Статья «Особенности художественной деятельности одаренных учащихся на примере Муниципальной экспериментальной школы дополнительного образования молодежи г. Калуги»

8
0
Материал опубликован 12 May 2021

Необособленное структурное подразделение

Муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи

Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»

города Калуги












Особенности художественной деятельности

одаренных учащихся

на примере Муниципальной экспериментальной школы дополнительного образования молодежи города Калуги







Автор: Рогова Анна Геннадиевна,

педагог дополнительного образования,

куратор отделения современной гитары,

руководитель вокального ансамбля «Фа-сольки»









Калуга, 2021



Аннотация

«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»

В. А. Сухомлинский

Работа посвящена актуальной проблеме современного образования творчески одаренных детей – организации художественной деятельности с учащимися, как одного из направлений развития творческой одаренности.

На реализацию творческого потенциала, заложенного в каждом ребенке, существенное влияние оказывает среда, которая его окружает. Одной из основных окружающих составляющих является образовательное учреждение, которое должно оказывать влияние на формирование и развитие творчески одаренных детей. Педагогом освещается опыт организации и реализации работы художественной деятельности с учащимися Муниципальной экспериментальной школы дополнительного образования молодежи города Калуги.

Основные понятия: уникальные способности, одаренные дети, дополнительное

образование, творчество, творческая одаренность, художественная деятельность.

Поиск и последующая работа с одаренными и высокомотивированными детьми, их социализация, профориентация, компенсация дезадаптации в различных сферах жизни входит в число основных задач Муниципальной экспериментальной школы дополнительного образования молодежи структурного подразделения муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги (далее - МЭШДОМ). Одним из важнейших направлений такой работы стала организация творческой художественной деятельности с одаренными обучающимися.

В научной литературе превалирует мнение об одаренности как свойстве, в той или иной мере присущем каждому ребенку. Крайне редко встречаются дети, одаренные односторонне, еще реже дети без дара. Задача педагогов дополнительного образования выявить дар конкретного учащегося и помочь ему развиться. Если же способности ребенка не находят своего полноценного и творческого развития, то виноваты в этом взрослые. Притча гласит: «Однажды виноградную лозу спросили - Как высоко ты можешь дотянуться? И она ответила - Дайте мне руку, и я дотянусь до самого солнца». В работе с потенциально одаренными детьми МЭШДОМ исходит из «презумпции одаренности», что подразумевает признание каждого учащегося как одаренного и ориентацию на расцвет его дара с течением времени.

Для гармоничного развития любого ребенка важна творческая составляющая личности. Необходимо отметить, что развитие творчества должно происходить таким образом, чтобы обучающийся был способен принимать нестандартные решения, воплощать замыслы, характеризующиеся новизной, был заинтересован в том, что он делает. В рабочей концепции одаренности отмечается: «То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности». Развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество. При таком понимании понятия «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как синонимы. Условно говоря, «творческая одаренность» — это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития». Таким образом, организация и дальнейшее развитие художественной работы учащихся - одна из основных форм творческой работы с одаренными детьми.

МЭШДОМ является многопрофильным учреждением дополнительного образования детей города Калуги, основное предназначение которого - реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства, обеспечение необходимых условий для разностороннего развития одаренности, адаптации к жизни в обществе, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся, развитие их мотивации к познанию и творчеству, формирование общей культуры и здорового образа жизни. Главным условием эффективности данной деятельности можно считать увлеченность учащихся художественной деятельностью совместно с педагогом, так как именно отсутствие общего интереса делает многие аспекты творческой деятельности бесперспективными.

Программа художественной деятельности школы выстроена таким образом, что охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогический коллектив, родителей.

В МЭШДОМ обучаются дети от 4 до 18 лет. По нашему мнению, раннее приобщение детей к художественной творческой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать творческие способности. Художественная работа осуществляется на всех уровнях образовательной системы в разном объёме, с учетом возрастных особенностей учащихся. Автором разработана система творческой деятельности МЭШДОМ, в рамках которой, успешно реализуются различные методы и формы образования художественной направленности.

Описание модели организации обучения, воспитания и развития одаренных обучающихся

«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты.»
А. Бебель

Работа с одаренными и высокомотивированными детьми, их социализация, профориентация, компенсация дезадаптации в различных сферах жизни на протяжении многих лет являлась одной из главных задач и системы дополнительного образования детей.

В данной работе представлен опыт развития вокальной одарённости как у детей дошкольного возраста, так у детей младшего, среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы. Таким образом, работа обобщает опыт развития творческих навыков у детей возрастной категории от 4 до 18 лет.

Задача педагога состоит в умелом использовании природных качеств учащихся в дальнейшей работе по развитию их вокальной одаренности. Следует отметить, что проблема постановки певческого голоса – одна из наиболее сложных проблем музыкальной педагогики и психологии. Ее сложность определяется, с одной стороны, комплексным характером, с другой – сложностью строения и функционирования самого певческого аппарата.

Все вышесказанное выводит на первый план необходимость разработки и апробации подхода к развитию особенностей проявления музыкальной одаренности в области вокального исполнительства у детей среднего школьного возраста, создания на его основе эффективных методов ее диагностики и определения принципов организации обучения, ориентированных на развитие музыкальной одаренности как целостной системы, включающей в себя специальный, творческий и мотивационный компоненты, и разработанных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей данного возраста.

Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании не может успешно функционировать в общепринятых классических педагогических формах, что, в свою очередь, требует применения иных способов управления, переосмысления базовых условий организации педагогического процесса: переформулирование целей, задач, средств, способов оценивания и коммуникации и так далее.

В связи с этим модель организации успешного обучения, воспитания и развития одаренных детей, на которой основывается педагогическая деятельность автора – нетрадиционная и инновационная, сочетающая в себе элементы разных моделей современной педагогики и является свидетельством вариативности осуществления образовательного процесса, возможности учитывать особенности индивидуальности одаренных обучающихся, условий протекания образовательного процесса.

Залог успеха в работе с одаренными детьми неразрывно связан с методами обучения, так как они ведут к достижению намеченных целей. Практикую на занятиях методы организации учебно-познавательной деятельности. На начальном этапе обучения, внедряю в педагогическую практику объяснительно-иллюстративный метод, при котором используется метод наглядности. При этом методе используются аудио и видеоматериалы для зрительного восприятия преподаваемого музыкального материала.

Метод игры эффективен в работе с учащимися дошкольного возраста. Моторная активность оказывает положительное влияние на образование ассоциативных связей, облегающих процесс усвоения знаний и умений. Во время игры у ребенка процессы восприятия протекают намного быстрее и точнее.

Фонетический метод помогает бороться с вялостью артикуляционного аппарата, активизирует работу гортани и органов дыхания.

Метод образного сравнения на занятии помогает детям в сравнивании различных образов звучания голоса, развивает умение отличать правильное звукообразование от неправильного и оценивать собственное исполнение, формирует навык самоконтроля.

На втором этапе обучения дети приобретают навык творческой импровизации, знакомятся с основами музыкальной грамоты. В процесс обучения внедряется проблемно-поисковый метод, когда перед детьми ставится проблемная ситуация.

Практикуется метод импровизации и сценического движения, который помогает развивать умение держаться и двигаться на сцене, умение исполнять вокальное произведение, быть раскрепощенным перед зрителями и слушателями.

На третьем и четвёртом этапах вводится навык двухголосного пения, формируется умение петь в ансамбле, совершенствуется вокальная культура исполнения, формируется социальный опыт в процессе деятельности учащихся. Этому способствует метод ансамблевого пения.

Метод эмоционального тренинга (П.И.Сикур), который пришел в эстрадный вокал из церковного пения. Развивает воображение и способность запоминать различные эмоциональные состояния, чтобы затем с помощью фантазии, оживлять их и включать в творческий процесс.



Рассматриваемая модель имеет цель и принципы обучения одаренных детей

Цель: Создание условий для развития творческой индивидуальности одаренного ребенка и его духовно-нравствен­ных основ личности.

Принципы:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств обучающихся.

Принцип индивидуализации и диф­ференциации обучения.

Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особен­ности обучающихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

Принцип учета возрастных возможностей.

Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных обучающихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.


Направления педагогической деятельности в работе с одаренными обучающимися

Рисунок 3. Участники педагогического процесса

t1620831493aa.gif

Участники



t1620831493ab.gift1620831493ac.gift1620831493ad.gif

Одаренные обучающиеся

Педагоги, работающие с одаренными обучающимися

Родители одаренных обучающихся









За несколько лет работы с одаренными детьми автором была разработана четкая система педагогической деятельности. Эффективное обучение, развитие и воспитание одаренного обучающегося невозможно, если в процессе его становления участвует только один педагог. Необходимо тесное сотрудничество с родителями этого ребенка, а также с другими педагогами, которые его обучают. Взаимодействие с каждым участником педагогического процесса строится особым образом.

Таблица 1. Основные направления деятельности

в работе с одаренными учащимися.

Направление

деятельности

Описание деятельности

1

Организация набора обучающихся в МЭШДОМ

Ежегодно МЭШДОМ объявляет набор обучающихся.

Организационный (изучение социального заказа одаренных обучающихся, налаживание контактов с дошкольными и общеобразовательными учреждениями Калуги).

Информационный (разработка презентаций о МЭШДОМ, проведение собраний, дней открытых дверей, разработка рекламных афиш).

3. Концертная деятельность в различных учебных заведениях города Калуги.

2

Преподавание

В МЭШДОМ автором были сформированы вокальный и вокально-инструментальные ансамбли: вокальный ансамбль «Фа-сольки» (4-8 лет) и в соавторстве с педагогом Сергеевым Д.В. вокально-инструментальные группы «Каменные гости», «КЕНДИ», «БрЭНДи» и др (возраст участников 13-18 лет). Занятия вокального ансамбля способствуют развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, овладению

навыками ансамблевого пения, проявлению творческой индивидуальности у учащихся, а также является одним из важнейших средств нравственного и эстетического

воспитания подрастающего поколения.

В рамках вокального ансамбля «Фа-сольки» автором была разработана комплексная образовательная программа, которая развивают специальную, мотивационную, творческую одаренность и способности одаренных учащихся. В нее входят следующие программы:

«Мелодия звука (Эстрадный вокал)» Рогова А.Г.

«Уроки развития танцевального ритма» Тарханова Л.М.

«Основы словесного действия» Ведерникова Н.В.

А также в соавторстве с Сергеевым Д.В. была разработана и реализуется комплексная программы на отделении Современной гитары МЭШДОМ:

1. «Вокальное мастерство» Рогова А.Г.

2. «Современная гитара» Сергеев Д.В.

3. «Современная музыка: от рок-н-ролла 50-х до наших дней» Сергеев Д.В.

4. «Техника игры на гитаре» Мазуркевич Н.Д.

3

Социальное партнерство

Привлечение преподавателей к проведению занятий и организация регулярных творческих встреч с учащимися отделений аналогичной направленности:

1. ГБПОУ КО «Калужский областной колледж культуры и искусств»

2. Эстрадно-джазовое отделение МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги

3. Студия «Аккомпанемент» НСП «Радуга» МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги

4

Концертная деятельность

. Творческие коллективы под руководством автора - призёры и победители конкурсов различного уровня от муниципального до международного, а также активно участники благотворительных концертов для детей с ОВЗ.

5

Организация и проведение городских и областных мероприятий

Творческие коллективы объединений принимают активное участие в организации и проведении городских мероприятий: День города, Калуга – новогодняя столица, новогодние утренники для калужан, День Победы в 2018 году нами был организован городской фестиваль «Молодость как песня» приуроченный к 100-летию ВЛКСМ.

6

Проведение «Музыкальных гостиных»

В рамках этого проекта осуществляются встречи учащихся с профессиональными вокально-инструментальными коллективами города Калуги.

7

Тьюторство

Автором осуществляется индивидуальная работа с конкретными одаренными детьми. Основной задачей педагога- тьютора является помощь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации на основе диалога и совместного поиска мне необходимо.

