Пояснительная записка.
Введение. Рисование увлекает школьников, погружает в мир искусства, начальные навыки переходят в умения, первые пробы рисовать - в возможность изображать идеи, собственные фантазии, свои представления об окружающем мире, уверенно рисовать с натуры. Рисование - одно из любимых занятий увлечённых детей.
Стремление познавать и созидать, рисовать и создавать свои первые произведения – это естественная потребность обучающихся, которая находит свое удовлетворение в изобразительной деятельности. Занятия изобразительным искусством в условиях дополнительного образования способствуют развитию чувства прекрасного, формируют умение понимать и видеть красоту в окружающей природе, в произведениях искусства, в рукотворных шедеврах, созданных человеком и являются важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания. Увлеченность изобразительной деятельностью на занятиях в студии способствует усвоению в процессе обучения обучающимися способов преобразования и познания мира, для педагога создает условия решения целого ряда задач по воспитанию и развитию детей в процессе овладения основами изобразительной грамотности и позволяет наиболее полно осуществить личностно – ориентированный подход в развитии художественных способностей детей.
Рисование на открытом воздухе, в условиях пленэра погружает в процесс работы с натуры, способствует собранности, избирательности в выборе мотива для изображения. В ходе работы над зарисовками и этюдами обучающийся применяет полученные навыки, умения, знания.
Направленность программы. Данная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности, создает условия для выявления склонностей детей к изобразительной деятельности, развитие потенциальных творческих способностей обучающихся и воспитания всесторонне развитой и социализированной личности.
Новизна программы в её непрерывности и комплексности. Изобразительная деятельность предполагает формирование начальных навыков, умений и овладение основами изобразительной грамотности. В связи с этим возникла потребность в создании комплексной программы, предполагающей реализацию подходов, различающихся по учебным задачам и методам обучения изобразительной деятельности. Была разработана краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Летний пленэр», которая является модулем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Изобразительная деятельность».
Модуль программы «Летний пленэр» направлен на творческое развитие, на овладение обучающимися методов и правил работы в условиях открытых пространств. Практика работы на пленэре развивает у обучающихся оригинальность, наблюдательность, глазомер. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Актуальность программы обусловлена запросом родителей и детей обучению изобразительной деятельности в условиях открытого пространства, на открытом воздухе в тесном контакте с естественной природной средой и организации свободного досуга детей в летний период.
Педагогическая целесообразность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Летний пленэр» направлена на создание особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей ребенка, что может способствовать его приобщению к творчеству и развитию художественного видения, раскрытию лучших человеческих качеств и решению задач допрофессиональной подготовки. Модуль «Летний пленэр» ориентирует обучающихся на приобщение к миру природы, применение полученных навыков, знаний, умений для улучшения своего образовательного результата и создание индивидуального творческого продукта.
Отличительная особенность программы. Программа предназначена для работы в открытом пространстве естественной природной среды и направлена на развитие интереса к природе родного края.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации модуля «Летний пленэр» дополнительной общеобразовательной общеразвавающей программы «Изобразительная деятельность» - от 11 до 17 лет.
В программе учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся:
При проведении занятий имеет значение проблема личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте. Принимая во внимание психологические особенности возраста и отношение детей к природе, следует признать, что младшие обучающиеся (11—13 лет) — наиболее благоприятный возраст для создания "установки" на пленэр, для развития способности всматриваться в природу, общаться с ней. В старшем возрасте (14—17 лет) для человека снижается важность общения и наблюдения природы и все более увеличивается значение межличностных отношений. Им трудно концентрировать внимание в течение долгого времени на одном виде деятельности, активизацию восприятия. Это предполагает смену вида деятельности, что способствует более внимательному отношению к натуре.
Сроки реализации модуля «Летний пленэр» - две недели. Программа рассчитана на 12 академических часов.
Особенности организации образовательного процесса
Формы и режим занятий. Форма организации деятельности обучающихся на занятии — групповая. Форма проведения занятий: беседа, практическое занятие — упражнение.
Для успешного выполнения поставленных учебно – воспитательных задач модуля «Летний пленэр» предусмотрен вид деятельности - рисование с натуры. Формирование понятий, представлений, развитие умений и творческих способностей происходит на занятиях, имеющими разные формы проведения: обучающие занятия, творческие занятия, творческие задания с выдвижением проблемы.
Основными разделами данной программы являются: живопись и рисунок, Основой изобразительной деятельности на занятиях в студии являются виды работ по изображению, работа с цветом, тоном, пятном, линией и формой. Формирование навыков, понятий, представлений, развитие умений и творческих способностей происходит на занятиях, разделённые для более лёгкого усвоения на блоки и имеющими разные формы проведения:
– Обучающие занятия, где обучающиеся осваивают пооперационное выполнение работ, а также овладевают изобразительным средствам и средствами выразительности: мазок, линия, плоскость, тон, цветовой тон и т. п. Обучающийся решает учебные задачи и развивает навыки.
- Творческие занятия, где задания, имеет алгоритм действий, заданный педагогом, проявляет творчество обучающийся при выполнении задания.
- Творческие задания с выдвижением проблемы, где педагог осуществляет постановку целей, планируются действия в основном воспитанником, выполняется задание им самостоятельно. Эти задания направлены на активизацию умственной и творческой активности. Такие задания помогают обучающемуся решать учебно – творческие задачи.
Цели программы «Летний пленэр» направлены:
- на приобщение детей к изобразительному искусству;
- духовно – нравственное совершенствование;
- обеспечение гармоничного развития личности обучающегося;
- развитие творческих способностей и специфичных умений изобразительного искусства;
- формирование духовного мира и мировоззрения воспитанника.
Задачи данного модуля «Летний пленэр» программы:
- в применении обучающимися полученных знаний по рисунку, живописи и перспективе на практике; ознакомить со способами, средствами изображения окружающей природы, архитектуры и её фрагментов;
- обучить выполнять наброски, зарисовки и краткосрочные этюды, рисовать выразительные фрагменты деревьев, элементы архитектуры, воспроизводить постройки и улочки с применением наглядной перспективы, получить навыки рисования красками композиций цветом;
-Формировать у обучающегося потребность и умение выполнять задания самостоятельно, подмечать оригинальное, развивать творческие способности и трудолюбие.
Образовательные задачи:
- формировать и развивать специфические навыки и умения изобразительной деятельности, обучать теоретическим и практическим основам изобразительной грамоты, навыкам рисования с натуры, по воображению, по представлению, по памяти;
- формировать и развивать представления об изобразительном искусстве, его возможностях и средствах выразительности;
- развивать представления о композиции, умения компоновать;
- формировать навыки и умения работы с художественными материалами и применением различных техник.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес в области изобразительного искусства, формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
- развивать эмоциональную сферу и воображение воспитанников;
- формировать художественно – творческую активность, развивать потребности в творческой деятельности, расширять собственный художественный опыт воспитанника;
- систематически развивать навыки и умения целенаправленного использования средств изобразительности и выразительности, композиционное, пространственное мышление;
- сформировать и развить основы колористической культуры, навыки работы с формой.
Воспитательные задачи:
-формировать нравственно – эстетическую отзывчивость обучающихся к явлениям окружающей жизни;
-овладение, углубление обучающимися системы знаний в области изобразительного искусства, приобщать и поддерживать интерес к культуре, предоставить возможность к эстетическому развитию детей, и как результат обеспечить определённый уровень овладения культурой в целом;
-в процессе развития и становления личности формировать личностные качества обучающихся.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Предполагается, что обучающиеся в процессе обучения приобретут опыт в художественно-творческой деятельности и такие предметные результаты:
По окончании обучения обучающийся будет знать:
терминологию изобразительного искусства, теорию изобразительной грамотности, законы композиции,
основы реалистического изображения, о методах и последовательности ведения работы в живописи, в рисунке и графике,
свойства художественных материалов и технологию их применения,
о роли творчества художника в разных сферах жизни человека, создании среды жизни и предметного мира, организации форм общения людей.
При реализации развивающих задач предполагается , что обучающийся должен уметь:
применять первичные навыки изобразительной деятельности в разных видах искусства: живописи, графике, дизайне и т.п.;
анализировать произведения искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
использовать основные правила и законы композиции, выбирать по собственному усмотрению тип композиции, а также свободно использовать композиционные возможности изображения: выбирать мотив, формат, управлять листом и т.д.,
изображать объекты и предметы на плоскости, выстраивать пространственные построения (решать систему соподчинения деталей, усиления и подчеркивания, а также выделять, изображать группы предметов или объектов); выделить ритмически выразительные элементы натуры и выявлять основную цвето- тональную структуру изображения, передавать характерное настроение мотива;
пользоваться эскизом и этюдом в работе над композицией, рисовать по памяти или с натуры,
выполнять композицию или сюжетный рисунок, в эскизе выразить найденную систему организации основных элементов произведения, использовать для передачи предметно - пространственных элементов законы наблюдательной перспективы, конструктивное построение, моделировать формы светотенью, цветовые и тональные отношения, разнообразные решения тоном, контрасты и т.д.,
передавать объем и пространство, фактуру объектов;
изображать фигуры человека - стаффажи на плоскости, соблюдая пропорции;
создавать художественный образ и колоритное произведение,
оценить выразительность и оригинальность выбранного мотива, предвидеть конкретный результат будущей работы;
самостоятельно контролировать свою работу, планировать свои действия, определять и устранять недостатки и ошибки.
Личностные результаты развиваются у обучающихся в ходе занятий, могут проявляться у детей в ходе практического выполнения задания, выявляться методом педагогического наблюдения.
В ходе решения воспитательных задач предполагается, что воспитанник будет:
-понимающим и любознательным в области изобразительного искусства;
-применять навыки художественного восприятия, понимание особенностей образного языка различных видов изобразительного искусства и их роли в жизни человека и общества;
-проявляющим фантазию и воображение в конкретных формах творческой художественной деятельности ;
-выражающим художественный смысл, эмоциональное состояние, своё отношение к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
-обладающим эстетическим вкусом, умеющим ценить прекрасное;
-проявляющим свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
целеустремленным, аккуратным, трудолюбивым, самостоятельным и инициативным, развивать в себе лучшие черты, вырабатывать индивидуальный стиль деятельности;
активной творческой, социально адаптированной, нравственной личностью, обладающей уникальной человеческой индивидуальностью;
толерантной личностью с национальным самосознанием, уважающей и ценящей достижения мировой культуры.
Способы определения результативности
- метод педагогического наблюдения;
педагогический анализ активности обучающегося, результатов его деятельности;
- текущий контроль;
- опрос.
Форма подведения итогов– итоговая выставка детских работ.
Учебный план модуля «Летний пленэр»
Учебный план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Живопись | 6 | 1 | 5 | Педагогическое наблюдение, опрос, выставка |
2. | Рисунок | 6 | 1 | 5 | Педагогическое наблюдение, опрос, выставка |
Итого: | 12 | 2 | 10 | |
Содержание учебного плана
№ | Название темы и содержание занятия | Форма проведения | Наглядный материал | Всего часов |
1 | Раздел: Рисунок. Вводное занятие. Инструктаж по т.б. Тема занятия: "Зарисовки и наброски". . Рисование зарисовок и набросков городских деревьев, домов, улиц. Теоретическая часть: Беседа о зарисовках и набросках. Цели и задачи учебного задания. Стимулирование воспитанников выполнять выразительные по композиции работы. Практическая часть: Выполнение набросков и зарисовок различными графическими материалами: карандашом, углем и т.п Закрепление практических навыков рисования на открытом воздухе. Поисковые зарисовки интересных видов и мотивов. Обсуждение итогов выполнения работы. | Беседа. Обучающее занятие. | Подборка по теме, образцы из книги «Академический рисунок» К. Ли | 2 |
2 | Раздел : Рисунок Творческое задание с выдвижением проблемы. Передача городской среды средствами графики. Тема занятия: "Зарисовки и наброски". Рисование зарисовок и набросков городских деревьев, домов, улиц. Теоретическая часть: Беседа о зарисовках и набросках. Цели и задачи зарисовок. Стимулирование обучающихся выполнять выразительные, оригинальные по композиции работы. Практическая часть: Выполнение набросков и зарисовок различными графическими материалами: карандашом, углем и т.п. Передача городской среды средствами графики. Закрепление практических навыков рисования архитектуры и растительных фрагментов. Формат и материал по выбору. Обсуждение итогов выполнения работы. | Беседа. Творческое занятие с выдвижением проблемы. | Подборка по теме, образцы | 4 |
