Развитие творческих способностей детей в условиях дополнительного образования (на примере МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги)

3
0
Материал опубликован 1 June 2020

Развитие творческих способностей детей в условиях дополнительного образования (на примере МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги)


Талантами измеряются успехи цивилизации,

и они же представляют верстовые столбы истории,

служа телеграммами от предков и современников к потомству.

К. Прутков


Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и государство. В последние годы система дополнительного образования оказалась в новых условиях: существенное сокращение финансирования и материально-технического обеспечения социальной сферы, сильно изменившиеся потребности населения в получении дополнительных образовательных услуг, задачи, стоящие перед развивающимся обществом, возникающие в связи с этим новые педагогические идеи и технологии, необходимость поддержки высокого рейтинга среди других образовательных учреждений.

Ведущим учреждением дополнительного образования в городе Калуги является МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие». 

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги впервые открыл свои двери в мае 1975 года как городской Дом пионеров. Центр «Созвездие» сегодня – это многопрофильное образовательное учреждение дополнительного образования, в котором представлены практически все виды творческой деятельности для детей и подростков. 

Миссия Центра: воспитание личности через мотивацию к познанию, творчеству, труду и приобщению к ценностям и традициям культуры родного края. Одной из задач Центра является развитие способностей учащихся. Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.

Способности (в житейском смысле) - это особенности личности, в результате которых одно дело у человека получается лучше другого ("У него способности к музыке, а не к математике"). Научный взгляд рассматривает способности, как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Синоним - дар, выдающиеся способности. Другое, более общее значение слова способность - осознанная возможность осуществить некоторое интеллектуальное или физическое действие.

Особые, выдающиеся способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Выделяют следующие виды способностей:

учебные и творческие

умственные и специальные

математические

конструктивно-технические

музыкальные

литературные

художественно-изобразительные.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. [2,с.160]

В настоящий момент в Центре «Созвездие» г. Калуги реализуются более 200 образовательных программ, как на базе помещений Центра, так и на базе других образовательных организаций города. Программное обеспечение Центра представлено в большей степени модифицированными программами художественной и социально-педагогической направленности.

Особенностью программного обеспечения Центра является наличие долгосрочных программ (срок реализации - от 3 до 9 лет). Так, приходя заниматься в музыкальную студию в 5 лет, ребенок проходит несколько ступеней обучения (отделений), и в 14-15 лет, являясь выпускником студии, не просто заканчивает образовательную программу, но профессионально сориентирован в данном направлении. Система непрерывного дополнительного образования, разработанная в Центре, апробирована в течение многих лет и способствует самореализации ребенка, его адаптации в современном мире, профессиональному самоопределению.

Сильной стороной Центра «Созвездие» является большое количество учащихся  и (более 8 тыс.) высокая сохранность контингента учащихся в детских объединениях (в среднем – 85%).

В Центре на протяжении 8 последних лет ведется экспериментальная работа по разным направлениям. Благодаря этому, педагоги активно внедряют современные образовательные технологии (интерактивные, здоровьесберегающие, инженерные, визуальные, компьютерно-мультипликационные, тренинговые и др.), методы («ТРИЗ», кейс-метод, игровой метод, проблемного обучения, проектный метод), формы («Дебаты», галерея, игра-путешествие, деловая, ролевая игра и др.).

Одной из форм результативности образовательного процесса является участие учащихся в различных конкурсах, выставках, соревнованиях, конференциях, фестивалях. Ежегодно учащиеся и детские творческие коллективы добиваются высоких результатов, становятся победителями и призерами конкурсов, фестивалей, конференций, выставок и соревнований муниципального, регионального, федерального и международного уровней. В Центре действуют 6 образцовых творческих коллективов:

- «Школа живописи»;

- «Музыкально-эстетическая студия»;

- Ансамбль эстрадного танца «ЧАО»;

- Студия детской эстрадной песни «Веселая компания»;

- Театральное отделение МЭШДОМ;

- «Пресс-Центр МЭШДОМ».

Ежегодно учащиеся и детские творческие коллективы добиваются высоких результатов, становятся победителями и призерами творческих конкурсов, фестивалей, конференций, выставок. Однако процент участников от общего количества учащихся Центра небольшой. Это можно объяснить тем, что учащийся может выбрать один профиль обучения: хореографию, актерское мастерство, эстрадный или академический вокал, художественное творчество.

Учащиеся и педагоги Центра неоднократно становились лауреатами городского конкурса на соискание премий Городской Управы города Калуги педагогам МОУ за работу с детьми, проявляющими способности и таланты и учащихся МОУ, проявляющих способности и таланты.

Как правило, многие учащиеся приходят в Центр, не имея четкого представления о том, чем конкретно ему хотелось заниматься, а родители отмечают, что их ребенок проявляет интерес и к пению, и к танцам, и искусству. Из-за этого многие учащиеся, прежде чем определится, часто переходят из одного объединение в другое и обратно.

Решение данной проблемы весьма актуально, так как создает большие возможности для учащихся Центра, что в свою очередь отмечено в Концепции дополнительного образования до 2020 года где образование должно быть таким, чтобы расширять «возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся»[1].

В муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги существует много творческих объединений, работа в которых построена на принципе многоступенчатого обучения. Это школа-студия ансамбля эстрадного танца «ЧАО», музыкально-эстетическая студия театральная студия и многие другие. Отличительной особенностью подготовительных отделений этих студий творческого развития является возможность учащегося дошкольного возраста, познакомиться с разными направлениями творческой деятельности, узнать о достижениях известных творческих людей нашей области, пообщаться с творческими личностями, а также попробовать себя в разных ролях: актера, хореографа, музыканта, художника. Так, в подготовительном отделении музыкально-эстетической студии в комплексе изучаются следующие предметы: развитие речи, развитие танцевального ритма; ИЗО (лепка, рисунок гуашью и восковыми мелками); музыка - профилирующий предмет данной студии. В подготовительном отделении школы-студии ансамбля эстрадного танца «ЧАО» дети изучают предметы: эстрадный танец; акробатика; актерское мастерство; развитие танцевального ритма.

Благодаря такому подходу, большинство учащихся дошкольного возраста остаются в системе дополнительного образования на многие годы. Комплексный подход способствует более углубленной педагогической работе, творческий потенциал учащихся приобретает возможности для более широкого развития.

Образование должно быть таким, чтобы расширять «возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся».[1,глава1] На сегодняшний день дополнительное образование в МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги способствует решению ключевых задач социально-экономического развития города и региона.


​​​​​​​ Литература:


1. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, Глава I. 

2. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. - М.: Логос, 2002. - 160 с.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации