Публикация «Дополнительное образование — двигатель технологического развития регионов на примере ЦДТТ г. Беслана»

0
0
Материал опубликован 8 December 2021

УДК 373.3/.5


Дополнительное образование двигатель технологического развития регионов на примере ЦДТТ г. Беслана

Кокаев В. В., педагог дополнительного образования, Центр детского технического творчества, г. Беслана, Россия


Further education is the engine of technological development of the regions on the example of the central heating and cooling center in Beslan


Kokaev V.V., teacher of continuing education, Center for Children's Technical Creativity, Beslan, Russia


Аннотация

Анализируется состояние дополнительного образования в России, РСО-Алании. Современная ситуация в стране предъявляет новые требования к качеству образования: оно рассматривается как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям общества в развитии и формировании компетенции личности. Описаны основные этапы реализации Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» на примере Центра детского технического творчества г. Беслана.

Ключевые слова:

Программа дополнительного образования, техносфера, робототехника, «социальный лифт».

Abstract

The state of continuing education in Russia, North Ossetia-Alania is analyzed. The current situation in the country makes new demands on the quality of education: it is considered as a social category that defines the state and effectiveness of the education process, its compliance with the needs of society in the development and formation of the competence of the individual. The main stages of the implementation of the Federal target program “Development of additional education of children in the Russian Federation until 2020” are described using the example of the Center for Children's Technical Creativity of Beslan.

Keywords:

Additional education program, technosphere, robotics, social elevator.


4 декабря 2014 года президент России Владимир Путин обозначил Национальную технологическую инициативу (НТИ) как один из приоритетов государственной политики: «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами столкнётся Россия через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, высокое качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада»

Спрогнозировано, что в России стоит развивать рынки:

EnergyNet - распределённая энергетика от personal power до smart grid, smart city

Mari Net – распределённые системы морского транспорта без экипажа

AutoNet – распределённая сеть управления автотранспортом без водителя

FoodNetсистемы персонального производства и доставки еды и воды

AeroNet – распределённые системы беспилотных летательных аппаратов

SafeNet – новые персональные системы безопасности

NeuroNet – распределённые искусственные компоненты сознания и психики

HealthNet – персональная медицина

FinNet -децентрализованные финансовые системы и валюты


Что нужно сделать, для того чтобы реализовать НТИ (национальную технологическую инициативу)? К 2030 году исчезнут 57 и появятся 270 новых профессии. Для успешного развития рынков к 2035 году потребуется около 300 тысяч инженеров с новыми компетенциями. Самыми востребованными будут специалисты, которые будут владеть системным, целостным подходом к решению любых проблем, будут знать, на что ещё обратить внимание, помимо самого очевидного, умеющие вести переговоры, способные к критическому мышлению, креативные в широком смысле, способные видеть то, чего ещё нет, умеющие управлять и взаимодействовать с людьми [3, С.17]. Поэтому необходимо открывать для обучающихся новые возможности и пути развития.

Школьное образование испытывает серьёзный кризис. Его возможности в развитии человеческого капитала, обеспечении социальной мобильности, в ответах на новые вызовы современности выглядят всё более ограниченными. Есть все основания считать, что кризис «школы» слишком глубокий (затрагивает базовые основы построения этой системы) и многофакторный (охватывает большинство её сфер и элементов), чтобы преодолеть его путём усовершенствования существующей модели. При этом фундаментальность института школы делает невозможность попытки его «ликвидации». Кризис будет продолжаться ещё длительное время, на протяжении которого школа будет решать (пусть и недостаточно успешно) важнейшие задачи. В этих условиях дополнительное образование детей выполняет (как для государства, так и для граждан-потребителей) функцию компенсации недостатков школьного образования, его дополнения недостающими элементами. Одновременно дополнительное образование детей создаёт особенные возможности для развития образования в целом, в т.ч. для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития, фактически оно является инновационной площадкой (инкубатором) для отработки образовательных моделей и технологий будущего. С другой стороны, (отчасти уже сегодня и, очевидно, в перспективе) сфера дополнительного образования детей становится альтернативной моделью образования, идущей на смену традиционной. Отсюда и подход к развитию сферы дополнительного образования детей должен сочетать в себе, как тактические задачи реализации его потенциала в качестве дополнительного и компенсационного (по отношению к школе), так и стратегические задачи формирования модели образования в будущем [2, С.6].

Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого обучающегося независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Дополнительное образование – это мероприятия и факультативы, объединённые в единое пространство, это такая сфера деятельности, которая даёт возможность обучающимся развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, раскрепощенность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлечённость. Работа в блоке дополнительного образования обеспечивает разнообразные потребности обучающегося, направлена на сохранение физического, психологического и нравственного здоровья. Кроме того такая работа формирует сплочённость и творческий дух коллектива, воспитывает самоуважение, уважение и терпимость к другим людям, понимание ценности образования, открывающего путь к новым возможностям, к осуществлению своих мечтаний, в том числе и выборе профессии.

Целью дополнительного образования является выявление и развитие способностей каждого обучающегося, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии принимать участие в развитии общества. Реализуя разнообразные программы дополнительного образования, школа создает условия для развития творческих способностей обучающихся и формирует навыки и умения, необходимые для гармонически развитой личности.

Организация дополнительного образования имеет свои особенности: с одной стороны – она реализует потребности обучающихся, с другой - в ней должный учитываться интересы образовательного процесса в целом.

В учреждения дополнительного образования дети попадают по-разному: кого-то приводят родители, кто-то приходит по совету школьных педагогов. В начале учебного года в учреждении проводится день открытых дверей, на который приглашаются родители с детьми. Для гостей организуется концерт силами воспитанников учреждения, затем проводится экскурсия по рабочим классам, где ребята знакомятся с работой кружков. Возрастной контингент обучающихся разный: от первоклассников до учеников 10 класса.

С целью определения кругозора каждый школьник проходит собеседование, на котором изучаются его желания и потребности. Результатами этого собеседования можно руководствоваться, но они не являются основополагающими. Проводится беседа с родителями. Данные собираются путем письменного анкетирования и тестирования, проводится педагогический мониторинг качества образованности учащихся на этапе завершения начальной и основной школы. На основании собранных данных формируется модель системы дополнительного образования. Выделяются основные концепции направления обучения. Мероприятия разрабатываются в соответствии с количеством желающих и нуждающихся в дополнительных знаниях. Детям даётся возможность свободного выбора направления дополнительного образования. Определяется отчётный период, по окончании которого собираются данные о посещаемости занятий обучающимися и их успеваемости. Информация систематизируется и анализируется. По результатам обработки выявляются проблемы и разрабатываются корректирующие мероприятия, например разделение детей по группам (ознакомительная, углублённая, предпрофильная). Для этого в кружке «Робототехника» есть несколько разных по сложности комплектов наборов конструкторов.

Сегодня быстро меняются знания, необходимые по той или иной специальности. И те знания, которые обучающийся получает к моменту окончания образовательного учреждения, могут быть уже не востребованы. Поэтому в своей работе мы стараемся не только давать знания, но и научить ученика добывать знания самостоятельно.

Большое внимание уделяется интеграции системы дополнительного образования с другими формами образования: с общим образованием, с высшим образованием и с корпоративным образованием. ЦДТТ г. Беслана заключил договоры о творческом содружестве с ведущими вузами нашей республики: СОГУ, ГГАУ, СКГТУ. На завершающем этапе обучения по углублённой и предпрофильной программе дополнительного образования подключаются профилирующие кафедры Вузов. Консультантом обучающемуся назначается ведущий профильный преподаватель кафедры. После того, как работа готова, она заслушивается на заседании кафедры. После этого на работу пишется отзыв специалистом по данной тематике, и она бывает представлена вниманию участников очередной конференции. Есть примеры, когда обучающийся подключается к научной тематике, по которой ведутся работы на кафедре, и выполняет там часть работы. Такая форма совместной деятельности с ВУЗом помогает обучающемуся более точно определиться со своей будущей специальностью на ранней стадии, ещё до того, как он поступил учиться в ВУЗ. При поступлении абитуриент – будущий студент испытывает меньший стресс. Таким образом, ВУЗ получает определившегося в профессии студента-первокурсника. В будущем этот студент вероятнее всего станет хорошим специалистом на производстве, будет заниматься научной деятельностью и с большой вероятностью будет преподавать в ВУЗе.

В качестве стажировочной площадки развития техносферы и при создании программ дополнительного образования активную помощь оказывают образовательные учреждения «Кванториум» и «Фаблаб» СОГУ.

Раз в два года организация участвует во Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Одним из путей решения проблемы дополнительного образования является привлечение бизнеса в образовательные проекты. Так, например, сегодня некоторые крупные компании на базе существующих высших учебных заведений создают корпоративные университеты, которые могут взять на себя функции учебного и научного менеджмента в интересах бизнеса. Практически при этом реализуется частно - государственное партнерство в сфере образования.

В качестве примера можно привести первый в России частный технический университет, открытый на Урале компанией УГМК. Открытие такого университета было вызвано производственной и экономической необходимостью. Компания быстрыми темпами модернизирует технологические линии, закупая современное оборудование как своё Российское, так и импортное. Приглашенные после окончания ВУЗов молодые специалисты не обладают знаниями, которые необходимы для производственной деятельности. Поэтому их приходится отправлять повышать квалификацию, а это сопряжено с лишними финансовыми расходами и потерей времени. В связи с этим компания пошла на беспрецедентный шаг: вместе с государством, вложившим 250 млн. руб. в строительство указанного вуза, она вложила 1млрд рублей. За весь период своего обучения в университете четверть учебного времени студенты будут проводить в аудиториях и лабораториях, остальное время - в заводских цехах. После окончания ВУЗа выпускники сразу становятся специалистами среднего звена [4, C.19].

Программа «Шаг в будущее» МГТУ имени Н. Э. Баумана, которая была создана в 1990-х гг., предусматривает подготовку личности, обладающей выявленной специализированной креативностью, навыками к научно-исследовательской деятельности, способной стать носителем сложных компетенций высокого уровня. Отбор и подготовка такой личности должна происходить на этапе школьного обучения и базироваться на результатах долговременного научного исследования, технической разработки, выполненной в профессиональной среде. Эта программа может стать образцом для общенациональной системы подготовки специалистов различного уровня.

Для начала работы уже сформированы отдельные элементы инфраструктуры, детские технопарки, ЦМИТы, ЦДТТ, СЮТы, образовательные центры типа «Сириус». Полноценный и массовый уровень научно-профессионального развития имеется пока только у программы «Шаг в будущее», которая обеспечивает своим обучающимся доступ в лаборатории вузов и НИИ, имеющие необходимое научное оборудование, базы знаний и высококвалифицированных специалистов[1, C.1]. В качестве примера можно привести всероссийский научно-технический конкурс «Инженериада УГМК», в котором принимала участие команда обучающихся ЦДТТ г. Беслана. Команда состояла из 4 человек - учеников 7-10 классов. Заводом «Электроцинк», который входит в холдинг УГМК, была предложена к разработке проблемная для завода тема. В качестве консультанта к группе был прикреплен специалист завода – наставник. Группа работала под руководством преподавателя-наставника. В качестве научного консультанта была определена кафедра «Энергетики» ГГАУ. После завершения разработки результаты работы были заслушаны на заседании кафедры и одобрены ею. Затем данные результаты были представлены вниманию членов технического совета завода, после чего работа была рекомендована к отправке на научно-технический конкурс «Инженериада УГМК». В Екатеринбурге работа заняла первое место. Конкурсная комиссия рекомендовала ее к внедрению. Руководство УГМК обязало руководство завода «Электроцинк» составить план-график внедрения разработки.



Библиографический список

Карпов А. О. Возможен ли университет 3.0 в России?- М.: 2018 г., 7с.

Проект Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образование детей в Российской Федерации до 2020 года».- М.: 2013 г.- 32 с.

Рыбалко Р. Р. Компетенции будущего. 2017 г. 17 с.

Хузмиев И. К., Кокаев В. В., Караев Ю. И., Устойчивое развитие иобразование. Научные труды Вольного экономического общества России. Владикавказ. 2020 г. 135 с.



РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА

Развитие регионов: 21 век


Авт. 1

Авт. 2

Авт. 3

Фамилия, имя, отчество  (полностью)

Кокаев Валерий Владимирович



Ученая степень, ученое звание

-



Учреждение, должность

Центр детского технического творчества, Педагог дополнительного образования



E-mail, тел.

vkokaiev@bk.ru,89188212383



Название статьи 

Дополнительное образование двигатель технологического развития России



Научное направление

Образование и инновации в развитии регионов



Форма участия (очная/заочная)

Очная



Электронная версия сборника (да/нет) (бесплатно)

Да



Бронирование гостинцы (да/нет)

Нет



Сертификат участника (да/нет) (бесплатно)

Да



Участие в экскурсии (да/нет)

Нет



Участие в товарищеском ужине (да/нет)

Нет




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации