Доклад «Состояние инклюзивного образование в КЧР на примере "Индустриально-технологического колледжа" г. Черкесска»
1 слайд. Демократические преобразования, происходящие в России, обусловили изменение отношения общества к проблемам включения людей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство, в общественную жизнь.
Сегодня в обществе создаются условия, позволяющие каждому субъекту с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться и утвердиться в социуме.
Получение лицами с ОВЗ профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
На сегодняшний день реализация инклюзивного образования является приоритетным направлением развития социальной образовательной политики большинства развитых стран, в том числе и Российской Федерации. Основная идея включения - это обучение людей с ограниченными возможностями не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных образовательных учреждениях. В связи с некоторой неготовностью общества и образовательных организаций к полному принятию инклюзии государство Российское придало данной проблеме статус modus Vivendi, что вынуждает нас делать серьезные шаги в данном направлении.
2 слайд. Опыт проведения нескольких чемпионатов «Абилимпикс» позволяет говорить, что в каждой ОО есть инвалиды или лица с ОВЗ т. е. у всех , уже есть некоторый опыт в данном вопросе. Как показывают исследования наиболее легко поддающимися обучению и не требующими спец материальной базы являются глухие и слабослышащие студенты. Статистика по России говорит о том, что все колледжи и ВУЗы наиболее охотно принимают таких детей на обучение. В стенах нашего колледжа они обучались по форме полной инклюзии, т. е. в составе нормотипичных групп. Все они успешно овладели профессией и сейчас трудоустроены. Больше всего сложностей возникает при обучении лиц с умственной отсталостью и аутизмом. Уже второй год мы обучаем именно таких детей по форме частичной инклюзии, выделяя их в отдельную группу ПО. Это позволяет сделать первые контрольные выводы:
- правильно организованный учебно-воспитательный процесс профессионального обучения студентов с ОВЗ в стенах колледжа позволяет эффективно и качественно формировать общетрудовые и профессиональные умения и навыки, подготовить их к трудовой деятельности.
- обучение студентов с ОВЗ в системе массовых колледжей сопряжено с рядом трудностей, которые испытывают как администрация, преподаватели, так и они сами. Трудности возникают при организации обучения лиц с ОВЗ: комплектование групп, определение содержания, методов и приемов обучения. В связи с этим нами были разработаны адаптированные учебные программы и программы индивидуального сопровождения.
Совместное обучение и общение с другими студентами в колледже, несомненно, связано у них и с определенным психическим напряжением.
Чтобы преодолеть эти трудности и организовать учебную и внеучебную деятельность студентов, нами были разработаны программы социальной и психологической реабилитации.
3 слайд Программа психологической реабилитации представляет собой комплексную терапию состоящую из арт-терапии, ароматерапии, сказкотерапии, основ конфликтологии, гимнастики мозга по методу замещающего онтогенеза и основ психологической грамотности. При поступлении нами проводится диагностическое психологическое тестирование, результаты которого ложатся в основу разработки программы индивидуального сопровождения. Далее в процессе обучения проводятся контрольные психологические тестирование, которые позволяют оценить эффективность проводимой психологической реабилитации.
4 слайд Так, например, в сентябре 2018 года показатели общих познавательных способностей у лиц с легкой умственной отсталостью составляли 60% от нормы, а в январе 2019 года этот показатель поднялся до 70% в среднем по группе. Что позволяет говорить о том, что программа психологической реабилитации оправдывает свое существование.
Программа социальной реабилитации так же направлена на максимально безболезненное вхождение irritum в общественную жизнь. Как правило, носитель нозологии оказывается социально замкнут в рамках своей нозологической группы и мы ставим своей целью вывести его на качественно другой уровень общения. Так нашей программой СР предусмотрены основы законодательной грамотности, обучение прикладным финансовым операциям (оплата ЖКХ, налогов, кредитов), всего того с чем столкнется учащийся войдя во взрослую жизнь. Не малая часть времени уделена развитию бытовых навыков (составление меню, покупки продуктов и одежды, организация быта), т. к. большинство таких учащихся никогда не привлекались к этой стороне жизни.
5 слайд Немаловажную роль играет профессиональная реабилитация, которая предполагает следующие этапы:
профориентацию (профинформирование; профконсультирование; психологическая поддержка профессионального самоопределения;
получение профессионального образования по профессиям/ специальностям СПО, программам профессиональной подготовки;
содействие трудоустройству;
профессионально-производственная адаптация.
В прошлом году нами была выпущена группа из 10 слесарей по ремонту автомобилей, которые на сегодня трудоустроены, что позволяет говорить о том программа профреабилитации была адекватной и успешно выполнена.
3 человека были выпущены с 3 рабочим разрядом, 4 человека получили 2 разряд и 3 учащихся с 1 разрядом. Разряды присваивались на тех же основаниях, что и обычные студенты, т.е. ГИА и характеристики с практики с рекомендованным разрядом.
Один выпускник (слабослышащий) продолжает обучение в колледже по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
3 наших выпускника с 1 разрядом прошли курс социальной адаптации, один из них по просьбе матери вернулся для получения другой профессии.
Важным моментом при организации инклюзивного образования является выбор профессии, которую мы можем предложить абитуриенту.
6 слайд Выбор профессии базируется на трех критериях:
материально-техническое и кадровое оснащение ОО. Следует помнить, что для обучения лиц с ОВЗ возможно потребуются дополнительное адаптированное оборудование. Так же возможна потребность в привлечении людских ресурсов (сурдопереводчиков, тифлопедагогов и т.д.)
возможность адаптировать образовательную программу под данный вид нозологии.
Возможность последующего трудоустройства, т.е. необходимо учитывать востребованность данной профессии в регионе.
Немаловажный момент – гендерный состав обучающихся. Если у ОО нет возможности обучать несколько гендерно-дифферинцированных групп одновременно, то ситуация становится близкой к патовой. Необходимо предложить абитуриентам такую профессию, которая бы подходила лицам обоего пола.
В нашей ОО в прошлом году нами была набрана и обучена группа по профессии «слесарь по ремонту автомобилей». Группа состояла из 10 человек, смешанного нозологического состава. Двое пришли из школы 1 типа (глухие и слабослышащие) и имели аттестат о среднем общем образовании, остальные не имели основного общего образования и исходя из законодательства были зачислены в группу профессионального обучения по программам профессиональной подготовки. В дальнейшем лица данной категории могут пройти профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих и (или) по программам повышения квалификации рабочих и служащих. Проблем с выбором специальности не возникло, т к. все поступающие оказались лицами мужского пола.
7 слайд В этом году у нас обучается 14 человек с легкой умственной отсталостью и сопровождающими осложнениями опорно-двигательного аппарата. Для них была выбрана профессия «оператор ЭВМ». Первая группа ПО проходила обучение сроком 10 месяцев, но в дальнейшем срок обучения был увеличен до 1г 10 месяцев в связи с тем, что выпускаясь из ОО многие не достигают совершеннолетия и возникают проблемы с трудоустройством.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ПИСЬМе
от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07
О ПОЛУЧЕНИИ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) настоятельно рекомендуем нам дать учащимся с умственной отсталостью среднее общее образование. Обращаюсь к представителям районных управлений образования. Если это внедрить, а внедрять, наверное, придется, эти лица получат дополнительную возможность профессиональной и социальной адаптации в обществе. Исходя из этой перспективы нами были разработаны учебные программы, рассчитанные на 1г10мес, чтобы желающие успели получить среднее образование в вечерней школе. Получение аттестата о среднем образовании даст этим детям возможности шире выбирать профессию и учебное заведение, увереннее чувствовать себя в профессиональной сфере и успешнее социализироваться. Данная практика широкого применяется в регионах и приносит свои результаты.
Педагогический состав участвует в конференциях, вебинарах и семинарах по организации инклюзивного образования. В нашем колледже проводятся курсы повышения квалификации для преподавателей. На курсах мы рассматриваем правовые вопросы инклюзивного образования, а так же формы методы, способы и особенности работы с каждой нозологией. В колледже предусмотрена возможность дистанционного обучения для лиц с ОВЗ по программам «Автомеханик», «Парикмахер», «Повар-кондитер».
8 слайд Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
И самое главное в профессиональном обучении – дать возможность в будущем зарабатывать и содержать себя.