Статья «Дополнительное образование в экспозиции художественного музея» (5–7 класс)
В настоящее время задачи формирования духовной культуры человека, его познавательных потребностей становятся не менее важными, чем задачи образовательные, потому что при успешном решении первых, эффективно реализуются вторые. Происходит переосмысление концепции образования, которая все более охватывает процесс гуманизации, проявляющийся в пересмотре соотношений функций образования и воспитания. В современных условиях гуманизации системы образования, особую актуальность приобретают занятия, способствующие воспитанию гармонически развитой, творческой личности.
Развитие личности предполагает создание условий для наиболее полной реализации индивидуальных потребностей и способностей личности, для развития ее общей культуры, формирования структуры ценностных ориентаций. В свете этого все большее внимание уделяется развитию дополнительного образования школьников, используются разные формы его организации.
Одной из форм такой работы могут стать занятия в экспозиции художественного музея. Это поможет создать условия, при которых ребенок будет способен заинтересованно воспринимать разнообразные явления и факты культуры, соотнося их с собственной жизнью и накопленным опытом.
Особенное отличие музея от других образовательных центров – в его демократичности и его возможностях воспитательного воздействия на все группы обучающихся, независимо от возраста. Музей может стать не только местом досуга, но и хорошей образовательной базой. Искусство, художественное творчество, осуществляют формирующую и воспитательную функцию в процессе развития и становления личности.
Обучение с включением культурного наследия в сферу эмоционального и эстетического переживания личности ведет не только к развитию ума, но и к развитию внутреннего мира личности ребенка, воспитанию его характера и мировоззрения. Одна из основных потребностей человека – потребность в познании себя, других и мира в целом.
Каждая музейная экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Произведения искусства дают повод человеку для общения с самим собой. Развитая способность к такому диалогу есть результат социального воспитания или, в редких случаях, самовоспитания.
Психологи утверждают: дети нуждаются в тренировке эмоций. Эмоции влияют на все психические процессы человека. Потребность в эмоциональных переживаниях так же велика, как и потребность в пище. Радость, печаль, симпатия, сочувствие – все это можно развивать и корректировать.
Конечной целью эстетического воспитания является воспитание человека, богатого духовными интересами, обладающего чувством собственного достоинства, способного к творческой деятельности в любой области жизни.
К сожалению, в школе не всегда поощряются самостоятельность и творчество. Порой достаточно выполнять формальные учительские требования – и заработаешь пятерку.
Учителю даже мешают нестандартно мыслящие дети. Поэтому нестандартно мыслящий ребенок порой чувствует себя очень неуютно в нашей школе. Необходимо давать детям возможность, излагать самостоятельные суждения, творчески воспринимать окружающий мир.
Предлагаемая музейно-образовательная форма работы с детьми позволяет раскрывать и развивать потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребенке с рождения; создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала. Необходимо содействие социализации и жизненному самоопределению растущего человека в процессе многообразной творческой деятельности, основанной на общении, изучении истории и культурных ценностей.
Важно дать детям понять и прочувствовать: изобразительное искусство - это способ познания, общения и эмоционально-образного отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство отражает эмоциональный опыт человечества, раскрывает нам ценность и красоту повседневной жизни.
Художник и скульптор раскрывают ту сущность явлений, которая теряется в потоке повседневности. Можно бесконечное число раз идти одной дорогой и ни разу не поднять глаза, чтобы увидеть дома и деревья вдоль дороги. Можно тысячу раз надевать ботинки, ни разу не задумавшись, как привычки и характер проявляются в вещах, которые стали уже как бы неотъемлемой частью самих хозяев. Художник раскрывает нам глаза на множество обыденных предметов.
Работа с детьми в музейной экспозиции должна решать следующие задачи:
• Формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности, на основе творческого анализа произведений искусства.
• Развивать вербальное и визуальное мышление.
• Развитие критического мышления.
• Стимулировать творческое восприятие окружающего мира.
• Развивать творческие способности.
• Способствовать приобретению учащимися компетентности в коммуникативной и социально-эстетической сферах.
• Развивать стремление к эстетическому самообразованию и самовоспитанию.
Методы обучения на музейных занятиях можно использовать разные:
• метод сравнения и сопоставления;
• проблемно-поисковый метод;
• диалогический метод;
• метод проектов;
• метод эмпатии (метод личной аналогии)
• словесные (лекции, беседы, дискуссии).
Наряду с обзорными и тематическими экскурсиями, проведением познавательных бесед и мероприятий, ребята должны иметь возможность свободно исследовать пространство музея, самостоятельно рассматривать, изучать его экспонаты, обмениваться впечатлениями, творчески осмысливать увиденное.
Предложите ученикам найти по описаниям, подсказкам различные экспонаты, вставить в заранее приготовленный текст недостающие слова, сделать собственное описание понравившегося произведения.
Ребята должны приобретать коммуникативные навыки. Необходимо дать им возможность общаться, вместе что-то обсуждать, думать.
Выберите в зале картину с ярко выраженным эмоциональным содержанием. Спросите детей, что замечательного и интересного они в ней увидели. Есть два типа детских ответов. В одних присутствуют указания на настроение, которое вызывает картина, на чувства и переживания героев, на действия, смысл которых определяется всей картиной в целом. Все это различные аспекты художественного образа. В других ответах дети могут указывать на отдельные детали картины, на соответствие или несоответствие цвета изображения предметной окраске соответствующего объекта действительности. Хотя это частности, не определяющие сути художественного образа, они позволяют порой взглянуть на картину под новым углом. Поэтому важно дать детям понять, что в нашем восприятии не бывает мелочей. Необходимо отнестись к содержанию картины на основе собственного чувственного восприятия, без такого отношения невозможно воспитание развитого художественного вкуса.
А вот другой прием. Предложите детям выбрать из всех картин в зале самую радостную по их мнению (если, конечно, в этом зале есть картины, содержание которых можно интерпретировать как радостные). Пусть дети сначала обсудят между собой, какая из картин отвечает заданному определению. А потом попросите их обосновать свое мнение. Можно предложить детям выбрать самую суровую или тревожную по настроению картину.
У детей возникает множество вопросов о том, как добивается художник того или иного эффекта. Для квалифицированного ответа, конечно, нужно хорошо знать искусство.
Если вы затрудняетесь дать ответ, то можно "вернуть" ребенку его вопрос: "А как ты сам думаешь?" Пусть ребенок поразмышляет у картины.
Проведите несколько занятий на тему «Предмет в картине». Начать можно с экспозиции, в которой представлены натюрморты. Нужно показать детям, что натюрморты могут передавать разное настроение, идеи даже социальную среду.
Натюрморт – это всегда разговор о чем-то. Художники используют вещь в своих работах как предмет, имеющий свое назначение, происхождение, форму, свойства и т.д. У каждой вещи есть свой «язык». Чтобы начать диалог с предметом, необходимо обращение к книгам, подобным предметам, т.е. мы должны собрать информацию, связанную с безмолвным собеседником. Очень хороший прием постижения сути вещей – ассоциация.
Спросите, на что предмет похож, какие мысли он вызывает? Предложите ученикам самостоятельно подобрать несколько натюрмортов, в которых один и тот же предмет «говорит» о разном.
Другое занятие посвятите портрету. Вещь в портрете – отражение личности, эпохи.
Что нам могут рассказать предметы на портрете человека? Предложите детям создать свой портрет в вещах.
В любой экспозиции перед детьми можно поставить поисковую задачу, которую они будут решать самостоятельно, а результаты исследования смогут представить в виде презентации. Тему экспозиции можно сделать темой дискуссии. В музейной экспозиции и у педагога большое поле для творчества
В конце посещения проведите рефлексию:
• Какие экспонаты произвели наибольшее впечатление? Какие чувства и мысли вызывают эти произведения?
• Какие задания вам понравились – почему? Какие нет – почему?
• Что бы вы посоветовали родным и друзьям при посещении данной экспозиции музея?
В процессе воспитания важную роль играют ритуалы. Заведите альбом эмоций. По окончании занятия наклейте на страницу билет или небольшой рекламный листок о выставке, пусть на этой же странице ребята напишут, что они сегодня испытали. Если они по каким-то соображениям не готовы писать о своих чувствах, разрешите им поставить плюс или минус. Через какое-то время интересно и полезно рассмотреть этот альбом, вспомнить о том, как это было, как чувства меняются в зависимости от экспозиции.
Важно, чтобы разговор на поставленные вами темы продолжался и после посещения музея. Возвращайтесь к ним, ищите аналогии в жизни сами и побуждайте к этому учеников. Предложите тему исследования, навеянную увиденной экспозицией. Пусть дети создадут творческий проект по мотивам увиденных произведений. Помните, посещение музея не конечная цель ваших занятий, а отправная точка путешествия в мир творчества.
Статьи на эту тему:
1. Тимина Н.В. Я поведу тебя в музей или Как приобщать ребенка к искусству.
2. Гуружапов В.А. Идем в музей с ребенком.
https://www.7ya.ru/article/Idem-v-muzej-s-rebenkom/
3. Зонина С.Н. Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/jesteticheskoe-vospitanie-shkolnikov-sredstvami-muzejnoj-jekspozicii.html