3 | Раздел: Живопись. Выполнение задания по поиску мотива, выполнение этюда. Тема занятия: «Этюды композиции». Рисование композиционных этюдов с натуры. элементов пейзажа, фрагментов деревьев и их групп, построек. Теоретическая часть: Беседа об учебных и творческих задачах пленэра, о жанре пейзажа, о технологии художественного материала. Закрепление пройденного, применение правил наглядной перспективы для построения, стимулирование обучающихся передавать наблюдать и изображать увиденное с натуры цветом. Практическая часть: Выполнение задания по поиску мотива для этюда. Рисование зарисовок и набросков, построение в листе, применение законов воздушной перспективы в работе. Последовательное выполнение задания: компоновка в листе элементов композиции. Выполнение задания в цвете, устранение недочетов, обобщение. Формат и материал по выбору Подведение итогов выполнения работы. | Беседа. Творческое занятие с выдвижением проблемы | Примеры- образцы | 6 |
Календарный учебный график
Начало занятий: 03.06.2024
Количество учебных недель: 3
Количество учебных часов: 12
Количество учебных дней: 6
№ п/п | Месяц | Форма занятия | Коли-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | июнь | Беседа. Обучающее занятие. Вводное занятие. Инструктаж по т.б. | 2 | Раздел: Рисунок. Тема занятия: "Зарисовки и наброски" | пленэр | опрос Выставка |
2 | июнь | Беседа. Творческое занятие. | 2 | Раздел: Рисунок Тема занятия: "Зарисовки и наброски". | пленэр | опрос Выставка |
3 | июнь | Беседа. Творческое занятие. | 2 | Раздел: Рисунок Тема занятия: "Зарисовки и наброски". | пленэр | опрос Выставка |
4 | июнь | Беседа. Творческое занятие с выдвижением проблемы | 2 | Раздел: Живопись. Тема занятия «Этюды композиции» | пленэр | Педагогическое наблюдение Выставка |
5 | июнь | Беседа. Творческое занятие с выдвижением проблемы | 2 | Раздел: Живопись. Тема занятия «Этюды композиции» | пленэр | Педагогическое наблюдение Выставка |
6 | июнь | Беседа. Творческое занятие с выдвижением проблемы | 2 | Раздел: Живопись. Тема занятия «Этюды композиции». | пленэр | Педагогическое наблюдение Выставка |
Материально-техническое обеспечение занятий по модулю - блокноты для зарисовок, планшетки, треноги, стулья, бумага, пастельные, графические карандаши, акварель, палитры, кисти.
Методическое обеспечение программы
Для достижения поставленной цели и реализации поставленных задач используются следующие методы обучения:
- словесный метод – беседа. Приём – анализ натурного мотива по предложенному педагогом плану;
-наглядные методы; Этот метод наглядного обучения раскрывает важнейшие стороны художественного творчества. Процесс рисования с натуры начинается с живого эмоционального и зрительного наблюдения, с восприятия изображаемых предметов. Процесс восприятия раскрывает перед воспитанниками законы композиции, пластическую выразительность и конструктивные особенности форм, подготавливает к эстетическому и композиционному постижению содержания мотива, которая соответствует учебным задачам занятия;
- метод сравнения; Этот метод используется, когда обучающемуся надо определить в ходе работы над этюдом основные контрасты света и тени, тёплого и холодного цветов, что помогает ему в рассматривании, наблюдении над природным или архитектурным пейзажем;
метод работы от общего к частному. Приём – демонстрация педагогом поэтапного выполнения этюда; параллельная работа педагога на пленэре.
практический метод – упражнения (краткосрочные, кратковременные, длительные,
специальные, тренировочные);
- метод личного показа, необходим обучающемуся для преодоления трудностей, исправления ошибок; Каждое занятие подкрепляется рисунком педагога и пояснительными зарисовками, пояснениями ;
метод стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности. Приём – анализ работ с участием обучающихся (текущий просмотр в конце занятия).
Предложенные методы работы в рамках модуля являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач.
Педагогическая технология, применяемая в обучении по модулю «Летний пленэр», направлена на сотрудничество педагога и обучающегося, основана на алгоритмах действий воспитанников и анализе и рефлексии обучающего. Она помогает педагогу создавать благоприятный эмоциональный фон, оказывать поддержку воспитаннику, контролировать ход его работы над этюдом или зарисовкой.
Алгоритм учебного занятия
Постановка цели занятия, демонстрация наглядного материала и образцов задания, Анализ решения подобных тем и сюжетов в произведениях художников и в работах студентов ( из методического пособия). Подготовительный этап.
Организация рабочего места, выведение обучающихся на место работы группы, определение задач, времени выполнения. Выбор точки зрения. Выбор формата изображения. Этап определение цели и постановки задач занятия. Начало работы. Пошаговый этап работы по композиции, определения основных масштабов и пропорций.
Поэтапное выполнение задания обучающимся. Определение пропорций, движения и характера пространственных планов. Этап работы построения композиции в пространстве. Пошаговый этап — построение больших объектов в листе.
Пошаговое выполнение работы обучающимися. Передача больших тоновых и цветовых отношений. Обобщенная моделировка объемной формы, выявление градаций светотени с учетом воздушной перспективы. Подчинение всех частей изображения целому. Этап работы над зарисовкой или этюдом.
Проработка деталей композиционного центра. Обобщение. Этап завершения работы, обсуждение.
Развивающие возможности программы: опираются на научные достижения колористики и практики художников – педагогов; формируют и развивают наблюдательность, самостоятельность и умение планирования действий, трудолюбие, познавательный интерес; прививают любовь к родной природе, к месту своего проживания, интерес к быту и своеобразию города или родного посёлка; а главное даёт возможность применить на практике обучающимся межпредметные связи из разны разделов знаний; выявляет талантливость ученика.
Оценочные материалы для проверки теоретических знаний и практических умений по модулю «Летний пленэр» представлены: критериями оценки активности познавательного интереса в процессе выполнения упражнений; критерии умений компоновать, располагать элементы композиции; критерии оценки знаний, умений применения законов и правил перспективы; критерии развитости умений изобразительной деятельности.
Критерии оценки активности познавательного интереса в процессе выполнения упражнений выявляет и отражает активность познавательного интереса, отражает талантливость и направленность обучающихся на изобразительную деятельность и предмет, потребность перенимать опыт, диагностируется по 5 балльной системе: высокий – 5 баллов, средний – 3 баллов, низкий – 1 балл.
1. Анализировать произведения искусства, наглядные примеры и образцы зарисовок и этюдов.
Высокий уровень выраженности качества, данное качество проявляется всегда – заинтересованность воспитанника областью изобразительного искусства выражается в постоянном устойчивом интересе, который удовлетворяется в систематическом пополнении знаний.
Средний уровень выраженности качества, данное качество в равной степени проявляется , так и не проявляется.
Низкий уровень выраженности качества, данное качество проявляется редко.
2. Активное использование художественных терминов и понятий, самостоятельное применение своих теоретических знаний.
Высокий уровень выраженности качества, данное качество проявляется всегда – заинтересованность обучающегося областью изобразительного искусства выражается в постоянном устойчивом интересе к пополнению теоретических знаний, который удовлетворяется в систематическом их пополнении.
Средний уровень выраженности качества, данное качество в равной степени проявляется , так и не проявляется.
Низкий уровень выраженности качества, данное качество проявляется редко.
3. Стремление к выразительности и оригинальности выбранного пейзажного мотива, предвидение конкретного результата будущей работы.
Высокий уровень выраженности качества, данное качество проявляется всегда – заинтересованность обучающегося выражается в постоянном стремлении оригинальному решению композиции зарисовки или мотива.
Средний уровень выраженности качества, данное качество в равной степени проявляется , так и не проявляется.
Низкий уровень выраженности качества, данное качество проявляется редко.
4. Самостоятельное планирование своих действий, анализирование своей работы, определение и устранение недостатков и ошибок.
Высокий уровень выраженности качества, данное качество проявляется всегда – заинтересованность обучающегося выражается в высокой потребности в самостоятельном в поэтапном и пооперационном выполнении работы, анализе результатов своем рисунке.
Средний уровень выраженности качества, данное качество в равной степени проявляется , так и не проявляется.
Низкий уровень выраженности качества, данное качество проявляется редко.
Критерии умений компоновать, располагать элементы композиции в листе выявляют умения уверенно распределять, компонует в рабочей плоскости листа, диагностируются по 5 балльной системе: высокий – 5 баллов, средний – 3 баллов, низкий – 1 балл.
1.Применение основных правил и законов композиции, обучающийся выбирает по собственному усмотрению тип композиции, а также свободно использует композиционные возможности изображения: выбирает мотив, формат, управлять листом и т.д.,
Высокий уровень выраженности качества, данное качество проявляется всегда – обучающийся придерживается правил композиции, использует фрагменты природы, ракурсы и элементы архитектуры.
Средний уровень выраженности качества, данное качество в равной степени проявляется , так и не проявляется.
Низкий уровень выраженности качества, данное качество проявляется редко.
2.Оригинальность, выразительность выбранного мотива, выполнение обучающимся поискового эскиза или этюда для работы над будущей композицией.
Высокий уровень выраженности качества, данное качество проявляется всегда – обучающийся подмечает оригинальный мотив, подмечает в окружающем выразительный вид.
Средний уровень выраженности качества, данное качество в равной степени проявляется , так и не проявляется.
Низкий уровень выраженности качества, данное качество проявляется редко.
Критерии оценки знаний, умений применения законов и правил перспективы —
применение умений рисовать пространство пейзажа и архитектурные элементы, диагностируется по 5 балльной системе: высокий – 5 баллов, средний – 3 баллов, низкий – 1 балл.
1. Знание общих законов перспективы, элементов наблюдательной перспективы, использование их для грамотного изображения предметно - пространственных элементов — рисование архитектуры, улочек города;
Высокий уровень выраженности качества, данное качество проявляется всегда – обучающийся при построении композиции зарисовка применяет наблюдательную перспективу
Средний уровень выраженности качества, данное качество в равной степени проявляется , так и не проявляется.
Низкий уровень выраженности качества, данное качество проявляется редко.
2. Верно определяет уровень горизонта, дистанционные точки – элементы наглядной перспективы
Высокий уровень выраженности качества, данное качество проявляется всегда – обучающийся охотно выполняет упражнения по развитию объёмно – пространственных представлений.
Средний уровень выраженности качества, данное качество в равной степени проявляется , так и не проявляется.
Низкий уровень выраженности качества, данное качество проявляется редко.
Критерии развитости умений изобразительной деятельности, диагностируются по 5 балльной системе: высокий – 5 баллов, средний – 3 баллов, низкий – 1 балл.
1. Использует такие средства выразительности как: выделяет ритмически выразительные элементы натуры, контрасты; выявлять конструктивное построение, цветовые и тональные отношения; моделирует формы светотенью, передает характерное настроение мотива, объем и пространство, фактуру объектов, применяет изображения фигуры человека – стаффажи.
Высокий уровень выраженности качества, данное качество проявляется всегда – обучающийся применяет эти знания и умения в процессе работы над зарисовкой или эскизом.
Средний уровень выраженности качества, данное качество в равной степени проявляется , так и не проявляется.
Низкий уровень выраженности качества, данное качество проявляется редко.
2. Выполняет композицию (эскиз) для сюжетного рисунка, создаёт художественный образ и колоритное произведение.
Высокий уровень выраженности качества, данное качество проявляется всегда – обучающийся подготавливает материал для тематических, сюжетных композиций или выполняет завершенное произведение.
Средний уровень выраженности качества, данное качество в равной степени проявляется , так и не проявляется.
Низкий уровень выраженности качества, данное качество проявляется редко.
Информационное обеспечение
На занятиях используются разнообразные средства наглядности: пособия – учебная и методическая литература по академическому рисунку, содержащие, в том числе, как поисковый материал для композиций, схемы и таблицы , образцы учебных работ.
По технологии акварели и живописи используется пособие с методическими таблицами, репродукциями и иллюстрациями. А также альбомы и журналы по изобразительному искусству, репродукции работ выдающихся художников, для просмотра- видеофильмы. Наглядный материал используется на разных этапах занятия.
Литература для педагога.
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.М. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.: Издательство «Ось-89».2000.
2. Беда Г.В. Живопись. – М.: Просвещение, 1986.
3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция.-2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
4. Волков И.П. Художественная студия в школе. – М.: Просвещение, 1993.
5. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1977.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987.
7. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – М., 1998.
8. Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедевой. – М.:Владос, 2000.
9. Живопись. Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. Мин. культуры СССР. – М., 1982.
10. Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М:ВАКО,2005.
11. Конвенция о правах ребенка. Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г. //сборн. нормативных и методических материалов: /От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей.- М.: Владос,2000.
12. Концепция художественного образования в Российской федерации //Внешкольник. 2002.-№ 4.-с.1-4.
13. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1981.
14. Примерная программа по изобразительному искусству. - М., Дрофа, 1998.
15. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. – М., 1998.
16. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984.
17. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
18. Кузнецова С.Г. Программы регионального компонента по специальности «Изобразительное искусство» и «Домоведение». – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003
19. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 5 - 9 классы
20. Ли Николай . Основы учебного академического рисунка. Экспо, М., 2008, стр.457 - 475