Дополнительная общеобразовательная программа «Подвижные игры»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Подвижные игры»
Направленность физкультурно-спортивная
Уровень базовый
Рассчитана на детей от 7 до 12 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Автор-составитель:
Учитель физической культуры Неласова Лариса Петровна
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подвижные игры» физкультурно-спортивной направленности разработана на основе следующих нормативно – правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г "Об образовании в Российской Федерации " № 273 - ФЗ;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726 –р;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПин2.4.43172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образова-ния детей»;
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г Министерства образования и науки РФ
6. Локальные нормативные акты МОУ Богдашкинская СШ
Новизна программы заключается в использовании игровых технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса.
Актуальность программы обусловлена интересом детей к игровой деятельности. В процессе игры происходит формирование эмоционального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности с детьми и молодёжью, что является весьма актуальным на сегодняшний день. Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание коллективизма и коммуникативности, самоутверждение, самореализация, саморазвитие, чувство долга, ответственность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у детей при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества.
Отличительная особенность программы в сравнении с близкими по тематике программами заключается в широком применении игровых технологий при воспитании разносторонне развитой личности.
Адресат программы.
Программа разработана для детей младшего школьного возраста, 7-12 лет (мальчиков и девочек).
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Учебные группы формируются не более 15 человек.
Уровень, объём и срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 144 часа.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа базового уровня.
Форма обучения – очная.
Режим занятий
Занятия проводятся:
2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятия 45 минут, перерыв 15 минут;
Принципы комплектования группы:
Прием детей в объединение «Спортивные игры »» проводится в начале учебного года по их желанию и согласию родителей и законных представителей. Занятия по данной программе проводятся в группе, наполняемостью не более 15 человек
Объём освоения программы: 144 часа в год, 4 часа в неделю.
Срок освоения программы: с 15.09.2020г. по 31.05.2021 г
Особенности организации образовательного процесса - в соответствии с учебно-тематическим планам, формируются группы учащихся разного возраста, состав группы - постоянный; виды занятий по программе определяются ее содержанием: групповые, коллективные, фронтальные; и могут предусматривать беседы, практические занятия (строевая и физическая подготовка, подвижные игры).
1.2.Цель программы :
укрепление здоровья, физическое и личностное развитие детей, формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом посредством подвижных игр.
Задачи программы:
обучающие
- осваивать теоретические знания по физической культуре, гигиене физического воспитания, технике безопасности;
развивающие
- развивать физические и личностные качества детей, двигательные умения и навыки;
- формировать гигиенические навыки, навыки здорового образа жизни, а также навыки соревновательной деятельности;
воспитательные
- воспитывать взаимоуважение, коллективизм, целеустремленность, ответственность, взаимовыручку, коммуникативность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность;
Планируемые результаты.
Предметные:
- иметь представление о здоровом образе жизни;
- знать правила поведения в процессе коллективных действий;
- знать историю возникновения и развития подвижных игр;
- правила подвижных игр.
- выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
- проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
- владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
- об историческом наследии русского народа и русских народных игр;
- о традициях русских народных праздников;
- применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
Личностные:
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
Метапредметные
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий подвижными играми ;
- подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;
- владеть терминологией по изучению спортивных и подвижных игр.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№П/П | Название раздела | теория | практика | Всего часов | Форма контроля | ||||
1 | Введение в образовательную программу. Основы знаний по физической культуре | 0,5 | 1,5 | 2 | Опрос | ||||
2 | Общеразвивающие упражнения. | 1 | 41 | 42 | Обобщение знаний и умений, тестирование | ||||
3 | Ходьба, бег, прыжки. | 1 | 19 | 20 | Обобщение знаний и умений, тестирование | ||||
4. | Игры подвижные. | 1 | 15 | 16 | Показ, имитация, рассказ | ||||
5. | Совершенствование развивающих подвижных игр. | 1 | 33 | 34 | Обобщение знаний и умений, тестирование | ||||
6. | Игры, эстафеты. | 1 | 29 | 30 | Обобщение знаний и умений, тестирование | ||||
Итого | 5,5 | 138,5 | 144 | |
Содержание программы.
1. Введение в образовательную программу. Основы знаний по физической культуре
Теория: знакомство с детьми, ознакомление с программой; инструктаж по ТБ. Предупреждение травмоопасных ситуаций. Отличие физических упражнений от естественных двигательных действий.
Практика: проведение подвижных игр
2. Общеразвивающие упражнения.
Теория: ознакомление с комплексом общеразвивающих упражнений.
Практика: общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами. Упражнения для развития дистанционной скорости. упражнения для развития ловкости, гибкости, быстроты, внимания. Упражнения из других видов спорта. Комплексы упражнений на формирование правильной осанки без предметов и с предметами. Упражнения с разными видами дыхания. Игры на внимание – «Выбери друга», рекреационные игры.
3.Ходьба, бег, прыжки.
Теория: виды ходьбы.
Практика: ходьба обычная с различным положением рук, с изменением темпа, движения. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. Бег на короткие дистанции до 30 метров и на длинные в медленном темпе. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в длину, в высоту, с высоты. Подвижные игры
4. Игры подвижные.
Теория: виды игр.
Практика: групповые игры без разделения на команды. Командные игры. Игры-эстафеты. Соревнования – поединки. Большая игра с малым мячом. Прыгалки – скакалки. Спортивные развлечения и забавы на площадке. Разучивание специальных упражнений: построение и перестроение в шеренгу, в две шеренги, в круг, в колонну, фигурная маршировка.
5. Совершенствование развивающих подвижных игр.
Теория: знакомство с правилами игр на развитие координации движения, скорости, ловкости, выносливости, гибкости, быстроты, внимания, на формирование правильной осанки, на расслабление мышц, подвижности суставов.
Практика: игры на развитие координации движения, скорости, ловкости, выносливости, гибкости, быстроты, внимания, на формирование правильной осанки, на расслабление мышц, подвижности суставов.
6. Игры, эстафеты.
Теория: знакомство с правилами подвижных игр. Предупреждение травматизма во время игр.
Практика: Игры-сцеплялки. Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса.
Игры на реакцию.
Игры-перетягивания. Силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом.
Догонялки. Всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты.
Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.
Спортивные игры. Игры по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола, волейбола и т.д.
Игры с мячом. Эстафета «Озорные мячики»
Игровая программа «Мой веселый, звонкий мяч» физкультурный праздник.
Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и т.д.
Старинные игры
Игры на меткость. Стрельба по мишеням. «Снежки»
Русские народные игры.
Раздел 2.Комплекс организационно - педагогических условий, включающий форму аттестации
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Сентябрь | 17 | | Лекция, практическое занятие | 2 | Инструктаж по ТБ. Предупреждение травмоопасных ситуаций. Отличие физических упражнений от естественных двигательных действий. | МОУ Богдашкинская СШ | Рассказ, опрос | |
Сентябрь | 21 | | Практическое занятие | 2 | Ознакомление с комплексом общеразвивающих упражнений. без предметов | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Сентябрь | 24 | | Практическое занятие | 2 | Упражнения для развития дистанционной скорости | МОУ Богдашкинская СШ | Выполнение нормативов, тестирование | |
Сентябрь | 28 | | Практическое занятие | 2 | Упражнения для развития ловкости | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Октябрь | 01 | | Практическое занятие | 2 | Упражнения для развития гибкости | МОУ Богдашкинская СШ | Тестирование | |
Октябрь | 05 | | Практическое занятие | 2 | Упражнения для развития быстроты | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Октябрь | 08 | | Практическое занятие | 2 | Упражнения для развития внимания. | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Октябрь | 12 | | Практическое занятие | 2 | Упражнения из других видов спорта. | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Октябрь | 15 | | Практическое занятие | 2 | Комплексы упражнений на формирование правильной осанки без предметов | МКОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Октябрь | 19 | | Практическое занятие | 2 | Комплексы упражнений на формирование правильной осанки с предметами. | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Октябрь | 22 | | Практическое занятие | 2 | Упражнения с разными видами дыхания. | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Октябрь | 26 | | Практическое занятие | 2 | Игры на внимание – «Выбери друга» | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Октябрь | 29 | | Практическое занятие | 2 | Рекреационные игры | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Ноябрь | 02 | | Практическое занятие | 2 | Подвижные игры с шарами Изучение правил игры | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, рассказ | |
Ноябрь | 05 | | Практическое занятие | 2 | Подвижные групповые игры для мальчиков и девочек | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, рассказ | |
Ноябрь | 09 | | Практическое занятие | 2 | Подвижные игры с обручем и скакалкой Изучение правил игры | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Ноябрь | 12 | | Практическое занятие | 2 | Подвижные игры с элементами общеразвивающих упражнений | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Ноябрь | 16 | | Практическое занятие | 2 | Знакомство с играми разных народов. Игры: «Найди платок» - Австрия, «Лиса и квочка» - Турция, «Аист и лягушка» - Япония, «Золотое зернятко» - Белоруссия, «Стрельба в мишень» - Тувинская.. | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Ноябрь | 19 | | Практическое занятие | 2 | Игры малой интенсивности | МОУ Богдашкинская СШ | | |
Ноябрь | 23 | | Практическое занятие | 2 |
Силовые игры | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Ноябрь | 26 | | Практическое занятие | 2 | Игры, способствующие развитию основных физических качеств. | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Ноябрь | 30 | | Практическое занятие | 2 | Знакомство с зимними играми. Игра «Ловцы снега». | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Декабрь | 03 | | Практическое занятие | 2 | Теория: виды ходьбы | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Декабрь | 07 | | Практическое занятие | 2 | Ходьба обычная с различным положением рук, с изменением темпа, движения. | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Декабрь | 10 | | Практическое занятие | 2 | Бег прямолинейный, Подвижные игры | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Декабрь | 14 | | Практическое занятие | 2 | Бег равномерный, с ускорением. Подвижные игры | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Декабрь | 17 | | Практическое занятие | 2 | Бег с изменением направления и темпа движения. Подвижные игры | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Декабрь | 21 | | Практическое занятие | 2 | Бег с преодолением препятствий. на короткие дистанции до 30 метров Подвижные игры | МКОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Декабрь | 24 | | Практическое занятие | 2 | Бег на длинные дистанции в медленном темпе. Подвижные игры | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений, тестирование | |
Декабрь | 28 | | Практическое занятие | 2 | Прыжки в длину. Подвижные игры | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений, тестирование | |
Декабрь | 31 | | Практическое занятие | 2 | Прыжки в высоту. Подвижные игры | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Январь | 11 | | Практическое занятие | 2 | Прыжки с высоты. Подвижные игры | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Январь | 14 | | Практическое занятие | 2 | Игры подвижные. Теория: виды игр. Разучивание специальных упражнений: построение и перестроение в шеренгу, в две шеренги | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Январь | 18 | | Практическое занятие | 2 | Разучивание специальных упражнений: построение в круг. Групповые игры без разделения на команды | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Январь | 21 | | Практическое занятие | 2 | Разучивание специальных упражнений: фигурная маршировка Командные игры | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Январь | 25 | | Практическое занятие | 2 | Игры-эстафеты | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений, тестирование | |
Январь | 28 | | Практическое занятие | 2 | Соревнования – поединки | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений, тестирование | |
Февраль | 1 | | Практическое занятие | 2 | Большая игра с малым мячом. | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Февраль | 4 | | Практическое занятие | 2 | Прыгалки – скакалки | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Февраль | 8 | | Практическое занятие | 2 | Спортивные развлечения и забавы на площадке | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Февраль | 11 | | Практическое занятие | 2 | Знакомство с правилами игр на развитие координации движения | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Февраль | 15 | | Практическое занятие | 2 | Знакомство с правилами игр на развитие скорости | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Февраль | 18 | | Практическое занятие | 2 | Знакомство с правилами игр на развитие ловкости | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Февраль | 22 | | Практическое занятие | 2 | Знакомство с правилами игр на развитие выносливости | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Февраль | 25 | | Практическое занятие | 2 | Знакомство с правилами игр на развитие гибкости | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Март | 1 | | Практическое занятие | 2 | Знакомство с правилами игр на развитие быстроты, внимания | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Март | 4 | | Практическое занятие | 2 | Знакомство с правилами игр на развитие внимания | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Март | 8 | | Практическое занятие | 2 | Игры на развитие координации движения | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Март | 11 | | Практическое занятие | 2 | Игры на развитие скорости | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Март | 15 | | Практическое занятие | 2 | Игры на развитие ловкости | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Март | 18 | | Практическое занятие | 2 | Игры на развитие выносливости | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Март | 22 | | Практическое занятие | 2 | Игры на развитие гибкости | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Март | 25 | | Практическое занятие | 2 | Игры на развитие быстроты | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Март | 29 | | Практическое занятие | 2 | Игры на развитие на формирование правильной осанки | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Апрель | 1 | | Практическое занятие | 2 | Игры на развитие быстроты внимания | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Апрель | 5 | | Практическое занятие | 2 | Игры на расслабление мышц | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Апрель | 8 | | Практическое занятие | 2 | Игры на развитие подвижности суставов. | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Апрель | 12 | | Практическое занятие | 2 | Знакомство с правилами подвижных игр. Предупреждение травматизма во время игр. | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Апрель | 15 | | Практическое занятие | 2 | Игры-сцеплялки. Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса. | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Апрель | 19 | | Практическое занятие | 2 | Игры на реакцию. Догонялки. | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Апрель | 22 | | Практическое занятие | 2 | Игры-перетягивания. Силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом. | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Апрель | 26 | | Практическое занятие | 2 | Игры эстафеты | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Апрель | 29 | | Практическое занятие | 2 | Всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Май | 3 | | Практическое занятие | 2 | Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов. | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Май | 6 | | Практическое занятие | 2 | Спортивные игры. Игры по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Май | 10 | | Практическое занятие | 2 | Спортивные игры. Игры по мотивам популярных игровых видов спорта: волейбола | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Май | 13 | | Практическое занятие | 2 | Игры с мячом. Эстафета «Озорные мячики» | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Май | 17 | | Практическое занятие | 2 | Игровая программа «Мой веселый, звонкий мяч» физкультурный праздник | МКОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Май | 20 | | Практическое занятие | 2 | Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и т.д. | МОУ Богдашкинская СШ | Показ, имитация, рассказ | |
Май | 24 | | Практическое занятие | 2 | Старинные игры | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений | |
Май | 27 | | Практическое занятие | 2 | Игры на меткость. Стрельба по мишеням | МОУ Богдашкинская СШ | Обобщение знаний и умений, тестирование | |
Май | 31 | | Практическое занятие | 2 | Русские народные игры | МОУ Богдашкинская СШ | открытое занятие |
2.2.Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение программы
Учебные занятия проводятся в спортивном зале или на спортивной площадке. Используемое оборудование: мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, кегли, ракетки, канат, гимнастические скамейки, маты.
Информационное обеспечение методическое обеспечение: наличие программы, наглядных пособий, методических разработок, рекомендаций;– видео-, фото-, интернет источники;
Кадровое обеспечение. Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования.
Дистанционные образовательные технологии
Реализация программы возможна с применением дистанционных технологий в ходе педагогического процесса, при котором целенаправленное опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения на основе педагогически организованных информационных технологий. Основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося, который может учиться в удобном для себя месте, по расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с педагогом.
Основными задачами являются:
интенсификация самостоятельной работы учащихся;
предоставление возможности освоения образовательной программы в ситуации невозможности очного обучения (карантинные мероприятия);
повышение качества обучения за счет средств современных информационных и коммуникационных технологий, предоставления доступа к различным информационным ресурсам
Платформы для проведения видеоконференций:
Zoom
Discord
Canvas
Средства для организации учебных коммуникаций:
Коммуникационные сервисы социальной сети «ВКонтакте»
Мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp)
Облачные сервисы Яндекс, Mail, Google
2.3.Формы аттестации
С целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам проводятся стартовая и итоговая аттестация. Стартовая аттестация проходит на первом занятии в форме тестирования, итоговая – в конце учебного года в результате прохождения детьми основных тем учебного курса.
Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды контроля:
Вводный (стартовый)- осуществляется посредством тестирования воспитанника и собеседования с ним;
текущий– задания, которые выполняются в процессе обучения;
итоговый - групповая и индивидуальная диагностика готовности ребёнка к школьному обучению, с помощью тестовых заданий.
Оценка образовательных результатов учащихся (промежуточная и итоговая) по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется в ходе контрольных тестов, проведении учащимися самостоятельно подвижных игр, эстафет, участия в соревнованиях, через педагогическое наблюдение; педагогический мониторинг, участие воспитанников в различных праздничных мероприятиях:
весёлые старты;
спортивные эстафеты;
спортивные праздники;
«День здоровья».
2.4. Оценочные материалы
Уровень физической подготовленности учащихся 7-10 лет
Контрольное упражнение | Возраст | Мальчики | Девочки | |||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |||
Бег 30 м | 7 8 9 10 | 7,5 7,1 6,8 6,6 | 7,3 7,0 6,7 6,5 | 5,6 5,4 5,1 5,0 | 7,6 7,3 7,0 6,6 | 7,5 7,2 6,9 6,5 | 5,8 5,6 5,3 5,2 | |
Челночный бег 3*10м | 7 8 9 10 | 11,2 10,4 10,2 9,9 | 10,8 10,0 9,9 9,5 | 9,9 9,1 8,8 8,6 | 11,7 11,2 10,8 10,4 | 11,3 10,8 10,3 10,0 | 10,2 9,7 9,3 9,1 | |
Прыжок в длину с места, см | 7 8 9 10 | 100 110 120 130 | 115 125 130 140 | 155 165 175 185 | 90 100 110 120 | 110 125 135 140 | 150 155 160 170 | |
Наклон вперед из положения сидя | 7 8 9 10 | 1 1 1 2 | 4 4 4 5 | 9 7 7 8 | 2 2 2 3 | 7 7 7 9 | 11 12 13 14 | |
Подтягивания на перекладине (мальчики – на высокой, девочки-на низкой) | 7 8 9 10 | 1 1 1 1 | 2 2 3 3 | 4 4 5 5 | 2 3 3 4 | 5 6 7 8 | 12 14 16 18 | |
Бег 1000м/с | 7 8 9 10 | - - 6,00 5,30 | - - 5,30 5,00 | - - 5,00 4,30 | - - 7,00 6,30 | - - 6,30 5,40 | - - 6,00 |
Педагогический контроль
№п\п | Тема | Вид контроля |
3 | Упражнения для развития дистанционной скорости | Стартовый (сентябрь): - тестирование физических качеств; - диагностика физического развития. |
29 30 | Бег на длинные дистанции в медленном темпе. Подвижные игры Прыжки в длину. Подвижные игры | Текущий (в течение года): - контроль учета посещаемости занятий; - проведение мониторинга заболеваемости обучающихся |
36 37 | Игры-эстафеты Соревнования – поединки | Промежуточный: - тестирование физических качеств; - диагностика физического развития |
71 72 | Игры на меткость. Стрельба по мишеням Русские народные игры | Итоговый (май): - диагностика физической подготовленности; - диагностика физического развития; - открытое занятие. |
Методические материалы
Методы и формы обучения по данной программе определяются требованиями с учетом индивидуальных способностей, развитием и саморазвитием личности.
Формы обучения: игры, эстафеты, весёлые старты, рассказ, беседа, считалки, экскурсии, народные приметы.
Приёмы и методы
При реализации программы используются различные методы обучения:
словесные: рассказ, объяснение нового материала;
наглядные: показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
практические: апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности: игровой и учебной.
Начало работы по разделу включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр.
Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и учащимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Учащиеся младших классов, преемственно развиваясь с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного вида игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными - баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т. д.
Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой подвижных игр.
Именно поэтому грамотное использование народных игр не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся.
Список литературы для педагога:
1.Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 2003.
2.Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 2008.
3.Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры – к спорту, 2005.
4.Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 2001.
5.Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 2006.
Список литературы для учащихся:
1.Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений; Владос - Москва, 2017.
2.Степаненкова Э. Я., Сборник подвижных игр. - СПб.: Речь, 2016.
3.Пирсон Алан, Хокинс Дэвид Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей; АСТ, Астрель - Москва, 2014.
4.Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 2008.
5.Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва, 2007.