8

Взаимодействие с родителями

Регулярное проведение «Родительских концертов», на которых учащийся может реализовать совместный проект с участием своего родителя. Что способствует установлению более тесных связей ребенок-родитель. Актуальность данных мероприятий обусловлена наличием проблемы отсутствия интереса родителей к занятиям детей в дополнительном образовании.


Таблица 2. Основные направления деятельности

в работе с родителями одаренных учащихся.


Направление

деятельности

Описание деятельности

1

Информирование

С помощью родительских собраний, индивидуальных встреч и телефонных звонков мною производится информирование родителей о том, что их ребенок одарен, и он будет обучаться по специальной программе.

2

Консультирование

В процесс консультирования, который проводится мною как педагогом включает в себя:

краткая первичная беседа;

обстоятельная беседа по поводу истории развития ребенка;

диагностика одаренности ребенка;

заключительная беседа по результатам обследования, рекомендации.

3

Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей

Автор организует совместную деятельность одаренного ребенка и его родителя, которая бывает следующих видов:

открытые занятия с привлечением родителей;

детско-родительские собрания;

концерты;

совместные посещения различных художественных мероприятий

совместные концерты с участием и детей и родителей


Несомненно, важным моментом работы с одаренными обучающимися является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями одаренных детей.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания, а также проведение «родительских концертов».

Для педагогической деятельности автора характерны нововведения, или инновации, так как одаренные обучающиеся нуждаются в разнообразном усвоении материала, необычном развитии личности. Поэтому в педагогическом процессе мною успешно сочетаются разнообразные формы обучения, воспитания и развития.

Таблица 3. Формы обучения одаренных обучающихся

Теоретические формы

Практические формы

Формы самообразования

Внеурочные формы

Консультация

Мастер-класс

Проблемное обучение

Тестирование

Тренинг

Круглый стол

Экскурсия

Практикум

Игра

Интегрированные уроки

Деятельность по интересам

Наблюдение

Самостоятельное творческое развитие

Концерты

Организация работы Музыкальных гостиных

Творческие вечера

Художественные мероприятия и концертная деятельность в профильные смены

Акции



Любая форма обучения может быть коллективной, групповой или индивидуальной. В целом, в обучении одаренных детей эффективность использования средств обучения определяется мною главным образом содержанием и методами обучения, которые реализуются с их помощью.


Результативность предоставляемого опыта

Качество образовательного процесса, определяются:

1. степенью соответствия целей и результатов образования на уровне МЭШДОМ.

2. соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качество знаний, качества личности, ценностные ориентации и т.д.)

3. степенью соответствия теоретических знаний и умений их практического использования в творческой деятельности.

В течение образовательного процесса, у учащихся отслеживаются специальные способности в сфере музыкальной одаренности по следующим критериям:

проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, вокалу;

чутко реагирует на характер и настроение музыки;

хорошо поет;

вкладывает много энергии, чувств в песню;

любит музыкальные записи (вокальная, инструментальная музыка);

стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

в песне и музыке стремиться выразить свои чувства и настроение;

ритмично, эмоционально, артистично исполняет песню;

сочиняет собственные оригинальные мелодии.


Таким образом, педагогическая диагностика в работе с одаренными обучающимися – это деятельность по распознаванию состояний, изменений, происходящих в результате педагогического процесса.


Таблица 4. Всероссийские и международные конкурсы, в которых учащиеся вокальных и вокально-инструментальных объединений МЭШДОМ стали призёрами и победителями

п/п

Название конкурса и место проведения

II Международный конкурс-фестиваль детского, юношеского и взрослого творчества «Краски моря», Абхазия

VIIIМеждународный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «Время чудес», г. Великий Устюг

XII Российский фестиваль-конкурс «Рок-февраль», г.Иваново

XIII Международный фестиваль-конкурс «Невские перспективы», г. Санкт-Петербург

Всероссийский вокальный фестиваль-конкурс «Бельканто года», г. Тула

Международный конкурс «Звезда столицы», г. Калуга

Международный конкурс в стиле рок-н- ролл и джаз

«Счастливый случай», г. Москва

Международный конкурс-фестиваль «Дети России», г. Сочи

Международный конкурс-фестиваль «Мы вместе» ГОЛОСА ОЛИМПА, г. Сочи

Международный конкурс-фестиваль «Тульский сувенир», г.Тула

Международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «На берегах Невы», г. Санкт-Петербург

Международный конкурс-фестиваль детского, юношеского и взрослого творчества «Таланты России», г.Москва

Международный конкурс-фестиваль детского, юношеского и взрослого творчества «Звездочки России», г. Калуга

Международный фестиваль-конкурс «Вдохновение планеты», г Калуга

Международный фестиваль-конкурс «Золотое сечение», г. Москва

Международный фестиваль-конкурс «Таланты без границ Start Up», г. Тула

Международный фестиваль-конкурс вокального искусства «Звездопад талантов», г. Москва


Заключение

Всякое дело – творчески! Иначе зачем.

О.С. Газман

Первым шагом на пути к профессиональному совершенствованию является творчество. По-моему, способами профессионального роста является не только участие в традиционных семинарах, конкурсах, методических объединениях, но и творческая деятельность педагога, будь то проведение мастер-класса, индивидуальный подход к образовательному процессу. Мне как педагогу можно сделать самостоятельный выбор, создавать свое образовательное пространство, маршрут. И поэтому нужно всегда быть в поиске, пути. Искать более эффективные формы и методы, не останавливаться на достигнутом, особенно в такой области, как работа с уникальными, особенными, одаренными детьми. Не только педагог, работающий с одаренными учащимися должен постоянно работать над собой, повышать свой профессиональный уровень, быть в курсе всего нового и прогрессивного, каждый педагог должен быть творческим.

Творчество как создание нового, креативность, обусловило развитие человека как вида. Каждое новое творение формировало новое представление о жизни, новую парадигму мышления. Парадигмы сменяются стремительно. Для того, чтобы что-то создавать в любой сфере или реагировать на изменения, нужно осваивать новые подходы к мышлению. Ключом станет развитие творчества, креативности как компетенции будущего.



Библиографический список

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.

Кларин М.В.. Инновации в мировой педагогике. Рига. 1995.

Ларионова Л.И., Алаева Н.А., Щвецова Е.В. Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. – Иркутск: Иркутский гос.пед.университет, 2001.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 1997.

Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. Составители: Ю.Д.Бабаева, Д.Б.Богоявленская. – М.: Молодая гвардия, 1997.

Панов В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие // Педагогика, 2001, №4. С.30-44.

Панов В.И. Мифы и реальные проблемы одаренности // Технология развития творческого потенциала дошкольников. Материалы научно-методической конференции. – М.– Воронеж, 2002. С.4-41.

Панов В.И. Образовательные технологии работы с одаренными детьми // Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 6-8 февраля 2003 года / Научный редактор Л.П.Дуганова. – М., 2003. С. 67-81.

Панов В.И., Хромова Т.В. О методах развития способностей учащихся с признаками одаренности // Здоровье детей и школа. Сборник материалов научно-практической конференции педагогических коллективов экспериментальных школ РАО (24 августа 2004 г.). М., 2005. С. 82-85.

Психология одаренности: от теории к практике / Под ред.Д.В.Ушакова. – М.: ИП РАН, 2000.

Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д.Шадрикова. – М.: Магистр. 1998.

Савенков А.И., Одаренный ребенок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001.

Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М.–Томск, 1996.

Хромова Т.В., Панов В.И. Обучение и развитие одаренных детей: опыт и перспективы работы (лицей №1524, Москва) // Международная конференция, посвященная памяти Я.А.Пономарева «Творчество: взгляд со всех сторон» (15-17 сентября 2005 г., Москва). Институт психологии РАН. 2005.

Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н.Дружинина, В.Д.Шадрикова. – М., 1991. С.7-21.

Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2004.

Юркевич В.С. Одаренный ребенок. – М.: Просвещение, 1996.











15


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации