эти забавные котики»

Теория. Технология окрашивания изделия из массы папье-маше.

Практика. Завершение работы.

Тема 16 Лягушка, видовое разнообразие, условия обитания. Строение тела и различные приспособления к жизни в определенных местах

Теория. Земноводные, особое место среди других животных, первые и наиболее просто организованные наземные позвоночные. Строение и жизнедеятельность организма. Развитие, образ жизни, происхождение.

Практика. Игра: «Голоса природы».

Тема 17 Мастерская: оригами «Лягушка»

Теория. Технология выполнения объемной, подвижной игрушки в технике оригами.

Практика. Выполнения творческой работы

Тема 18 Роль почвенных организмов на примере дождевых червей

Теория. Дождевые черви и их роль в трансформации свойств почв и минеральном питании растений. Беспозвоночные селекционеры. Червячная страшилка.

Практика. Проведение опыта с дождевыми червями (песок, 2-3 червя, песок, органика – листья цветов. Результат через месяц).

Тема 19 Экологические проблемы, причины и пути их устранения. Виды загрязнений

Теория. Антропогенное загрязнение Среды - загрязнение воды, почвы, атмосферы. Экологическая политика - сохранение природной чистоты и предотвращение загрязнения природы.

Практика. Игра «Хорошо или плохо».

Тема 20 Экскурсия - наблюдения за луговыми растениями

Практика. Экскурсия в парк. Наблюдение за цветением растений, жизнью насекомых, птиц и деятельностью человека. Рисунок «Цветик-семицветик» (карандашная зарисовка цветов, травки с натуры).

Тема 21 Мастерская: «Наша школа без отходов», «Моя семья бережет природу»

Теория. Проблема мусора и свалок в лесу. Откуда берется мусор? Наши потребности. Как сдать отходы на переработку в Тольятти. Мультфильмы про мусор.

Практика. Групповые и индивидуальные мини проекты (рисунки) по уменьшению количества образующихся отходов и раздельному сбору «Наша школа без отходов», «Моя семья бережет природу».

Тема 22 Подвижные экологические игры. Интеллектуальная экологическая игра «Почемучки»

Теория. Конкурсы: «Разминка на лесных тропинках», «Назови детенышей зверей», «Четвертый лишний», «Что мы знаем о птицах?», «Реши кроссворд», «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей» и т. д.

Практика. Проведение подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.

Тема 23 Итоговое занятие. Викторина «Наш дом - природа». Заключительное анкетирование (диагностика обученности и воспитанности)

Теория. Заключительное тестирование, анкетирование, проведение викторины.

Практика. Викторина «Наш дом - природа». Разгадывание кроссвордов, ребусов.

Методическое обеспечение

Формы и методы обучения

Формы обучения:

  • теоретические занятия;
  • практические занятия;
  • занимательные беседы;
  • интегрированные занятия;
  • экскурсии в природу, в музеи;
  • акции;
  • коллективные творческие работы;
  • мастер-классы для детей;
  • презентации;
  • творческие мастерские;
  • выставки.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности педагога и учащихся. В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы.

Особое место в программе занимают активные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий). Он включает применение освоенного на основе образца или примера. Работы детей носят исследовательский характер, выполняются по правилам в похожих ситуациях с предложенным примером. Это отчётливо отслеживается во всех разделах программы;
  • объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала, показом мастер - классов, презентаций);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения, поясняя способы выполнения поставленной задачи);
  • частично-поисковый (обеспечение активного поиска решения познавательных задач);
  • практический.

Учебно-воспитательный процесс базируется на технологии личностно- ориентированного образования. Активно используются технологии с применением ИКТ. Приобретая теоретические знания и практические навыки, учащиеся актуализируют и обогащают свой субъектный опыт.

Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Детям в процессе занятия разрешается разговаривать, высказывая свои мысли, общаться между собой, делиться мнениями. В процессе демонстрации продукта деятельности разрешается двигательная активность.

Важнейшим условием для реализации программы является развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогический и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей. Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью, рассчитанной для младших школьников.

Должны быть предусмотрены места для выставки готовых изделий.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • применение индивидуальных, групповых форм обучения;
  • формирование творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
  • применение знаний учащимися на разных психологических уровнях.

Материально-техническое обеспечение

Помещение, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам (классная комната).

Наглядные пособия:

  • презентации на определенные темы занятий;
  • литература - энциклопедии по экологии, зоологии, ботанике, атласы-определители;
  • гербарии;
  • коллекции насекомых;
  • иллюстрации природы, растений, животных; технологические карты для изготовления поделок;
  • образцы поделок;
  • шаблоны для изготовления поделок.

Перечень необходимых материалов:

  • тесьма, ленты, кружево, “шитье”, сутаж, шнур и др. (для декорирования, изготовления некоторых подвесных деталей);
  • клей универсальный типа “Момент”, «Титан», клеящий горячий пистолет с специальным клеем, клей ПВА, клей-карандаш для бумаги;
  • проволока медная (диаметром 2-4 мм.) для каркаса;
  • пуговицы, бусины, бисер, стразы, пайетки, блестки и пр. (для декорирования);
  • газеты, фольга, вата;
  • природный материал (шишки, желуди, ветки и т. п.);
  • салфетки для «декупажа»;
  • гофрированная бумага и картон.

Канцтовары:

  • карандаши простые и цветные, фломастеры, ручки цветные шариковые и гелевые, альбомы, ватман (для выполнения оформительских работ, наглядных пособий, изготовления открыток, сувениров);
  • кисти №1, №2, №3, акриловые краски, гуашь, пастель художественная;
  • картон, бумага писчая для документации;
  • папки, файлы для хранения документации;
  • скрепки маленькие и большие, кнопки канцелярские;
  • резинка-ластик, точилка;
  • нож канцелярский;
  • тетради обучающимся для записи заданий, выполнения зарисовок и пр.;
  • скотч (шириной 10-50 мм.).

Перечень необходимых инструментов:

  • бинокли;
  • лупы;
  • энтомологические сачки;
  • линейки, угольники, лекала, циркули;
  • шило;
  • кусачки, плоскогубцы;
  • кисти для клея;
  • дырокол;
  • степлер.

Перечень необходимого оборудования:

  • компьютер (для разработки творческих проектов, оформления сопроводительной документации к работам для участия в выставках и др.)
  • современная видео- и аудиотехника;
  • мультимедийный проектор и экран (интерактивная доска);
  • микроскоп и компьютер с соответствующим ПО.

Список используемых источников

Литература, использованная педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. Алиева Л.В. «Школа жизни- окружающий мир». Программно- методическое обеспечение туристко- краеведческой деятельности в дополнительном образовании детей-М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005.-60с. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005.-288с.
  2. В. М. Суворова «Опыт экологической работы со школьниками»/Занятия, экологические игры, викторины, экскурсии./Издательство «Учитель» Волгоград,2009 г.
  3. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред.-сост. З.И.Невдахина.- Вып. З.-М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2007.416с. Гурин Ю. «Современные игровые технологии для школьников»/Издательство «Речь. Сфера», 2010 год
  4. Жадько Е.Г. Юный Самоделкин/ Серия «Мир вашего ребёнка».- Ростов н/Д: Феникс, 2004.-256с.,илл.
  5. И. Белавина, Н.Найденская. «Планета наш дом»/ Методика проведения занятий для дошкольников и младших школьников./Издательство «Лайда» Москва 1995 год.
  6. Л. Д. Ласкина, Н.В.Николаев «Экологическое образование младших школьников»/Рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы/ издательство «Учитель» Волгоград, 2011 год. Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие/Сост. Л.Д.Черемисина. –М.: АРКТИ, 2006.-88с.
  7. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно- экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.-М.:5 зазнания, 2005.-208с.
  8. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План- программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2009.-304с.
  9. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-168с.: цв. вкл.
  10. Савенков А.И. «Психология детской одаренности»/М: 2010г.
  11. Теплов Д.Л. Экологическое воспитание в дополнительном образовании.-М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.-64с.
  12. «Юный эколог». 1-4 кл. Программа кружка. / Авторы-составители: Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: «Учитель», 2010.
  13. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста: авторская программа Л.Л. Кшнясева.,/Екатеринбург 2001 год.

Литература, рекомендованная для детей и родителей по данной программе:

  1. Соколова С. Оригами: Игрушки из бумаги.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; СПб.: « Валери СПД», 2001. -400с.,ил.
  2. Прекрасное – своими руками / Сост. С.С. Газарян ; Рисунки Б. Белова ; Цв. Фото Н. Зимина. – М.: Дет. Лит., 1989. – 157 с. , ил. – ( Библиотека для родителей ).
  3. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с.,ил. (Серия: «Вместе учимся мастерить»)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.